1Мак.11:29 . И просил Ионафан царя освободить от податей Иудею и три околотка [Аференский, Лиддский и Рафаминский. Смотри ниже 35 стих] и Самарию, обещав ему триста талантов 1Мак.11:30 . И соизволил царь, и написал Ионафану письма о всем этом такого содержания: 1Мак.11:31 . От царя Димитрия Ионафану брату и народу Иудейскому обрадование. 1Мак.11:32 . Подобен письма, которое мы написали Лисфену родственнику нашему о вас, переписали мы и для вас, дабы вы знали. 1Мак.11:33 . От царя Димитрия Ласфену отцу обрадование. 1Мак.11:34 . Народу Иудейскому, друзьям нашим, соблюдающим должное в отношении к нам, мы разсудили благодетельствовать за их благоприятельство к нам. 1Мак.11:35 . Потому мы утвердили им пределы Иудеи, и три околотка, Аферем, и Лидду и Рафаман, которые присоединены были к Иудее от Самарии, и все принадлежащее им для всех жрецов в Иерусалиме, отменив царские оброки, которые получал от них царь прежде с произведений земли и с плодов древесных. 1Мак.11:36 . и прочее, что принадлежит нам, из десятин и даней, следующих нам, и соленыя озера, и принадлежащий нам венечный сбор, отныне все щедро уступили им. 1Мак.11:37 . и ничто из сего не будет отнято отныне и навсегда. 1Мак.11:38 . Итак теперь же позаботьтесь сделать опись сего, и да вручится она Ионафану, и да положится на горе святой в месте удобном и почетном. 1Мак.11:39 . И увидел Димитрий царь, что успокоилась земля у него и никто ему не противится, и распустил все рати свои, каждаго в свое место, кроме наемных ратей, кои он набрал на островах языческих, потому что враждебны были ему все рати, что от отцов его. 1Мак.11:40 . Был же Трифон из прежних приверженцов Александра, и знал он, что все рати ропщут на Димитрия, и отправился к Емалкуе аравитянину, который воспитывал Антиоха, сыночка Александрова. 1Мак.11:41 . И настаивал у него, чтобы он передал его ему, да воцарится вместо отца своего, и поведал ему о всем, что сделал Димитрий, и о вражде, с какою враждуют против него рати его, и пробыл там много дней. 1Мак.11:42 . и послал Ионафан к Димитрию царю, чтобы он вывел отряды из Акры Иерусалимской и из крепостей, ибо они нападали на израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Сол.4:3 .  Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 1Сол.4:4 .  чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 1Сол.4:5 .  а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; 1Сол.4:6 .  чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. 1Сол.4:7 .  Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. 1Сол.4:8 .  Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго. Здесь Ап. касается самого больного места в нравственной жизни Ф-ких христиан, сведения о которой он получил через Тимофея. Недавно обращенные Ф-цы не могли сразу порвать связи с своим прошлым, когда многое считалось безразличным, особенно, в области половой жизни. Апостол вновь здесь напоминает Ф. постановление Иерусалимского собора: « храните себе самех от блуда», ибо « воля Божия», уже освятившая их, требует от них совершенной чистоты. Отсюда – необходимо, чтобы каждый умел ( εδναι – знать, как результат навыка, «ибо чистота не мимолетный пульс, но упражнение, навык» – Lightfoot) « το εαυτο σκεος κτσθαι» – « соблюдать свой сосуд в святости и чести» (русс. пер.). Здесь главное затруднение возникает от того, как понимать слово σκεος. Возможны два понимания; по одному – σκεος – это наше тело, по другому – это метафорическое выражение, употребленное здесь вместо слова «жена». Второе толкование защищают Феодор Мопсуетский и Блаж. Августин (suum vas possidere, hoc est, uxorem suam в с. jul. Pelag. IV:10) и многие современные комментаторы. Название жены « сосудом» не есть нечто неожиданное (хотя 1Пет.3:7 сюда не имеет отношения); оно встречается у раввинических писателей; а глагол κτσθαι в значении «жениться» – употребляется у LXX ( Руф.4:10 и др.). Если принять это толкование, то мысль будет отчасти та же, что и в 1Кор 7:2 , хотя с иным несколько оттенком. «Хотя со стороны отрицательной πορνεα воспрещается, со стороны положительной одинаково ясно внушаются чистота и святость в отношении к заповеди Божией, данной в Быт 1:28 » (Ellicott Thessalonians, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

219. Брат спросил старца: почему, когда я полагаю метание имеющему нечто на меня, то вижу, что он неискренен со мною? Старец говорит: скажи мне истину: не имешь ли в сердце своем самооправдания, когда полагаешь метание согрешившему против тебя, думая, что он согрешил против тебя, и только по заповеди полагаешь ему метание? Брат ответил: точно имею. Старец сказал: посему Бог и не полагает ему на сердце быть искренним с тобою, что ты не полагаешь ему метания с убеждением, будто ты согрешил против него, а напротив, почитаешь его согрешившим против тебя. Но хотя он и согрешил против тебя, положи в сердце своем, что ты грешен против брата своего и оправдай, тогда Бог положит ему на сердце быть искренним с тобою. При сем рассказал ему в пример такой случай: были два благочестивых мирянина, кои, согласясь между собою, оставили мир и сделались монахами. По неразумной ревности, не понявши, как должно, евангельского слова, они скопили себя царствия ради Божия. Архиепископ, услышав о том, отлучил их. Они же, думая, что сделали хорошо, вознегодовали на него, говоря: мы скопили себя царствия ради Божия, а они отлучили нас, но пойдем и скажем о сем архиепископу Иерусалимскому! Пошли и сказали ему все. Архиепископ говорит им: и я отлучаю вас. Опечалившись тем, они пошли в Антиохию к архиепископу и сказали ему о своем деле, но и он отлучил их. Говорят они друг другу: пойдем в Рим к папе, и он оправдает нас. Придя к великому архиепископу Рима, рассказали ему, что сделали с ними архиепископы, и прибавили: теперь мы пришли к тебе, потому что ты первый между всеми. Но и он сказал им: и я отлучаю вас, и да будете отлучены. В недоумении они сказали один другому: они друг другу потакают, потому что вместе собираются на соборах. Но пойдем к святому Божию Епифанию, епископу Кипрскому, ибо он пророк и не приемлет лица человеческого. Когда они приближались к городу его, открыто было ему о них, и он послал навстречу им сказать: даже и в город сей не входите. Посему, придя в себя, они сказали: поистине, мы согрешили. Пусть бы те неправедно нас отлучили, но ужели и сей пророк? Вот и Бог открыл ему о нас. И осудили они себя сами за дело, которое сделали. Тогда сердцеведец Бог, видя, что они осудили себя во истине, дал извещение о том Епифанию, епископу Кипрскому, и он сам собою послал привести их и утешил, принял в общение, и потом написал архиепископу Александрийскому: приими чад своих, ибо они покаялись поистине. Итак, – сказал старец, – вот в чем врачевание человека и чего хочет Бог: чтоб человек положил грех свой на себя пред лицем Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2Кор.10:7 .  На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Павел здесь прямо восстает против притязания иудействующих ставить себя самих в особенное, исключительное, отношение ко Христу. Эти «Христовы» были вовсе не те Коринфяне, которые ставили партию Христовых в противовес партиям Петровых, Павловых и Аполлосовых ( 1Кор 1:12 ). Апостол говорит об этих новых «Христовых» не как о партии, противной другим партиям, а как только о личных противниках его, Павла, которому они отказывали в той близости ко Христу, какую приписывали только себе самим. Очевидно, это были иудействующие проповедники, явившиеся в Коринф из Иерусалима для того, чтобы помешать успеху проповеди Апостола Павла в Коринфе. Они хвалились тем, что посланы были от «матери церквей» – от церкви Иерусалимской, и знакомы с самыми ближайшими учениками Христа. – «На личность ли смотрите?» Вопросительная форма выражения в настоящем месте не дает определенной и ясной мысли, которую можно бы поставить в тесную связь с следующим далее вразумлением. Поэтому новейшие толкователи предпочитают принимать эту фразу за выражение повеления и переводят так: «обратите, однако, внимание на то, что лежит пред вашими очами»! Апостол далее с 8-го стиха будет говорить подробно о том, на что именно нужно Коринфянам обратить свое внимание. 2Кор.10:8–11 . Об Апостоле Павле кто-то говорил в Коринфе, что он только в посланиях своих строг и силен, а когда приходится ему выступать лично пред христианами он робок и теряется в речи. Апостол говорит, что такой слух о нем совершенно неоснователен. 2Кор.10:8 .  Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде. Кому-нибудь могла показаться неприятной та похвала, какую высказал сам о себе Ап. в 7-м стихе. Но Апостол, собственно говоря, еще мало сказал о себе: если бы он сказал о себе и большее, то Бог не посрамил бы его похвалу и подтвердил бы – очевидно чудесными знамениями (напр. подобными Деян 5:9–10 ) – авторитет Апостола. Авторитет свой Ап. употребляет не на разорение Церкви, в чем его, по-видимому, кто-то упрекал, а на созидание ее. Ср. 2Кор.13:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Мак.4:22–23 Великолепно принятый Иасоном и городом, он вошел при светильниках и восклицаниях и оттуда отправился с войском в Финикию. По прошествии трех лет Иасон послал Менелая, брата вышеозначенного Симона, чтобы он доставил царю деньги и сделал представление о некоторых нужных делах. «По прошествии 3 лет…» – не от упоминаемого в 21 ст. посещения царем Иерусалима, а от начала Иасонова первосвященства (10 ст.). – «Менелая, брата вышеозначенного Симона…» ( III: 4 и д.; IV: 1). Иосиф Флавий (Арх XII, 5, 1; ср. XX: 10) считает его братом отставленного Онии и при этом замечает, что его Иудейское имя было также Ония. Этому противоречит как будто показание III: 4, откуда следует, что Менелай, как Вениамитянин, не мог быть облечен в первосвященническое достоинство, хотя нет ничего удивительного и в том, что у Антиоха легко могли взять перевес деньги, а не Моисеевы установления. Показание Иосифа о личности и имени Менелая, впрочем, весьма подозрительно – ввиду невероятности, что Симон имел двух сыновей с одним и тем же именем; с другой стороны, и радость ревнителей Иудейства (Chasidim) о том, что Алким явился достойным первосвященником из рода Аарона ( 1Mak VII: 14 ), только тогда будет понятна, когда предшественник его Менелай был бы не из этого рода и не первосвященнического происхождения. – Деньги ( τα χρματα), которые Менелай должен был доставить царю, были или обещанные (8 ст.) за первосвященство, или за разрешение Иерусалимской гимназии (9 ст.), или, наконец, могли быть определенною ежегодною данью храма. – «Представление о некоторых нужных делах…», περ πραγμτων αναγκαων υπομνηματισμο – собств. напоминание о приведении в исполнение того, что еще до сих пор оставалось без последствий. 2Мак.4:24 Он же, представившись царю и польстив его власти, восхитил себе священноначалие, надбавив триста талантов серебра против Иасона. «И польстив его власти…» Греч.: και δοξασας αυτν τ προσπω τς εξουσας, – слав. точнее: «и возвеличив его в лице власти ради…» 2Мак.4:25 Получив от царя приказания, он возвратился, не принеся с собою ничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.36:22 .  А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: 2Пар.36:23 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. Эти заключительные стихи 2 Паралипоменон дословно читаются в начале 1-ой книги Ездры ( 1Ездр.1:1–3 ); там и настоящее место этих стихов (проф. Олесницкий, «Государственная летопись царей Иудейских», с. 431). Но заключающееся здесь известие о времени возвращения из плена вавилонского (1-й год правления Кира Персидского, ср. И. Флавий, «Иудейские Древности», т. XI, 1, 1) важно и для правильного понимания книг Паралипоменон в двух отношениях. Во-первых, здесь дано точное указание окончания плена: 1-й год царствования Кира, 537-й или 536-й г. до Р.Х, следовательно, дана возможность точного определения и начала пленения 607–606 гг., т.е., по принятой хронологии – 4-й год царствования Иоакима, когда произошло первое переселение партии иудеев в Вавилон (( Иер.25:1 ) и далее) или первый год царствования Навуходоносора. Таким образом, точно намечаются границы семидесятилетнего (ст. 21) пленения иудеев и исключается то предположение некоторых толкователей, по которому начало 70-летнего плена нужно считать с окончательного разрушения Иерусалима в 589 г., а конец его признавать в указе Дария Гистаспа 520 г. о восстановлении Иерусалимского храма ( 1Ездр.4:24 ). Во-вторых, по замечанию блаженного Феодорита, «конец самой книги (2 Паралипоменон) показывает, что это (содержание кн. Паралипоменон) священный историк собрал ( σνγ γαγε) из многих пророческих книг спустя долгое время, поскольку здесь упомянуто о царе персидском Кире и возвращении пленных (иудеев)» («Quaestiones in II Paralipomenon. Partologia Graece», T. LXXX, Col. 855,858) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33 . Выражение «Дом ваш пуст» взято из обличительной речи Спасителя в Иерусалимском храме ( Mф XXIII:36 : Лk XIII:35 ). Сравнение судьбы разоренного Израиля с мякиной, уносимой ветром с гумна, встречается у пророка Осии (XIII:3). В одном из испанских кодексов ближайшею причиною оставления евреев Богом и рассеяния их выдвигается то обстоятельство, что они отвергли Господа и предали Его смерти на древе. «Так говорит Господь Вседержитель: «Вы приняли меня не как Отца, освободившего вас из рабства, а как беззаконника, и предали смерти, повесив на древе. Вот дела, которые вы совершили». Посему говорит Господь: «Возвратится Отец Мой и ангелы Его и рассудят между Мною и вами. Разве не исполнил Я повеления Отца, разве не питал Я вас, разве не сделал того, что приказал Мой Отец? Я буду состязаться с вами на суде», – говорит Господь». Подлинность приведенного места вне сомнения, так как оно цитируется с указанием источника в греческом «Прении Сильвестра с иудеями» и в латинском переводе этого памятника (James, XXXVIII-XL). Очевидно, исследуемая нами книга некогда существовала на греческом языке, с которого и сделан латинский перевод (Лике, 212, Гильгенфельд XLVI-XLIX, Гугшмид, 233). На этом основании должна быть отвергнута недавняя гипотеза Лабура (Labour. Le cinquierme livre d " Ezdras. Revue Biblique), высказывающегося за появление книги на латинском языке в V или VI веке. Пропуск данного места во французской версии и в Вульгате объясняется тем, что оно слишком выдавало христианское происхождение книги. Речь о распятии Господа на кресте, как о совершившемся факте, представлялась неестественною в устах ветхозаветного Ездры. 3Езд.1:34 и сыновья не будут иметь потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали то, что зло предо Мною. 3Езд.1:35 Предам домы ваши людям грядущим, которые, не слышав Меня, уверуют, которые, хотя Я не показывал им знамений, исполнят то, что Я заповедал, 3Езд.1:36 не видев пророков, воспомянут о своих беззакониях. 35–36. В противоположность жестоковыйному Израилю, грядущие люди из языческой среды добровольно несут в дар Богу свою веру, не нуждаясь для этого не только в чудесах, но даже в проповеди пророков. Они веруют в Бога не слыша о Нем из чьих-либо уст, а повинуясь лишь голосу своей совести (ср. Puм II:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.12:25 .  И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил. Первым делом Иеровоама было внешнее укрепление своего государства: постройка и укрепление важнейших в каком-либо отношении городов Сихема и Пенуила. Оба города давно существовали – с патриархальных времен: Сихем известен из истории Авраама ( Быт.12:6 ), Иакова ( Быт.33:18,34:1–31 ) и Иисуса Навина ( Нав.20:7,24:1 ); сыном Гедеона Авимелехом он был разрушен ( Суд.9:45 ), но затем был восстановлен (ст. 1 данной главы), и Иеровоам должен был лишь укрепить и обстроить Сихем как столицу в начале своего царствования. Пенуиль, у LXX слав. Φανουλ, «Фануил», встречается в истории патр. Иакова ( Быт. 32:30 ), (Onomast. 918), находился при потоке Иавоке в Заиорданье (сближается теперь с развалинами Эл-Маара). Гедеоном впоследствии был разрушен ( Суд.8:9,17 ). Иеровоам укрепляет его частью против нападений моавитян, частью от Иудейского царства. По предположению Stada (Gesch. I, 351), Иеровоам даже перенес резиденцию свою за Иордан в Пенуил по случаю разрушения Сихема при нашествии Сусакима ( 3Цар.14:25 ). 3Цар.12:26 .  И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому Давидову; 3Цар.12:27 .  если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому. Иеровоам чувствует опасность для своего царства и с другой стороны – со стороны интимной религиозной связи израильтян с Иерусалимом и храмом: разделением царства на два разорвана была лишь династическая связь между обоими царствами, но религиозное тяготение Израиля к храму Соломонову оставалось во всей силе, выражаясь в частых посещениях израильтянами Иерусалимского храма для жертвоприношений (ст. 27), ( 2Пар.11:16 ). Это, по справедливому опасению Иеровоама, могло со временем привести к слиянию обоих царств, и, конечно, под скипетром потомка Давидова – Ровоама. И вот, для предотвращения этого нежелательного для Иеровоам исхода, он углубляет образовавшееся разделение единоплеменного народа религиозным расколом между двумя царствами – введением нового богослужебного культа для своего, Израильского, царства. «Так благодарит он Бога, давшего ему царство! Так верует Богу, обещавшему сохранить оное!» (Филарет, с. 233, прим. ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.16:18 .  И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского. И все же малодушный Ахаз, со своим неверием в силу Иеговы и со своей преданностью идолослужению, счел своим долгом идти к ассирийскому царю лично благодарить его за помощь, засвидетельствовать ему свое верноподданство и заручиться его благорасположением (конечно, с принесением новых богатых подарков на будущее время). Это путешествие Ахаза в Дамаск, где имел временное пребывание царь ассирийский, независимо от крайней унизительности для самостоятельного дотоле Иудейского царства, имело последствием не только просто культурные позаимствования у иноземцев – вроде, напр. солнечных часов или «ступеней Ахазовых» ( 4Цар.20:9–11 ; Ис.38:8 ) – механизма, основанного во всяком случае на астрономических вычислениях Ассиро-Вавилонии и перенесенного Ахазом, может быть, из Дамаска в свой Иерусалимский дворец, Ахаз с особенным пристрастием занялся заимствованиями элементов религиозного культа победоносных язычников – сирийцев и ассириян. Прежде всего, в самом Дамаске «приносил он жертвы богам Дамасским, (думая, что) они поражали его, и говорил: боги царей сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю» ( 2Пар.28:23 ). Не довольствуясь этим личным вероотступничеством (напоминающим поступок Амасии, 2Пар.25:14 ), Ахаз решил в самое общественное богослужение Иерусалимского храма перенести элементы сирийского, точнее ассирийского языческого культа. Пленившись устройством увиденного им в Дамаске языческого жертвенника (был ли это походный подвижной жертвенник Тиглат-Пилезера, как думает историк Duncker [Geschichte des Alterthums. Bd. II, 2. Leipzig, 1886. S. 318; ср. Kittel, Die Bucher der Konige, s. 270], или же главный жертвенник Дамаска и умерщвленного только что царя его Рецина, как полагает Штаде [Stade, Geschichte des Volkes Israel, 1, s. 598], в тексте библейском не сказано; в пользу предположения Штаде говорит приведенное место ( 2Пар.28:23 )) и найдя его лучшим жертвенника всесожжений в Иерусалимском храме, Ахаз посылает в Иерусалим, первосвященнику Урии (вероятно, тождественному с упомянутым у пророка Исаии ( Ис.8:2 )) чертеж и модель Дамасского жертвенника с приказанием построить точно по данному масштабу новый жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.23:8 .  и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, – ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот. 4Цар.23:9 .  Впрочем жрецы высот не приносили жертв на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими. По примеру благочестивого прадеда своего – Езекии ( 4Цар.18:4 ) «Иосия отменяет и издревле чтимые «высоты» истинному Богу, терпимые многими и благочестивыми царями – на всем протяжении Иудейского царства «от Гевы (город, вероятно, тождественный с Гевой, укрепленной Асой из камней Рамы ( 3Цар.15:22 ), в Вениаминовом колене, ср. Onomast, 293; Православый Палестинский Сборник выпуск 37, стр. 204) до Вирсавии» (о положении ее см. комментарии к ( 3Цар.19:3 ) ), в том числе некоторые известные высоты в Иерусалиме – у дома градоначальника и у ворот городских (может быть, упомянута в ( Неем.2:13 ) «ворот Долины» на западной (главной входной) стороне Иерусалима, приблизительно на месте нынешних Яффских ворот). Судьба священников этих высот – священников, происходивших из колена Левиина, была иною, чем жрецов идолослужения (стих 5): Иосия заставил этих левитских священников оставить места своего прежнего служения и переселиться в Иерусалим, но здесь при храме был уже определенный штат священников, и для новых могло не оказаться ни священнических занятий, ни священнического содержания, и, таким образом, естественно, произошло их низведение на положение левитов (ст. 9; ср. Иез.44:10–14 ): подобно последним, они не могли самостоятельно приносить жертвы в Иерусалимском храме, но ядение опресноков и, вероятно, других приношений алтарю им было предоставлено наравне с членами священнического сословия, устранявшимися от фактического священнослужения вследствие тех или иных физических недостатков ( Лев.21:21–23 ). 4Цар.23:10 .  И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010