Если бы мы с вами оказались в Александрии или Каире IX-XI вв., мы могли бы увидеть, как в различных храмах и миафизиты-копты, и паства халкидонского Патриархата, совершает фактически одну и ту же литургию Св. Марка, мы увидели бы богослужение по Александрийскому обряду, мы услышали бы обилие греческих чтений, песнопений, молитв. Однако в XII-XIII вв. Александрийская Православная Церковь подверглась усиленной византинизации, оказавшись под мощнейшим давлением светских и церковных властей Константинополя. Она, конечно же, сохранилась как автокефальная, подлинная Церковь; ее подворье – храм Всех Святых на Кулишах, замечательный приход Владыки Афанасия Киринского – находится не так далеко от нас, на Китай-Городе. Но богослужение  этой Церкви было полностью византинизировано. Так что когда мы говорим об александрийских традициях, это те традиции, которые мы сейчас увидим исключительно в лоне Коптской Церкви; халкидонская Александрийская Церковь их потеряла. Если же говорить об уникальных александрийских богослужебных традициях, то во-первых, это сохраняющаяся традиция принесения хлебов. Евхаристический хлеб печется ночью, накануне литургии, и теплым вносится в храм. Преподносят три хлеба, из которых один становится Агнцем, Телом Христовым. Коптская Церковь сохраняет традиционное расположение жертвенника; в отличие от церквей византийского обряда (где жертвенник, со временем, перемещается в алтарь), в лоне коптской Александрийской Церкви жертвенник остается обособленным помещением, и дары вносятся в храм во время литургии. Т.е. копты сохраняют физическое привнесение и предложение даров. На каждом хлебе, предназначенном для евхаристии, помещают изображение 12 крестов. Во время анафоры архиерей или старший пресвитер окунает перст в чашу, и чертит крест вином на хлебе, Кровью Христовой на Его Теле. Это очень красивая и глубоко символичная традиция. Еще один очень важный момент, это обилие новозаветных чтений во время литургии. Те, кому привычно богослужение Православной Церкви, византийский обряд, те хорошо знают, что у нас два чтения – Апостол и Евангелие. У коптов четыре новозаветных чтения. Вначале читаются Послания св. Апостола Павла, потом соборные послания, потом – Деяния Апостолов, и только потом мы переходим к чтению Евангелия. Это очень строго соблюдаемая последовательность, это, словно бы, восхождение от посланий Апостола Павла к посланиям тех Апостолов, кто видел и сопровождал Спасителя при жизни, далее – к истории первых шагов Церкви (Деяния), ну и, наконец, к самим словам и деяниям Спасителя в Евангелии.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

С любовью ожидаем визита Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора. Рейтинг: 9.7 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Патриарх Мелетий (1871–1935) – 261-й Вселенский Патриарх (1921–1923 г. как Мелетий IV). Единственный в истории Православия предстоятель, последовательно возглавлявший три различные Поместные Православные Церкви: 1918–1920 годы – Архиепископ Афинский и всея Эллады (как Мелетий III); 1926–1935 годы – Папа и Патриарх Александрийский (как Мелетий II). Созданная в начале 1920-х годов Ассоциация русских людей в Марокко поныне является основой для правового признания марокканскими государственными властями имущественного и юридического статуса патриаршей приходской общины. Храм Воскресения Христова в Рабате является официальной резиденцией и собственностью Ассоциации Русской Православной Церкви в Марокко, созданной на деньги русских эмигрантов, зарегистрированной в Королевстве Марокко и действующей по уставу, согласно указу короля (дахир 1-58-376 от 3 жумада 1378, то есть 15 ноября 1958 г.). В уставе, в частности, сказано: «Ассоциация имеет целью обеспечить православное богослужение по-восточному обряду в православных церквях, находящихся в каноническом подчинении Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси… Ассоциация может иметь отделения (приходы) во всех населенных пунктах Марокко». Президентом ассоциации является настоятель храма. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда Александровна Бородина 25 сентября 2014, 13:41 Добрый день! Добрым людям! ...Еще раз посмотрела и перепроверила архивные документы. В ночь с 8-9 октября иеромонах Анастасий был ранен. Приход в Танжер судна 16 октября. Смерть наступила в частном Французском госпитале - 18! октября что подтверждают 3 источника - рапорт капитана крейсера и медицинские отчеты...и книги - очевидцев. Все даты указаны по старому стилю. Прошу в Октябре помянуть усопшего иеромонаха АНАСТАСИЯ в России и в Марокко (бывшего в 1904 году французской колонией) ...Поклон руководителям сайта. Попробуйте переслать весточку электронной почтой родственнику Анастасия. В этом году 110 лет со дня его смерти.

http://pravoslavie.ru/41745.html

Духовные члены собора присутствовали в полном составе, имея во главе двух восточных патриархов Паисия александрийского и Макария антиохийского; но из архиереев не все охотно присутствовали на соборе: по словам Шушерина, вологодский архиепископ Симон, сочувствовавший Никону, сказался больным, но был приведен на собор насильно, и во все время чтения приговора плакал об участи любимого им патриарха:, другой епископ черниговский Лазарь Баранович, бывший свидетелем печального зрелища, после отозвался о нем и о своем душевном состоянии таким образом: „зрелище было изумительное для глаз и ужасное для слу­ха; я страдал и издыхал от ударов, переносил ужасы и упал духом, когда погасло великое светило“ 2 . Когда доложено было о прибытии Никона, члены собора вошли в церковь , патриархи и все архиереи, кроме Афанасия иконийского, бывшего тогда под запрещением, облачились в мантии, возложили на себя омофоры и митры, а остальные духовные лица одели ризы; Никон совершил обычное поклонение иконам и членам собора и стал посреди церкви. После краткого молитвословия патриархи велели читать соборное определение по делу Никона; приговор читался сначала по-гречески экономом антиохийской церкви, пресвитером Иоанном, потом громогласно по-русски личным недоброжелателем Никона, рязанским архиепископом Иларионом. Слушая приговор, видоизмененный против объявленного ему прежде словесно на суде, Никон возражал против обвинений и делал личные обращения к Илариону. Восточные патриархи спешили прекратить эти замечания и укоры Никона и приступили к обряду низвержения его из патриаршего сана. Сначала они приказали Никону снять с себя патриарший клобук; но Никон отказался сам это сделать, указывая на то, что он принял патриарший сан не добровольно, но по просьбе государя, принял его открыто в соборной церкви при множестве бояр и народа, и теперь протестует против такого низложения его в отсутствие государя, не при народе и в такой маленькой церкви, которую он же устроил: „Если бы я в чем был повинен и осуждения достоин, то от чего вы это тайно творите, как татие? Пойдем лучше в соборную церковь , и там делайте со мною, что хотите“.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Отлучение от Церкви – афорисмос, или экскоммуникация; церковное наказание, накладываемое архиереем (епископом, Патриархом, Папой римским) на верующего в случае серьезных проступков (ересь, богохульство по отношению к Святому Причастию, кровосмесительный брак, развод, клятвопреступление и т. д.). Заключалось во временном или пожизненном исключении из лона Церкви, то есть религиозной общины верующих (синаксис), и лишении некоторых прав, привилегий и духовных благ (запрет на приобщение к церковным таинствам, отпущение грехов, посещение Божественной литургии, принятие Евхаристии, погребение по христианскому обряду и т. д.). Церковное (каноническое) право предусматривало два вида О.: малое (частичное), например, на определенный срок, и полное. В случае, если виновный раскаялся и понес наказание, О. могло быть снято, обычно епископом. Отпевание – заупокойное церковное богослужение, один раз совершаемое над телом умершего. После чтения Евангелия священник зачитывал особую разрешительную молитву, испрашивая у Господа отпущение грехов покойного, после чего под церковное песнопение следовало прощание с умершим родственников и близких. Они должны были стоять рядом с покойным с возженными свечами и молиться вместе со священником. Над детьми, принявшими Святое крещение, но умершими до 7-летнего возраста, совершалось особое О. по младенческому чину, как над непорочными и безгрешными. Покойного выносили из храма лицом к выходу (ногами вперед) и при этом пели Трисагион. Над останками, вырытыми из могилы и затем вновь погребенными, чин О. не повторялся, а совершалась только панихида. См.: требы. Оттоманы – османы. Их государство со временем получило название Оттоманская Порта. Отцы Церкви – святители, традиционное название видных деятелей раннего христианства, авторов многочисленных богословских, апологетических (II – начало III вв.), антиеретических, комментаторских, исторических и других сочинений так называемой святоотеческой литературы (II-VIII вв.), именуемой патристикой (от лат. pater – «отец»). Православие признает О. Ц. Василия Великого , Григория Нисского , Григория Назианзина , Афанасия Великого (Александрийского), Иоанна Хрисостома (Златоуста), Иоанна Лествичника , Исаака Сирина , Иоанна Дамаскина и др. В сочинениях О. Ц., включаемых ортодоксальным христианством в «Священное Предание», отражены важнейшие черты церковной идеологии и практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но церковь , конечно, никогда не перестанет смотреть на тоже самое деяние, как на один из самых тяжких грехов. Поэтому, с действительным наступлением означенной перемены в наших уголовных законах, вопрос об отношении церкви к самоубийцам по необходимости должен будет решаться исключительно на основании одного только церковного закона, т.-е. выше изложенного 14-го правила св. Тимофея Александрийского. Само собою понятно, что в руководство священникам при исполнении этого церковного закона и в предупреждение возможных с их стороны недоразумений или даже злоупотреблений, потребуется от высшей духовной власти издание на сей предмет особых правил. К вольному самоубийству католическая церковь относит и смерть на поединке (дуэли): так постановлено на Тридентском соборе с запрещением погребать убитых на дуэли по церковному обряду. Восточная (греческая) церковь не имеет в своем каноническом кодексе такого правила, так как для нее не представлялось и повода к его изданию (у средневековых греков поединки не были в обычае). Но нечто подобное западным дуэлям представляет древнерусское поле – судебный поединок между тяжущимися. Случаи убийства «на поле» наша духовная иерархия вполне приравнивала к случаям вольного самоубийства, т.-е. отказывала убитым в церковном погребении (Русс. Истор. Библиот., т. VI, столб. 276–258). Поединки запрещаются и в действующем русском уголовном кодексе (Улож. о наказ., ст. 1497–1519), но в нем ничего не говорится о погребении убитых на поединке. В недавнее время дуэль, как суд чести, дозволена у нас чинам военным. Большие затруднения для церковной практики должны будут представлять случаи убийств на этих судах чести! С канонической точки зрения греховно и наказуемо не только исполненное самоубийство, но и покушение на него, так как и последнее есть, проявление злой воли, только остановленное каким-либо внешним препятствием. Правда, в обще-принятых источниках православного канонического права об этом прямо не говорится; но уже на основании приведенного канона св. Тимофея об оконченном самоубийстве церковная практика искони должна была действовать так, как постановлено в 1473 ст. нашего Улож. о наказ., т.-е. предавать покусившихся на самоубийство церковному покаянию для очищения их совести и уврачевания больной воли силою этого таинства. Древнейшее свидетельство о такой практике в греческой церкви находим в одном правиле, носящем на себе имя св. Никифора Исповедника. «Кто навяжет себе на шею веревку, чтобы удавиться, говорит это правило, а веревка оборвется и он избавится от опасности, тот подвергается 12-летней епитимии» (’Εν τις δσ σχοινον το ποπνξαι αυτν, κα κοπ τ σχοινον, κα λυθρωθ το κινδνου, χει πιτμιον τη ιβ’. – Pitra, Juris t. II, p. 340, can. 142).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Мы их оставили как еретиков и отделились от них. И почему так? Благочестивые постановления гласят: «Еретиками называются и подвергаются законам противу еретиков также и те, которые в малом отступают от Правоверия». Если б Латины ни в чем не отступили от Правоверия, то мы не имели бы основания отделиться от них; если же они совершенно отступили от оного, а именно в исповедании о Святом Духе, чрез самое опасное и богохульное нововведение, то они сделались еретиками и мы отделили их от себя как еретиков. И отчего же мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? Разумеется от того, что они еретики. Седьмой канон второго вселенского Собора гласит: «Те, которые обращаются в Православие и приобщаются части спасаемых, принимаются нами на основании правил и обрядов, употребляемых при принятии еретиков Ариан, Македониан, Саббатиан, Новациан, называющих себя чистыми, Аристериан, четыренадесятников или собственно Тетрадитов, и Аполлинаристов, при чем они письменно отрекаются от своей ереси, и всякую другую ересь, которая учит несогласно с Православною Кафолическою Апостольскою Церковию, предают анафеме, и мы знаменуем и помазываем святым миром их чело, очи, нос, уста и уши, говоря: «Печать дара Духа Святаго». Вот какому обряду мы подвергаем теперь поступающих к нам из Латинской церкви. Они уподобляются всем другим еретикам. И что пишет о сем премудрый Патриарх Антиохийский Феодор Валсамон, в своем ответе Святейшему Патриарху Марку Александрийскому? Вопрос. Латинские пленники и другие приходят в нашу Кафолическую Церковь и ищут быть приобщенными к нашим божественным святыням. Желаем знать, может ли это быть допущено? Ответ. «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, расточает» (Матф. 12:30). Так как отделение наше от Западной Римской церкви последовало уже издавна, и значительное накопление её отступлений, совершенно чуждых Православной Кафолической Церкви, отдалило ее от общения с четырьмя Святейшими Патриархами, как в отношении вероисповедания, так и в отношении к обрядам, равно как и превознесением Папского имени; поэтому Латины не иначе могут быть освящаемы от рук иереев божественными и пречистыми таинствами, как по отречении их от Латинских исповеданий и обрядов, по наставлении их согласно святым канонам, и по поступлении их в Православие».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возрастающая клерикализация службы приводила к тому, что все больше увеличивалось число предназначенных для духовенства молитв личного благочестия. Структура обряда все больше затемнялась, перегружаясь текстами второстепенного значения. Однако привычная склонность толковать все символически предоставила молящимся возможность придавать обряду, в главном событии которого они принимали все меньше и меньше участия, самые разнообразные значения. Церковная история Германа Константинопольского Одним из самых распространенных комментариев на литургию была Церковная история. Ее первоначальный вариант написан, как принято считать, Гepмahoм I, патриархом Константинопольским с 715 по 730 гг. Латинский перевод книги послал Карлу Лысому римлянин Анастасий Библиотекарь, какое-то время живший в Константинополе в 869–870 гг. Текст, который он переводил, уже содержал добавления, а в последующие за тем века История снова и снова изменялась и обновлялась, идя в ногу с развитием самой литургии. Иногда в ее списки включали текст литургии, а в XVI b. был напечатан один из ее вариантов с текстами сразу трех литургий – св.  Василия Великого , св.  Иоанна Златоуста и Литургии преждеосвященных даров. На протяжении нескольких столетий это издание считалось чуть ли ни официальным объяснением чинопоследований. Полное название комментария Германа само по себе показательно: Церковная история и мистическое созерцание. Последняя часть этого труда связывает его с Максимом Исповедником и Дионисием Ареопагитом , которые занимались созерцанием духовной реальности, символами которой как раз и выступают литургия и составляющие ее части. Оба они принадлежали к александрийской богословской традиции и, в согласии с нею, уделяли меньше внимания спасительным деяниям Иисуса Христа в его земной жизни. Герману такое понимание литургии тоже не чуждо; но он больше осмысляет и подчеркивает события, связанные с историей спасения – само слово «история» означает и размышление над тем, как Бог являет себя в жизни, смерти и воскресении Христа, и над тем, как молящийся может участвовать в этом спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ценность золотого жезла с бриллиантами, красными яхонтами и изумрудами определяется, за исключением работы, в 19.604 р. 60 к. сер. 210 Вот полное заглавие этого великолепного издания: «Описание священнейшего коронования Их Императорских Величеств, Государя Императора Александра второго и Государыни Императрицы Марии Александровны всея России, 1856 г.». Книга напечатана весьма крупными золотистыми буквами на 54 листах толстой александрийской бумаги самого большого формата (в длину 1 арш. 4 вер. или 34 дюйма, а в ширину 15 вершков или 26 дюймов), с 52-мя рисунками, печатанными в Париже, в хромолитографии Lemercier и др. Книга начинается следующими достопамятными словами: «Тысяча восемьсот пятьдесят шестого года от Рождества Христова, августа 26 дня, венчался на царство, в первопрестольной своей столице, Москве, благочестивейший, самодержавнейший, великий Государь Император Александр II всея России. В то время прошло уже полтора года после воцарения Его Императорского Величества; священный обряд коронования замедлился от пылавшей в пределах государства войны. Не с обнаженным мечем желал принять благочестивейший Монарх от миротворной Церкви св. таинство царского миропомазания. В годину народных жертв и лишений, державная, сердобольная забота, обращенная к месту побоища, отклоняла приуготовления к торжествам, свойственным венчанию на царство Российских самодержцев. Когда же вожделенный мир положил конец неизбежным злополучиям войны, Высочайший манифест возвестил России о намерении Императора приступить к обряду священнейшего коронования». Должно при сем заметить, что означенное драгоценное издание предназначено было лишь для членов Императорской фамилии, иностранных царственных особ и не многих высокопоставленных лиц. – В продаже этого издания не было. О сем издании см. письмо митрополита Московского Филарета к министру Двора графу В.Ф. Адлербергу от 19-го апреля 1863 г. – в «Душепол. Чт.» 1880 г., ч. 2, стр. 493. Вот содержание этого письма: «Сиятельнейший граф, милостивый государь! По Высочайшему повелению, препровожденный ко мне, при почтеннейшем отношении вашего сиятельства, от 12-го сего апреля 1808, экземпляр иллюстрированного описания священнейшего коронования Их Императорских Величеств имел я счастье получить.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

22 Книгохранитель, который держит церковные книжные оправдания, судья всех прав церковных, имеющий брачевные вины, но и в прочих причётников винах отмститель, яко десна святителева рука. 23 Это вставочное слово в нотные богослужебные греческие книги, когда-то обозначавшие характер самого пения, в настоящее время утратило свое первоначальное значение и поется на ряду с текстом „Святый Боже“ , как бы его неотъемлемая принадлежность (Разумов, церк. пен. в России вып. I, М. 1867 г., стр. 109). 24 На эту обязанность иподиаконов указывает между прочим и Вальсамон в Толковании на 22 правило Лаодикийского собора (Прибавл. к Чтен. Общ. любит, духовн. просв. 1878 г. кн. 3, стр. 1134). 25 По обычаю Великой Церкви иногда Агнец для литургии вынимал диакон (Мансв. Митроп. Киприан. в его литугр. деяятельн. М. 1882 г., стр. 139). 27 Литии эти в Великой Церкви совершались по особенному обряду, который потом вошёл в общий Устав и составил „Чин бываемый в литию хотящие Великия Церкви исходите“ (Опис. ркп. М. Синод, библ. отд. III, ч. I, стр. 129). 29 Греческий текст этого замечания можно видеть в Апостоле рукоп. Церк.-арх. муз. , но с прибавлением. „Это последование бывает в Великой Церкви, во внешних же церквах говорятся антифоны по обычаю, а на третьем антифоне говорится вышеописанный тропарь „Спаси Господи“ , слава и ныне, кондак „Вознесыйся на крест“ . Вместо трисвятого „Кресту Твоему“ . 31 Мансвет. Церковн. Устав, стр. 239; Иванов, греческ. ркп. Апостол,принадлеж. ц. в г. Керчи стр. 9. 33 Τνπικ. ркп. М. Синод, библ. 381, л. 199; 484, л. 138; Т κτικ. рки. той же библ. 279, л. 202 об., 168, 180; Устав, ркп. Солов. библ. 1128, л. 132 об., 133; ркп. св. казанск. Варсонофия л. 263; ркп. Типограф, библ. 288, л. 166 об., 167; 289, л. 200 об.,201; ркп. М. Синод, библ. 331, л. 131 об.; 337, л. 189 об.; Пзв. Имп. археол. общ. 1863 г., т. VI, стр. 141. 46 " E τερον δε o τι (To πιχον) τ τς μεγλης è χχληιασς δπερ δ και πσαι ιχου è χχλησιαι. Mign. t. 155 pag. 908. 47 Пример в этом случае можно видеть в ответе Вальсамона патр. александрийскому Марку. „Все Церкви Б о ж i и, говорит Вальсамон, должны следовать обычаю нового Рима или Константинополя “ ( Ενταγμα χαν νων IV, 448).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАКМАН [нем. Brakmann] Хайнцгерд (род. 29.01.1944, Реде), литургист, д-р теологии. С 1976 г. научный сотрудник кафедры литургики Боннского ун-та, с 1986 г. работал в Ин-те по исследованию поздней античности им. Ф. Дёльгера. С 2001 г. приват-доцент по изучению литургики и восточнохрист. Церквей фак-та католич. теологии Боннского ун-та. Состоял членом в неск. научных орг-циях (Societas liturgica, Abt-Herwegen-Institut (Maria Laach), International Association for Coptic Studies и др.), являлся соредактором словаря Reallexikon für Antike und Christentum (RAC) и сер. «Archiv für Liturgiewissenschaft», научным консультантом словаря Lexikon für Theologie und Kirche (LTK). С 1988 г. руководитель секции литургики на Международных конгрессах по коптологии. Основные его публикации посвящены александрийскому обряду и копт. богослужению (список работ Б. см.: Ward A., Johnson C. Orbis liturgicus. R., 1995. P. 56-59; из последних работ можно выделить: Untersuchungen zu den Liturgien der fünf altkirchlichen Patriarchate: Diss. Bonn, 2001; Metrophanes von Nyssa und die Ordnungen der byzantinisch-griechischen Bischofsweihe//Hairesis: Festschr. f. K. Hoheisel. Münster; W., 2002. S. 303-326. (JAC; Erg.-Bd. 34)). А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/153325.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010