Дело в том, что русское правительство ко времени приезда Паисия в Москву окончательно решилось устроить в Москве греческую школу, и теперь сильно было озабочено приисканием для нее надежного учителя из православных образованных греков. Мысль об учреждении греческой школы в Москве, где бы преподавался греческий язык и вместе славянский, была далеко не новая. Восточные патриархи не раз указывали русским царям на необходимость завести в Москве греческую школу. Так, еще в 1585 году Александрийский патриарх Сильвестр писал царю: «Составь училища и поставь наказателя, чтобы в нем учились греческой грамоте и были бы научены от многих Божественных книг всей мудрости Божией православной веры». 1099 Знаменитый преемник Сильвестра на Александрийской кафедре патриарх Мелетий Пигас в 1593 году писал с своей стороны Феодору: «Устрой у себя, царь, греческое училище, как живую искру священной мудрости, потому что у нас источник мудрости грозит иссякнуть до основания» 1100 . Но эти благие советы знаменитых восточных иерархов, ради смутного времени на Руси, не могли быть исполнены. За их выполнение, и то уже в конце своего патриаршества, взялся Филарет Никитич, задумавший устроить в Москве училище. Прежде всего нужно было найти сведущего учителя, который бы был притом строго православен. Понятно, что отыскать такого человека можно было только на православном Востоке. И потому, когда в 1632 году прибыл в Москву доверенный архимандрит Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса Амфилохий, патриарх и государь наказали ему, чтобы он попросил Лукариса приискать для Московской школы подходящего вполне православного учителя и прислал его в Москву. Но учитель неожиданно сам явился в Москву. Это был протосингел Александрийского патриарха Иосиф, ранее живший несколько лет в южной России, где он изучил славянский язык. Это последнее обстоятельство делало его особенно годным для переводных работ, а вместе конечно и для учительского дела. По просьбе царя и патриарха, Иосиф решился остаться в Москве для перевода книг с греческого языка на славянский, и отчасти для учительства во вновь устроенной школе на учительском дворе. В грамате царя и патриарха к Иосифу сказано: «Протосингеллу архимандриту Иосифу будучи в нашем государстве нам... служити... духовными делы, переводити ему греческия книги на словенский язык и учити на учительском дворе малых ребят греческаго языка и грамоте. Да ему ж переводити книги с греческаго языка на словенский на латинские ереси... А корму ему давати по полтине на день; да ему ж давати жалованья на всякий год по десяти аршин камки куфтерю да по сороку куниц». 1101

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитракопулос Софоклис Прибытие в Александрию В первых числах июля 1881 года иеродиакон Нектарий Кефалас отправился в Александрию 48 , чтобы представиться Патриарху Александрийскому Софронию IV (1798?–1899) 49 , бывшему Константинопольскому (1863–1866), а еще ранее – митрополиту Хиосскому 50 . При нем были рекомендательные письма, исполненные самого теплого участия. Первое – от титулярного епископа Сионского Григория Фотиноса (в прошлом директора Халкинской богословской школы, а тогда – эпитропа 51 митрополита Хиосского 52 , безмолвствовавшего у себя на острове), второе – от преподавателя Хиосской гимназии Константина Проиоса 53 (оба от 3 июля 1881). Епископ Григорий писал: «Податель сего – уроженец Силиврии иеродиакон Нектарий, муж, расположенный к учению, добронравный и пришедший в Египет с благими чаяниями, о чем свидетельствует и господин Константин Проиос. Претерпев, подобно многим иным на Хиосе, тяжкие страдания 54 , он прибывает для соискания надлежащей церковной должности при Вашем Святейшестве и полагает наиважнейшим для себя делом быть Вам полезным». Письмо К. Проиоса отличала изысканная чистота слога: «Ваше Всесвятейшество! Податель сего иеромонах 55 по имени Нектарий прибыл сюда, если не ошибаюсь, в надежде получить место в Вашей Патриархии, коль скоро таковое отыщется. Означенный иеромонах в течение многих лет был учителем народной школы, после чего, возлюбив монашеское житие, удалился в обитель Неа Мони, где несколько лет исполнял обязанности дидаскала и секретаря монастыря. Но, прибыв в столицу 56 ради бедственного состояния обители и желания пополнить свои знания, он был зачислен в гимназию, где и прошел курс наук под руководством премудрого нашего гимнасиарха 57 Георгия Сурьяса, которого ныне уже нет с нами. За все время посещения гимназии выказал поведение безукоризненное и прилежание неленостное, за что был особо любим покойным. В нынешнем году, накануне предстоявших ему выпускных экзаменов, произошло страшное землетрясение 22 марта, ставшее причиной вынужденного бездействия и учащих, и учащихся. Но болезненнее и печальнее всех прочих обстоятельств оказалась кончина достопочтенного Сурьяса, на чью помощь и содействие в приобретении дальнейшего образования он рассчитывал. Не в силах долее бороться с явно неблагосклонной к нему судьбой, он, вопреки желанию, вынужден был прибыть сюда на поиски места, отвечающего его способностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Заключение Основными выводами исследования являются следующие положения: 1 . Понимание «меоничности» материи в христианском мировоззрении, сформированном трудами александрийских и каппадокийских богословов, существенно отличается от характеристик, сложившихся в античной мысли. Так, если меоничность материи у платоников – это ее извечная подверженность закону хаоса и пассивное противостояние, как бездушной аморфной среды, творческим усилиям Демиурга, то в христианском богословии материя осознается как приведенная в бытие из полного и абсолютного небытия в результате творческого действия Бога. Практически неизбежный для платонической традиции дуализм материи и духа заменен на дуализм Творца и твари, подразумевающий не противостояние, а полную подчиненность всего тварного, в том числе и материи, Творцу. 2 . Начиная со свт. Афанасия Александрийского , понятие «меоничности» материи, кроме наполнения его логически связанными концепциями происхождения из абсолютного небытия и утвержденной в благой воле Творца «устойчивости» тварного бытия, дополняется положением об антропоцентричности замысла и Промысла о материальном мире. Именно человек в его двусоставной, духовно-материальной природе призван играть роль своеобразного смыслового и судьбоопределяющего «фокуса» всей вселенной. В церковно-богословской мысли идея о том, что материя есть не только воспитательное орудие Творца для наказания за грех, но изначально вверена Адаму с задачей приведения ее в состояние высшей степени обожения, высказана впервые свт. Афанасием Великим и наиболее ярко раскрыта преп. Максимом Исповедником . 3 . Анализ текстов церковных писателей Александрийской школы доникейского периода (Афинагора, Климента и Оригена ), с акцентом на учение о материи, позволил по-новому оценить наследие этих авторов, выявить не замеченные ранее положения их богословия, найти ответы на спорные по отношению к оценке их наследия вопросы. Ключевыми из выявленных положений необходимо считать следующие: А) Афинагор впервые с большой степенью ясности противопоставляет разрушимую и тленную природу всего материального мира и вечную природу Бога Творца. В отличие от античной философии, Афинагор распространяет свойство тленности на все части космоса, оставляя нетление прерогативой только Божественной природы. Первым из христианских авторов, апологет предлагает рациональные доказательства возможности воскресения как соединения разделенных элементов тела, как восстановления в воскресении тех же самых тел, которые люди имели в земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

И. М.- один из наиболее известных экзегетов Церкви Востока. Его опубликованные толкования охватывают всю Библию, за исключением Книг Ездры, Неемии, Есфири, неск. Соборных Посланий (2 Петр, 2 и 3 Ин) и Апокалипсиса (Книги Паралипоменон и Премудрости Соломона - частично). При комментировании ВЗ И. М. помимо Пешитты иногда обращался к сиро-гекзаплам (сир. перевод гекзапл Оригена , выполненный монофизитским еп. Павлом Телльским ), к переводам Акилы , Симмаха и Феодотиона , к самаритянскому Пятикнижию, непосредственно к евр. тексту и к Талмуду, а при толковании НЗ - к Диатессарону . Труды И. М. носят преимущественно компилятивный характер и интересны как синтез более ранних экзегетических традиций; только в передаче И. М. известны мн. комментарии предшествующих авторов. Дж. Ренделл Харрис выявил внушительный список источников новозаветного комментария И. М. (The Commentaries. 1911. Vol. 1. P. XVI-XVII), а С. ван ден Эйнде - ветхозаветного (см. соответствующие разделы в предисловиях к франц. переводу в серии CSCO). Толкования И. М. во многом повторяют комментарии несторианских экзегетов Феодора бар Кони (кон. VIII в.) и Ишо бар Нона ( 827); вероятно, они восходят к одному или неск. общим источникам. Особенно часто И. М. обращается к толкованиям прп. Ефрема Сирина и наиболее авторитетного экзегета Церкви Востока - еп. Феодора Мопсуестийского. Однако он также ссылается на Хенану Адиабенского , осужденного Церковью Востока за предпочтение толкований свт. Иоанна Златоуста толкованиям Феодора Мопсуестийского, и в отдельных случаях даже полемизирует с Феодором (см., напр.: Commentaire d " I š o‘ dad de Merv sur l " Ancien Testament. 1969. Pt. 4. Vol. 1. P. 97; Vol. 2. P. 124). И. М. использует труды греч. авторов Оригена, свт. Иоанна Златоуста (особенно в комментариях на Книгу Иова), свт. Григория Нисского (особенно в комментариях на Песнь Песней) и др., даже свт. Кирилла Александрийского, анафематствованного Церковью Востока как главного оппонента Нестория. Т. о., И. М. ставил целью не механическое следование экзегетам Церкви Востока, а выявление и собирание всех толкований, доступных ему из христ. традиции в целом - как сирийской, так и иноязычной. В результате исследователи отмечают у И. М. сочетание типичных для антиохийской школы буквализма и историзма с аллегоризмом в духе александрийской школы. В работах И. М. можно обнаружить нетрадиц. немессианские толкования Быт 3. 15, Втор 18. 15 и др.

http://pravenc.ru/text/1237967.html

Краткая биографическая справка Святой Нектарий (1846–1920 г.г.) родился в Силиврии Фракийской. Закончил начальную школу и четырнадцатилетним поехал в Константинополь, там работал и постоянно занимался самообразованием. Двадцатилетним он едет на о. Хиос и становиться народным учителем в сельской школе, где учительствовал 7 лет. На Хиосе принял монашество и был рукоположен дьяконом. Его отличала большая тяга к знаниям: был очень одаренным. Приезжает в Афины и оканчивает гимназию и Богословский факультет. Рукополагается иереем в Александрийской патриархии и, выделяясь нравственностью и деятельностью, удостаивается и становится епископом Пентапольским. Греческая паства в Каире, где он служил, горячо полюбила любвеобильного и добродетельного пастыря. Вскоре по зависти он был оклеветан клириками и изгнан в 1890 году. В изгнании священный-проповедник на острове Евбеи. 1894 году назначается ректором Ризарийской Церковной школы в Афинах, где приносит огромный труд. В 1908 году он уходит в отставку и основывает Эгинскую обитель, и живет там как простой монах до своего успенья. Скорби, огорчения, клевета были постоянным уделом святого Нектария до конца жизни, но всегда он прощал всех и все. Украшенный всеми добродетелями, он был воплощением христианской жизни. В 1 961 году состоялась канонизация его как Православного Святого. Получил от бога богатый дар чудодействия: тысячи чудес, великий благодетель многих. Повсюду строятся храмы в честь его имени. Он был мудрым, написал много книг, которые изданы и издаются. Эгина великое место поклонения верующих. Празднуется 9/22 ноября. Аннотация Христология – слово о Христе. О лице Господа нашего Иисуса Христа, о деле Его на земле, о пророчествах, предвозвещавших Его пришествие и о буквальном их исполнении. А так же о пророчествах, относящихся к иудейскому этносу и другим народам. О разрушении Ниневии и Вавилона и о других темах. Но книга эта – не сухое изложение догматов и пророчеств, содержащихся в Священном Писании . Она написана великим святым наших дней – святителем Нектарием Митрополитом Пентапольским, когда он был директором Ризарийской Школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 4 «Лекции по истории Древней Церкви, четвертый том. История церкви в период Вселенских соборов» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период Вселенских соборов» посвящены истории Древней Церкви в период Вселенских Соборов. В этом томе разбираются история богословия: от арианской смуты до иконоборчества. Проф. В. В. БОЛОТОВ. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ IV. История церкви в период вселенских соборов. III. История богословской мысли.   Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова.   ПЕТРОГРАД. Третья Государственная Типография.   Приложение к „Христианскому Чтению“ за 1913–1918 гг. Разрядка шрифта заменена жирным. ОГЛАВЛЕНИЕ. Предисловие xi–xv ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. История богословской мысли.   I. Cnopы о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1-134 1. Арианский спор . —  Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора . — Отражение в арианстве антиохийского влияния (1). — Неясность вопроса о догматических воззрениях Лукиана и о зависимости от него Ария (2–3). — Различие экзегетического метода александрийской и антиохийской школы (3–7) и значение философских предпосылок той и другой школы в деле возникновения арианского спора (7–8). — Учение о Сыне Божием св. Александра александрийского (8–10). — Отношение к этому учению Ария (10–11) и его собственное учение (11–15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Протопоповка. Церковь Екатерины. Церковь. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:1796. Адрес: Украина, Харьковская область, Изюмский район, с. Протопоповка Координаты: 49.242916, 36.914107 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Екатерининская церковь построена в 1796 г. тщанием прихожан, деревянная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 1522 души, жен. пола 1393 души. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик, вакансия диакона не замещается. Жалование священнику 111 руб. 98 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. Священнику помещение в церковном доме, псаломщик в собственном. Имеются земское училище и церковно-приходская школа, попечительства нет. Священник Митрофан Щербина, на настоящем месте с 1894 г., состоит законоучителем земского училища и церковно-приходской школы. Псаломщик Василий Пантелеймонов, на настоящем месте с 1898 г., состоит учителем приходской школы. Церковный староста Николай Кузьмин с 1898 г. Справочная книга Харьковской епархии, составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. Одноэтажная, построена из дубовых, очень хорошо пригнанных в венцах брусьев. Внутри центрального сруба заметны следы срезанных циналий (круглых). Главная ось (восток–запад) строения повернута по компасу на 1 град. против движения стрелок часов. Построена церковь в 1796 году, а в 1822 году её «обновили». В чем заключалось «возобновление», неизвестно. В церкви сохранился чертеж 1864 года, из которого видно, что тогда пристроили с юга и севера удели с четырехколонными портиками и фронтонами. Для соединения центра с рукавами в южной и северной гранях стен сруба вырезали широкие и высокие просветы, и тогда же пришлось рядом с просветами срубы взять в «лисе». К бабинцу достроен (когда – данных не имеем) двухстенок – притвор, соединивший женскую с колокольней, которая стоит на запад от церкви, но сруб бабинца притом не возбуждено, только в западной стене окно зашито, что имеет форму равноконечного креста с закругленными рукавами, в который вписан квадрат. Сохранились и косяки западных дверей с резной виноградной лозой, «короной» и «звездами»; в цоколе косяков с обеих сторон помещено по два крючка с «букетами». Характер резьбы косяков в Протопоповке напоминает резьбу на косяках Михайловской церкви в Лимане. В том же 1864 г. переделана крыша алтаря. В срубах стен, восьмериков и заломов церковь в интерьере сохранила первоначальный вид.

http://sobory.ru/article/?object=32029

С конца второго века христианской эры всё более и более усиливается потребность научно обработать, историко-экзегетически удостоверить и философски обосновать церковное учение. Вместе с тем церковная литература вступает в новую фазу своего развития. Она ставит для себя новые цели и открывает новые пути. Изменяется и отношение к Библии. В то время как апологеты почерпали из Библии, главным образом, оружие для борьбы с врагами Церкви, в третьем веке Библия делается областью для мирной обработки основоположений христианского вероучения. Конечно, такое отношение к Библии не могло не оказать значительного влияния на дальнейшее развитее церковного учения о боговдохновенности св. книг. Из всех церквей востока наибольший интерес к научным стремлениям пробуждается в церкви александрийской, среди представителей её знаменитой катехизической школы. Величие труда и неизмеримое почти влияние этой школы на будущность христианства вообще и экзегезис св. Писания в частности находятся в связи с центральным положением её среди тогдашнего мира. Гениальное создание Александра Великого, Александрия, в которой лицом к лицу встречались Восток и Запад, очень рано начала играть выдающуюся роль в истории. В век Птоломеев она не только приобрела всемирно-историческое имя в области торговли и политики, но сделалась мировой ярмаркой духовных и научных сокровищ. В этом университете древнего мира, подобно брожению винограда в точиле, сталкивались и оказывали влияние друг на друга разнообразные мировоззрения людей всех национальностей. Искусство и наука тонко образованных эллинов вытесняли устарелую мудрость фараонов. Философствующее иудеи, соединявшее мозаизм с платонизмом, стремились внушить уважение к иудейству гречески-образованным александрийцам. Эллинская спекуляция пыталась установить гармонию с простым учением только что вступившего в историю христианства. Всевозможные религиозные и философские системы одинаково находили открытыми гостеприимные ворота этого космополитического города, одинаково получали права гражданства среди населявших его язычников и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 13 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 К 20-летию научной деятельности архимандрита Макария 1 I Явившись Своим ученикам после воскресения, Христос Спаситель послал их проповедовать Евангелие по всему миру. Апостолы пошли и благовествовали, выполняя завет Христов, и все, кроме Евангелиста Иоанна Богослова, пострадали на этом поприще. Апостол Марк был замучен в Александрии, где он основал Церковь. К нему восходит преемство предстоятелей Александрийской Церкви. Они с самого начала достославно исповедывали истину и мужественно свидетельствовали о ней даже пред судилищем языческим, но до святого Петра 2 (†311) Церковь Апостола Марка не возглавлял мученик 3 . Время и место рождения святого Петра, как и других святителей и предстоятелей того времени, неизвестны. Но весьма вероятно, что “святой Петр, если не по происхождению, то по воспитанию и должности был александриец” 4 . В это время Александрийскую богословскую школу возглавлял епископ Серапион, а Церковь — епископ Феона. После смерти первого святой Петр становится начальником школы 5 . Это была замечательная должность в Александрийской Церкви и, несомненно, кандидат на нее должен был обладать незаурядными качествами. Дело в том, что Александрия того времени была центром всего Востока, или вторым городом в империи после Рима. “В цветущее время число ее жителей доходило до полумиллиона человек” 6 . В духовном отношении Александрия была центром иудейской диаспоры. Здесь, как говорят святые Отцы, еще до Рождества Христова был сделан перевод книг Священного Писания с еврейского языка на греческий 7 . В Александрии находился музей, библиотека, насчитывавшая до 400 тысяч книг. “При духовно богатой и разнообразной жизни города, который был центром языческого культа и эллинской философии, христианство должно было вступить в живое общение со всем содержанием древнего мира. При таких обстоятельствах выступила Александрийская школа” 8 . Помимо внешних причин, способствовавших становлению школы, существовали проблемы внутреннего характера, на которые также нужно было реагировать, — это ереси.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

сост. священник Алексий Петухов Об авторе Ориген ( ριγνης), знаменитый христианский богослов и философ, родился в Александрии около 185 г. в греческой или эллинизованной египетской семье, принявшей христианство , получил хорошее образование от своего отца (ритора) Леонида, который во время гонения при Септимии Севере был казнен, а имущество его конфисковано. Семнадцатилетний Ориген . Имея на своем попечении мать и шесть младших братьев, сделался учителем грамматики и риторики и был избран в наставники знаменитой катехизической школы в Александрии. Чтобы избежать соблазнов со стороны многочисленных слушательниц катехизической школы, Ориген будто бы подверг себя самоизувечению (оскоплению). Сообщаемое в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , благоговейного почитателя Оригена , это известие вызывает, однако, сомнение, между прочим, ввиду необычайной умственной плодовитости Оригена, достоверно только существование такой молвы еще при его жизни 1 . Обширная известность, доставленная Оригену преподаванием в катехизической школе и первыми его сочинениями, побуждала обращаться к нему за советом из отдаленных местностей и вызвала два его путешествия: в Рим (при папе Зефирине) и в Аравию. Во время гонения на александрийскую церковь при императоре Каракалле (216) почитатели принудили Оригена удалиться в Палестину, где два преданные ему епископа. Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский, дали ему почетное убежище, по их настоянию он, хотя и мирянин, изъяснял Священное Писание пред многолюдными собраниями верующих в храмах. За это он подвергся сильному порицанию александрийского епископа Димитрия. Заставившего его вернуться в Александрию. По приглашению Юлии Маммеи, матери императора Александра Севера. Он посетил ее в Антиохии и дал ей начальное наставление в христианстве. В 228 г. он был вызван по церковным делам в Грецию и проездом через Палестину принял в Кесарии рукоположение в пресвитеры от епископов Александра и Феоктиста. Обиженный этим александрийский епископ на двух местных соборах осудил Оригена и объявил его недостойным звания учителя, исключенным из александрийской церкви и лищенным пресвитерского сана (231 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010