Послание к евреям Писатель Послания Последнее место в ряду Посланий апостола Павла занимает Послание к евреям. Причиной такого положения было долговременное сомнение в принадлежности этого Послания апостолу Павлу. В самом Послании в надписи нет обычного приветствия к Церкви, к которой оно написано, нет имени апостола, и слог Послания заметно отличен от слога прочих Посланий Павла; наконец, недостаёт и твёрдых внешних свидетельств в пользу принадлежности этого Послания Павлу. Это заставляло уже древнейших учителей Церкви сомневаться в происхождении Послания от апостола Павла. В самом деле, самые древние свидетельства Климента римского говорят только о глубокой древности Послания и апостольском происхождении его, но не называют имени писателя. Ещё менее можно узнать это из некоторых намёков, встречающихся у Игнатия, Поликарпа, Иустина (Отцов II века); у Иринея есть ссылки на это Послание, опять-таки без означения имени писателя. Только у писателей александрийской школы, Пантена (у Евсевия, «Церковная История» 6:14) и Климента александрийского , встречаются указания на это Послание, как на павлово. Но рядом с этими указаниями там же были известны и другие мнения, приписывавшие это Послание то Клименту римскому , то святому Луке, по сходству образа выражений и мыслей с его Деяниями и Евангелием, то Варнаве, то александрийцу Аполлосу ( Деян.18:24–28 ); так что Ориген († 254), учёнейший критик своего времени, приводя эти мнения и не находя надлежащей доказательности ни в одном из них, после некоторого колебания должен был сказать, что настоящего автора Послания знает один Бог, и в этом Послании, по его мнению, только мысли апостола Павла, а речь и изложение кого-нибудь из учеников его, который пожелал сохранить для памяти учение и толкование апостола Павла. Впрочем, Ориген высказывает тут же и более примиряющее и вместе правильное суждение об этом предмете: «Если Церковь наша, – говорит он, – принимает Послание к евреям за павлово; то пусть в этой уверенности и остаётся всякий, потому что древние не без причины передали нам это Послание, как произведение апостола Павла» (у Евсевия, Церк. Ист. 6:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Послание святого апостола Павла к Евреям О писателе послания к Евреям Последнее место в ряду посланий св. апостола Павла занимает послание к Евреям. Причиной такого положения его является не позднейшее происхождение и не меньшее его достоинство, а сомнения, существовавшие некоторое время, в том, что писателем этого послания действительно был апостол Павел. Сомнения эти вызывались тем, что в начале послания нет обычного для апостола Павла надписания с указанием его имени, нет обращения и приветствия с наименованием церкви, которой это послание предназначалось. Находили иногда, что и слог послания отличен от слога прочих Павловых посланий. Кроме того, многие древние свидетельства, как, например, свв. Климента Римского, св. Игнатия, Поликарпа, Иустина Мученика, Иринея Лионского, говорят только о глубокой древности послания и его апостольском происхождении, но не называют имени его писателя. Ориген приводит мнения, приписывавшие это послание то св. Клименту Римскому, то св. евангелисту Луке, то св. Варнаве, то Аполлосу Александрийцу, но вместе с тем решительно заключает: " Если Церковь наша принимает послание к Евреям за Павлово, то пусть в этой уверенности и остается всякий, потому что древние не без причины передали нам это послание как произведение апостола Павла " (У Евсевия Церк. Ист. VI, 25). Восточные церкви всегда были согласны с мнением Оригена, и только ариане считали послание к Евреям за подложное. На Западе, наоборот, долгое время сомневались в подлинности этого послания, и лишь под влиянием блж. Августина на Иппонийском соборе 393 года оно было присоединено к прочим 13 посланиям св. апостола Павла. Со времени Лютера отрицательная критика вновь пыталась воскресить сомнения в принадлежности этого послания св. апостолу Павлу. Самый важный довод сомневающихся состоит в том, что св. апостол Павел не указывает в начале послания, как это обычно для него, своего имени. Но весьма основательное объяснение этому давал еще начальник знаменитой Александрийской школы Пантен (191 год). Послание обращено к евреям, которые всегда подозрительно относились к св. апостолу Павлу и по отношению к которым сам Павел, как призванный быть апостолом необрезанных, не считал себя апостолом (Гал. 1:16; 2:7; Рим. 11:13), прилагая это имя в собственном смысле одному Господу Иисусу Христу (Евр. 3:1 ср. Мф. 15:24). Павел мог опасаться, что евреи не станут читать его послания, узнав из первых слов, кем оно написано. Доводы о различиях в слоге малоосновательны; тем же лицам, кому это послание приписывалось иногда по многим соображениям, оно не могло принадлежать.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Предисловие переводчика Трактат «Об Иосифе» (De Ioseph) относится к нравственноэкзегетическим произведениям свт. Амвросия Медиоланского : в нем святитель, продолжая толкование книги Бытия 1 , рассказы­вает историю праведного Иосифа. Этот текст, составленный из проповедей для оглашённых 2 , хронологически можно поместить между трактатами «Об Иакове и блаженной жизни» (De Iacob et uita beata) и «О патриархах» (De patriarchis). Датировка произведения производится на основании фрагмента 6. 30–35. Святитель говорит здесь о двухлетнем сроке со дня освобож­дения виночерпия и соотносит его со своей собственной борьбой про­тив ариан, к партии которых принадлежал евнух Каллигон, сириец, постельничий императора Валентиниана II (375–392) 3 . В письме сест­ре Марцеллине (epist. 20 4 ,386 г.) свт. Амвросий говорит, что Каллигон грозится расправиться с ним. Однако известно, что сам Каллигон был казнен через два года после этого по приказанию самого императора. Следовательно, трактат «Об Иосифе» должен быть написан не ранее осени 388 г. В пользу этой датировки свидетельствует и упоминание о голоде, случившемся из-за нехватки зерна (7. 38) 5 . История Иосифа всегда привлекала к себе внимание цер­ковных авторов своей драматичностью и обилием материала для нравственных наставлений 6 . Свт. Амвросий, следуя книге Бытия, кратко описывает события жизни Иосифа, однако глав­ное для него – обратить внимание слушателей на добродетели патриарха и показать, как история ветхозаветного праведника Иосифа наиболее ясно и последовательно прообразует новоза­ветные времена и события, а сам Иосиф – Христа. В трактате две центральные темы: Иосиф является образом целомудрия, «зеркалом чистоты» (Ioseph 1. 1), он также прообраз Христа. В произведении можно проследить влияние александрий­ской школы – особенно Филона Александрийского и Оригена – на некоторые экзегетические приемы свт. Амвросия 7 . Эта тенденция находит выражение и в трехуровневом прочтении библейского текста: буквальный, моральный (нравственный) и мистический 8 . Термин moralis используется Амвросием для обозначения нравственного смысла и сопоставляется с термином mysticus 9 . Как отмечает французский патролог Ж. Дание­лу 10 , типология Иосиф – Христос не была свойственна алексан­дрийской школе, Ориген лишь упоминает об этом (hom. in Ex. 1.4 ), в то же время такая типология встречается уже у Мелитона Сардийского (hom, pasch.) и у западных авторов: Иринея Лион­ского (adu. haer.) и Тертуллиана (adu. Marc.), об этом пишет св. Ипполит Римский в своем сочинении «De benedictionibus Isaaci et Iacobi».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Призвания священника и учителя во многом близки, у них общие задачи. Не случайно Церковь и школа всегда взаимно дополняли друг друга», — напомнил ректор ОЦАД. Он отметил, что понятие «педагогика» занимает весомое место в библейских текстах и сочинениях христианских писателей: «У ветхозаветных пророков были ученики и даже целые школы. Однако пророческий дар, личную харизму нельзя было передать простым обучением или путем передачи информации, то есть тем, что сейчас называют " оказанием образовательных услуг " . Между великими пророками существовала духовная преемственность, и ни один пророк не мог передать другому свои дарования автоматически, как бы по наследству: передача пророческого дара от учителя к ученику была актом воли Божией… Христианский автор II-III вв. Климент Александрийский указывает на то, что многие учителя пытаются учить разным умениям и знаниям, но к " усмотрению Истины " приводит лишь педагогика, которая согласна с волей Божией. Поэтому, говоря о педагоге, Климент имеет в виду не просто абстрактного учителя. Перед его глазами стоит яркий образ Иисуса Христа — Педагога с заглавной буквы. Я не сомневаюсь, что многие из вас читали Евангелия. Для кого-то, несомненно, это настольная книга, руководство к действию. Для других, может быть, просто интересный литературных памятник. Но мне бы хотелось сегодня выразить пожелание, чтобы каждый из вас, избравших своим призванием педагогику, прочитал Евангелие глазами профессионала и посмотрел на образ Христа именно с этой точки зрения: чему может научиться у Него современный педагог? У Иисуса был очень интересный, своеобразный и уникальный преподавательский метод. Так, например, Иисус никогда не снижал планку, пытаясь подстроиться под духовный и интеллектуальный уровень своих собеседников, как делают многие учителя. Прочитайте Его беседу с Никодимом из 3-й главы Евангелия от Иоанна или беседу с самарянкой из 4-й главы того же Евангелия, и вы увидите, что разговор в обоих случаях происходит как бы на двух разных уровнях: на одном уровне говорит Иисус, на другом вопрошает собеседник. Иисус как бы ведет за собой собеседника, поднимая его все выше и выше и научая за простыми земными явлениями и предметами видеть духовные реальности».

http://patriarchia.ru/db/text/5041690.ht...

Разделы портала «Азбука веры» В последние годы немалый интерес у современников вызывает все, что связано с ангелами. В средствах массовой информации, в кино, в книгах рассказывается о помощи ангелов в трудные минуты жизни, о вразумлении людей, о чудесном избавлении ими от верной смерти. Во многих этих историях и даже в отдельных работах богословского содержания, вместе с тем, утверждается, что своего ангела-хранителя имеет каждый человек, получая его от Бога в самом рождении. Но, что об этом говорит Предание Церкви? Уже в Св.Писании Ветхого Завета находим свидетельство тому, что ангел-хранитель призывается на служение не всем, но лишь верным Богу:  “Ополчит­ся áнгелъ Госпóдень  окрестъ боящихся Егó  и избáвитъ ихъ” ( Пс.33:8 ) , —  «Ангел не отступить  от всех уверовавших в Господа , если только не отгоним его сами худыми делами»  — поясняет слова псалмопевца свт. Василий Великий  (свт. Василий Великий, на Пс.33:8 ) . Ангел избавляет уверовавших, т.е.  « боящихся»:  «Смотри, какую силу имеет страж жизни  каждого христианина — ангел : один равняется целому войску и ополчению, как говорит великий Василий.  Боящимися здесь он называет сохраняющих заповеди Божии . Ибо, по словам Григория Богослова , страх к Нему — соблюдение заповедей» ( Евфимий Зигабен , на Пс.33:8 ). Об этом пишет апостол Павел, говоря о служении ангелов спасаемым:  “Не вси ли сýть cлyжéбhiu дýси, въ  cлyжéhie посылáеми за хотящихъ наслдовати cnacéhie ?” (Ев.1:14).  Апостол говорит о ниспослании ангелов не всем, но  «хотящим наследовать спасение» , в новозаветное время — христианам.  “ Христианам  служить ангелам Бог повелел : «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» ( Евр.1:14 ) — и хранят их, и ополчаются окрест их: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его» ( Пс.33:8 )” (свт. Тихон Задонский ). Известнейшие апологеты, учители и отцы древней Церкви свидетельствуют о том, что ангел-хранитель посылается лишь верным. Об этом пишет, например, выдающийся представитель александрийской духовной школы, Ориген :  “к каждому из нас, даже самым малым,  кто только находится в Церкви Божией , приставлен ангел добрый, ангел Господень , который наставляет, убеждает и руководить нас, который, для исправления наших дел и испрошения нам милостей, всегда видит лице Отца небесного, как сказал Гос­подь во Евангелии” (In Num. homil. XX, n. 3).

http://azbyka.ru/est-li-u-nehristian-ang...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Битва за сердце Пармы. Как Стефан Пермский крестил зырян 10 мин., 22.10.2015 «Я денно и нощно хожу пешком по Африке, посещая все ее народы. Наша церковь строит школы, чтобы местные жители могли хоть как-то получать образование. Мы открыли 3 тысячи врачебных пунктов, чтобы людям оказывали хотя бы минимальную медицинскую помощь. Я не могу говорить о каком-то миссионерстве, о какой-то проповеди, если я сначала не смогу хоть немного изменить к лучшему жизнь этих людей. Мы навещаем их в их жилищах и понимаем, что они никогда в жизни не видели мыла. Они фактически живут в земле. Вы можете понять, в каких сложных условиях мы живем…» Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II Если спросить сегодня любого прохожего на улице, кто такой Сергий Радонежский, он наверняка хоть что-нибудь да ответит. А многие ли прихожане православных церквей смогут сказать, кто такой Стефан Пермский, еще при жизни фактически признанный святым, в 1862 году в память заслуг перед Россией, изображенный на памятнике " Тысячелетие России " в Новгороде и увековеченный в скульптуре на восточном фасаде храма Христа Спасителя в Москве? А ведь биографом его был тот же Епифаний Премудрый, который написал первое житие преподобного Сергия Радонежского - младший современник Стефана, он жил вместе с ним в Ростовском монастыре, а перейдя к преподобному Сергию, продолжал встречаться с пермским миссионером, когда тот бывал в обители Святой Троицы. И именно с ним связан легендарный сюжет из жития преподобного Сергия, когда в 1390 году пермский владыка спешил в Москву на собор и, не имея времени заехать к своему другу в Троицкий монастырь, остановился на дороге, помолился и издали благословил Сергиеву обитель, а ее игумен, сидевший в это время с братией за трапезой, встал из-за стола, помолился, поклонился и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою». А потом объяснил братии, что «в этот самый час епископ Стефан, идущий в Москву, стал против монастыря нашего и поклонился Святой Троице и нас, смиренных, благословил». И на месте, где, по преданию, поклонился Стефан Сергию, потом поставили часовню Святого Креста с колодцем. Уральское Эльдорадо

http://foma.ru/bitva-za-serdtse-parmyi.h...

Святитель Григорий Богослов Жизнь Св. Григорий Назианзин , которого Церковь удостоила почетного имени Богослова (вслед за апостолом и евангелистом Иоанном Богословом), происходил из аристократической христианской семьи. Он родился около 330 г. в Арианзе на юго-западе Каппадокийской провинции, неподалеку от г. Назианз, где его отец, тоже Григорий, был епископом. Мать будущего «вселенского великого учителя», св. Нонна, будучи на протяжении многих лет бездетной, дала обет посвятить ребенка Богу. Родившийся первенец был наречен Григорием в честь отца. Как мать, так и отец-епископ воспитывали сына в христианском благочестии, однако позаботились дать ему блестящее по тем временам светское образование. Григорий учился в Кесарии Каппадокийской вместе с Василием, будущим архиепископом этого города. Григорий и Василий были ровесниками, однако по характеру они сильно отличались друг от друга. Они и сблизились не сразу, a лишь спустя годы. Василий был человеком энергичным и деятельным, тогда как Григорий тяготел к тихой созерцательной жизни. «Для меня самое важное дело – бездействие», – выразился он однажды в письме к другу (письмо 49). Григорий, как это видно из его сочинений, любил предаваться размышлениям, сидя в лесу, или долго в одиночестве бродить по берегу моря, созерцая водный простор. Григорий был единственным великим поэтом из всех греческих Отцов Церкви IV века. Он высоко ценил изящество слога и зачитывался античными авторами, под литературным влиянием которых находился всю жизнь. После окончания Кесарийского училища, когда Василий отправился в Константинополь учиться y язычника Ливания, Григорий поступил в Александрийское огласительное училище, где он мог слушать лекции блестящего экзегета Дидима, одного из ярких представителей оригеновской школы толкования Священного Писания. Затем он отправился в Афины. Во время путешествия по морю корабль, на котором он находился, настигла сильная буря. Григорий уже не надеялся остаться в живых: он, однако, больше всего страдал не из страха перед смертью, a из опасения, что умрет некрещеным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святица. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенская церковь каменная, построена в 1813 г. расстоянием от г. Вятки в 130 верстах, от уездного города в 70 верстах. Кладбищенская Трехсвятительская церковь деревянная, построена в 1853 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; все три священника имеют свои дома, диакон Попов проживает в наемной квартире, получая пособие 5 руб. в месяц; диакон Яхонтов и псаломщики живут в казенных квартирах. Земли: усадебной 15 десятин, пахотной 125 десятин, сенокосной 40 десятин, неудобной 15 десятин 766 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: священника 500 руб., диакона 370 руб., псаломщика 170 руб.; по частной кружке: священника 200 руб., диакона 140 руб., псаломщика 70 руб. Руги собирается на весь причт до 235 пуд. ржи и 400 п.уд овса. Прихожан: православных русских 3992 муж. пола, 4206 жен. пола, приход состоит из 73 селений расстоянием до 12 верст. Село расположено на правом возвышенном берегу реки Святицы; местность безлесная. В приходе школы: церковно-приходская в селе, четыре земские начальные в деревнях в расстоянии от села от 5 до 12 верст и одно министерское одноклассное училище в деревне в 9 верстах. Главное и исключительное занятие прихожан землепашество. Из древних книг, принадлежащих церкви, следующие: евангелие в пол-листа издание 1701 г. в Москве; служебник с киноварью издано в Москве 1657 г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Село Святица (Святицкое, Светица) – первое село на территории/Фаленского/района. Название получило по названию реки. Первая деревянная церковь построена в год основания села – в 1651 г. и названа в Честь и память Всех Святых (Всехсвятская). О. Н. Виноградов называет точную дату основания села 19.08.1651. Храмозданная грамота на первую церковь не сохранилась. В 1675 г. вместо нее построена новая деревянная церковь того же наименования. В 1710 году на «Погосте у речки Святицы» проживали одни священники. В 1760 – 63 гг. построена вновь деревянная церковь того же наименования с приделом в честь Святых Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев (освящена в ноябре 1763г.). А в следующем, 1764 г. старую церковь разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=30249

священник Константин Коман Герменевтические предпосылки в труде «Ответы Фаласию» св. Максима Исповедника. Вклад в православную библейскую герменевтику Источник Скачать epub pdf Содержание Моральные предпосылки, или мотивация библейской экзегезы Смирение, или понимание собственной ограниченности, как предпосылка экзегезы Избавление от страстей как предпосылка экзегезы Деяние Духа Божия как предпосылка толкования Духовный опыт – предпосылка библейской экзегезы Молитва как предпосылка библейской герменевтики Любовь и послушание как мотивация библейского толкования Прославление Бога как конечная цель библейской экзегезы Выводы     Изучение трудов такого библеиста, как святой отец наш Максим Исповедник , которого обычно не причисляют к экзегетам Священного Писания , предполагает, помимо всего прочего, устранение «несправедливости», которая допускалась на протяжении многих веков в отношении оценки его трудов с точки зрения экзегезы и библейской герменевтики. Святой Максим Исповедник предлагает нам довольно разработанный герменевтический план, отличающийся от библейской герменевтики, встречающейся в наши дни, даже в православных учебниках по герменевтике, но соответствующий при этом традициям святоотеческой духовности и богословия, в особенности традициям, отраженным в «Добротолюбии». Направление александрийской библейской школы не исчезло, как пытаются убедить нас исследования по истории библейской экзегезы, но сохранилось или было продолжено в той или иной форме писателями или отцами Церкви. Одним из них был, несомненно, святой Максим Исповедник . Его метод экзегезы очевидным образом отличается от исторического метода, применяемого антиохийской школой. Св. Максим является автором единственного экзегетического труда «Ответы Фаласию», которым мы и ограничим наше исследование. Итак, выбор наш остановился на труде св. Максима «О различных трудных местах Священного Писания », более известном под названием «Ответы Фаласию». Мы убеждены, что труд «Ответы Фаласию» содержит достаточно материала, чтобы обозначить особенности герменевтики св. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

священник Максим Никулин Введение Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444гг.) – один из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также является одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большая часть которого представляет собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях он полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Свт. Кирилл был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском соборе в Эфесе (431г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святителя, чтобы аргументировать свое учение. Единственное полное издание творений свт. Кирилла в десяти томах было опубликовано в XIX в. аббатом Жаком-Полем Минем (Jacques-Paul Migne) в своей «Греческой патрологии» (Patrologia graeca) 1 . Это издание воспроизводит публикацию монаха Жана Обера (Jean Aubert) 2 с некоторыми дополнениями, заимствованными из издания итальянского филолога кардинала Анжело Мая (Angelo Mai) 3 . В ту же эпоху английский патролог Филипп-Эдвард Пьюзи (Philip Edward Pusey) подготовил критическое издание нескольких сочинений святителя 4 , посвятив свой труд памяти свт. Филарета Московского . В XX в. некоторые произведения свт. Кирилла получили критическое издание с переводом на французский язык в серии «Христианские источники» (Sources chrétiennes) 5 . Кроме того, ученые опубликовали неизданные фрагменты трудов святителя, обнаруженные в новооткрытых катенах, флорилегиях и других рукописях. Часть наследия свт. Кирилла была переведена на современные языки (английский, французский, немецкий, русский и т. д.) Однако большая часть его творений ждет своего критического издания, перевода и изучения. Как было сказано, свт. Кирилл Александрийский известен, прежде всего, благодаря своей христологической полемике с Несторием, которая привела к осуждению последнего на Эфесском соборе. Среди произведений святителя мы выбрали «Толкование на Послание к евреям» (CPG 5209 (3), далее – «Толкование»), поскольку в нем много говорится о превосходстве Христа над ангелами, пророками, священниками, и поэтому это послание является значительной библейской базой для христологии. Более того, не имеется перевода этого произведения свт. Кирилла на современные европейские языки. Также не существует исследований, посвященных этому труду.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010