Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Александр (Пересвет) Радонежский, прп. Описания иконы Александр (Пересвет) Радонежский, прп. - житие Александр Радонежский, в миру Пересвет (+ 1380), схимонах, преподобный. Память вместе с прп. Андреем Ослябей 7 сентября, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр. 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им " вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя " . Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: " Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство " . По дороге на битву Александр-Пересвет остан[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Сергиева Лавра. 1949.] Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Монахиня Иулиания (Соколова). Роспись Серапионовой палаты. Троице - Сергиева Лавра. 1949 г. Файл 3552.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 178 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (339) , (18) . Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий благословляет прпп. Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в. Файл 3553.jpg:   Размер: 912x1200, 1.09 MPix, 190 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (260) , (10) . Описание: [Москва. Ок. 2004.] Свв. Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Слободниченко П. (выпускник Иконописной школы 2004 г.) Икона. Сергиев Посад. Около 2004 года. Файл 3554.jpg:   Размер: 1200x1106, 1.33 MPix, 244 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (502) , (18) .

http://pravicon.com/icon-1086

10 июля 1981 года Патриарх Пимен благословил включение памяти Радонежских святых в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Впервые она появилась в календаре на 1983 год, однако список Собора не был опубликован ни в нем, ни в последующих изданиях календаря — вплоть до календаря на 2003 год, где был помещен дополнительный раздел «Соборы ­святых». Но до этого имена свв. Пересвета и Осляби появились в изданных Издательским отделом Московского Патриархата служебных Минеях — сначала в составе Собора Всех святых, в земле Российской просиявших (Минея. Май. Ч. 3. М., 1987. С. 368), а затем в составе Собора Радонежских святых (Минея. Июль. Ч. 1. М., 1988. С. 357). В 1987 г. по благословению Святейшего Патриарха Пимена была установлена еще одна соборная память — Собор Тульских святых. Однако в то время сентябрьская Минея была уже издана, а потому служба данному Собору, составленная приснопоминаемым архиепископом Максимом (Крохой; †2002), в эту Минею не попала. В статье, посвященной первому празднованию Собора Тульских святых (ЖМП. 1988. 2. С. 20–21), мы читаем: «Торжественно звучали песнопения, прославляющие святых тульской земли, среди которых воины-мученики, на поле Куликовом жизнь свою положившие... Особенно нужно отметить благоверного князя Димитрия Донского, схимонахов Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби и других воинов мучеников, совершивших свой подвиг на Куликовом поле». 6 октября 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была одобрена к употреблению в богослужебном обиходе служба святому князю Димитрию Донскому, подготовленная в Синодальной богослужебной комиссии (Минея дополнительная. Вып. 1. М., 2005). В этой службе, в славнике стихир «На хвалитех», кроме святого Димитрия поминаются и его сподвижники, участвовавшие в Куликовской битве: схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, «с ними же и прочии вои, за землю Русскую не пощадившии живота своего». В 2002 году издательство Тульской епархии выпустило Службу всем святым, в земле Тульстей просиявшим, — в ней также упоминаются воины-мученики, на поле Куликовом «жизни своя положившия», упоминаются также в обеих молитвах из состава этой службы при поименном перечислении наиболее почитаемых тульских святых.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Ранним утром в день памяти убиения царской семьи мы встретились у проходной завода «Динамо». Собралось около пятидесяти наших с Клыковым друзей и еще два десятка американцев. Это были в основном православные англосаксы, которые разговаривали только по–английски и по–церковнославянски. Надо было что–то срочно придумать: если те, кому поручено присматривать за нами, поймут, что на территории завода появились иностранцы, это создаст дополнительную головную боль. Поэтому пришлось для верности до полусмерти запугать наших американских единоверцев подвалами Лубянки и строго наказать ни под каким видом не открывать рта иначе как для пения панихиды. Кстати, когда Владыка стал служить, они действительно составили очень неплохой хор и пели всю службу наизусть, почти без акцента. Представители администрации завода и еще какие–то мрачноватые люди проконвоировали нас по длинным коридорам и переходам к месту захоронения Пересвета и Осляби. У меня сердце замирало, когда я видел, с какой подозрительностью люди в штатском поглядывают на статного архиерея и на его перепуганную, молчаливую, но все–таки очень не похожую на советских людей паству. Однако все обошлось. Клыковское надгробие Пересвету и Ослябе было необычайно красивым — аскетически строгим и величественным. Мы начали с освящения, а потом, как и договаривались, незаметно для официальных лиц перешли к панихиде. Владыка служил с таким чувством, а его прихожане пели так самозабвенно, что все прошло словно один миг. Владыка не произносил слов «император», «императрица», «цесаревич», а просто помянул сначала воинов Андрея Ослябю и Александра Пересвета, а затем — убиенного Николая, убиенную Александру, убиенного отрока Алексия, убиенных девиц Ольгу, Татьяну, Марию и отроковицу Анастасию, а также своих и наших усопших близких. Кто знает, возможно, люди в штатском все поняли. Совсем не исключаю этого. Но никто из них не подал вида. Прощаясь, они поблагодарили нас. И, как нам с Вячеславом Михайловичем показалось, совершенно искренне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Первый, примерно на трёхметровой отметке, представляет собой серию барельефов о ключевых сражениях и операциях Великой Отечественной войны (оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская битва и оборона Ленинграда). Выше размещены изваяния святых воинов и полководцев Отечества: иноков-ратников преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, святых благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского, святых равноапостольных великого князя Владимира и княгини Ольги, святого благоверного Андрея Боголюбского и преподобного Илии Муромца. Наконец, венчают этот ансамбль четыре символические фигуры евангелистов. Мемориальный комплекс с храмом Восресения Христова в парке " Патриот " - вклад современного поколения россиян, которое свидетельствует: оно помнит о прошлом и твёрдо и уверенно смотрит в будущее. Из журнала: " Журнал Московской Патриархии " . - Май/5/2019/Дмитрий Анохин/Главный храм Вооружённых сил России. Комментарии и обсуждение 19 сентября 2018 года Президент Российской Федерации В.В.Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр обороны РФ С.К. Шойгу посетили Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот», где состоялась церемония закладки главного храма Вооруженных сил РФ в честь Воскресения Христова. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма. Архитекторы 2018-2020: Андрияка С. Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Лаврентьев А. Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Леонтьев М. – интерьеры, внутренний/внешний декор (иконы); Намдаков Д. Б. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Нестеренко В. И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи); Смирнов Д. М.; Шабалина Д. В. – интерьеры, внутренний/внешний декор (иконы); Шанов В. Д. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Щербаков С. А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Элоян С. Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи). --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49250

Андрея игумена, Новгородскаго (XII) Авраамия Мирожскаго (†1158) Герасима Вологодскаго (†1178) Никиты столпника, Переяславскаго (†ок. 1186) Варлаама Хутынскаго (†1192) Кирилла игумена, Новгородскаго (†после 1196) Авраамия игумена, Ярославскаго (†после 1219) Авраамия (†до 1224) и Ефрема (XIII) Смоленских Антония Дымскаго (†1224) Константина и Космы Косинских (†ок. 1240) Елиссея Лавришевскаго (†ок. 1250) Феодора Каменскаго (†ок. 1260) Ксенофонта Робейскаго (†1262) Киприана Устюжскаго (†1276) Петра, царевича Ордынскаго (†1290) Михаила, верижника Вязниковскаго (†1333) Макария пустынника, Новгородскаго (XIII †XIV) Вассиана Крестомировскаго (нач. XIV) Сергия и Германа Валаамских (†ок. 1353†) Авраамия Галичскаго (†1375) Варлаама (†1377) и Гедеона (XIV) Серпуховских Кирилла Челмогорскаго (†1378) Сильвестра Обнорскаго (†1379) Леонтия Стромынскаго (†ок. 1380) Пахомия Нерехтскаго (†1384) Афанасия и Феодосия Череповецких (†ок. 1388) Лазаря (†1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких Елеазара, Назария и Евмения Мурманских, Олонецких (XV) Димитрия Прилуцкаго (†1392) Сергия (†1392) и Никона (†1426), игуменов Радонежских и всея России чудотворцев Кирилла и Марии схимонахов, Радонежских (†до 1337) Стефана Московскаго (XIV †XV) Митрофана игумена-старца, Радонежскаго (†до 1392) Василия Сухаго, Радонежскаго (†до 1392) Иакова посольника, Радонежскаго (XIV) Онисима вратаря и сына его Елиссея диакона, Радонежских (XIV) Симона, архимандрита Смоленскаго, Радонежскаго († до 1392) Исаакия молчальника, Радонежскаго (†1388) Макария Радонежскаго (†после 1392) Илии келаря, Радонежскаго (†1384) Симона екклисиарха, Радонежскаго (†после 1392) Михея Радонежскаго (†1385) Нектария вестника, Радонежскаго (XIV) Александра-Пересвета (†1380) и Андрея-Осляби (XIV), схимонахов-воинов Радонежских Варфоломея и Наума, Радонежских (XIV) Иоанникия Радонежскаго (XIV) Игнатия Радонежскаго (†после 1392) Епифания Премудраго, Радонежскаго (†ок. 1418 † 1422) Мефодия Пешношскаго (†1392) Саввы (†1392) и Иакова (XIV) Стромынских

http://pravoslavie.ru/2368.html

«С нами Бог, и сам Нахимов с нами, он не даст нам, братцы, потонуть!»   С нами Бог Г.С. Соболев Узнав все это об адмирале Нахимове из биографических материалов, хочется о многом расспросить хранителя его памяти – доктора экономики, кандидата политических наук, вице-президента Фонда научного и делового сотрудничества МГУ Григория Соболева. Я начал с вопроса, который больше всего меня волнует. – Перечитывая документальные рассказы о великом русском флотоводце, поражаешься, насколько они современно звучат. И очень странно, что о нем сейчас не говорят во всеуслышание. С другой стороны, нельзя не заметить, что многие рассказы написаны как житие святого. И главное даже не форма, а содержание этих повествований. По образу жизни и складу души Павел Нахимов очень похож на великих защитников Отечества: учеников преподобного Сергия Радонежского святых преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби, святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святого праведного воина Федора Ушакова. Любовь к Богу и ближнему у Павла Степановича не знала границ. Во время сражений он чудесным образам оставался живым и невредимым в самых опасных местах. Его потрясающие победы над превосходящим противником невозможно объяснить рационально, это настоящее чудо Божие. О многом говорит и фамильный Крест-мощевик, который носил на груди флотоводец. Похоже, что он действительно был праведным воином, которого, подобно Федору Ушакову, когда-нибудь прославит в лике святых Русская Православная Церковь. Поэтому очень хочется узнать: а вам каким видится образ Павла Нахимова? – Я не знаю, в каком поколении появился этот Крест в роду флотоводца. Но то, что этот человек был воспитан в духе русских православных традиций, лучших традиций русского воинства, могу сказать однозначно. Это был истинный патриот России. И вы абсолютно правы в том, что Нахимов несколько забыт, хотя вклад его совершенно уникален. Могу сказать, что он одержал не меньше побед, чем Федор Ушаков, и победы эти были более значимы для Русского флота.

http://pravoslavie.ru/1179.html

Упоминание в летописном перечне погибших имени Александра Пересвета без добавления слова «чернец» легко объясняется тем, что летописец, вероятно, человек церковный, счел неуместным поместить указание на духовный сан монаха среди убитых воевод. Посылка же Сергием Радонежским грамоты на Дон вовсе не отрицает факта поездки великого князя к Троице, хотя бы потому, что эта поездка предшествовала отправке грамоты. 18 августа 1380 г. действительно приходилось не на воскресенье, а на субботу. Но, по мнению Н. С. Борисова, Дмитрий едва ли ездил в Троицкий монастырь «одним днем». Более естественно предположить, что он прибыл к Троице в субботу 18 августа, переночевал и на другой день, в воскресенье, отстояв обедню, отправился назад. При этом в подтверждение того, что свидание состоялось именно в середине августа, он специально обратил внимание на то, что перед отъездом из обители Пересвета и Осляби на подмогу великому князю, Сергий Радонежский возложил на них схиму. Схимой именуется монашеское одеяние, в которое облачались монахи, принявшие схиму – высшую монастырскую степень, знаменующую полное отречение от мирской жизни. Принятие схимы сопровождалось наречением нового имени. Обычно оно давалось по имени того святого, память которого праздновалась церковью в день совершения обряда или в один из соседних дней. «Вблизи» 18 августа можно найти и Андрея – это имя получил Ослябя (19 августа – святой воин-мученик Андрей Стратилат) и Александра, которое взял Пересвет (12 августа – епископ-мученик Александр Команский). Да и сами имена инокам-воинам Сергий, вероятно, дал со смыслом. По-гречески Александр – «защитник», Андрей – «мужественный». Но не все доводы Н. С. Борисова убедительны. По его расчетам, Дмитрий покинул Троицу 19 августа. За 7–8 часов непрерывной скачки он мог достигнуть лишь Москвы. Пространная летописная повесть сообщает, что русская рать 20 августа вышла из Коломны. Достичь ее в этот день Дмитрий никак не мог, и Н. С. Борисов в своей работе предположил, не приводя никаких аргументов, что русская рать, действительно, 20 августа двинулась на врага, но только не из Коломны, а из Москвы 866 . Очевидно, историк и сам чувствовал слабость своей позиции по этому пункту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Hola 20 июня 2016, 00:23 Спасибо за статью! Чтобы спасти остатки Симонова монастыря нужны нечеловеческие усилия и финансы. Нужны усилия властей и Церкви А в идеале восстановить, отстроить заново монастырь Евгений 19 июня 2016, 21:17 Большое спасибо за статью. Автор еще не упомянул о захоронении в этом монастыре двух самых известных русских иноков - сражавшихся на Куликовом поле: Святых Александра Пересвета и Андрея Осляби. Ирина 19 июня 2016, 01:57 Огромное спасибо за статью!Много раз,бывая в Москве,проходила мимо развалин монастыря.Очень хотеллось узнать,что же это.Эта стать послужила ответо на мои вопросы. Дмитрий 18 июня 2016, 21:56 Спаси Христос!!! Бог даст, в следующем году отпраздную 60-летие... Но помню - как вчера - мальчишками лазали на фабрику удочек, воровали бамбуковые удилища. А фабрика располагалась за стенами Симонова монастыря. Потом, уже чуть постарше, с противогазной сумкой через плечо, а в сумке - стамеска и молоток - лазал в том числе и по стенам Симонова монастыря, искал кирпичи с " печатями " (каждая мастерская ставила на кирпич собственное клеймо). Если мне не изменяет память, из стены Симонова вытащил кирпич с клеймом: лев в круге. Все было передано в класс истории родной лефортовской школы, исчезло вместе со временем. Но помню - как влекли к себе Симонов монастырь, Крутицкое подворье, Новодевичий. Влекли необъяснимо для пионерского ума... С Троицей Святой всех братьев и сестер! Роман 18 июня 2016, 18:58 Храм действительно замечательный,с любовью сохраняются настенные фрагменты старинных настенных икон.Есть особо почитаемая прихожанами икона Б.М.Дай Бог что Патриархия совместно с мэрией приняла участие в восстановлении утраченной обители в целом. Lisa 18 июня 2016, 00:58 Огромное спасибо за рассказ! Это невероятно, ведь история нашей страны - это кладезь бесконечных трагедий и подвигов, созиданий и разрушений. Спасибо вам, уважаемый Никита! В такие моменты хочется горы свернуть, чтоб помочь всем этим людям. Хочется приложить свои усилия для возрождения таких святынь. А еще я думаю об этих глухонемых слепых людях. Как можно помочь и что нужно делать, подскажите пожалуйста?

http://pravoslavie.ru/94333.html

В образе преп. Сергия (1320 - 1392) воскресает православная святость во всей ее полноте, во всем ее свете. От ухода в пустыню, через физическую аскезу, самораспятие, смирение к последним озарениям Фаворским Светом, к «вкушению» Царства Небесного, преп. Сергий повторяет и путь всех великих свидетелей Православия с первых его веков. «Национально-утилитарный» подход к Церкви запомнил в его житии больше всего благословение им Димитрия Донского на Куликовскую битву и с ним - двух монахов - Пересвета и Осляби. «Социологи» и «экономисты» настаивают на колонизаторском и просветительном значении огромной сети монастырей, основанных его учениками и продолжателями. Но, конечно, не это главное в нем, а тот «абсолютизм» христианства, тот образ совершенного преображения человека Духом Святым, устремление к горнему, к высшему, «жизнь в Боге». Это сделало преп. Сергия средоточием русского Православия в темные годы его истории, проложило столько дорог к Троице-Сергиевской Лавре. Всё подлинное, всё живое в Русской Церкви того времени так или иначе связано с преп. Сергием. Он сам ничего не написал. Но о его влиянии, о содержании, воплощенного им учения ничто не свидетельствует с такой убедительностью и силой, как иконы преп. Андрея Рублева, открытые не так давно - после веков забвения. Его «Троица» - есть совершеннейшее произведение религиозного искусства, действительное «умозрение в красках», по словам кн. Трубецкого. Вообще в храмостроительстве, в иконе, русский церковный опыт выражает и воплощает себя в те века больше, чем в словесном, богословском творчестве. И они свидетельствуют с «какой-то вещественной бесспорностью о сложности и глубине, о подлинном изяществе древне-русского духовного опыта, о творческой мощи русского духа» (Флоровский). Обитель преп. Сергия очень скоро становится рассадником монашества для всей северной России. За полтора века в ней было создано до 180 обителей, явлено великое множество святых. Монастырь становится - в эпоху тьмы и варварства - центром духовного влияния на всё общество, тем полюсом народной жизни, в котором народное сознание обретает утешение, наставление, помощь а, главное, убеждается в наличии абсолютных ценностей, прикасается к святыне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436732/

В последнее время наметились небольшие изменения к лучшему. Деятельность местных либерастов стала встречать некоторое информационное сопротивление. Слабое, разрозненное, осуществляемое в основном одиночками (помните песню «Русский партизан»?), в том числе автором этих строк, но всё же сопротивление - чего не наблюдалось долгие годы. Правда, немного «напрягает» участие в этой борьбе представителей кургиняновской «Сути времени». Но всё же главное - освободить Радонежье от опутавшей его либеральной паутины. Итак, западникам в Сергиевом Посаде стали возражать. Их безобразные выходки стали вызывать хоть какое-то общественное возмущение. Впрочем, это мало сказалось на их «руководящей и направляющей роли» в городе и районе. Так, публичные заявления директора агентства культурного и социального развития Сергиева Посада Натальи Ганиной о ненужности, по её мнению, патриотизма и героев , привели к её отставке - только вот реальный руководитель этого муниципального казенного учреждения, тот самый Персианов, вышел сухим из воды. Именно он является учредителем и первым директором вышеупомянутого агентства (дата создания - 18 января 2013 г.). Впоследствии Персианов уступил директорское кресло своему заму - Ганиной, в связи с возвращением в администрацию Посада, на должность заместителя главы города. Другие сергиевопосадские либералы также непотопляемы. Сотрудник персиановского агентства, историк-русофоб Олег Устинов, возглавляет ни много ни мало Общественную палату района. На должность её председателя он был избран единогласно, и снимать его с должности никто не собирается - несмотря на его публичные безобразные высказывания, в том числе в адрес преподобного Сергия и монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби . Я рассказал далеко не обо всех представителях антипатриотической, антигосударственной публики, которая, к сожалению, правит бал на земле преподобного Сергия. Многие аспекты того, что здесь происходит, ждут своего освещения в последующих статьях. Вспоминается фраза из одного старого кино: «А куда же смотрит президент?». Очень не хочется, чтобы это вопрос отдавал тем же комизмом, что и в кинофильме. Наивно надеюсь, что хотя бы после этой моей статьи федеральная власть обратит внимание на потрясающий факт: спустя полтора десятилетия после прихода в Кремль Путина либералы всё ещё властвуют в неформальной столице Русского Православия.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010