от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934), викария Вятской епархии; от Самарской епархии: архиепископа Самарского Александра (Трапицына; 1862-1938) и иже с ним убиенных священников Иоанна Сульдина (1880-1938), Иоанна Смирнова (1873-1938), Александра Органова (1873-1938), Трофима Мячина (1888-1938), Александра Иванова (1866-1938), Вячеслава Инфантова (1883-1938), Василия Витевского (1873-1938) и Иакова Алферова (1878-1938); от Соловецкого монастыря: настоятеля архимандрита Вениамина (Кононова; 1869-1928) и его келейника иеромонаха Никифора (Кучина; † 1928). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации митрополита Московского Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923) и иеросхимонаха Алексия (Соловьева; † 1928). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшемся заседании Центрального комитета Всемирного Совета Церквей (26 августа 3 сентября 1999 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. 3. Отделу внешних церковных сношений Московского Патриархата поручить формирование делегации Русской Православной Церкви для работы в Специальной комиссии по участию Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об изменении статуса ставропигиального Крестовоздвиженского храма в Мюнхене (Германия). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Крестовоздвиженский храм в Мюнхене (Германия), включить в состав Берлинско-Германской епархии. 2. Архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану осуществлять архипастырское попечение об общине Крестовоздвиженского храма в Мюнхене. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении настоятеля храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада) протоиерея Димитрия Севера и Приходского совета данной общины, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, о принятии в лоно Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

http://patriarchia.ru/db/text/4951220.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 вопросов о январском номере 3 мин., 11.01.2014 Что стало для Вас открытием номера и почему? Один из самых серьезных материалов номера — статья Дмитрия Володихина об истории рождественских елок (с. 20). Хотя я бы не сказал, что статья эта стала открытием, а скорее, очень ясно выраженным подтверждением моих собственных мыслей. Я знал о гонениях большевиков на Рождество и на символы этого праздника — елку, в частности. И когда я бывал на Западе, мне, конечно, приходило в голову, что тот шабаш, который сегодня развернули вокруг Рождества левые либералы, очень походит на большевистские гонения. Но в «Фоме» эта мысль впервые выражена четко, и проведена параллель между теми гонениями и сегодняшней ситуацией. А вот пронзительным открытием для меня стали фрагменты дневников двух питерских интеллигенток — Татьяны Великотной и Веры Берхман (с. 62). Я, конечно, много читал о существовании людей в блокадном Ленинграде, но дневники двух сестер ярко и по-новому высветили для меня эту трагедию. Воспоминания о блокаде, которые я читал ранее, все-таки несколько нивелируют впечатление от тогдашней чудовищной жизни в городе; воздействие дневников непосредственно из того времени намного сильнее. Хотелось бы также отметить исповедальное интервью Алены Биккуловой (с. 12) — яркий документ сегодняшнего укрепляющегося в своей вере неофитства. Какой материал номера, на Ваш взгляд, самый актуальный? Для меня наиболее актуальны два материала. Во-первых, я всегда с большим и проникновенным чувством читаю в «Фоме» о новомучениках. В частности, житие и мученическая кончина архиепископа Самарского Александра (Трапицына) (с. 46) были мне, к моему стыду, совершенно неизвестны. Во-вторых, мне навсегда запомнится замечательно остроумный рассказ епископа Пантелеимона (Шатова) (с. 4) о дубленках и сумбуре лихих 90-х — он достоин пера Николая Лескова! Актуальность этих материалов вот в чем. Создается впечатление, что со­временному светскому обществу или неинтересна тема новомучеников, или ее сознательно замалчивают. Недавно на канале «Культура» вышел пронзительный многосерийный фильм Феликса Разумовского о новомучениках российских. Но он не получил ни одного отзыва от телевизионных критиков! Кроме того, я замечаю тенденцию обеления советской власти и попытки вписать ее в общий контекст традиционной русской истории. Из-за этого все меньше говорится о жертвах, которые понес русский народ за десятилетия большевизма.

http://foma.ru/5-voprosov-o-yanvarskom-n...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Игумен Дамаскин (Орловский) Книга 5. Тверь, " Булат " , 2001 - 480 страниц. Тираж 15 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ ЯНВАРЬ 01.01 (14.01)   Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и иже с ним пострадавшие священномученики Иоанн (Сульдин), Иоанн (Смирнов), Александр (Органов), Трофим (Мячин), Александр (Иванов), Вячеслав (Инфатов), Василий (Витевский) и Иаков (Алферов)......   3 25.01 (07.02) Священномученик Алексей (Бельковский), архиепископ Великоустюжский................  20 Преподобномученик Никифор (Югов)...........  26 22.01 (04.02) Священномученик Евфимий (Тихонравов).......  31 30.01 (12.02) Мученик Стефан (Наливайко).................  35 ФЕВРАЛЬ 04.02 (17.02) Священномученик Николай (Кандауров)........  54 13.02 (26.02) Священномученики Зосима (Трубачев), Николай (Подьяков) и Виктор................  62 15.02 (28.02) Священномученики Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов)..........................  71 01.03 (14.03) Преподобномученица Анна (Макандина)........  86 АПРЕЛЬ 25.04 (08.05) Священномученик Сергей (Рохлецов)..........  89 01.05 (14.05) Мученица Нина (Кузнецова)..................  93 18.06 (01.07) Священномученик Сергей (Кротков)........... 101 06.07 (19.07) Преподобномученик Феодор (Богоявленский)... 105 16.07 (29.07) Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов)............... 131 АВГУСТ 19.08 (01.09) Священноисповедник Николай (Лебедев)....... 169 СЕНТЯБРЬ 02.09 (15.09) Священномученики Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, Иоанн (Иванов), преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, и мученики Николай (Бурлаков), Анатолий (Барашков), Михаил (Трубников)

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

священника Николая (Правдолюбова; 1892 †1941) священника Николая (Пробатова; 1874 †1918) Александры (Устюхиной; 1882 †1937) Анны (Ивашкиной; 1894 †1948) Веры (Самсоновой; 1880 †1940) Виктора (Краскова; †1918) Григория (Берденева; 1890 †1937) Дорофея (Климашева; 1869 †1937) Евгения (Дмитрева; 1913 †1937) Евдокии (Мартишкиной; 1880 ††) Евсевия (Тряхова; 1870 †1937) Лаврентия (Когтева; 1880 †1937) блаженной Матроны Анемнясевской (Беляковой, 1864 † 1936) Михаила (Якунькина; 1878 †1937) Павла (Парфенова; †1918) Петра (Гришина; 1870 †1937) Татианы (Бякиревой; 1890 †1948) Татианы (Егоровой; 1879 †1937) Феклы (Макушевой; 1901 †1954) убиенных в 1918 году мирян: Наума, Иоанна, Алексия, Андрея, Иоанна, Космы, Василия, Агафьи, Павла, Павла, Филиппа И святых новомучеников и исповедников Самарских: Александра, архиепископа Самарскаго (Трапицына; 1862 †1938) священника Александра (Иванова; 1866 †1938) священника Александра (Органова; 1873 †1938) священника Василия (Витевского; 1873 †1938) священника Вячеслава (Инфантова; 1883 †1938) священника Иакова (Алферова; 1878 †1938) священника Иоанна (Смирнова; 1873 †1938) священника Иоанна (Сульдина; 1880 †1938) священника Трофима (Мячина; 1888 †1938) И святых новомучеников и исповедников Саранских: священника Павла (Ягодинского; 1879 †1937) иеромонаха Василия (Эрекаева; 1879 †1937) иеромонаха Михаила (Жук; 1872 †1937) монахини Анастасии (Камаевой; 1879 †1937) монахини Елены (Асташикиной; 1878 †1937) Арефия 1884 †1937) Василия (Александрина; 1872 †1942) Иоанна (Ломакина; 1884 †1937) Иоанна 1902 †1937) Иоанна (Сельманова; 1900 †1937) Мавры (Моисеевой; 1875 †1937) священника Дионисия (Щеголева; 1880 †1937), Саратовскаго И святых новомучеников и исповедников Таллинских: Платона, епископа Ревельскаго (Кульбуша; 1869 † 1919) протоиерея Николая (Бежаницкого; †1919) протоиерея Михаила (Блейве; 1873 †1919) Вассиана, архиепископа Тамбовскаго и Шацкаго (Пятницкого; 1879 †1940) И святых новомучеников и исповедников Тверских: Аркадия, епископа Бежецкаго (Остальского; 1888 † 1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 29 (11 ноября) Священномученик Евгений Ивашко Священномученик Евгений родился 26 августа 1899 года в семье священника Минской епархии Александра Ивашко. В 1920 году он окончил восемь классов Минской Духовной семинарии. С 1 августа 1920 года по 20 января 1923 года был учителем в одной из школ Минской губернии. В августе 1922 года Евгений Александрович выдержал экзамены перед Минской епархиальной комиссией, необходимые для получения сана священника. 1 апреля 1924 года митрополит Минский Мелхиседек (Паевский) рукоположил его в сан священника к Павловичской церкви Бобруйского уезда. В 1926 году епископ Бобруйский Филарет (Раменский) переместил его к Лошницкой церкви Борисовского уезда, а в 1927 году – к Юрьевичской церкви Игуменского уезда. В 1927 году власти арестовали о. Евгения и приговорили к трем годам ссылки. В 1930 году епископ Бузулукский, викарий Самарской епархии, Сергий (Никольский) назначил о. Евгения в село Погромное Бузулукского района . Власти в это время любыми средствами стремились закрыть и разрушить храмы; о. Евгений лишь только начал служить, как храм был закрыт. Архиепископ Самарский Александр (Трапицын) назначил его в храм села Медвецкое того же района. 19 февраля 1931 года скончалась его супруга, Антонина, и о. Евгений остался с двумя детьми –  пятилетней дочерью и сыном, которому исполнился год и одиннадцать месяцев. Священнику стала помогать в воспитании детей сестра его матери Мария Адамовна Жуковская. В 1932 году епископ Ржевский Никон (Пурлевский) направил о. Евгения в село Воскресенское Ржевского района. В том же году епископ Муромский Макарий (Звездов) назначил его к Успенской церкви города Мурома. Здесь он прослужил недолго, но даже краткое его служение оставило самые теплые воспоминания в душах прихожан, которые при расставании вручили ему благодарственный адрес: " Дорогой и глубокоуважаемый наш пастырь, отец Евгений. Позвольте нам высказать Вам свои сердечные чувства благодарности за ревностное исполнение церковной службы.

http://fond.ru/kalendar/1103/evgeniy/

По приказанию членов комиссии все одежды, покрывавшие святые мощи, были с оных сняты и удалены, после чего секретарем Божковым и врачами были тщательно освидетельствованы все члены святых мощей. А затем приказано было поставить гроб со святыми мощами в наклонном положении, дабы часть гроба с помещающеюся в оном главою преподобного была приподнята, и в таком виде с преподобного было произведено два фотографических снимка. Засим вставали на стол члены комиссии и, взявши в руки обнаженные святые мощи, также и главу, показывали их народу, в значительном количестве наполнявшему храм. А после этого предложено было проходить мимо стола, на котором положены были святые мощи, всем желающим, касаться святых мощей, брать их в свои руки. Со святых мощей, вынутых из гроба и держимых в руках, также с главы и рук был произведен еще фотографический снимок. После этого комиссия вынесла постановление, чтобы святые мощи были оставлены обнаженными и положены были на верхней крышке кипарисного гроба, помещающегося в раке, а сверху были покрыты стеклянным футляром, взятым с плащаницы, что и было приведено в исполнение. Поверх футляра были положены печати… Сообщая о вышеизложенном, прошу срочного распоряжения Вашего о немедленном прекращении описанного необычайно кощунственного положения останков преподобного Феодосия Тотемского, которое может вызвать великое смущение среди православного населения…». Власти отказались удовлетворить просьбу епископа и вместо ответа поместили в газетах циничную статью председателя губернского исполкома. Владыка, желая объяснить суть церковной позиции, направил ему второе письмо, в котором писал: «Очень рад, что своим ответным письмом… на мое к Вам обращение с просьбой о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы Вы даете мне повод изложить истинный взгляд Церкви на святые мощи. Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления… все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению…

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

Похоже, целую нелегальную епархию попытался создать архиепископ Самарский Александр (Трапицын). Будучи правящим Самарским архиереем в 1928-1933 гг. и опасаясь, " что будут арестованы все священнослужители епархии и некому будет совершать таинства " , он стал рукополагать тайных священников из среды мирян. Они должны были как и прежде работать на светской работе и совершать богослужения у себя дома. Неизвестно, насколько широко развернулась эта деятельность епископа Александра. Вернувшись из ссылки, в 1936-1937 гг. он снова жил в Куйбышеве (Самаре) на покое и продолжал готовить тайных священников Рукополагали легальные епископы и клириков для тайных монастырей. В 1935-1936 гг. тайный монах Иоанн (Вендланд) был посвящен в сан диакона, а затем священника легальным епископом Старорусским Иннокентием (Тихоновым), другом руководителя монастыря отца Иоанна архимандрита Гурия (Егорова). Благословение на создание своего монастыря и антиминс для совершения Литургии последний по прибытии в Ташкент в 1933 г. получил у епархиального архиерея Патриаршей Церкви митрополита Арсения (Стадницкого) По крайней мере четыре епископа легальной Церкви прямо или косвенно участвовали в церковной благотворительности, категорически запрещенной постановлением 1929 г. Однако этот запрет нарушался в годы массовых преследований, наверное, особенно часто. Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал епископ Варфоломей (Ремов). В 1933 г. братия руководимого им Высоко-Петровского монастыря даже обвинялась в " создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам " Живший на покое в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области епископ Иона (Лазарев) в 1930-х гг. " через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам " , работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930-1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки епископа Августина (Беляева). В 1929-1932 гг. в Мещевске Калужской области игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению епископа Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, " в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Самаре канонизировали новомученика Самара, 14 января 2004 г. Вчера в Петропавловском храме Самары состоялось прославление самарского священномученика Василия Витевского, служившего здесь в 30-е годы и пострадавшего за Христа, сообщает «Седмица.Ru». На вечернем Богослужении, которое возглавил архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, впервые прозвучали тропарь и кондак священномученику Василию. Владыка благословил молящихся специально написанной к прославлению иконой святого. Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора к лику Новомучеников и Исповедников Российских в ХХ веке пострадавших был причислен собор священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в годы гонений от безбожной власти. Священный Синод определил продолжать сбор материалов о новомучениках, писать им иконы и церковные службы. В Самарской епархии уже собраны материалы о ряде новомучеников. В их числе – священник Константин Сухов, пострадавший за Христа еще в 1918-м году, архиепископ Александр Трапицын, другие мученики и исповедники Православия. В епархии готовится еще одно важное событие – прославление всего Собора Самарских святых, имеющего своим главой святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца и включающего таких известных святых, как священномученики митрополиты Владимир (Богоявленский) и Вениамин (Казанский). Всего в Соборе насчитывается не менее пятнадцати прославленных святых. Во время празднования Всероссийского Дня славянской письменности и культуры в Самаре в мае 2004 года, возможно, будет официально установлен день всецерковного поминовения Собора Самарских святых. 14 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8654.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Александр (Трапицын) архиепископ 1938   Епископ Александр Архиепископ Самарский Александр Семья Трапицыных Епископ Александр (в центре), крайний слева - его отец, протоиерей Иоанн Епископ Александр Домашняя " церковь " в доме кузнеца Ивана Авдейчева Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

На средиземноморских линиях курсировали далеко не новые суда, поэтому они нередко ломались. А. Трапицын, севший на пароход «Одесса», заметил, что судно «старое и дырявое», и его нехорошие предчувствия оправдались почти у цели паломников — вблизи Яффы. У парохода сломался вал с винтом, он потерял ход и его начало относить ветром к берегу. К счастью, волнения на море почти не было, и вблизи берега удалось бросить якорь. Затем судно на буксире отвели в Бейрут, откуда на попутном французском судне паломники, наконец, попали в Яффу. Паломники с «Одессы» узнали, что в эту же ночь потерпел крушение и затонул другой пароход РОПИТ «Владимир», столкнувшийся с итальянским судном. При высадке на берег в Яффе паломники видели выглядывавший из воды корпус парохода «Чихачев», который затонул здесь за год до этого, в 1894 г. В связи с этим сквозившие в текстах А. Трапицына и другого вятского паломника Н. Гусева страхи были не случайными, тем более что среди погибших пассажиров «Владимира» были их знакомые . Обычно пароходы с паломниками отправлялись из Одессы во второй половине дня и, проведя в открытом море более суток, богомольцы на второе утро своего путешествия видели с борта берега Босфора. Предстояла более или менее длительная стоянка в Константинополе, которая обычно продолжалась от полутора до трех дней. На страницах почти всех мемуаров этот город именуется Константинополем, а паломник с севера игумен Никандр называет его даже Царьградом. Только А. Трапицын, имевший академическое образование, решил один раз употребить его точное турецкое название — Стамбул . Упорное повторение христианских имен турецкой столицы связано было, как нам представляется, с двумя обстоятельствами. Во-первых, русские богомольцы воспринимали этого город как колыбель православия, откуда оно пришло в Х веке на Русь. Во-вторых, они надеялись, что со временем Константинополь станет российским и, соответственно, православным городом. Не случайно в начале ХХ в. стал популярным лозунг: «Крест на святую Софию».

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/na-puti-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010