Добавили новый семинар по наследию Антония Сурожского. На семинаре Татьяна Касаткина выступила с докладом « О человеческой личности и человеческом единстве : ”Личность vs. особь” (митр. Антоний Сурожский) – “Мы будем — лица, не переставая сливаться со всем…” (Ф. М. Достоевский)». Христианство в современной культуре Фазиля Искандера, классика советской и российской литературы, мы знаем в основном по художественным произведениям. О том, как много места в мышлении Искандера занимало христианство, читатель может узнать из его статьи . К 90-летию со дня рождения. Жанна Сизова к 120-летию со дня рождения Ю. К. Олеши: в романе «Зависть», написанном в середине двадцатых и изданном в 1927 году, не могло быть упоминания Бога – только вскользь. Как неартикулированная догадка, как интуитивное воспоминание проскальзывает мысль о том, что во всем происходящем существует нечто незыблемое, неизменное, постоянное. Христианские аллюзии в «Зависти» угадываются, хотя даны они в «обратной перспективе». Читал ли Гребенщиков Исаака — задается вопросом Тимур Щукин. Нет иного источника радости, кроме Господа, – и на прокуренной кухне, и у древнего сирийского епископа. Другие статьи «Уныние и депрессия: личный опыт» . Анна Суворова: «Мне всегда казался каким-то несправедливым тот момент в учении Церкви, что уныние считается грехом: человеку и так плохо, а тут его ещё упрекают, заставляют каяться…» Священник Стефан Березкин рассказывает, на что живет батюшка . «Умственно отсталый, психически больной: преодолима ли пропасть» . Протоиерей Георгий Пименов: включить свою болезнь – некрасивую и долгую – в свою цельность, принять ее как путь ко спасению. Возможно ли это? «Иеромонах Агапий (Голуб) о насилии в православной семье : дисфункции и насилие продолжают жить и во вроде даже благочестивых (внешне) семьях. «Я услышала Осипова, и меня как по голове стукнуло» . Юлия Круковская: «Моя Встреча произошла, когда я решила, что православие – это религия старушек, и надо от него отказаться…» «В руке Божией – белоснежные души людей» . Люди знаменитые и безвестные, богатые и бедные, — что их объединяет? Почему в этот день Церковь приглашает их явиться в нашу молитву? О Вселенской родительской субботе рассказывает протоиерей Александр Абрамов.

http://blog.predanie.ru/article/predstav...

Дореволюционная история храма связана с именем священника Евфимия Владимирова, широко известного среди современников святостью своей жизни. Православные Семипалатинска до сих пор чтят память об этом старце, могила которого находится возле алтаря церкви. Трагические страницы Воскресенского храма открываются со времени установления советской власти, после печально известного Декрета об отделении церкви от государства 1918 года. В 1922 году храм был частично ограблен в ходе компании по изъятию церковных ценностей, осуществляемой якобы в помощь голодающим Поволжья. В 1923 году в числе других городских церквей он переходит в руки обновленческих раскольников, позднее в подчинение Барнаульского раскольничьего григорианского центра, а с начала 1930-х годов Воскресенская церковь вновь была возвращена патриаршей общине и вскоре осталась единственным в Семипалатинске православным храмом, получившем теперь статус кафедрального собора. В результате очередной волны репрессий в 1937 году, в два этапа были произведены аресты духовенства и наиболее активной части прихожан. В числе пострадавших были: архиепископ Семипалатинский Александр (Щукин) и настоятель Воскресенского собора протоиерей Борис Георгиевич Герасимов, известный ученый-краевед. Большинство арестованных были расстреляны, в их числе и Б.Г. Герасимов. Фактически, Воскресенский храм оказался закрыт для верующих, несмотря на то, что факт изъятия церкви так и не был узаконен. 1940 год для храма характеризуется с одной стороны попытками православной общины добиться открытия церкви для совершения регулярных богослужений, с другой стороны намерениями властей узаконить его закрытие, с целью использования «для культурных целей» с дальнейшим уничтожением. Бюрократические проволочки затянулись вплоть до 1941 года, благодаря чему окончательно вопрос о Воскресенской храме так и не был решен, и здание церкви уцелело. 16 апреля 1944 года возобновились регулярные богослужения и в Воскресенской (Казачьей) церкви Семипалатинска. В конце 40х гг. XX века на время была воссоздана Семипалатинская епархия, собор вновь стал кафедральным.

http://sobory.ru/article/?object=15389

Духовник – кто это? //Фома. - – С.26. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). Священство и брак . Фото «Семья священника» из фондов села Соколово Алтайского края. Электронная библиотека по истории Алтая//Фома. - – С.27. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). Иерархия духовенства . Ил.: Диакон. Святой диакон Аифраил Персидский; Протоиерей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский; Иеромонах. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни; Епископ. Святитель Митрофан Воронежский; Патриарх. Святитель Тихон, патриарх Московский//Фома. - – С.32-33. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.34-45. (на закладке – фото Льва Чеснова) Ортодоксия: Таинство – это жест любви Бога к человеку . Автор статьи - Алексей Щукин . В оформлении использованы материалы сайта sofrino.ru//Фома. - – 2005. - С.36-39. - (рубрика « Ортодоксия »). Имеются краткие информационные врезки, посвященные Таинствам Православной Церкви: « Крещение …» (С.36), « Миропомазание …» (С.37), « Исповедь …» (С.37), « Причащение …» (С.38), « Брак …» (С.38), « Елеосвящение …» (С.39), « Священство …» (С.39). Мир Библии: Роман Маханьков . Зачем Христу родословная . (Ответ на письмо читателя)//Фома. - – 2005. - С.40-42. – (рубрика « Мир Библии »). Информационные врезки к теме: Откуда взялись колена Израиля. Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Переселение Иакова с семейством в Египет. 1860//Фома. - – 2005. – С.40. – (рубрика « Мир Библии »). О царе Давиде . Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Победа Давида над Галиафом. 1860//Фома. - – 2005. – С.41. – (рубрика « Мир Библии »). Пророчество о семени Авраама . Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Мелхиседек благословляет Авраама//Фома. - – 2005. – С.42. – (рубрика « Мир Библии »). Лики: Священномученик Сильвестр ( Ольшевский ), архиепископ Омский и Павлодарский (1860-1920)//Фома. - – 2005. – С.43. – (рубрика « Лики »). С 1915 года – глава Омской и Павлодарской епархии. Горячо любим паствой. В 1918 году, когда большевики попытались арестовать епископа, по Омску прокатились волнения. С ноября 1918 года, когда власть в городе, перешла в руки белой армии, возглавил Высшее временное церковное управление Сибири, в январе 1919 привел к присяге Александра Колчака как Верховного правителя России. При отступлении белых остался в вверенной ему епархии. Арестован красными. После двух месяцев истязаний, 26 февраля 1920 года, не добившись «покаяния», архиепископа Сильвестра распяли гвоздями на полу и закололи раскаленным шомполом в сердце.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-26-m...

« Компас на пути к Пасхе. Крестопоклонная Неделя»   Диакон Алексей Ремизов: Крест и Воскресение нельзя воспринимать отдельно друг от друга. Нет Креста без Воскресения, но вначале всегда Крест. «Компас на пути к Пасхе. Неделя преподобного Иоанна Лествичника» Диакон Алексей Ремизов: Лестница является символом, говорящим о необходимости самосовершенствования и восхождения к Богу. Также она указывает на постепенность этого восхождения. « Суп четвертый. Чечевичная похлебка» Протоиерей Андрей Битюков: в пост многие надеются не только приобрести новый духовный опыт, но и расстаться с лишними килограммами. Но как это совместить с отсутствием в рационе богатых белком продуктов — мяса, молочных продуктов, а зачастую и рыбы? « Суп пятый. Горох — пища отшельника» Протоиерей Андрей Битюков: гороховый суп прочно занял свои позиции в постном меню. Издревле, а упоминается он в комедиях Аристофана, этот суп полюбился простым людям за доступность и питательность. «Экономика Нового Завета»  Владимира Шалларя — небольшой текст, где даны все употребления в Новом Завете специфического термина «койнония», определены контексты этих употреблений, с тем чтобы показать: «койнония» — наиважнейший новозаветный термин, обозначающий одновременно и Божественную жизнь, и приобщение людей к ней, и реальность христианской общины. Койнония — имя и для «общности» Божества, и для общности имущества у первохристиан. « Духовная жизнь по расписанию: зачем нужен пост?»  Лекция психолога Марины Филоник и священника Александра Сатомского. Кто и когда придумал пост? Как постились в Ветхом Завете и для чего постился Христос? Как и почему идея поста изменилась в последующее время и на пост какого периода нам следует ориентироваться? « Как каялись Богу в библейские времена»   В чем состояли предписанные законом Моисея покаянные обряды? И каковы их принципиальные отличия от учения о покаянии Иисуса Христа? Рассказывает священник Алексей Волчков. «Постные лица» европейской культуры»   Историк Надежда Завальная и филолог Михаил Щукин рассказывают о том, какие великопостные традиции существуют в европейской культуре и как они отражены в литературе и живописи.

http://blog.predanie.ru/article/koronavi...

Кто поможет супружеской паре на грани развода? Как себя вести человеку, желающему остановить разрушение чужой семьи? Нужно ли готовить молодежь к вступлению в брак? Эти вопросы возникли в ходе обсуждения острой темы развода в православной семье на " круглом столе " в Феодоровском просветительском центре. Материалы встречи, подготовленные к печати Ольгой Сергеевой, публикуются под заголовком " Двое в подводной лодке " . Развод - зло, особенно непозволителен он для православных христиан. Но именно от последних более всего требуется духовная трезвость, размышление о том, как расторжение брака может быть оправдано в рамках евангельской системы духовных координат. Вопрос в том, правильно ли мы понимаем евангельскую " норму " , считает Тимур Щукин. Его размышления " Развод во спасение " публикуются под рубрикой " Linguasacra " . Как всегда, журнал откликается на значимые даты месяца. 3 февраля отмечается 100-летие преставления выдающегося православного миссионера - епископа Николая (Касаткина). О том, как он " крестил " Страну восходящего солнца, рассказывает доктор исторических наук Михаил Шкаровский. Его очерк называется " Русско-японский святой " . О священнике Псковской миссии Ливерии Воронове, прошедшем через ГУЛАГ, а в конце жизни преподавателе догматического богословия в духовных школах, мирно отошедшем ко Господу в 1995 году, когда стало возможно возрождение Церкви, в рубрике " Ленинградский мартиролог " рассказывает Анастасия Наконечная. Для новой рубрики журнала " Лазарева суббота " иерей Александр Гаврилов подготовил материал " Самоанализ как средство " о физиологе Геннадии Шичко, разработавшем в 70-80-х годах прошлого века концепцию выявления причин алкоголизма. Ученый отработал ее на практике, и она уже более 30 лет помогает зависимым избавиться от вредной привычки. Современные олигархи инвестируют западные футбольные клубы и автозаводы, а в царской России миллионеры поддерживали отечественную культуру. Благодаря династии Морозовых были построены десятки храмов, училищ, больниц. Арсений Морозов остался в истории не только как крупный фабрикант, но и как покровитель знаменитого старообрядческого хора. Очерк Екатерины Юсуповой " Поющий миллионер " продолжает серию публикаций об известных церковных хорах прошлого.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

Левую руку, полагаю, должно мыслить следующим образом. В Нем, конечно, некоторые домостроительные промышления 9 существуют прежде воплощения, а некоторые исполняются через воплощение. Та часть Слова Божия, что прежде восприятия плоти пребывала в домостроительных промышлениях, может мыслиться под правой рукой. Потому и богатство и слава в левой руке, что через воплощение Он ищет богатства и славы, то есть спасения всего. Долгоденствие же, говорит, – в правой руке, что, без сомнения, указывает на ту часть Его, которая в начале у Бога была Богом Словом и была вечной. Итак, Церковь , глава которой есть Христос, желает иметь левую руку Его под головой своей и верой в воплощение Его голову свою поддержать. Правой желает быть обнятой, то есть распознать те домостроительные промышления и быть в них наставленной, которые прежде времени Его воплощения, а также через него имели место открыто или тайно. Ибо где правое должно мыслиться всем, там ничего не происходит от несчастий грехов, и ничего – от ошибки тленности. А левое, это где исцелил наши раны и грехи наши понес Сам, ставший за нас грехом и проклятием. В любом случае все то, что поддерживает разум и веру Церкви, уместно названо левой рукой Бога Слова, в которой, как сказано, какая-то [природа] также – наряду с той природой, которая вся есть праведность, вся есть свет, и сияние, и слава, – была передана (Orig. In Cant. 3; PG 13, 163–164) 10 . В данном отрывке мы сталкиваемся с толкованием одного библейского места через другое (что, как мы увидим, вполне типично и для последующих авторов). Образы правой и левой руки воспринимаются как знаки указывающие на одну и ту же реальность в разных местах одного и того же текста (Священного Писания), за счет чего интерпретация элементов одного образа (из Книги Притчей) помогает объяснить другой образ (из Песни Песней). Ориген допускает и индивидуалистическую и екклезиологическую интерпретацию библейского текста. Александрийский богослов полагает, что в данном месте мы имеем дело с изложением догмата о двусоставности Христа и восприятием данного догмата Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/g...

Протоиерей Леонтий Пименов , благочинный Московской области Русской Православной Старообрядческой Церкви. В расколе было виновато государство //Фома. - – октябрь 2011. – С.23. – (рубрика « Тема номера. Патриарх Никон и раскол »). Священник Иоанн Миролюбов . Церковь не приемлет полицейских мер . Подготовил Алексей Соколов . Ил.: Суд над патриархом Никоном. А Земцов. Гравер Шлюблер. Гравюра опубликована в журнале «Нива» в 1892 году//Фома. - – октябрь 2011. – С.24,25-26. - (рубрика « Тема номера. Патриарх Никон и раскол »). На врезках к «Теме номера. Патриарх Никон и раскол»: Хронология раскола. Подборка информационных сведений по ключевым датам раскола с иллюстрациями к ним//Фома. - – октябрь 2011. – С.19,20,22,25. – (рубрика « Тема номера. Патриарх Никон и раскол »). Представлены события: с мая 1551 по 1654 гг . – С.19; 1656 – 1685 гг. – С.20;                           с конца XVII века по 1846 г. – С.22; с 1871 по 1974 гг. – С.25. См. отзыв на «тему номера»: Виктория Уколова , доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО (у) МИД России. Преодоление нелюбви //Фома. - – октябрь 2011. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.27. ВЕРА (раздел). С.28-41. Сергей Худиев . Разум, ведущий к вере //Фома. - – октябрь 2011. – С.28-33. – (раздел « Вера »). См. также: Желание верить . Отклик на материал Александра Ткаченко, опубликованный на сайте «Фомы» 02.09.2011, и на статью Сергея Худиева «Разум, ведущий к вере» («Фома», октябрь 2011 года)/Автор отклика - Вера //Фома. - – декабрь 2011. - С.97. – (рубрика « Отклики »). Монолог: Алексей Белов , лидер группы «Парк Горького», Москва. Гулкие удары в тишине. К 40-летию премьеры рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Подготовил Александр Ткаченко . PhotoXpress и фото с сайта http://www.flickr.com/kxlly//Фома. - – октябрь 2011. – С.34-35. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Алексей Щукин . Церковь и музеи: война, которой не было. Прошлогодний «музейный» скандал, о котором все забыли . Фото священника Романа Никитина//Фома. - – октябрь 2011. – С.36-37. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-102...

Тимур Щукин: Новомученики расширили наше представление о святости. Да и как могло быть иначе: в сонм, составленный из византийских и древнерусских святых, которые и жили иначе, о которых и рассказывали по-другому, вошла дивизия новобранцев — наших современников. Они родились и выросли в эпоху радио и кино, железных дорог и индустриализации, рабочих демонстраций и женской эмансипации, распада сословного и вообще традиционного общества. Конечно, эти люди на всё (кроме главного) смотрели по-другому. Совсем иначе — об этом говорят письма, воспоминания, дневники — они понимали брак, отношения мужчины и женщины. Если кратко: христианское благочестие оказалось совместимым с «романтикой», с идеализацией супруга, с опытом взаимопроникновения полов как чем-то самоценным. А может быть, христианский брак научился не прятаться, не стесняться себя. Главная причина расцерковления Александр Королев: На мой взгляд, главная причина кризиса веры, расцерковления, разочарования — в том, что церковь сейчас не воплощается в том, в чем она должна воплощаться, — в любящей общине братьев и сестер, которые по разным причинам потеряли веру или ушли из Церкви. Конечно, тут важен церковный опыт. В этом отношении XX век помимо скорбных страниц церковной истории имеет и опыт возрождения братско-общинной жизни. Многие новомученики приходили к общинной жизни как единственной возможной форме церковного существования в условиях гонений. Традиционная приходская форма тут совершенно недееспособна. Так жили Александро-Невское братство в Петрограде, община архимандрита Сергия (Савельева), мечевские общины, община митр. Макария (Опоцкого). Этот опыт практически никак не воспринят современной церковью, которая является наследницей новомучеников и исповедников. Точнее, должна являться. Их канонизировали, составили им службы и благополучно забыли, даже не подозревая, что это часто опыт общинной жизни, которая смогла устоять в условиях беспрецедентных гонений на Церковь, массового уничтожения верующих. Почему Церковь до сих пор не признала «екатеринбургские останки» мощами святых? Четыре причины

http://blog.predanie.ru/article/putevodi...

И Ирина Александровна Антонова, и Анатолий Геннадьевич Иксанов, и Борис Георгиевич Салтыков, если мы с вами говорим о Политехе, им всем предложено продолжить работу, просто в другом качестве, где у них будет меньше рутины, больше возможностей для творчества, больше времени, чтобы поделиться своими знаниями. — Все-таки еще два слова о Большом театре. В последние месяцы после трагического случая с главным балетмейстером Сергеем Филиным у всех на глазах развивался конфликт между генеральным директором и Николаем Цискаридзе. Отставка руководства Большого театра была сюжетом даже на СПП, и там упоминалось, в том числе, что эта отставка произошла после череды скандалов. Ваше личное отношение к этому конфликту? Например, к тому, что выговоры Цискаридзе выносились за критические интервью, как вы лично к этому относитесь? — Вы знаете, Цискаридзе — гениальный танцовщик. Я не хотел бы комментировать этот конфликт в личном плане каким-то образом, но отрицать то, что это великая звезда, было бы крайне глупо. Я знаю людей, которые специально 31 декабря каждого года всей семьей ходят по традиции уже многие годы на «Щелкунчик», потому что именно в этот день 31 декабря он всегда танцует там главную партию. Но для нас очень важно было, чтобы новый руководитель пришел в Большой театр в тот момент, когда у него будут развязаны руки, чтобы он не испытывал обязательств ни перед кем из конфликтующих сторон. Принципиальная позиция Министерства культуры — это предоставить директору свободу в решении творческих и художественных задач. Мы не будем навязывать ему никаких решений, он сам волен определять, кто и как будет работать в Большом театре. «Сейчас не время и не место обсуждать переезд картин из Эрмитажа в Москву и обратно» — Уход Ирины Антоновой тоже был связан исключительно уже с более чем 50-летним стажем работы на одном месте или все-таки с конфликтом, в котором она участвовала, хотя он был гораздо более мягкий по сравнению с Большим театром, но, тем не менее, эта тема была тоже на виду. Я бы с другой стороны посмотрел на вопрос создания Музея современного искусства в Москве — это две частные коллекции. У нас сейчас в России много коллекционеров, которые думают о том, что произойдет с их коллекциями в будущем. Так вот, коллекционеры Щукин и Морозов завещали коллекцию Москве. Что происходит сейчас? Окончательное решение оказалось не в пользу точки зрения Антоновой и не в сторону завещания, которое было сделано создателями этих коллекций?

http://pravmir.ru/vladimir-medinskij-my-...

2) митрополит Ленинградский Алексий (Симанский); 3) митрополит Горьковский Феофан (Туляков) 11,VI, s. 402–404 ; 4) митрополит Ивановский Павел (Гальковский) 11, V, s. 291 ; 5) архиепископ Елецкий Серафим (Протопопов) 11,VI, s. 68–69 ; 6) архиепископ Харьковский Иннокентий (Летяев) 11, III, s. 249–250 ; 7) архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) 11,V, s. 436–437 ; 8) архиепископ Владимирский Сергий (Гришин) 11,VI, s. 105–107 ; 9) архиепископ Орловский Александр (Щукин) 11, I, s. 99 ; 10) митрополит Ярославский Павел (Борисовский) (11, , s. 281–283]; 11) архиепископ Сталинградский Антоний (Романовский) 11, I, s. 304–305 ; 12) управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Александр Лебедев . Из приведенных материалов следует, что постановительные части Определений 93 и 135 и соответствующие части Указов 1651 и 2267 есть не «единоличные мнения» митрополита Сергия Страгородского , а решения малых или «неполных» соборов (соборов из «прилучившихся» архиереев), известных в истории Церкви 12, с. 292–310 . Отсутствие в текстах Указов списка архиереев, подписавших соответствующие Определения, есть следствие формулярных особенностей Указов. Тексты Указов 1651 и 2267 публикуются по официальным изданиям 1935 г. (для указа 1651) и 1936 г. (для Указа 2267) (по современной орфографии). ЛИТЕРАТУРА 1) Послание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей от 18/31 марта 1927 г.//Архиепископ Никон (Рклицкий) . Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1961, т. VII, с. 172–176. 2) Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей от 17/30 октября 1933 г. Ср. Карловцы, 1935. 3) Докладная записка, представленная профессором прот. Сергием Булгаковым митрополиту Евлогию весной 1927 г.//О Софии Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот. Сергия Булгакова митрополиту Евлогию. Париж, 1935, с. 54–64. 4) Докладная записка митрополиту Евлогию проф. прот. Сергия Булгакова по поводу определения Архиерейского Собора в Карловцах относительно учения о Софии Премудрости Божией. Paris, 1936 (приложение к журналу «Путь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010