И.Н.Н. Екатерине М 6 июля 2020, 14:59 Вот-вот, именно это: " Говорить о грехе нужно без переходов на личности. И без раздачи оценок тому, чтО в человеке - добро или зло, хорош он или плох, годен или нет " . И Вы нисколько не переходите на личности... ну, просто считаете, что автором движет лишь осуждение, раздражение и желание " вешать ярлыки " . А что такого? Имеете право))) Одна проблема - при этом попадаете под свое собственное осуждение. Андрей 6 июля 2020, 13:13 Екатерина М. 5 июля 2020, 20:57, частные мнения это у нас с вам, а творения святителя Игнатия Брянчанинова относятся к Священному Преданию. Желающие совершенства, в отличии от просто спасающихся, изрекают 3 обета: безбрачия, нестяжания и послушания. Более того, священноначалие не каждому позволяет ступить на путь иночества, а уж взяться за подвиги уровня юродства (Обвинения ) и подавно. Впрочем, право на защиту собственной жизни и послушание защищать ближнего с оружием в руках бывают даже у пустынников. Почитайте жития преподобного Серафима Саровского, а так же преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Галина Ник 6 июля 2020, 11:39 инокиня Наталья -- Галине Ник 30 июня 2020, 20:52 Простите, не ответила сразу – лето. Тема, конечно, нужная, однако в свете последних событий выглядит как уведение в сторону. Примерно вроде того, что в доме крыша горит, а хозяйка сетует, что от дыма занавески пожелтели. Причина ведь глубже и сложнее, чем кажется. Простите, пожалуйста, ну как смогла объяснила, что имела ввиду. Екатерина М. 6 июля 2020, 11:11 " Вывод тут один: единственно правильный способ жалеть – это самому решать проблемы человека " , " В статье говорится о том, что нехорошо быть добрым за чужой счет - жалеть человека на словах, а все реальные дела по поддержанию этого человека и терпению его недостатков перекладывать на плечи других людей " . Когда-то другая статья тут была замечательная, как батюшка в далекой сельской местности организовал монастырь, и туда всех бабушек болящих, умирающих уже, свозил, по всей округе собирал, они погибали в пустых домах без помощи. При новом же монастыре сразу организовал богадельню. И все труды по уходу легли на сестер (не на него же, да?), а их было немного, да и монастырь только-только строился.

http://pravoslavie.ru/132171.html

Именно такое значение имели знаменитые хождения Преподобного Сергия по Руси: в Ростов (1358:1363), в Нижний Новгород (1365, когда были затворены все церкви области), в Тверь (1382), в Рязань (1385) 20 . Современники скоро осознали цель хождений Преподобного Сергия по Руси. Уже первый его жизнеописатель преподобный Епифаний писал, что троицкий игумен не уходил «с места своего в другие земли, за исключением особой нужды» (9, с. 423). Преподобный Сергий собирал христиан Руси воедино не для того, чтобы подчинить их великому князю, но для того, чтобы восстановить между ними мир и евангельскую любовь и убедить, что брат от брата укрепляем – будет непобедим силою христианской любви. И когда настал решительный час битвы за православную веру и свободу Родины, в Троицкую обитель 18 сентября 1380 года, в день святых мучеников Флора и Лавра, приехал сам великий Московский князь Димитрий. Князь пришел к Преподобному Сергию не за телесной, воинской силой, он пришел за духовным благословением, без которого невозможно было одержать победу. Он пришел в Троицкую обитель, чтобы стяжать благодать Святого Духа, без которой невозможно исполнить заповедь любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). В основании этой заповеди – крест Христов, которым были украшены схимы преподобных Александра-Пересвета и Андрея-Осляби, посланных Преподобным Сергием с русским войском. Эти схимы Преподобный Сергий возложил на своих учеников со словами, не оставлявшими сомнений в их миссии: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных... Мужайтесь, как добрые воины Христовы, приспело время вашей купли!» (19, с. 149). Преподобный воин схимонах Александр-Пересвет, призвав святого Сергия в молитве, первым начал Куликовскую битву единоборством с богатырем Челибеем В этом символической поединке оба они пали мертвыми. Но смерть преподобного Александра была первой победой русского духа в Куликовской битве. Схимник и ученик Сергиев дал ратникам пример евангельской любви, положив душу свою за друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Под обителью Троицы враг отказался от приступов и решил держать монастырь в осаде. Время работало на неприятеля. Наступала зима – русская, суровая. В обители отсутствовало нужное количество дров, от чего зависело не только отопление, но и элементарное приготовление пищи. Заканчивалось сено для боевых коней. А монастырское продовольствие не отличалось разнообразием и было явно недостаточно для воинов обители. Приходилось делать почти ежедневные вылазки. Зачастую они сопровождались боями. Однажды решили отбить у противника скот. Воины разогнали вражьи заставы, но слишком увлеклись преследованием противника и не заметили, как Лисовский вывел свои отряды, чтобы отрезать троицких воинов от крепости. Воевода направил резервный отряд для исправления ситуации. Завязалось сражение, однако перевес бы на стороне неприятеля. Из обители поспешил последний резерв. Они в монашеских черных одеждах смело ударили на врага Из обители поспешил последний резерв – старцы Ферапонт Стогов и Малафия Ржевитин с 20 монахами. В прошлом все они знали ратное дело. Теперь, в критическую минуту, было некогда одевать панцири и кольчуги. Им открыли Святые ворота (предназначавшиеся лишь для Царей), и они в монашеских черных одеждах смело ударили на врага. Русские тушинцы, православные по вере, при виде монахов испытали суеверный страх и отступили. Но вскоре с фланга и фронта появился Сапега с наемниками, пытаясь окружить наши отряды. Тогда один крестьянин по прозванию Суета с бердышом в руках преградил путь неприятелям. От его ударов враги падали замертво. Воспользовавшись заминкой тушинцев, троицкие воины пришли в себя и контратаковали. Лисовского ранили из лука, его воины растерялись. Сапежинцы отходили в свой лагерь. Наши благополучно вернулись в обитель. Может показаться странным, что за оружие брались монахи. Постриженики Троице-Сергиева монастыря хорошо помнили пример Александра Пересвета и Андрея Осляби, учеников преподобного Сергия, благословленных им на участие в Куликовском сражении. Оборону обители монахи рассматривали, прежде всего, как защиту святыни. Иная позиция воспринималась ими как предательство. Разве можно было отдавать святыню на поругание?

http://pravoslavie.ru/141039.html

Преподобный Сергий был мужем государственного ума, он имел талант сочетать жизнь аскета-отшельника с широтой кругозора патриота своей Родины, провидящего в даль веков. Мудрыми были советы Преподобного Сергия. Например, он убеждал великого князя Дмитрия идти к татарам «с правдой и покорностью... и если враг хотят от нас чести (т.е. почести) и славы, дадим им; если хотят злата и сребра, дадим и это, но за имя Христово, за веру Православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить», (Иеромонах Никон. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Св. Троице-Сергиева Лавра. 1896 г. стр. 171–172.) Благословение, посланное преп. Сергием Радонежским великому князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовой битвой, вселило в войско воодушевление и уверенность в победу над татарами. Участие в битве посланцев преп. Сергия храбрых иноков – Александра Пересвета и Андрея Осляби олицетворяло единение сил духовных и могущества ратного для свержения татарского ига. Из патриотических побуждений преп. Сергий совершал пешком трудные (не сколько физические, сколько духовно-ответственные), но необходимые для единства России путешествия в Ростов, Нижний Новгород и Рязань. Печальник Русской Земли явился умиротворителем князей, вдохновителем русского народа на подвиг единения всех ради сохранения веры Христовой и национального самосознания. Примеры патриотизма мирян По сравнению с другими чинами святости группа святых мирян является менее многочисленной. Из святых мирян, известных своим патриотизмом, следует отметить князей и Христа ради юродивых, которых так любят на Руси. Проблема почитания князей на Руси не представляет собой особой сложности или затруднения в объяснении этого факта, если учесть исторический облик русского князя, а также твердые границы времени их канонизации. Князь древней Руси по своему общественному положению не является царем в смысле и понимании Византии или России XVI–XIX веокв. Власть русского князя была ограничена дружиной, церковной иерархией. Он воплощал в себе не сколько начало власти, сколько начало служения, являясь прежде всего военным вождем, защитником данной области. Русские древние князья были первыми представителями народа и достойными почитания как святые они становились не за власть, а за служение своим ближним, своей Родине, служение, которое чаще всего заканчивалось жертвой собственной жизнью. Иными словами, Церковь признавала святыми только тех князей, которые стремились в своей жизни осуществлять слова Христа: «Не больше той любви, как если кто положит свою душу за друзей своих» ( Ин.15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

“Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов” Тела схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби после битвы были принесены в Старое Симоново и погребены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. Могилы героев Куликовской битвы монахов Пересвета и Осляби у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове в Москве. Скульптор Вячеслав Клыков По преданию, на вопрос преподобного Сергия об участи своих иноков великий князь ответил: «Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!» В Троицкой обители отслужили поминальную Великую панихиду о всех убиенных, и с тех пор названная Димитриевскою родительская суббота стала служиться в Церкви из года в год, «покуда стоит Россия». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7/20 сентября. Святой Сергий Радонежский, «духовный отец» Куликовской победы, преставился в глубокой старости 25 сентября 1392 года. «Игумен земли Русской» прославлен в лике преподобного в середине XV века. Мощи святого находятся в основанной им Троицкой обители. И по сей день не иссякает река страждущих, обращающихся к Преподобному за помощью и утешением. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, направляя к Небесному Отечеству. Поле русской истории Осада Москвы Тохтамышем 1382 Имена Александра Невского и Даниила Московского, Андрея Боголюбского и Димитрия Донского особенно близки сердцу каждого русского человека. Наверно потому, что эти святые, будучи наделены властью и вытекающими из этой власти неограниченными возможностями, сумели соединить в душе искреннее следование евангельскому идеалу и мудрое управление земным Отечеством, стремление к Небесному Царству, но и деятельную заботу о Родине, беспощадность к злу, но любовь к человеку.

http://pravoslavie.ru/82259.html

Церковь прп. Александра Свирского. Ок. 1710 г. Фотография. Кон. XIX в. Церковь прп. Александра Свирского. Ок. 1710 г. Фотография. Кон. XIX в. В 1-й пол. XIX в. строительство в М. С. м. велось в основном за счет средств частных жертвователей, что вело к смене престолов в перестраиваемых храмах. Ктиторы были заинтересованы в том, чтобы возводимый или ремонтируемый ими храм имел посвящение соименным им (или их близким) святым. Многие сооружения мон-ря являлись первоклассными памятниками архитектуры (Успенский собор, ц. Всемилостивого Спаса, 1593; крепостная ограда 40-х гг. XVII в.; трапезная кон. XVII в.; колокольня XIX в.), что указывает на авторитет обители и свидетельствует о высоком художественном вкусе ее настоятелей и братии. В М. С. м. значительное место занимал некрополь. Предание о захоронении близ обители в ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских сложилось в XV - нач. XVI в., а зафиксировано в источниках XVII в. ( Егоров В. Л. Пересвет и Ослябя//ВИ. 1985. 9. С. 182-183). В 1433 г. в М. С. м. был погребен сын вел. кн. Димитрия Донского кн. Константин (инок Кассиан). Мон-рь стал усыпальницей Ховриных-Головиных, Бутурлиных, Татищевых, Мстиславских, Сулешевых. В 1616 г. в обители был погребен вел. кн. Симеон Бекбулатович , в XIX в.- видные деятели рус. культуры: Д. В. Веневитинов, С. Т. и К. С. Аксаковы, В. М. Ундольский, А. Е. Викторов, А. А. Алябьев и др. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 18; ПСРЛ. Т. 13. С. 132; ДРВ. Т. 19. С. 382-400; Гиршберг. 1960. Вып. 1. С. 24, 35-36, 41, 42; 1962. Вып. 3. С. 219, 223, 225, 226, 228, 230, 232, 233, 236, 238, 241, 245-249, 252, 256, 257, 260, 261, 265, 268; Шокарев. 1998; Левина. 2006. С. 97-98. 16-17; С. 100-104. 19-20, 23, 25; С. 106. 30; С. 119-120. 51). Согласно Житию прп. Кирилла Белозерского, с кон. XIV в. в обители велось книгописание (Преподобные Кирилл, Ферапонт. 1994. С. 9, 68). По предположению Г. М. Прохорова, основатель мон-ря игум. Феодор перевел ряд литургических текстов, составленных К-польским патриархом Филофеем Коккином ( Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. М., 1978. С. 177). Сохранились «Лествица» 1453 г. (РГБ. Ф. 256. 201) и «Тактикон» мон. Никона Черногорца 1461 г. (РНБ. F. I. 207), созданные в обители.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Глубоко знаменательно, что настоятель храма, протоиерей Владимир Силовьев объявил на пресс-конференции еще об одном событии, которое произойдет 28 апреля на Светлой седмице у места погребения Пересвета и Осляби. Это духовно-патриотическая акция «Вахта памяти: никто не забыт, ничто не забыто. Россия духовная — Россия единая». А приурочена она к тому дню, когда над могилой святых воинов зазвучат колокола восстановленной колокольни. «Мы хотим провести эту акцию как общероссийское благословение на военную службу, в том числе и в ВМФ, — отметил отец Владимир. — Ее проведение поддерживает государство, прежде всего, Администрации президента».   Мы учились на подвигах отцов и дедов Вручение подарков - тульских самоваров для экипажей кораблей В дни празднования 625-летия Куликовской битвы в храме в Старом Симонове над местом погребения Пересвета и Осляби зазвучал колокол, привезенный с их родных мест, Брянщины, в дар от губернатора Брянской области Николая Денина. Узнав о присвоении имен святых героев Куликовской битвы кораблям, он выступил с инициативой покровительства над этими кораблями. Вот что сказал от его имени вице-губернатор Брянской области Андрей Гончаров: — Брянская область готова оказывать любое содействие во всем, что связано с именами Пересвета и Осляби, происходящих из нашей земли, — от отливания колокола до шефства над кораблями. Мы всегда учились на подвигах наших отцов, дедов, прадедов, солдатов Великой Отечественной войны. Продолжаются традиции нашей Брянской земли: среди победителей, получивших золотую медаль на Олимпиаде, есть и наши земляки. Я сам служил десантником и могу сказать, что мы высадимся на любой берег! А представитель Тульской области рассказал о том, как много делается для сохранения памяти о Куликовской битве. При содействии Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного реставрируется знаменитый памятник на Куликовом поле. Уделяется большое внимание патриотическому воспитанию молодежи, в том числе отправке призывников, например, на Северный флот. Тульская область шествует над двумя подводными ракетными крейсерами и Мурманским погранотрядом. «Мне довелось дважды побывать на Северном флоте на подшефных крейсерах, — сообщил он, — и могу засвидетельствовать, что там созданы все условия как для достойного пребывания команды, так и для защиты рубежей нашего Отечества».

http://pravoslavie.ru/464.html

Нельзя не заметить близкого сходства описанного с примерами Пересвета и Осляби. В преддверии Куликовской битвы многие колебались — предыдущий опыт военных выступлений против Орды был горько-отрицательным. В один из моментов, как говорят летописи, полки были готовы броситься в бегство, и только чудом людей удалось сдержать. Когда же встал вопрос, кому из русских выйти против Челубея, осознание страшной ответственности парализовало волю и члены. Проиграть в поединке означало предрешить поражение. Но не ответить на вызов — являлось тем более плохим исходом. И вот против монгольского Голиафа выходит тот, кто не надеется победить при помощи силы мускулов и азарта воинственности, но исключительно укреплением свыше. При определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч Пересвет не делает «отсебятины», он лишь повторяет поступок, о котором наслышан из церковного предания. Едва ли инок мог знать заранее, какая миссия ему предстоит. Но Челубей, хвалящийся перед монгольским строем и хулящий христианского Бога как бессильного (Орда к этому времени уже успела принять ислам), — это один образ с Лием. И потребность в преодолении страха, по-видимому, была та же, что у фессалоникийских христиан, застигнутых гонением. А потому, невзирая на слабость исторических подтверждений, так называемых объективных данных, сущностно поступок Пересвета и Осляби достоверен. При определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч. Это не повод оправдывать и возводить в систему насилие. Христиане не были бы христианами, если бы взялись доказывать свою правоту в смертельных поединках. Однако же рамка пацифизма узка, и христианство в конечном итоге не является пленником отдельно взятого принципа, даже такого важного, как запрет на лишение жизни. Рейтинг: 9.6 Голосов: 496 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 8 ноября 2016, 23:19 Царствия Небесного всем погибшим за други своя. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/98436.html

Одинцов Е. В. Позовите Марию//Общая газета. 1999. 2 сентября. Ортенберг Д. И. Правда жизни и правда смерти//Москва. 1999. 9. Свительский В. А. Андрей Платонов вчера и сегодня: Статьи о писателе. Воронеж, 1998. Симонов К. М. Глазами человека моего поколения. М., 1988. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 1. М., 1994. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 2. М., 1995. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 3. М., 1999. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 5. М., 2003. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 6. М., 2005. Смирнов В. П. Мастер всеобщей жизни//Московский журнал. 1999. 1 августа. Сучков Ф. Ф. На красный свет (Об Андрее Платонове — мастере прозы)//Платонов А. Избранное. М., 1966. СучковФ. Ф. Он походил на сельскую местность//Москва. 9. Таратута Е. А. Драгоценные автографы. Книга воспоминаний. М., 1986. Творчество А. Платонова. 1970. Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 1. СПб., 1995. Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 2. СПб., 2000. Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 3. СПб., 2004. Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 4. СПб., 2008. Трошкина В. А. Рука об руку…//Москва. 1999. Чалмаев В. А. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. М., 1989. Чуковская Л. К. Полгода в «Новом мире»//Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 2000. Фатющенко В. И. А. П. Платонов//История русской литературы XX века (20–90е годы). Основные имена. М., 1998. Шенталинский В. А. Предисловие и комментарии//Платонов А. П. Технический роман. М., 1991. Шенталинский В. А. Рабы свободы. В литературных архивах КГБ. М., 1995. Шенталинский В. А. Охота в ревзаповеднике//Новый мир. 1998. Шенталинский В. А. Донос на Сократа. М., 2001. Шубин Л. А. Критическая проза Андрея Платонова//Платонов А. П. Размышления читателя. М., 1970.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Прибегать к искусственным и натянутым объяснениям происхождения речей Андрея об иконах до исторического иконоборства, как это делает Комбефис 21 , и вместе с ним предполагать во врагах Андрея еретиков-самаритов, могущих будто бы истреблять христианские иконы при своих нападениях на христианские области в рядах арабов завоевателей, нет ни нужды, ни оснований. Андрей выступает с защитой икон логической, каковая не имела бы силы против врагов внешних, делающих разбойничьи набеги; а в песни церковной враги Андрея представляются как «витиями безбожными», для противодействия коим требовалось «уяснить устами светлыми честных икон поклонение». Итак, Андрей Критский дожил до эпохи иконоборческой 22 . Однако, принимая такое положение за верное мы должны поставить предел жизни Андрея в начале названной эпохи. Те свидетельства о деятельности Андрея в конце VII – начале VIII вв., которые указал я выше и которых коснусь ниже, не дают возможности простирать жизнь святого отца далеко в VIII век. Поэтому, если Андрей дожил по крайней мере до 726-го года, то и немного пережил этот год. Такое предположение и подтверждается: борцом за иконы святой Андрей выступил, но в числе исповедников за этот догмат имени его нет. Очевидно, «на уяснение честных икон поклонения», вызванное эдиктом императора Льва, выступил пастырь Критский на закате дней своих, так что мы не ошибемся, если скажем, что умер Андрей Критский приблизительно в 726–27 году 23 . Установив таким образом дату для времени смерти святителя Андрея Критского , перейдем к приблизительному перейдем к приблизительному определению и других дат его жизни. Пособием для такого определения служат некоторые слова самого Андрея. Так, в слове на апостола Тита 24 имеется указание на современных автору – несомненно епископу Критскому 25 – двоих «равновенечных и сопрестольных царей» 26 . Это указание весьма ценно. Если мы установим личности этих двоих императоров, то получим возможность отыскать довольно точную дату для времени епископства Андрея на Крите 27 . Каких же императоров разумеет Андрей в своем слове? Другими словами – когда написано слово на апостола Тита?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010