Артем Погосов 24 ноября 2005 г. Имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, героев Куликовской битвы, известны всем интересующимся отечественной историей благодаря трудам русских ученых и произведениям литературы и искусства. В отличие от руководителей московского войска — святого благоверного великого князя Димитрия Ивановича Донского, князя и воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского и Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго — воины-иноки олицетворяли собой в народном сознании и национальном эпосе тысячи рядовых ратников, которые беззаветно бились на Куликовом поле с поработителями родной земли. 30 сентября 2005 г. Один из первых воинов-десантников сразу после войны поступил в духовную семинарию. В 1947 году, после демобилизации, бывший гвардии рядовой еще в военной гимнастерке, галифе и кирзовых сапогах, с вещевым мешком за плечами приехал в Москву поступать в открывшийся Богословский институт, который находился тогда в стенах Новодевичьего монастыря. Затем были долгие годы церковного служения в различных храмах Москвы. Протоиерей Анатолий Новиков отличался особым даром организатора церковно-приходской жизни. протоиерей Владимир Новиков 30 апреля 2005 г. Еще несколько лет назад посетители Ваганьковского кладбища утром воскресного дня или под церковные праздники могли видеть двух старушек, медленно спускавшихся с подножки трамвая и направлявшихся в храм Воскресения Словущего. Они шли, опираясь друг на друга, поскольку одна была уже почти слепа, а другая из-за больных ног с трудом передвигалась без посторонней помощи. 10 сентября 2004 г. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви признал необходимым возродить церковные суды и разработать Положение, регламентирующее их деятельность. В настоящее время это Положение разрабатывает Историко-правовая комиссия под председательством профессора МДА протоиерея Владислава Цыпина. Комиссия использует предшествующий опыт Русской Церкви и других поместных Православных Церквей, а также материалы, подготовленные Поместным Собором 1917—1918 годов. В связи с этим вновь становится актуальной дискуссия о реформе церковного суда, развернувшаяся во второй половине XIX — начале ХХ веков.

http://e-vestnik.ru/church/page/118/

В этом году накануне Дня защитника Отечества восстановлена давняя традиция давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Имена героев Куликовской битвы монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби были присвоены большим десантным кораблям Тихоокеанского флота ВМФ России. Так что наши святые воины снова в боевом строю. Господь призывает вас послужить Родине. С верой и надеждой на помощь Божию идите в войска. Тяготы военной службы потребуют от вас мужества и немалых сил, но вы не должны предаваться малодушию, не должны искать легкого пути в жизни. Верю и надеюсь, что армейская служба будет способствовать вашему физическому и духовному становлению, вашему возмужанию, обретению зрелости. Благословляю вас на ратный подвиг служения Отечеству. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Милость Господня да пребудет с вами! СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Служба в армии: религиозная составляющая ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 28.03.2024 Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 24.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 3/Тоталитарность " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 17.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 2/История термина " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.03.2024 Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_29011.html

На всех верных усопших изливается Христова любовь, но и души даже некрещеных не лишаются некоего утешения. Будем учиться в этот день участию в жертве Христовой любви и тому состраданию ко всем людям, которое имели святые. Как преподобный Макарий Великий, которому после того, как он силой Духа Святого вызвал душу языческого жреца, было сказано: «Когда вы приносите бескровную Жертву, мы в кромешной тьме ада начинаем видеть немного друг друга». Как преподобный Силуан Афонский, с плачем молившийся о попавших в вечные муки: «Не говори, что сам виноват, или сердце у тебя железное, но в раю железо не нужно». Как святитель Дионисий Александрийский, когда в Александрии появилась чума, призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. «Блаженны те, кто примет смерть среди этих трудов, — говорил он. — Сей род смерти — дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества». Как святой мученик Уар, память которого сегодня совершает Церковь, умолял Господа помиловать Своей всепревосходящей любовью не сподобившихся святого крещения. Как святой праведный Иоанн Кронштадтский, литургийный чудотворец, тезоименитство которого сегодня, дерзновенно ходатайствовал за самых безнадежных, как бы хватаясь за ризу Христову. Как преподобномученица великая княгиня Елисавета, 150-тилетие со дня рождения которой мы отмечаем сегодня, сброшенная в Алапаевскую шахту, перед лицом смерти пела Херувимскую песнь, как за Божественной литургией, и молилась за убивающих ее крестной молитвой Спасителя: «Прости им, не знают, что творят». Как святой великомученик Димитрий Солунский, именем которого названо сегодняшнее родительское поминовение, молился о спасении родной Солуни, в которой были верующие и неверующие: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей, с ними и я спасен буду. Если погубишь, с ними и я погибну». В 1380 году, накануне Куликовской битвы, святой благоверный князь Димитрий Донской торжественно перенес из Владимира в Москву в Успенский собор главную святыню Владимирского Димитровского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В память воинов, погибших в Куликовской битве, впервые была установлена для общецерковного поминовения Димитровская родительская суббота. Первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители и во всей Русской Православной Церкви с торжественным поминовением героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://moral.ru/dimitrovskaia/

В два последующих года нам предстоят совместные учения с Францией, Португалией, Италией, предстоят еще дальние походы в нынешнем, 2006, году. Наши моряки везде будут с гордостью демонстрировать названия своих кораблей — святые имена Пересвета и Осляби. Хорошо бы еще вернуть надписи с названием корабля на ленточки матросов…   Надежда на возрождение России Имя Пересвет без переводов понятно и современному русскому человеку, Ослябя — человек, готовый помочь немощному, ослабить его тяготы. Даже сами эти имена связаны со святостью и с возрождением России. Представитель Главкома ВМФ Игорь Дыгало и протоиерей Дмитрий Смирнов — Сегодня понятно, что надежда на возрождение России немало связана с нашим флотом, — подчеркнул, выступая на пресс-конференции, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Дмитрий Смирнов. — Поэтому слияние этих двух значимых для России моментов — имена святых монахов-воинов и, с другой стороны, действующие корабли флота, вызывает искреннюю радость. Вначале я скептически относился к возможности присвоения боевым кораблям имен русских святых, — военные знают, насколько неповоротлива наша бюрократическая машина. К примеру, существует проект строительства храма-памятника на Ходынском поле в честь погибших летчиков. Последние восемь лет военный летчик, выступивший инициатором его создания, собрал все бумаги, которые только возможно, за это время сформировалась будущая община храма. Но обещания властей о возведении этого храма до сих пор не выполняются… Слава Богу, что присвоение имен Пересвета и Осляби военным кораблям произошло, и я надеюсь, что это событие будет вписано золотыми буквами в историю российского флота.   Сплелись нити русской истории… В храме Рождества Богородицы в Старом Симонове, основанном преподобным Сергием Радонежским, покоятся мощи святых русской земли — Александра Пересвета и Андрея Осляби. Именно здесь шла подготовка к Куликовской битве, на которую преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского. Через два года четверику храма будет 500 лет. Сейчас в Правительстве Москвы прорабатываются варианты организации исторического комплекса, где возможна и панорама Куликовской битвы, и ее музей. В связи с тем, что храм уже полностью восстановлен, встает вопрос об установке памятника Пересвету и Ослябе. Создано уже много проектов такого памятника, и на каком остановиться, решит специальная комиссия.

http://pravoslavie.ru/464.html

- Нам доставляет огромную радость участие в столь значимом для России торжестве, - сказал в своем слове губернатор Брянской области Николай Денин, - Святая Русь всегда была крепка соборным началом. Сообща вставали наши предки на защиту Родины, единым фронтом громили врагов. Нам особенно дороги слова преподобного Сергия Радонежского: «В единстве – сила!». И сегодня мы, потомки тех славных защитников, связаны нитью веры и единства в укреплении России. Освященный ныне колокол – это наш дар благословенной земле Московской и дар обители, где нашли упокоение герои поля Куликова. Рака с мощами преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби Праздник в Старом Симонове шел своим чередом, и, надо заметить, на нем часто звучали слова «сохранение исторической памяти» - из уст, как духовных лиц, так и мирян. Наверное, в этом действительно отражен глубинный смысл славной даты. - Самое обидное, что во времена безбожной власти в нашей стране делали все, чтобы «забыть» о национальных героях, - напомнил архиепископ Арсений. - Но вот прошли десятилетия, и то «светлое будущее», которое было обещано народу, так и не наступило. Мы живем с теми реалиями, с теми трудностями, которые есть. Но сегодня в народе пробудилась совесть, люди осознали, что нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». И имена Александра Пересвета и Андрея Осляби знает и помнит каждый русский человек. О военно-историческом аспекте юбилейной даты говорил на празднике генерал-полковник Валерий Манилов, советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ: - Известно, что Куликовская битва была очень жестокой: с обеих сторон участвовало по 100-150 тысяч воинов и, по многим данным, с нашей стороны погибло до 80 тысяч человек. В течение восьми дней хоронили потом павших героев – защитников Отечества. Очень важно, что эта победа, хоть и завоеванная дорогой ценой, оказалась сигналом к объединению, восстановлению единства Руси. Конечно, победа на Куликовом поле – это победа духа, но это и победа нашего военного искусства.

http://pravoslavie.ru/363.html

– Всегда ли исторический образ Сергия Радонежского трактовали так почтительно, как в наше время? – Разумеется, в антирелигиозной пропаганде в 20–30-е годы и позже, в хрущёвские времена, было немало позорных, страшных перегибов. Вспоминать об этом не хочется, но и забывать нельзя. Но память о Куликовской битве не перечёркивали даже в самые ультрареволюционные годы. Если о Российской империи XIX века писали почти сплошь критически, то о временах более отдалённых можно было рассуждать объективнее. Сергия прославляли как борца за единое, централизованное государство. Эти ценности в советские времена не отрицали, напротив, их возводили на пьедестал. Второй аспект – борьба с иноземными захватчиками. В Золотой орде в те годы не всё было гладко, поход Мамая был организован на фоне борьбы за власть, в которой этот воинственный темник (и в течение многих лет – фактический правитель государства) преследовал честолюбивые цели. Когда нам говорят, что Мамай не представлял серьёзной военно-политической силы – это попытки принизить значение победы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Победы, на которой многое строится в многовековой истории России. – Как удалось игумену и князю объединить русские земли, погрязшие в междоусобице? – В те времена первенство Москвы было вовсе не очевидно. За него приходилось бороться. Московские князья – Даниловичи – политически переиграли конкурентов, постепенно научились использовать в своих целях ордынцев, а если нужно, оказывать им сопротивление. На мой взгляд, обстоятельная, целеустремлённая деятельность князей московских и русских митрополитов в XIV–XV веках достойна особенно внимательного изучения. Это удивительно плодотворная деятельность, устремлённая в будущее. Они отдавали силы для того, чтобы Русь в XVI веке стала сильной державой, в геополитическом плане – преемницей Золотой Орды. Тогда царство Московское подчиняет Казань и Астрахань, прорывается к Балтике. А фундамент этого взлёта заложен во времена Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и воеводы Боброка. Во времена воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://pravoslavie.ru/72315.html

В документах, относящихся к 1390-1393 гг., встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митр. всея Руси Киприана , «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от вел. князя в Царьград в 1398 г., а его сын Акинф - в числе бояр у свт. Фотия , митр. Киевского, в 1425 г. ( Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 30). Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Ал. Но все это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Ан. остался жив после Куликовской битвы и служил у Московских митрополитов. Др. объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нес службу у Московских митрополитов и потому имена представителей рода - Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) - встречаются на протяжении неск. десятилетий. Ал. и Ан. вместе погребены в приделе ц. в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом ц. Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены. Посох прп. Александра (Пересвета) (РГИАМЗ) Посох прп. Александра (Пересвета) (РГИАМЗ) В наст. время в исторической экспозиции РГИАМЗ находится посох, по преданию принадлежавший Ал. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX в. посох был урезан; совр. размеры: высота - 138 см, окружность - 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной ц. Димитриевского мон-ря близ г. Скопина (Рязанской обл.). Мон-рь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящен вмч. Димитрию Солунскому - небесному покровителю св. блгв. кн. Димитрия Донского (точная дата основания мон-ря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Ал. по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте буд. мон-ря. Облачившись в воинские доспехи, Ал. отдал отшельнику свой дорожный посох.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Отрадно привести перечень отрядов и полков, представлявших города и волости великого княжения Москвы, Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, княжества Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского, Пскова и Новгорода Великого; в общем строю шла также дружина служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Три великих княжества Северо-Восточной Руси участия в битве, увы, не принимали. На Куликовскую рать не пришли полки княжества Нижегородского, на тот момент обескровленного набегами ордынцев. Не лишним для нашего нынешнего вразумления будет вспомнить, что не пошли на союзную битву и полки князя Михаила Тверского, выжидавшего исхода этого столкновения. Свои резоны нашлись и у князя Олега Рязанского, который проявит себя после битвы. Есть чего устыдиться потомкам. 26-27 августа наше войско, переправившись через Оку, двинулось вдоль пограничья рязанских земель на юг, где в местечке Березуй в ряды нашего воинства влились, в отличие от рязанцев, дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей. Дон русские полки форсировали в ночь с 7 на 8 сентября, и, как свидетельствуют источники, туманным утром 8-го (21-го по нов.ст.) числа, в субботу, в день двунадесятого праздника - Рождества Пресвятой Богородицы, развернулись в боевой порядок, лицом на юг. Сражение длилось три часа - с 6-го по 9-й час по древнерусскому временному отсчету; если переложить на наш стиль (что удалось сделать довольно точно) - с 10 часов 35 минут до 13 часов 35 минут. Началось оно со знаменитого поединка русского инока Александра Пересвета с татарином Челубеем (Темир-беем). Оба поединщика погибли. Помним, что сам преподобный Сергий Радонежский, настоятель Троицкой обители, духовный окормитель Руси, даровавший нам учение о Святой Троице, благословил князя Дмитрия на битву, отправив с ним на Дон двух своих иноков, в недавнем прошлом русских бояр, профессиональных воинов - Александра Пересвета и Андрея (в миру Родиона) Ослябю. Есть версия, что и Ослябя пал в Куликовской битве. Оба воина причислены нашей Церковью к Лику святых. Тело Пересвета вместе с телом Осляби погребено в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Оказывается, что он купил дом в деревне, залез на чердак и там обнаружил большой крест. Темные соседи сказали горе-мужичку, что раз такой крест найдешь, значит, кто-то «на смерть заговорил». Приходится объяснять, что ему крупно повезло, что он нашел «отцовский» крест. Когда мальчику исполнялось приблизительно 12 лет, глава семейства, отец, передавал свой крест сыну, в этом символично утверждая начальствование над родом, но начальствование не в смысле «топать ножкой, принесите-унесите», а от понятия «начало», то есть с кого начинается спрос. Так, если отец отправлялся на войну, на дальние работы, то вернувшись, он спрашивал у сына, как тот сохранил в его отсутствие семью, узнавал, кто умер, заболел, почему сын не досмотрел и не уберег. Происходило формирование будущего мужа, мужчины, умеющего нести ответственность за всю семью, с осознанием того, какая реальная ответственность его ожидает. Другая психология складывалась у подростка. У нас при храме есть прихожане, у которых кресты хранятся более 300 лет, передаваясь из поколения в поколение, от отца к сыну. Я всегда рассказываю о подвиге Александра Пересвета и Андрея Осляби, историю о двух двоюродных братьях-иноках, которых в помощь Димитрию Донскому дал преподобный Сергий Радонежский. На нашей музейной картине художник Павел Рыженко очень точно отобразил и внешний вид инока, и его внутреннее состояние. В чем же подвиг Пересвета? Как воин, он понял, как Челубея можно «достать», но для этого надо было умереть. Как приближенный к князю, он мог бы перепоручить это другому воину, но как христианин, как монах, Пересвет взял это на себя. Он снял с себя все доспехи, кольчугу, надел только схиму и, крепко зажав копье, разогнал свою лошадь. «Нанизался» на копье Челубея, «пролетел» по нему и убил монгольского воина своим копьем. Пересвет удержался на коне и вернулся в свое воинство, будучи уже убитым. И впервые по монгольскому воинству прокатились слова, что «русский Бог непобедим». У нас в этом же музейном разделе хранятся коллекционные солдатики, копии тех воинов, которые были во времена князя Димитрия Донского, сотники, тысячники, но, опять же, мы столкнулись с тем, что дети совершенно не знают, как выглядели, хотя бы приблизительно, воины той эпохи.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/08/protoi...

Не меньше вопросов, чем цветовое решение, у общественности вызывала отливка ступеней для центрального крыльца из трофейной техники вермахта. Ступени эти, как видно на иллюстрациях, ведут к главному входу через колокольню: ниже — цокольный уровень в стилобате, выше — условный ноль на полу собственно храма. Дело в том, что на складах Минобороны РФ скопилось некоторое количество трофейного оружейного лома, который периодически утилизируется. Ни исторического, ни культурного, ни тем более музейного значения он не имеет; вносить же его в само храмовое пространство вряд ли правильно. На ступенях им самое место — ведь именно здесь, в подмосковных лесах, зимой 1941 года была остановлена не знавшая прежде сбоев нацистская военная машина. Наконец, заслуживают упоминания три ансамбля скульптурных изображений, опо­ясывающих весь храмовый объем на разных высотах. Первый, примерно на трехметровой отметке, представляет собой серию барельефов о ключевых сражениях и операциях Великой Отечественной войны (оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская битва и оборона Ленинграда). Выше разместят изваяния святых воинов и полководцев Отечества: иноков-ратников преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, святых благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского, святых равноапостольных великого князя Владимира и княгини Ольги, святого благоверного Андрея Боголюбского и преподобного Илии Муромца (сейчас над этими образами уже работает содружество лучших российских скульпторов). Наконец, венчают этот ансамбль четыре символические фигуры евангелистов. Конечно, пока идет строительство, разглядеть все черты будущего храмового комплекса нелегко, в сколь высоком разрешении ни были бы под рукой проектные эскизы. Но общий абрис новостройки уже просматривается и уже сейчас производит впечатление. Можно предположить: храм встанет в один ряд с двумя существующими грандиозными памятниками Великой Победе — волгоградским монументом «Родина-Мать зовет» и ансамблем на Поклонной горе в Москве. Первый появился, когда большинство вернувшихся с той войны были еще живы. Второй стал объектом прежде всего с культурным наполнением в виде Центрального музея Великой Отечественной войны: им, открытым в 1995-м, поколение новой России словно салютовало подвигу предков. Третий мемориал — вклад современного поколения россиян, которое свидетельствует: оно помнит о прошлом и твердо и уверенно смотрит в будущее.

http://e-vestnik.ru/society/glavnyy_hram...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010