У нас в Чернигове не всегда купишь, сейчас в магазинах ничего нету, витрины пустые. Я очень благодарю Ц[арицу] Неб[есную], что она мне помогла, еще успела сахарку купить и прочее для о.М[ихаила], а сама терплю. Я переживаю, что я должна своей долей и Вам уделить за Ваш труд, что Вы молитесь за моих родственников и за меня, грешницу, но пока стараюсь заспокоить о. М[ихаила], а также свои недостатки поправила и еще надеюсь на Ц[арицу] Неб[есную], что она Вас и нас не оставит, послала нам кормильца батю Е[пископа] Гурия, который с радостью обещает допомогать Вам, а через Вас и нам хорошо. Все это милость Божия над нами, грешными. Моя просьба к Вам, родненький В[ладыка], да не смущается сердце Ваше, пусть Воля Божия творится над нами, ведь это Сама Ц[арица] Н[ебесная] печется и заботится на первых порах, пока о. М[ихаил] устроится и окрепнет, подкрепит свои силы. Я радуюсь день и ночь, что Господь печется о нас, грешных, но все это через Вас, золотой В[ладыка], Господу так угодно, родненький В[ладыка], будьте спокойны и не волнуйтесь. Господь печется о нас, а мы пручаемся 406 . Р[одной] В[ладыка], я думала, что это только я, как немощная, радуюсь Вашими такими дорогими письмами, теперь мне нисколько не стыдно и не грешно. В[ладыка] Гурий никак не нарадуется Вашими письмами. О. М[ихаил] в последнем письме пишет, чтобы я Ваши письма хранила: «Я, когда приеду, буду с удовольствием читать», а мне пишет, какая я счастлива[я], что утешаюсь хорошими письмами между своими жизненными скорбями. Я на днях шла в Церковь , встречаю соборного старосты жену. Она меня спрашивает: «Т[атьяна] Алексан[дровна], Вы писали Еп[ископу] Симону 407 письмо». Я удивилась: такую тайну она знает. Я говорю ей: «Да, писала». Она говорит: В[ладыка] Симон ее мужу хвалился: «Вот, я получил подарок на свои именины от Дудукаловой, вот подарок», и радость не вмещалась в его душе – «я узнал о своем любимом Е[пископе] Афанасии». Вот, золотой В[ладыка], я много примеров Вам написала, во всех любовь есть. Письма Ваши читать, Ваши письма как св.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В какие годы занимал кафедру Евстафий, точно неизвестно, но всего удобнее считать его современником первого правления Фотия 626 . Письмо свидетельствует о любви и дружбе, связывавшей двух патриархов, их взаимном желании увидаться друг с другом, препятствием чему является значительность отделяющего их расстояния и опасение врагов; тем не менее, Фотий ждет прибытия Евстафия. Все это вынуждает признать 627 , что антиохийская кафедра состояла в общении с Фотием 628 , и следовательно, не могла не послать своего представителя в К-поль. Трудно сомневаться, чтобы отказал в своем легате и патриарх иерусалимский 629 . Что касается алексан- —375— дрийского патриарха Михаила (859–872), то его отношение к К-полю менее ясно. Михаил писал в 870 г., что он не был осведомлен о споре двух патриархов. Тем не менее, отсюда еще никак нельзя заключать, что он не стоял в общении с Фотием и не участвовал в той или иной форме в соборе 867 г. Спор патриархов мог остаться ему неизвестным просто потому, что Византия ему ничего о нем не сообщала. В свое время он получил энтронистику Фотия, принял ее к сведению, но мог и не вступать в дальнейшую переписку. При всем том, общение подразумевалось само собой. Фактически оно могло ни в чем не выражаться, вплоть до получения в Александрии энциклики Фотия. На энциклику необходимо уже было ответить. Нет причин думать, что Михаил уклонился от участия в соборе: на это у него не было оснований, и это было бы неблагоразумно в его положении 630 . Но трудно сказать, послал ли он на собор апокрисиария с такими же формально определенными полномочиями, с какими был отправлен в 870 г. архидиакон Иосиф 631 ; или же воспользовался каким либо случайным лицом, въехавшим в К-поль по другим делам, и не вдаваясь в соблюдение больших формальностей, поручил ему исполнить просьбу Фотия 632 . Неизвестно также, чем завершилась поездка делегата. Ясно только одно, что акты собора не дошли до Александрии, как впрочем и никуда, потому что это не было в интересах Василия Македонянина, захватившего власть после сентябрьского переворота.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У самой стены левого же предела покоится прах иерея Божия о. Иоанна Як. Соломина. На могиле его поставлен чугунный памятник с крестом, в виде колонки, с надписью: «Сей благочестивый Иерей Иоанн, 60 лет честно и благоговейно служил Богу в Храме Знамения Пресвятой Богородицы – для девичьего монастыря на Каменной горе. Почил о Господе 1860 года 81-м году своей жизни. Близ него покоится прах его жены Е. А. И 7 малюток внуков». Во втором ряду – памятник чугунный с крестом, обнесённый чугунной решёткой, с надписью: «Здесь покоится прах девицы Вар. Алексан. Решетовой. Скон. 1830 г. 25 марта, на 18 году от рождения». Памятник серого мрамора с крестом, обнесённый чугунной решёткой, с надписью: «Под сим памятником погребено тело супруги Елецкого купца Вукола Лаврова – Евдокии Трифоновны Лавровой род. 1802 г. 27 фев. Сконч. 1864 г. 15 января, на 61 г. от рождения». В третьем ряду стоит серого мрамора памятник с крестом, обнесённый чугунной решёткой с надписью: «Здесь погребено тело Елецкого купца Вукола Михайловича Лаврова. Родился 1800 г. 6 фев. Скон. 1872 г.». От вышеозначенной группы памятников тянутся между двух рядом иноческих келий по направлению к юго-восточной башне, второй группы, более скромные памятники, принадлежавшие к XVII и XVII столетиям. Так, встречается здесь первый небольшой памятник, сложенный из кирпича в виде колонны в 1½ арш. Выш. (ок. 107 см. – прим. Ред.), покрытый железом и увенчанный крестом. Этот памятник знаменует место, на коем стояла первая деревянная церковь ; во имя Пресвятой Богородицы Знамения, построенная в 1629 году руками благочестивого инока Елецкого Троицкого мужского монастыря, старца Савватия, сгоревшая в 1769 году. Можно предположить, что близь сего храма погребены его строитель монах Савватий и бывшая затем с 1683 года настоятельницы сего Знаменского девичьего монастыря: а) игуменья Иулита. Сконч. 1697 г. б) сподвижиница её, казначея монастыря монахиня Васса. в) игуменья Капитолина. 1705 г. г) игуменья Вера. 1720 г. д) игуменья Пелагия. 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Посему-то большая часть анахоретов и находилась в среднем Египте, между Нилом и Чермным морем. Однако ж, пустынники эти не чуждались братии; они принимали из монастыря пищу, посещали общественные собрания для молитвы и считались, так сказать, членами того же братства, из которого вышли или около которого жили. Кто хотел перейти из обители в уединение, тот делал это не без совета опытных старцев-подвижников и не без благословения своего отца-настоятеля. В сем случае не поступали скоро и без осторожности; позволение и благословение на отшельническую жизнь давалось только тем, кого находили, по опытам прежней жизни, способным к такому трудному и высокому делу. Впрочем, с большим и большим устройством обителей число таких отшельников сокращалось, потому что в самых монастырях старались соединить образ жизни пустынной с образом жизни общественной. h3 История первого Вселенского собора Есть предание, что святой Петр, епископ алексан-.дрийский, увидал однажды во сне отрока Иисуса в хитоне, разодранном с верху до низу. «Господи! – сказал Петр. – Кто дерзнул коснуться одежды Твоей?» – «Арий раздрал ее», – отвечал Господь. Арий, родом из Ливии, в 300 году по Р. Х. принял участие в расколе Мелетия; но вскоре оставил его и с раскаянием обратился к Петру, епископу александрийскому. Отличные умственные способности и обширное образование Ария обратили на него внимание Петра, который и возвел его на степень диакона. Но когда открылось, что Арий тайно продолжает связь с мелетианами и, оправдывая их заблуждения, вместе с этим обвиняет своего епископа за отвержение последователей Мелетия, Петр навсегда отлучил его от Церкви. После мученической смерти Петра Арий притворным раскаянием успел снискать благоволение преемника его – Ахиллы; этот святитель не только освободил его от церковного осуждения, но и вскоре рукоположил в пресвитера. По смерти Ахиллы, Арий, несомненно, надеялся занять его место, но клир и народ избрали пресвитера Александра (в 313 году по Р. Х.), мужа, отличавшегося красноречием, кроткого, милостивого к бедным, любимого и уважаемого всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ал-ия Алексан. Ансерова Богородице-Рождественской, в Путинках, Мих. Никит. Апостольского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феок. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Никол. Алдр. Ивановского Богородице-Рождественской, за Смолен- —35— скими воротами, свящ. Владим. Андреевича Воскресенского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больн., свящ. Ал-ия Ал-еев. Лебедева Богородице-Рождественской, на Старом Симонове, свящ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, свящ. Мих. Вас. Модестова Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Иаковл. Березкина Богоявленской, в Ямской Дорогомилов. слободе, прот. Конст. Троф. Остроглазова Борисо-Глебской, у Арбатских ворот, прот. Мих. Иоан. Руднева Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанна Симеон. Шарова (по двум подпис. листам) Варваринской на Варварке, прот. Мих. Дим. Никольского Василие-Кесарийской, на Тверской, свящ. Арсения Иоаннов. Разумихина Введенской, на Лубянке, свящ. Никол. Петров. Антушева Введенской, в Мариинском епар. жен. училище, свящ. Сергея Алексеев. Булатова Введенской, в Мариинск. женском училище Дамск. Попечит., свящ. Серг. Вас. Страхова Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоан. Румянцева Введенский, в Семеновском, свящ. Сим. Афан. Ковганкина Власиевской, в Старо-Конюшенной, свящ. Дим. Петр. Некрасова Вознесенского девичья м-ря свящ. Ал-ра Иоанн. Пшеничникова —36— Вознесенской, на Гороховом поле, свящ. Ал-ия Вас. Румянцева Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Петра Феод. Смирнова Вознесенской, близь Сретенки, свящ. Серг. Ал-др. Суворовского Вознесенской, у Никитских ворот, свящ. Иоанна Дим. Арбекова Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас. Иоанн. Постникова Воскресенской, в мал. Бронной, свящ. Петра Иоанн. Виноградова Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, свящ. Вас. Андреевича Быстрицкого Воскресенской, в Гончарах, свящ. Васил. Тимоф. Терновского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

47 Cfr. Räbiger: Apostolo licuisset simpliciter scribere οχ ρπασε, non rapuit τ ε. ι. θ., sed ut sententiam etiam graviorem redderet et Christum, de illo ne cogitasse quidem significaret, propterea scripsit οχ ρ. γ. (Thomasius, S. 152, Anm.). 48 Ср. р. пер. Лонд. изд. 1854·: Он, будучи образом Божиим, не превозносился тем, что Он равен Богу. 49 Interpr. ер. ad Phil. Migne, col. 569, – p. п. стр. 465. Ближе всего из предшествующих экзегетов и богословов Феодорит стоит к Оригену in Ioh. t. 1, с. XXXVII: Migne, s. gr. t. XIV, 85; in Rom. V, 2: 1022. 50 Впрочем, Иоанн Злат. принимает слово ρπαγμς то в значении ρπαγμα, добыча, за которую жадно держатся («если кто-либо восхитит что, περ ν ρπση τις, то не осмеливается оставить это и удерживает его постоянно»: ρπαγμς= ρπαγμα), то в активном значении («так и Сын Божий отложил естество или достоинство [здесь все ещё ρπαγμς= ρπαγμα]... потому что οχ ρ. γ., т. e. имел власть непохищенную»: здесь ρπαγμς имеет активное значение. Hom. VII, 1: col. 228 sequ. passim). В каком значении слово употреблено им в том или другом случае, определяется каждый раз контекстуальною связью. 52 I. – Chr... n’a point regardé comme une proie à ravir l’égalité’ avec Dieu. Cfr. Recolin, La personne de I. – C. et la théorie de la kenosis, Paris 1890, p. 32 sequ. 53 The humiliation of Christ, p. 363–364; также Gore, The incarnation of the Son of God, Lond. 1893, p. 157; Ebrard, Christl. Dogm. 2, S. 34. 56 См. 3 изд. Богослужебных канонов, Спб. 1875, стр. 215. Такое понимание апостольских слов особенно развито у Weiffenbach’a, Zur Ausleq. S. 26, который мысль апостола приблизительно перефразирует так: «Христос Иисус не замыслил злоупотребить Своею небесною славою так, чтобы сделать хищение». У Назарьевского Послание св. an. Павла к Филиппийцам – толкование стр. 71 (Серг. Пос. 1893) γσατο=non arbitratus est, не смотрел как на похищенное, без дальнейшего раскрытия понятия. 58 Кирилл Алексан. Glaph. in Exod. lib. 1, с. 8 de visione Moysis in rubo: Migne, s. gr. t. LXIX, 413; cfr. Феодорита repreh. III anath. Migne, s. gr. t. LXXVI, 401–404 и возражение восточных на это же анаф. ibid. 325.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Оглашаемые, прежде крещения их, должны быть испытаны от епископа, или кому он поручит, насколько они успели, в период оглашения, в познании веры, в чувствах благочестия, в заучении молитв и в знании ответов, которые должны быть даны ими при самом совершении крещения (Лаодик. соб. пр. 46. VI всел. пр. 78). Со дня оглашения – первого дня, в который дается имя христианское иноверцу (иудей, магометанин или язычник), ищущий крещения, обыкновенно в продолжении 40 дней, под руководством священника должен изучать христианскую веру и по 40 днях креститься. Впрочем, это время может быть сокращено или увеличено, смотря по успехам и поведению оглашенного (Чин прин. иноверц.). Если оглашенный, во время приготовления к крещению, впадет в тяжкий грех , то крещение его должно быть отложено до раскаяния его и исправления. Но если и затем снова впадет в тяжкий же грех, то должен быть удален от Церкви (Неокес. соб. пр. 5). Удаление таковых от Церкви в этом последнем случае должно продолжаться три года, а по истечении трех лет, они могут быть крещены (I Всел. соб. пр. 14). Но если до истечения этого срока оглашенный будет находиться в смертной опасности, то должен быть крещен (Кирил. Алексан. 5). При этом наблюдается – во-первых, чтобы к крещению таких лиц приступать по надлежащем удостоверии в том, что они не находятся в состоянии беспамятства, лишающего их возможности с сознанием и разумением выразить свою волю, и во-вторых – чтобы о совершении крещения по нужде было безотлагательно доносимо епархиальному начальству (Уст. Д. Консист. ст. 31). Больные. Сокращается также и вообще не обязателен этот срок для больных, которые, «и мало что научившись о Святой Троице и о Христе Иисусе», могут быть крещены; но по выздоровлении они обязаны восполнить свои познания о православной вере (Кн. о долж. пресв. §51. Чин прин. инов. Лаодик. соб. пр. 47. Ук. Св. Син. 1849 г. 20 февр.). Больные, которые сами за себя не могут отвечать (по слабости, лишению языка и пр.), да будут крещены, если, по их желанию, будут отвечать при крещении другие под собственной ответственностью в том, что крещающийся искренне обращается к христианской вере (Карфаг. соб. пр. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Оно само во себе уже служить нам доказательством всеблагой любви Божией к миру. Действия, коими всегда сопровождалось откровение, – чудеса и пророчества, служат осязаемым доказательством промышления Божия о мире. Чудесами и пророчествами видимо изменяется ход природы и невидимо направляется к лучшему; напр. море останавливает свои воды ( Исх. 14:21, 22 ); солнце и луна – свое шествие ( Нав. 10:12 ). Откровение в особенном свете и высоте изображает нам любовь Божию к миру, когда говорит, что не только Отец небесный заботятся доселе о мире ( Ин. 5:17 ); но с заботливостию Отца промышляют о нем Сын Божий и Дух святый ( Кол. 1:17 . Евр. 1:4 ). Оно изображает нам Сына Божия главою церкви ( Еф. 1:22, 2:20 , Кол. 2:19 ), говорит, что Он пребывает с верными своими до скончания века ( Мф. 28:20 ), и внимает их молитвам ( Ин. 14:13, 16:23 , 2Тим. 2:19 ). Духа св. оно представляет тем Духом зиждительным, который устрояет порядок в нравственной природе нашей и раздает людям необычайные дары на устроение царства Божия ( 1Кор. 12:4–10 , Рим. 14:17, 8:26 , Гал. 5:20 ). При таком свете, в каком открыт Промыслитель мира в откровении, понятно, почем некоторые из отцов считали даже за преступление – отыскивать Промыслителя мира. Климент Алексан., говоря о промысле, пишет: «даже не следует домогаться – доказывать это, когда промысл Божий столько виден при взгляде на столь мудрые и прекрасные творения 364 ; не обличать, а наказывать следует того, кто думает, что нет промысла» 365 . Если уничтожить промысл Божий: учение о Спасителе представляется мифом» 366 . Поскольку же языческие учения о судьбе и случае, или о двух началах, по временам занимали собою умы слабые между христианами: то учение о промысле было одним из главных предметов наставлений у великих учителей церкви. Они даже с особенною любовию занимались им, особенно потому, что находили в этом учении действительнейшие побуждения к благочестию. При сем они показывали, что промышление о мире, при единстве существа Божия, принадлежит Отцу и Сыну и Духу св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

266. Крестовоздвиженский – Дубенский , мужской, приписанный к Почаевской – Успенской лавре, в гор. Дубно, Волынской губ. Основан в XVI ст. кн. Острожским Константином, упразднен в 1796 г. и обращен в приходскую церковь , которая в 1860 г. переименована в монастырь с припискою оного к Почаевской лавре и с восстановлением в нем малого числа братии. В 1884 г. здесь состоялась закладка нового храма. В этом м-ре был игуменом 20 лет преп. Иов, мощи коего почивают в Почаевской лавре. “Сенат. вед.”, 1860 г., 70; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 9 (восстановл.); 1884 г., 270 (заклад. храма); Сементовский, “Почаевская лавра”, 36; “Воен.-стат. обозр. Волын. губ.”, 112; “Жур. Мин. Нар. Просвещ.”, 1845 г., ч. XLV, кн. 1, 4; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 548 (игум. Василий в 1595 г.); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 130, LXIII (жалоба 1700 г. игум. Иеронима Белакевича на дворян. Дрогомира о насилиях); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археолог. словаря, 8 (Арсений, иеромонах, писец Евсевия Дубенского, уставом южного письма; он же игумен Честного Креста в Дубне городе, принадлежав. кн. Острожскому; сосуды и книги, данные им в м-рь). 267. Крестовоздвиженский – Иерусалимский – Флоро – Лаврский , женский, общежительный, Московской губ., Подольского у., Островской вол., при сельце Лукине, близ р. Пахры, в 17 вер. к сев.-вост. от Подольска. Начало ей положено еще в 1856 г. в селе Пехре, в доме купца Саватюгина, где собирались женщины для чтения псалтиря. В 1865 г. этот богадельный молитвенный дом обращен в жен. общину, которая под именем Флоро-Лаврской в 1870 г. переведена в сельцо Лукино, принадлежавшее Алексан. Петров. Головиной. Община в 1887 г. возведена на степень общежительного монастыря с наименованием его Крестовоздвиженским Иерусалимским и со штатом из игумении, казначеи, 28 монахинь и соответствующего числа послушниц, с тем, чтобы монастырь содержался на доходы, получаемые с капиталов и имуществ монастыря, от собственных трудов и от пожертвований благотворителей. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1865 г., 55, ст. 354; 1887 г., 90, ст. 823; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, Отд. 2, 303 (воспоминан. архим. Пимена); “Отчет Об. Прок. св. Синода за 1887 г.”, 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Внутри церковь Воскресенская окрашена краской, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметевым, после упраздненного им в Павлове железного завода. Из икон Воскресенской церкви замечательны по древности и украшениям следующие: храмовый образ Воскресения Христова, длиной в два аршина с четвертью, а шириной в аршин и два вершка, в сребропозлащенной ризе. Владимирская икона Божией Матери, длиной в полтора аршина, а шириной в аршин, с убрусом и ризой из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и 10 вершков, а шириной в аршин и 3 вершка, с убрусом и ризой также из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. В киоте на тумбе образ нескольких угодников Божиих, на кипарисной доске длиной в 7 1/2, а шириной в 6 1/2 вершков, в сребропозлащенной ризе. Среди образа врезан сребропозлащенньй крест длиной в 3 1/2 а шириной в 3 вершка, с частями святых мощей, о коих на исподней доске оного надписано: «Мощи св. Ап. Ан. первозв., Ап. Варфоломея, Ап. Iakoba, Петра митроп., Алексан. Свирского, Гр. Нисскаго, Ант. Римлян., М. Харалам., М. Ипатия, Ам. Медиолан., Пантел. Целебника, м. Власия, м. Татианы, Евдокии, княз. Даниила Москов., Исид. Пилусиота, благов. княз. Константина и чадъ его Михаила и Феодора Муромск. При сихъ мощахъ еще земля отъ Голгофы». В подобном же киоте образ Сошествия Спасителя во ад, длиной в аршин и три четверти, а шириной в аршин с четвертью, с венцом, крестом и ризой сребропозлащенными, какие имеются и на первых трех иконах. Икона сия приложена в церковь князьями Черкасскими, а писана придворным иконописцем Ушаковым, славившимся при царе Алексее Михаиловиче и Петре Великом. В таком же киоте Казанская икона Божией Матери, длиной в аршин с четвертью, а шириной в аршин, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями в серебряных оправах. Икона сия писана также иконописцем Ушаковым, хотя по виду представляется древнее всех прочих. Она особенно пред другими иконами чтится жителями села Павлово и часто носится по домам для молебствия. К числу икон, писанных Ушаковым, принадлежат также иконы: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, архангела Гавриила, евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=09076

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010