Глава двенадцатая. Послесловие евангельской истории Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, пройдет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). § 67. Судьба еврейского народа Евангельская история имеет свое послесловие. Это прежде всего судьба еврейского народа. «Кровь Его на нас и на детях наших», говорил Пилату весь иудейский народ, принимая на себя вину смерти Господа Иисуса, и кровь Его действительно пала на них. Еще прежде смерти Его наложил на себя руки Его предатель, сознавший, что он предал кровь невинную. Погибла и вся народность иудейская в ужасной агонии иерусалимского разорения. Голгофа была смертным приговором для иудеев, распявших своего Христа, отрекшихся от Сына Божия; разрушение Иерусалима Титом в 70 году было исполнением этого приговора. Разорение Иерусалима, описанное очевидцем Иосифом Флавием, превышает своими ужасами все, что знает всемирная история. Тогда была поистине «великая скорбь, какой не было от начала мира, и не будет». То была гибель целого народа. Едва началось возмущение в Иерусалиме (66 г.), открылось избиение евреев в Сирии и Египте. Так, «в Кесарии в один час погибло их более двадцати тысяч человек, и во всей Кесарии не стало иудеев» 189 . В Александрии трупов убитых иудеев было собрано до пятидесятая тысяч 190 . Когда война с возмутившимися жителями Иерусалима была возложена на Веспасиана, то этот полководец вместе с сыном Титом выработал такой план войны, чтобы приступить к Иерусалиму с севера, опустошив сначала Галилею и Иудею, и затем уничтожить иудеев в их священном городе, как в последнем убежище 191 . И действительно Галилея была опустошена с тем, чтобы более никогда не восстать и чтобы страна Иисуса Христа не имела уже более места в истории христианства 192 . Были также опустошены Идумея и Самария. Когда римские войска подступили к Иерусалиму, под предводительством Тита, уже сына императора, обычное число жителей этого города было чрезмерно увеличено множеством иудеев из отдаленных стран востока, стекшихся сюда еще раньше в ожидании гибели империи Нерона, потом беглецами из уничтоженных стран Галилеи и Иудеи и, наконец, пилигримами, сошедшимися по обычаю в Иерусалим на праздник пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Главная мысль книги пророка Михея та, что Господь по Своей верности завету с избранным народом, очистив его бедствиями и покаянием, введет его (а через него и язычников) в царство Мессии. Книга Михея содержит предсказание о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима; обетование о спасении Израиля через Старейшину из Вифлеема; указания пути к спасению. Михей выступает со словом защиты бедных и обездоленных в своем народе и обличениями бессердечия и заносчивости богатых. «Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят козни, чтобы проливать кровь, каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терние, и справедливый – хуже колючей изгороди» ( Мих. 7:2–4 ). Вот, что Господь ждет от человека: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь; действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно ходить перед Богом твоим» ( Мих. 6:8 ). Пророк заканчивает свою книгу следующим обращением к Богу: «Кто Бог , как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих. 7:18–19 ). Содержание книги пророка Михея: разрушение Иерусалима и Самарии (1–2), грехи жителей Иудеи (3), о Царстве Мессии (4), о рождении Христа в Вифлееме (5), суд над народами (6), о милости к верным (7). Главными событиями второго пророческого периода, начавшегося после царя Манассии (6-е по 4-е столетия до Р. Х.), были: религиозная реформа царя Иосии (639–608 гг. до Р. Х.), усиление вавилонского царства, разрушение Иерусалима (586 г. до Р. Х.) и увод пленных иудеев в Вавилон; покаяние иудеев и возвращение их на родину (536 г. до Р. Х.), восстановление Иерусалимского храма (475 г. до Р. Х.). После этого ожидание пришествия Мессии делается все более напряженным вплоть до времени Рождества Христова. Книга пророка Софонии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

– Господи! – говорил он, – приди, пока не умер сын мой. Иисус Христос, тронутый положением и скорбью царедворца, сказал ему: – Поди, сын твой здоров. От всего сердца царедворец поверил словам сим, и отправился домой с сладостной надеждой. Надежда не обманула его: пред домом встретили его слуги, и с радостью возвестили о выздоровлении отрока. – В котором часу ему легче стало? – спросил у них обрадованный отец. Слуги отвечали: – Вчера в седьмом часу (в первом часу по полудни) горячка оставила его. Царедворец увидел, что это случилось в тот самый час, в который Иисус Христос сказал ему: – Сын твой здоров. И уверовал сам и весь дом его. Галилея к югу отделялась от Самарии долиной Ездрелонской и граничила на севере с Ливаном и Антиливаном, на востоке – Иорданом с двумя озерами Самохонитским и Генисаретским, на западе с Финикией, простиравшейся по берегу от Тира до Кармила. Галилея, сама по себе, разделялась на две части: из них северная называлась верхней, а южная – нижней Галилеей. Поскольку в верхней части Галилеи с давних пор обитало много язычников, то она называлась Галилеей языческой ( Ис. 9:1 ). Эта область была чрезвычайно плодородной и с избытком вознаграждала даже малые труды своих обитателей: на ней легко произрастали деревья всякого рода, особенно же она была богата виноградом и оливами. Такое плодородие было причиною ее огромной населенности. По свидетельству Флавия, Галилея заключала в себе до 204 городов и разных местечек, из коих иногда самое незначительное имело до 15,000 жителей. Галилеяне отличались мужеством и трудолюбием, но за свою близость к язычникам и частые с ними сношения находились в презрении у прочих иудеев. Наречие галилейское разнилось от иерусалимского произношением некоторых слов. § 22. Проповедь Иисуса Христа в Назарете Лk. IV:14–30 . Из Каны Иисус Христос начал обходить с проповедью по различным городам и селениям, и, наконец, явился в своем родном городе – Назарете. В ближайший субботний день Он, по своему обыкновению, вошел в синагогу и изъявил желание читать Слово Божие для собравшегося народа. Ему подали книгу пророка Исайи. Господь открыл ее и нашел следующее место: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Прочитав это, Он закрыл книгу, отдал ее слуге и сел на возвышении, устроенном для читающих. Глаза всех в синагоге были устремлены на Него. Иисус начал речь и в ней изобразил Своим соотечественникам, как исполнилось на Нем читанное пророчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

«Да будет путь его тьмою и падением и Ангел Господень да поразит его мечем огненным» а), и как в земле Мадиамской не обрящется зеленого побега, так и в его жилище да не будет обретен благой день, но да будут – имущество его, а также, что имеет и что сделает, во всяческую погибель, «как Ориву, Зиву и Зевею и Салману» б). И «дьявол да станет одесную его», и «внегда судитися ему да изыдет осужден». «Да будут сынове его сири и жена его вдова. Да будут чада его в погубление» и «въ роде едином да потребится имя его», ибо «возлюби клятву, и приидет ему, и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его» в). И как распалась башня Силоамская и погребла тридцать тысяч мужей, так да исчезнет имя его от земли живых, и да получит в удел проказу Гиезия, и да будет часть его с Иудою и произнесшим: «возьми, возьми, распни его! Да нападет на них (=него) страх и трепет и всякая болезнь! Слыши небо и восплач! Внемли земля и трепещи! И да имеет проклятие и мною грешным, прочетшим эту катару, от «преднего ему до заднего», «от десных его до ошуий его», и ты, Господи, скорый на осуждение направдующих, дай оправдание молению моему и суду моему грешного раба твоего, да славим тебя во веки. Аминь. В приведенном теперь тексте, для определения исторической судьбы рассматриваемого памятника, в особенности обращает на себя внимание перечень некоторых лиц, от имени которых также ниспосылается проклятие преступнику. В частности здесь упоминаются общеизвестные подвижники монашества – Антоний, Евфимий, Харитон и Савва. Затем упоминаются еще два патриарха – вселенский Арсений и вообще святейший Софроний. Как очевидно, в ряду подвижников монашества на этот раз упоминаются только подвижники далекого Востока и собственно (исключая Антония) подвижники Иерусалимской церкви. Отсюда небезосновательно предполагать, что и родина составления настоящего последования, допустим – хотя бы и не в этой самой редакции, – если и не Иерусалимская область, то вообще был далекий Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

– Да не возвратится раб Твой, Владычица, постыженный и поруганный от Тебя, – умолял я Заступницу усердную. – У тебя в келье Мой враг, как же ты просишь Меня войти? – ответила мне Богородица и стала невидима. Проснувшись, я начал плакать и скорбеть, но поскольку никого другого в моей келье не было, то задумался, не погрешил ли я чем в мыслях против Пречистой, за что Она и отвратилась от меня. Однако ничего не находил, и продолжал пребывать в недоумении и скорби. Чтобы утешиться, я стал читать книгу Исихия, пресвитера Иерусалимского , которую некоторое время назад попросил у него. В конце этой книги я обнаружил два богохульных слова нечестивого Нестория. Вот тогда я понял, что он и есть враг Богородицы, который был в моей келье. – Брат, возьми свою книгу, ибо я получил от нее больше вреда, чем пользы, – сказал я отцу Исихию. Когда тот узнал причину, ибо я рассказал ему о видении, он исполнился Божественной ревности и в тот же час вырвал из книги те два богохульных слова и сжег их, чтобы и в его келье не было врага Владычицы нашей Богородицы. «Только одному Богу свойственно быть безгрешным и свободным от всякой страсти», – пишет Григорий Богослов в надгробном слове Василию Великому , поэтому мы не должны замалчивать здесь о грехе великого Кирилла Александрийского . Угодники Божии, какими бы святыми они не были, как и все люди подвержены человеческой немощи и каким-то небольшим страстям. Свою страсть святитель исправил удивительным образом. Поскольку великий Кирилл был племянником патриарха Феофила, врага Иоанна Златоуста , он поверил в истинность ложных обвинений против святителя не по злобе, но по простоте: «незлобивый муж… верит всякому слову» ( Притч. 14:15 ) и у него сложилось недоброе предубеждение против божественного отца нашего Златоуста. Он гневался на него не только при жизни архипастыря, но и после его смерти, и не хотел, как это обычно принято, поминать в диптихах среди прочих благочестивых патриархов блаженного Иоанна. Следующий после Арсакия предстоятель Константинопольской Церкви Аттик написал Кириллу, что он и сам был врагом Златоуста, но потом, размышляя, понял, что тот святой муж был невиновен, поэтому раскаялся, сопричислил святителя со святыми, неукоснительно стал поминать почившего, и по-братски советовал Папе и патриарху Александрийскому поступить таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Дан.11:20 . На место его восстанет некий, который по­шлет сборщика податей, прой­ти по цар­с­т­ву славы; но и он по­сле немногих дней по­гибнет, и не от воз­муще­ния и не в сраже­нии. Преемником Антиоха был его сын Селевк IV Филопатор, процарствовавший 12 лет и не совершивший ничего выдающегося. Он успел только опозорить себя попыткой ограбить сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал в Палестину своего сановника Илиодора. Но Господь чудесным образом спас Свое святилище от нечестивца ( 2Мак.3:7–29 ). Дан.11:21 . И восстанет на место его пре­зрен­ный, и не воз­дадут ему царских по­честей, но он при­дет без шума и лестью овладеет цар­с­т­во­м. Дан.11:22 . И всепотопля­ю­щие по­лчища будут по­топлены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Дан.11:23 . Ибо по­сле того, как он вступит в союз с ним, он будет дей­с­т­во­­вать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Дан.11:24 . Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награблен­ное имуще­с­т­во и богат­с­т­во будет расточать сво­им и на крепости будет иметь замыслы­ свои, но только до време­ни. Преемником Селевка Филопатора был брат его; сын Антиоха, Антиох Епифан (175–164 г.). Он характеризуется, как человек «презренный», т. е. ничтожный по нравственному достоинству и недостойный по своим правам престола, почему «и не воздадут ему царских почестей», а он «завладеет царством лестью». И действительно, Антиох Епифан хитро устранил законного наследника престола – сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, и предотвратил происки на тот же престол государственного казначея Илиодора и своей сестры, египетской царицы Клеопатры, в пользу ее малолетнего сына, египетского царя Птоломея Филометора. С этим последним Антиох Епифан начал было войну, в которой «всепотопляющие полчища» египетские были им разбиты ( 1Мак.1:17–19 ). Заключив затем с Филометором временный союз, Антиох, прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться Египетским царством: вступил «в мирные и плодоносные страны» Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну и затем окончательно овладеть южным царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.11:25 . Потом воз­будит силы свои и дух свой с многочислен­ным войском про­тив царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не усто­ит, по­тому что будет про­тив него ковар­с­т­во­. Дан.11:26 . Даже участ­ники трапезы его по­губят его, и войско его разо­льет­ся, и падет много убитых. Дан.11:27 . У обо­их царей сих на сердце будет ковар­с­т­во­, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, по­тому что конец еще отложен до време­ни. Замыслы Антиоха «царствовать над обоими царствами» ( 1Мак.1:16 ) и предпринятый им с этою целью поход против Египта не увенчались, впрочем, успехом: он с награбленной добычею возвратился в Сирию. Дан.11:28 . И отправит­ся он в землю свою с великим богат­с­т­во­м и враждебным намере­нием про­тив святаго завета, и он исполнит его, и воз­вратит­ся в свою землю. Раздраженный этой неудачей, Антиох вознаградил себя за счет Иудеи. С сильным войском он вступил в Иерусалим, вошел в храм и забрал оттуда золотой жертвенник, храмовые сосуды и все принадлежности храма, снял его наружные украшения, захватил золото, серебро и все сокровища, какие только нашел в святилище, и с этой добычей вернулся в свою столицу ( 1Мак.1:20–24 ). Дан.11:29 . В назначен­ное время опять пойдет он на юг; но по­следний поход не такой будет, как пре­жний, Дан.11:30 . ибо в одно время с ним при­дут корабли Киттимские; и он упадет духом, и воз­вратит­ся, и озлобит­ся на святый завет, и исполнит свое намере­ние, и опять войдет в соглаше­ние с отступниками от святаго завета. Дан.11:31 . И по­ставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и пре­кратит ежедневную жертву, и по­ставит мерзость запусте­ния. Вскоре Антиох вновь двинулся против Египта ( 2Мак.5:1 ), но этот поход был неудачен: прибывшие в одно с ним время римские легаты потребовали от Антиоха удаления от пределов друзей римского народа. По рассказу Ливия и Юстина, начальник римского флота ( «корабли Киттимские») Попилий Лен, встретившись с Антиохом в четырех милях от Александрии, начертил около него круг и сказал: «ты не выйдешь отсюда, пока не дашь слова, что оставишь Египет». Антиох оставил Египет, но свою неудачу выместил на Иудеях: грабил и сжигал их города, забирал скот и т. д. ( 1Мак.1:29–32 ); вошел в соглашение с «отступниками от святого завета», которые сами «соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» ( 1Мак.1:11–15 ); поселил в Иерусалиме «часть войска», которая «проливала вокруг святилища непо винную кровь» и всячески оскверняла святое место ( 1Мак.1:33–37 ; 2Мак.6:4–5 ), и, наконец, прекратив ежедневное богослужение, поставил в храме Иерусалимском статую Юпитера Олимпийского, да и самый Храм назвал храмом этого бога ( 1Мак.1:54 ; 2Мак.6:2 ). Дан.11:32 . Поступа­ю­щих нечестиво про­тив завета он при­влечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилят­ся и будут дей­с­т­во­­вать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.12:15 .  А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. «В своем ли ты уме?» – греч. μανη – слав.: «беснуешися ли?», т.е. безумствуешь? Настолько казалось удивительным и невероятным сообщаемое. «Это Ангел его». Как всегда бывает в случаях растерянности пред чем-либо маловероятным и необъяснимым, стараются подыскать объяснение совершающемуся не менее трудное и чудесное, и столь же мало объясняющее возможность невероятного. Учение об Ангеле-хранителе и руководителе спасения каждого человека могло основываться и подтверждаться на учении Господа об Ангелах младенцев. Известно это учение и Апостолу Павлу ( Евр.1:14 ). Деян.12:16 .  Между тем Петр про­должал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. «Когда отворили» – уже не одна служанка, а все собравшиеся устремляются к пришедшему и отворяют ему двери. Деян.12:17 .  Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рас­ска­за­л им, как Го­с­по­дь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, по­шел в другое место. «Уведомьте Иакова», т.е. предстоятеля Церкви Иерусалимской, брата Господня, «и братьев», т.е. остальных верующих – для их успокоения. «Пошел в другое место», что требовалось благоразумною осторожностью и вполне согласовалось с наставлением Господа ( Мф.10:23 ). «Не искушал Бога и не подвергал сам себя опасности, ибо и это они делали только тогда, когда им было повелеваемо...» (Златоуст). Существует древнее предание, что Петр был в Риме в первые годы царствования Клавдия (Иерон. cata1. с. I; Евсев. Церк. Ист, II, 14–15). Если так, то удобнейшим временем к такому путешествию Петра было именно рассматриваемое время. Это было, по всей вероятности, в 44-й год по Р. Х., после иудейской Пасхи, в 4-й год царствования Клавдия. О Петре, после сего удаления в другое место, не упоминается дееписателем до самого апостольского собора ( Деян.15 ). В течение этого времени (несколько лет) он вполне мог совершить предполагаемое путешествие – и в целях лучшей безопасности, и в удовлетворение своей ревности, увлекшей его проповедовать Христа в самом центре жизни тогдашнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.15:13 .  После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! по­слушайте меня. «Начал речь Иаков» – это, без сомнения, Иаков «брат» Господень ( Деян.12:17 ), предстоятель иерусалимской Церкви, сам строгий законник, получивший за эту строгость название «праведного» (Евсев., Церк. Ист. 2, 23). Речь такого человека, подтвердившая речь Петра, имела решающее действие. Деян.15:14 .  Симон изъяснил, как Бог первоначально при­зрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. Деян.15:15 .  И с сим согласны слова про­роков, как написано: Деян.15:16 .  Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней раз­рушено, воссоздам, и исправлю ее, «Бог... призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое». Мысль Иакова поражает своею необычною для того времени оригинальностью и смелостью: доселе народ еврейский рассматривался, как исключительно избранный народ Божий, в противоположность всем остальным, предоставленным от Бога ходить в путях своих. Св. Иаков теперь опровергает дальнейшее существование этой противоположности и устанавливает, что и из язычников уверовавшие призваны составить свой избранный Божий народ ничем не умаленный пред народом еврейским. Эту мысль св. Апостол подтверждает пророчествами, наиболее сильное из коих тут же приводит ( Ам.9:11, 12 ). Мысль пророчества такова: Бог обещает восстановить падший дом Давида так, что он будет существовать не только над евреями, но и над всеми народами. Осуществление этого воссоздания царства Давида, с привлечением в него всех народов, и произошло во Христе и благодатном Царстве Его. Деян.15:17 .  чтобы взыскали Го­с­по­да про­чие человеки и все народы, между которыми воз­вестит­ся имя Мое, говорит Го­с­по­дь, творящий все сие. Деян.15:18 .  Ведомы Богу от вечности все дела Его. «Говорит Господь, творящий все сие». Тот самый Господь, который предвещал происходящее, за много лет пред тем, устами пророка, Он и говорит теперь все это, как предопределение вечного своего Совета (ср. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.15:21 .  Ибо закон Мо­исеев от древних родов по всем городам имеет про­поведу­ю­щих его и читает­ся в синагогах каждую субботу. Связь этого стиха со всем предшествующим недостаточно ясна. По-видимому, здесь приводится основание для воздержания от указанных нарушений закона Моисеева, ежесубботнее чтение которого могло постоянно питать нерасположение к христианам из язычников, как к нечистым; или же здесь дается ответ на предполагаемое возражение, что, в случае освобождения христиан от обязательности закона Моисеева, этот закон может прийти в совершенное забвение. «Таким образом Иаков разрешил все. По-видимому, он заповедует соблюдать закон, потому что от него заимствует эти предписания, но и освобождает от него, заимствуя только это...» (Златоуст). Деян.15:22 .  Тогда Апостолы и пре­свитеры со всею церковью рас­судили, избрав из среды себя мужей, по­слать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, имен­но: Иуду, про­зываемого Варсавою, и Силу, мужей, началь­ству­ю­щих между братиями, Совершенно целесообразно – с Варнавою и Павлом посылаются в Антиохию особые уполномоченные, чтобы антиохийцы не имели никакого сомнения или подозрения в беспристрастной и подлинной передаче соборных постановлений и рассуждений, что легко могло случиться в среде противников Варнавы и Павла (ср. Златоуст). «Мужей начальствующих между братиями». В Деян.15они называются также «пророками»; отсюда можно полагать, что они занимали какие-либо начальственные должности – учителей, руководителей, наставников общества, пресвитеров Иерусалимской церкви. Деян.15:23 .  написав и вручив им следу­ю­щее: «Апостолы и пре­свитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радо­ваться. «Написав и вручив им». Постановление собора доводится до сведения антиохийцев в форме письма, как лучшего средства доставления их по назначению в подлинном виде и точном смысле. При этом, для устранения всякого подозрения от Варнавы и Павла в неточной передаче соборных постановлений, письмо вручается Иуде и Силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010