Нельзя, конечно, отрицать, что как в жизни людей, так и в жизни народов бывают времена светлые и счастливые и бывают эпохи злополучные, бывают времена подъёма и расцвета сил и времена упадка их. Но нельзя не задуматься и над мыслью, что избыток благ может принести человеку и народу не меньше зла и бед, чем недостаток их. В счастье человек забывается; при обилии благ он злоупотребляет ими. То же бывает и с народами. Напротив, несчастья исправляют людей и народы. История представляет поучительные примеры этого. Кто не признаёт времена монгольского ига самой злосчастной эпохой в истории Русского народа? Сотни городов и селений были превращены в развалины: потоками пролилась русская кровь; два века жизнь Русского народа была подавлена тяжким гнётом жестокого победителя; упало просвещение и материальное благосостояние Русского народа; русский человек тягостно и униженно трепетал пред бесчувственным Монголом. И, однако, не эта ли эпоха исцелила Русский народ от расслаблявшего и разрушавшего Россию недуга братоубийственной княжеской междоусобицы? Не она ли сплотила всех Русских славян в одну огромную могущественную семью? Не она ли была для них суровой школой, воспитавшей в них набожность, нравственную строгость, самоотверженную любовь к отечеству, всегдашнюю преданность воле Божией и непоколебимую веру в помощь Божию, спокойствие и бодрость духа, неистощимую выносливость и терпеливость в перенесении нужды и несчастий, презрение к опасностям и к самой смерти? Наоборот, Римская империя в эпоху земной жизни Христа была переполнена благами мира: она покорила все царства тогдашнего мира и сделалась всемирной монархией; её могущество было непобедимо; в неё стекались сокровища со всего мира; в ней процветали науки и искусства; в ней кипела жизнь. Но хорошо только то, что хорошо кончается. А конец Римской империи был печален. Римский народ потонул в изобилии земных благ, но вместе с тем он погряз и в пороках, и Римская империя погибла. Для угнетённой Монголами России даже и вдали не блестела заря ожидавшего её всемирного могущества и величия, а пышная и всемогущая Римская империя уже склонялась к упадку и близилась к своему злосчастному концу, и, что всего хуже, – не предвидела этого. Русский в эпоху монгольского ига, без сомнения, считал своё время самым несчастным и самым погибельным для России временем. Напротив, Римлянин при императоре Августе мог ли не назвать своё время золотым веком, Рим – вечным городом, Римскую империю – вечным всемирным царством? Так трудно людям определить, хорошо, или дурно переживаемое ими время, движутся ли они вперёд, к совершенству, или пятятся назад, склоняются к упадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Если принять во внимание самый древний элемент богослужения каждой Церкви, а именно – евхаристическую молитву, или евхаристический канон, можно определить на Востоке две традиции: Антиохийскую и Александрийскую, к которым относятся все остальные восточные традиции. На Западе наблюдаются тоже две главных традиции: Римская и Галло-испанская. Удивительно все-таки, что Римская евхаристическая традиция имеет много общего с Александрийской, между тем, как Галло-испанская традиция относится к Антиохийской. Антиохию, наследницу Иерусалимской церкви, можно справедливо называть «Матерью многочисленных Церквей». Благодаря энергии ее миссионеров антиохийские литургические традиции будут распространяться по всему древнему миру – от Китая до Испании и от Кавказа до Эфиопии. Рим и Александрия сконцентрируют свое проповедническое влияние прежде всего в Средиземноморском регионе, особенно в Северной Африке. Сама византийская традиция будет зависеть вначале от Каппадокии (Малая Азия) и Антиохии, позднее – от Палестины, и, до некоторой степени, – от Рима (например, в литургическом календаре). 3. Схема литургических традиций (обрядов) I. Антиохийская традиция а) Сиро-Западная традиция 1 . Сиро-антиохийский обряд, к которому принадлежат: сирийцы-яковиты (служат на сирийском и на арабском языках); сиро-католики; индийцы-яковиты (на сирийском и малаяламском языках); индийцы и сирийцы-маланкарцы (католики). 2 . Маронитский («антиохийский») обряд (католики Св. Марона в Ливане; служат на сирийском и арабском языках). б) Сиро-Восточная традиция 3 . Халдейский, или Ассирийский, обряд: несториане, католики, индийцы, малабарцы. в) Малоазийская традиция 4 . Византийский обряд: греки, грузины, славяне, арабы («мелхиты»), румыны и другие. Греко-католики. 5 . Армянский обряд (григорианцы и католики). II. Александрийская традиция 6 . Коптский, или египетский, обряд (св. евангелиста Марка). 7 . Эфиопский, или абиссинский, обряд. III. Римская традиция 8 . Римский, или латинский, обряд. 9 . Амвросианский, или медиоланский, обряд (св. Амвросия)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четвёртым был Иеровоам и иные нечестивые цари Израильские и Иудейские, которые ввели идолослужение в четвёртый период мира, от Моисея до плена Вавилонского. Пятый был Навуходоносор с Антиохом Епифаном и иные до Христа; это пятый период мира. Шестым был Нерон и другие римские императоры, которые были, есть и будут от Христа до антихриста. Седьмым будет антихрист, который будет царствовать краткое время, именно, три с половиной года. Отсюда делаются следующее выводы: Во-первых, несомненно, что Римская империя будет существовать до конца мира, когда превратится, но на короткое время, в иное царство, именно – антихристово. Это видно из книги Даниила (гл. 7) и Апокалипсиса (гл. 17); это есть предание, по свидетельству Иеронима, обще-отеческое и, кажется, апостольское. Во-вторых, они же, т. е. священные писатели и отцы, учат, что Римская империя будет разрушена или самим антихристом, или немного раньше его. В-третьих, Рим к концу мира сделается нечестивым, превратится из христианского в языческий, изгонит своего первосвященника и будет преследовать верующих и привязанных к последнему, как было во времена Нерона, Декия и других языческих императоров. Поэтому Рим, который будет при конце мира, называется Вавилоном, великой блудницей, сидящей на семи горах, упоенной кровлю святых и мучеников Иисусовых, которая вином блудодеяния своего напоила все народы ( Откр. 17 гл.), т. е. своим идолослужением, так как пророки называют идолослужение блудом, и иными пороками. Рим распространил среди других народов идолослужение и злодеяния тем, что побуждал их подражать в этом ему. В-четвёртых, отцы и толкователи согласно учат, на основании слов Апокалипсиса (17:12, 16) и Даниила (8:8, 24), что перед антихристом, когда ещё будут стоять Рим и Римская империя, над всей землёй будут владычествовать десять царей, которые овладеют Римом, разгромят его и сожгут ( Откр. 17:16 ; и 18 гл.); они разделят Римскую империю, как говорят Иероним и другие. Далее, антихрист последовательно нападёт на троих из числа этих десяти царей и истребит их, как говорит Даниил, а именно, царя Эфиопии, царя Ливия и царя Египта, как полагают Иероним, Феодорит, Кирилл и Ириней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Мнение это возникло не от того, чтобы его считали наилучшим объяснением предмета и самым подходящим решением вопроса, а от того, чисто случайного, обстоятельства, что первоначально и в течение многих веков, даже и до последнего времени, очень многие богословы под удерживающим разумели Римскую империю, а под держащим – Римских императоров. Чрезвычайному распространению этого взгляда на удерживающее и держащего, как на Римскую империю и Римских императоров, благоприятствовали многие обстоятельства. Во-первых, при этом объяснении легко решается вопрос, почему Апостол препятствующее и препятствующего не назвал прямо по имени, а обозначил прикровенно; так как, говорят, за открытую речь о том, что Римской империи некогда придёт конец, он мог подвергнуться преследованию со стороны Римского правительства. Во вторых, по книге Даниила четвёртая всемирная монархия есть последнее всемирное царство на земле, из которого возникнет антихрист; а под этой монархией богословы издавна и постоянно разумели именно Римскую империю. В-третьих, Римская империя в первые века христианства была могущественнейшим из всех земных царств, даже считалась царством несокрушимым, вечным; а на Западе очень многие богословы не только в средние века, но даже и в новое время думали, что Римская империя будет существовать вплоть до пришествия антихриста. В-четвёртых, некоторые указывают ещё на то, что сам Апостол Павел в борьбе против ненавидевших его Иудеев находил защиту и поддержку себе и своей благовестнической деятельности в законах и у властей Римской империи, и потому эти последние были для него силой, задерживающей распространение и проявления зла. В виду всего этого взгляд на удерживающее и держащего, как на Римскую империю и Римских императоров, казался столь правдоподобным, что он был самым распространённым и господствующим в древности и в средние века и имел весьма многих приверженцев даже и в новое время вплоть до наших дней. Но так как в новое время Римская империя перестала существовать, так что её нет теперь даже и по имени, то многие богословы несколько видоизменили этот взгляд на удерживающее и держащего: стали разуметь под ними не Римскую империю и Римских императоров, а, так сказать, империи и императоров вообще; стали разуметь основанные на законах и охраняемые законами правительственную власть и порядок гражданских обществ, строй жизни, основанный на юридических обычаях и законах, – тот строй, который достиг высшей степени совершенства именно в Римской империи, ставшей типом политического, государственного и гражданского порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Отшельники Фиваиды были в числе его учеников. Сам Великий Антоний из глубины своей пустыни посещал Дидима. Дидим выразил св. Антонию свое сожаление о потере зрения. " О, Дидим, — воскликнул великий подвижник. — Не жалуйся на потерю зрения, не говори так! Если Бог не дал тебе телесных очей, которые есть у всех людей и даже у самых нечистых животных: змей, мух, ящериц, — зато Он даровал тебе очи ангельские, чтобы ты созерцал Его лицом к лицу! " Блаженный Иероним в течение целого месяца наслаждался беседами с Дидимом и впоследствии с восторгом говорил о них. " Этот дивный слепец воистину видящий во всем библейском значении этого слова, подобно тому как пророки назывались провидцами. Взор его парит над землею... Дидим имеет очи, — те очи, которыми красуется невеста " Песни Песней " , — те очи, которые Христос повелевает возвести вверх, чтобы узнать, пожелтели ли нивы и созрели ли колосья... " Великий слепец радушно принимал путников, и слава о нем далеко разносилась по всему миру... Справедливо говорит Руфин: " В то время Египет славился ученейшими в христианской мудрости мужами! " Из Александрии путники направлялись к югу. Александрия по образу жизни и обычаям жителей напоминала путникам хорошо известный им мир. Но едва только путешественник удалялся от нее, сухим ли путем или вверх по Нилу на судне, как вместо шума и давки города, вместо блеска и великолепия, его поражали глубокая тишина и безмолвие. Он сразу чувствовал, как его со всех сторон охватывал дух древнего Кеми... " И грек, и римлянин чувствовали себя как бы в новом мире. Такое впечатление производила эта страна издавна, но во времена империи впечатление это еще более усилилось. Чем долее продолжалось римское господство над миром, тем однообразнее становился мир. На западе римская культура, а на востоке — греко-римская уравнивали всякие национальные и местные особенности. В одном Египте удерживались, подобно мумии, остатки той древней культуры, по сравнению с которой греческая и римская казались как бы вчерашними; и Египет, эта земля прошлого, с своими чудесами и тайнами, представлялся чем-то окаменелым среди живого настоящего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

1) Схема протоиерея Мальцева 83 А.      Литургии Восточные Александрийские. Месопотамские. Иерусалимско-Антиохийские. Б. Литургии Западные Галликанско-Мозарабские. Миланская. Римская. Карфагенская. 2) Схема проф. А. Катанского 84 А.      Литургии Восточные Иерусалимско-Антиохийские. Александрийские. Месопотамские. Б. Литургии Западные а)       греческого типа: Галльская. Испано-Готская. Галликанская. Мозарабская. Миланская. б)       западного типа, или missa romana. 3) Схема Л. Дюшена 85 Литургии Сирийские. Литургии Александрийские. Литургия Римская. Литургия Галликанская. Причем, Дюшен предлагает и такое упрощение: 1. Западные, включая в них и Александрийскую, как родственную Римской, и 2. Восточные, т. е. Сирийская, Армянская и Кесарийско-Константинопольская. 4) Схема Каброля 86 Литургия Римская. Литургия Миланская. Литургия Галликанская. Литургия Мозарабская. Литургия Кельтская. Это деление литургий только западных, да и то, как признается и сам ученый бенедиктинец-литургист, скорее, по признакам филологическим, чем обрядовым. Что касается восточных типов, он считает, что всё может быть сведено к двум группам: Сирийская, к которой относятся и Иерусалимская, и Антиохийская литургии. Египетская, или Александрийская 87 . 5) Схема Баумштарка 88 , делящая все известные евхаристические молитвы на две группы, как он говорит: postpositiv – [постпозитивная (нем. от лат.), т.е., ставящая что-либо в конец] & prepositiv [препозитивная (нем. от лат.), т.е. ставящая что-либо в начало]. В первую входят: Галликанская и Восточные, кроме Александрийской, Несторианской и древне-маронитской; порядок молитв в каноне таков: praefatio [вступление], mstitutio [установление], anamnesis [воспоминание (лат. от греч.)], epiclesis [призывание (лат. от греч.)], intercessio [ходатайство (лат. от греч.)]. В группу prepositiv входят: Александрийская, Коптская св. Кирилла, Абиссинская, Несторианская и древне-маронитская. В этом типе intercessio (ходатайственная молитва) следует непосредственно за praefatio.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Да и само по себе это мнение имеет некоторые несообразности. Так, с одной стороны говорится, что пока существует Римская империя, дотоле антихрист явиться не может: она – препятствие для его явления; грозная сила её мешает ему захватить владычество; с другой стороны, приверженцы этого мнения утверждают, что царство Римское будет разрушено антихристом. Но если так, то нельзя уже сказать, что пока существует Римское царство, антихрист явиться не может, а явится только тогда, когда оно будет взято от среды, т. е. разрушено. Затем, признавая Римскую империю силой, задерживающей явление антихриста, сторонники этого мнения в то же время считали Нерона за прообраз антихриста. Но Нерон был Римским императором, и в лице его Римское царство было силой благоприятствующей, а вовсе не препятствующей явлению антихриста. Эту мысль можно выразить общее. Римская империя, как и всякая вообще политическая сила, может задерживать явление антихриста только в том случае, если она проникнута духом, противоположным духу антихриста; если же она становится сродной с ним по духу, то она может даже благоприятствовать явлению антихриста. Следовательно, Римская империя сама по себе, как только политическая сила, не может служить препятствием для явления антихриста, она может быть или не быть таковым препятствием в зависимости от условий не политического характера. „Наши толкователи, – говорит об отцах Церкви Епископ Феофан, – удерживающей антихриста силой, между прочим, считали и Римское царство. В их время, когда Римское царство ещё существовало, можно было на то указывать, основываясь на пророчестве Даниила. В наше время какой-нибудь вес можно давать подобной мысли разве только в таком случае если под Римским царством разуметь царскую власть вообще и это таким образом: Царская власть, имея в своих руках способы к удержанию движений народных, и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своём духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падёт, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции. Некому будет сказать veto – властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда и антихрист явится. До того же времени подождёт, удержится” 522 . Впрочем, Епископ Феофан это мнение об удерживающем, даже и в таком изменённом и преобразованном виде, не считает ни наилучшим, ни выражающим мысль Апостола вполне. Сам он полагает, что под удерживающим должно разуметь определение Божие и спасительную силу Божию, а именем держай означается Сам Бог 523 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Как подсчитали последующие исследователи, только один Константинополь давал императорам ежегодно не менее 83 млн. золотых сольдо, и этот город жил в какой-то неописуемой роскоши. Но и остальные торговые и промышленные центры Римской империи мало отставали от Константинополя. Александрия по праву считалась центром торговли и промышленности, Фивы и Коринф славились изготовлением шелковых тканей, в Патрасе шили пурпурные одежды. Фессалоники являлись цветущим и богатым городом, и большие толпы иностранцев заполонили его улицы и особенно порт и рынок. В мастерских вырабатывались медь, железо, цинк, свинец, стекло, и объёмы производства были столь велики, что могли удовлетворить любые нужды. Помимо этого, процветали торговые города: Дуррацио, Анкона, Корфу, Боница, Корона, Навпль, Афины, Халкида, Деметриа, Хризополис, Переферион, Абидос, Адрианополь, Апрос, Гераклея, Родос и многие другие. Всё, всё, произведённое в любом цивилизованном уголке Древнего мира, стекалось в Византию 16 . Власть Римского императора была единственно легитимной во всей Вселенной – и эта аксиома была ясной, как Божий день, практически для всех современников, вне зависимости от их национальной и политической принадлежности. Поскольку миссия императора как главы и первого защитника Кафолической Церкви заключалась в распространении повсюду света веры, а Вселенная по пророчествам обетована Царствию Небесному, то, следовательно, вся земля по «божественному праву» принадлежит императору. Как следствие, император не только имел право (или даже был обязан) требовать назад всё захваченные варварами земли, но и открыть и владеть остальными, ещё неведомыми ему. Поэтому, император являлся естественным сюзереном, выражаясь европейскими понятиями, всех варварских государей, основавших на римских и даже смежных территориях свои государства 17 . Даже в XIV b., когда от Византии оставалась одна тень, современники по-прежнему были убеждены в том, что единственно легитимным государством в мире является Священная Римская империя. Хрестоматийным примером выступает известное сочинение Данте Алигьери (1265–1321) «Монархия», написанное в 1313 г., в котором присутствуют интересные строки. «Светская монархия, – пишет Данте, – называемая обычно империей, есть единственная власть, стоящая над всеми властями во времени и превыше всего, что измеряется временем» . Для него Римская империя – «универсальная цель гражданственности человеческого рода» . Бог пожелал, чтобы всё было подобно Ему в той мере, в какой это предусмотрено природой вещей. И человеческий род хорош, когда он един, так как только в одном Боге заключаются подлинные основания единства. А это возможно только в том случае, когда человечество подчинено одному правителю. И, наконец, аргумент, совершенно отметающий все сомнения: если Римская империя существовала не по праву, то Христос бы не родился в это время 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Александр Ильяшенко: Это одна маленькая Уганда на огромном африканском континенте, а там каждая страна развивается с такой же скоростью. Вы описали французов, а может ли белая раса противостоять другим? Только не как раса, а как культурно образующее цивилизованное начало. Или оно становится бескультурным, безнравственным? Вы совершенно правильно все время поворачиваете к проблеме веры. Если Бог изгнан из европейской конституции Евросоюза, то откуда народу взять силы, чтобы преобразовать свою жизнь – французскому, немецкому, русскому. Европейские народы растеряли свои традиции, а жители Уганды – нет. Дай Бог, чтобы у них голод не начался, и они жили бы хорошо, но повторяю – это не одна страна такая в мире. Профессор Владимир Лавров: Мы находимся в начале процесса, который можно сравнить по масштабу с великим переселением народов, и нужно это проговаривать открыто! Протоиерей Александр Ильяшенко: К сожалению, я думаю, что не все наши слушатели знают, что такое великое переселение народов – когда под натиском варварских народов, лишенных культуры, письменности, но воинственных и языческих, рухнула великая Римская империя, которая была христианской, но тем не менее она рухнула. Осталась Восточная Римская империя, а Западная рухнула. Так вот, то же самое может произойти и с Европой, и с нашей многострадальной родиной в том числе. Профессор Владимир Лавров: Если вспомнить действующую Конституцию 1993 года, то в 4-й статье говорится о том, что идеологии в нашей стране не должно быть. Ни христианской, ни коммунистической, никакой. Протоиерей Александр Ильяшенко: Насчет идеологии я согласен. Но идея должна быть. Идеология – это нечто, что правящий класс направляет. А общенациональная идея сознания ответственности перед нашими предками и потомками за ту великую культуру, за ту великую историю, за те великие достижения, за ту великую территорию хотя бы, которой мы располагаем, быть должна. И сейчас наши руки стали дряблыми, и, глядишь, все это между пальцами у нас утечет, и ничего не останется.

http://pravmir.ru/vozmozhno-li-v-rossii-...

Такая двуязычность делала риторику доступной лишь сравнительно узкому кругу. В противовес этой аристократической традиции «народная» партия выдвинула «латинских реторов», основывавших свое обучение исключительно на латинских образцах. Какое политическое значение придавалось риторике как воспитательной системе и орудию влияния на массы, видно из того, что нобилитет в 92 г. предпринял гонение против «латинских реторов; оно осталось, однако, безрезультатным. Памятником движения «латинских реторов» является так называемая «Риторика к Гереннию», трактат неизвестного автора из партии популяров, составленный вскоре после 89 г. Это – первое подробное изложение эллинистическо-римской риторической системы, дошедшее до нас. Ошибочно приписанный Цицерону, трактат этот сохранился в числе его произведений. Вслед за философией и риторикой в Риме начинает развиваться наука. По образцу эллинистической филологии создается римская филология, издаются и комментируются древние тексты. Особенно продуктивной была ученая деятельность Марка Теренция. Варрона (116 – 27), автора огромного числа трактатов по языку, литературе и древностям Рима. Сведения о ранней римской литературе, которые мы встречаем у позднейших авторов, восходят главным образом к Варрону; ему же мы обязаны фиксацией литературного наследия Плавта (стр. 292). На основе стоической философии: приобретает научный характер и римская юриспруденция. Рим в I в. до н. э. уже стоит на уровне современной ему греческой культуры и даже влияет на нее, предъявляя ей свои запросы. Возникающее единство эллинистическо-римской культуры очень заметно в области художественного вкуса. С конца II в. Рим – один из центров эллинистического искусства. В искусстве Рима получают отражение самые различные эллинистические стили – сначала грандиозно-патетический стиль Пергама и Родоса, а затем строгая, несколько суровая чистота линий аттической школы и изящная легкость александрийского искусства. Разнообразие и борьбу стилей мы находим и в сфере литературы. Ее развитие в рассматриваемый период характеризуется тремя основными моментами. 1) Литература перестает быть инородным ростком, робко выступающим с чужеземной тематикой. Она актуализируется, и художественное слово становится орудием политической борьбы. Соответственно меняется социальный облик римского писателя: это – уже римляне, очень часто видные политические деятели. В среде римской знати, прошедшей через риторическую школу, начинает развиваться даже известная склонность к литературному дилетанству.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010