1147 Печатается по: Священник Сергий Щукин. Из воспоминаний об А. П. Чехове. Русская мысль. 1911. 10. С. 46–54. 1148 Иловайская Капитолина Михайловна – владелица дачи в Ялте на Аутской улице. С семьей Иловайских А. П. Чехов познакомился в феврале 1892 г. в Воронеже, куда ездил по делам организации помощи голодающим. – Ред. 1149 Николай (Зиоров Михаил Захарович; 1851 – 1915) – выпускник МДА (1875). С 1885 г. – инспектор Могилевской ДС. В 1887 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской ДС. С 1889 г. – ректор Тифлисской ДС. В 1891 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В 1898 г. вернулся из США в Россию и был назначен епископом Таврическим и Симферопольским. В 1908 г. архиепископ Варшавский и Привисленский. – Ред. 1150 Помните конец рассказа: «Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал. А потом и совсем забыли»? Это удивительно хорошо отмеченная черта. – Авт. 1151 В другой части своих воспоминаний отец Сергий пишет: «Одно время Антон Павлович как бы взял под свое покровительство ялтинских греков. Греки, „аутские греки», были его соседи. В старое, впрочем, не очень давнее время Аутка была деревней, населенной греками. В Аутке была и греческая церковь . Умирая, многие греки, люди вообще очень привязанные к церкви, оставляли „на помин души» земельные участки. Когда Ялта стала быстро заселяться, Аутка соединилась с Ялтой и вошла в черту города. И мало-помалу греки были вытеснены дальше, на гору, в так называемую Верхнюю Аутку. Греческая церковь , находившаяся в Нижней Аутке, стала считаться русской, священников к ней посвящали русских, и богослужение совершали в ней уже на славянском языке. Греческой же осталась небольшая, невзрачная, даже не каменная, а деревянная церковка св. Феодора Тирона в Верхней Аутке. Она к тому же не была самостоятельна, а приписана к русской церкви. И к тому времени, как Чехов поселился в Аутке, между греками и русскими шли острые споры по случаю назначения новых священников, перестройки церквей, относительно церковного имущества и пр. Представители греков во главе со священником явились к Чехову и просили его взять на себя защиту их дела. Антон Павлович согласился на их просьбу, принял в деле большое участие, был с документами, которые они дали ему, у архиерея». – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Флоринский В.М. Флоровский Г., протоиерей Фока, еп. Синопский Фокин Иван, поп Фоменко В.В. Фомин Афанасий, икон. Фомин-Квашнин Пётр Александрович, воев. Фомка, сл. Фонкич Б.Л. Фотий, митр. Киевский и Всея Руси Фотий, патр. Цареградский Франц Д.Д. Френкель Л.М. Фриск (Frisk D.A.) Х аана, дочь мадиамского начальника, библ. Хазагеров Т.Г. Хам, второй сын Ноя, библ. Ханаан, библ. Ханник К. Харлампович К. Хармин, сын Мелхиила, отец Ахара, библ. Хивуд (Heawood E.) Хилков Иван Андреевич , кн., ст. Хилков Фёдор Андреевич, ок., воев. Хитрово Богдан Матвеевич, ок., двор. и оружейничий, бр. Хитрово Яков, «сыщик» Хлопов Петрушка, стр. Хлудов А.И. Хованские, княжеский род Хованский Григорий, кн. Хованский Иван Никитич, кн., бр. Хованский Семён, кн. Хрисанфов Калинка, сл. Христина, шведская королева Ч аадаев Иван, киевский воев. Чаплин Иван Иванович, стряп., ст., воев. Чаплин Иван Фёдорович, дв., белозерский воев. Ченцова В.Г. Черепнин Л.В. Черкасский Иван Куденетович, кн. Черкашин (Черкашенин) Иван, Новгородец Черная Л.А. Черчилль (Churchill W.A.) Чеснокова Н.П. Чижев Онтипка, крст. Чингизхан Чистой Назарий, дум. д. Чистякова Е.В. Чичуров И.С. Чоглоков Александр Игнатьевич, писец, воев. Чумичева О.В. Чуплов Логинка, крст. Ш айсупов Самойло Никитич, ст., кн., прис. Шалина И.А. Шамшин (Шамшов) Иван, губной Шаромазов М.Н. Шаховской Порфирий, кн. Шаховской Юрий Фёдорович, кн., бр. Шевченко И. (Ševenco Ihor) Шепелев Аггей Алексеевич, дв., постельничий, ок., дум. генерал Шиловский, доминиканец Ширецкий, доминиканец Ширина Л.С. Шмидт В.В. Шпаков А.Я. Шубин Дмитрий, д. Шунков А.В. Шухтина Н.В. Шушерин-Рипатов Иоанн (Иван) Корнильев, подк., патриарший клирик Щ апов А.П. Шапов Я.Н. Щедрина К.А. Щепкина М.В. Щепоткин Иван, д. Щукин П.И. Э йнгорн В.О. Энгельман А. Эпштейн М. Ю рий Данилович, кн. Московский Юрий Дмитриевич, сын Дмитрия Ивановича Донского, кн. Галичский и Звенигородский, затем вел. кн. Московский Юрка Скок, стр. Юрлов Пётр Иванович, рыбный Юрьев Анастасий, грек Юрьев Матюшка, порт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

и семестрового сочинения по библейской археологии), Мальгинов Борис (по гомилетике; не представил также проповеди и семестрового сочинения по библейской археологии), архимандрит Михаил, сербский уроженец (по гомилетике и русскому языку; не представил также семестрового сочинения по общей церковной истории), Ставицкий Виталий (по истории философии и психологии) и Уаров Петр (по патристике и истории философии); – б) не представили письменных работ: Баржицкий Михаил (сочинений по общей церковной истории и библейской археологии), Благовещенский Сергей (проповеди), Ватутин Михаил (проповеди), Воинов Сергей (сочинения по библейской археологии), Воскресенский Василий (проповеди и сочинения по библейской археологии), Городецкий Федор (проповеди), Горский Александр (сочинения по библейской археологии), Даниленко Прохор (сочинения по библейской археологии), Иллювиев Павел (проповеди), Казанский Платон (проповеди), Ковригин Михаил (проповеди и сочинения по библейской археологии), Лимачев Василий (проповеди), Ржепик Мирон (сочинений по общей церковной истории и библейской археологии), Рождественский Леонид (проповеди), Рубинский Сергей (проповеди и сочинения по библейской археологии), свящ. Синадский Евгений (сочинения по библейской археологии), Смирнов Петр (проповеди и сочинения по библейской археологии), Счастнев Михаил (сочинения по библейской археологии), Фаворитов Павел (проповеди и сочинения по библейской археологии), Харитонов Сергей (проповеди) и Щукин Николай (проповеди и сочинения по библейской археологии); – в) на основании опред. Св. Син. от 10–22 янв. 1903 г. 118 / указа Св. Син. от 14 авг. 1902 г. за 6245 держали испытания по одному из древних языков студенты, не изучавшие оных в среднем учебном заведении: Воинов Сергей, архимандрит Михаил, серб. урож., Никонов Алексей и диакон Попов Николай; – г) баллы ниже 2 имеют студенты: Никонов Алексей (на устном испытании по истории философии – 2–) и Преображенский Виктор (на семестровом сочинении по общей церковной истории – 2–).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 декабря они совсем не отлучаются из дома; 2) небольшая икона Казанской Божией Матери, благословение Императрицы Марии Феодоровны, данная ею с крыльца церковного, крестьянам, пострадавшим от пожара; 3) икона св. Марии Магдалины, устроенная крестьянами в память Императрицы; 4) икона Царя Константина и св. Царицы Александры, в память освобождения крестьян и в благодарность прежним владельцам Великому Князю Константину Николаевичу и Великой Княгине Александре Иосифовне; 5) икона св. Александра Невского и Марии Магдалины – в память 4 апреля. Из предметов церковной утвари замечательны облачения, теперь уже изветшавшие, пожертвованные Высочайшими особами, особенно Императрицами Екатериной 2, Марией Феодоровной и Михаилом Павловичем, напр. ризница из бархатного платья Марии Феодоровны, крестовая серебряная ризница – дар Михаила Павловича, серебряные ковши, сосуд для мира, евангелие, напрестольный крест, серебряные священные сосуды и местные подсвечники, с двуглавыми орлами. Причт состоит из священника и двух причетников. Из прежних священников известны: Симеон Яковлев, назначенный сюда 10 декабря 1785 из Бурежского погоста (новгородской епархии) и служивший до смерти в 1797 году, Антоний Иванов (1797–1813), Петр Лавров (1813–1816), Петр Николаев (1817–1818), Феодор Петров (1818–1828), переведенный сюда из Таиц, Петр Щукин (1828–1855), служивший здесь слишком сорок лет, начиная с звания причетника и уважаемый прихожанами за добрый характер; Василий Фаворский, любимый прихожанами за усердие к духовным обязанностям; Петр Силин, известный в приходе как хороший проповедник и законоучитель и как основатель приходского попечительства и ссудо-сберегательного товарищества; здесь он служил с 1864 г. и в 1879 г. переведен священником в Павловск; Гавриил Чистосердов, умерший 29 августа 1881 и Константин Сампсоньевский, служащий до ныне. Казенного жалованья священник получает 240 р., диакон 80 р., псаломщик 60 р. Прежде получалась руга, т. е. хлеб и деньги. Есть усадебная земля для причта, в размере 1 дес.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Уже супруги, еще не родители — так обозначен период в жизни молодоженов, который пристально рассматривается в этом номере. Время от регистрации брака до рождения первенца — «белое пятно» в богословии. Священнослужители и миряне обращают мало внимания на этот отрезок жизни супругов, считая, что семья становится настоящей только с появлением ребенка. Проблемам молодой семьи посвящен майский номер журнала Санкт-Петербургской епархии  «Вода живая» . Уже супруги, еще не родители — так обозначен период в жизни молодоженов, который пристально рассматривается в этом номере. Священнослужители и миряне обращают мало внимания на этот отрезок жизни супругов, считая, что семья становится настоящей только с появлением ребенка. Отгремели залпы шампанского, умолкли крики «горько». Что делать, когда отошла первая волна влюбленности? В этом случае нужен совет опытного священника. Тимур Щукин побеседовал с клириком Свято-Иоанновского монастыря, духовником молодежного клуба «Чайка» протоиереем Димитрием Галкиным. Их диалог называется «Хорошая вещь под названием брак». А как должна складываться личная жизнь самого священника? Может ли он делить любовь между Богом и семьей? Об этом в полемических заметках «Брак священника или битва за кольцо» рассуждает диакон Алексий Волчков. Брак как соединение противоположностей — тема диалога молодых супругов Александра Адамича и Юлии Нурмагамбетовой, который записала Елизавета Киктенко. «Любовь и комиксы» — так называется этот материал, где есть и история любви, и история осознания себя целым — молодой семьей, в которой каждый понимает, что такое ответственность друг за друга. «Надо понять модель поведения партнера, принять его реальность, только в этом случае возможно гармоничное совместное существование без больших обид, претензий и конфликтов», — такой совет дает молодым руководитель центра «Школа мастерства человеческой коммуникации» психолог Виктория Рябухина. Полезные советы читатель найдет в ее размышлениях «Уважать друг друга». Умению выстраивать отношения в семье учатся участники «Супружеских встреч», которые организуют протоиерей Александр Дягилев и его матушка Любовь. «Семья в диалоге» — так называется материал Марии Суховой, рассказывающий о том, как зародились «Встречи» и как они помогают супругам вновь обрести первоначальную свежесть отношений.

http://pravmir.ru/problemam-molodoj-semi...

1927–1929: 10(23).01.1929–30.06(13.07).1930: Иоанн Георгиевский 09(22).10.1932–18.06(01.07).1933: Иоанникий Чанцев 11(24).08.1933–17(30).01.1935: Владимир Горьковский 17(30).01.1935–03(?). 1935: Леонид Антощенко 03(16).04.1935–14(27).01.1937: Пётр Савельев Кунгурская (обн.) 06(19).12.1922–11(24).04.1925: Николай Ашихмин 23 .03(05.04).1925–1925: Серафим Коровин –1934: 1934–: Николай Ашихмин, паки Купянская (обн.) Владимир Дубчук Иоасаф 1929–1930: Гавриил Киперман Курганская 1924–03(16).09.1927: Алексий Орлов 03(16).09.1927–02(15).01.1928: Георгий Анисимов 02(15).01.1928–1928; Иаков Маскаев 1928–1928: Сергий Анисимов 01(14).03.1929–1929: Пётр Гасилов 30 .08(12.09).1930–10(23).10.1931: Иоанн Братолюбов 1931–06(19).11.1933; Мелхиседек Аверченко 06(19).11.1933–22.11 (05.12). 1934: Ираклий Попов 1934–1950: Курганская (обн.) 1922–1923: Иоанн Туторский 13(26).11.1923–30.09(13.10).1925: Константин Прокофьев 1925–1925: Михаил Фивейский 27 .09(10.10).1925–12.1925: Аристарх Николаевский 1926–13(26).08.1927: Василий Бехтерев, в. у. 08(21).09.1927–04(17).10.1927: Николай Шумовский 1927–: Филарет Домрачев –1929: 1929–09.1929: Сергий Волков 1929–1934: Сергий Баженов 04 .1931–1932: Димитрий Крылов Курская 11(24).07.1914–15(28).05.1917: Тихон Василевский 1917–1920: Феофан Гаврилов 1920–1923: Назарий Кириллов 04(17).10.1923–1928: Иувеналий Масловский 1925–19.06(02.07).1927: Назарий Кириллов, в. у. 1927–1928: Нектарий Трезвинский 02 .1927–04.1928: Алексий Готовцев, в. у. 12(25).04.1928–09(22).11.1932: Дамиан Воскресенский 23 .11(06.12).1932–11(24).08.1933: Памфил Лясковский, в. у. 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк , в. у. 22 .11(05.12).1933–02(15).12.1935: Онуфрий Гагалюк 17(30).09.1935–1935: Александр Щукин 1935–1935: Хрисогон Ивановский 02(15).12.1935–1937: Артемон Евстратов 23 .05(05.06).1937–13(26).08.1937: Феодосий Кирика 01(14).09.1937–13(26).10.1937: Ефрем Ефремов – 1943: 1943–31.12(13.01).1946: Питирим Свиридов Курская (обн.) 1923–03.1923: Иннокентий Пустынский 03 .1923–17 (30) .03.1924: Никон Пурлевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Евлогия священнодействовать на немецкой территории, вследствие чего он обратился к митр. Серафиму (Ляде) и перешел в юрисдикцию РЗЦ (1942), священник (20.9.1942), рукоположение совершил митр. Серафим (Ляде), был исключен из клира Экзарзата митр. Евлогия (12.10.1942), настоятель церкви в Людвигсхафене (24.10.19421944), затем обслуживал церкви при разных лагерях для перемещенных лиц ( 1945–1955), настоятель церкви при лагере Кайзерслаутерн (19551957), перешел в юрисдикцию МП (27.4.1957), за что был исключен из клира РЗЦ с запрещением в священнослужении (27.4.1958), настоятель церкви Св. Александры в Бад Эмсе (16.11.1957), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Г. Щербина (19391942). АЕУА АГЗ. Щербович-Вечор Николай В . (даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Эмигрировал во Францию, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (7.4.1929), священник (21.4.1929), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, миссионер на о. Ява (19291933), приписан сверх штата к церкви в Гааге (22.11.19331940-е гг.), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Н. Щербовича-Вечора (19291933). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Щероцкий Николай (20.4.18967.1.1963, Портленд, Орегон, США), священник. Эмигрировал из Восточной Европы в Германию (1944), обслуживал церкви при лагерях для перемещенных лиц, состоял в юрисдикции РЗЦ, переселился в США и принят в клир СевероАмериканской Русской Митрополии (1948), настоятель Покровской церкви в Сакраменто, затем настоятель Св.-Николаевской церкви в Портленде. Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Щукин Николай Сильвестрович (4.8.187621.12.1940, Хельсинки, Финляндия), протоиерей. Окончил С.-Петербургский университет, до революции гражданский чиновник военного ведомства, состоял членом приходского совета Св.-Андреевского собора в Кронштадте, после революции проходил пастырские курсы в Петрограде, рукоположен во священника в московском храме Христа Спасителя (1.12.1920), помощник настоятеля Успенского собора в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Соловецкий лагерь особого назначения 21 августа 2009 г. 19:30 Краткая история Соловецкой обители В 1920 году советская власть упразднила Соловецкий монастырь. Наиболее значимые материальные и художественные ценности были вывезены в столицу, часть из них затем оказалась за рубежом. В 1923 году монастырь был превращен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — один из первых в мире концентрационных лагерей, предназначенный для «перевоспитания» лиц, чье прошлое было несовместимо с чаяниями новой власти. Значительную часть заключенных лагеря составляли те, кто принял подвиг исповедничества за Господа Иисуса Христа и православную веру. В числе узников Соловков были 8 митрополитов, 46 архиепископов, 49 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян. К настоящему времени более пятидесяти страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. В их числе: священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский; Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов) и иеромонах и Никифор (Кучин); мученицы Анна (Лыкошина) и Вера (Самсонова). Здесь, на Соловках, находились в заключении священник Павел Флоренский, будущий академик Дмитрий Лихачев, писатели Олег Волков и Борис Ширяев, художник и главный хранитель Эрмитажа Осип Браз, генерал Иван Зайцев, востоковед и криптограф Владимир Кривош-Неманич, начальник метеослужбы СССР Алексей Вангенгейм, многие сотни ученых, инженеров, военных, деятелей культуры и мастеров искусства. В 1940-е годы, после упразднения концлагеря, были взорваны каменные монастырские храмы во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, и преподобного Онуфрия Великого, разрушены 22 часовни, разрублены на дрова иконостасы и старинные иконы, расстреляны росписи соборов, уничтожено старинное монастырское кладбище, осквернены могилы насельников монастыря, вырублены вековые сосновые леса, пришли в запустение луга и судоходные каналы.

http://patriarchia.ru/db/text/723259.htm...

В Фишбеке, Пасинге, Шляйсгайме были организованы христианские кружки, в Менхегофе, Шляйсгайме, Фишбеке, Гангхоферзидлунге и в других лагерях созданы типографии, где издавались молитвословы, акафистники, печатные листки и другая православная литература, которая способствовала распространению и укреплению православной веры. В лагере Герсбрук по благословению еп. Рижского Иоанна прот. Николай Виеглайс подготовил к изданию духовно-просветительский сборник «Тихое Пристанище», в который вошли отдельные статьи, проповеди , богослужебные тексты, поучения святых отцов, рассказы, стихотворения и другие материалы. Многие из бывших священнослужителей Латвийской православной церкви, например, прот. Иоанн Легкий, прот. Алексий Ионов, прот. Георгий Бенигсен и другие входили в штат клириков Псковской миссии и весь свой опыт и знания реализовывали в лагерях DP. Уникальный опыт духовного просвещения накопили в лагере Фишбек. Архимандрит Виталий (Устинов) организовал в нем курсы псаломщиков, Высшие пастырско-богословские курсы, на которых обучались 12 юношей, создал иконописную мастерскую [Нафанаил, 523] и даже собрал из жителей лагеря «небольшую монашескую братию». Такое устроение церковной жизни не могло остаться бесплодным, в лагере был совершен ряд хиротоний. В 1946 г. еп. Нафанаил рукоположил в сан иерея дьякона Николая Успенского – одного из преподавателей курсов псаломщиков. Приняли сан и двое других наиболее активных мирян – Сергей Сергеевич Щукин, который уделял много внимания духовному воспитанию молодежи, и представитель дворянского рода Георгий Александрович Шереметьев. Каждый из них в свою меру осуществлял пастырское попечение, оставаясь служить в Фишбеке. Особое внимание в лагерях DP уделялось духовному просвещению и воспитанию детей и молодежи, что в большой степени легло на плечи активных мирян, в основном представителей «первой волны» эмиграции, выходцев из дворянских сословий, имеющих прекрасное образование – они составляли немалую часть DP. Во многих лагерях открывались школы и гимназии, которыми управлял учебный комитет, возглавляемый директором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вышел декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2018 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Как выбрать правильный путь " , посвященная Неделе святых праотец. Темой раздела " Подробно " стал Рождественский пост. В редакционной статье " О пище и посте " Тимур Щукин рассуждает о том, как важно соблюсти золотую середину в пощении. Протоиерей Димитрий Сизоненко рассказывает о том, что значит пост в жизни христианина, - материал Натальи Щукиной называется " Время, когда Бог становится Богом " . Известно, что пост - это не диета и вопрос питания - вторичный, но практическая сторона дела, тем не менее, интересна. Анна Ершова беседует о постном меню с кулинарным экспертом Александром Коцким, интервью озаглавлено " Квашеная репа против спаржи " , а дополняют его старинные русские рецепты постных блюд. Следом за рассуждениями о том, что не надо слишком большое внимание уделять постному меню, обычно говорят, что одно из главных дел во время поста - милосердная помощь страждущим. В очерке Евгения Перевалова " Добролюди из " Добродомика " рассказывается о владельцах кафе - супружеской паре Евгении Гершевиче и Александре Синяк, которые по будним дням бесплатно кормят в своем заведении пенсионеров. Комментирует благое начинание супругов сотрудник епархиального информационного отдела иерей Алексий Волчков . Раздел " Образы и смыслы " посвящен десятилетию кончины Святейшего Патриарха Алексия II . Для верующих нашего города это особо значимая личность: с 1986 по 1990 годы будущий Предстоятель, а тогда митрополит занимал Ленинградскую кафедру. В материале " Патриарх-строитель " о жизненном пути патриарха Тимур Сунайт беседует с историком Сергеем Фирсовым; текст обильно иллюстрирован архивными фотографиями. В материале Татьяны Кириллиной " Настоящее благородство " о годах служения с митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием вспоминает его бывший иподиакон, ныне клирик храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протодиакон Вячеслав Паляница . Завершает раздел материал из серии " Семейные истории новомучеников " , подготовленный совместно с " Радио " Вера " , он посвящен семье Ивана и Ольги Шмелевых.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010