В совр. греч. Минее корпус седальнов и светильнов иной, нежели в рус. По желанию настоятеля может петься великое славословие. Вмц. Варвара. Икона. Кон. XV в. Круг мастера Дионисия (СПИГИАХМЗ) Вмц. Варвара. Икона. Кон. XV в. Круг мастера Дионисия (СПИГИАХМЗ) В Минее (МП) вместо общепринятого шестеричного последования В. приведено бденное, соединенное с будничным последованием прп. Иоанна Дамаскина. 1-я и 2-я литийные стихиры посвящены перенесению мощей В. в Киев (1108). Мн. песнопения этой службы могут иметь слав. происхождение. В качестве 2-го тропаря В. указан тропарь 4-го гласа: «                  ». На утрене поются каноны В.: общепринятый и 8-го гласа (ирмос: «        », нач.: «        »), помещенный между 1-м каноном В. и каноном прп. Иоанну Дамаскину, что нарушает связь канонов В. Особенность 2-го канона В. состоит в том, что все тропари начинаются с тех же слов, что и ирмосы. Седальны после кафизм фактически являются стихирами, т. к. должны петься, согласно надписанию, на стихирный подобен. По рукописям известны также каноны В. 2-го гласа, с акростихом «Νμοις νοσοσιν κος, γν Βαρβρα» (Да преподашь болящим лекарство, чистая Варвара), ирмос: «ρδβλθυοτεΑτριπτον συνθη» (    ), нач.: «Νμφης γλαηφρου Χριστο κα παναμμου Βαρβρας» (Невесты светоносной Христовой и пренепорочной Варвары память) и 4-го гласа, с акростихом «Η Βαρβρα καθελεν Ελλνων πλνην» (Варвара низложила эллинское прельщение) и именем «Георгий» в богородичнах, ирмос: «Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος» (      ), нач.: «Η χρις το παναγου Πνεματος» (Благодать Пресвятого Духа) (AHG. T. 4. C. 24; Ταμεον. Σ. 113). Служба на литургии: прокимен 4-го гласа (Пс 67. 36a), апостольское чтение Гал 3. 23-29, аллилуиарий 1-го гласа, Евангелие Мк 5. 24-34a и причастен Пс 32. 1. В целом та же служба указывается в Типиконе Великой ц., в студийских и иерусалимских Типиконах. Чтения могут указываться разные, напр.: в ркп. Типикона Великой ц. Patm. gr. 266, IX-X вв.- Рим 8. 14-21, Мф 25. 1-13 (притча о 10 девах); в ркп. Hieros. S. Crucis. 40, X в.- те же, что и ныне; в Мессинском Типиконе апостольское чтение - что и ныне, Евангелие - Мф 25. 1-13. В том же Типиконе приведен оригинальный причастен - Пс 44. 15b.

http://pravenc.ru/text/154091.html

– Отдыхайте. Нас покормили и уложили спать. А утром позвали к батюшке. Там были и старшие – Анастасия Николаевна и Варвара Николаевна. Отец Понтий спросил у меня: – Хочешь остаться? Я ответила: – Хочу. – А замуж пойдешь? – Нет, батюшка, не пойду. – Хорошо, живи. А моей сестре Оле сказал: – Она будет у нас. Нам в Михнове понравилось. Я и Оля остались здесь, вошли в общину, стали жить и трудиться как все. Мы верующие люди. Здесь нашли свою семью, дорогую и близкую. Меня приняли в сестры, и стала я нести послушание на общих работах и работала с радостью. Я в этом мире жила, этим держалась и всех любила, и меня любили и жалели, как в своей родной семье. Это мое утешение. Здесь все чисто, благородно, честно. Батюшка заменял нам всем отца и мать. Я пришла сюда молодой и не чувствовала, что от семьи оторвалась, влилась в общину под батюшкину руку и как у отца жила. Он руководил общиной, исцелял больных, и когда он еще был жив, мы все жили батюшкой. А когда он умер, Анастасия Николаевна нам заменяла и мать, и отца. Анастасия Николаевна и Варвара Николаевна были как матери: смотрели за нами, как за родными детьми, учили терпению, смирению, помогали нам, лечили больных и постоянно напоминали нам, что любить надо всех. Варвара Николаевна была сдержанная, спокойная. Анастасия Николаевна была более серьезная, она воздействием духовным обладала. Анастасия Николаевна на работу ходила вместе с нами. Мы серпами жали рожь, она снопы носила, вместе с нами сгребала сено. По утрам рано вставала и шла с рабочими за лошадьми. У нее и другой работы было много. А Варвара Николаевна старшей была в Гаю. Она и иконы писала. Ею написана Казанская икона Божией Матери, икона Спасителя, которая находилась в часовне, икона Страшного Суда, что в храме, портрет отца Понтия… Здесь жила и батюшкина сестра Екатерина Петровна Царик. Она из Петербурга. Вместе они смотрели и за детьми, что воспитывались в Михнове, учили их читать, писать. Когда я сюда пришла, в общине большинство братьев и сестер были из Белоруссии. Это крепкие духом, физически сильные и очень проворные люди. Они сильно отличались от нынешних братьев и сестер. Теперешний народ очень слабый и духом, и физически. Люди с трудом несут послушания, хотя и очень стараются. Вот сестра Наташа, молоденькая, ночами не спит, мало отдыхает, а у самой сил нет. Коровы болеют, она переживает. Сейчас сестры все больше живут с лекарствами, им куда труднее, чем нам было. Помню, Варвара Николаевна говорила:

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Царица Августа, услышав о случившемся, вышла из своего дворца и стала укорять мужа, как он смеет бороться с Самим Богом. Царь страшно разгневался и повелел её умертвить. На другой день царь в последний раз призвал Екатерину и склонял её к замужеству, но и это было напрасно. Видя тщету усилий своих, царь велел предать её смерти, и воин отсёк ей голову 24 ноября 310 г. Св. великомученица Варвара и св. великомученица Иулиания Св. великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Отличаясь необыкновенным умом и дивной красотой, она по желанию своего отца Диоскора жила вдали от родных и сверстниц, с одной наставницей и несколькими рабынями в башне, которую отец специально для неё построил. Башня эта стояла на высокой горе, с которой открывался прекрасный вид вдаль. «Кто сотворил всё это?» – спросила она у своей наставницы. «Наши боги», – отвечала та. Св. Варвара не удовлетворилась этим ответом. После долгого размышления она пришла к мысли о едином Творце мира, и неизъяснимая радость наполнила её душу: свет благодати коснулся её, через творения она познала Творца. С этой поры все помыслы св. Варвары были устремлены к тому, чтобы полнее познать истинное учение о Боге и Его святой воле. Между тем, отец её отправился на время в другую страну. Получив в его отсутствие большую свободу, св. Варвара имела случай встретиться с некоторыми из жён-христианок, вступила с ними в беседу, и от них узнала то, чего жаждала её душа. С неизреченною радостью приняла она святое крещение. Но вот отец её возвратился и узнал, что дочь, так тщательно им укрываемая, приняла христианство. Страшен был его гнев; он подверг её жестоким истязаниям; потом, видя, что угрозы и наказания остаются бесполезными, ещё более ожесточился и передал её на мучения правителю страны по имени Мартин. Мартин сначала хотел подействовать на неё ласковым обращением, стал хвалить красоту её и увещевал не уклоняться от древних отеческих обычаев и не раздражать отца непокорством. На это св. Варвара отвечала исповеданием и прославлением имени Христа, Который был ей дороже всех благ и радостей мирских. Убедившись, что увещевания бесполезны, Мартин велел бить её воловьими жилами. Долго мучили её, но ничем не могли поколебать твердой веры. Томили её в темнице. И это оказалось напрасным. Тогда она присуждена была к смертной казни, и сам Диоскор отсёк ей голову (в 306 г. по данным месяцеслова Косолапова. Мощи св. великомученицы Варвары почивали в гор. Киеве, в Михайловском монастыре).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией. В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь. Источник: Официальный сайт Московского Патриархата Проповедь архимандрита Кирилла Павлова в день памяти святой великомученицы Варвары О познании Бога через рассматривание природы Читайте также — Икона Богоматери «Неувядаемый цвет» Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2). Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:2, 4-5) — так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь. Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

Дмитрий -- учитель математики, а Варя -- учительница музыки. Девочки у них родились 10 ноября 2007 года в Англии, так как российские врачи, узнав о пятерне, сначала предложили убить двух-трех малышек, а потом и вовсе отказались брать ответственность за роды. В английской же клинике за родами следила целая бригада из 18 врачей (по три доктора для мамы и на каждую девочку), а также сбежались студенты и практиканты -- всего было 40 человек! Благодаря врачам в Лондоне и молитвам в Москве близняшки родились здоровыми Ключи от четырехкомнатной квартиры-студии им вручили в аэропорту по прибытии в Россию — от Путина, тогда президента. 25 тысяч ежемесячно на няню дает московское правительство. «Девочки очень любят, когда им читают, но каждая приносит свою книжку -- мне трудно им всем угодить. А вот смотреть сказки они готовы все, поэтому в последнее время мы показываем им диафильмы», -- рассказывает Варвара Конечно, у Артамкиных много помощников — братья, сестры, племянники, ведь и Варвара, и Дмитрий сами из многодетных семей. Десять крестных — тоже не пустяк. А когда по праздникам и в воскресные дни вся семья ездит на машине в храм, детей тут же разбирают по рукам — иногда родителям никого не остается. «Можно помолиться и отдохнуть», — улыбается Варвара. В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, где служит дедушка – прот. Владимир Воробьев. Детей сразу разбирают прихожане – родителям остается один-два ребенка, а то и вовсе ни одного. «Можно помолиться и отдохнуть», - признается Варвара «Оптом легче» Отдыхать, конечно, есть от чего. Девочки недавно начали разговаривать, у них много вопросов, нужно быть очень терпеливой и отвечать каждой. Бывает, Варвара целый день только и делает что отвечает на вопросы: одному одно, другому другое. Иногда уложит их спать днем на балкон, нальет себе кофе, сядет за стол и молчит, наслаждаясь тишиной. «Думаю, как же много можно всего сделать, пока они спят, и то, и это, но пока кофе допью — оказывается, что и время все прошло, пора просыпаться», — смеется она.

http://pravmir.ru/bolshe-detej-bolshe-pr...

Через год после окончания войны ее пригласили работать начальником лаборатории в тот самый институт, где она когда-то служила лаборантом. Внучка «классового врага» – митрополита Серафима, верующая, неопустительно ходившая в храм, она была допущена до руководящей работы, да еще секретной. Ее профессионализм и глубокая порядочность, несмотря ни на что, получили достойную оценку. К счастью, в Академии Наук нашлись здравомыслящие люди, отстоявшие ее. А жили они с матерью в то время на Пироговской, совсем рядом с Новодевичьим монастырем; счастьем было ходить туда на службы. (Ее мама работала в Духовной семинарии, расположенной на территории обители, врачом, и таким образом, удавалось получить приглашение.) Позднее Варвара Васильевна говорила, что ей всегда казалось: «ничего лучше Новодевичьего монастыря быть не может». Варвара Васильевна не состояла в партии, не была она и членом ВЛКСМ. Годы спустя, на вопрос, как она этого избежала, она отвечала только: «А я не представляла себе, что сказала бы маме, если бы меня заставили вступить в комсомол.» … Шли годы. За спиной остались аспирантура, защита кандидатской и докторской диссертации. В 60-е годы Варвара Васильевна Чичагова-Черная была уже признанным ученым. Кроме 150 научных работ, она имела 36 авторских свидетельств об изобретениях. Лаборатория, которой она руководила, участвовала в разработке костюмов для космонавтов. Итогом тех лет стали 2 ордена, 8 медалей, Государственная премия, почетные звания. Она все так же продолжала ходить в храм. Об условиях жизни в те годы Варвара Васильевна рассказывала: «Свои религиозные убеждения я никогда не скрывала, я их просто не афишировала». Рассказывают, что когда ее мать в преклонном возрасте стала монахиней Пюхтицкого монастыря, и Варвару Васильевну в очередной раз «взяли под наблюдение», на расспросы о местонахождении мамы она отвечала кратко: «Она умерла.» А значительная часть от государственных премий поступала в Пюхтицы. Когда Варвара Васильевна Чичагова-Черная была уже на пенсии, судьба приготовила ей неожиданный поворот. Как-то, гуляя по центру Москвы, она зашла в храм Илии-Пророка, что в Обыденском переулке, и застыла от изумления. Прямо на нее из глубины полотна смотрел Христос в белом хитоне, простирая к ней руки. Икона ее деда, оказывается, попала в этот храм из «спецхрана». И вот тогда-то, в 72 года, она пришла в эту церковь… и встала за свечной ящик.

http://pravmir.ru/igumeniya-serafima-chi...

– Просить для них очень трудно, – говорит сестра Варвара. – Бродяжки не возбуждают сочувствия в публике. Только та смиренная душа, которая хорошо помнит слова молитвы: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» – не разбирает достоинств и недостатков ближнего и помогает оборванцам-пьяницам. Почем знать, – справедливо говорит сестра Варвара, – может быть, мы перед Богом еще более мерзки по грехам нашим, чем эти люди в глазах наших. Сестра Варвара вернулась из Петербурга домой с нерадостными думами. Денег она везла мало. Подъезжает к своей «пустыньке» и видит, что у ворот стоит целый воз муки и крупы. От кого? – Неизвестно. Но она сразу разбогатела провизией. Сестра Варвара продолжает свою службу и развивает свое дело. Она выстроила баньку и, кроме золоторотцев, теперь помогает и арестантам, которых провозят по Николаевской железной дороге мимо Любани. В те дни, когда арестантские вагоны следуют через Любань, к их приходу на вокзал является сестра Варвара с порцией нарезанного хлеба и с гостинцами для детей. Но главное дело ее все-таки – помощь босякам, для которых ее пустынька является не только местом, где они питаются хлебом, но и тем маяком, который освещает их темные, озлобленные души. Вся обстановка домика сестры Варвары действует сильно на этих людей. Церковная атмосфера этого мирского монастыря сдерживает их разнузданность, заставляет их смиряться, и многие из них, растроганные молитвой, душевной беседой, лаской, которой они так давно не видели, с рыданием бросаются к подножию креста и, как перед священником, начинают каяться перед сестрой во всех грехах. Эти минуты для сестры Варвары являются самыми дорогими в жизни, и в это время она изливает всю силу своего красноречия, всю горячность своей любви к ним, чтобы тронувшееся сердце привести в полное раскаяние и установить человека на новом нравственном пути. И многих несчастных ей удалось вернуть на путь труда и нравственной жизни. 7. Родная А.Голенищева-Кутузова Покинув родину и дом, она пошла

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как-то они застали отца Германа горько плачущим: «Иннокентий, сын мой, друг и брат, умирает...». Обе сестры невольно разрыдались. А младшая, Варвара, решила обратиться к Божией Матери с просьбой умолить Сына Своего, чтобы Он вместо отца Иннокентия, такого нужного всем, взял ее жизнь, никому, как ей казалось, не нужную. С этим она и пришла к отцу Герману: «Батюшка, я хочу умереть за отца Иннокентия. У него много детей, а я одна, у меня нет никого». Отец Герман спросил: «А ты вынесешь эту болезнь?». Варвара ответила: «с вашей помощью, батюшка». У постели больного отец Герман сказал: «Вставай, Иннокентий, тебе замена пришла». Варвара опустилась на колени и, плача, целовала руку болящего. На обратном пути, еще не дойдя до монастырской гостиницы, у Варвары разболелась голова. Она сразу же слегла, а батюшка стал поправляться. Вскоре отец Иннокентий совершенно выздоровел, а Варвара умерла, повторив подвиг святой Елены Дивеевской. Как мы помним, по послушанию преподобному Серафиму Саровскому умершей вместо своего брата, Михаила Мантурова, который нужен был старцу в устройстве Дивеевской обители. Только в нашем случае Варвара сама пожертвовала собой ради выздоровления монаха. 17/30 января 1923 года скончался схиигумен Герман. А через десять дней после его погребения была создана комиссия по проверке церковного имущества и ликвидации монастырей уезда. Исполнялись слова владыки Серафима (Звездинского) : пустынь оказалась на пороге закрытия. Отец Иннокентий об этом времени рассказывал следующее: «Ждали приезда комиссии, все говорили, что церковь закроют, нас выселят. Я и скорбел за обитель, братию, да и о себе думал: «Что делать? Куда податься?». Однажды вижу как бы в тонком сне, что стою в нашем соборе сзади, где всегда стоял батюшка [игумен Герман. – Примеч. сост.], и чувствую, что он рядом со мной и молится, а по ту сторону от батюшки – отец Мелхиседек (Лихачёв). Батюшку я не вижу, а чувствую, что он здесь, как живой, рядом со мною. Церковь вся освещена, все горит огнями, все паникадила зажжены, как на Пасху, но свет от них сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Варвара воина и других с ним Память 6 мая Когда богоненавистный царь Юлиан Отступник 2997 начал войну с франками 2998 , то послал против них военачальника Вакха, в полку которого служил храбрый воин, по имени Варвар, по вере христианин, но тайный. Полки обеих стран приготовились к битве; среди франков находился один сильный, подобный Голиафу ( 1Цар.17 ), борец. Выходя пред полком римлян, он вызывал на единоборство, чтобы один кто-нибудь выступил бороться с ним, и так как никто из римлян не осмеливался выйди против него, потому что самый внешний вид его, говоривший о его силе, устрашал их, то он смеялся над ними. Тогда воевода Вакх, зная о храбрости блаженного Варвара, призвал его к себе и спрашивал, может ли он выйти на борьбу против этого гордого борца, похваляющегося своею силою. Варвар же, уповая на помощь Господа своего Иисуса Христа, в Которого веровал, не отказывался от единоборства: вооружив себя крестным знамением, он выступил на врага и, схватившись с ним, одолел его и убил с помощью Божею, ибо от Господа был ниспослан блаженному Варвару ангел, который и помогал ему. Тогда франки устыдились и пришли в страх; римляне же, воодушевленные мужеством, устремились на них и одержали над ними окончательную победу. Такая храбрость блаженного Варвара приобрела ему большую честь среди полков римских и одобрение царя: он был почтен саном комита 2999 . Впоследствии воевода Вакх, после этой славной победы над врагами, во время пребывания с войсками во Фракии 3000 , пожелал принести жертвы идолам, чтобы тем воздать им благодарность за победу, которую приписывал не Христу Богу, а суетным своим идолам. И вот он пригласил к совершению нечистых своих жертв и комита Варвара, как первого победителя. Но святой Варвар открыто исповедав, что он христианин, отвращался от идолов. Тогда воевода возвестил о том царю; царь же, повелев представить к себе воина Христова, принуждал его принести жертвы идолам; но так как блаженный Варвар не повиновался, то царь повелел повесить его на мучилищном дереве и резать мечом чрево его до тех пор, пока внутренности его не вывалились на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Начиная с 1968 года в храме Рождества Богородицы на Роще стал служить протоиерей Трофим Орлов 878 . Именно о. Трофим отпел всех трех старушек-монахинь, похороненных около Рождественского храма в Роще (теперь уже недалеко от могилы самого о. Трофима). Его вдова Зинаида Сергеевна знала и показала нам могилки монашек и объяснила, где чья, поскольку мы застали могилы с поставленными на них крестами, но без надписей 879 . Монахиня Вера (Сахарова), в миру Варвара Григорьевна. Родилась в 1887 году. В Зосимовой пустыни была ткачихой. В начале 30-х годов была арестована, но где отбывала ссылку, неизвестно, о своем аресте в 30-х годах она никому никогда не рассказывала 880 . В село Рощу приехала в 1937 году и проработала десять лет няней в семье Пуховых. Эта семья и сейчас живет в Роще на ул. Горького. С 1947 по 1957 годы Варвара была в няньках у семьи Мищенко, эта семья помогла оформить ей пенсию. С 1957 года Варвара жила у Шуры Манегиной в Боровске и помогала ей по хозяйству. Когда Варвара ослепла, ее взяла к себе Елизавета Ивановна Кузнецова, жительница города Боровска. Когда и от кого приняла Варвара постриг с именем Вера, пока остается неизвестным. Похоронена она на кладбище около храма в селе Высоком, но где точно расположена ее могила, выяснить до сего дня не удалось. На старинном кладбище хоронят до сих пор, часто поверх старых могил. Елизавета Ивановна Кузнецова уже умерла, и уточнить многое из жизни матушки Веры не у кого. На вопрос, как кратко охарактеризовать наших зосимовских монахинь, Надежда Константиновна Мищенко ответила: «Мать Арефа была строгая, мать Амвросия сми-ренная, а мать Вера добрая». И главное – все трое не предали свои монашеские обеты, устояли в годину лютых искушений. Кто за других молится, за себя молится. Все, не посрамившие в безбожное время монашества, уклонились от лукавнующих и испытали заповеди Бога своего 881 . Современные воспоминания о Зосимовой пустыни О дореволюционных паломничествах в Зосимову пустынь (Воспоминание Веры Викторовны Хомяковой)

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010