После смерти Петра Кононовича в 1853 году старшие братья обеспечили всех членов семьи, кто не занимался чайным делом, и дружно выделили 100 тысяч рублей приданого для сестры Марии, которая в 1857 году вышла замуж за А.А. Фета: на эти деньги и было куплено поэтом имение в Орловской губернии. Другая их сестра, Екатерина Петровна, стала женой фабриканта Ивана Васильевича Щукина, так что знаменитый коллекционер французского импрессионизма Сергей Иванович Щукин и великий собиратель предметов русской старины Петр Иванович Щукин приходились внуками Петру Кононовичу Боткину. Фактическим же главой чайной фирмы стал Петр Петрович Боткин, прирожденный купец и очень набожный человек. Он был усердным старостой своей приходской Успенской церкви на Покровке, следил за состоянием здания храма и удовлетворял все его материальные нужды. А после освящения храма Христа Спасителя стал и его старостой: эту должность традиционно занимали состоятельные купцы, имевшие возможность на свои средства обеспечивать храм всем необходимым и поддерживать его в исправности. Современники запомнили, как Петр Боткин-младший чтил Владимирскую икону Божией Матери и всегда по дороге заходил в Успенский собор, чтобы поклониться ей. Он помогал строить православные храмы даже в… Аргентине. В 1887 году православные жители Буэнос-Айреса, среди которых были и выходцы из России, обратились к Александру III с просьбой устроить им православную церковь. Просьба со временем была исполнена: сам Николай II с вдовствующей императрицей Марией Федоровной внесли пожертвование на этот храм, а в числе других благотворителей был и П.П. Боткин. Все это способствовало успеху чаеторговли: боткинская фирма процветала. У П.П. Боткина была очень редкая черта: он не носил усы и бороду – главнейший купеческий признак, но с ним охотно имели дело самые патриархальные купцы. Отличался набожностью и Дмитрий Петрович Боткин, один из старших сыновей Петра Кононовича. Женившись на Софье Мазуриной, внучке известного московского городского головы, он обзавелся и собственным домом, в который каждый год привозили для молебна чудотворную Иверскую икону и образ Спаса из кремлевской часовни у Спасских ворот. Дмитрий Петрович жертвовал средства на благоукрашение Корсунско-Богородицкого собора –главного храма города Торопца, родного для Боткиных. Его святыню – Корсунскую икону Божией Матери – подарила Торопцу полоцкая княжна в память о своем венчании с Александром Невским. Сам Дмитрий Петрович собирал картины, одним из первых в России увлекшись живописью Коро, Курбе и Милле. Будучи дружен с Павлом Третьяковым, он нередко помогал ему в подборе полотен. А его брат Михаил Боткин сам обнаружил способности к рисованию и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился у Ф. Бруни (расписывавшего храм Христа Спасителя), получил звание академика исторической живописи и в 1882 году был назначен членом Комиссии по реставрации придворного кремлевского Благовещенского собора.

http://pravoslavie.ru/800.html

106. протоиерей Игорь Прекуп 107. протопресвитер Иоанн Гейт 108. протоиерей Сергий Маркевич 109. священник Олег Усенков 110. священник Александр Новиков 111. иерей Сергий Воинков 112. иерей Антоний Копаев 113. диакон Олег Карлащук 114. священник Димитрий Савин 115. протоиерей Павел Кивович 116. иерей Михаил Баккер 117. протоиерей Игорь Тарасов 118. иерей Сергий Дудин 119. протоиерей Андрей Лобашинский 120. протоиерей Михаил Немнонов 121. иерей Роман Савчук 122. священник Иоанн Тераудс 123. игумен Варлаам (Борин) 124. игумен Антоний (Логинов) 125. диакон Олег Агеенко 126. протоиерей Алексий Шишков 127. иеродиакон Климент (Волянский) 128. иерей Вячеслав Шафаренко 129. иерей Сергий Дырман 130. иерей Игорь Бурдейный 131. протоиерей Петр Борновалов 132. иерей Сергий Соболев 133. диакон Роман Высоцкий 134. протоиерей Вячеслав Власенко 135. игумен Геронтий (Галий) 136. протоиерей Михаил Устименко 137. иерей Силиций Силиконов 138. иерей Адам Кондратюк 139. иерей Алексий Барсуков 140. священник Геннадий Комков 141. протоиерей Сергий Борский 142. протоиерей Иоанн Гербовецкий 143. иерей Григорий Гринько 144. иерей Василий Куценко 145. протоиерей Андрей Кореньков 146. протоиерей Максим Приходько 147. протоиерей Вадим Бойко 148. протоиерей Николай Ефимчук 149. протоиерей Андрей Федоров 150. диакон Андрей Пожилов 151. протоиерей Виктор Григоренко 152. иерей Тимофей Ноздрин 153. игумен Иннокентий (Русских) 154. иерей Олег Черниченко 155. священник Александр Ткачев 156. диакон Дмитрий Дудкин 157. иерей Пётр Богатырёв 158. иерей Алексий Залицаев 159. иерей Дионисий Чернявский 160. иерей Димитрий Жестков 161. диакон Евгений Кузнецов 162. иерей Петр Галанюк 163. священник Андрей Хазов 164. священник Филипп Самсонов 165. иерей Ярослав Пирковский 166. протоиерей Максим Фионин 167. иеродиакон Исайя (Назаров) 168. иеромонах Ириней (Грибов) 169. иеромонах Василий Зобов 170. диакон Артемий Щукин 171. протоиерей Александр Ноздрин 172. иерей Андрей Ноздрин 173. иеродиакон Лука (Старостин) 174. протоиерей Михаил Ялов

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

Матушка игумения была отправлена на поселение в Узбекистан, где через доверенных людей смогла наладить переписку со своими родственниками, живущими в Алма-Ате. В последний месяц своего исповеднического подвига она успела известить родственников о явленной к ней Божией милости чрез великую угодницу святую великомученицу Варвару. Перед смертью матушка игумения желала причаститься и собороваться, но в те годы служащих священников было очень трудно найти, тем более для нее, находящейся в ссылке и под наблюдением «уполномоченных органов»! Сестры обители.      Игумения Екатерина стала сердечно молиться святой великомученице Варваре, чтобы святая не дала ей умереть без покаяния и причастия. Во время сугубой и покаянной молитвы ей явилась сама великомученица Варвара со святой Чашей и причастила умирающую. Сестры на полевых работах.      Этот дивный случай всегда помнили в семье. В сложных обстоятельствах все, включая маленьких детей, особо молились великомученице Варваре и всегда получали помощь и утешение. По Промыслу Божиему отец Павел прослужил в Свято-Никольском соборе города Алма-Аты ровно 45 лет – с 1946 по 1991 годы. Один из приделов собора был посвящен великомученице Варваре. Каждую неделю перед иконой великомученицы читали молебен с акафистом. Отец Павел знал акафист наизусть и всегда с особым усердием молился святой: «О многострадальная и всехвальная святая великомученице Варваро! Нынешнее наше моление приемши, от всяких болезней душевных и телесных и враг видимых и невидимых нас избави, и от вечнаго мучения твоим богоприятным ходатайством сохрани, да с тобою на земли живых во веки поем Богу: Аллилуия». Николай Солнцев Отрывок из готовящейся к печати книги Н.В.Солнцева «Под сенью креста Твоего…», посвященной исповеднической жизни отца Павла Милованова 17 декабря 2013 г.   Александр, архиепископ Семипалатинский  (1891–1937), в миру Щукин Александр Иванович, родился в городе Риге в многодетной семье священника. Рос тихим, скромным, послушным воле родителей, с детства мечтал стать священником и стремился подражать древним подвижникам.

http://pravoslavie.ru/66756.html

Активно работает епархиальная комиссия по канонизации святых и реабилитации репрессированных в XX в. В 1993 г. в Алматинской епархии состоялось прославление в лике местночтимых святых преподобномучеников Анатолия, Серафима и Феогноста , иером. Пахомия (Русина) , прп. схим. Ираклия (Митяха) , мч. Виктора Матвеева , прмц. мон. Евдокии . В 1997 г. был прославлен сщмч. еп. Пимен (Белоликов) , прп. схиархим. Севастиан (Фомин) . Комиссия подготовила материалы к Архиерейскому Собору РПЦ 2000 г. , на к-ром были канонизированы в Соборе новомучеников и исповедников Российских по списку от А. и А. е. митрополиты Николай (Могилевский), Евгений (Зёрнов) , архиепископы Захария (Лобов) , Александр (Щукин) , епископы Уар (Шмарин) , Мефодий (Краснопёров) , Дамаскин (Цедрик) , а также еще 186 мучеников - священнослужителей, монашествующих и мирян. Продолжается сбор материалов для создания жизнеописаний митр. Иосифа (Чернова), архиеп. Тихона (Шарапова), епископов Германа (Вейнберга) и Льва (Черепанова) и иже с ними пострадавших. В 1998 г. впервые в послереволюционное время были проведены церковно-археологические раскопки - в Алма-Ате на месте разрушенного казачьего Софийского собора были обретены останки первого Туркестанского еп. Софонии (Сокольского) , к-рым определено покоиться в соборе после его восстановления (начато в 1998). В 2000 г. в Алма-Ате обретены мощи митр. исп. Николая (Могилевского). Ежегодно 11 авг., в день памяти преподобномучеников Серафима и Феогноста, тысячи казахстанских паломников поднимаются в Аксайское ущелье, чтобы помолиться у могил мучеников. Др. центром паломничества с 1997 г. является Введенский собор Караганды, где покоятся мощи прп. Севастиана (Фомина). Местом молитвы для православных Алма-Аты стала ныне расположенная в границах города роща Баума, в к-рой в 1918 г. был расстрелян сщмч. еп. Пимен (Белоликов); в 1998 г., в 80-ю годовщину мученической кончины епископа, по инициативе мирян в роще Баума поставлен памятный обелиск. По благословению архиеп. Алексия в епархии возрожден крестный ход к св.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Главной святыней общины являлась икона Божией Матери «Избавительница» (кон. XIX в.), к к-рой верующие из окрестных сел ежегодно совершали крестные ходы. По преданию, икона была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. Икону 3 года несли из Палестины, путь проходил через Ст. Мары. После остановки здесь на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Тогда святыню с трудом перенесли в Троицкую ц. общины. К др. местночтимому образу - иконе Божией Матери «Троеручица» - любил приезжать еп. Лысковский, викарий Нижегородской епархии, сщмч. Александр (Щукин) . В нач. 20-х гг. XX в. сестры зарегистрировали сельскохозяйственную коммуну, к-рая в 1927 г. была закрыта, в церкви устроен клуб. Впосл. недостроенный собор был взорван, Свято-Троицкая ц. разобрана. Жители с. Вазьянка (ныне Спасского р-на) сберегли местночтимую икону Божией Матери «Избавительница». Сохранился синодик пустыни (БАН. 16.13.32). В 1997 г. на месте алтаря Свято-Троицкой ц. был поставлен деревянный крест. С того же года совершались крестные ходы с иконой «Избавительница» от храма ап. Иоанна Богослова с. Вазьянка до разрушенного мон-ря. В 2008 г. архиеп. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) благословил строительство нового мон-ря на месте прежней обители. Возведен и 14 авг. 2011 г. архиеп. Георгием освящен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца. С 2015 г. по решению епархиального совета Лысковской епархии Нижегородской митрополии строящаяся обитель имеет статус епархиального подворья. Ист.: Повесть о создании Крестомаровской общежит. пуст./Авт. предисл.: инок Макарий (Вороновых). М., 1889, 1896. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 816; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857; Гавриил, иером. Описание Оранского Богородицкаго мон-ря. Н. Новг., 1871. С. 38-42; Демидов Н. А. Ист. очерк Василь-Сурского у. Нижегородской губ. Н. Новг., 1884. С. 25-27; Можаровский А. Приход с. Тубанаевки Васильского у.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

Духовная жизнь на Марах начала восстанавливаться трудами некоего «чувашенина» Ивана Петровича, соорудившего в середине 1870-х г.г. деревянную часовню и две кельи, затем Николая Демидова, в 1885 г. выделившего средства на строительство каменной часовни, и, наконец, Василия Москвина из Вятской губернии - основателя и попечителя Крестовоздвиженской женской общины. Вновь выстроенная на рубеже XIX-XX в.в. деревянная Троицкая церковь была освящена в 1901 году. Ее главной святыней стала икона Божией Матери «Избавительница», написанная в Иерусалиме в конце XIX века. Оказавшись на Марах, она, по преданию, вдруг стала неподъемной и осталась тут навсегда. Перед революцией 1917 года в общине велось строительство нового каменного собора. Однако в 1927 г. община была закрыта, а недостроенный собор взорван большевиками. Троицкую церковь разобрали. «Избавительница» же, казалось, навсегда канула в Лету… Последние годы существования Маровской женской общины были связаны с именем епископа Александра (Щукина). В августе 1923 года он стал епископом Лысковским и викарием Нижегородской епархии. А в 1937-м - расстрелян «за шпионаж и контрреволюционную агитацию»: во время церковных служб на Марах и в Макарьевском монастыре произносил яркие проповеди, обличая безбожие новой власти. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Преосвященный Александр (Щукин) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских. В послереволюционном угаре на Марах была создана сельскохозяйственная коммуна, потом открыта одна из первых школ колхозной молодежи. В 1974-м уже в качестве средней она была переведена в близлежащую Вазьянку. Поселок же Красные Мары в конце XX в. обезлюдел. От построек женской общины, как когда-то и от общежительной пустыни, не осталось и следа. Но чудесным образом была обретена икона «Избавительница». В 1997 году из Вазьянки с нею впервые прошел крестный ход к прежнему месту пребыванию образа. А еще десятилетие спустя старая маровская сосна и живительный источник Булач стали немыми свидетелями того, как святая православная обитель на Марах начала возрождаться в третий раз. И дай Бог - навсегда!

http://sobory.ru/article/?object=15725

монастырь получил 100 рублей. Необходимо сказать об усердном отношении к обители рабочих железнодорожных мастерских (ныне РВРЗ), которые много способствовали украшению храма своими посильными жертвами и личными трудами. Так, в ноябре 1889 г. начальник мастерских Павел Петрович Федоров, мастера и рабочие пожертвовали 200 рублей на сооружение железного вызолоченного креста для главы Преображенского собора. В 1890 г. они за свой счет изготовили для храма две изящные железные решетки (возможно, для северного и южного крыльца).  От лишних расходов избавлял обитель инженер-полковник Александр Максимович Борисов, постоянно принимавший деятельное участие в украшении монастырского собора. Значительный капитал в пользу храма передал казначей монастыря иеромонах Исаакий. Для украшения собора много сделал и заведовавший несколько лет обителью настоятель Казанской церкви Рославля протоиерей Алексей Щукин. Чтимыми иконами Преображенского храма (а, следовательно, и мужского монастыря) стали Тихвинская икона Божьей Матери и образ святой великомученицы Варвары, принесенные в обитель неизвестным странником. Иконы находились под резными балдахинами, их украшали серебряные оклады с драгоценными камнями. Революционные события 1917 г. затронули все стороны жизни, повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Революционные преобразования сопровождались эксцессами, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. Эти события не обошли стороной и город Рославль. Первой жертвой антирелигиозной деятельности местной власти стал Спасо-Преображенский монастырь. Газеты того периода пестрели заметками о том, что верующим хватит имеющихся в городе семи церквей, а в стенах монастырского храма должен располагаться местный краеведческий музей. Велась переписка местного исполкома со ВЦИК о закрытии обители, собирались подписи среди местного населения, школьников, рабочих против существования в городе монастыря. Постановлением облисполкома от 13 июля 1929 г.

http://sobory.ru/article/?object=00469

Протоиерей Александр Торик . Флавиан. Восхождение . – М.: Никея. 2010. – 272 с./Представляет Анна Подпоркина //Фома. - – сентябрь 2011. – С.86. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Повесть протоиерея Александра Торика «Флавиан. Восхождение» продолжает серию приключений русского священника и его друга Алексея. Знакомые читателю по предыдущим книгам («Флавиан» и «Флавиан. Жизнь продолжается») герои совершают повторное паломничество в Грецию, на гору Афон, посещают монастыри и святые места Афона, встречаются с разными людьми. В живых диалогах затрагиваются волнующие вопросы: Как готовится к причастию? Откуда взять силы на служение близким? Как преодолеть свою слабость и несовершенство? Автор не боится говорить и о серьезных общественных проблемах в церковной жизни. Интересно, изнутри, свежим взглядом показана монашеская жизнь, ее сокровенный смысл. Кульминация повести - восхождение пилигримов на вершину горы Афон к храму Преображения Господня. Эти особо пережитые и прочувствованные страницы книги приобщают читателя к Восхождению во всех смыслах. Сергей Фудель . Авторы-составители Людмила Сараскина и протоиерей Николай Балашов . изд., испр. и доп.]. – М.: «Русский путь», 2011. – 256 с./Представляет Алексей Щукин //Фома. - – сентябрь 2011. – С.87. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Биография Сергея Иосифовича Фуделя (1900-1977) – выдающегося церковного писателя и публициста, чья творческая деятельность пришлась на самые мрачные, глухие годы репрессий и гонений. Труды Фуделя в советское время распространялись в самиздате и за рубежом. Исследователи называют его самым сокровенным духовным писателем ХХ века. В наши дни вышло в свет трехтомное собрание сочинений, подготовленное историком литературы, доктором филологических наук Людмилой Сараскиной и протоиереем Николаем Балашовым. Они же стали авторами биографии Фуделя. Первое издание вышло в 2005 году, нынешнее дополнено новыми материалами из архивов, главным образом из архива ФСБ, а также фотографиями, многие из которых публикуются впервые.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-101-...

Александр (Соколов) в 1921 хирот. в еп. Старорусского, вик. Новгородской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Александр (Тимофеев) 14.10.1982 хирот. во еп. Дмитровского, вик. Московской епархии; с 9.09.1986 в сане архиепископа; с 12.08.1992 на покое; с 26.02.1994 архиеп. Майкопский и Армавирский; с 18.07.1995 архиеп. Саратовский и Вольский. Александр (Толстопятов) 21.08.1933 хирот. во еп. Алмаатинского; с 17.07.1936 на покое; с сентября 1943 еп. Молотовский и Соликамский; с 22.02.1945 в сане архиепископа; † 23.09.1945. Александр (Торопов) 21.09.1932 хирот. во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии; с 26.08.1935 еп. Юрьево-Польский, но на кафедре не был; с 24.09.1935 еп. Липецкий, вик. Орловской епархии; с 13.11.1935 по 23.01.1936 управ. Воронежской епархией; с 20.02.1936 еп. Рыбинский; с 20.12.1936 в заключении; расстрелян 9.10.1937. Александр (Трапицын) с 29.05.1912 еп. Вологодский и Тотемский, управ. епархией до 1921 г.; с 1928 г. архиеп. Самарский (Куйбышевский); с 1933 г. епархией не управ.; 5.02.1935–3.07.1935 еп. Пугачевский; расстрелян 14.01.1938. Александр (Чекановский) в 1921 г. хирот. во еп. Бердичевского, вик. Киевской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 1939 г. без покаяния. Александр (Щукин) 23.08.1923 хирот. во еп. Лысковского, вик. Нижегородской епархии; с 31.12.1931 еп. Болховский, вик. Орловской епархии; с 3.01.1934 в сане архиепископа; с 30.09.1935 архиеп. Курский, но в Курск не поехал; с 18.03.1936 архиеп. Ржевский, вик. Калининской епархии; с 5.06.1936 архиеп. Тульский; с сент. 1936 архиеп. Семипалатинский; в авг. 1937 г. арестован; расстрелян 30.10.1937. Александр упом. после 1918 г. как еп. Сергачевский, вик. Нижегородской епархии; † ок. 1926 г. Алексий (Баженов) с 1917 г. еп. Елизаветградский, вик. Одесской епархии; с 1921 г. еп. Тираспольский, временно управ. Одесской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Алексий (Бельковский) с 9.12.1909 еп. Великоустюжский , вик. Вологодской епархии; с 1924 г. на покое; † 1938. Алексий (Буй)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

КАТЕГОРИЯ II: Евхологии, которые могут еще сохранять Вечерню или Утреню Песненного последования, но которые чаще всего сохраняют только большинство молитв этих чинов, соблюдая древний порядок молитв и те только рубрики, которые подходят к монашескому уставу. Не хватает уже «Малых» Часов (Полуношница, Третий Час и т.д.) Песненного последования, заменяемых вероятно монашескими Часами Часослова Св. Саввы. Существуют еще Песненные Тритоекти и Паннухис, но не во всех евхологиях. Эти евхологии употреблялись при их приспособлении служащим иереем к службе, исполняемой хором по палестинскому уставу, т.е., по Часослову, Октоиху и т.д. К этой категории мы могли бы отнести следующие евхологии: Х-го в.: Гротт. Γ β IV; XI в.: Гротт. Г β II; XII в.: Ватикан 1811, Ват. 1875, Барберини 431, Бодлеан Auct. Е 5.13, Коален 214; XIII в.: Синай 960, Синай 982, Ленингр. слав. Ο. π. Ι 67; XIV в.: Синай 981, Кутлумусию 491, Софийский Лен. слав. 526, Щукин слав. 745, Синод, слав. 598, Синод, слав. 601, Синод, слав. 892, Типографская слав. 269; XV в.: Синай 968, Синай 980, Синай 988, Афины 661, Синод, слав. 611, Синод, слав. 269; XVI в.: Александр, патриархат 455; не датированная: Афины 685. КАТЕГОРИЯ III: Евхологии, в которых молитвы Вечерни и Утрени (и то не все) рассеяны между элементами монашеских исследований Вечерни и Утрени по Часослову. Каждая рукопись предлагает другую систему как и когда читать молитвы, иногда даже переставляя их вне традиционного порядка или пропуская часть дошедших до нас молитв. Мы думаем, что эти евхологии соответствуют студийской практике. Эта практика сосуществовала с Песненным последованием, вероятно в самих городах Византии или Руси, где в соборах и монастырях служили следуя разным уставам. Это положение перестало существовать в Константинополе после 1204 г. и в результате появления « Диатаксис » Патриарха Филофея; в России же только при патриархе Никоне , а именно с принятием Иерусалимского Типикона Св. Саввы. К III категории мы отнесли бы следующие рукописи: Х-го в.: Гротт. Г β X, Ватикан 1833, Синай 956, Синай 961; XII-ro в.: Синай 962, Синай 973, Гротт. Г β XXI. Ватик. 2005В, Барбер. 345, Барбер. 393, Оттобони 344, Афины 713, Афины 2795; XIII в.: Патмос 104, Патм. 105, Барбер. 443, Оттоб. 434, Афины 570, Софийский слав. 518, Гротт. Г β XIV; XIV в.: Ватопедию 133, Синай 952, Вел. Лавра Афона В7, Синод, (греч.) 279/261; XV в.: Синай 984, Афины 664, В. Лавра 103, «Антонина» Лен. (греч.), Синод, (греч.) 280/262, Синод (греч.) 281/263; XVI в.: Синай 977, Синай 978, Синай 979, Синай 989, Ватоп. 134, Есфигмену 208, Каракаллу 163, Александр, патриархат 224, Афины 665, Афины 1910, Синод, слав. 989, Тбилиси груз. 208, Тбилиси груз. 450 (см. также категорию I).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010