Территория таких мегаполисов, как Рим, Александрия, Анти­охия и приблизившийся к ним по численности населения Кон­стантинополь, превышала 10 квадратных километров. Самые мелкие города – их особенно много было в Африканском дио­цезе – могли располагаться на площади в 1 гектар. Уровень урбанизации Римской империи в IV веке, хотя и понизился в сравнении со II столетием, когда он достиг максимума, оста­вался весьма высоким, превосходя в этом отношении не толь­ко средневековую Европу, но также древний Китай, Дамасский и Багдадский халифаты, Европу эпохи абсолютизма. В совокуп­ности горожане составляли не менее одной пятой всего насе­ления империи, суммарную численность которого можно оце­нить в 50 миллионов. Всего в империи насчитывалось более 2 тысяч городов. Кроме таких гигантов, как Рим, Александрия, Антиохия и Константинополь с их населением от полумил­лиона до миллиона человек, в империи существовало еще не менее десятка городов, в каждом из которых проживало более 100 тысяч жителей: Лугдун, Кордуба, Трир, Медиолан, Карфа­ген, Тарент, Фессалоники, Никомидия, Эфес, Кесария Каппадокийская, Дамаск, Эдесса. Снабжение многочисленных горожан продуктами питания представляло значительные трудности, тем более что вторжения варваров почти по всему периметру лимеса подрывали сельское хозяйство. И в городе и в деревне было много нищих. Неиму­щим легче всего было сыскать пропитание в имперских столи­цах – в Риме и Новом Риме, в Александрии и Антиохии, куда они стекались отовсюду. С братским состраданием писал о кон­стантинопольских нищих святой Григорий Нисский : «Большое количество людей лишено всего, они не имеют ни дома, ни оча­га. Перед каждой дверью теснится толпа военнопленных. Очень много мигрантов. Их можно увидеть везде просящими милосты­ню. Крышу им заменило небо. Портики превратились для них в постоялые дворы... Вместо одежды они носят лохмотья, своим пропитанием они обязаны жалости прохожих, их питье – это вода из фонтанов, где поят животных. Вместо чаш они исполь­зуют свои руки, складки одежды для них стали кошельком, если одежда вообще не порвана. Согнутые колена им заменяют стол, земля – постель. Они моются в воде рек и озер, естественных бань, созданных Богом для других целей. Они живут бродяжни­чеством как дикие, которыми они не были изначально, но ста­ли из-за нужды и нищеты» 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

е. 25,2 kuлoмempob [F Hultsch, Griechische und römische Metrologie (2 Bearbeitung, Berlin 1882), 613; Murray« " shandbook, 146; Meyer» " s Reisebuch: Aegypten (Lpz., 1881), 184] Следовательно все местности за перешейком между озерами Абукиром и Марьютом лежали уже вне территории александрийского епископа; этой кафедре были тогда непосредственно подведомы только места, поименованные в адресе посланий Афанасия в, т. е. Александрия с Паремводою (Никополем) и ном Мареот, и против исторической точности адресов ничего нельзя возразить и придирчивой географической критике – Александрия лежит под 31° 12» 19» с. ш. 29° 56» 30« в. д. Абукир (башня) под 31° 19» 44» с. ш. 30°  7» 16» в. д. ан-Нишу под 31° 9» – с. ш. 30° 10» – в. д. Даманхур под 31° 2» – с. ш. 30° 31» – в. д. Положение «tour d’Aboukir» определено астрономом Ниэ (Поиет); пункт в Александрии пред древним Кесарионом, отмеченный «иглою Клеопатры», обозначен на основании данных триангуляции 1798 г. и наблюдений Нуэ. Даманхур и ан-Лишу сняты с карты нижнего Египта (par Jacotin & Jomard, масштаб 1:500000) в Description de l’Égypte, 2-de édition par Panckoucke [Paris 1830], État mo lerne, t. XVIII, 3, cf. t. XI, 1. – Километр­0,937398 верст; римская миля,  μλιον, mille passuum, lapis,  σημεον =1,4785 километров – 693 русских сажени; другими словами: древне-русское поприще [ Матф 5, 41 ] было не что иное, как римская миля. 146 Bnpoчeм Quod semper hebaжho даже и с точки зрения разнообразия: к делу Афанасия в. относятся там лишь 7 строк. 147 No Iminerarium Burdigalense u – частью – no Amlas Anmiquus Kunepma [Хр. Чт. 1891, I, 512,9 511]. 148 В так haзыbaeмыx «decem provinciae, suburbicariae» – c W. Möller, Lehrbuch der Kirchengeschichte [Freiburg i.B., 1889] I, 357, npomub Lan gen, I, 417. 399 u E. Löning, Geschichme des deutschen Kirchenrechts [Strassbürg, 1878], I, 435–450. Чmo «in Imalia» (cmp. 101) npeдcmabляem значительную трудность, это неоспоримо; но и на решети Ленипга едва ли можно успокоиться. 149 За  θεος νμος « Τ  τ εσεβεσττ» следует  διταγμα τν πρχων » Οδν  ο τω«, равно как за сакрою Πρπειν – edictum praefectorum  Κα  νμων Mansi, V, 413–420; cf. ibid. 958 – 961 (Synodicon, c. 179. 183. 184, cf. c. 188. 189], где сакру koммehmupyem magismer milimum Дuohucuй в предписании к своему наместнику, комиту доместиков Титу, а этот в свою очередь комментирует указ в своем предписании npeзuдy (judex) Ebфpamucuu Ливиану. 150 Coбcmbehho Causa Polychronii cocmabляem вторую половину Аста Sixii. Текст y Mansi, V, 1161–1178. 151 Титул диаконов «римские граждане» так – до нелепости – странен, что его происхождение вероятно следует отнести на счет малограмотности переписчика, который

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Настоящая империя всегда многоэтнична. И в этом смысле я не признаю империей Третий Рейх. Гитлер провозгласил, что Третий Рейх только для немцев, все остальные – люди второго сорта. А как империя может быть мононациональна? Российская империя была настоящей империей, так же как Австро-Венгерская империя и, конечно, Римская империя, где доминировало римское право. В империи главное не этнос, а гражданство. Вспомним историю с апостолом Павлом. Его схватили как христианина и обращались с ним весьма грубо. Но он заявил: «Я римский гражданин». Тогда они извинились и дальше поступали с ним строго по закону. Для империи главное – гражданство, и в этом смысле не была долгое время империей Великобритания: она была колониальным государством, в котором жители колоний не имели британского гражданства. То же самое с Рейхами. Первый Рейх, Оттоновский, так и назывался «Священная Римская империя Германской нации». Звучит, конечно, замечательно, но какая же это империя, если только для одной нации? И Второй Рейх – Вильгельмовская империя – также был националистическим. Это же касается и Третьего Рейха, о котором мы упомянули. – Но если настоящая империя всегда многонациональна, значит, неправ был император Александр III, говоривший, что «Россия для русских»? – Он имел в виду не нацию, а гражданство. Ему тогда и в голову не могло прийти, что это потом могут понять шовинистически. Сейчас, когда говорят «Россия для русских», могут под этим подразумевать этнос, но это ведь абсурд. Никто доподлинно не знает, какая кровь течет в нем самом. У меня есть один знакомый художник из старообрядцев, по фамилии Яблоков. Он как-то стал копаться в документах, и оказалось, что он потомок Оттона III. Во мне тоже половина немецкой крови: моя мать была обрусевшей немкой из колонистов XVIII века, но она по-немецки даже не умела говорить. Подобное может быть и с каждым из «коренных» русских. Поэтому очень странный критерий – определять «русскость» по национальному признаку. А вот принадлежность к православной цивилизации с ее системой ценностей по-настоящему сближает всех русских.

http://pravoslavie.ru/33369.html

На монетах жители назывались по-гречески ( Σεπφωρηνο) 118 . Город Завулон блистал зданиями замечательной красоты, которые были построены по образцу зданий богатых цветущих городов Тира и Сидона 119 . Рядом с этими постройками были постройки даже в финикийском и египетском стиле. Вообще, различные греческие и римские постройки встречались и в других городах Галилеи. Стадиумы, базилики, колоннады, портики, трибуны, и другие греко-римские постройки не были редкостью 120 . Влияние греко-римской культуры отразилось не только на архитектуре; оно было гораздо глубже и шире. Греко-римская культура оказала свое влияние на художество 121 и музыку 122 . Денежная система была в большинстве случаев греко-римская. Уже во времена Маккавеев у Евреев были в употреблении греческие драхмы и таланты. Во времена Спасителя упоминаются мина и лепта 123 . Во время правления Палестиной Ирода и его сыновей также очень часто встречаются монеты с греческими надписаниями. Из римских монет в это время были в большом распространении динарий, кодрант и многие другие 124 . Много у Евреев было одежд и материй 125 , и домашних различных вещей 126 чисто греческого и римского происхождения. У греков и римлян евреи заимствуют не только многие обычаи, но и многие слова, и притом такие, без которых им легко можно было обойтись, так как для обозначения этих понятий они имели свои слова 127 . Греческие и латинские собственные имена были в большом употреблении в Палестине, как в высших, так и низших классах общества. Во времена Маккавеев знатные первосвященники, дружелюбно относившиеся к грекам, назывались по-гречески; Уасон и Менелай; в Иродианское – Воэт и Феофил. Также многие из Асмонейских и Иродианских князей носили греческие имена; Александр, Аристовул, Антигон, Ирод, Архелай, Филипп, Антипа, Агриппа. Носили эти имена некоторые и из народа. Из них двое Андрей и Филипп были учениками Спасителя. Эти имена встречались даже среди книжников, раввинов, которые более строго относились к греческой культуре, чем кто-либо из их единоплеменников 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

23). Затем он переходит к базиликам в собственном смысле, как к форме следующей за первою. Здесь после подробных рассуждений о названия базилик, его употреблении и значении, после общего описания устройства этих зданий, Крейзер переходит к определению отношения христианских базилик к языческим и делает вывод в пользу полной оригинальности христианской базилики. Согласно с Цестерманом он полагает, что христианская базилика произошла из христианских потребностей и с язычеством не имеет ничего общего. При этом однако же он отнюдь не отрицает ее зависимости от классического зодчества в техническом отношении; напротив, ссылаясь на доказательства Мессмера и вполне соглашаясь. С ним, он утверждает, что строительская техника (Bauweise) в них была римская, что иначе и быть не могло, так как «в то время во всем мире существовала одна власть и одна строительная техника – римская» (р. 42). Таким образом Крейзер допускает влияние на христианский храм римской техники вообще, а следовательно в частности и базилик, насколько они служат представителями этой техники. При чем же тут иудейские синагоги вообще и в частности александрийская, о которой он говорит непосредственно вслед за указанным выводом? Как из всего состава речи, так и из всей постановки исследования об этом предмете ясно, что исследование это введено сюда Крейзером с одной стороны как дополнение к истории дохристианской базилики, а с другой как косвенное доказательство возможности влияния на образование первоначальной формы христианского храма храма иерусалимского. Доказав (каковы эти доказательства мы скажем ниже) существование базилик в Египте задолго до появления их в Риме, указав на время перехода их в Рим и описав на основании талмудических известий александрийскую синагогу, он говорит, что синагога эта, представляя собой первый пример приноровления базилик к религиозным потребностям, будучи так сказать, дохристианской церковью, была в тоже время отображением храма иерусалимского и поэтому в своем внутреннем расположении имела черты, дающие ей сходство с христианскими церквами, именно в ней были сходные с христианскими приноровления к разделению полов и состояний, священнослужителей и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Слишком известно чисто языческое происхождение государства. Государства основывались на диком порабощении и диком насилии одного племени над другим. Абсолютная государственность и абсолютный цезаризм взросли в языческом и варварском сознании Ассирии, Вавилона и Персии. Царь Ассаргадон или Навуходоноссор 41 – вот земной предел обоготворения государственной власти, превращения ограниченного человеческого существа в бога. Языческая Римская Империя в культурной и всемирной форме утвердила идею государственного абсолютизма и обоготворила своих кесарей, – зверей, уподоблявших себя богам. Зачатки государственности, рожденные в крови и насилиях, имевшие первоначальной своей положительной миссией борьбу с первобытным хаосом и зверством, обладают тенденцией разрастаться, превращаться из средства в цель, из начала подчиненного и условного в начало абсолютное и высшее, имеют своим притягательным пределом «всемирное соединение». К этому всемирному государственному соединению стремились и восточные деспотии, и Александр Македонский и, наконец, Римская Империя положили начало такому соединению и передали христианскому миру соблазнительную идею империализма 42 . Александр Македонский и Юлий Цезарь были великие люди, им можно было поклоняться, как можно поклоняться Карлу Великому и нашему Петру. Поклонение герою и гению, как царю, имеет свою миссией в истории и оправдывается высшим призванием вдохновенного вождя, но чем могло быть оправдано поклонение всякому царю, как герою и гению, как мог народ признать своим вождем какого-нибудь Калигулу? В вождях человечество всегда будет нуждаться и всегда будет с благоговением относиться к своим великим людям, но как ужасна судьба этой потребности в государстве: сама по себе государственная власть требует не благородного чувства благоговения к высшему и боговдохновенному, а чувств рабских и низкопоклоннических. Искушением всемирного соединения в государстве и обоготворением земного царства соблазнилось католичество, взявшее у Рима меч Кесаря и создавшее папоцезаризм, – ложную теократию. Правда, наряду с этим средневековое христианство мирилось с анархическими идеалами феодализма и освящало личное начало рыцарской чести, но в этом сказывался только дуализм религиозного сознания средневековья. Мистика рыцарской чести, выдвигавшая личность, идеал рыцаря, – воина Христова, так же покоился на христианстве, как и абсолютная, цезарская власть папы, как и идея всемирной империи, как и идеал аскетического, ушедшего от мира монашества. В средних веках скрыто много непримиримых противоречий, но и много богатств, к которым не раз еще придется обращаться. Античная культура поклонялась государству и в язычестве не было силы, противодействующей культу государства. Только католическая теократия впервые восстала против государства, признала власть высшую, чем государственная 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

120 . Обращая в своем изложении очень большое внимание на выяснение славяно-византийских отношений, автор в конце предисловия, написанного в октябре 1912 года, говорит: «Пусть читатель вдумается в содержание глав, посвященных южным славянам, и поищет там иллюстраций к переживаемым ныне печальным событиям на Балканском полуострове!», т. е. к событиям второй Балканской войны. 121 122 Успенский поставил себе целью дать в руки русского читателя такое чтение, которое, с одной стороны, своей строгостью и серьезностью давало бы ему идею о продуманной и тщательно взвешенной системе, а с другой – оставило бы добрую память об авторе, который убежден в том, что утверждение знаний о Византии и выяснение наших к ней отношений в высшей степени обязательно для русского ученого и не менее полезно как для образования, так и для направления на верный путь русского политического и национального самосознания. Успенский, выступая защитником византинизма, не раз на протяжении своего изложения возвращается к выяснению этого понятия. По мнению автора, «самая существенная черта, которой открывается византинизм, заключается в иммиграции варваров в империю и в культурном и религиозном кризисе III-IV вв.». 123 В другом месте мы читаем: «Византинизм есть исторический принцип, действия которого обнаруживаются в истории народов юга и востока Европы; этот принцип заправляет развитием многих народов до настоящего времени и выражает особый склад верований и политических учреждений и, можно думать, особый вид организации сословных и земельных отношений». 124 Под византинизмом, который есть результат слияния романизма со старыми культурами – иудейской, персидской и эллинской, «прежде всего разумеется совокупность всех начал, под влиянием которых постепенно реформировалась Римская империя в V-VIII вв., прежде чем преобразоваться в Византийскую империю». 125 «Многообразные перемены вызвали германская и славянская иммиграции, произведшие реформы в социальном и экономическом строе и военной системе империи. Под действием новых начал реформируется Римская империя на востоке, приобретая характер византинизма». 126 «Проявляется же византинизм в следующих признаках: 1) в постоянной отмене господствовавшего латинского языка и замене его греческим или, собственно говоря, византийским; 2) в борьбе национальностей из-за политического преобладания; 3) в оригинальном характере развития искусства и в появлении новых мотивов, влиявших на создание новых памятников, равно как в своеобразных чертах литературных произведений, где вырабатывается постепенно новый и оригинальный метод под влиянием восточных культурных преданий и образцов ». 127

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

На Римской империи именно и оправдались эти истины с поразительной очевидностью. В первые века христианства Римская империя владычествовала над всем тогдашним миром, и ни один из тогдашних народов не имел силы оказать заметное влияние на судьбы её или противодействие нормальному ходу её внутренней жизни и её внешней власти и силе; Римские цезари были полновластными владыками в своём всемирном царстве; законы были столь хороши и строги, что даже и доселе они считаются образцовыми; дисциплина и в войске и в гражданском управлении тоже была образцовой. Римляне имели дома, в предках, а отчасти и в современниках, образцы военной доблести, гражданских добродетелей, супружеской верности и всех вообще семейных добродетелей. Но ни обладание всем миром, ни непобедимое могущество, ни безграничная власть цезарей, ни железная дисциплина и неустрашимое мужество непобедимых легионов, ни превосходные законы, ни веками выработанные и также образцовые гражданские учреждения, ни богатства и материальное благосостояние, ни даже процветание наук, искусств, литературы и техники, – ничто не спасло Римского народа от нравственной порчи, а вместе с тем и эту всемирную империю от распадения и погибели. Всё это оставалось, но не имело прежней внутренней силы, утратило прежний дух; а потому было бессильно, чтобы воспрепятствовать нравственному разложению и политическому упадку Римского народа и созданной им Римской империи. От чего же погибла Римская империя? От роскоши и от неизбежного результата её – нравственной распущенности. Завоёванные несметные богатства приучили высшие классы Римского народа к роскошной, праздной и изнеженной жизни, приучили их к расточительности, обжорству и разврату. Такая жизнь вошла даже в моду; этими пороками щеголяли. Развращение высших классов скоро сообщилось и черни, проникло и в войска. Всеобщая нравственная порча, сопровождавшаяся и упадком религии, привела и к политической смерти. Поэтому мы думаем, что как бы ни было велико политическое могущество государства и народа, как бы ни было сильно и твёрдо правительство его, как бы ни были совершенны его законы, как бы ни было сильно его войско и превосходны его гражданские учреждения, как бы ни было велико его материальное благосостояние и даже умственное развитие, – всё это, однако, составляет огромную и прочную силу только дотоле, пока в народе силен дух религиозности и нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

По мнению Малвенды, в Священном Писании указаны два признака или предвестника пришествия антихриста: проповедование Евангелия во всём мире и совершенное разрушение и уничтожение Римской империи. Первый из этих признаков указан в известных словах Иисуса Христа: И проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда приидет конец ( Мф. 24:14 ). По мнению Малвенды, проповедование Евангелия во всём мире будет служить хотя и не непосредственным, по верным признаком приближающаяся антихриста и кончины мира 610 . Но ещё более наглядным и ближайшим признаком приближения царствования антихриста, по его мнению, нужно признать разрушение и совершенное уничтожение Римской империи. Свидетельства Писания об этом признаке Малвенда находит во Втором Послании к Фессалоникийцам, в книге Даниила и в Апокалипсисе. Во Втором Послании к Фессалоникийцам указание на Римскую империю и её разрушение и уничтожение Малвенда находит в словах отступление, удерживающее, держащий, от среды будет. Малвенда приводит четыре мнения об отступлении. Одни под отступлением разумели самого антихриста. Другие разумеют всеобщее отпадение от Римской империи, когда все провинции, племена и народы, которые когда бы то ни было были подчинены Римской империи, отпадут от неё, это тогда именно, когда в Римской империи восстанут десять царей, которые завладеют всеми провинциями и землями, подчинявшимися некогда империи, разделят их между собой и отторгнут от Римской империи, и из которых ни один не будет называться Римским императором или царём, так как Римская империя будет совершенно уничтожена и по существу и по имени. Такого отступления пока ещё нет; потому что хотя уже много лет тому назад многие народы и провинции отпали от Римской империи, и имеют своих собственных царей, совсем не подвластных Римской империи, как Галлия, Испания, Африка, Египет и весь Восток, но когда ещё стоит и пребывает та же самая Римская империя в Германии, она удерживает ещё и доныне многие и великие провинции и города верными и покорными себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Исаак сдал своим новым хозяевам крепость Болон, расположенную близ Феодосиополя, на границе, гарнизоном которой он командовал. 8 сентября 531 года шах Кавад умер от паралича правой стороны, который постиг его за пять дней до кончины. Ему было 82 года. Его преемником стал, на основании составленного им завещания, младший сын Хосров Ануширван. Высшие сановники государства во главе с Меводом пресекли попытку старшего сына Каоса занять престол. Вскоре после этого начались переговоры с Римом о заключении мира. С римской стороны в них участвовали Руфин, Александр и Фома. Переговоры шли трудно, прерывались разрывами контактов, угрозами со стороны персов возобновить войну, сопровождавшимися перемещением войск в сторону границы, но в конце концов в 532 году договор о «вечном мире» был подписан. В соответствии с ним граница между двумя державами оставалась в основном неизменной, хотя Рим вернул персам отнятые у них крепости Фарангий и Вол, римская сторона обязалась также перенести штаб-квартиру командующего армией, расквартированной в Месопотамии, дальше от границы – из Дары в Константину. В ходе переговоров с Римом Иран и ранее, и на этот раз выставлял требование совместной обороны перевалов и проходов через Большой Кавказский хребет у Каспия для отражения набегов кочевых варваров. Но, поскольку для римлян это условие было неприемлемым: расположенная в значительном удалении от римских пределов воинская часть находилась бы там в крайне уязвимом положении и в полной зависимости от персов, было выдвинуто альтернативное предложение – платить Ирану деньги в компенсацию его затрат на оборону кавказских проходов. Это предложение было принято, и римская сторона взяла на себя обязательство заплатить Ирану 110 кентинариев золота – кентинарий составлял 100 либров, а вес либры равен примерно одной трети килограмма. Таким образом, Рим под благовидным прикрытием компенсации расходов на совместные оборонные нужды обязался выплатить контрибуцию размером около 4 тонн золота. В ту пору, после умножения казны при Анастасии, эта сумма не была для Рима особенно обременительной.

http://pravoslavie.ru/59910.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010