В то время, когда Коперник открыл, что земля круглая, одни представляли ее плоской, другие – бесконечной, третьи – полушарием, покоящимся на воде… Но различные представления людей о форме земли не могли изменить ее, ибо реальность – одно, а представление человека о реальности – другое. Когда Христофор Колумб сказал, что за океаном существует другой континент, люди смеялись над ним. Когда Ньютон заговорил о других галактиках, звездном притяжении и силе отталкивания, разве люди сразу серьезно восприняли его слова? Представления людей о вселенной были различны, но это не влияло на ее реальное состояние. Ибо реальность – одно, а представление человека о реальности – другое. Подобно этому явил истину о реальном существовании единого Бога живаго и наш Спаситель. Эта истина расходилась с языческими фантазиями об идолах и вымышленных божествах, но она искоренила заблуждение о том, что каждый человек создает бога по своему разуму. Мир Вам и здравия от Господа. Письмо 292 студенту С. Б., о подражании Тебя удивляет, почему мусульманские имамы и еврейские раввины тоже называются священниками. Ты удивлен, ибо знаешь, что в мусульманстве священства никогда не было, знаешь и то, что с разорением Иерусалимского храма не стало жертвоприношений и священства у евреев. Удивило тебя и то, что ты услышал от соседа-еврея слова: Не человек для субботы, а суббота для человека Не удивляйся. Это просто подражание христианскому образу мышления и выражения мыслей. Оно возникло еще в первые века христианства, хотя христиане были тогда малочисленны и гонимы. Было это и в гордом Риме, средоточии мировой тирании над христианами: римский император Александр Север повелел написать на стене своего дворца и на стенах других государственных зданий евангельские слова: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними Подражая христианам, нехристианские народы Средней Азии и Востока стали создавать детские дома для сирот, дома престарелых, общественные столовые, Красный Крест и тому подобное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

В целом рассказ 2 Паралипоменон 35 гл. o Пасхе Иосии, в сравнении с данными Пятикнижия о Пасхе (( Исх.12:1–20,13:3–10 ), ( Втор.16:1–8 ) и др.), представляет значительные особенности, сближающие этот праздник с послепленной и вообще позднейшей иудейской практикой празднования его. Сюда относится прежде всего то, что заклание пасхальных агнцев в данном случае (ст. 11) равно после, по возврашении иудеев из плена ( 1Ездр.6:20 ), совершается левитами и священниками, тогда как по первоначальному законоположению Моисееву о Пасхе заклание агнца предоставлено было каждому отдельному семейству ( Исх.12:6 ). В связи с этим во ( 2Пар.35:11 ) о пасхальной жертве нарочито говорится, что именно священники совершали кровекропление при этой жертве, т.е. подчеркивается специально жертвенное значение пасхального агнца (ср. о кровекроплении см. комментарии к ( Лев.1:5 ), «Толковая Библия», т. I, с. 411). В Мишне (тр. Песахим, V, 5–6) кровекропление представляется также необходимым элементом пасхальной жертвы. Жертвенный характер Пасхи выступает во ( 2Пар.35:6–9,12 ) тем рельефнее, что пасхальный агнец ставится в непосредственную связь с праздничными мирными жертвами, так называемыми в позднейшее время хагига (от евр. хаг, «праздник», «праздничное», т.е. жертвоприношение, ср. Мишна, Песахим VI, 3–4). Единственно закономерным местом заклания как пасхальной, так и праздничной жертв в позднейшее время признавался двор храма (Мишна Песахим, V, 8). И во ( 2Пар.35:10 ) имеется в виду только это место. В основе же всех этих особенностей празднования Пасхи при Иосии лежит возросшее при нем централизующее значение в религиозно-народной жизни храма Иерусалимского – вследствие произведенной этим царем религиозной реформы (( 4Цар.23:4–20 ); ср. W. Nowack, Lehrbuch der hebraischen Archaologie, 2-ter Bd. 1894, s.s. 172–175). 2Пар.35:15 .  И певцы, сыновья Асафовы, оставались на местах своих, по установлению Давида и Асафа, и Емана и Идифуна, прозорливца царского, и привратники у каждых ворот: не для чего было им отходить от служения своего, так как братья их левиты готовили для них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В это время в сад ворвалась толпа вооруженных слуг первосвященника под предводительством Иуды. Иуда лобзанием выдал своего Учителя. Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец Анны (Анана); отсюда Его повели к Каиафе, где уже поздно ночью состоялся суд над Ним. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, но никто не мог указать на такое преступление, за которое Иисуса Христа можно было бы приговорить к смертной казни. Тем не менее, смертный приговор состоялся только после того, как Иисус Христос признал Себя Сыном Божиим и Мессией. За это Христа формально обвинили в богохульстве, за что по закону следовала смертная казнь. В пятницу утром первосвященник отправился вместе с членами синедриона к римскому прокуратору, Понтию Пилату, для утверждения приговора. Но Пилат сначала не согласился это сделать, не видя в Иисусе вины, достойной смерти. Тогда иудеи стали угрожать Пилату доносом на него в Рим, и Пилат утвердил смертный приговор. Иисус Христос был отдан римским воинам. Около 12-ти часов дня, вместе с двумя разбойниками, Иисус был отведен на Голгофу – небольшой холм с западной стороны иерусалимской стены – и там был распят на Кресте. Безропотно принял Он эту казнь. Стоял полдень. Вдруг солнце померкло, и тьма на целые три часа распространилась по земле. После этого Иисус Христос громко воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» Потом, видя, что все исполнилось по ветхозаветным пророчествам, Он воскликнул: «Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!» и, склонив Свою главу, испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме разорвалась надвое, сотряслась земля, распались камни. Видя это, даже язычник – римский сотник – воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий». В смерти Иисуса Христа никто не сомневался. Два члена синедриона Иосиф и Никодим, тайные ученики Иисуса Христа, получили разрешение у Пилата снять тело Его с Креста и погребли во гробе Иосифа близ Голгофы, в саду. Члены синедриона позаботились о том, чтобы тело Иисуса Христа не было украдено Его учениками, запечатали вход и поставили стражу. Все делалось поспешно, так как праздник Пасхи начинался вечером в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В этом городке жила родственница Елизаветы юная дева Мария, которая как святой плод многослезных молитв Иоакима и Анны, такой же праведной четы, как и Захария и Елизавета, была посвящена Богу и как девственница по обету была лишь обручена для охранения этой девственности праведному и уже престарелому мужу Иосифу, плот­нику по ремеслу. С детства воспитанная при храме и под благотворным влиянием его постоянных прообразовательных священнодействий, от рождения уготованная послужить чистейшим сосудом великой тайны, юная дева, бывшая в это время уже круглою сиротою, всецело была предана исполнению своего обета и проводила время в неусыпных молитвах. Подобно всем благочестивым людям в избранном народе, она при всяком наступлении утреннего жертвоприношения, часа полуденной молитвы и времени вечернего жертвоприношения удалялась в свое особое, на­значенное ей помещение, и тайно предавалась молитве. В один из таких моментов и совершилось великое событие. В шестой месяц после таинственного откровения Захарии в храме, когда пресв. Дева уединенно предавалась молитве, в ее комнате явился тот же архангел Гавриил и сказал ей: «радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты меж­ду женами»! Появление таинственного для нее незнакомца в ее уединенной девической комнате и притом в самый час молитвы естественно должно было смутить ее, и она стала размышлять в себе, что бы это было за приветствие. «И сказал ей ангел: не бойся, Мария; ибо ты обрела благодать у Бога. И вот, за­чнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царство­вать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». Славные, великие, радостные, но вместе и непостижимые сло­ва! Ведь она девственница по обету, и слова вестника ока­зываются противными природе и не постижимыми для человеческого разума. «Как будет это, сказала Мария ангелу, когда я мужа не знаю?» Это не было сомнение, к которому неспособно было искренно верующее сердце Марии, а лишь недоумение ее простого, человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Величайшим доказательством Божественности Иисуса Христа служат Его предсказания о судьбе Храма Иерусалимского и народа израильского, о чем повествует Евангелист Матфей в 24-й главе. Случай, подавший повод Иисусу Христу предсказать о судьбе храма, был таков: находясь в последний раз в храме, где обличал фарисеев и книжников в лицемерии, что они, украшая гробницы пророков, теперь сами готовятся пролить кровь Его. Беседа эта была столь поучительна, что сильно подействовала на учеников. Они восхищаясь величием храма, указали на него; Господь, смотря на храм, сказал им: Видите ли все это? истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено ( Мф. 24:2 ). И когда ученики спросили Его, когда это будет, Христос сказал: что предвестниками сему будут: голод, мор, землетрясение, многие лжепророки восстанут и прельстят многих 93 ( Мф. 24:11 , Мк. 13:6 ); ученики Его будут поведены к правителям и царям, но Евангелие царствия будет проповедано по всей вселенной. Было предсказано, что Иерусалим будет обложен неприятельскими войсками, окружен валом, горе со всех сторон! Иудеи будут избиваемы мечем, и обратившиеся в бегство будут уведены рабами во все народы; камня не останется на камне ни в храме, ни в городе. Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. Так точно и случилось. Историк Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну и ужасы происходившие в Иерусалиме, видит в этом кару Божию. Я кратко упомяну об этом для того, чтобы убедить Израиля в той истине, что Иисус Христос – Сын Божий, и что за отвержение Его, они отвержены Богом. Спаситель, как мы выше сказали, за 40 лет возвещал, что храм будет разрушен, и что все в иудействе кончится. Кто открыл Ему это? Мог ли обыкновенный человек с такою ясностью предвещать будущее? Нет! Это мог только сказать Тот, Кто обладал даром Божественного предвидения – Иисус Христос. Он возвещал людям будущее и все, что Ему открывал Отец Небесный; так сказал Господь иудеям: Я творю волю Отца Моего Небесного, пославшего Меня, да уразумеете и веруете, яко во Мне Отец и Аз в Нем ( Ин. 10:37, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Величие Богоматери засвидетельствовал явившийся к Ней с неба Ангел Гавриил, который, «вошедши к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами“! ( Лк. 1: 28 ). О Ее величии изрекла и Св. Елисавета, которая «исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне»? ( Лк. 1: 41–43 ). О своем прославлении от Бога и людей сказала и Сама Божия .Матерь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк. 1: 46–49 ). Предсказания св. пророков, св. Ангела, исполненной Св. Духа Елисаветы и Самой Богоматери сбылись в точности: по всему лицу земному, везде, где есть христиане, славится из рода пречистое имя Божией Матери, везде христиане ублажают и умоляют Ее о заступничестве пред Богом в прощении грехов и помощи в их бедах и скорбях; и будут славить Ее святое имя, будут молить Ее о помощи всегда, до скончания мира, пока существует истинное христианство на земле; не ублажают Божию Матерь одни лишь язычники, не верующие во Христа и наши еретики– сектанты. I 1) Сектант (дерзко кощунствующий над именем Богоматери) : Нельзя, молитвенно почитать и обращаться к ходатайству Матери Иисуса, Которая была обыкновенная женщина, тем более нельзя называть ее Царицей небесной, ибо только язычники чтили «богиню неба»: «Непременно будем делать все то, говорили пророку Иеремии упорные язычники, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния“ ( Иер. 44: 17 ). Объяснения православного: Приводимое сектантами место из пророка Иеремии говорит о тех Иудеях, которые оставили Господа и стали служить Ваалу и Астарте «в земле Египетской» (ст. 1 и 8), принося им в жертву «мужей и жен, взрослых детей и младенцев» (ст. 7), и к верующим в истинного Бога христианам, конечно, относиться не может Астарта – это божество Сидонское ( 3Цар. 11: 5 ), считавшееся «богинею неба“, которой язычники приносили человеческие жертвы, сопровождавшиеся блудом. Совратившиеся в идолопоклонство Иудеи построили Астарте подле храма Иерусалимского особые «домы блудилищные“, а изображение Астарты поставили было в самом храме Господнем. Но царь Хелкия «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» ( 4Цар. 23: 4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Влияние такого великого праздника сказывалось на настроении народа во всех направлениях. Оно было выражением полного восстановления поклонения Иегове и возжигало ревность к служению Ему в сердцах народа. Тут присутствовали израильтяне со всех концов страны и понесли с собою во всех направлениях, в Сихем, Силом, Самарию и в другие места, чувство преданности храму Иерусалимскому, которое и продолжало сохраняться до разрушения города Навуходоносором, и даже по возвращения из плена. Но среди этой всеобщей религиозной восторженности, нашедшей свое выражение в празднике, который совершен был по всем постановлениям закона и при котором присутствовало столь много народа, было однако же не мало и таких, которые оставались равнодушными и даже втайне враждебными всему этому движению. Все это преобразование отчасти исходило от воли самого благочестивого царя и поэтому не имело глубины тех движений, которые возникают сами собою, из внутренней потребности народной жизни. Чтобы углубить это движение и сломить тайное противодействие, необходимо было вдохновенное слово пророка, и с этим словом выступил Иеремия. В своих пламенных речах он указывает на сильное противодействие ему. Обращаясь сначала к своим братьям-пророкам, он увещевает их прилежно проповедовать слово Божие, внушать и разъяснять народу смысл того завета, который только что был заключен с Иеговою со стороны представителей и старейшин народа. Книга закона, в которой заключался этот завет, была неизвестна целым поколениям, и поэтому необходимо было, чтобы население в целом ознакомлено с нею, так как это было единственное средство достигнуть разумного исполнения закона и обеспечения обещаемых в нем благ. Поэтому пророк и обращался к собранию с такою речью: «слушайте слова завета сего, и скажите мужам Иуды и жителям Иерусалима; и скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской и железной печи, сказав: слушайтесь гласа Моего, и делайте все, что Я заповедаю вам, и будете Моим народом и Я буду вашим Богом, чтобы исполнить клятву, которою Я клялся отцам вашим, дать им землю, текущую молоком и медом, как это ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вместе с ним встревожился и весь Иерусалим. Чтобы расследовать столь важное дело, Ирод не­медленно «собрал всех первосвященников и книжников народных», и потребовал от них, чтобы они ответили ему на вопрос: «где должно родиться Христу?» Иудейским ученым богословам не трудно было ответить на этот вопрос, так как пророк Михей ясно предсказал, что Христу должно родиться в Вифлееме ( Мих. 5:2 ). Тогда Ирод, тайно призвав волхвов и выведав от них время появления звезды, что­бы точнее определить время рождения Мессии, отправил их в Вифлеем, дав им коварное поручение: «пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему «Ничего не зная о кровожадном намерении царя, волхвы отправились в путь и с великою радостью увидели, что виденная ими звезда на востоке вновь явилась перед ними и привела их как раз к тому месту, где был новорожден­ный Мессия. «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну», оказав таким образом Младенцу в Его убогой колыбели почести, каких они не оказали и самому Ироду в его роскошных палатах. Принеся свои дары и поклонившись чудесному Младенцу, волхвы конечно возвратились бы в Иерусалим, чтобы поделиться своею радостью с Иродом и дать ему случай также покло­ниться Мессии; но бывшее им во сне откровение раскрыло пред ними кровожадный замысел Ирода, и они «иным путем отошли в страну свою». В то же время и Иосиф получил высшее предостережете о грозящей Младенцу опасности, и по указанию ангела поспешно переселился с своим семейством в Египет, издавна бывший естественным местом убежища для всех гонимых в Палестине, и там оставался до смерти Ирода. Между тем царь, увидев себя обманутым со стороны волхвов и подозревая их в соучастии с царственным Младенцем, пришел еще в большую ярость, принявшую совер­шенно зловещий характер. У него не было средств узнать царственного Младенца от семени Давидова, и менее всего конечно он стал бы искать Его в скотном стойле при гостинице.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Вся история человеческого рода вращается около двух величайших событий – грехопадения и искупления. Первое из этих событий, когда именно человек, нарушив заповедь Божию, отравил себя и всю свою природу пло­дами греха и смерти, наложило неизгладимую печать греховности на всю историческую жизнь ветхозаветного человечества, и последнее, потеряв в себе источник истинной духовной жизни, жило только надеждой на будущее искупление, обещанное человеку вслед за самим грехопадением. Это искупление, как оно постепенно выяснилось в целом ряде обетований и пророчеств, должно было ниспровергнуть водворившееся на земле цар­ство греха и смерти и вновь водворить царство благодати как источника истинной духовной жизни. Но восстановление потерянного источника истинной жизни, водворение жизни на место смерти равносильно созданию новой жизни на земле, и искупление вследствие этого могло совершиться только опять чрез то Божественное Слово, чрез которое совершилось в начале и са­мое сотворение мира. Поэтому то как бытописатель Ветхого Завета, св. пророк Моисей, начал свое повествование о сотворении мира знаменательным словом «в начале», так и бытописа­тель Нового Завета, св. евангелист Иоанн, начал свое повествование об искуплении тем же самым словом «в начале», чтобы заявить, что то Божественное Слово, которое имело воссоздать падший род человеческий, есть Слово изначальное, то самое, которое в довременном бытии было у Бога и которое само было Бог . «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть». Но Оно не толь­ко причина создания всего бытия, но есть вместе с тем источник истинной жизни. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Падшее человечество, потерявшее чрез свое грехопадение источник истинной жизни, могло найти его опять только в этом Божественном Слове, и эта истинная жизнь только и мог­ла стать тем светом, который должен был осветить человеку путь от погибели ко спасению. Чтобы дать греховному человечеству возможность приобщиться к этому источнику жизни и света, «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благода­ти и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Как в начале всех вещей совершилась непости­жимая для разума тайна сотворения, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога Слова. «И беспрекословно, говорит апостол, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Эта то великая тайна благочестия и составляет предмет библейской истории Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Глава 11 Описание орла, поднимающегося из моря (1–6). Правление двенадцати больших крыльев и двух придаточных крыльев (7–23). Покушения на господство четырех придаточных крыльев (24–28). Владычество трех голов орла (29–36). Явление льва и его обличительная речь к орлу (37–46). 3Езд.11:1 И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. 1 . Пророк видит во сне орла, поднимающегося из недр моря (de mari). У орла 12 крыльев и три головы. Восемь придаточных крыльев, играющих второстепенное значение, пока не названы. Символ орла употреблялся в приложении к монархии как на Востоке, у ассириян и персов, так и на Западе, у римлян. У еврейских пророков он применяется как к целой монархии, так и к отдельным лицам. Иезекииль изображает под видом орла халдейскую (XVII:3, 12) и египетскую монархию (XVII:7, 15); Иеремия – вавилонского царя Навуходоносора (XLVIII:40; XLIX:22). В книге Даниила первой мировой монархии, созерцаемой под символом льва, приписываются орлиные крылья (VII:4). В Римской империи изображение орла употреблялось в качестве государственного герба на знаменах и монетах. Со времени Ирода Великого оно помещалось на самом Иерусалимском храме и на иудейских монетах. В этом символе царственной птицы автор хотел оттенить, с одной стороны, необычайную мощь и силу Римской империи, царившей почти над всем миром, с другой, ее хищнические наклонности. Орел выходит из моря подобно четырем зверям Даниила (VII:3). Из той же книги взяты главные составные части видения: крылья и головы. У Даниила третий зверь – барс имеет 4 птичьих крыла и 4 головы (VII:6). 3Езд.11:2 И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею, и все ветры небесные дули на него и собирались облака. 2 . В видении Даниила точно так же на великом море, откуда выходят четыре зверя, борются все четыре ветра небесных (VII:2). Несмотря на бурю, орел плавно взмывает над морем и достигает облаков. 3Езд.11:3 И видел я, что из перьев его выходили другие малые перья, и из тех выходили еще меньшие и короткие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010