РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 17 (30) Священномученик   Александр (Щукин) архиепископ Семипалатинский Архиепископ Александр Щукин родился в 1891 году в Риге в семье священника о. Иоанна Щукина и рабы Божией Елизаветы. Дед его – Василий Щукин – служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую Духовную академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него была воз­ложена обязанность преподавания латинского и греческого языков. У о. Иоанна и Елизаветы было семеро детей. Дочь о. Иоанна вспомина­ла, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но он и не понуж­дал их насильно к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свое сво­бодное время отдавал молитве. Также и жена его Елизавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с удовольствием играли, лишь один Александр не принимал в играх участия. Он рос тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры иг­рали, он запирался в комнате отца и молился. Когда братья начинали шу­меть, он выходил и останавливал их: – Так нельзя, потише, пожалуйста. Он не был от природы угрюмого нрава, но сердце его было расположено подражать древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзо­сти и греховной нечистоты. Он хотел быть священником. Александр учился в Московской Духовной академии, которую окончил в 1915 году. С началом первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию. Наступил 1917 год, для Православной Церкви пришел час испытаний. Как испытываемое огнем злато, Церковь выковывалась в огне мирской злобы и мятежей. Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолив­шись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем преподобного Александра Свирского.

http://fond.ru/foto/1036/Aleksandr/

Лысково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1753 году тщанием Преосвященного Льва, епископа Воронежского и Елецкого. Здание каменное, с каменной же колокольней в одной связи. Обнесено железной решеткой на каменных столбах. Престолов три: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери; правый – в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; левый – в честь свт. Иоанна Златоустого. В приходе до революции 1917 г. имелось две церковно-приходские школы - для мальчиков и для девочек. Они были построены в 1898 г. на средства прихожан. В 1916 г. здесь училось 15 мальчиков и 30 девочек. В 20-30-е годы ХХ века в Казанской церкви служил архиепископ Александр (Щукин). 30 октября 1937 года он был расстрелян. На Юбилейном Соборе в 2000 году архиепископ Александр (Щукин) был причислен к лику святых. Богослужения в храме прекратились по причине отсутствия священника в 1939 году. По просьбе общины верующих служба в Казанском храме разрешена с 14 июня 1943 года. В конце 1940-х годов в Казанской церкви служил епископ Лысковский Иов (Кресович), викарий Нижегородской епархии и предшественник нынешнего епископа Силуана (Глазкина). http://lisk-3.cerkov.ru/ Кирпичная церковь, выстроенная в 1753 г.. Бесстолпный четверик, увенчанный небольшой главкой, с двухпридельной трапезной и двухъярусной колокольней в стиле классицизма. Приделы в трапезной Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста. Закрыта в 1939 г., но в 1943 г. открыта вновь и более не закрывалась. В XVI-XVII в.в. здесь находился мужской Казанский монастырь, упразднённый в 1764 г. История церкви начинается задолго до её строительства. В писцовых книгах 1624-1626 гг. есть сведения о двух монастырях, построенных в Лыскове. Один – девичий, в нём храм Рождества Пресвятой Богородицы. Там было 15 келий, в них жили игуменья Таисия и простые старцы. А другой монастырь – мужской – Пресвятой Богородицы Казанская,на речке Сундовике, в нём церковь во имя Казанской Божией Матери. Церкви в обоих монастырях были вначале деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=07828

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Уже супруги, еще не родители — так обозначен период в жизни молодоженов, который пристально рассматривается в этом номере. Время от регистрации брака до рождения первенца — «белое пятно» в богословии. Священнослужители и миряне обращают мало внимания на этот отрезок жизни супругов, считая, что семья становится настоящей только с появлением ребенка. Проблемам молодой семьи посвящен майский номер журнала Санкт-Петербургской епархии  «Вода живая» . Уже супруги, еще не родители — так обозначен период в жизни молодоженов, который пристально рассматривается в этом номере. Священнослужители и миряне обращают мало внимания на этот отрезок жизни супругов, считая, что семья становится настоящей только с появлением ребенка. Отгремели залпы шампанского, умолкли крики «горько». Что делать, когда отошла первая волна влюбленности? В этом случае нужен совет опытного священника. Тимур Щукин побеседовал с клириком Свято-Иоанновского монастыря, духовником молодежного клуба «Чайка» протоиереем Димитрием Галкиным. Их диалог называется «Хорошая вещь под названием брак». А как должна складываться личная жизнь самого священника? Может ли он делить любовь между Богом и семьей? Об этом в полемических заметках «Брак священника или битва за кольцо» рассуждает диакон Алексий Волчков. Брак как соединение противоположностей — тема диалога молодых супругов Александра Адамича и Юлии Нурмагамбетовой, который записала Елизавета Киктенко. «Любовь и комиксы» — так называется этот материал, где есть и история любви, и история осознания себя целым — молодой семьей, в которой каждый понимает, что такое ответственность друг за друга. «Надо понять модель поведения партнера, принять его реальность, только в этом случае возможно гармоничное совместное существование без больших обид, претензий и конфликтов», — такой совет дает молодым руководитель центра «Школа мастерства человеческой коммуникации» психолог Виктория Рябухина. Полезные советы читатель найдет в ее размышлениях «Уважать друг друга». Умению выстраивать отношения в семье учатся участники «Супружеских встреч», которые организуют протоиерей Александр Дягилев и его матушка Любовь. «Семья в диалоге» — так называется материал Марии Суховой, рассказывающий о том, как зародились «Встречи» и как они помогают супругам вновь обрести первоначальную свежесть отношений.

http://pravmir.ru/problemam-molodoj-semi...

Выпускающий редактор журнала " Вода живая " Тимур Щукин дал интервью Лениздат.ру декабря 2015 На Первом фестивале малой прессы, который проходил 15 и 16 декабря в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, журнал " Вода живая " завоевал почти все награды в секции корпоративной прессы: первые места в номинациях " Лучший дизайн корпоративного издания " , " Лучший очерк " , " Лучший репортаж " , " Лучшая фоторабота " , а также третье место в номинации " Интервью " . Кроме того, жюри признало " Воду живую " лучшим корпоративным журналом в Санкт-Петербурге. " Лениздат.ру " поинтересовался у Тимура Щукина, выпускающего редактора журнала, как он относится к полученным наградам и что это значит - работать в православном издании. - Как произошел переход от традиций " Церковного вестника " к современному изданию " Вода живая " ?  - Формально журнал " Вода живая " является продолжателем " Церковного вестника " , который существовал с конца XIX века. В 1917 году с приходом к власти большевиков он закрылся и был возрожден только 2000 году. " Церковный вестник " был стандартным епархиальным изданием со стандартным названием. Там публиковалась официальная хроника, краеведческие материалы. Каких-то актуальных текстов было немного. Изменения начались в 2007 году, когда редактором " Церковного вестника " стал протоиерей Александр Сорокин (ныне ответственный редактор журнала - прим. Лениздат.Ру). Он произвел ребрендинг журнала, поставив цель превратить стандартное официальное церковное издание в полноценный журнал. Официальные тексты остались, но большую часть заняли материалы, выполненные по стандартам светской журналистики и написанные хорошим литературным языком. Появились статьи, поднимающие социальные и православные проблемы с точки зрения христианина. Стали публиковаться интервью со священниками, деятелями искусства. Понятно, что основная тематика и основные герои остались церковными. В журнале продолжили публиковать исторические и богословские статьи, но все это адаптировано для рядового читателя. Огромную роль в становлении журнала сыграла Анна Ершова , которая была выпускающим редактором с 2009 по 2015 год.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Вышел в свет апрельский номер журнала " Вода живая " марта 2015 Кроме того, этот номер - пасхальный, поэтому традиционное послание правящего архиерея посвящено главному празднику христиан - Светлому Христову Воскресению. С пасхальными приветствиями на страницах журнала выступили и остальные архиереи. Страница, на которой расположено приветствие архиерея, содержит краткие сведения о возглавляемой им епархии: карту-схему, перечень благочиний, количество храмов и монастырей, адрес сайта. Темой рубрики " Подробно " стал христианский брак. Не секрет, что вопрос о семейной жизни и супружеском счастье - один из самых болезненных, в том числе и в христианском сообществе. О разности мужского и женского подходов к этой проблеме рассуждает Тимур Щукин в статье " Христианский брак: монархия или демократия? " .  О " практической " стороне дела мы узнаем из материала Анны Ершовой " Вместе до Небесного Иерусалима " : настоятель  Петропавловского храма в Сестрорецке   протоиерей Михаил Петропавловский  и его супруга Татьяна вместе уже 35 лет, и не только счастливы сами, но и помогают обрести счастье другим супружеским парам. На приходе они организовали регулярные встречи, на которые приходят супруги - делиться опытом, обсуждать сложные ситуации.  Мысль организовать встречи для семейных пар появилась у супругов Петропавловских, когда они узнали о программе " Супружеские встречи " , которую уже несколько лет ведет  протоиерей Александр Дягилев  и его супруга Любовь, и попросили их провести выездной семинар " Супружеских встреч " в Сестрорецке. Об истории встреч-выездов рассказывают на страницах журнала сам отец Александр и его матушка. Своим опытом делятся и супруги - модераторы и просто участники программы " Супружеские встречи " . Раздел " Образы и смыслы " посвящен церковному канону. Он открывается материалом Жанны Сизовой и Тимура Щукина о выдающемся канонисте епископе Далматинско-Истринском священноисповеднике Никодиме (Милаше), 100-летие кончины которого отмечается в этом году. Тему продолжает беседа с преподавателем канонического права на кафедре церковно-практических дисциплин СПбПДА  иереем Александром Мироновым . Можно ли говорить о том, что каноны " устарели " ? Нужно ли отменять то, что, исходя из современных реалий, невозможно исполнить? Каким целям служат церковные наказания? Об этом и о многом другом вы узнаете из интервью, взятого Алексеем Виноградовым и озаглавленного " Зачем нужны каноны? " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Вышел в свет январский номер журнала " Вода живая " декабря 2013 Вышел в свет январский номер журнала “Вода живая”. Он открывается рождественским поздравлением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Владыка напомнил, что в праздничные дни у петербуржцев и гостей города есть возможность поклониться всемирно известной христианской святыне - дарам волхвов. О том, как добрые люди помогают осуществить самые необычные мечты тяжело больных детей, в беседе под заголовком “Не жалея теплоты сердец” рассказывает руководитель социально-психологической службы Ольга Шаргородская.  Есть ли у католической Польши и православной России точки соприкосновения и зачем нужен диалог между двумя Церквами, рассуждает протоиерей Александр Дягилев - участник конференции “Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России”.  70-летию освобождения города на Неве от блокады посвящаются материалы рубрики “Подробно”. Воспоминания живых свидетелей грозных лет “Три нити памяти” подготовил Владимир Иванов. О бытовавшей в осажденном Ленинграде этике, позволявшей его жителям не терять человеческий облик, ведет разговор доктор исторических наук Сергей Яров. “Живой человек - живой голос” - так назван материал Тимура Щукина, посвященный проекту “Блокада. Голоса”. Речь идет о сайте, наполненном не только автобиографическими историями жителей осажденного города, но фактами, свидетельствующими о том, как тяжело они доживают дни в жестоких современных условиях. Убранство Санкт-Петербурга носит черты классицизма, но не все знают, какую роль в создании архитектурного облика города сыграл любитель античности, первый директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин. Деятельность известного просветителя в биографическом очерке “Классика как политика” освещает Тимур Щукин. Старейшая библиотека в 2014-м году отметит 200-летие. Ее фонды хранят множество ценнейших рукописей. Своим взглядом на то, почему изданная книга никогда не сравнится с трудом древнего книгописца, поделился заведующий отделом рукописей РНБ доктор исторических наук Алексей Алексеев. Подробнее - в материале Тимура Сунайта “Что хранят манускрипты”.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=430...

Вышел апрельский номер журнала " Вода живая " марта 2017 Открывает его пасхальное послание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и проповедь владыки " Чаша, испитая за нас " , посвященная событиям Великого четверга. Темой раздела " Подробно " стало миссионерство. О сложностях этого служения рассуждает Тимур Щукин во вводном материале " Проповедь с чистого листа " . Материал " Что такое современное миссионерство? " , над которым работали Оксана Озерина и Тимур Щукин, посвящен одноименному " круглому столу " , состоявшемуся в духовно-просветительском центре Феодоровского собора . В нем участвовали настоятель протоиерей Александр Сорокин , клирик храма иерей Алексий Волчков , председатель епархиального миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе , председатель издательского совета епархии игумен Силуан (Туманов) и председатель отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии иерей Николай Святченко . Следующий материал Оксаны Озериной и Тимура Щукина " Улицы ждут " , посвящен молодежному миссионерскому центру " Атриум " . Один из основателей центра Александр Антонюк делится мыслями о миссионерском служении. Апологетический центр " Ставрос " рассказывает о христианстве иноверцам и атеистам. При нем работают заочные курсы. Об этом - в материале Евгения Перевалова " Служители " Креста " ( " ставрос " в переводе с греческого - крест). Алексей Виноградов рассказывает о молодежной миссионерской общине " Причастие " при Смольном соборе , а Андрей Гориченский - о клубе " Ортодокс " при епархиальном координационном центре по противодействию наркомании и алкоголизма . Раздел " Образы и смыслы " продолжает осмысление революционных событий 1917 года . Он посвящен ключевым фигурам тех лет. О формировании атеистического мировоззрения Ленина рассуждает Тимур Щукин. О мировоззрении Александра Керенского Тимур Сунайт беседует с доктором исторических наук профессором Европейского университета Борисом Колоницким. Завершает раздел материал из цикла " Семейные истории новомучеников " , подготовленный на радио " Вера " . Это рассказ о священнике Михаиле Шике, расстрелянном в 1937 году, и его супруге Наталье Шаховской.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. До 1922 г. на территории Л. в. находилось Васильсурское викариатство Нижегородской епархии. 3 июля 1922 г. Президиум ВЦИК утвердил перенесение центра Макарьевского у. из Макарьева (с 1920 с. Макарьево) в г. Лысково и переименование уезда в Лысковский. Однако учрежденное в 1923 г. на этих землях вик-ство Нижегородской епархии первоначально называлось Макарьевским. 30 авг. 1923 г. временно управляющий Нижегородской епархией Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский; впосл. архиепископ) обратился к патриарху свт. Тихону с рапортом. В нем он просил избранного им вместе с духовенством и мирянами бывших Макарьевского и Васильсурского уездов священника лысковской Вознесенской ц. Александра Щукина (см. ст. Александр (Щукин) , сщмч., архиеп.) утвердить епископом Макарьевским с совершением его хиротонии в Н. Новгороде. Резолюцией патриарха от 3 сент. просьба еп. Филиппа была удовлетворена. Свящ. А. И. Щукин был пострижен в монашество с сохранением имени, его епископскую хиротонию 5 сент. 1923 г. в Н. Новгороде совершили еп. Филипп и Лукояновский еп. Поликарп (Тихонравов). В начале служения еп. Александр пребывал в Макариевом Желтоводском во имя Св. Троицы женском монастыре . Здесь архиерею удалось организовать преподавание детям Закона Божия, через год запрещенное властями. В 1924 г. он переехал в Лысково и, вероятно, тогда же стал именоваться епископом Лысковским. В кон. 1928 г. еп. Александр был арестован и в апр. 1929 г. приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере. После освобождения ему было запрещено возвращение в Нижегородский край, поэтому 31 дек. 1931 г. он был назначен епископом Болховским (см. Болховское викариатство ), викарием Орловской епархии. Л. в. было возобновлено с назначением на кафедру прот. Владимира Красовского, постриженного в монашество с именем Зиновий и хиротонисанного 22 дек. 1943 г. во епископа. До 1946 г. он временно управлял Горьковской епархией. В послевоенный период Лысковские архиереи были настоятелями Казанской ц. в Лыскове и благочинными церквей Лысковского окр. В февр. 1946 г. еп. Зиновий был назначен на Горьковскую кафедру, а на Л. в. перемещен Каменец-Подольский еп. Максим (Бачинский), в мае того же года переведенный на Измаильскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2110944.html

Вышел мартовский номер журнала " Вода живая " февраля 2019 Раздел " Подробно " рассказывает о радости и унынии. В статье " Пушкин, сплин, неочевидное чудо " Тимур Щукин рассуждает о том, как влияет депрессивное состояние на личность (на примере стихотворения " Дар напрасный, дар случайный… " ) и что такое депрессия с точки зрения христианской аскетики. В материале Наталии Щукиной " Планета Меланхолия и ее обитатели " о феномене депрессии рассуждает клирик Феодоровского собора протоиерей Димитрий Сизоненко . Уныние - грех, депрессия - болезнь: как отличить одно от другого? Об этом Анна Ершова беседует с преподавателем Педиатрического университета Маргаритой Изотовой, интервью озаглавлено " Депрессия или уныние: с одним к врачу, с другим в храм " . В материале того же автора " Если тебе плохо - встань и иди " о том, как в сложной ситуации не поддаться унынию, рассказывает писатель, блогер, руководитель общественной организации " Рак лечится " Вероника Севостьянова. Дополняет раздел подборка святоотеческих текстов " Такая разная радость " . Раздел " Образы и смыслы " посвящен династии Романовых: 3 марта - годовщина избрания Земским собором царя Михаила Феодоровича, 10-го - день рождения Александра III, 11-го - день памяти императора Александра II, а 29-го - 390-летний юбилей Алексея Михайловича. О династии Романовых, их роли в русской культурной традиции, месте династического принципа в истории Руси-России рассказывает Тимуру Сунайту доктор культурологии, директор Института богословия и философии Петр Сапронов, автор книги " Романовы как династия " . Интервью озаглавлено " Вечные цари и временные династии " . Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгений Перевалова " Храм, в котором не боятся " , посвященный приходу храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице . Настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Владимиру Сорокину 5 марта исполняется 80 лет: о своем жизненном пути он рассказывает Татьяне Кириллиной в материале " Церковная жизнь с уполномоченным и без " . В материале Анны Ершовой " Через " дерево " к звездам " речь идет об уникальной методике " Семейная мягкая школа " , которая придумана педагогом-дефектологом Эллой Глушковой. С помощью этой методики родители могут научиться не кричать на детей, не раздражаться по пустякам, а дети - преодолевать различные психологические и физиологические трудности, неизбежные в процессе роста. Тимур Щукин беседует с лидером группы " Кирпичи " Василием Васильевым (Васей Васиным) о религиозной составляющей его творчества; материал называется " Reverend Василий, который никому не читает мораль " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010