Святые Таинства и требы он совершал истово. Совершение их занимало у него так много времени, что порой казалось, будто он совершает их не только в тех пределах, как они изложены, но значительно приумножает. Помню, как исповедовал отец Иоанн. Уже произносилось «Со страхом Божиим и верою приступите». А он еще беседует с отдельными исповедниками». В 1960 году отца Иоанна Смирнова постигла тяжелая утрата – скончалась его любимая жена Варвара. Но о кончине своей супруги он уже знал заранее от блаженной Пелагеи Захаровской. Полюшка любила Смирновых – протоиерея Иоанна и протодиакона Павла, любила их жен матушку Варвару и матушку Клавдию. Смирновы же относились к ней с уважением, почитали за праведницу. А протодиакон Павел, умевший рисовать, даже портрет Полюшки масляными красками написал. И всю жизнь хранил его с необычайным благоговением. Как святыню хранил... В один из приездов протодиакона Павла Полюшка стала ругать его жену, а он уже знал, что если блаженная ругает кого-то, то жди скорби или болезни. И действительно вскоре обнаружилось, что Клавдия тяжело больна, и, чтобы спасти ей жизнь, пришлось делать серьезную операцию. Заболела и жена протоиерея Иоанна матушка Варвара. Тогда он вместе со своим братом поехал к Полюшке испросить ее молитв о выздоровлении матушки. Блаженная приняла их, но стала так ругать отца Иоанна, что у нее даже лицо серым сделалось. Братьям Смирновым стало ясно, что его ждет беда. 30 ноября 1960 года матушка Варвара умерла... Но Смирновы были уже к этому подготовлены, хотя, конечно же отец Иоанн тяжело переживал смерть жены. Настолько тяжело, что впоследствии говорил: «Если бы все начать сначала, то я не женился бы, а принял монашество». В супружестве Варвара была для него идеалом. Любящая, верная, она делила с ним и горести и радости. Невзирая ни на какие трудности, она всегда сохраняла в семье мир и взаимопонимание. Она напоминала отцу Иоанну его маму Антонину, которая умерла на сорок третьем году жизни. По трагическому совпадению в сорок три года умерла и Варвара. И протоиерей Иоанн Смирнов повторил путь своего отца – также как и он, понес крест вдовства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Память ему празднуется: 9/22 августа, а также на Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице) и Собор Карельских святых (21 мая/3 июня). Святые праведные схимонах Сергий и схимонахиня Варвара В заключение скажем о родителях преподобного Александра Свирского – Стефане и Вассе, которые, хотя и не являются учениками Преподобного, но именно с его благословения и наставления оставили мир и ушли подвизаться в монастырь. О местонахождении возлюбленного своего сына Амоса после неожиданного исчезновения его из дома они узнали лишь спустя три года. Стефан поехал в Валаамский монастырь повидать сына и упросить его вернуться домой. Но на уговоры отца Преподобный ответил: «...иди ныне в дом твой с миром, и вся, елика обещал еси мне собранная имения твоя, продаждь, и раздай нищим... Молю тя, отче мой, устрой о дому своем и иди в монастырь Пресвятыя Богородицы во Остров, и туда пострижешися, и спасение души получиши...». По усердным молитвам прп. Александра, отец его так и поступил. Придя домой, он, что требовалось, исправил, раздал имение и удалился в Островской Введения во Храм Пресвятой Богородицы монастырь, где принял постриг с именем Сергий. За ним последовала и супруга, приняв в иночестве имя Варвара. «Пожив благочестно», схимонах Сергий и схимонахиня Варвара мирно отошли ко Господу примерно около 1477–1480 гг. Похоронили их в нижнем этаже Богоявленской церкви, в приделе Преображения Господня. За свою богоугодную жизнь Сергий и Варвара были канонизированы Церковью и прославлены в чине преподобных. В Минее за июнь месяц, в списке святых, поминаемых на литии во время службы дня Всех святых, в земле Российской просиявших, Сергий и Варвара поминаются как «святые праведные отец и матерь». В 1721 г. архимандрит Кирилл производил освидетельствование гробницы с прахом преподобных Сергия и Варвары. На месте разрушенной большевиками Богоявленской церкви сегодня стоит часовня с гробницами святых родителей прп. Александра Свирского . Память им празднуется: 30 августа/12 сентября (в день прп. Александра Свирского ), а также на Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице) и Собор Карельских святых (21 мая/3 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Варвара, слушая маляра, напряженно пыталась вспомнить, кто это так точно и будто про Вову сказал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Как только Елена отошла от наркоза, к койке хлынула куча народа. Открылся один глаз, и слабая улыбка появилась на бескровных губах. - Дорогие мои! — голос то и дело прерывался. — Я молилась перед операцией: «Господи, молитвами Богородицы и всех любящих меня людей продли мне жизнь!» И вот я с вами. Знатоки благодати Из алтаря уже вынесли записки и выгрузили их шуршащей кучей на стол в притворе. Варвара пыталась сосредоточиться на словах, которые пел хор. Но куда там. Тверди не тверди себе: «Любопытство — грех», а против натуры не пойдешь. Борется Варвара с грехом, повторяя Иисусову молитву, а уши, как локаторы, ловят каждое слово из разговоров в храме. За спиной Варвары шло тем временем живейшее обсуждение. - Вчера на вечерне такая благодать была — слов нет! — говорит одна прихожанка и от избытка чувств закатывает глаза к потолку. - Когда отец Павел служит, всегда такое испытываешь, — поддакивает другая. - А вот когда отец Георгий служит, пустота какая-то. Как мертвая домой ползешь, — жалуется третья. - Нет, это вы зря на отца Георгия наговариваете, — вмешивается дама с хорошо поставленным голосом, видимо, учительница или бывший партработник. — Я от его служб наполненная выхожу. Все. Это было последней каплей. Природное желание всюду совать свой нос взяло вверх над насильно прививаемым смирением, и Варвара нарушила эту идиллию: - Объясните подробней, что в вашем понимании «благодатная служба»? Я, например, ничего не чувствую. У обсуждавших на лицах — весь спектр эмоций: удивление, недоумение, подозрительность и желание отойти от греха подальше. - Как? Ты не чувствуешь благодати? - Не чувствую, — подтвердила Варвара, получив тут ворох объяснений. - Благодатная служба — это когда ты в хорошем настроении выходишь из церкви. - И усталости не чувствуешь! - Благодать, например, есть у отца Филарета. Он идет, и от него как теплый шар отходит.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-mariya...

Трудно решить: есть ли Варвар, усеченный во Фракии при Иулиане, один из упомянутых также усеченных мечем, 6 и 14 мая находящихся в стишном прологе, или новое лице? Вероятнее, что, если не явились три из одного; то он один из упомянутых двух; ибо странно стечение в одном месяце трех различных мучеников Варваров. Св. Димитрий ростовский внес сказание о Ваваре и дружине его из западных Дееписателей и поставил его 6, а не 11 мая, как у Петра де Наталибус, ради Варвара разбойника. Св. Варвар разбойник . Св. Варвар жил сначала разбойником в странах луканских; раскаявшись провел 15 лет строгой аскетической жизни в лесах и застрелен проезжими купцами, принявшими его за зверя. Что это за страны Луканские? Есть ли это Лукания в Италии, Ликаония в малой Азии, Лакония в Пелопонезе или Ликеон гора (Диафторти) в Аркадии на границах Мессении? Надобно искать ее в Греции. В греческом стишном синаксаре 15 мая память сего святого показана так: препод. отца нашего Варвара мироточца. Никодим замечает, что кажется об нем говорит Вриенний во 2 томе своих поучений. Вриенний писатель 16 века действительно говорит о св. Варваре в Елладе , источающем миро рекою. Точнее говорится о Варваре разбойнице в новом греческом Лимонаре в житии Варнавы и Софрония (18 авг.); здесь говорится, что на север от Лариссы на три дня пути в монастыре горы Келлий находятся мощи Варвара мироточца, покаявшегося начальника разбойников. Это на севере Фессалии или уже в Македонии недалеко от Мефона македонского. Игак в Греции два Варвара мироточца: один усеченный при Иулиане во Фракии, но коего мощи положены в Мефоне пелопонезском, другой на севере Греции. Нет ли здесь смешения? Как явился на юге Греции в Мефоне мессенском усеченный во Фракии; а на севере Греции явился скончавшийся, если не на юге Греции, то в других странах, напр. Ликаонии? В древнейших памятниках восточных 7 и 8 мая показана память пр. Тарасия чудотворца в Ликаонии. Не есть ли это собственное или иноческое имя Варвара т. е. разбойника, бывшего в Ликаонии? В Белозерских святцах, до 1631 года писанных, есть кондак Варвару разбойнику : от Бога данные ти благодати страстотерпче Варваре святе, яко многоценным миром, нас посещай целебне, да вопием ти: радуйся испивый сладостне чашу Христовых страстей .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Дорогие братия и сестры! Почти непрерывным потоком идет наш русский православный народ к великому печальнику Русской земли Преподобному Сергию, неся с собою свои скорби и радости. Но будем помнить всегда, что с молитвами Преподобного Сергия о нас, грешных, сливаются пред Престолом Божиим и молитвы преподобного Никона. Поэтому сегодня, в день его памяти, помолимся ему горячо и усердно, чтобы Господь по предстательству угодника Своего укрепил нас на пути добродетельной христианской жизни и сподобил достигнуть нашей конечной, вожделенной цели — будущей вечной жизни. Аминь. 1962 г. В день памяти святой великомученицы Варвары. О познании Бога через рассматривание природы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Небеса поведают славу Божию, творение же рук!у Его возвещает твердь  ( Пс.18:2 ).  Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси; что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его  ( Пс.8:2, 4-5 )? — так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь. Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем — на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, — смотрела она на это и размышляла.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

При первой же возможности Варвара Васильевна стала посещать Бутовский полигон, с большим трудом и ухищрениями пробираясь на его территорию через маленькую дверцу в старом заборе, которая бывала запертой даже в разрешенные для посещений дни. Ей удалось передать через митрополита Ювеналия Святейшему Патриарху Алексию II один из первых, далеко не полных списков (250 имен) расстрелянных на полигоне, за что Варвара Васильевна удостоилась личной благодарности от Святейшего Патриарха. Варвара Васильевна деятель но участвовала в организации установки большого поклонного креста и его освящении на Радоницу 8 мая 1994 года. Тогда же составилась община будущего храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Варвара Васильевна как один из самых активных ее членов занималась всеми делами общины. С ее участием обсуждались проекты первого деревянного храма, варианты его создания, а также возможности обнаружения и идентификации честных останков ее деда — митрополита Серафима. Варвара Васильевна дол-то лелеяла надежду на то, что исполнится желание митрополита быть похороненным в Дивееве, скрепленное письмом Государя Николая II . «Мы в очень большом долгу перед новомучениками Российскими, говорила она. — Ведь их так долго не поминали в Церкви, и родные боялись даже имя вслух назвать; собственно, того и добивалась советская власть, чтобы самая память о них исчезла. Дети, конечно, молились, хотя бы тайно, а внуки и правнуки в основном забыли… Митрополит Серафим оставил большое литературное наследие, и я дала себе слово это наследие собрать». В 1989 году вышла в свет первая статья Варвары Васильевны о своем дедушке «Митрополит Серафим (Чичагов)» в «Журнале Московской Патриархии», Собирание архивных материалов, посвященных жизни и трудам священномученика митрополита Серафима, начиналось буквально с нуля. Как известно, в семье не осталось никаких бумаг, вещей, икон, так как после ареста Владыки никто не решился войти в его дом: все боялись. Поиски информации были начаты Варварой Васильевной в Библиотеке им.

http://pravmir.ru/matushka-serafima-dokt...

Варвара в темпе накалякала координаты страждущих, обнадежив их, что «как только, так сразу», и приготовилась выслушать бородача в очках. Медленно выговаривая каждое слово, бородач, он назвался Семеном, сообщил фантастическое: - У меня есть лишние деньги. Не подскажете, кому их дать? Варвара оценила рыцарство. Надо же, одет человек в какой-то жуткий плащ «времен очаковских и покоренья Крыма», а туда же — «есть лишние деньги». Денег, правда, тут же не стало: их разделили между собой давешние пенсионерки «во славу Божью». В последующие недели ничего интересного не произошло. Иногда подходили старушки, диктовали свои адреса (среди них кто-то пустил утку, будто Варвара главная по «гуманитарке»). Семен продолжал рассовывать по карманам их кофт свои лишние капиталы. Варвара еще пыталась раскочегарить среднее поколение, но неизменно наталкивалась на туманные рассуждения: - Сейчас время такое. Всем трудно. Короче, меморандум Варвары порос мхом забвения. Можете себе представить, в какое уныние впала Варвара из-за крушения своей великой идеи? Елена, улыбаясь, успокаивала ее: - А ты не скорби. Кого надо, Господь Сам приведет. Сейчас времена последние. Никого осуждать нельзя. У меня и так есть два Симона Киринейских — Элисо да ты. Чего же больше? — и знай себе керосиновую лампу надраивает. — Когда я в последний раз в Троице-Сергиевой лавре была, архимандрит Кирилл мне мое сегодняшнее положение предсказал. Увидел вьяве, что меня ждет, и даже зажмурился. Но потом утешил: «Милость Божия все покроет». Так что все в порядке. Комфортно спастись невозможно. В одно из воскресений Семен отправился с Варварой к Елене. Внял, бесхитростная душа, ее увереньям: «Там от тебя будет наибольшая польза». По дороге, увязая в снегу, рассказывал неторопливо: - Я очень Ксению Петербургскую почитаю, она мне всегда с работой помогает. И еще Николая Чудотворца… Я в свое время институт иностранных языков окончил. Как Союз развалился и работы совсем не стало, я пристроился окна в офисах мыть. Потом в азербайджанские деревни ездил лук собирать.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-mariya...

Слово за Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Варвары Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы – Екатерины, в том числе в связи с принесением в Москву ее святых мощей с горы Синай. У этих мучениц много общего – они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев. Подчиняясь воле императора, многие местные правители стали не просто преследовать христиан, но жестоко их истреблять. Однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся. Поэтому он окружил свою дочь особой заботой, приставив к ней многих учителей, которые воспитывали Варвару в традициях языческого общества. Но взирая на мир Божий из высокой башни (по воле отца Варвара была отделена от мира, чтобы ничто плохое ее не коснулось), Варвара видела красоту этого мира и в какой-то момент почувствовала сердцем и разумом, что эта красота не могла возникнуть по воле рукотворных идолов, что какая-то другая великая сила сотворила окружавший ее мир. Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца. Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдает дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его инициативе, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной.

http://pravoslavie.ru/50451.html

Воздав должное жителям Водян, с которыми у нее, очевидно, были старые счеты. Варвара опять беззаботно заулыбалась. Утреннее неяркое солнце скользило по ее смуглому красивому лицу, кокетливо обвязанному пестрым, легким, не по погоде, платком. Она слегка щурила карие плутоватые глаза и, медленно водя кончиком языка по румяным губам, не мешала ему разглядывать себя. И, кажется, нарочно, чтобы он обратил внимание и на другие ее достоинства, легонько качнула бедрами. Лукашин потянулся здоровой рукой к белому мху, наваленному вокруг сосны. – Куда это вам мох? – А коровушка-то? Воздухом еще не научена питаться… Какое-то глухое беспокойство ворохнулось в душе Лукашина, но Варвара, уже расстилая мох, приглашала: – Чего стоять-то? Покурите немножко. Я страсть люблю, как дымком пахнет… Ему, однако, было не до куренья. Едва сели, Варвара запросто, как будто его не было, приподняла над коленом подол платья, оттянула вниз пестрый чулок и, потирая руками под коленкой, пожаловалась: – Резинка туга, вот как натерло… Но в ту же минуту она резко натянула на колено подол, стыдливо потупилась: – Вот срам какой… Год еще поживешь без мужиков – забудешь, что ты и женка… И хотя Лукашин понимал, что все это – и подвязка, и эта наигранная стыдливость – дешевые приемы не раз уже, вероятно, применявшегося соблазна, но именно это еще больше распаляло его воображение. И Варвара, словно подзадоривая его, расстегнула ватник, маняще приоткрыла маленькую, туго обтянутую красным ситцем грудь. “Нет, нет! – говорил себе Лукашин. – Только не сейчас. А то черт знает что. В первый день и… Хорош уполномоченный!..” Он резко вскинул голову, не своим, хриплым голосом спросил: – Что за человек эта Минина? Варвара с явным замешательством и неудовольствием посмотрела на него нужна, мол, сейчас тебе эта Минина – и ответила с некоторым раздражением: – Анфиса-то? При живом муже монастырь устроила. Однако, заметив отчужденность во взгляде Лукашина, она смирилась и со свойственной ей обстоятельностью начала разъяснять:

http://azbyka.ru/fiction/bratya-i-sestry...

У старших же практически отсутствовали условия духовно окормлять сестер. Помогала им только благодать Божия, глубокая вера, молитва и вера тех, кто прибегал к их молитвенной помощи. А без веры и полного и искреннего доверия к старшим очень трудно было помочь стремящейся к спасению душе. В Михново хорошо известно о том, как батюшка Понтий говорил, что жизнь в общине будет продолжаться до последнего часа. Во все времена со дня основания христианской семьи она протекала, хранимая Божией благодатию, молитвами батюшки Понтия и старших. Когда они почили в Бозе, всем нам неимоверно было тяжело. Но молитвы старших чувствовались и после их кончины, а вера держала и до сих пор держит сестер и братию общины. А это большое подспорье для всех. Первой из сестер Корецких в 1976 году отошла ко Господу Варвара Николаевна. В последние дни перед кончиной ей тяжело было ездить в церковь . А возили ее в колясочке. Но наступил день, когда ей стало совсем плохо, но она стала собираться на службу. Маргарита, увидев, в каком она пребывает состоянии, сказала: – Варвара Николаевна, оставайтесь дома, вам плохо. А она ответила: – Нет, Маргарита, поеду. Это был последний праздник в ее земной жизни, кажется Вознесение, – ее последнее Причастие в храме. А потом уже раз в месяц, не чаще, ее причащал о. Константин дома. Она этим жила. О своей болезни она никому ничего не говорила, ни на что не жаловалась. А вот ссоры и размолвки между сестрами чувствовала на расстоянии. И если сестры где-то не ладят между собой, смотришь, из дома уже бегут: – Варваре Николаевне нужно сделать укол. Плохо с сердцем. «Ага, – думаю, – где-то поссорились». Варваре Николаевне кололи строфантин. Однажды пришли сестры в домик, спорят, и каждый доказывает свою правоту. А Варвара Николаевна плачет. Я тоже там оказалась, стою тоже плачу и говорю: – Варвара Николаевна, как вам тяжко терпеть! А у спорящих сестер ничего серьезного и не было. Просто не желали друг другу уступать. Варвара Николаевна молилась за всех. С ее уходом, не имея такой молитвенницы, духовная жизнь стала слабеть. Да и сестры стали приходить более слабые духом, а молитвы за них такой, как у Варвары Николаевны, уже не было. В 1978 году умерла Мария Николаевна, затем в 1979 году Анастасия Николаевна. С их уходом внутри все плакало. Страха не было, была печаль сильная. Но утешала мысль о том, что милость Божия велика, все в руках Божиих, что Господь все устраивает. Господь веру давал, и мы верим: раз Он сюда нас привел, значит и дальше нам помогает. Все только на милости Божией держится и силою Божиею все совершается. Своего ничего нет. Раньше сюда приходили спасаться верующие люди. Сейчас другие идут. Каждый идет своим путем, но цель одна – ради Бога. Господь милостью Своею хранит общину долгие годы и все милостью Божией держится. Слава Богу за все на свете! Воспоминания записаны в Гае в 2009 г. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010