10 . Воспойте Господу новую песнь, начальство 597 Его, прославьте имя Его от концов земли, сходящие на море и плавающие по нему, острова и живущие на них! 11 . Возвеселись, пустыня и селения ее, села и живущие в Кидаре! Возвеселятся живущие на скалах, с вершин гор да возгласят. 12 . Да воздадут славу Богу и о добродетели Его возвестят на островах. 13 . Господь Бог сил выйдет и сокрушит войско, возбудит ревность и с силою воскликнет против врагов Своих: 14 . Я молчал; ужели и всегда Я буду молчать и терпеть? Я переносил (боли), как рождающая; истреблю и иссушу вместе. 15 . Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу, и реки сделаю островами, и осушу озера. 16 . И поведу слепых путем, которого они не видели 598 , и заставлю их ходить стезями, которых они не ведали; сделаю для них тьму светом и кривое – прямым 599 . Эти слова Я исполню и не оставлю их. 17 . А они обратились назад 600 . Чрезмерно усрамитесь, надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы – наши боги. 18 . Глухие, слушайте, и слепые, прозирайте, чтобы видеть. 19 . И кто так слеп, как рабы Мои, и глух, как владеющие ими? И ослепли рабы Божии. 20 . Много раз вы видели и не сохранили, отверстые уши (имели) 601 и не слышали. 21 . Господь Бог восхотел проявить правду и возвеличить хвалу. 22 . И я видел, и народ был расхищен и разграблен; ибо сеть везде в сокровищницах, а вместе и в домах, где скрыли их 602 ; и они отданы в добычу, и не было избавителя от ограбления, некому было сказать: отдай назад. 23 . Кто из вас внемлет сему и услышит для будущего? 24 . Кто отдал Иакова на разграбление и Израиля пленившим его? Не Бог ли, пред Коим согрешили и не захотели путями Его ходить и слушать закона Его? 25 . И навел на них яростный гнев Свой, и усилилась против них война, и стали их со всех сторон жечь, но никто из них не уразумел (сего) и не положил на уме 603 . 589 δωκα – букв. дал, слав. дах. По контексту и пророческому значению, отступаем во времени; в синод. пер. – будущее время положу. Слову δδωμι филологи придают значение ниспосылать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

10 . Говоря: свяжем праведного, потому что он непотребен нам. Посему они вкусят плоды дел своих. 11 . Горе беззаконнику: бедствия постигнут его по делам рук его. 12 . Народ Мой! Начальники ваши 82 обирают 83 вас, истязатели 84 господствуют над вами. Народ Мой! Ублажающие вас обольщают вас и стези ног ваших извращают. 13 . Но ныне восстанет Господь на суд и поставит на суд народ Свой. 14 . Сам Господь придет на суд со старейшинами народа и с начальниками его: почему вы сожгли виноградник Мой и награбленное у бедного – в домах ваших? 15 . За что вы обижаете народ Мой и лицо бедных срамите? говорит Господь Саваоф. 16 . Так говорит Господь: за то, что дочери Сиона величаются и ходят, подняв шею и обольщая взорами и ступанием ног, в длинном 85 платье, играя 86 при этом ногами, 17 . Смирит Господь знатных дочерей Сиона и откроет Господь срамоту их 18 . В тот день. И отнимет Господь: славу одежд их, и украшения их, и золотые вплетения (на голове) 87 , бахромы на платье и луночки (металлические) 88 , 19 . И тонкие сорочки, и украшение 89 лица их, весь красивый убор их: ожерелья, перстни, шейные цепочки, браслеты и ушные серьги, 20 . Драгоценную верхнюю одежду и нижнюю 90 и утварь домашнюю, 21 . Светлые 91 лаконские одеяния и виссонные, гиацинтовые и пурпуровые, 22 . И виссон, сотканный с золотом и гиацинтом, и летние платья, перебранные золотом 92 . 23 . И будет: вместо благовония – смрад, и вместо пояса – веревкой опояшешься, и вместо золотого украшения на голове будешь иметь плешь за дела свои, вместо багряной одежды вретище наденешь. 24 . И прекраснейший сын твой, которого ты любишь, падет от меча, и сильные ваши падут от меча и унизятся. 25 . И восплачут хранилища нарядов ваших. И останешься одинокой 93 и будешь на землю низвергнута. 83 καλαμνται – слав. пожинают, т. е. обирают дочиста ваше имущество, как жнецы на жатве собирают хлеб. 85 Слав. по долу оскобл., потому что нет для него отдельного греческого слова, но слово σρουσαι – влекущие – предполагает длинное платье, расстилающееся по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

10 . И что разрушили дома Иерусалима на укрепление городской стены. 11 . И вы заготовили себе воду между двумя стенами, – внутренний водоем из старого пруда, а не обратили взоры на Того, Кто создал его сначала и не посмотрели на Устроившего его. 12 . И призвал Господь, Господь Саваоф, в тот день плакать и рыдать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13 . А они устроили радость и веселие: убивают тельцов и режут овец, чтобы есть мясо и пить вино, говоря: будем есть и пить, ибо завтра умрем 337 . 14 . И известно сие Господу Саваофу, так что не отпустится вам этот грех , пока не умрете. 15 . Так говорит Господь Саваоф: пойди в кущу к Сомнану, домоправителю 338 , и скажи ему: 16 . Что ты здесь, и что у тебя здесь? Что ты вытесал себе здесь гробницу и приготовил себе на возвышенности могилу, и на камне вытесал 339 себе жилище? 17 . Вот теперь Господь Саваоф извергнет и сотрет мужа, и отнимет украшение твое и венец твой славный. 18 . И бросит тебя в страну неизмеримо великую, и там умрешь: и сделает пышную колесницу твою позорною, а дом князя твоего презренным. 19 . И будешь свергнут с места твоего и с положения твоего. 20 . И будет в тот день: призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. 21 . И одену его в наряд твой, и венец твой дам ему, и власть (твою) 340 и твое управление домом дам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для живущих в Иудее. 22 . И дам ему славу Давидову, и будет он владычествовать, и никто не будет противоречить ему; и ключ дома Давидова возложу на рамена его: отворит он, и никто не затворит, запрет, и никто не отворит. 23 . И поставлю его князем на верном месте, и будет он седалищем 341 славы для дома отца своего. 24 . И будут надеяться на него все славные в дому отца его, от малого до большого, и будут уповать 342 на него. 25 . В тот день, так говорит Господь Саваоф, подвигнется человек, стоящий твердо на месте верном, и будет снят, падет и погибнет слава, которою он пользовался, потому что Господь сказал 343 . Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Большие пророки. – Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 725 с./Книга пророка Исаии. 13-213 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

10) Излишне молиться об умерших с покаянием, ибо они уже прощены Богом. Разбойник спасся на кресте одним покаянием, без ходатайств других: он «сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» ( Лк. 23:39–43 ). 10) О том, все ли грехи прощены умершему никто из живых не может знать, ибо в предсмертные минуты тяжелой, а иногда и мучительной борьбы тела со смертью, в минуты душевного смятения и страха перед неизвестным будущим человек не может спокойно сосредоточиться на сознании всех совершенных им грехов, не может и объять всех их памятью своей и раскрыть их перед служителем земного алтаря, чтобы закрыть их навсегда перед судом небесным ( Иоан. 20:22–23 ); не всегда умирающий приносит в достаточной мере искреннее покаяние, ложно стыдясь признания во всех грехах или питая до последней минуты обманчивую надежду на выздоровление и продолжение жизни; у таких людей не полное покаяние, следовательно, и не полное прощение грехов; поэтому и молитвы о них после их смерти необходимы, да разрешатся от оставшихся у них грехов, ибо в Царство Божие «не войдет ничто нечистое» (От. 21:27). Пример же покаявшегося на кресте разбойника единичный и исключительный: он получил прощение грехов непосредственно от Самого Христа, притом нужно заметить, что разбойник молился Христу о помиловании его не здесь, на земле, при жизни, а там, после смерти: «помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». 11) Излишне молиться и об умерших во грехах без покаяния, ибо они должны понести за свои грехи наказание: «Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царствия Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). 11) Об умерших же без покаяния Церковь тоже молится, но не о всех, а только о тех, кто не успел покаяться по неблагоприятно сложившимся для этого обстоятельствам перед их смертью, например, – по убитым на войне, утонувшим, вообще скоропостижно скончавшимся, если они сохранили в себе веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

10. Об отмене субботы и почитании воскресного дня «Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2:16–17 ). Слово «суббота» по-еврейски значит «покой». Господь повелел евреям, уже после выхода их из Египта, праздновать этот день, как для напоминания о седьмом дне, в который Господь почил от дел Своих после сотворения всего мира ( Быт. 2:2–3 , Исх. 20:11 ), так и в особенности дли напоминания евреям об избавлении их Богом от рабства Египетского ( Втор. 5:13–15 ). Мы, христиане, тоже празднуем седьмой день недели, но не ветхую еврейскую субботу, а новую христианскую, – празднуем мы «день воскресный», когда совершилось новое творение человека: «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 и Гал. 6:15 ), «ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе» ( Еф. 20:10 ); празднуем не субботу, а воскресение, ибо в этот день мы избавлены не от Египетского рабства, в котором ни мы сами, ни отцы наши никогда не были, а от рабства всемирного и более тяжкого, от рабства диаволу, от которого спасаемся, как учит св. Апостол, «воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). В этот день, а не в субботу или в какой-либо другой день, Христос «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавил тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2:14–15 ); в этот именно, а не в какой-либо другой день, как учит св. Апостол, Христос «воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ). «Если Христос не воскрес, говорит он, то вера ваша тщетна; вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15:17 ). Итак, вот почему мы, христиане, празднуем воскресный день: празднуем его, как день нового творения человека, как день избавления нас и всего мира от рабства диаволу, – от греха, проклятия и духовной смерти. Вопросы сектанта и ответы православного Сектант: 1) Почему вы не празднуете субботы, говорят адвентисты, субботники- баптисты и жидовствующие, если Бог еще в раю велел людям покоиться в этот день: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которыя Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которыя делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его: ибо в оный почил от всех дел Своих, которыя Бог творил и созидал» ( Быт. 2:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

10) Сектант: Достаточно для научения в вере и одного св. Писания: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших“ ( 2Петр. 1: 19 ). Объяснения православного: Нет, не достаточно: нужно еще и правильное изъяснение св. Писания, т. е. устное Предание, ибо, как говорится в следующем 20 стихе, «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою“. Затем, если основываться на этом тексте и толковать его по-сектантски, то нужно будет отвергнуть все ветхозаветное и новозаветное Писание, кроме пророчеств, признав их одних достаточными для спасения. Смысл приводимого сектантами места из 2-го послания ап. Петра тот, что для веры в пришествие и Божество Иисуса Христа (ст. 16–18) достаточно и ветхозаветных пророчеств, ясно говоривших о Нем, как о Сыне Божием. Но кроме этой истины есть много и других, необходимых для нашего спасения, о которых пророки мало или совсем ничего не говорили, напр., о таинствах св. крещения, покаяния, брака, елеосвящения и проч., и о которых возвестил нам устно Господь Иисус Христос и научили нас устно и письменно Его св. Апостолы. 11) Сектант: Что для спасения довольно одного Писания, видно из слов Авраама приточному богачу: «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их“ ( Лук. 16: 29 ), и из слов Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне“ ( Иоан. 5: 39 см. еще: Рим. 3: 21 ). Объяснения православного: В словах Авраама и Спасителя нет даже намека на ненужность устного научения вере, т. е. св. Предания, и на достаточность для спасения одного лишь св. Писания. В речи Авраама говорится о необходимости для живших в Ветхом Завете братьев богача слушаться предписаний Моисея (пяти его книг) и пророков, а в словах Спасителя говорится о необходимости иудеям, ожидавшим Мессию Христа, проверять ветхозаветным св. Писанием учение Христа о Себе, как Сыне Божием, чтобы уверовать в Него, как пришедшего Мессию. И только. Ведь само учение Христа было не повторением учения ветхозаветного Писания, а новым и притом устным благовестием о Себе, как Спасителе мира и открывшемся для людей Царстве Божием. Моисей и пророки и все ветхозаветное Писание, с пришествием Христа, уже не достаточны для нашего спасения, оно может только возбудить веру во Христа, как возбудило ее у евнуха, Ефиоплянина ( Деян. 8: 27–37 ) может укрепить веру христианина, как укрепляло ее в Тимофее, но для спасения оно не достаточно: для него нужна вера в новозаветное Евангелие (Map. 1: 15) и во все то письменное и устное учение ( 2Фес. 2: 15 ) св. Апостолов, которое они передали Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

10) Сектант (так говорят «евангельские христиане“ и баптисты): Крестить детей нельзя, ибо раньше, чем крестить человека, нужно научить его вере, как сказал Спаситель: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам“ ( Мф. 28: 19 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что здесь Христос говорит не о детях, а о взрослых, ибо малых детей не научишь вере; затем – не сказал Христос: «научите, а потом уже крестите», а сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам“. Не сказал Христос: «сперва научите все народы, а потом крестите“, а сказал: «научите все народы..., крестя их..., уча их...“. Слова: «крестя“, «уча“, поставленные с словом научите, как это известно и хорошо грамотным школьникам, показывают на одновременность обозначаемых ими действий, то есть Христос говорит, чтобы Апостолы даже взрослых разом, одновременно учили и крестили, не ожидая, пока они подробно изучат все учение Христово. Корнилий сотник и темничный страж, конечно, не успели всему научиться, а были крещены ( Деян. 10: 44–48. 16: 30–33 ). Следовательно, это место Писания говорит не в пользу сектантов. 11) Сектант: Нужно сперва уверовать, а потом уже креститься: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мр. 16: 16 ). Объяснения православного: И эти слова Христа, по вышеуказанной причине, относятся не к детям, а к взрослым. Если же толковать это место Писания по-сектантски, то выйдет, что и дети сектантов, как не имеющие еще веры, погибнут, ибо сказано: «кто не будет веровать, осужден будет“. 12) Сектант: Прежде чем креститься, нужно покаяться в грехах; дети сделать этого не могут, следовательно, нельзя их и крестить: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите Дар Святаго Духа“ ( Деян. 2: 38 ). Объяснения православного: Это место св. Писания объясняется следующим же после него стихом: «ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш“ (ст. 39). Из этого стиха очень ясно видно, что обетование о получении спасения чрез крещение принадлежит не только одним взрослым, а и детям, для которых принесение покаяния пред крещением совершенно излишне, ибо им, как не имеющим никаких личных грехов, решительно не в чем и каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

10) Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей», предлагал Он иудеям ( Иоан.2:19 ). 10) Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну его». Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего» (ст. 21–й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками ( Лк. 19:41 ), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом» Его ( Мр. 11:15–17 ). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно» ( Мр. 14:55–59 ), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский. 11) Отвергал храм, как место общественной молитвы, и ап. Павел, когда говорил: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ). 11) В приведенных словах ап. Павла нет даже упоминания о храме; Апостол выражает только желание, чтобы христиане на всяком месте воздевали при молитве руки, отбросив от себя гнев к людям и сомнение в вере. Православные христиане так и молятся, как велит Св. Апостол: они молятся на всяком месте – и в храме, и дома, и на полях, и в дороге, словом, – везде. На всяком месте приносят они Богу и фимиам, чистую жертву: и в храме, и в степи, и на море, и дома, и на кладбище, воздавая при этом для крестного знамения руки во время молитвы, согласно пророчеству о новозаветном богослужении пророка Малахии: «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (1:11). Неудачно приведенные сектантами места Писания их же самих и обличают, ибо они ничего этого не делают, а, вопреки Писанию, учат, что не нужно ни рук употреблять при молитве, ни каждения фимиама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

112  Обыкновенно Иоил.3 :2б–3 понимают, как пророчество о будущем разделении святой земли и рассеянии всего Израиля, совершённых впоследствии сперва халдеями, потом римлянами и продолжающихся даже до настоящего времени (о.о. Церкви, многие средневековые и новейшие толкователи). Но, следуя Креднеру (S. 235 f.), Гитцигу (kl. Proph. Aufl. II. S. 84 f.) и др., мы думаем, что нет достаточных оснований толковать эти стихи как пророчество о будущих действиях врагов народа Божия. Правда, пророк говорит здесь о будущем мировом суде над богопротивными народами, но, во всяком случае, по поводу событий настоящего или недалёкого прошлого; это подтверждается тесной внутренней и внешней связью стихов 2 и 3 с дальнейшими, где уже прямо угрожается филистимлянам и финикиянам. На этом основании здесь правильнее видеть обозначение того же самого преступления означенных в ст. 4 народов, другие подробности которого указываются далее в ст. 5–6. Таким образом, Иоиль характеризует злодеяние филистимлян и финикиян следующими словами: «Они рассеяли (народ Мой) между народами, и землю Мою разделили, и о народе Моём они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили... Вы взяли серебро Моё и золото Моё, и лучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши; и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Явановым, чтобы удалить их от пределов их» ( Иоил.3 :2б–3; 5–6). 113  «За три преступления Газы и за четыре не отменю сего (грозного определения ст. 2-го), за то, что они увели в плен всех пленников, чтобы передать их Эдому… За три преступления Тира и за четыре не отменю сего, а то, что они передали всех пленников Эдому, и не вспомнили братского союза» ( Ам.1:6, 9 ). 114  По мнению Креднера (Ioel. S. 18. 46 ff.) и Гитцига (kl. Proph. S. 85 f.) под пр. Иоиль разумеет не ионян Малой Азии, не греков вообще, а южно-аравийский народ яванеев или яванитян. Согласно их объяснению, пророк в Иоил.3:6 хотел указать самый крайний пункт по направлению к югу, которого достигли пленные иудеи, будучи проданы идумеянам. Тот и другой учёные в защиту своего мнения ссылаются на контекст речи Иоил.3:8 , который, через упоминание савеев, южно-аравийского народа, будто бы заставляет искать сынов Явана, как и савеев, не на севере, а на юге, в южной Аравии. Мы не можем принять мнения Креднера и Гитцига, потому что

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

11, 14; 17, 12), И вот, при виде чудес и благодеяний Иисуса Христа, народ с восторгом говорил: „великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ свой. Такое мнете о Нем“ – прибавляет св. Евангелист Лука -„распространилось по всей Иудее и по всей окрестности“ ( Лук. 7, 16. 17 ). Затем оставалось только назвать этого пророка по имени, и, как водится в народе, каждый называл Его по своему; одни Иоанном Крестителем, недавно убиенным от Ирода и воскресшим, как думал и сам Ирод (Мат. 14, 2), другие Илиею, иные Иеремиею... Но, как мы сказали, народ понял и как должно оценил в Иисусе Христе все, что требовалось для предварительной веры в Него, подготовившей такую почву для проповеди Апостолов, что по сошествии на них св. Духа народ целыми тысячами в один день обращался ко Христу ( Деян. 2. 41; 4, 4 ). Народ убежден был в Его чистоте и святости так, что даже разбойники, бродившие в горах Палестины, знали, что Он ни единаго зла сотвори ( Лук. 23,41 ). Он принимал открытым и жадным сердцем слово Иисуса Христа, чувствуя в Нем истину, не затемненную хитростями человеческой учености, и с восторгом выражал свое суждение: „никогда человек не говорил так, как этот человек “ ( Иоан. 7, 46 ). Он верил в бесконечную любовь Его, и теснился к Нему с доверием, останавливал Его на пути, вторгался в хижины, где Он искал Себе успокоения, приводил к Нему детей своих, искал прикоснуться к Нему, как кровоточивая, или хотя издали взглянуть на Него, как Закхей. Народ, убежденный бесчисленными чудесами Господа, веровал в Его божественное всемогущество и признавал в Нем владыку жизни и смерти, как исповедовала это сестра Лазаря: „Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой“ ( Иоан. 11.21 ). Соберите эти признаки созревавшего в народе понятия об Иисусе Христе, и вы увидите в них ясное очертание Его божественного образа, нуждавшееся только в точном, как мы ныне говорим, догматическом определении Его Лица. Но это определение было выше народного понимания, и его надлежало сделать ближайшим ученикам Господа, Его Апостолам, чего и желал от них Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010