14) Сектант: Довольно для веры и спасения тех законов, уставов и заповедей, которые записаны в Писании: «О если бы направлять пути мои к соблюдению уставов Твоих, тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои... Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца... Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю“ ( Псал. 118: 5–6, 33–35, 113 ). Объяснения православного: Нужно сектантам помнить, что уставы, заповеди и законы даны были людям гораздо раньше Писания, и путям Господним научились люди еще до Моисея чрез св. Предание; так,. напр., Сам Господь говорит об Аврааме: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт. 18; 19 ). «Благословятся в семени твоем, говорит Господь Исааку, все народы земные за то, что Авраам. (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои“ ( Быт. 26: 4–5 ). И так в 118 псалме не отрицается, а утверждается необходимость св. Предания, бывшего руководством в вере еще раньше появления св. Писания. 15) Сектант: Не нужно Предания, ибо в Писании возвещена вся воля Божия, о чем и говорит Апост. Павел пресвитерам эфесским: «Я не упускал возвещать вам всю волю Божию... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20: 27–31 ). Объяснения православного: Последнее возражение сектантов ясно говорит в пользу Предания, а не против него, ибо, во-первых, «три года“ и «непрестанно“, «днем и ночью“ учил Апостол ефесян устно, так как послания к Эфесянам, которое заключало бы в себе трехлетнюю его проповедь, нет; во-вторых, ап. Павел учил ефесян, «три года день и ночь“, а написал им послание всего в три листа; возвещал им «всю волю Божию», а не упомянул в послании о причащении, о рукоположении и о многом другом, чему, очевидно,. ефесяне научены были Апостолом устно и хранили это устное учение его так же, как и писанное. 16) Сектант: О том, что в Писании все записано, что необходимо для спасения, говорит и евангелист Лука: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил“ ( Деян. 1: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

14) Сектант: Зачем еще придумали ваши священники епитимии для кающихся? Господь сразу прощает всех, обращающихся к Нему с покаянием: " приходящего ко Мне, сказал Он, не изгоню вон“ ( Иоан. 6: 37 ), а у вас проявляется лишняя жестокость к кающимся. Объяснения православного: Епитимия существует в Церкви со времени св. Апостолов, и она – не наказание, а духовное врачевство, необходимое для окончательного исправления грешника, требуемое иногда и самими искренно кающимися. Так, блудный сын, возвращаясь к отцу своему, в искреннем раскаянии просит его: «Я согрешил на небо и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих“ ( Лк. 15: 18–21 ). И Закхей мытарь, сознав всю тяжесть греха своего – корыстолюбия, говорит Спасителю: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19: 8 ). Сам Спаситель дал право св. Апостолам не только разрешать, но и связывать грешников: «что вы свяжете на земли, то будет связано на небе“ ( Мф. 18: 18 ), «на ком оставите грехи, на том останутся“ ( Лк. 20: 23 ). И мы видим, что св. Апостолы сами употребляли епитимии для исправления грешников. Так, напр., ап. Павел «предал сатане Именея и Александра, чтобы они научились не богохульствовать“ ( 1Тим. 1: 20 ); он же сперва отлучил коринфского кровосмесника и «предал сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен“, а потом принял его в общество верующих. ( 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2: 8–10 ). И пастырям Церкви необходимо для исправления грешников прибегать в нужных случаях к епитимии, как к духовному врачевству, помня слова и ап. Иуды: «к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте“ (ст. 22–23). II. Вопросы и ответы православного Кем и когда установлено св. таинство Покаяния, или исповедь? Еще задолго до Своих страданий Христос обещал сперва ап. Петру ( Мф. 16: 19 ), а потом и всем св. Апостолам дать власть прощать или оставлять на людях их грехи, когда сказал им: «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе“ ( Мф. 18: 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15). В 1898 году, когда прошли 3,5 года, учение еноховцев изменилось относительно времени царствования антихриста и проповеди пророков Илии и Еноха. Время это они стали обозначать семилетием, так как будто положено на Илью и Еноха отдельно по 3,5 года, а всего – семь лет. В это же время в умах ересеучителей-еноховцев стала зарождаться мысль о том, что Бог может вселяться в обыкновенных людей, а души праведников – переселяться в живых угодников Божиих. Эта мысль первее всего проглядывала в письмах от сосланных в польский край. Бакланов, напр., пишет: «Батюшка Андрей – Спаситель – явлением своим скоро убъет антихриста и в три дня соберет своих деток, т.е. еноховцев и явится в «Россею». Из Польши же были письма, в которых три светильника – Илия, Енох и Иоанн Богослов, т. е. о. Иоанн Кронштадтский , Николай Благовещенский и Андрей Черкасов – переименованы, а именно: Николай Благовещенский – в Бога Отца, Андрей Черкасов – в Бога Сына – Иисуса Христа Спасителя, а о. Иоанн Кронштадтский – в Духа Святого, а потому с того времени особенно стало заметным, что еноховцы молятся на портреты Иоанна Кронштадтского , Николая Благовещенского и Андрея Черкасова, который изображен Иерусалимским патриархом, ставя их или рядом с иконами, или отдельно на столе (на престоле, как выражают еноховцы). Там же в ссылке некоторые начали называться различными именами: кто евангелист Лука, кто Архангел Гавриил, а кто и богородица. Такое лжеучение еноховцы основывали на словах Иоанна Богослова; «Кто исповедует, что Иисус есть сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( Ин.4:15 ), а также: «Матерь моя и братья мои – суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). В 1902 году учение еноховцев о времени царствования антихриста и проповеди Илии и Еноха, а также о пришествии Христовом с судом снова подвергалось изменению. Время пришествия Христова неизвестно: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». ( Мф.23:36 ). А если и сказано, что антихрист будет царствовать З,5 года, и пророки будут проповедовать 3,5 года, то это нужно понимать неопределенно, потому что «у Бога тысяча лет как один день, и один день, как тысяча лет» ( 2Пет.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15 . И унизится человек, и обесчестится муж, и высокомерные глаза будут унижены. 16 . И вознесется Господь Саваоф в суде, и Бог Святый прославится в правде. 17 . И расхищенные будут пастись, как волы, и агнцы будут питаться в пустынях пленников. 18 . Горе привлекающим (к себе) грехи, как бы длинною вервию, и беззакония свои 113 как бы ремнем коровьего ярма 114 . 19 . Они говорят: пусть скорее приблизилось бы то, что Он намерен сделать, чтобы нам видеть, и пусть придет (в исполнение) совет Святого Израилева, чтобы нам уразуметь. 20 . Горе тем, которые называют лукавое добрым и доброе лукавым, тьму почитают светом и свет тьмою, горькое почитают сладким и сладкое горьким. 21 . Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред собою. 22 . Горе сильным вашим, пьющим вино, и вельможам, растворяющим 115 сикеру, 23 . Оправдывающим нечестивого за дары и лишающим праведного по праву ему принадлежащего. 24 . За то, как тростник загорается от огненного угля и сгорает от поднявшегося пламени, так корень их будет как пыль, и цвет их поднимется как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели 116 слово Святого Израилева. 25 . И воспламенится гневом Господь Саваоф на народ Свой, и наложит руку Свою на него, и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на дороге. И при всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока 117 . 26 . Посему поднимет Он знамя народам дальним и издаст звук 118 им с конца земли, – и вот скоро и легко придут они: 27 . Не взалчут, не утомятся, не задремлют, не заснут, не распояшут поясов своих с чресл своих, не разорвутся даже ремни у обуви их. 28 . Стрелы их остры и луки их натянуты; копыта коней их подобны твердому камню, колеса колесниц их, как вихрь. 29 . Возъярятся, как львы, и подскочат, как львята; схватят и заревут 119 , как звери; унесут, и никто не отнимет у них. 30 . И будет в тот день ради них вопль, как шум волнующегося моря; и посмотрят они 120 на землю, и вот тьма непроглядная в нужде их 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

15) Объяснение православного: Из приведенного места книги Деяний видно только то, что во время Апостолов епископы и пресвитеры носили одни и те же общие названия. И в наше время .епископы, пресвитеры и даже диаконы носят одно название, напр. – «священнослужитель», но это вовсе не значит, что в нашей Церкви нет различия между властью епископа, пресвитера и диакона: одно – архиерей, другое – пресвитер и третье – диакон. Св. Писание учит: «Без всякого прекословия меньший благословляется старшим“ ( Евр. 7: 7 ). Следовательно, и пресвитерство не может даваться пресвитером, а лицом высшим – епископом, каковыми еще при жизни ап. Павла были, напр., Тит и Тимофей, которые, как епископы, имели право чрез руковозложение поставлять пресвитеров: «Для того я оставил тебя в Крите, пишет ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал“ (гл. 1: 5. 1Тим. 5: 22 ). Сами же епископы, как не имеющие высшего над собою сана, поставлялись собором епископов: «Не не ради, пишет ап. Павел епископу Тимофею, о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства“ ( 1Тим. 4: 14 ), т. е. «епископов“, как стоит это слово в древнем переводе Эфиопском, и как толкуют это место св. отцы Церкви бл. Феодорит, св. Иоанн Златоуст и др. Так об этом учат и «Правила св. Апостолов“: «Епископа да поставляют два или три епископа“ (прав. 1-е). «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ“ (пр. 2-е). О трех, а не больше или меньше, степенях священства ясно учили ученики св. Апостолов и первые их преемники – св. отцы и учители Церкви: обращенный ап. Павлом Дионисий Ареопагит ( Деян. 17: 34 ), св. Климент, преемник ап. Петра, св. Игнатий, ученик Иоанна Богослова и другие, о чем будет сказано ниже. 16) Сектант: Высшая власть в церкви принадлежала пресвитерам, а не каким-то особенным, высшим их, епископам: «в ожидании повсеместного голода, предсказанного пророком Агавом, ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее; что и сделали, послав собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла“ ( Деян. 11: 27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15) От кого должно получать содержание новозаветное священство? 15) От верующих членов Церкви, – от которых получали содержание Христос и Апостолы ( Лк. 8:2–3 ; Иоан. 12:6; 13:29 ). «Какой воин служит когда–либо на своем содержании? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:7,13–14 ). «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал. 6:6 ). Смотри еще часть 1–я пункт 11–й. 16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство? 16) До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство, будет существовать на земле до пришествия Христа: „Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века» ( Еф. 3:21 ). Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца мира: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам. «Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф. 4:11–13 ). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе ( Лук. 17:1; 18:8 ; Мф. 24:5,11–13,23–27; Деян. 20:29–30 ; 2Пет. 2:2  и др.), поэтому для совершения людей «святыми», для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания мира «Сей, т. е. Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ). Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15) От кого должно получать содержание новозаветное священство? От верующих членов Церкви, – от которых получали содержание Христос и Апостолы ( Лк. 8: 2–3 . Иоан. 12: 6. 13: 29 ). «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования“ ( 1Кор. 9: 7, 13–14 ). «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим“ ( Гал. 6: 6 ). Смотри еще часть пункт 11-й. 16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство? До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство, будет существовать на земле до пришествия Христа: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века“ ( Еф. 3: 21 ). Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца мира: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет“ ( 1Кор. 11: 26 ). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни до скончания века“ ( Мф. 28: 20 ). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам. «Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия“ ( Еф. 4: 11–13 ). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе ( Лук. 17: 1. 18: 8 . Мф. 24: 5, 11–13, 23–27 . Деян. 20: 29–30 . 2Пет. 2: 2 и др.), поэтому для совершения людей «святыми“, для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания мира «Сей, т. е. Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее“ ( Евр. 7: 24 ). Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15) Православные священники растворяют в Причащении вино водой для неразумных и скудоумных, как сказано: «Кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она (Премудрость) сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мной растворенное» (Притч. Сол. 9:4–5). Мы не желаем быть неразумными и скудоумными. 15) Чтобы правильно понять приводимое сектантами место и узнать, кто именуется в нем «неразумными» и «скудоумными», нужно прочесть 9–ю главу Притчей Соломона с начала. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву и приготовила трапезу: послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!». И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мной растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (ст. 1–6)! Под «Премудростью» здесь разумеется именующийся так в Писании Сам Христос ( 1Кор. 1:23–24 ), создавший «дом Божий, который есть Церковь Бога живого» ( 1Тим. 3:15 ). Он создал ее «на семи столбах», то есть на семи таинствах, которые суть: Священство, Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак и Елеосвящение, в которых подается верующим благодать Святого Духа. Он заколол жертву, добровольно приняв смерть на кресте ( Евр. 10:12 ) за грехи всего мира; уготовал трапезу, установив таинство св. Причащения ( 1Кор. 10:21 ), и послал слуг Своих, то есть святых апостолов, звать к трапезе всех скудоумных и неразумных, то есть неверующих, чтобы они оставили неразумие, т. е. неверие свое, и пришли вкусить хлеба и вина, растворенного водой, то есть св. Тела и Крови Христовой, и жили, ибо без св. Причащения человек не может «иметь в себе жизни» ( Иоан. 6:53 ). Отсюда понятно, что неразумными скудоумными являются не православные, которые с верой являются к трапезе, уготованной Премудростью на тайной вечери, a те, кто отвергает св. Причащение и не идет на зов Премудрости. 16) Мы не можем допустить, чтобы грешный священник мог претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя. 16) Не священник претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, а Сам Дух Святой всесильной благодатью Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15) Сектант: Православные священники растворяют в Причащении вино водою для неразумных и скудоумных, как сказано: «Кто неразумен, обратись сюда! и скудоумному она (Премудрость) сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное“ (Притч. Сол. 9: 4–5). Мы не желаем быть неразумными и скудоумными. Объяснения православного: Чтобы правильно понять приводимое сектантами место и узнать, кто именуется в нем «неразумными“ и «скудоумными“, нужно прочесть 9-ю главу Притчей Соломона с начала. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву и приготовила трапезу: послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!“ И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума“ (ст. 1–6)! Под «Премудростию“ здесь разумеется именующийся так в Писании Сам Христос ( 1Кор. 1: 23–24 ), создавший «дом Божий, который есть Церковь Бога живаго“ ( 1Тим. 3: 15 ). Он создал ее «на семи столбах“, то есть на семи та инствах, которыя суть: Священство, Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак и Елеосвящение, в которых подается верующим благодать Святого Духа. Он заколол жертву, добровольно приняв смерть на кресте ( Евр. 10: 12 ) за грехи всего мира; уготовал трапезу, установив таинство св. Причащения ( 1Кор. 10: 21 ), и послал слуг Своих, то есть святых апостолов, звать к трапезе всех скудоумных и неразумных, то есть неверующих, чтобы они оставили неразумие, т. е. неверие свое, и пришли вкусить хлеба и вина, растворенного водою, то есть св. Тела и Крови Христовой, и жили, ибо без св. Причащения человек не может «иметь в себе жизни“ ( Иоан. 6: 53 ). Отсюда понятно, что неразумными скудоумными являются не православные, которые с верою являются к трапезе, уготованной Премудростью на тайной вечери, а те, кто отвергает св. Причащение и не идет на зов Премудрости. 16) Сектант: Мы не можем допустить, чтобы грешный священник мог претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15) Сектант: Что могут помочь приношения за умерших, в виде вынимаемых частиц из просфоры? Объяснения православного: Несравненно более того, что помогали Израильтянам двенадцать хлебов, полагавшихся в храме «на чистом столе для Господа», которые были «великою святынею... в память, в жертву Господу» за грехи двенадцати колен Израилевых ( Лев. 24: 5–8 ). Вынимаемые из особой просфоры, во время совершения бескровной жертвы, частицы за умерших опускаются в Кровь Христову, с молитвою священнослужителя алтаря: «омой, Господи, грехи поминавшихся зде честною Кровию Твоею“, т. е. эти частицы приносятся «в память и в жертву Господу“ за грехи тех умерших, за которых пролита Кровь Спасителя мира и о помиловании которых молится Церковь . Об этом древнем церковном обычае есть указания в древних литургиях и у святых отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Августина, И. Дамаскина и др. II. Вопросы и ответы православного 1) Из каких мест св. Писания видно, что умершие мертвы только телом, но живы душею, и что они живут за гробом сознательно разумною жизнью? Это видно из слов Самого Спасителя, сказавшего: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых“ ( Мф. 22: 31–32 ), «ибо у Него все живы“ ( Лк. 20: 38 ). И св. ап. Павел говорит: «живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем; и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер, воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми“ ( Рим. 14: 8–9 ). Об этом же говорит притча о богаче и Лазаре ( Лк. 16: 19–31 ) и проповедь Христа находящимся в аду грешникам ( 1Петр. 3: 18–19 ), а также те места св. Писания, в которых говорится о праведниках, что они окружают на небе престол Божий, видят Бога, поклоняются Ему и восхваляют Его в песнях и словословиях (От. 4: 10–11. 7: 9–10. 5: 9. 14: 3. 15: 3). 2) Откуда из св. Писания видно, что умершие вместе с живыми принадлежат единой Церкви Христовой, возглавляемой Христом?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010