Мраморное море встретило нас весьма дружелюбно, оно было почти совершенно спокойно, только с десяти часов вечера началась небольшая, не предвещавшая усилиться качка. При таком состоянии моря пароход едва слышно разделял волны морские, и мы, сидя на палубе, долго любовались южным звездным небом. Наконец сон начал смежать наши глаза, и мы разошлись по каютам. Дарданеллы На другой день, восемнадцатого июня, я проснулся в шесть часов утра. Наш пароход стоял в Дарданелльском проливе у небольшого поселка Дарданеллы, расположенного на азиатском берегу пролива; около парохода было несколько лодок с изделиями из красной глины, которыми славится поселок (некоторые из этих изделий: вазы, кувшины, тарелочки и другие мелкие вещи – имели причудливую форму и были украшены позолотой). По окончании операции по выгрузке и загрузке товаров пароход двинулся далее по Дарданелльскому проливу. Дарданелльский пролив будет несколько шире Босфора, а в некоторых местах почти и вдвое; длина его до шестидесяти верст. Берега пролива довольно живописны и покрыты зеленью и даже виноградниками. По обоим берегам расположены каменные и земляные укрепления с рядами пушек, которые грозно смотрят на вас с береговых высот. Подобные укрепления имеются и при входе в Босфор из Черного моря. По Дарданелльскому проливу мы плыли часа четыре. Архипелаг и Афон По выходе из Дарданелльского пролива в Архипелаг перед нами открылись новые картины. На азиатском берегу показались скалы мифологической Трои с затуманенной вдали Идою; по обеим сторонам пароходного пути были острова с разнообразными вершинами гор: по левую сторону Тенедос и Лемнос, по правую – довольно низменный Имбро, позади которого виднелся остров Самофраки, с могучим горным хребтом, славившийся в Древнем мире мистериями в честь сыновей Вулкана. Мы направились к священному Афону, видневшемуся вдали в синеве. Священный Афон – это одна из трех лопастей (восточная) Халкидонского полуострова, находящегося в пределах нынешней Турецкой империи; по своему естественному образованию он напоминает одну громадную гору до пятидесяти-шестидесяти верст в длину и около десяти в ширину. Во времена глубокой древности Афон отделялся от Халкидонского полуострова узким каналом, следы которого, по рассказам путешественников, заметны и в настоящее время; канал был прорыт персидским царем Ксерксом, когда он шел на войну против греков. Высота Афона с его вершинами достигает местами до двух верст; некоторые вершины, как, например, Мраморная гора (расположенная на оконечности Афонского полуострова), покрыты облаками.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Третья гробница, памятник Захарии, стоит подле пещер Иакова, к югу от них. Гробница Захарии представляет иссеченный из скалы четырехугольник – монолит двух с половиной саженей длины и ширины в основании – и со всех сторон украшена колоннами; она покрыта пирамидальной вершиной, составляющей одно целое с корпусом памятника. Памятник назван гробницей Захарии – вероятно, того самого Захарии, сына Варахиина, который был убит иудеями между храмом и жертвенником. Намек на существование в Иерусалиме гробницы именно этого Захарии можно видеть в словах Иисуса Христа, обращенных к книжникам и фарисеям: Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк: темже сами свидетельствуете себе, яко сынове есте избивших пророки… … Да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем ( Мф. 23, 29 – 31, 35 ). Памятник Захарии, несмотря на все старания ученых, не открыл еще входа внутрь себя. Спустившись по дороге в Иосафатову долину, мы подошли к древнему каменному мосту через Кедронский поток. Поток Кедрон, некогда протекавший на дне Иосафатовой долины, в настоящее время не имеет своих вод и его ложе совершенно сухо; только очень редко, во время сильных зимних дождей, дождевая вода, сбегающая в большом количестве в долину, образует поток, который несет свои воды по долине к Мертвому морю; но с прекращением дождей поток скоро иссякает. Отсутствие вод в Кедронском потоке, вероятно, объясняется тем, что русло его засыпано огромной массой мусора, свезенного сюда в течение веков. Известно, что царь Иудейский Иосия, по разрушении им идольских жертвенников и кумиров, построенных его предшественниками на площади храма, развалины и прах их снес в поток Кедрон ( 4 Цар. 23, 12 ). Еще более развалин и камней принял в себя поток от разных завоевателей Иерусалима, начиная от вавилонского царя Навуходоносора и кончая современными владетелями этого священного города. Новейшие раскопки в долине не могли открыть свежего грунта даже на глубине десяти сажен; вероятно, поток принял подземное направление. Гефсиманская пещера

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

В семь часов утра наш пароход остановился, бросив якорь против Топхание  . Пред нами открылась чудная картина Босфора с его Золотым Рогом   и виднеющимся вдали Мраморным морем, целого леса мачт стоящих на рейде судов различных национальностей [государств] и бесконечного города, расположенного на обоих берегах Босфора, с живописными куполами мечетей и почти сплошной массой зданий, амфитеатром спускающихся к морю. Рейдового мола в Константинополе нет, он еще только строится французами. Поэтому пароходы останавливаются среди пролива и сообщение пассажиров с берегом происходит на лодках, которых масса приплывает к каждому вновь прибывающему пароходу; причем вокруг него поднимается страшная суета, шум, гам, драка; лодочники наперерыв лезут на пароход, пристают к пассажирам и бесцеремонно хватают их вещи, чтобы перевезти на берег. Русские паломники обыкновенно избегают лодок туземцев и отправляются в город на лодках русских афонских в Константинополе [монастырских] подворий – Пантелеимоновского, Ильинского и Андреевского, от которых на каждой лодке бывает по монаху. Мы избрали лодку Ильинского подворья. Едва только мы вышли на берег и вошли в город, как очарование наше Константинополем при взгляде на него с Босфора сразу исчезло. Вместо улиц мы увидели какие-то грязные и черезвычайно узкие переулки; даже так называемые большие улицы настолько узки, что два экипажа с трудом могут разъехаться. Большая часть домов, казавшихся нам с Босфора живописными, в действительности оказались грязными полуразвалившимися лачугами, прямо сколоченными из досок, и притом так, что верхний этаж их выступает над нижним и таким образом загораживает солнечный свет. Дома в буквальном смысле лепились один к другому без всяких промежутков и дворов. На улицах всюду валялись сор, хлам и разные отбросы кушаний и производили грязь и зловоние. Множество бродячих собак еще более увеличивали безобразие и грязь Константинополя. Собаки здесь, кстати заметить, пользуются большим вниманием со стороны обитателей Царьграда. Турки смотрят на собак, как на животных, от которых зависит их благополучие. Поэтому турок никогда не позволит себе причинить собаке какое-нибудь зло и заступится за нее, когда чужеземец ударит ее. Рассказывают, что за убийство собаки виновный подвергается штрафу в десять турецких лир. При таком расположении к себе со стороны турок собаки постарались наполнить своими особами весь город, распределив его на участки, которые ревниво и оберегают друг от друга.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

б) от 28 сентября за 7517: „По утверждённому Г. Синодальным Прокурором 23 сентября 1904 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Александр Антонов определён на должность учителя русского языка в старшие классы Иркутского духовного училища“. в) от 28 сентября за 7521: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 23 сентября 1904 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Николай Буравцев определён на должность преподавателя гомилетики с соединёнными предметами в Тверскую духовную семинарию“. г) от 6 октября за 7661: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 30 сентября 1904 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Николай Богданов определён на должность учителя русского языка в старшие классы Виленского духовного училища“. д) от 6 октября за 7669: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 30 сентября 1904 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Павел Свавицкий определён на должность помощника инспектора в Владимирскую духовную семинарию“. е) от 15 октября за 7992: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 7 октября 1904 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Григорий Старокадомский определён на должность преподавателя обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Екатеринославскую духовную семинарию“. ж) от 15 октября за 7998: „По утверждённому Г. Сино- —308— дальным Обер-Прокурором 7 октября 1904 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Георгий Вершинский определён на должность помощника инспектора в Минскую духовную семинарию, с жалованьем из епархиальных средств“. з) от 20 октября за „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 14 октября 1904 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Трапицын определён на должность помощника инспектора в Архангельскую духовную семинарию, а назначенный 16 августа 1904 года на эту вакансию кандидат Московской же духовной академии Дмитрий Немешаев освобождён от данного ему назначения“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для оформления в Одессе заграничного паспорта необходимо было запастись по месту жительства рядом документов, без которых выезд за границу был невозможен. Малограмотность и слабая информированность многих паломников приводила к тому, что они прибывали в черноморский портовый город, не имея на руках полного комплекта необходимых бумаг со всеми печатями и подписями. Например, у священника В. Крючкова не было документа от местных властей его родной Олонецкой губернии о том, что он не имеет препятствий для выезда за пределы территории России. К счастью монах- паспортист Пантелеймоновского подворья помог ему оперативно выправить этот документ . Как сообщал уполномоченный ИППО в Одессе М.И. Осипов, нередко местные чиновники, оформлявшие свидетельства о неимении препятствий для выезда за границу для замужних женщин, забывали упомянуть в них о том, что мужья не возражают против паломничества своих супруг. Без таких отметок канцелярия одесского градоначальства заграничных паспортов не выдавала. Поэтому приходилось делать запросы по телеграфу или письмами, и до получения ответов незадачливые паломницы коротали время в Одессе. Некоторым богомольцам приходилось из черноморского порта возвращаться на родину, так и не съездив на Ближний Восток. Тот же М.И. Осипов в своем отчете за 1898 — 1899 г. приводил несколько таких примеров. Мещанка из г. Сызрани П. Силантьева взяла в паломничество свою 8летнюю дочь, которая не была записана в ее паспорте. Жители г. Саратова супруги Т. и С. Прокофьевы имели при себе внучку без всяких документов на нее. Естественно, что заграничные паспорта перечисленным лицам не были выданы, и их паломнические поездки не состоялись . Несколько дней, которые богомольцы проводили в портовом городе, они использовали для осмотра достопримечательной Одессы. Как это ни странно, но в большинстве мемуаров их авторы подробно повествуют о своих путешествиях по чисто мирским, а не духовным объектам. Возможно, это связано с тем, что в большом южном приморском городе было чему удивляться обитателям северных губерний. В концентрированном виде эти коллективные впечатления паломников отразилось в воспоминаниях вятского священника А. Трапицына. Он упоминает в мемуарах одесский театр, памятник Ришелье, потемкинскую лестницу, порт. Ему удалось поездить и по предместьям города, побывав на фонтанах и лиманах, о целебных свойствах которых он упоминает особо. При этом автор признается, что здесь он первый раз в жизни выкупался в море. Только в конце раздела об Одессе он говорит о своем посещении местного собора .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/na-puti-...

Русский дом с его священными остатками – судными вратами и порогом – составляет конечную западную часть так называемого в Иерусалиме страстного пути. По этому пути мы и пошли далее. В состав страстного пути – via dolorosa – входит несколько улиц, по которым шел на Голгофу из претории Пилата осужденный на крестную смерть Господь Иисус Христос. Начинаясь на месте дома Пилата, ныне казарм иерусалимского гарнизона, путь этот на протяжении пятисот пятидесяти шагов длины идет с востока на запад, у австрийского приюта делает поворот на юг Дамасской улицей, а через пятьдесят шагов снова принимает направление с востока на запад до судных врат на русском месте. Эта западная половина страстного пути имеет четыреста шагов длины и идет в гору. Весь путь довольно хорошо вымощен, ширина его неодинакова: в восточной половине он имеет две с половиной сажени ширины, в западной одну-полторы сажени. Общее направление пути от дома Пилата до Голгофы – с востока на запад – не подлежит сомнению; но чтобы доселе остались те же улицы без всякого изменения, этому, конечно, верится с трудом. Нынешние городские здания стоят, как видно из раскопок, на толстых слоях минувших разрушений, поэтому напрасно католические аббаты и отцы стараются уверить путешественников в точном соответствии нынешнего страстного пути древнему. Весьма изобретательные по части святынь и преданий, они даже точно указывают на этом пути места, на которых, по их сказаниям, происходило то или другое событие во время крестного шествия Господа на Голгофу. Эти места обозначены латинскими надписями на наружных стенах домов и заборов и называются у католиков станциями. Посещению их поклонниками католические священнослужители придают большое значение в деле отпущения грехов. Они говорят, что каждая станция имеет силу давать благочестивым посетителям ее индульгенцию от мук загробного чистилища. И католические поклонники, идя от первой станции – претории Пилата, где Спаситель наш был осужден на крестную смерть, обыкновенно останавливаются на каждой последующей станции для произнесения особых молитв, за что сопровождающие их католические отцы и объявляют им индульгенции от чистилищных мук на несколько лет. Не все станции, по сказаниям католических отцов, имеют силу давать посетителям их одинаковые индульгенции: одна станция избавляет от чистилищных мук на большее количество лет, другая – на меньшее. Прошедшему весь страстной путь и остановившемуся для размышления и молитвы на всех станциях, по учению католических богословов, срок мучений в чистилище сокращается на восемьдесят пять лет .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Малый фонтан в сравнении с Ланжероном более благоустроенное предместье города. По гористой местности, террасами спускающейся к морю и покрытой густой роскошной растительностью, расположена масса прекрасных дач. Особенно живописное местоположение на самом берегу моря занимает дача гна Дунина, которая собственно и пользуется издавна названием Малого фонтана на том основании, что здесь был прежде фонтан ключевой воды. На Малом фонтане мы с А. Н. провели часа два, любуясь обширным видом на море; здесь, между прочим, я в первый раз купался в море. Ланжерон и Малый фонтан расположены на юге от города, Хаджибейский же лиман находится в совершенно противоположной стороне и отстоит от города в семи верстах. Самый лиман (озеро) имеет в длину тридцать одну версту, в ширину около двух верст, глубина же его простирается до шести сажен. Около озера расположены дачи, в которых живут летом приезжающие пользоваться лиманными лечениями больные; при дачах имеются сады с прекрасной растительностью. Лучшее место на Хаджибейском лимане – большой парк, принадлежащий городу, и в нем городское лечебное заведение. В парке вы встретите самую разнообразную растительность южного климата – и столетние дубы, и каштаны, и берест, и белые акации, и вишни, и дикие груши, сирени и проч.; при входе в парк имеется пруд, в котором плавают белые лебеди. Наконец настало 14е число июня, день, в который мы отправлялись в дальнее плаванье. Утром этого дня я первым делом сходил к литургии в кафедральный собор, где погребены скончавшиеся недавно наши знаменитые архипастыри-проповедники архиепископы Димитрий и Никанор , и молился о благополучном путешествии во Святую Землю. По окончании литургии, разменяв в меняльной лавке сторублевую кредитку на французскую золотую монету и рассчитавшись с содержателем номеров, я в два часа дня вместе с А. Н. отправился на пароход Русского общества пароходства и торговли «Одесса». На пароходе в это время шла деятельная работа: трюм его наполнялся волами, а палуба – клетками с заключенными в них курами и петухами (волы отправлялись в Константинополь, а куры и петухи частью туда же, частью в другие турецкие города). Вскоре после нас стали подъезжать и другие путешественники, и между прочим наш сослуживец Д. П., прибывший в Одессу еще 13-го числа и по пути захвативший своего знакомого М. В. Е. Ровно в четыре часа после полудня наш пароход снялся с якоря и медленно двинулся в путь. Все благочестивые поклонники  набожно крестились и творили внутреннюю молитву, прося Господа благополучно совершить путешествие. Черное море

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Овладев св. Софией (в 1453 г.) и уничтожив в ней все христианские принадлежности и священную живопись, турки приноровили [приспособили] храм для богослужения лжепророку. В нише бывшего горнего места они поставили кафедру с алькораном, а там, где был прежде левый клирос, устроили трон для султана (трон имеет форму восьмиугольника с вызолоченной кругом решеткой и с куполом вверху и поставлен на восьми мраморных колоннах). К задней стороне этого трона примыкает роскошный зал для отдыха султана. На противоположной стороне от трона стоит высокая мраморная кафедра с узкой лестницей для мусульманского проповедника. На столбах храма висят громадные круглые щиты с изречениями из корана. Множество больших паникадил и лампад с привешенными к ним страусовыми яйцами спускаются сверху и служат для освещения мечети. Мраморный пол храма весь устлан циновками. В храме св. Софии мы пробыли около часа и с сердечной грустью оставили его: тяжело видеть мерзость мусульманского запустения на святом христианском месте. По выходе из св. Софии мы обошли вокруг храма и затем направились через одну из оживленных улиц Царьграда к мечети, известной под названием мечети Ахмета. Мечеть Ахмета построена по образцу св. Софии; мечеть светлая и внутри облицована изразцами. В ней насчитывается до сорока четырех мраморных колонн (36 колонн внизу и 8 колонн на хорах). Купол мечети, как и купол св. Софии, плоский; к нему со всех четырех сторон присоединены полукуполы. Перед мечетью большая площадь, на которой в древности происходило конское ристание. На площади возвышаются три колонны времен Константина Великого : одна – древний египетский обелиск, сооруженный из цельного фивского гранита, вышиной до шестидесяти футов, обелиск покрыт иероглифами; другая – медная, из трех перевившихся между собой змей (с отрубленными Магометом II головами), взята из храма Аполлона в Дельфах; и третья – каменная, вся обгорелая и угрожающая падением, вышиной до семидесяти-восьмидесяти футов. В одном конце площади стоит здание – музей янычар, за вход в который берется по три пиастра (около 25 коп.) с человека. Музей янычар не представляет никакого интереса и содержится весьма грязно; в длинных узких и вонючих комнатах расставлены отвратительные чучела янычар в костюмах различных эпох.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @2042@ Подпись к иллюстрации: Еп. Александр (Трапицын) Размер файла: 16.78 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 13.01.2009 22:32:48 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/2042.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010