Учение Лянгена об антихристе замечательно тем, что он под противящимся или человеком греха разумеет не только папу и его царство, которые уже давно явились, но ещё особого антихриста, который изображён в Апокалипсисе под именем зверя и в книге Даниила под именем малого рога и который ещё не явился, а явится тогда, когда перестанет существовать нечто удерживающее его явление, т. е. Римская империя. Этим взглядом Лянген довольно резко отличается от Лютера и прочих протестантских богословов, которые никакого антихриста уже не ждали и утверждали, что в папах явился настоящей, последний антихрист. Лянген совершенно справедливо намекает, что едва ли в папе и его царстве осуществилось всё то, что заключается в учении Писания о противящемся, о звере и о малом роге. В частности, совершенно правильно он указывает на то, что раз силой, задерживающей явление антихриста, признаётся Римская империя и допускается, что он явится только по устранению её, а между тем она считается ещё существующей, то уже нельзя утверждать, что антихрист явился. В учении протестантов, что папа – настоящий антихрист, оказываются несообразности, и, что всего важнее, открывает их богослов, который сам держится этого учения. Сам Лянген предполагает, что эти несообразности можно устранить, допуская, кроме двух смыслов слова антихрист – широкого и узкого, или общего и частного, ещё третий, частнейший или самый узкий смысл. И таким образом, он допускает три вида антихристов: еретиков, извращающих учение о Христе-Искупителе, пап и их царство и ещё одного, имеющего прийти, антихриста. Но такое утончённое различение трёх видов антихриста совершенно произвольно. В собственном смысле есть только один антихрист, который явится перед кончиной мира и который у Даниила называется „малым рогом”, в Апокалипсисе „зверем”, в Евангелии „иным”, имеющим прийти во имя своё ( Ин. 5:43 ), в Послании к Фессалоникийцам „противящимся”, „человеком греха”, „беззаконником”, „сыном погибели”. Но кроме этого настоящего антихриста были, есть и будут многие антихристы, которые называются так не в строгом или в общем смысле; таковы прообразы антихриста, гонители христианства и религии, а также и извратители христианства или еретики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В подтверждение своего мнения Малвенда ссылается на слова Тертуллиана , Лактанция , Кирилла Иерусалимского , Иеронима, Златоуста, Феофилакта и очень многих позднейших богословов. Что касается до тех выражений отцов и учителей Церкви, в которых, по мнению Генрикеца и Свареца, будто бы заключается учение о том, что Римская империя будет ниспровергнута антихристом, то в них, по словам Малвенды, этого учения на самом деле нет; так как те же отцы и учители ясно говорят об упразднении Римской империи на земле раньше пришествия антихриста. Отцы и учители этими выражениями желали показать, что из-за антихриста, чтобы ему, приближающемуся, приготовить путь, должна быть устранена со света Римская империя, что сам антихрист некоторым образом признаётся причиной совершенного и полного уничтожения империи, и что, так как она погибнет перед самым его пришествием, то и кажется, будто сам антихрист разрушит её, – тем более что он овладеет ею, хотя уже упразднённой и уничтоженной, и как бы восстановит её, но под своим именем, потому что он водворится во всех провинциях Римской империи. В частности Августин назвал объяснение слов Апостола в применении к Римской империи догадкой потому, что не все его держатся, и что оно не имеет авторитета Божественного учения. Мнение одного Феодорита не благоразумно предпочесть учению столь многих и столь авторитетных отцов. А слова его о происхождении антихриста означают только то, что антихрист возникнет из остатков Римской империи, разрушенной и искоренённой 633 . По поводу слов Иеронима в толковании на Даниила об антихристе, что последний препобедит и сломит пальцы сражающегося народа Римского, Малвенда замечает, что пророк говорит о тех десяти царях, которых антихрист, пришедши, застанет царствующими на земле. Они названы пальцами воюющего народа Римского, потому что они возникнут из Тела Римской империи, расторгнутого, совершенно растерзанного и окончательно искоренённого, но при этом ни самой Римской империи, которую они сами предварительно до основания разрушат, ни имени её не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Посверкивающие снеговыми шапками вершин горные гряды переходили в поросшие яркой зеленью долины, те окаймлялись густыми зарослями джунглей или песчаными дюнами пустынь. Цепи озёр искрились рябью поверхности, большие и маленькие реки и речушки протекали в разных направлениях, ближе к линии горизонта, точнее, на пределе видимости глаза – виднелись широкие пространства морей, местами разрежённые пятнами островов. Некоторые пейзажи напоминали скорее лунные или марсианские. Словно всё многообразие земной и не только земной природы наполняло собой здешний необыкновенный мир, залитый ярким, неизвестно откуда струящимся, но, в то же время, очень мягким, ласкающим зрение светом. Вглядываясь вдаль и поражаясь своей способности видеть на громадные расстояния, Димка заметил, что окружающие их поляну бескрайние просторы населены. И среди горных отрогов, и по берегам водоёмов мелькали и двигались фигурки людей и животных, порой по отдельности, порой целыми скоплениями. Заметны были и различные по форме и размеру постройки. – Где мы? – повернувшись к Вестнику, спросил восхищённый открывшимся зрелищем Димон. – Это место мы называем Смотровой Площадкой – ответил Хранитель – отсюда начинает осмотр этого мира всякий вновь прибывающий сюда перед посещением Верхнего Города и других здешних обителей до того как отправиться в Переходный Терминал. Но таким маршрутом идут только перешедшие сюда из земного мира навсегда, мы же с тобой отправимся в Терминал прямо сейчас. – Подожди! А это что, и в правду там рыцарский замок на скале вон у тех гор? – Да, это замок, и в нем живут обитатели. – А вон там, на берегу озера, это что, римская вилла? Вон та, которая под черепичной крышей? – Да, это римская вилла. Здесь есть всё: и замки, и виллы, и пещерные города, и приморские поселения, дворцы и лесные избушки, и ещё бесчисленное множество такого, чего человеческая фантазия не способна вообразить. Хотя, то, что ты видишь, это лишь Нижние Долины, причём самый их край. – А ты видел и знаешь весь этот мир?

http://azbyka.ru/fiction/dimon-skazka-dl...

Пер­гаментные листы выделывались из телячьей, овечьей или, реже, козьей кожи. Впервые шкуру баранов научились использовать для нанесения на нее письменных знаков в Персии Ахеменидов; из Ирана эта техника проникла в Элладу, где пергаментные листы получили название дифтер, но в ту пору она не получила там распространения. Само название «пергамент» восходит к малоазийскому горо­ду Пергаму. «Происхождение пергамента римский историк Пли­ний Старший... связывает с царем Пергама Эвменом II (198–158 до н.э.), который решил создать библиотеку, способную соперни­чать с библиотекой в Александрии. Тогда фараон Египта запретил вывозить папирус в Пергам, и жители этого города использова­ли кожи для оснащения библиотеки... BIV в. пергамент уже пре­обладал над папирусом, и в V–VI вв. в библиотеке одной египет­ской церкви насчитывается 21 книга на коже и три на папирусе» 448 . Преимущества пергамента над папирусом заключались в возмож­ности писать на обеих сторонах листа, а также в том, что текст, написанный растворимыми в воде чернилами, которые изготав­ливались из сажи и камеди, а также из сока чернильного орешка, легко было стереть и заменить новым. Но папирус был, конечно, дешевле пергамента – в расход на пергаментный кодекс уходи­ло целое стадо овец или коз. Первоначально и пергаментные книги изготавливались в виде свитков (на латинском языке volumen); подобные свит­ки с текстами Торы и по сей день употребляются в синагогах, но со временем свитки были вытеснены кодексом, который полу­чил особенно широкое распространение в христианской среде. Латинское слово codex в буквальном смысле значит “ствол дере­ва”, его употребляли также для обозначения колодки, которую привязывали к ногам раба или преступника, которую он волочил за собой при ходьбе и мог присесть на нее отдыхая. Позже кодек­сами назвали намазанные воском дощечки, предназначенные для записи коротких текстов, и, наконец, пергаментные книги, а потом уже законодательные сборники, писавшиеся некогда на пергаменте. Кодексы складывались из квартернионов – тетра­дей по 4 листа, согнутых пополам, так что получалось 16 стра­ниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Греко–Римская пайдейя и раннехристианская педагогика Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 27 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты греко-римской пайдейи и ее влияния на раннехристианские образование и педагогическую мысль вплоть до конца III в. Были рассмотрены следующие направления: — традиция языка и письменности, — структура обучения и воспитания, — политический и философский фон. Уникальная встреча христианства и язычества проанализирована в обширной литературе. При подготовке данной статьи были использованы лишь избранные материалы и цитаты, поскольку объем публикации не позволяет раскрыть все аспекты темы. 1 Языковая и литературная традиция В апостольское и послеапостольское время христианский эллинизм использует греческий язык в Новом Завете, а христианская мысль выражается через мир греческих идей, понятий, концептов, категорий мысли, символов, значений, метафор и т. д. Это можно объяснить тем, что христианство, возникшее в среде позднего иудаизма, должно было быть эллинизированным, поскольку евреи были эллинизированы уже ко времени апостола Павла, и тем, что первое христианское сообщество обратилось к этой эллинизированной части еврейского народа, к так называемым эллинистам . Для евреев, которые жили вне Палестины, греческий стал более близким языком, чем какие-либо другие. А в самой Палестине греческий использовался в торговле и деловом общении даже теми, кто получил традиционное образование 2 . В синагогах преобладал греческий язык, как мы видим у Филона Александрийского, который его использовал для своей аудитории — хорошо образованных евреев. Миссионерские увещевания апостола Павла тоже были составлены на греческом в форме философского спора 3 . Христианские авторы апостольских времен описывали деяния и учение мудрых, пользуясь письменным греческим языком. Во времена Апостольских мужей произошло дальнейшее развитие христианской литературы. Учение Двенадцати апостолов, Апокалипсис и проповедь в форме диатрибы 4 и диалогов базировались на греческой основе, трансформировали учения киников, стоиков и эпикурейцев. Еще до христианской мартирологической литературы подобные жанры использовали язычники в Египте 5 . К середине II b. христианская литература насчитывала значительное количество письменных трудов, адресованных язычникам. Большинство авторов выражало свои идеи в форме наставления и диалога, как, например, святой Иустин Мученик в “Диалоге” с Трифоном 6 .

http://pravmir.ru/greko-rimskaya-paydeyy...

Григорием Нисским . Так, обращаясь к образу Моисея, он пишет: «Ведь для того, кто совершает подобное восхождение на протяжении всей жизни, нет ничего невозможного в том. чтобы постоянно оказываться выше самого себя» (De vita Moysis. 307). 152 Ср. у Пруденция «О венцах» Фасций Киприан, став христианином, также состригает свои длинные волосы (Prudemius. Peristephanon, XIII, 30). Непристойность для христианина иметь длинные волосы, подчеркивает уже апостол Павел: Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него ( 1Кор 11:14 ). Длинные волосы в это время среди христиан считались признаком принадлежности к язычеству. Аммиан Марцеллин пишет о некоем александрийце христианине Диодоре, что он, «заведуя постройкой церкви, очень ревностно стриг волосы подросткам, полагая, что длинные волосы имеют отношение к культу богов» (Римская история, 22.11.9//Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 2000. С. 264). 153 Здесь автор противопоставляет отца по плоти Богу как Небесному Отцу. Такое же противопоставление делает св. Павлин Ноланский , говоря о св. Мартине, что тот предпочел «Небесного Отца земному родителю» (Paulinus. Epist. V.6). 156 Термины Иго, tirocinium «новобранец», »новобранство, заимствованные из римской военном терминологии, довольно скоро приобрели к христианской среде значение новообращенного и употреблялись наряду с заимствованным из греческого языка понятием ncopliyiiis " неофит». Эти же термины стали употребляться и для обозначения новоначальных монахов (см. Fontaine.1. Vie de Saint Martine. M. P. 342–343). 159 Подобным образом св. Кесарии Арелатский говорит о двух видах милостыни для тела и души: «Если нет ничего, из чего можно было бы питать тело, то душу следует подкреплять словом Божиим. Это милостыня для души» (Serin., 1.8). 162 Здесь автор обыгрывает почетное звание «отец отечества» (pater patriae), которым граждане Рима, а потом и жители городов провинции на римский манер награждали лиц, оказавших какую-либо важную услугу городу (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алла Митрофанова: Отец Александр, я мало понимаю в археологии, но, когда смотрю на карту, и в случае археологии, и самой истории (истории, которая описана линейно в Священном Писании) вижу, что речь идет о локальном куске Земли, на котором разворачиваются события невероятной силы и концентрации для значения истории человечества. А почему именно там? Все события и Ветхого Завета, и Нового Завета происходят на Ближнем Востоке. Чем эта земля настолько особенна? Отец Александр Тимофеев: Я бы не сказал, что это место локальное. Очень много стран упоминается в Священном Писании. У Нового Завета вообще колоссальный регион - от Рима до Иерусалима, включая Египет… Алла Митрофанова: А сколько это в километрах, если сравнить с Российской территорией? Отец Александр Тимофеев: По масштабу все-таки сопоставимо. Если в целом мы возьмем регион библейских стран, это будут: Шумер, Месопотамия, Римская империя, ее западные границы. По размеру это сопоставимо с территорией России. Недаром древние карты рисовали Иерусалим центром мира. Это такой мост между Востоком и Западом. Конечно, Священное Писание не охватывает судьбу народов Дальнего Востока - китайцев, японцев… Алла Митрофанова: А почему? Отец Александр Тимофеев: У Священного Писания конкретная цель – описать историю спасения. Это связано с очень глубокими в истории событиями, которые произошли очень давно. Например, Авраам,  отец верующих, с которого начинается историческое повествование, происходил из Междуречья (это Месопотамия). Это его личное свойство, то, что он сохранял веру в единого Бога в то время, когда многие люди уже стали язычниками. Господь дал Аврааму обетование: он должен поселиться в Святой Земле; он туда переселяется и история спасения закрепляется, потому что именно от Авраама идет семя веры, то есть истинной религии, которая не была утрачена от наших праотцов. Алла Митрофанова: Скажите, я верно понимаю: история, которая рассказана в Священном Писании, история отношений народа израильского с Господом Богом - это модель отношений всего человечества с Богом?

http://foma.ru/ierusalim-radio.html

– Чего вы ждете от выставки? В древней истории Руси есть действительно очень много проекций на день сегодняшний Иван Есин: Мы ждем 4 ноября, и тогда мы увидим то, к чему готовились целый год. Мы надеемся, что всем посетителям – а мы действительно ожидаем, что их будет столько же, сколько в прошлом году, – понравится наша выставка и они увлекутся историей. На самом деле в древней истории Руси есть очень много проекций на день сегодняшний. Люди их сами увидят и начнут понимать некоторые процессы, которые происходят сейчас. – Александр, вопрос к вам: в чем вы видели главную задачу этой экспозиции? Александр Мясников Александр Мясников: Беда русской истории в том, что ее всегда кто-то старается переписать. Но есть незыблемые факты, которые можно по-разному трактовать. Хочу заметить, что, если историю делают мрачной, то она получается скучной. Самый неудачный на сегодняшний день жанр – это скучный жанр. Поэтому рассказать об эпохе Рюриковичей интересно – это главная задача выставки. – Насколько значима для Руси династия Рюриковичей? Александр Мясников: Рюрик из разрозненных племен сделал государство, основой которого стала экономика. Экономическая составляющая определилась путем «из варяг в греки». Этот путь сложился к IX веку благодаря походам Олега и Игоря на Царьград и установлению постоянной торговли между греческими и русскими купцами. Сегодня часто можно услышать, что культура на Руси появилась благодаря Рюрикам. Да, она пришла тогда, когда правила эта династия, но пришла она из Византии. А на тот момент Восточная Римская империя была самым мощным и культурным государством. У Рюриковичей была прекрасная армия. Новгородский князь Святослав Игоревич создал удивительное войско – первый русский спецназ, который мог перемещаться с огромной скоростью, потому что у них не было обоза. Рюриковичи совершили самое важное – они создали государство и делали всё возможное, чтобы это государство развивалось. Сегодня, к сожалению, нам рассказывают стереотипные вещи о том, что на Руси было средневековье, – этого не было. Средние века были в Европе, и это были тяжелые и мрачные времена. На Руси было иное. Это время – расцвет Византийской империи, с которой Русь была чрезвычайно тесно связана, и поэтому никакой тяжелой средневековой жути у нас не было. Это была немножко другая жизнь.

http://pravoslavie.ru/74859.html

Но хотя многие из иудеев собрались под его знамя, и он имел достаточное время для того, чтобы вновь укрепить Александрию, однако же дело кончилось для него худо: будучи жестоко ранен, он был взят и в цепях отправлен в Рим. Мать опять добилась заступничества Габиния и в пользу освобождения ее сына Антигона, которое и даровано было сенатом. Аристовул остался пленником. В промежутке между этими восстаниями, Габиний реорганизовал все управление страны; он лишил первосвященство княжеской власти и основал пять независимых сенатов или синедрионов, согласно с формой великого синедриона из 71 лица, основанного вскоре после плена вавилонского. Местами, где заседали эти синедрионы, были Иерусалим, Иерихон, Гадара, Амаф и Сепфорис. Эта форма управления продолжалась до тех пор, пока Юлий Цезарь не предоставил Гиркану верховное достоинство. Габиний, вместе с Марком Антонием, заявившим свою храбрость во время трех кампаний в качестве смотрителя его лошадей, решился теперь завоевать Египет; но едва он удалил свои войска из Сирии, как беспокойный Александр опять взялся за оружие и заставил немногих оставшихся римлян отступить в сильную позицию на горе Гаризиме, где он и осадил их. По возвращении Габиния, Александр имел смелость выступить против него во главе 80,000 войска, на открытом поле близ горы Фавора. Но несокрушимая римская дисциплина взяла верх над всем, и иудейский князь принужден был обратиться в бегство. Это обстоятельство сильно содействовало утверждению иудеев в своем убеждении, что они находились под особым покровительством Всемогущего, что злейших врагов их народа постигали постоянно бедствие и позор. Габиний, скоро после своего возвращения в Рим, был с позором изгнан за свое хищничество и взяточничество. Вслед затем постигла судьба и Красса в Парфии, почти вслед за его святотатственным ограблением иудейского храма. Когда этот хищный триумвир вступил в Иерусалим на своем пути в этот роковой поход, первосвященник Елеазар пытался удовлетворить его алчность сдачей ему золотого запора необычайной ценности, скрытого под массой бревен, где о существовании его никто не знал, кроме него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Немало путаницы вносит то обстоятельство, что автор отказался от более распространенных воззрений на христологические формы или типы, характеризующие богословские направления того времени. До сих пор очень многие изучающие церковную историю думали, что христологические представления до Халкидонского собора (когда был окончательно утвержден один из типов христологического учения), слагались в следующие формы: римскую, антиохийскую и александрийскую, причем первая форма не имела разновидностей, а две последние выделили из себя каждая по разновидности: антиохийская – несторианство, а александрийская – монофизитство. Существовала еще еретическая форма христологии: это аполлинаризм. Трудно определить, была ли аполлинарианская христология разновидностью александрийской или антиохийской. Вероятнее первое. По выделении этих разновидностей три главные формы, несмотря на некоторые оттенки, дали тот тип христологии, который определен Халкидонским собором. Все это совсем не так, по мнению Гарнака: римская форма не походила ни на одну из восточных; антиохийская форма христологии хотя и была похожа на римскую, но в то же время сильно отличалась от нее; александрийская форма нисколько не походила на римскую и антиохийскую. Монофизитство не есть отдельная ветвь александрийской христологии, а есть чистая александрийская форма; несторианство тоже не следует отличать от антиохийской формы (S. 343 и сл.). Относительно же аполлинарианской христологии трудно уловить действительный взгляд Гарнака: этот ученый то считает ее вполне сродной с александрийской христологической формой, то выделяет ее как что–то особенное. Указав на эти отступления Гарнака в воззрениях на христологические формы эпохи перед Халкидонским собором – по сравнению с другими воззрениями на тот же предмет, – мы, конечно, не имеем в виду и не станем путем анализа доказывать, прав ли Гарнак в своих воззрениях на вышеуказанные формы христологии. Разрешение подобного вопроса повело бы нас к сравнению христологических форм между собой, а это в свою очередь к разъяснению таких тонкостей, которые не способны привлечь общего внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010