Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Церковь Тихвинской Божией Матери в Симоновом монастыре построена около 1677 г. царем Федором Алексеевичем как трапезная для монастырской братии. В Москве она была первой по времени сооружения в стиле барокко. Церковь была освящена во имя преп. Сергия. Пристройка с запада заключает в себе паперть и бывшую палату царя Федора Алексеевича, а над папертью воздвигнута четырехугольная башня, с которой открывается вид на Москву. В 1799 г. устроены приделы: Афанасия Александрийского и Мученицы Гликерии, Ксенофонта и Марии. В 1840 – 43 гг. главный престол переименован в честь Тихвинской Божией Матери, а к восточным углам пристроены приделы: преп. Сергия и Валентина, Параскевы и Василия Блаженного. Главный иконостас был особенно богато украшен царем Федором Алексеевичем, но все драгоценности похищены французами в 1812 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Новая трапезная - крупнейшая крупнейшая сохранившаяся постройка монастыря. Предыстория постройки существующей так называемой Новой трапезной Симонова монастыря прослеживается с 1484/1485 года (6993): «Того же году трапеза каменная на Симонове свершена, иже у врат». Этот факт был введен в научный оборот уже в XIX веке одним из первых исследователей истории монастыря - Н.Д. Иванниным-Писаревым: «... Также много было даяния от Василия Дими-триевича и Иоанна III, который, кроме соборного верха, построил там, в 1485-м, каменную трапезу (она была перестроена при Царе Алексее Михайловиче...)». Имеет смысл принять во внимание также сведения о единовременных с ней постройках: «...в 1485 году была построена трапезная палата, около того же времени были построены на вкладные деньги казначея Ивана III Владимира Ховрина: церковь Преображения, «колокольница» (звонница) и ограда из кирпича». Архитектурный облик и точное местоположение первой каменной трапезной неизвестны, однако некоторые исследователи придерживаются мнения, что она была одностолпной, возведена к западу от собора, то есть у западных ворот с церковью Преображения: «Начиная с 1485 г. и до конца столетия в монастыре были возведены каменная одностолпная трапезная, возможно, соборная звонница и первая каменная ограда. Каких-либо определенных сведений об облике первоначальной трапезной, стоявшей к западу от собора... не обнаружено».

http://sobory.ru/article/?object=03318

Характер жителей псковских островов не могли коренным образом изменить социальные потрясения в стране. Уклад жизни рыбаков в то время, когда на Талабском острове в 1958 году поселился старец Николай Гурьянов , оставался тем же, каким он был до революции. Этим можно объяснить то особое почтение, которое проявлял старец по отношению к жителям острова – они были великими тружениками. А старец высоко ценил трудящегося человека и прощал ему мелкие недостатки. Кроме того, поселение старца на острове вернуло этим местам сугубое молитвенное служение – во времена древние здесь располагался Петропавловский мужской монастырь, построенный около 1470 года, в 1616 году приписанный к Псково-Печерскому монастырю и упраздненный в конце XVIII столетия. До революции Талабские острова имели еще одно название – Александровский посад. Такое название селение получило в 1820 году в честь Государя Александра I, который оказал пособие после пожара, бывшего на острове в начале XIX века. Талабские острова до революции насчитывали 750 дворов и были известны на всю Псковскую губернию своими ярмарками. На острова перед новым годом съезжались купцы, крестьяне, работный люд из многих губерний. Население островов в это время увеличивалось в два- три раза. Везли все, что только пожелаешь. Несколько дней, а то и недель, шел оживленный торг. С прибылью оставались жители островов и прибрежных деревень. Особой властью и почетом пользовались на островах, как на Талабском, Верхнем, так и на среднем – Талабенце, жерники. Обычно это были опытные рыбаки, владельцы больших неводов и промысловых судов. Дома жерников, обшитые тесом и покрытые масляной краской, издали вещали о хозяйском достатке. Талабчане занимались в основном рыбной ловлей. Пойманную рыбу отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых насчитывалось до 119. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы. Только купцы да зажиточные островитяне располагались просторно и основательно, двухэтажные дома, магазины, различные мастерские возводились вдоль южной стороны острова, называемой Набережная. На Верхней улице селились менее состоятельные жители или просто бедные. 15

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Петропавловский монастырь переименовали в Екатерининский. 9 июня 1811 г. случился пожар. Огонь на Подоле бушевал три дня. Сгорели практически все деревянные постройки, пострадали каменные строения, погибли тысячи людей. Густой дым и копоть достигли Нежина. Екатерининский греческий монастырь уцелел лишь потому, что не открыл дверей бежавшим с пожитками погорельцам. Уцелела после пожара северная часть Подола, ближе к Оболони. После трагедии монастырь занял свое нынешнее место на Контрактовой площади. В 1915 г. были воздвигнуты новые колокольня в стиле классицизма (по проекту архитектора Л. Эйснера) и корпуса (архитектор Ф. И. Лидваль). Часть построек до наших дней не сохранилась. Стихия пощадила синайских монахов. «Пожар» 1917 года  медленно, но верно стирал с лица города прекрасные строения. Практически все постройки Екатерининского монастыря были уничтожены. Церковь Петра и Павла, закрытую в 20-х гг. ХХ в., хотели приспособить под хранилище Центрального архива Украины, однако в 1935 г. разобрали. В начале 1920-х гг. , когда греческий храм закрыли, его большее здание использовали как выставочный павильон для демонстрации достижений советской промышленности. В 1929 г. церковь разобрали, поскольку купол дал трещину. В наши дни в отстроенном монастырском здании — Национальный банк. http://angela.org.ua/ В первой половине XVIII в. греческий монастырь находился на Подоле недалеко от старого рынка. Там функционировала и деревянная церковь Святой Екатерины. В 1738 г. по прошению игумена Преображенского монастыря Синайской горы Евгения и при содействии Рафаила Заборовского, греки получили указ об устройстве монастыря на Александровской площади на Подоле и строительстве каменного храма. В 1746 г. греческий приход был преобразован в мужской монастырь подчиненный Синайской епархии. Его стали называть Греко-Синайским монастырем. Во второй половине XVIII в. на территории монастыря были построены жилые корпуса и колокольня. В 1787 г. монахов монастыря Святой Екатерины перевели в здание упраздненного монастыря Петра и Павла, напротив Флоровского монастыря. После пожара 1811 г. монастырь занял свое нынешнее место на Контрактовой площади. Значительно перестроен в 1914-1915 г.г., когда и приобрел современный вид.

http://sobory.ru/article/?object=04840

Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Александро-Куштский мужской монастырь - один из самых ранних шатровых храмов, можно сказать, древнейший памятник деревянной шатровой архитектуры, дошедший до наших дней. Основан в 1420 году в болотистой глухой местности, на низком берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера, преподобным Александром Куштским, мощи которого покоятся под спудом в приделе его имени, над ним медная рака. Храм выгорел в 1519 году, но затем вновь был возведён с двумя церквями: Николаевской и Успенской. Главной церковью комплекса является Успенская. Монастырь был упразднен в 1764 году, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю. Никольский храм, где были погребены под спудом мощи преподобного Александра, обращён в приходской. Сейчас монастырь представляет собой небольшое здание: восьмерик на четверике с четырёхскатной крышей, увенчанной крестом. В настоящее время является действующим. Буквально в километрах пяти от села Чирково расположено поселение под названием Место Александрово. По грунтовке добираемся до Александро-Куштского Успенского монастыря. Основан он был в 1420 году преподобным Александром Куштским, выходцем из Спасо-Каменного монастыря при помощи князя Заозерского Димитрия Васильевича. Известно, что 1764 году обитель была упразднена и обращена в приход. В 1833 году вновь воссозданную Куштскую обитель приписали к Спасо-Каменному монастырю. В советские годы, конечно же, её разорили и закрыли в 1925 году, хотя община продолжала существовать до 1927 года. С 1939 по 2014 год в пустыни располагался Вологодский психоневрологический интернат Из Куштского монастыря происходит истинное сокровище, вполне обветшавшее к 1962 году, перевезённое в Спасо-Прилуцкий монастырь: деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Многие считают её древнейшим из сохранившихся шатровых храмов. Другие считают датировку 1519 годом достаточно спорной, ведь дерево - не самый долговечный материал, и храм за столько лет мог и перестраиваться. Например,  П. Д. Барановский датировал сооружение рубежом XVI-XVII веков. Что, конечно же, нисколько не умаляет ни ценности памятника, ни его художественных достоинств. Восхищают мощное крестовое основание с бочковыми перекрытиями (оно-то и позволяет датировать храм XVII веком - раньше так не строили), восьмерик со стройным шатром, галерея на консолях, тончайшей резьбы лемех. В 1968 году старинные иконы XVI-XVIII веков из её иконостаса поступили в коллекцию Вологодского музея-заповедника. Там же оказались Царские врата резного позолоченого иконостаса и покров с раки прп. Александра. На территории с большим трудом восстанавливаемой обители сохранился колодец, согласно легенде, выкопанный самим основателем монастыря прп. Александром.

http://sobory.ru/article/?object=20096

В 1880 году основатель монастыря Василий Иванович Макарухин переселился в монастырь. В 1884 году при монастыре была построена гостиница, хлебопекарня и трапезная. 24 мая 1886 года состоялась закладка второго, отапливаемого храма монастыря в честь Никандра Пустынножителя Псковского. 24 сентября 1889 года храм, с пределами князя Владимира и целителя Пантелеимона, был освящён. В 1890 году скончался основатель монастыря Василий Иванович Макарухин, который за несколько дней до смерти стал монахом-схимником, приняв имя Варсонофий. Он был погребён в левом пределе Соборного храма. В 1894 году руководством монастыря занялся его племянник Н. Ф. Мусатов. Вплоть до своей смерти в 1915 году он тщательно занимался благоустройством монастыря. Им были построены Александровская школа для бедных детей и монастырская больница. К началу XX века во владениях монастыря было 117 гектаров земли, два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород. В 1921 году монастырь был упразднён. Монахи были разогнаны, а все владения храма национализированы. Монастырская утварь и иконы были вывезены и со временем многие из них были утеряны. 2 ноября 1990 года территория и все здания монастыря были возвращены православной церкви и 18 июля 1991 года состоялось открытие монастыря. Современное состояние [ править править код ] В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2007 года совершена первая после советских лет Божественная литургия в соборе Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. 28 января 2008 года в соборе состоялось первое архиерейское богослужение. Божественную литургию в ознаменование престольного праздника иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Владыка много способствовал и способствует тому, чтобы Богородичная обитель обрела редкие святыни, дорогие сердцу всякого русского человека. В 2007 году был вставлен в чудотворную икону святого Великомученика и Целителя Пантелеимона ковчежец с частью его святых мощей. Несколько лет тому назад в день Николы зимнего в храме в честь св. Никандра Псковского появилась чтимая всеми икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских, с частицей мощей. Сохранились и старинные святыни — две старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. По молитвам перед этими святыми образами совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре этим чудотворениям ведется летопись.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородичный_П...

30 янв. 2000 г. Е. хиротонисан во епископа Читинского и Забайкальского. Хиротонию в Москве в Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . По инициативе Е. 19 апр. 2000 г. решением Свящ. Синода был открыт Сретенский жен. мон-рь в с. Батурине (Бурятия), а также возрожден Посольский в честь Преображения Господня мужской монастырь в Кабанском р-не Бурятии, в мон-ре ведутся реставрационные работы. 6 дек. 2000 г. Е. учредил Православный благотворительный фонд им. св. блгв. кн. Александра Невского для сбора средств и организации сопутствующих мероприятий во время строительства Казанского кафедрального собора в Чите. В июне 2001 г. был заложен, а в 2003 г. освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, жен. мон-рь в пос. Атамановка Читинского р-на Читинской обл. 26 сент. 2004 г. Е. освятил кафедральный собор Читы. В 2004 г. по инициативе Читинского гос. ун-та и с благословения Е. при ун-те был заложен храм-часовня во имя прп. Сергия Радонежского . 1 окт. 2005 г. в вахтовом поселке Чинейского месторождения был освящен храм-часовня в честь Рождества Иоанна Крестителя. 13 дек. 2006 г. на территории Читинской гос. медицинской академии был заложен храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) . Е. много внимания уделял развитию духовного образования в епархии. В 2003 г. при Спасо-Преображенском храме Читы открылась 1-я в Забайкалье правосл. школа - прогимназия во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского. В сент. 2006 г. при филологическом фак-те Забайкальского гос. гуманитарно-педагогического ун-та им. Н. Г. Чернышевского была открыта специальность для дополнительного образования «русская православная культура». Решением Свящ. Синода от 27 мая 2009 г. назначен ректором Читинского духовного училища. Решением Свящ. Синода от 10 окт. 2009 г. присвоен титул «Читинский и Краснокаменский». 3 фев. 2013 г. возведен в сан архиепископа. Решением Свящ. Синода от 30 мая 2014 г. назначен архиепископом Александровским и Юрьев-Польским ( Владимирская митрополия ).

http://pravenc.ru/text/187462.html

Богослужебные песнопения исполнили смешанный хор (регент Н.А. Мазурина), сводный хор женских монастырей Муромской епархии под управлением игумении Нины (Дорошко), хор духовенства епархии под управлением иерея Алексия Волкова. На территории монастыря и на площади Крестьянина за монастырскими стенами у памятника святым Петру и Февронии молились многочисленные жители города и паломники. Для удобства верующих богослужение транслировалось на больших экранах, установленных на площади. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения. В сугубую ектению были включены особые прошения о сохранении семьи и брака. После сугубой ектении митрополит Тихон вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Горячев, настоятель Николо-Набережного храма г. Мурома. По традиции архиереи благословили на брак пять молодых пар. В Троицком соборе обители был отслужен молебен перед честными мощами покровителей христианского брака. Затем состоялся общегородской крестный ход из Свято-Троицкой женской обители в Спасо-Преображенский мужской монастырь. В завершение богослужебных торжеств архипастыри вознесли молитву и славление святым Петру и Февронии. Александровская епархия /Патриархия.ru за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] збори питань захисту " материнства й дитинства у Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] рекомендували розвивати щодо з Ключовий напрям допомоги — влаштування у " звернення з нагоди встановлення святкування Дня " кохання та : та звернення] День " та що у день пам " князя Петра та став у державним святом Голова Ради взяв участь у дитячих «У родинному Керуючий справами очолив в з нагоди дня пам " святих Петра Муромських У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Кирил: У взяли участь понад 800 тисяч людей Голова Синодального з та чернецтва очолив престольне свято монастиря м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5469019...

Монастыри Суздаля Спасо-Евфимиев мужской монастырь [ править править код ] Спасо-Евфимиев монастырьмужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Адрес: ул. Ленина, 135к8, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601291 Телефон: +7 492 312-07-46 Режим работы музея - с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца. Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30. Подробнее... Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль) [ править править код ] Свято-Васильевский мужской монастырь в городе Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. При обители имеется гостиница. Монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века). Адрес: 601293, Россия, Владимирская обл. г.Суздаль, ул. Васильевская 32-б. Телефон: +7(49231) 2-18-00 Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого. Подробнее... Александровский женский монастырь (Суздаль) [ править править код ] Стоящий на высоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию, был основан в 1240г. Александром Невским. По данным XVIIb., им же была построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIVb. Монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли. Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини - Мария (1362) и Агриппина (1393).

http://azbyka.ru/palomnik/Суздаль

Разорение, которое претерпели монастырские постройки, коснулось, безусловно, и надвратного храма. По свидетельству Амвросия (Орнатского), «...над западными вратами монастыря церковь во имя Происхождения честных древ после неприятеля возобновлена и освящена 27 Июля 1813 года». В начале 1820-х годов в храме производились ремонтные работы, поскольку К. Тромонин, именуя его по-прежнему, писал, что в 1823 году «церковь сия с трапезою, снаружи и внутри поновлена». Позже о возобновлении храма в 1823 году писал И.К. Кондратьев. По сведениям П. Паламарчука, со ссылкой на рукопись М.И. Александровского, в 1823 г. устроен в храме новый иконостас, «но со старыми иконами и царскими вратами 1593 г.». В летние месяцы 1833 года расписывали масляными красками «западные ворота внутри под Спасскою церковью» и «золотили главу на Спасской церкви и расписывали оную к монастырю». С этого времени храм преимущественно называется Спасским. К. Тромонин уточнял характер работы на церкви: в 1833 году «глава на ней вызолочена но олифе, а яблоко и крест чрез огонь червонным золотом». Текст В.В. Пассека несколько отличается в деталях: «...глава на ней позлащена по гульдфарбе, а шар и крест чрез огонь червонным золотом». 5 июня 1842 года «...с востока зашла черная туча с сильным ветром и градом и много наделала вреда и убытка... В церквах, в братских кельях, в летней трапезе довольно также перебило стекол... с летней трапезы снесло половину крыши, с Спасской церкви немного...» Естественно, после этого необходимо было ремонтировать повреждённые участки. Сохранилось «Дело о возобновлении иконостаса церкви Происхождения Честных древ в Симоновом монастыре», датируемое 1854-1856 годами, однако насколько был изменён пятиярусный иконостас 1823 года «с местными образами древняго художества», о котором писал К. Тромопип, можно уточнить, только рассмотрев при необходимости материалы дела. По сведениям П. Паламарчука, со ссылкой на рукопись М.И. Александровского, к началу XX века иконы были поновлены, «лучше всего сохранился образ Успения XVI века».

http://sobory.ru/article/?object=39880

Даниилом из Пафнутиева Боровского мон-ря. С разрешения Синода с этой иконой и образом св. Даниила Переславского совершалось ежегодное хождение по селам Переславль-Залесского и Александровского уездов Владимирской губ. (местонахождение этих икон неизвестно). Не оставляли своим вниманием монастырь и богатые покровители. В 1816 г. московский фабрикант К. В. Крестовников, предки которого были бобылями монастырской Луговой слободки, изготовил новую серебряную золоченую раку для мощей прп. Даниила. На средства других благотворителей из московского и местного купечества осуществлялся ремонт зданий. С середины до конца столетия монастырь находился на попечении сестер В. В. и Т. В. Гладковых - незамужних бездетных владелиц красильной фабрики. Они завещали обители капитал в 100 тыс. р. К 1908 г. при П.-З. Д. м. имелись церковноприходская школа на 26 мальчиков, странноприимный дом для богомольцев (ежегодно посещали до 5 тыс. чел.). Мон-рь получал из казны 1249 р. 7 к. В нем проживали архимандрит, 12 монахов и 12 послушников. В 1923 г. П.-З. Д. м. был закрыт, а его постройки переданы Переславль-Залесскому художественно-историческому и краеведческому музею. Первый его директор М. И. Смирнов попытался организовать в зданиях обители экспозиции отдела «церковных ценностей». Но вскоре уездный исполком отобрал монастырский комплекс у музея. В кельях поселились местные жители, а ограду разобрали на кирпич. В части помещений была размещена машинно-тракторная станция. В конце Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы здесь был лагерь для нем. военнопленных, а затем учебная воинская часть. В 1958-1961 гг. в Троицком соборе была проведена частичная реставрация. В 70-80-х гг. XX в. настоятельские покои использовались как склад, в келейном корпусе были жилые квартиры и мастерские художников. В кон. 80-х гг. началась общественная дискуссия по вопросу о возвращении обители в пользование РПЦ. В 1993 г. П.-З. Д. м. был возобновлен. С 1995 г. восстановлены постоянные церковные службы.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010