Отрадно привести перечень отрядов и полков, представлявших города и волости великого княжения Москвы, Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, княжества Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского, Пскова и Новгорода Великого; в общем строю шла также дружина служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Три великих княжества Северо-Восточной Руси участия в битве, увы, не принимали. На Куликовскую рать не пришли полки княжества Нижегородского, на тот момент обескровленного набегами ордынцев. Не лишним для нашего нынешнего вразумления будет вспомнить, что не пошли на союзную битву и полки князя Михаила Тверского, выжидавшего исхода этого столкновения. Свои резоны нашлись и у князя Олега Рязанского, который проявит себя после битвы. Есть чего устыдиться потомкам. 26-27 августа наше войско, переправившись через Оку, двинулось вдоль пограничья рязанских земель на юг, где в местечке Березуй в ряды нашего воинства влились, в отличие от рязанцев, дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей. Дон русские полки форсировали в ночь с 7 на 8 сентября, и, как свидетельствуют источники, туманным утром 8-го (21-го по нов.ст.) числа, в субботу, в день двунадесятого праздника - Рождества Пресвятой Богородицы, развернулись в боевой порядок, лицом на юг. Сражение длилось три часа - с 6-го по 9-й час по древнерусскому временному отсчету; если переложить на наш стиль (что удалось сделать довольно точно) - с 10 часов 35 минут до 13 часов 35 минут. Началось оно со знаменитого поединка русского инока Александра Пересвета с татарином Челубеем (Темир-беем). Оба поединщика погибли. Помним, что сам преподобный Сергий Радонежский, настоятель Троицкой обители, духовный окормитель Руси, даровавший нам учение о Святой Троице, благословил князя Дмитрия на битву, отправив с ним на Дон двух своих иноков, в недавнем прошлом русских бояр, профессиональных воинов - Александра Пересвета и Андрея (в миру Родиона) Ослябю. Есть версия, что и Ослябя пал в Куликовской битве. Оба воина причислены нашей Церковью к Лику святых. Тело Пересвета вместе с телом Осляби погребено в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Оказывается, что он купил дом в деревне, залез на чердак и там обнаружил большой крест. Темные соседи сказали горе-мужичку, что раз такой крест найдешь, значит, кто-то «на смерть заговорил». Приходится объяснять, что ему крупно повезло, что он нашел «отцовский» крест. Когда мальчику исполнялось приблизительно 12 лет, глава семейства, отец, передавал свой крест сыну, в этом символично утверждая начальствование над родом, но начальствование не в смысле «топать ножкой, принесите-унесите», а от понятия «начало», то есть с кого начинается спрос. Так, если отец отправлялся на войну, на дальние работы, то вернувшись, он спрашивал у сына, как тот сохранил в его отсутствие семью, узнавал, кто умер, заболел, почему сын не досмотрел и не уберег. Происходило формирование будущего мужа, мужчины, умеющего нести ответственность за всю семью, с осознанием того, какая реальная ответственность его ожидает. Другая психология складывалась у подростка. У нас при храме есть прихожане, у которых кресты хранятся более 300 лет, передаваясь из поколения в поколение, от отца к сыну. Я всегда рассказываю о подвиге Александра Пересвета и Андрея Осляби, историю о двух двоюродных братьях-иноках, которых в помощь Димитрию Донскому дал преподобный Сергий Радонежский. На нашей музейной картине художник Павел Рыженко очень точно отобразил и внешний вид инока, и его внутреннее состояние. В чем же подвиг Пересвета? Как воин, он понял, как Челубея можно «достать», но для этого надо было умереть. Как приближенный к князю, он мог бы перепоручить это другому воину, но как христианин, как монах, Пересвет взял это на себя. Он снял с себя все доспехи, кольчугу, надел только схиму и, крепко зажав копье, разогнал свою лошадь. «Нанизался» на копье Челубея, «пролетел» по нему и убил монгольского воина своим копьем. Пересвет удержался на коне и вернулся в свое воинство, будучи уже убитым. И впервые по монгольскому воинству прокатились слова, что «русский Бог непобедим». У нас в этом же музейном разделе хранятся коллекционные солдатики, копии тех воинов, которые были во времена князя Димитрия Донского, сотники, тысячники, но, опять же, мы столкнулись с тем, что дети совершенно не знают, как выглядели, хотя бы приблизительно, воины той эпохи.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/08/protoi...

Не меньше вопросов, чем цветовое решение, у общественности вызывала отливка ступеней для центрального крыльца из трофейной техники вермахта. Ступени эти, как видно на иллюстрациях, ведут к главному входу через колокольню: ниже — цокольный уровень в стилобате, выше — условный ноль на полу собственно храма. Дело в том, что на складах Минобороны РФ скопилось некоторое количество трофейного оружейного лома, который периодически утилизируется. Ни исторического, ни культурного, ни тем более музейного значения он не имеет; вносить же его в само храмовое пространство вряд ли правильно. На ступенях им самое место — ведь именно здесь, в подмосковных лесах, зимой 1941 года была остановлена не знавшая прежде сбоев нацистская военная машина. Наконец, заслуживают упоминания три ансамбля скульптурных изображений, опо­ясывающих весь храмовый объем на разных высотах. Первый, примерно на трехметровой отметке, представляет собой серию барельефов о ключевых сражениях и операциях Великой Отечественной войны (оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская битва и оборона Ленинграда). Выше разместят изваяния святых воинов и полководцев Отечества: иноков-ратников преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, святых благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского, святых равноапостольных великого князя Владимира и княгини Ольги, святого благоверного Андрея Боголюбского и преподобного Илии Муромца (сейчас над этими образами уже работает содружество лучших российских скульпторов). Наконец, венчают этот ансамбль четыре символические фигуры евангелистов. Конечно, пока идет строительство, разглядеть все черты будущего храмового комплекса нелегко, в сколь высоком разрешении ни были бы под рукой проектные эскизы. Но общий абрис новостройки уже просматривается и уже сейчас производит впечатление. Можно предположить: храм встанет в один ряд с двумя существующими грандиозными памятниками Великой Победе — волгоградским монументом «Родина-Мать зовет» и ансамблем на Поклонной горе в Москве. Первый появился, когда большинство вернувшихся с той войны были еще живы. Второй стал объектом прежде всего с культурным наполнением в виде Центрального музея Великой Отечественной войны: им, открытым в 1995-м, поколение новой России словно салютовало подвигу предков. Третий мемориал — вклад современного поколения россиян, которое свидетельствует: оно помнит о прошлом и твердо и уверенно смотрит в будущее.

http://e-vestnik.ru/society/glavnyy_hram...

Мира не получилось, и войска продолжали двигаться навстречу друг другу. Ма май остановился у Кузьминой Рати, ждал Ягайла. 15 августа русские собрались на Девичьем поле (Коломна). После смотра войск Димитрий Иванович посетил Троице-Сергиев монастырь, принял благословение Великого Аввы и его предсказание победы с отпущением бывших бояр-схимников Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби для воодушевления русской рати. За трапезой святой Игумен предсказал гибель Мамаю, а великому князю - победу. Помолясь, исповедавшись и причастившись, русские ратники выступили 20 авгус та из Коломны и 1 сентября переправились через Оку, а 6 октября уже подошли к Дону. Корибут (в крещении Димитрий) Ольгер дович - князь Брянский, Новгород-Северс кий и Трубчевский посоветовал великому князю переправиться через Дон, чтобы удержать воинов в случае бегства. Вечером 7 сентября в походных церквях служили все нощную под праздник Рождества Богородицы. В ночь все войско переправилось через Дон, и потом переправы были уничтожены. Утром 8 сентября русское войско выст роилось в боевом порядке на Куликовом поле у впадения Непрядвы в Дон. Боевое расположение войск было такое: сторо жевой конный полк (для з авязки боя) во главе с князьями Оболенк сим Семеном Ивановичем и тарусским И ваном Константиновичем - участником съ езда князей в 1374 г. в Переславле-Зале сском; передовой (головной) полк войск, во главе - князья Димитрий и Влади мир Всеволожи. Тут были и оба схимн ика; - большой пеший собственный великого князя Димитрия Ивановича полк во глав е с князем селеховским (смоленским) Иваном Васильевичем и воеводами: моск овским тысяцким Тимофеем В.Вельям иновым, М.А. Бренком и князем Ив. Ром ан. Квашней; - правой руки конный полк с князьями: Р остовским Андреем Федоровичем и Андреем Федоровичем Стародубским и вое водой при них Ю.В. Веньяминов-Груньк а; - левой руки конный полк во главе с Бел озерским князем Федором Романович ем (потомок Феодора Ростиславича Ч ермного - князя Смоленско-Можайско-Я рославского) и князем Иваном Федоров ичем Белозерским (тоже потомок князя Ф. Р.Чермного), с Ярославским князем Василием Васильевичем (тоже потомок нашего князя) и Моложским князем Фео дором Михайловичем и воевода при них Л.И.Морозов - Мозырь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Следующее обращение — от 26 июля, это обращение митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) «Церковь зовет на защиту Родины». — Владыка пишет высокопатриотическое воззвание, — продолжает Юрий Константинович, — призывает делать взносы в Фонд обороны. Люди часто несли последние деньги, отзываясь на призыв Церкви. Следующий текст в книге — речь митрополита Ленинградского Алексия в московском Богоявленском соборе 10 августа 1941 года. — Он говорит о беспримерном патриотизме русского народа. Послания церковных иерархов тех лет — выдающиеся богословские и даже литературные произведения. Нам важно было, чтобы дети это поняли. Мы пытались провести исторические параллели с князьями Александром Невским, Димитрием Донским. Конечно, говоря о Димитрии Донском, показывали и музейные экспонаты, связанные с преподобным Сергием Радонежским, — рассказывает Юрий Люкшин. В послании от 13 декабря 1942 года к жителям временно оккупированных территорий Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий призывает к народному подвигу и всемерной помощи партизанам. — Открывая храмы, фашисты рассчитывали, что гонимые в довоенное время священники поддержат немецкую власть. Но основная часть священников была настроена патриотически. Повсеместно храмы становились центрами сопротивления гитлеровцам, оплотом возрождения русского самосознания. Мы показывали детям фотографии священников-партизан — их сохранилось немало, — комментирует Юрий Люкшин. Следующее послание — от 30 декабря 1942 года, в нем митрополит Сергий призывает собирать деньги на танковую колонну «Димитрий Донской». Он рассказывает, как преподобный Сергий Радонежский благословлял князя Димитрия Донского на битву, напоминает о подвиге иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. 7 марта 1944 года, передавая танковую колонну Красной Армии, митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) произнес столь вдохновенную речь, что танкисты писали ему ответные письма. «Церковь была настолько убедительна, что даже люди, которые родились в атеистической стране, не ходили в храм, кто-то даже не был крещен, были вдохновлены», — подчеркивает Юрий Люкшин.

http://aquaviva.ru/journal/o_bylykh_pozh...

Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. " Процвела земля Русская в лета княжения его " ,- свидетельствует названное " Слово " . Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена " Задонщина " , вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381). Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Days.ru - православный церковный календарь [ главная библиотека новости родителям ] Gejmoskva.tech gejmoskva.tech gejmoskva.tech Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/kalendar/ludi/solounskiy...

Президент фонда Алла Зеленина предполагает долгосрочное сотрудничество с епархией. “Мы с радостью откликнулись на предложение епархии, – сказала она. – Мы связались с роддомами, отделами соцзащиты и с их помощью нашли первых участников этой акции. В роддомах от нашего фонда матерям-одиночкам или из малообеспеченных семей вручается приглашение на крещение. И для тех, кто откликнется на это приглашение, “Доброе начало” приобретает серебряные крестики и крестильные наборы. Их мы дарим на самом крещении. Надеемся, что это выльется в добрую традицию”. В этот раз было распределено 100 крестильных наборов, таинство крещения было совершено бесплатно . Помощь пострадавшим от взрыва на рынке. Фото Милосердие.Ru По благословению Святейшего Патриарха Алексия оказана помощь пострадавшим от взрыва на рынке. В конце августа по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II представители Русской Православной Церкви посетили в московских больницах пострадавших от взрыва на Черкизовском рынке. Пострадавшим розданы предметы личной гигиены, соки, вода, предметы первой необходимости. Многие просили причастить их, принести святой воды, крестики, иконки. Священники посетили всех желающих .   Возвращение Церкви храмов и святынь Монашеский посох героя Куликовской битвы святого инока Пересвета будет передан в московский храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Как сообщил 17 августа советник по целевым программам Роскультуры Борис Иванов, такое решение приняло руководство Рязанского историко-архитектурного музея, где хранится реликвия. Представитель Роскультуры считает, что Церкви необходимо возвращать принадлежавшие ей святыни. Восстановление храма в Старом Симонове и надгробия героев Куликовской битвы Пересвета (Александра) и Осляби (Андрея) началось по инициативе известного художника Павла Корина, напомнил настоятель храма протоиерей Владимир Силовьев. “Глядя на компрессорный цех завода “Динамо”, который разместился на месте церкви, Павел Корин грустью заметил: а куда же мы будем класть венок, когда будем праздновать 600-летие Куликовской битвы?”

http://pravoslavie.ru/4983.html

Более того, в 1267 году митрополит Кирилл сумел получить от хана Менгу-Темира ярлык в пользу Церкви, в котором духовенство освобождалось от дани и других поборов. Пусть, - писал Менгу-Темир, - беспечально молятся за него и его ханово племя. Этим же указом хан под страхом казни воспрещал надругательство над православием. " Кто будет хулить веру русских, - сказано в ярлыке, - или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию " . Это кажется невероятным, но, с позволения хана владыка Кирилл основал в самом Сарае православную епархию. " Сто лет спустя другой знаменитый святитель - святой митрополит Алексий - еще более укрепил влияние церкви в Сарае " , - писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Силы ада не одолели Больше века Русь стонала под монгольским игом. Многим казалось, что она погибла навсегда и уже никогда не возродится. Но в возрождение Святой Руси верил святитель Алексий. Он передал эту веру своему воспитаннику Великому князю Московскому Димитрию Донскому. И тот возглавил русское войско, которое одержало первую крупную победу над монголами на поле Куликовом. После 140 лет поражений русский народ воспрянул духом. Святитель Алексий не дожил до Куликовской битвы. Но во многом благодаря его трудам и подвигам удалось собрать воедино раздираемый междоусобицами русский народ, вдохновить его на великую битву ради сохранения веры православной, которой угрожала смертельная опасность. - Цель хана Мамая, собиравшего силы в степях Причерноморья, коренным образом отличалась от целей его предшественников, - рассказал мне протоиерей Владимир Силовьев - настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, в котором покоятся мощи героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби. - Он гордо заявлял, что желает исправить ошибку Батыя, покорившего русский народ, но не истребившего православную веру. В результате народ сохранил духовную опору, которая позволяла ему не только существовать, но и развиваться, укрепляться, противостоять захватчикам.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/26/...

«Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия и воодушевил русские войска. Воин-схимник Андрей принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою. Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана. Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове», рядом с телом преподобного Александра Пересвета. Если подвиг Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит «Повесть о Мамаевом побоище». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

«Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия и воодушевил русские войска. Воин-схимник Андрей участвовал в исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою. Но по другой версии он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана. Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове», рядом с телом преподобного Александра Пересвета. Подвиг Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве, но об Ослябе древнейшие известные рассказы умалчивают. Его имени нет ни в большинстве летописных списков убиенных на Куликовом поле, ни в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби говорит и «Повесть о Мамаевом побоище». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. Со временем над останками преподобных были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом. В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы).

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-chtut-pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010