Близость святых к Престолу Божию и сила их молитв о верующих, пребывающих на земле, очевидна из книги Откровения, в которой апостол Иоанн пишет: “Видел я и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч”. Далее онописывает видение праведников, на Небе молящихся за людей, бедствующих на земле: “И пришел иной ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога” ( Откр.5:11; 8:3–4 ). Велика сила молитвы! “Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного”, – наставлял апостол Иаков ( Иак. 5:16 ). Молитва за другого есть выражение любви к нему; и святые на Небе, молясь за нас, проявляют к нам свою братскую любовь и заботу. В Евангелии и в других новозаветных книгах мы находим множество случаев, свидетельствующих о силе молитвы за других людей. Так, например, по просьбе царедворца, Господь исцелил его сына; по мольбе женщины хананеянки ее дочь была освобождена от демона; по просьбе отца Господь исцелил его бесноватого сына; а по просьбе друзей – простил и исцелил расслабленного, которого они спустили с крыши на веревках; по вере римского сотника был исцелен его слуга ( Ин. 4:46–53 ; Мф.15:21–23 ; Мк. 9:17–25 ; Мк. 2:2–25 ; Мф. 8:5–13 ). При этом большинство чудесных исцелений Господь совершал на расстоянии, заочно. Таким образом, если молитвы простых людей имели такую силу, то тем более мощны молитвы праведников, предстоящих престолу Божию. “Вот, какое дерзновение мы имеем к Нему [Сыну Божию], что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас ”, – убеждает нас возлюбленный ученик Христов ( 1Ин. 5:14 ). Вот почему Церковь с самых древних времен содержала учение о пользе молитвенного обращения к святым. Это мы видим, например, из древних литургий и других письменных памятников. В литургии апостола Иакова мы читаем: “Особенно же творим память о Святой и Славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас”. Святой Кирилл Иерусалимский , изъясняя Литургию церкви Иерусалимской, замечает: “Потому поминаем (на Литургии) и прежде почивших, во-первых, – патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Более близко к обще-библейскому учению как древнейших, так и более поздних библейских книг стоять воззрения второй книги Маккевей ской, вообще отличающейся тем, что все события она рассматривает со строго религиозной, теократической точки зрения. В религиозно-прагматических размышлениях автор не только постоянно высказывает мысль, что Израиль есть народ, избранный Богом, освященный Им, Его удел и собственность ( λας το Κυρου, μερς ατο – 2Мак.1:26; 14:15; 6:16  ср. 5:19; 15:24), но и всюду выражает веру в особенное, чудесное водительство народа Божия по спасительным планам Божиим, то водительство, о котором свидетельствуют закон и пророки. Отсюда, автор, напр., представляет (2. Мак. 15:22–23) Иуду Маккавея молящимся (пред битвою с Никанором) следующим образом: «Ты, Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, – и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела пред нами на страх и трепет врагам». Параллельно со свидетельствами о вере в особенное служение ангелов народу Божию, в книге сообщаются и действительные факты явления ангелов с целью защиты и покровительства народу Божию против врагов его и врагов Бога истинного. Таков рассказ о чудесном поражении Илиодора, полководца сирийского царя, в храме иерусалимском за решимость его похитить сокровища храма. «Когда, рассказывает автор ( 2Мак. 3:24–26 ), он (Илиодор) с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним, бывши поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь со страшным всадником ( φοβερν χων τν πιβτην), покрытый прекрасным покровом, быстро несясь; он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое оружие. Явились ему и еще другие два юноши, цветущие силою, прекрасные видом, благолепно одетые ( τ μ μν κπρεπες κλλιστοι δ τν δ ξαν διαπρεπες δ τν περιβολ ν), которые, ставши с той и с другой стороны, бичевали его...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

(в) 60-е годы – по инициативе римских христиан евангелист Мк осуществляет окончательную греч. редакцию второго Евангелия. Свидетельства церковных авторов расходятся относительно времени написания Мк: «Пролог против Маркиона» и Ириней Лионский указывают, что Мк составил своё Евангелие после смерти Петра, (т. е. после 64/65 г.); Климент Александрийский , напротив, утверждает, что оно было написано при жизни Петра. Однако учитывая, что апостол Пётр скорее всего прибыл в Рим незадолго до своей мученической кончины, мы принимаем 60 гг. в качестве наиболее вероятного времени составления окончательной греч. редакции Мк. В эти же годы складывается полная редакция Предваряя окончательное исследование, можно предположить, что рост объёма первого Евангелия мог осуществляться как за счёт включения самостоятельных сборников или устойчивых устных преданий [напр., Нагорная Проповедь, ( Мф.5–7 )], первоначальная форма которых могла сложиться вне круга богослужебных чтений (и, возможно, связана с дидактической или огласительной деятельностью Иерусалимской Церкви), так и вследствие интерполяции отдельных сюжетов, продолжающих развивать тему богослужебных чтений и сохраняющих непосредственную коннотацию с текстом Писания (т. е. опознаваемых в качестве «исполнения» ветхозаветных пророчеств). Примером такой интерполяции может служить фрагмент ( Мф.27:2–10 ): # 176 ( Мф.27:1–12 ) Когда же настало утро, все И тотчас же утром первосвященники и старейшины народа первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. составили совещание И, связав Его, отвели и предали Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел; пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. Посему и называется земля та «землёю крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребреников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь». Иисус же стал перед правителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

В Иерусалиме в это время, как и в других местах страны, было не мало таких особенно благочестивых и верующих людей, которые наиболее чувствовали тяжесть переживаемого времени и особенно жаждали увидеть наконец спасение Израилево. К числу их принадлежал некий Симеон, «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева». Это был уже глубокий старец, видевший на своем веку не мало великих переворотов и переживший не мало тяжелых душевных тревог. Бывали у него моменты тяжелого сомнения, которые тем труднее было переносить для такой верующей и праведной души, и один такой момент послужил даже орудием его высшего испытания и вместе высшей для него радости. По преданию, читая знаменитое пророчество Исаии о рождении Мессии от девы, он усомнился в возможности этого и за это сомнение «ему предсказано было Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Обетование было необыкновенно радостное для него, но годы шли за го­дами, все более налагая на него бремя старческой немощи, а Мессия все не приходил. В последние годы своей жизни он сделался почти постоянным обитателем храма и его притворов, где он непрестанно возносил молитвы о скорейшем исполнении данного ему обетования. И вот во храме явилась пресв. Дева с своим божественным младенцем. При виде этого св. младенца возликовала богопросвещенная душа праведного старца. Своим пророческим духом он понял, что это и есть утешение Израилево, это и есть Мессия, Спаситель мира. По совершении над младенцем законного обряда, Симеон взял его на свои старческие немощные руки, возблагодарил Бога и произнес ту величественную речь, которая сделалась любимою песнью христианского мира: «Ныне, сказал он, отпущаешь раба Тво­его, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, – свет к просвещению народов и славу народа Твоего Израиля». Иосиф и Мария дивились всему слышанно­му, а он, обращаясь к ним, благословил их, прибавив самой пресв. Деве многознаменательные слова, всю си­лу которых она могла понять лишь впоследствии. «Сей, ска­зал Симеон, указывая на младенца, лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления сердец».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

В мире совершилось величайшее событие, долженствовавшее совершенно переродить его, –но он ничего не знал о случившемся и, истомленный заботами о нескончаемой злобе дня, погружен был в глубокий сон. Не спали только несколько бедных и простодушных пастухов соседней деревни, которые поочередно сторожили порученное им стадо от волков и разбойников. Хотя это были совершенно простые люди, но как жители деревни, находившейся почти под стенами славной ро­дины великого царя Давида и вместе неподалеку от Иерусалима с его храмом и искупительными жертвоприношениями, для которых между прочим главным образом и предназначались их стада, они несомненно проникнуты были общим ожиданием Мессии, и досуги скучных холодных ночей не раз коротали простодуш­ными рассуждениями о Его скором явлении в мир – хоть-бы для того, чтобы низвергнуть иго язычников, подвергавших те­перь народ Божий позорному исчислению для обременения новы­ми налогами и без того бедного народа. Кругом их царила мертвая тишина, нарушаемая лишь слабым блеянием овец; над головами расстилалось безоблачное небо, испещренное узором яркосверкающих звезд, безмолвно смотревших, как и тысячи лет тому назад, на те самые поляны, на которых некогда пас свое стадо царственный Давид. И вдруг среди этого ночного безмолвия «предстал им ангел Господень и сла­ва Господня осияла их». Это явление поразило их необычайным ужасом, но ангел тотчас же успокоил их, говоря: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Лишь только выслушали они эту необычайную весть и не успели еще хоть сколько-нибудь обсудить ее своим простым разумом, как увидели новое знамение, подтверждавшее только что сказан­ное им ангелом. Ночное небо с бесчисленными звездами вдруг озарилось необычайным сиянием, в котором явилось многочисленное воинство небесное, и над погруженной в сон землею раздалась торжественная ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда смолк ангельский хор и пораженные всем виденным и слышанным пастухи пришли опять в себя, то они тотчас же порешили отправиться в Вифлеем, чтобы посмотреть, что именно случилось там и о чем возвестил им Господь. По пути они зашли в пригородную гостиницу и там именно «нашли Марию, и Иосифа, и младенца, лежащего в яслях», все именно так, как возвещено было им, и первые поклони­лись новорожденному Христу. Они же первыми из людей сделались и благовестниками Его пришествия, так как тотчас после этого начали рассказывать всем о том, «что было воз­вещено им о младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария (которой более всех известны были страшные обстоятельства совершившегося таинства рождения) сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слы­шали и видели, как им сказано было».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

В небесных сферах как бы происходило торжественное богослужение, совершавшееся наподобие того, как оно совершалось в храме иерусалимском: когда жертва возлагалась на алтарь, то священная музыка раздавалась в три отдельных приема, отмечаемых звуком серебряной трубы священников, так что священное песнопение представляло собой постоянно форму «Трисвятого». Такую же форму трисвятого имел и ангельский гимн в его трех отдельных предложениях, обнимавших собой все три существенные области бытия – небо, землю и сердце человеческое. Из всей ветхозаветной истории известен еще только один случай, когда смертный человек удостаивался слышать песнь небесного лика. Это когда пророк Исаия в своем восторженном видении сподобился лицезреть славу Господа Саваофа, и когда окружающие Его серафимы непрестанно взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» 42 . Тогда от этих громоносных восклицаний «колебались верхи врат» и сердце слышавшего их пророка трепетало от ужаса. Теперь ангельская песнь, слышать которую сподобились простодушные пастухи, разливала в душе их блаженство, радость и мир. Когда смолк ангельский хор и пораженные всем виденным и слышанным пастухи опять пришли в себя, то они тотчас же порешили отправиться в Вифлеем, чтобы посмотреть, что именно случилось там и о чем возвестил им Господь. Но пути они зашли в пригородную гостиницу, и там именно, в прилегающей к ней пещере «нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях», все именно так, как было возвещено им, и первые поклонились новорожденному Христу. Они же первыми из людей сделались и благовестниками Его пришествия, так как тотчас после этого начали рассказывать всем «о том, что было возвещено им о Младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария (которой более всех известны были странные, божественно-дивные обстоятельства совершившегося события) сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что слышали и видели, как им сказано было» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В первых же словах составитель Послания указывает на его принадлежность апостолу Петру: Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа... (2 Петр. 1, 1) Кстати, в греческом тексте имя «Симон» стоит здесь в форме, более близкой к своему еврейскому оригиналу — как Sumew/n, т. е. «Симеон» [=ЕК], а не Si/mwn («Симон»), к которому мы привыкли благодаря большинству остальных случаев (кроме еще Деян. 15, 14, где так же как в 2 Петр. 1, 1). В 2 Петр. 2, 16-18 приводится свидетельство о присутствии ап. Петра на горе Преображения, чем так же подтверждается преемственная связь с апостолом: 16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. 17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. Вполне понятно, почему именно этот текст является Апостольским чтением Православной Церкви в праздник Преображения Господня. Наконец, говорится о том, что это «уже второе послание» (2 Петр. 3, 1), под первым имея в виду, разумеется, 1 Петр. Встречается и много других мест во 2 Петр., которые почти дословно повторяют или перефразируют выражения или идеи 1 Петр. 136. Место написания и адресат 2 Петр. Что касается мест написания и назначения 2 Петр., то из различных предположений можно выбрать некоторые наиболее вероятные. Адресатом могли быть общины Малой Азии (которым были известны послания ап. Павла и 1 Петр.); местом написания — Рим, не исключая при этом Александрии или опять-таки Малой Азии . 137. Итог апостольского века. Время написания 2 Петр. Гораздо интереснее другое: 2 Петр. знаменует собой показательный и имеющий большое церковное значение итог апостольского века. В пользу поздней датировки Послания говорит то, какими предстают в нем взаимоотношения между различными течениями в первоначальном христианстве. Речь идет о тех, кто в свое время ориентировался на апостола Иакова — главу иерусалимской церкви и авторитетного выразителя иудео-христианской версии Евангелия, — или на апостола Павла, провозгласившего Евангелие как весть ко всем языкам и имевшего огромный авторитет главным образом среди христианских общин язычников. Вспомним, как, находясь в церковном общении друг с другом, эти течения на первых порах зачастую входили в дискуссию, а в лице своих крайних представителей они представляли реальную угрозу Благовестию, искажая понимание христианства в сторону какой-либо неприемлемой крайности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В последующих пророческих видениях Бог открыл Даниилу и другие грядущие события, в том числе и тираническое правление Антиоха Епифана – предтечи антихриста, прекратившего жертвоприношения в Храме Бога Всевышнего и водворившего на этом святом месте мерзость запустения (Дан. 9: 27; 11: 31). Наученный самим архангелом Гавриилом, святой пророк Даниил предсказал, что народ Божий вернется в Иерусалим по прошествии семи седмин, то есть 49 лет . Он предвозвестил также и то, что Ездра, Иисус и Зоровавель выведут свой народ из плена и восстановят служение Господу в Иерусалимском Храме (см.: Езд. 3: 8). Это явится предвестием искупления всего человеческого рода Мессией-Христом, которое должно произойти по истечении еще 62 седмин, или 434 лет. В третий год царя Кира Персидского Даниил, предызбранный Господом , постясь и молясь три недели, удостоился видеть самого Бога Слово в облике мужа, облаченного в льняную одежду, опоясанного золотом из Уфаза: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии: очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (Дан. 10: 5–6). Пораженный этим великим видением, святой пророк пал лицом на землю, и его душа была уже готова расстаться с телом, но Ангел Господень ободрил и укрепил его, а затем поведал о событиях, имеющих произойти в будущие времена: о войнах между преемниками Александра Македонского, о гонениях Антиоха Епифана, а также о тех последних испытаниях, которые во время пришествия антихриста предстоит выдержать праведникам, чьи имена вписаны в книгу жизни. В Книге пророка Даниила с наибольшей среди всех пророков ясностью засвидетельствовано Божественное откровение о том, что в последний день «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2), и воскресшие праведники озарятся тогда сиянием славы, подобно небесным светилам. На вопрос о том, когда же именно все это должно произойти, Господь в облике Ангела ответил так: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут… А ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12: 9–13).

http://pravoslavie.ru/58465.html

В связи с выше отмеченною целью свящ. историка и его особенным благоволением к Давиду и его дому, объясняется исследователями и благоговение его к городу Давида – Иерусалиму и храму, на которых «наречено и пребывает имя Господне». Об этом также очень часто говорит свящ. историк ( 3Цар.8:16;9:3;11:13,36;14:21 ; 4Цар.21:4,7;23:27 ). Доказательством определенной идеи и идейности и систематичности обозреваемых книг служит очень заметный у историка намеренный «выбор» событий повествуемых. Так, он с неодинаковою подробностью говорит о разных царях. С большею подробностью он говорит о немногих – благочестивых царях: Соломоне, Езекии, Иосии и нечестивых: Иеровоаме, Ахаве, Иораме, а об остальных более кратко, часто лишь указывая их имена. Точно также и о событиях говорит или кратко, или вовсе умалчивает, отсылая за сведениями о них к «книгам дней иудейских и израильских царей». Например, он говорит: «прочие дела Иеровоама, как он воевал и как он царствовал, описаны в летописи царей израильских» ( 3Цар.14:19 ). Еще: «прочее о Ровоаме и обо всем, что он делал, описано в летописи царей иудейских» ( 3Цар.14:29 ). «Прочая дела Авии, все, что он делал, описано в летописи царей иудейских» ( 3Цар.15:7 ). «Прочие дела Иосафата и подвиги его, и как он воевал, описаны в летописи царей иудейских» ( 3Цар.22:45 ). Такие замечания очень часто встречаются в повествованиях почти о каждом царе (ср. 4Цар.1:18;8:23;12:19;14:18;15:11 ). Из этих замечаний ясно, что свящ. историк знал и имел возможность подробно описать те или другие «прочие дела», но не считал нужным этого делать, так как подробное описание не соответствовало идее и цели его священной историографии. Здесь опять невольно припоминается Моисей, не считавший нужным даже по имени называть современного исходу фараона. Из указанных характерных черт историографии 3 и 4 Царств видно, что это – не беспорядочный набор разных рассказов, а с определенным планом систематическое историческое писание. Как систематическое писание, эти книги имеют определенные начало и конец своего повествования: построение и разрушение Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В словах же ап. Павла, сказанных язычникам-афинянам в их Ареопаге идет речь не об Иерусалимском храме и не о храмах христианских, которых тогда в Афинах и не было, а о храмах языческих, или капищах и находившихся в них идолах, о которых язычники думали, что они живут в храмах и помещаются в них, как люди в своих домах, и нуждаются в жертвах, как люди – в пище ( Дан. 14:6–11 ), за принесение которых дают людям всякие блага и самую жизнь. Желая научить афинян-язычников истинной вере в Бога и опровергнуть их заблуждение, будто Бог живет только в храме и нуждается в жертвах, ап. Павел и учит, что Бог «в нерукотворенных храмах живет, то есть, что Он живет во всем мире и прежде всего в душах людей, и что Он ни в чем не нуждается, а Сам дает всему жизнь, дыхание и все, что нужно. Соломон, конечно, лучше наших сектантов знал, что Бог не в одном только храме живет, однако построил храм «в жилище» Богу, по Его же повелению: «Поистине, молится Соломон, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему» ( 3Цар. 8:27 ). Далее Соломон молится, что бы Господь услышал молитвы всех молящихся в этом храме: грешных и обижаемых, теснимых врагами, нуждающихся в дожде и урожае, бедствующих от голода или моровой язвы, – чтобы услышал молитвы даже иноплеменников, когда они войдут в храм помолиться; чтобы Господь услышал и тех, которые, уйдя на войну и находясь вдали от родины, будут молиться, обратившись к храму, который построен имени Его. «Тогда, молится Соломон, услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них» (3Цар. гл. 8-я). «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, которой ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во веки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:1–3 ). Но когда Сам Бог желает, чтобы Ему был построен храм, сектанты этого не хотят. Так и мы, православные христиане, верим, что Бог не только в рукотворенных храмах живет, как думали язычники, а живет во всем мире, но в храмах особенное Его благодатное присутствие, потому-то и само Св. Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно говорит, что Бог «в храме живет»: «И устроят они, говорит Бог Моисею, Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх. 25:8 ). «И поставлю жилище Мое среди вас и душа Моя не возгнушается вами» ( Лев. 26:11 ). «Он (Соломон) построил дом имени Моему» ( 2Цар. 7:13 ). «Я, говорит Соломон, построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» ( 3Цар. 8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010