Десять интересных книг о Русском Севере О Русском Севере написано множество книг, перечислить их все невозможно. Мы ставили себе задачу скромнее — порекомендовать читателю несколько произведений (и классических, и современных) в научно-популярном, биографическом, мемуарном жанрах, показывающих Север с разных сторон. 1 Сергей Максимов. Год на Севере Сергей Васильевич Максимов — участник так называемой «литературной экспедиции», названной по профессии ее участников. Снаряженная Морским министерством в середине XIX beka, экспедиция была направлена на сбор информации о быте, занятиях и фольклоре местного населения. География экспедиции охватывает огромные территории: Печора, Пинега, Мезень, Белое море, Соловецкие острова. Отдельная глава посвящена пребыванию на Соловецком архипелаге. Автор отлично знаком с северными диалектами, что позволяет ему создать одну из самых серьезных этнографических работ по Северу XIX beka. Свои наблюдения он называет «год на Севере» — поскольку именно столько в классической этнографической традиции принято проводить исследование изучаемого региона. 2 А. П. Энгельгардт. Русский Север. Путевые записки На рубеже XIX и ХХ веков известный государственный деятель Александр Платонович Энгельгардт занимал пост архангельского губернатора. Вступив в должность, он много ездил по региону, чтобы самому ознакомиться с положением дел. Он был и на Новой Земле, и на Печоре, Ковде, Коле. По следам своих многочисленных поездок по губернии он написал книгу-дневник, которую так и назвал: «Русский Север. Путевые записки». Считается, что именно он впервые ввел термин «Русский Север» в оборот. Эту книгу с трудом можно назвать «заметками». Скорее, это целая «база данных» по Русскому Северу начала ХХ века: здесь художественное описание охоты на тюленя, и народных костюмов, и монастырской жизни, и пейзажей Новой Земли. И практически к каждому сюжету автор дает иллюстрацию в виде фотохроники. 3 Иван Шмелев. Старый Валаам В самом конце XIX века молодой Шмелев и его жена отправляются в путешествие на Валаам. Он, тогда студент Московского университета, вскоре выпускает книгу «На скалах Валаама». А спустя много лет выходит другая книга — «Старый Валаам». Написание этой последней книги пришлось на 1930-е годы, когда Шмелев находился в эмиграции, тяжело переживая потерю родины и смерть сына. На момент написания того «старого» Валаама, который он видел на Севере, уже не было. Но читая книгу, этого нельзя сказать — настолько она легкая, радостная и наполненная непосредственным удивлением. Автор заметно переосмысляет свои впечатления и переживания от увиденного в молодости на Валааме: и от монастырской жизни, и от Севера в целом. Это воспоминание о «старом Валааме» очень помогло Шмелеву снова начать писать после долгих лет перерыва.

http://sever.foma.ru/desjat-interesnyh-k...

«Александр Невский, — пишет шведский историк О. Далин, — покорил себе Пермию или Биармаландию, отщетившуюся на несколько времени от Голмгордскаго государства (отпавшую от Новгородской Руси. — Авт.), и беспокоил даже Норвежские границы около Галогаланда, проходя к оным чрез Финмаркен и Лапландию»11. То есть дружина великого князя провела масштабную военную операцию на Крайнем Севере Европы. Пройдя и покорив Лапландию (Кольский полуостров), Финнмаркен (земли на запад от Кольского полуострова), Александр Невский вошел в область Северной Норвегии у Галогаланда. Началось массовое бегство биармийцев с этих территорий. Эту историю Полярного похода и его радикальных результатов подтверждают и иные зарубежные источники. «В то время, — рассказывает одна норвежская сага, — жители Биармии обратились с просьбой о защите к королю Хокону. Он позволил им поселиться у Малангена (в районе нынешнего г. Тромсе. — Авт.) с условием, чтобы они приняли христианство, что они и сделали»12. Или: «К нему пришли многие из биармонцев, которые бежали с востока, прогнанные набегами татар (в те времена в Европе русских не разделяли с татарами. — Авт.); король повелел обратить их в христианство и уступил им для жительства Малангерский залив (Маланген (Malangen) — ныне крупный рыболовный центр на Севере Норвегии. — Авт.)»13. Освободив земли Кольского Севера от всевластия биармийцев, паразитировавших на саамах-лопарях, Александр Невский установил новую систему сбора дани на этих территориях. Задача успешности сбора дани со столь огромных территорий диктовала и выбор мест пунктов, куда свозилось и где временно хранилось такое количество пушнины. Вопрос организации сбора дани для князей того времени, да и для любой формы государственной власти всегда был наиважнейшим. Успешность его решения напрямую определяла военную мощь и иные возможности государства. Так, например, в 947 году княгиня Ольга, входя во власть, после известной расправы над древлянами в первую очередь побывала на Севере Руси, в новгородских и псковских землях, где назначила там «уроки» (оброк, подать), установив систему «погостов». Мы не знаем, до каких пределов простирались тогда на север новгородские погосты. Но эти административные единицы стали центрами торговли и обмена, в которых упорядоченно происходил сбор податей. Впоследствии именно по этим погостам в первую очередь стали строить храмы.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandr_...

Решительные действия князя Александра спасли большое число русских людей от рабства и заложили основы для дальнейшего прирастания территорий Руси землями Крайнего Севера, формирования новых границ нашей страны. Положительная роль «ига» Еще до монголо-татарского вторжения на Русь на Крайнем Севере сложилась практика сбора дани с лопарей, главным звеном которой помимо биармийцев был народ корела (кирьялы). Будучи еще языческим, этот народ тем не менее стал чрезвычайно активным помощником Новгородской Руси в ее продвижении на Крайний Север. Потребности Руси в дани, собираемой с северных народов в виде меха, «мягкой рухляди», до определенного момента вполне удовлетворялись на обширных лесных территориях Заво­лочья, Перми и волости Тре. Однако с 1237 года ситуация стала меняться радикальным образом. Монгольская империя, простиравшаяся от Пекина до Волги, жестоко подчинила себе русские княжества и заявила о своих потребностях в северных мехах. Таким образом, именно в середине XIII века стало очевидным, что прежняя политика ­Новгородского государства в отношении Крайнего Севера больше не отвечает ситуации, возникшей на Руси вследствие монголо-татарского нашествия 1237–1241 годов. Можно с уверенностью утверждать, что именно жесткие условия политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов Золотой Орды подвигли российские власти на решительные действия по освоению и, более того, присоединению территории Крайнего Севера к русским землям.  Договор с Норвегией и раздел земель Будучи дипломатом и имея давние добрые связи с норвежскими конунгами, князь Александр Ярославич вовсе не желал еще одного района военного противостояния на Севере Руси. Достаточно было немецких и литовских притязаний и шведских амбиций на Балтийских берегах. Потому одновременно с покорением Биармийских земель Александр предпринимает дипломатические шаги в отношении Королевства Норвегия. «Той зимой, когда конунг Хакон сидел в Трандхейме, прибыли с востока из Гардарики (Киевская Русь. — Авт.) послы конунга Александра (Невского. — Авт.) из Хольмгарда (Новгорода. — Авт.). Жаловались они на то, что нападают друг на друга сборщики дани на севере в Финнмаркене и что они постоянно ведут войну с грабежами и убийствами»8.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandr_...

Горг – 8. XV, 1, 30 (Γοργς) – рудознатец ( μεταλλευτς), который рассказывал о прекрасных золотых и серебряных рудниках в Индии, в земле царя Сопита, немного поодаль от горы с ископаемой каменной солью (см. Оромен), упоминается только здесь. Считают, что он был здесь при Александре Македонском (в 326 г. до н. э.) и написал книгу об этих рудниках. Горгий – 17а. IV, 22, 7 (Γοργας) – один из военачальников Александра Македонского в Индии. Горид – см. Гория. Гориея – 23. VII, 1, 42 (Γωρυαα) – область под ламбагами и Суастеной; соответствует «земле гуреев " (Γουραων χρα) у Арриана 17а). Главным городом считается Гория (или Горид). Область локализуется в долине реки Гурей, которую идентифицируют как нын. реку Панджкора, впадающую (34°08», 71°49») в реку Сват, в северном Кабулистане, на севере Пакистана; границы ее точно не определяются, поскольку, судя по различным несовпадающим сведениям античных авторов, они со временем менялись. Гория или Горид – 8. XV, 1, 26 (Γρυς, род. п. – Γρυδος). 23. VII, 1, 43 (Γωρα или Гρυα) – город, как считают, главный, народа гуреев в области Гориея; идентифицируется как нын. город Джалалабад (=Джелалабад; 34°26», 70°28», у южного берега реки Кабул, на северо-востоке Афганистана). Ошибочную локализацию этого города у реки Хоасп (см.), т. е. дальше к западу, у Страбона 8) объясняют тем, что после похода Александра Македонского гуреи продвинулись к западу и тогда нижний Хоасп стал новым центром их области. госсипин – 11. XII, 38–39; XIX, 14 – см. хлопок. Гранис – 11. VI, 99 (Granis) – река в Сусиане (Арриан. Об Индии. 39, 3, относит ее к Персиде), идентифицируется как нын. река Шахпур (=Шапур), впадающая (29°39», 51°03») в Персидский залив чуть к северу от порта Бушир, на юго-западе Ирана. Греция – 11. VI, 79; XXXVII, 41. См. также Эллада, эллины. грифы – 26. р. 46b. 17а. V, 4, 3. 21в. XI, 24 – грифоны, мифологические чудовища (чаще с туловищем льва, с орлиной головой, с крыльями), живущие на Севере, под гипербореями (отсюда – «гиперборейские грифы»), стерегущие золото, которое у них пытаются забрать одноглазые аримаспы. Позднее их связывают с муравьями, выкапывающими золото, в Индии и локализуют на севере Индии, в Эфиопии, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время, он является началом, предвозвестником возвышающейся великодержавной Московской Руси – той России, которая, восприяв духовное наследие Киева, медленным и тяжким трудом взрастила его под татарским игом, и, объединенная, она вышла из глухого лесного угла к широким историческим горизонтам. Перед лицом татар Россия, как единство, как государственная сила перестала существовать. Она была сильна только своим внутренним богатством. Ее внешняя риза была разодрана. Св. Александру Невскому пришлось творить эту ризу внешнего единства под ударами с запада и востока. Кончили дело объединения Руси лишь его потомки. Но он заложил первый камень; сам стал живым основоположным камнем новой, возродившейся из развалин, России. Вся жизнь св. Александра была отдана России. Подходить к нему можно лишь через историю, через рассмотрение его эпохи и стоявших перед ним исторических задач. В 1224 году на юге России появились дикие монгольские племена. Перед тем, как вступить в пределы России, предводительствуемые Чингисханом, они победоносно прошли, покоряя народы на пути своем, из Азиатских степей к берегам Азовского моря. Здесь встретило их русское воинство в числе 80.000 ратников. И 16 июня 1224 г. произошла кровавая битва при реке Калке. Русские были разбиты наголову. Едва одна десятая войска русского спаслась бегством. За ними гналось многочисленное татарское войско, «грабя, убивая и опустошая целые города», рассказывает арабский писатель Ибн-аль-Атир. Но вглубь Русской земли Чингисхан не двинулся, а повернул обратно в Азию, отвлеченный известиями о замешательствах в своих владениях. В 1237 г. монгольские полчища, численностью в 500.000 человек, под начальством Батыя, вторглись в Рязанские пределы, предавая опустошению и сметая все с лица земли. Разрозненные, враждовавшие между собою, княжества падали один за другим. В XII века начинается колонизация Суздальско-Владимирской Руси. По сравнению с Киевской Русью, Русь Суздальская кажется возвращением назад – упадком. Ни один город на севере не может сравняться с Киевом. Образование и культура падают. Письменность и литература, высоко развившиеся на юге, замирают на севере. Весь внутренний облик Киева и Суздаля представляется глубоко различными. Киев был устремленным к Византии, с киевских гор открывались широкие горизонты и свободные дали. Все, что совершалось за рубежом, в Византии и в степях, было ему ведомо и непосредственно на него влияло. На Севере горизонты суживаются, заслоняются лесами, Суздаль обращен на восток, к болгарам, более диким, чем Русь. Все, что доходит до него из других стран через Киев и Новгород, становится лишь далекими отголосками. Киев как бы согрет отблесками золотопарчевой Византии. На юге князь и его дружина переходила из удела в удел, от стола к столу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

одонбеоры – 11. VI, 75 (Odonbaeorae) – народ в Индии, к востоку от Инда, названный в длинном перечне народов (с севера на юг), между суараттаратами и сарабастрами, но до «слияния пяти рек», на западе северной Индии. В этом названии видят передачу пракритской формы названия народа Audumbara, которая встречается на монетах как Odubara. В санскритских источниках этот народ называется преимущественно Udumbara (предположительно по народной этимологии, поскольку udumbara означает «смоковница», Ficus glomerata). По индийским источникам известен большой народ шалва, состоявший из шести племен, одним из которых были удумбары (древний город Шалва, царем которой был Шалва, это нын. город Алвар, 27°31», 76°36», на северо-востоке штата Раджастхан, к юго-западу от Дели). Народ, названный на упомянутых выше монетах (I в. до н. э.) Odubara (или Odubari?), по месту их находки, относят к области нын. городов Гурудаспур (Гурдаспур, 32°03», 75°29», на севере штата Пенджаб, в Индии), Кангра (32°04», 76°15», на северо-западе штата Химачал-Прадеш, к востоку от Гурдаспура), Хошиярпур (31°29», 75°59», на севере штата Пенджаб, в Индии), Патханкот (32°15», 75°43», там же, на самом севере). Известны также вотивные надписи верующих, которые называют себя Udu(m)baraghariya – «жители Удумбары(?)». Считают, что во всех этих случаях это одонбеоры у Плиния. Кроме того, с этими названиями связывают и город Орбадару (см.) у Птолемея. Считают также, что одонбеоры у Плиния должны отличаться от указанных выше удумбаров (две ветви?), как и город Орбадару (с разночтением Ордабари). одонтотиран 44. I, 14 (δοντοτραννος) – баснословное земноводное огромное животное в Ганге. В «Слове о рахманех и о предивном их житии» (XV в., см.: «Александрия». М.; Л. 1965. С. 143–144) переведено «зуботомитель». По-гречески буквально должно означать «зуботиран». По этому поводу существует много различных мнений, предположений, этимологий и идентификаций (слон, носорог, крокодил и т.п.). См. также червь. Озена – 13. 48. 23. VII, 1, 63; VIII, 26, 13 (ζνη) – нын. город Удджайн (Ujjain; 23°09», 75°49», на западе штата Мадхья-Прадеш); среднеиндийская форма, на монетах, – Uj(j)en; санскр. Ujjayin (Уджаини; Уджаяни). В древности (возник ок. VII в. до н. э.) он был главным городом царства Аванти (одна из четырех великих держав Индии), в центральной Индии, в западной части исторической области Малва (название «Малва», по древнему народу «малава», появилось, как полагают, в I в. н. э. вместо древнейшего названия «Аванти»; сейчас обширное плато здесь называется Малва); был важным пунктом на торговом пути между Гангом и западным побережьем Индии. Сейчас – один из семи священных городов Индии. Через Удджайн древние индийские географы условно проводили начальный меридиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горы эти, вероятно, приходится искать на севере, в области Верхнего Евфрата. Что касается до «Кедрового леса» и «Серебряных гор», то это – Ливан и Тавр. Эта надпись нам, таким образом, свидетельствует, что государство Саргона вышло далеко за пределы Вавилонии и на западе захватило Сирию, а на севере – южные области Малой Азии. Из одного текста, найденного в Телль-Амарне в 1913 г. и дополненного фрагментированным дубликатом из Ассурского архива, мы узнаем теперь одну из существенных причин завоевательного похода Саргона на северо- запад. К Саргону, великому царю-завоевателю Аккада, обратилась за помощью семитическая колония на далеком севере в «Галашу», т. е. «Ганиш» каппадокийских таблеток. На нее напал царь города Бурушханда, т. е. Буруш-хатим тех же каппадокийских текстов. Саргон колеблется в виду дальности пути, трудности которого в тексте весьма ярко описываются. Некто Нурдаган, который является главою делегации, указывает на беспомощность колонии, которая состоит не из воинов, а купцов, подчеркивает богатства своего края, упоминает и средства преодоления трудности долгого пути. После долгих бурных переговоров Саргон, наконец, собирает жителей Аккада, и на этом собрании Нурдагану удается восторженным выхваливанием мощи Аккада склонить Саргона к помощи далекой семитической колонии. Поход Саргона, очевидно, не ограничился разгромом Бурушханда, противника Ганиша, но вылился в завоевание Сирии, в полном ее объеме. Расширяя границы своего государства на западе, Саргон не забывал и востока. Ниппурские вотивные надписи сообщают нам о нескольких блестящих победах над коалициями эламских княжеств, давших ему в качестве пленных исаков этих городов и их сановников. Эти головокружительные успехи, сделавшие Саргона властителем мирового государства, объясняются хорошей организацией его войска. Он располагал, согласно его же данным, 5 400 воинами, которые «ежедневно перед ним кормятся», т. е. у него в лице этих воинов была маленькая постоянная армия, на которую, как на испытанную боевую силу, могло опереться наспех набранное ополчение.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Ахемениды – 11. VI, 98 – здесь персидский клан (по имени родоначальника Ахемена; из этого клана происходит и династия персидских царей Ахеменидов), областью которого была Ахемения в восточной части Персиды. Ахилл – 14г. 7 – главный герой греков в Троянской войне (см. «Илиаду» и др.). Баборана – 23. VII, 1, 43 (Р: Βαβορνα; Η: Βαρβορνα – Барборана) – город в области, как считают, ламбагов, к западу от реки Ко (нын. река Кунар, на северо-востоке Афганистана, которая в верхнем течении называется Ярхун – на севере Пакистана); ламбагов локализуют на северо-востоке Афганистана, к северу от среднего течения реки Кабул. Отмечается, что одно племя в хребте Кох-и-Баба (в Афганистане, в системе Гиндукуша; центр – 34°30» 67°30»), в области истоков реки Герируд (см. Арий, река), называется Barbar (др. иран. (зенд.) Barvara?), Баборана не идентифицируется. багрец – 26. р. 48а (bis). См. лакк. бадиамеи – 23. VII, 1, 75 (Βαδιαμαοι) – народ в области к югу от горы Адисатр до гор Аруей; эту область локализуют между нынешними реками Годавари и Кришна, там, где сейчас находится город Хайдарабад (=Хайдерабад; 17°21», 78°25», шт. Андхра-Прадеш, приблизительно в центре южной части Индии). Отмечается, что название нын. города Бадами (15°56» 75°44» шт. Карнатака) напоминает название этого народа «бадиамеи». Полагают, что они владели алмазными копями (санскр. vajramaya, пракр. bâjamayo). Базаката – 23. VII, 2, 26 (Βαζατα) – остров, относящийся к Индии по ту сторону Ганга, предположительно идентифицируется как нын.: 1) главный среди Андаманских островов (к югу от Бирмы, между Бенгальским заливом и Андаманским морем; центр их – 12°00» 92°45»); 2) главный остров архипелага Мьей=Мергуи (в Андаманском море, к западу от южной оконечности Бирмы; центр – 12°00» 98°00»); и более ранние идентификации – 3) остров Дайамонд (Diamond Island, 15°52» 94°17» в Андаманском море, у юга Бирмы); 4) скалистый остров Чедуба=Манаун (18°48» 93°38; у западного побережья Бирмы, в Бенгальском заливе). Базиры – 17а. IV, 27, 5; 7; 28, 1; 5 (τ Βζιρα) – город (горная крепость) к западу от Аорна, захваченный Александром Македонским в 327 г. до н. э.; с ним отождествляют богатый город Бейра (см.). Некоторые считают, что это нын. город Базар (33°58» 72°19») на севере Пакистана (у ручья Калипани, к югу от пограничных гор области Бунер). По мнению других, это нын. холм Бир-кот-гхвандаи («холм Бир-кот»), где обнаружены остатки древней крепости, около (западнее) деревни Барикот (34°41», 72°14»), на севере Пакистана, в средней части долины реки Сват. Считают, что топоним происходит непосредственно от древнего названия Bazira или Bajira )Bayira)Beira )Bîr (в надписи из Барикота IX–X вв. н. э. это название засвидетельствовано в форме Vajîrasthâna).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Люди здесь всё основательные, зажиточные, имеют много скота и некоторые даже промышляют им. Главною причиной такого благосостояния следует признать, вероятно, климат и почвенные условия, но я думаю также, что если пригласить сюда чиновников из Александровска или Дуэ и попросить их распорядиться, то через год же во всех трех Падях будет не 26, а 300 хозяев, не считая совладельцев, и все они окажутся «домонерачители и самовольные» и будут сидеть без куска хлеба. Примера этих трех маленьких селений, я думаю, достаточно, чтобы наконец взять за правило, что в настоящее время, пока еще колония молода и не окрепла, чем меньше хозяев, тем лучше, и что чем длиннее улица, тем она беднее. На четвертой версте от поста находится Соловьевка, основанная в 1882 году. Из всех сахалинских селений она занимает наиболее выгодное положение: она при море, и, кроме того, недалеко от нее находится устье рыбной речки Сусуи. Население держит коров и торгует молоком. Занимается также хлебопашеством. Жителей 74: 37 м. и 37 ж. Хозяев 26. Все они имеют пахотную и покосную землю, в среднем по одной десятине на душу. Земля хороша только около моря, по скатам берега, дальше же она плоха, из-под ели и пихты. Я утомился или обленился и уж на юге работал не так усердно, как на севере. Часто целые дни уходили у меня на прогулки и пикники, и уже не хотелось ходить по избам, и когда мне любезно предлагали помощь, то я не уклонялся от нее. В первый раз до Охотского моря и назад я проехался в обществе г. Белого, которому хотелось показать мне свой округ, а затем, когда я делал перепись, меня всякий раз сопровождал смотритель поселений H. H. Ярцев. Селения южного округа имеют свои особенности, которых не может не заметить человек, только что приехавший с севера. Прежде всего здесь значительно меньше нищеты. Неоконченных, брошенных изб или забитых наглухо окон я не видел вовсе, и тесовая крыша здесь такое же заурядное и привычное для глаз явление, как на севере солома и корье. Дороги и мосты хуже, чем на севере, особенно между Малым Такоэ и Сиянцами, где в половодье и после сильных дождей бывает непроходимая слякоть.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

е. и после Геродота эта страна остается страною вымыслов. Аристотель упрекает афинян за то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести и рассказы людей, возвратившихся с Фазиса (Риона) и Борисфена (Днепра). Говоря о севере и северо-востоке, обыкновенно прибавляли, что там обитают скифы; после Дария Гистаспа с ними вошел во враждебные столкновения Филипп Македонский: он поразил скифского царя Атеаса и вывел в Македонию большой полон - 20000 человек мужчин и женщин; завоевания Александра Македонского, оказавшие такие важные услуги географии открытием новых стран и путей в южную Азию, не касались описываемых нами стран: с европейской стороны македонские завоевания не простирались далее Дуная. Больше сделано при наследниках Александра: Тимэй подробно говорил о скифах и Северном океане; Клеарх, ученик Аристотеля, написал сочинение о скифах; все, что до сих пор было известно о севере, собрал Эратосфен. В таком виде греки передали римлянам свои географические познания о северных берегах Черного моря. Война с Македониею указала римлянам берега Дуная, война с Митридатом открыла путь к северным берегам Понта. Митридат в своих отчаянных попытках против римского могущества старался вооружить на Италию всех диких жителей степей от Дуная до Азовского моря. Во время Цезаря Беребист основал на берегах Дуная могущественное владение гетов, которое, впрочем, скоро разделилось и ослабело. Овидий, сосланный в Томы, перечисляет окружные народы - гетов, скифов, сарматов, языгов, бастарнов; он не упоминает о даках, которых имя часто встречается у Горация; но на свидетельствах поэтов трудно основываться: у них одно народное имя идет за другое, древнее - вместо нового. Причины, почему страны к северу от Понта не могли быть с точностию исследованы, приводит Страбон: по Танаису (Дону), говорит он, мало что можно узнать выше устьев по причине холода и бедности страны; туземцы, народы кочевые, питающиеся молоком и мясом, могут сносить неприязненный климат, но иностранцы не в состоянии; притом туземцы необщительны, свирепы и дики, не пускают к себе иностранцев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010