К концу первого семестра Астия начала слабеть. По ночам поднималась высокая температура, тело тряслось от озноба, противясь внедрению чужой крови. На молитву не было сил. К утру температура спадала, и тогда, превозмогая головокружение и слабость, девушка ехала причащаться в Иоанновский монастырь, где она старалась попасть на исповедь к отцу Феодору, доброму и любящему пастырю. Тот тоже приметил юную, болезненного вида прихожанку, а, узнав историю девушки, начал каждодневно поминать ее в молитвах. После причастия всегда становилось легче. Астия спускалась к гробнице Батюшки, читала ему акафист или просто сидела рядом, повторяя запавшие в сердце слова: «…Любовию Твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин. Силою Твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели…» Однажды Астия поняла, что сил на дорогу из общежития до Театральной академии у нее нет. Снимать жилье было не на что — заработанных денег едва хватало на еду и лекарства. Просить помощи у брата она не хотела. Он до сих пор расчитывался с долгами. Надо было на что-то решаться. Помолившись любимому Батюшке, Астия рассказала о своих бедах режиссеру кукольного театра. «Будешь жить в моем кабинете, — не раздумывая, сказал он, — там есть диван, кухонька и душ. Переезжай прямо сейчас». «Слава Богу за все! Благодарю Тебя, любимый Батюшка Иоанн! От кукольного театра до академии — десять минут пешком, от театра до Иоанновского монастыря — сорок минут на метро, до репетиций – два пролета лестницы!» — ликовала Астия. Врачи онкологических больниц и клиник привыкли к тому, что их пациенты с диагнозом «рак крови» с каждым годом становятся все моложе. Лейкоз — болезнь молодых, принято говорить сегодня. Все ребята, с которыми Астия познакомилась в больнице, умерли. Варвара, Антон, Андрей. Степан, Лена, Игнат, Сергей… Каждый раз, когда Астия писала их имена в записке на проскомидию, она видела их лица. Варвара – смешливая курносая девчонка. Ей было семнадцать лет. Как-то вечером Астия зашла к ней в палату, и Варвара, смеясь, начала рассказывать глупую историю, смешно тараща глаза над марлевой повязкой. Астия вежливо улыбнулась и ушла, а утром узнала, что ночью Варвара умерла.

http://azbyka.ru/fiction/imya-tebe-lyubo...

— А все-таки странная фамилия для русского дворянина, — заметила Агния Львовна. — Да ничего странного! Комиссарами назывались офицеры, ведавшие снабжением в царской армии, — сказала Варвара. — Полезная и уважаемая должность, в отличие от комиссаров прошло го века, и фамилия наша была уважаемая. Но и потом именно фамилия эта не раз помогала нашему семейству выжить после революции. — Верно, ведь большевистские комиссары и понятия не имели, кто такие были царские комиссары! — засмеялась Агния Львовна. — Откуда ж им было знать! — фыркнула Варвара. Тему развивать не стали, поскольку биографии друг дружки все трое знали досконально. — К столу у тебя все приготовлено или что-то еще стряпать будешь сегодня? — спросила Варвара. — А я ничего особенного готовить и не собираюсь. Холодец в холодильнике, его только выложить и украсить, а салат приготовлю перед самым приходом гостей. — А горячее будет? — Будет. Картошка с солеными или маринованными грибами. Картошку тоже перед гостями надо почистить и поставить. А грибы куплю готовые на рынке. — Что ж так скромно? — удивилась Варвара. — А день-то постный, среда! Да и не хочется после храма в кухонную суету окунаться. Куплю на рынке побольше хороших и разных закусок — вот и будет стол как стол. — Если хочешь, мы с Варенькой можем что-нибудь приготовить и картошку заранее почистить. Пусть постоит до вечера в воде с капелькой лимонного сока, чтобы не темнела, а потом раз — и на плиту! — Это было бы чудесно, спасибо вам, девочки! Варенька, а ты не купишь к столу бутылку вина в гастрономе на Лиговке? У меня по пути не будет приличных магазинов с винным отделом. — Одну? — Одну. Артемий, как всегда, принесет бутылку шампанского, так что одной бутылки нам вполне хватит. — Ладно. Так я кагор куплю? — Купи кагор, если будет. — Ну так картошку мы чистить начнем прямо сейчас, как тебя в церковь отправим, — сказала Лика, — а то нам с Танечкой после обеда к ветеринару на прием идти. — Так и не жрет морковку? — спросила Вар вара. — Нет. Я уж ее и в молоке, и в курином бульоне отваривала — все равно нос воротит!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке хранится часть перста великомученицы Варвары с перстнем, перенесенная из церкви великомученицы Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей великомученицы, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875–1882). За молитвенной помощью к великомученице Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1995 году Варвара стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 1999 году ее икона, находящаяся в настоящее время в Самарском епархиальном музее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II, побывала на борту орбитальной станции «Мир». Иконография великомученицы Варбары Великомученица Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в церкви Санта-Мария Антиква в Риме 705–707 годов: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография великомученицы Варвары сложилась к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке, как на обороте двухсторонней иконы 2-й половины XIV века с изображением Богоматери Одигитрии на лицевой стороне (нач. XV b., Византийский музей, Фессалоника). Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви святителя Николая Мирликийского (Болгария, 1259); гравюра «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых»(монастырь Хиландар, Афон, 1837) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых», частная коллекция, Афины, 1868). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон великомученица Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории (на серебряном кратире, Вел. Новгород, XII b.; на эмалевом ожерелье из Старой Рязани, кон. XII b.); а иногда с непокрытой головой (в клеймах двух житийных икон нач. XIX b.) или с золотой повязкой на голове, как на иконе с поясным изображением великомученицы Варвары (кон. XV b., круг Дионисия, некогда храмовая икона монастыря во имя великомученицы Варвары в Волоколамске).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Бедный Поляков заплатил за свою мягкость ссылкою в дальнюю деревню — и дал проявиться еще новому узору души барыни. Агашенька, беременная, в тоске и разлуке с мужем прозябала в Спасском, страдала и только молилась, с великой кротостью (вообще эта женщина из народа, крепостная, раба — удивительный светоч и заступница за нас всех). Близилась Святая. В великий четверг Варвара Петровна была в церкви. Вдруг, перед самым причастием, с той-же внезапностью, как и заносила костыль над Поляковым, вышла, села в карету и поехала домой. Как была, в шубе, не раздеваясь, прошла к себе в уборную, где находилась Агашенька — грохнулась ей в ноги. 100 — Прости меня. К празднику твой муж будет здесь. Обнимались, плакали, а потом она поехала причащаться — и никто не мог-бы сказать, что произойдет на Пасху следующего года, какой новый поворот она сделает. Произошло следующее: в Светлое Воскресение 1846 года Варвара Петровна проснулась крайне раздраженная. В церкви звонили — она отлично знала, что на Пасху всегда бывает радостный звон. Но велела позвать «министра». — Что это за звон? — Праздник, сударыня, святая неделя. — Святая неделя! Праздник! Какой? У меня-бы спросили, какая у меня на душе святая неделя. Я больна, огорчена, эти колокола меня беспокоят. Сейчас велеть перестать. И колокола умолкли — весь пасхальный парад в доме, праздничный стол, куличи, пасхи — все отменено, вместо праздника приказано быть будням, и сама Варвара Петровна три дня провела в комнате с закрытыми ставнями. Их открыли только в четверг. Пасхи в том году в Спасском просто не было. Зато еще в другой раз она отменила церковный устав об исповеди: приказала оробевшему священнику исповедывать себя публично, при народе. Можно-ли было такому характеру уживаться с сыновьями — людьми уже новой, европейской складки? Варвара Петровна знала, что Николай едва изворачивается, что Иван живет в Куртавенеле без гроша, и очень хотела видеть обоих. Но Ивану, вместо нужных ему шести тысяч на расплату с долгами и на возвращение выслала шестьсот рублей —

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2404...

«Верь богам твоего отца – говорил он, – и спаси себя». Но св. Варвара не боялась мучений. Она даже хотела пострадать за свою веру в Христа и показать этим Творцу неба и земли, как она Его любит. Правитель велел бить ее и растирать ее раны грубой тканью, после чего Варвару бросили в темницу. Вся в крови лежала мученица на земляном полу своей тюрьмы и молилась Христу. И Он явился ей в великом свете. Радуясь, она встала навстречу Ему, и все ее раны исцелились. В том же городе жила одна женщина, христианка. Звали ее Иулиания. Глядя на страдания Варвары, она сама решила умереть за Христа и только просила Господа послать ей терпение в страданиях. Когда, на утро, Варвара вышла к правителю здоровой и красивой, как прежде, Мартиан сказал ей: «Видишь, девица, как добры к тебе боги, как быстро они исцелили тебя». «Не твои бездушные боги исцелили меня, – ответила ему Варвара, – а Тот Бог, за Которого я страдаю». Такие слова привели правителя в ярость, и он снова велел еще более мучить ее. Толпа народа стояла и смотрела на страдания Варвары. Иулиания была тут же. Видя бесстрашие молодой девушки, она укрепилась в своем желании пострадать за Христа и громко воскликнула: «Я тоже христианка». Тогда правитель повелел мучить и ее. Наконец, правитель осудил Варвару и Иулианию на усечение мечом. Диоскор сам отрубил голову своей дочери, а один из воинов убил св. Иулианию. Перед смертью, Варвара молилась Богу Творцу, Создателю неба и земли, чтобы все поминающие ее не погибли от внезапной смерти, успели покаяться перед Господом в своих грехах и причаститься Св. Христовых Тайн. Поэтому на иконах св. влкм. Варвару часто изображают со Св. Чашей. Да помилует и нас Христос Бог наш по молитвам святой великомученицы Варвары. (По Житиям Святых св. Дмитрия Ростовского ). 3. Святая великомученица Екатерина (24 нояб. ст. ст.– 7 дек. нов. ст.) Многие из нас носят имя Екатерины. А знаете ли вы, как жила, и кто была святая Екатерина, в честь которой вас так зовут? Много столетий тому назад (400 лет после Рождества Христова) в городе Александрии жила девушка по имени Екатерина.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. Святая Великомученица Варвара Небесное вразумление Против течения несся по волнам огромный камень – целая скала Достопочтенный архимандрит Кронид со слов крестной матери своей, Варвары Ивановны Знаменской, записал следующий рассказ. «Когда мне было четырнадцать лет, – рассказала Знаменская,– я прочитала житие и историю страданий своей небесной покровительницы – великомученицы Варвары. Часто, ложась спать, я задумывалась над тем, как эта столь юная отроковица могла вынести великие и ужасные муки? Однажды, когда я уснула, вижу себя в райской стране неописуемой красоты. Ее наполняли плодовые деревья и цветы столь прекрасные, что красоту их трудно описать. Видя превосходную райскую растительность, душа моя переживала сладкую неземную радость. Вдруг вижу: по аллее, усеянной разновидными цветами, навстречу мне идет величественная Жена, исполненная славы и красоты. Лицо Ее было покрыто густой вуалью, отчего его невозможно было разглядеть. Поравнявшись со мной, Жена остановилась и сказала: “Раба Божия Варвара! Ты прочитала о жизни и страданиях своей небесной покровительницы и заступницы пред Богом великомученицы Варвары и усомнилась, как такая юная отроковица могла вынести ужасные и страшные муки. Иди за мной, и я покажу тебе то дивное и пречудное, что выше ума человеческого”. Она повела меня по бесконечному небесному пространству. Путь наш достиг широчайшей реки, несущей кристальные воды. По реке навстречу течению несся огромный камень – целая скала. Дивная Жена, указывая мне на камень, сказала: “Смотри, Варвара: по человеческому понятию видимого тобою явления быть не должно, но для Бога все возможно. Да не смущается сердце твое, уповая на Бога, и невозможное будет возможным! Сила Божия в немощи совершается”». Получив ответ с неба, вразумленная Варвара Ивановна пробудилась от сна и вполне поняла тогда, что в сердце великомученицы Варвары почивала сила Божия, которая и помогла ей до конца совершить подвиг страдальчества за Христа. Великий молитвенник Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Этот прием позволял иконописцам уплотнить смысловое значение произведений, представить на небольшом иконном поле картину «всеохватности» Божественного домостроительства. Напоминая части монументальных стенных росписей, они, благодаря своей архитектоничности, «собрали» в себе и их литургическое пространство, и их литургическое время. Таким образом, все части изображения становятся зримыми воплощениями мысленных образов богослужебного действия. Так, «Сошествие во ад» из Острова основной своей композицией как будто воспроизводит изображение конхи апсиды, а ее нижний регистр с 11-ю святыми – святительский чин алтаря и росписи нижней части столпов. Частью монументальной стены воспринимается небольшая «Четырехчастная икона», в которой, как и на поверхности фресковой живописи, не совпадают разгранки клейм. Росписью небольшой ниши или аркосолия с деисусным чином над ним кажутся иконы Псковского музея и собрания Н.П. Лихачева. Состав святых на всех рассматриваемых иконах довольно устойчив. Попытки исследователей объяснить их подбор посвящением храмов или патрональными заказами, на наш взгляд, не раскрывают замысла произведений. А поскольку именно он определяет идейную программу всех икон, обусловившую их художественное и иконографическое своеобразие, попытаемся рассмотреть образы представленных здесь святых в едином контексте с центральным изображением. Из пяти интересующих нас икон лишь на одной (ГТГ) отсутствует дополнительный ряд святых. На двух он представлен в виде деисусного чина (Лихачев, Псковский музей), а на других – рядом святых. На «Четырехчастной иконе» под «Сошествием во ад» в отдельном клейме изображены Варвара, Никола и Ульяна; на иконе из Острова в нижнем регистре: мученицы Екатерина, Анастасия, святые Фотий, Никола, Василий Великий , Иоанн Милостивый (?), Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , мученики Никита, Варвара, Параскева. На иконе из собрания Н.П.Лихачева в центре деисусного чина представлен Никола, слева от него – Богоматерь, архангел Михаил, Дмитрий Солунский и Параскева Пятница, справа – великомученик Георгий, архангел Гавриил, Илья, Козьма, Варвара. На аналогичной иконе из Пскова в центре также Никола, слева от него мученики Никита, Козьма, Варвара, святой Власий, архангел Михаил, справа – Варлаам (Хутынский?), мученики Дамиан и Ульяна, святой Нифонт, Параскева Пятница.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Все зааплодировали — игра началась, как удачно! — Ну, Лика, думай, куда тебе лучше шагать дальше, — сказала Варвара, — ты можешь передвинуть фишку на следующий квадрат. — Тут нечего и думать, я иду на восток: впереди у меня весь Крестовский остров и кусочек Каменного, а там… — Стоп, Лика! Ты делай ход, а я выберу, откуда мне начинать свою прогулку по городу, — сказала Варвара, разглядывая верхний край карты. — А вот встану-ка я в Шувалово, между Шуваловским парком и Озерками! — Она поставила фишку. — Вот так! Вы, друзья мои, когда-нибудь задумывались над тем, что привычные нам Озерки по-настоящему носят странное для северной столицы название — Суздальские озера? — Точно, — сказала Агния, наклоняясь к Варвариной фишке, — тут и написано: Суздальские озера. — А вы знаете, как это название связано с именем графа Шувалова? Нет? А я вам расскажу. Эту территорию в конце восемнадцатого века начал осваивать граф Петр Шувалов. Первыми поселенцами этих краев стали крестьяне из суздальских владений графа. Отсюда возникли название Суздальская слобода и наименования Верхнего, Среднего и Большого озер — Суздальские. И вот здесь, а вовсе не в Дачном, как некоторые думают, появились первые петербургские дачи и дачники. Особой популярностью у дачников пользовался район усадьбы Шуваловых и окружавшие ее территории, и особенно, конечно, Суздальские озера. Здесь строили дачи и летние резиденции, купались летом и катались на санях зимой. — А теперь там новые русские строят башни, — заметил Гербалайф. — Да фиг с ними, пусть строят, лишь бы ландшафт не портили, — ответила Варвара. — Принимаете мой ход? — Принимаем! Двигайся дальше! — сказала Агния. — Я пойду вниз, к центру, — вот сюда! Теперь у меня Шуваловское кладбище и Спасо-Парголовская церковь. — А мне-то что выбрать для начала? — сказала Агния, двигая пальцем свою фишку по периметру карты. — Нет, нет, нет… Ага, вот что я выбираю! Пороховые и храм Ильи Пророка! — Неплохо! — одобрила Варвара. — Ну давай рассказывай. — Храм-ротонда, очень красивый, полный света и благодати… Но мне он особенно дорог из-за другого: это, девочки, первый храм в Петербурге, настоятель которого еще в конце восьмидесятых осмелился вывесить икону новомучеников и исповедников российских. — И она передвинула фишку на один квадрат к центру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Борис. Надолго ли муж-то уехал? Катерина. На две недели. Борис. О, так мы погуляем! Время-то довольно. Катерина. Погуляем. А там… (задумывается) как запрут на замок, вот смерть! А не запрут на замок, так уж найду случай повидаться с тобой! Входят Кудряш и Варвара. Явление четвертое Те же, Кудряш и Варвара. Варвара. Ну что, сладили? Катерина прячет лицо у Бориса на груди. Борис. Сладили. Варвара. Пошли бы, погуляли, а мы подождем. Когда нужно будет, Ваня крикнет. Борис и Катерина уходят. Кудряш и Варвара садятся на камень. Кудряш. А это вы важную штуку придумали, в садовую калитку лазить. Оно для нашего брата оченно способна. Варвара. Все я. Кудряш. Уж тебя взять на это. А мать-то не хватится? Варвара. Э! Куда ей! Ей и в лоб-то не влетит. Кудряш. А ну, на грех? Варвара. У нее первый сон крепок; вот к утру, так просыпается. Кудряш. Да ведь как знать! Вдруг ее нелегкая поднимет. Варвара. Ну так что ж! У нас калитка-то, которая со двора, изнутри заперта, из саду; постучит, постучит, да так и пойдет. А поутру мы скажем, что крепко спали, не слыхали. Да и Глаша стережет; чуть что, она сейчас голос подаст. Без опаски нельзя! Как же можно! Того гляди, в беду попадешь. Кудряш берет несколько аккордов на гитаре. Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет. Варвара (зевая) . Как бы то узнать, который час? Кудряш. Первый. Варвара. Почем ты знаешь? Кудряш. Сторож в доску бил. Варвара (зевая) . Пора. Покричи-ка. Завтра мы пораньше выйдем, так побольше погуляем. Кудряш (свищет и громко запевает) . Все домой, все домой,  А я домой не хочу. Борис (за сценой) . Слышу! Варвара (встает) . Ну, прощай. (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.) Завтра, смотрите, приходите пораньше! (Смотрит в ту сторону, куда пошли Борис и Катерина.) Будет вам прощаться-то, не навек расстаетесь, завтра увидитесь. (Зевает и потягивается.) Вбегает Катерина, а за ней Борис. Явление пятое Кудряш, Варвара, Борис и Катерина. Катерина (Варваре) . Ну, пойдем, пойдем! (Всходят по тропинке. Катерина оборачивается.) Прощай.

http://azbyka.ru/fiction/groza-ostrovski...

Варвара. Ну, а парни поглядывали на тебя? Катерина. Как не поглядывать! Варвара. Что же ты? Неужто не любила никого? Катерина. Нет, смеялась только. Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь. Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень! Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека. Катерина (с испугом) . По чем же ты заметила? Варвара. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что ли! Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься. Катерина потупляет глаза. Да мало ли… Катерина (потупившись) . Ну, кого же? Варвара. Да ведь ты сама знаешь, что называть-то? Катерина. Нет, назови. По имени назови! Варвара. Бориса Григорьича. Катерина. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради Бога… Варвара. Ну, вот еще! Ты сама-то, смотри, не проговорись как-нибудь. Катерина. Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу. Варвара. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним. Катерина (после непродолжительного молчания, потупившись) . Ну, так что ж? Варвара. Кланяться тебе приказал. Жаль, говорит, что видеться негде. Катерина (потупившись еще более) . Где же видеться! Да и зачем… Варвара. Скучный такой. Катерина. Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю! Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь. Варвара. Да не думай, кто же тебя заставляет? Катерина. Не жалеешь ты меня ничего! Говоришь: не думай, а сама напоминаешь. Разве я хочу об нем думать? Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла. Варвара. Ты какая-то мудреная, Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

http://azbyka.ru/fiction/groza-ostrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010