Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. 30; УФСБ РФ по Самарской обл. Арх. 11500, арх. П-6620. Соч.: В день Священного коронования благочестивейшего Государя имп. Николая Александровича//Вятские ЕВ. 1891. 19; Из впечатлений паломника во Святую землю//Там же. 1895. 4-11, 18, 21; 1896. 6, 13, 24; 1897. 21; 1898. 15; Под пером светского писателя рационалиста. СПб., 1903; Догмат и этика. СПб., 1903; Назидательное значение благодатной личности прп. Серафима Саровского для нашего времени. СПб., 1905; Странные сетования гр. Л. Толстого в заграничной печати по поводу русско-японской войны. СПб., 1905; Переписка архиепископа Александра (Трапицына) с мирскими властями о вскрытии святых мощей преподобного Феодосия Тотемского//Дан. Благ. 1998. Вып. 9. С. 36-41. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Органов († 1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 30 июля - в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/64168.html

28 июля 1938 г. А. был арестован и заключен в тюрьму, 17 июля 1939 г. военный трибунал Харьковского военного округа приговорил его к 10 годам тюремного заключения. 5 янв. 1940 г. приговор был отменен и дело возвращено на доследование, но в мае того же года А. скончался в тюремной больнице. На следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен труп старика с документом, в к-ром была указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп в тюрьму. Работник морга, служивший иподиаконом у А., и привратник, впосл. ставший священником, сразу узнали А.; в тюрьму были отправлены останки др. человека с документами архиепископа, а тело А. было вывезено из морга. Ночью монахи и близкие почитатели А. облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на кладбище с. Залютина в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком. 22 июня 1993 г. определением Синода УПЦ А. прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 45-46; Польский. Т. 2. С. 78-83. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64132.html

храмов, один из последних - храм свт. Митрофана Воронежского при городской тюрьме (в 1916), в к-рой А. скончался спустя 21 год. 12 окт. 1916 г. постановлением Святейшего Синода викарий Великоустюжский стал именоваться епископом Великоустюжским и Усть-Вымским, с нач. 20-х гг. - архиепископом. 30 июля 1923 г. А. вступил в управление Великоустюжской епархией, ставшей к тому времени самостоятельной. В 1924 г., в возрасте 82 лет, уволен на покой. Живя при храме Симеона Столпника в Великом Устюге, ежедневно служил литургии. После закрытия храма перешел в ц. прп. Сергия Радонежского и вмч. Димитрия Солунского. Поселившись в церковной сторожке, продолжал служить ежедневно, начиная богослужение в 4 ч. утра при немногих молящихся. К нач. 1937 г. по немощи с трудом передвигался, ему помогали жившие при нем монахини. А. был арестован осенью 1937 г. в возрасте 95 лет. Он не мог самостоятельно идти, сотрудники НКВД вынесли его из дому на простыне. После короткого пребывания в тюрьме А. скончался, погребен на городском кладбище. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 320. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 103; Тульские ЕВ. 1872. 20. С. 393; 1897. 10. С. 150; 1898. 6. С. 78; 7. С. 93; Новгородские ЕВ. 1904. 19. С. 1218-1219, 1221-1222; Вологодские ЕВ. 1904. 18. С. 481; 1916. 22. С. 372-373. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/64560.html

В 1894 г. Господь, подав утешение в скорбях, сподобил о. Александра посетить Святую Землю. О своей продолжительной поездке он написал ряд очерков и опубликовал их в Вятских Епархиальных Ведомостях. Будучи на святой Земле, он молился в Гефсимании на том месте, где когда-то Господь взывал: " Да минет Мя чаша сия " , и служил Божественную Литургию в Вознесенском храме на горе Елеонской. В годы гонений он часто вспоминал об этих событиях, видя в них предзнаменование событий своей дальнейшей жизни. В 1901 г. о. Александр возводится в сан архимандрита и назначается ректором Калужской Духовной Семинарии. 12 декабря 1904 г. в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры о. Александр был рукоположен во епископа Муромского - викария Владимирской епархии. В хиротонии принимали участие митрополиты: Антоний Санкт-Петербургский, Владимир Московский - будущий священномученик, Флавиан Киевский и другие архипастыри. До 1912 г. епископ Александр был викарием Владимирской епархии, а с 1912 г. стал управляющим Вологодской епархией. Будучи епископом Вологодским, он в 1917-18 гг. участвовал в заседаниях Всероссийского Церковного Собора и был членом комиссий церковно-правовой и по делам монастырей. Наступили очень трудные времена для Христовой Церкви. Уже на заседании Собора Владыка Александр призывал паству к терпимости к чужим мнениям, все споры решать любовью в союзе мира. В своих воспоминаниях он писал, что удивлен какая ненависть друг к другу царит на съездах приходских и благочинных, что тон в них задают женщины, призванные рожать и воспитывать детей, а не быть поучающей в храме. Его, строго держащегося древних канонов, в делах управления епархией, " передовое духовенство " не любило. Они видели в епископе Александре опасного противника своим замыслам демократических реформ в Церкви. Против владыки началась массовая агитация на собраниях духовенства и мирян на всех уровнях, что привело к тому, что в 1921 г. состоялись выборы нового архиерея, а Владыка Александр ушел за штат, как " реакционер " . Это было первое искушение, посланное епископу Александру от Господа. За этим последовала ссылка, а в Русской Православной Церкви наступил период массовых расколов. Многие раскольники как правого, так и левого толка приезжали к владыке и хотели привлечь его на свою сторону. Владыка был в глубоком смятении, усердно молился Пресвятой Богородице и своему небесному покровителю князю Александру Невскому с просьбой оградить от искушений, смущавших душу, и открыть путь к истине. В 1927 г. ссылка закончилась. Владыка принял посланцев митрополита Сергия, заместителя Местоблюстителя, и признал его предстоятелем Русской Православной Церкви.

http://pravicon.com/info-1698

В 1928 г. он получает титул архиепископа и направляется на Самарскую кафедру. В это время это была одна из самых тяжелых кафедр в Русской Церкви. С 1924 г. она не имела правящего архиерея, потому что там были очень сильны обновленцы, которые имели своего лжемитрополита и захватили все храмы в городе. Когда Владыка прибыл в Самару, она подействовала на его душу удручающе. Впечатление вавилонского столпотворения. Во всем обширнейшем городе не было видно ни креста, ни верующего, ограждающего себя крестным знамением. Все были запуганы. Не многое духовенство, оставшееся верным православию, одевшись в штатское, собирается на окраину в древнейший храм Самары - маленькую Спасо-Преображенскую церковь, чтобы сослужить первую службу с новым владыкой. С 1928 г. она становится кафедральным собором. В штате - 7 протоиереев и 7 диаконов. Владыка Александр деятельно принимается за возрождение православия в Самаре и епархии. Видя невозможность победить обновленчество в городе, он направляет свою кипучую деятельность в сельские храмы. Владыка служит по 2-3 литургии в неделю, объезжая последовательно благочиние за благочинием. Архиерейские службы проходят очень торжественно и привлекают множество народа, на них Владыка произносит поучения, смысл которых прост и ясен крестьянскому населению - бежать раскола, держаться православия. Обязательно заканчивается богослужение колокольным звоном и крестным ходом. Владыка старался за каждым богослужением рукополагать священников и диаконов из грамотных крестьян с целью сохранения и восстановления священства, поредевшего из-за расколов и репрессий. Труды владыки Александра не остались напрасными, и, хотя в Самаре православные имели один храм, но по губернии православных приходов стало большинство. Не забывал он и о монашестве, проводя тайные постриги достойных, а также тайно рукополагая их. Через своих духовных чад (Прасковью Никифорову и др.) поддерживал духовную связь и помогал материально бывшим насельницам Серафимо-Дивеевского монастыря. Многие из монахинь нашли приют в Самарской епархии у владыки Александра. Поддерживал возвращавшееся из ссылок и тюрем духовенство, помогая им зарегистрироваться и получить разрешение на службу. Заштатным благословлял антиминсы, чтобы они могли тайно служить Литургию в домах благочестивых христиан, преподавая им Тело и Кровь Спасителя. В своих многочисленных поучениях Владыка Александр опирался на духовный опыт преподобного Серафима Саровского, призывая прихожан подражать ему.

http://pravicon.com/info-1698

Арх.: МКУ «Архив», г. Ейск Краснодарского края. Ф. 1. Оп. 1. Д. 117; УФСБ России по Самарской обл. Д. П-14633. Лит.: Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные: Восп./ТСЛ. Серг. П.; Пермь, 2000. С. 48-50; Дамаскин. Кн. 5. С. 390-391; Плякин М., свящ., Теплов В. В. Неугасающий след//Вед. Саратовской митрополии. 2012. 22(38). С. 70-74; Собор Саратовских святых: Сб. житий/Авт.-сост.: свящ. М. Плякин. Саратов, 2017. С. 372-385. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Органов († 1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 30 июля - в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1892 – 1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577717.html

В. был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. Соч.: Ветхозаветные чудеса воскрешения: Анализ текста повествования Библии и доп. данные: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1918. Ркп. (РГБ ОР); Беседа на день св. ап., евангелиста и девственника Иоанна Богослова//ЖМП. 1969. 10. С. 27-31; Слово в Неделю всех святых, в земли Российской просиявших//Андреевский вестн./ОДС. 2001. 2 (3). Арх.: ЦГИАМ Ф. 229. Оп. 4. Д. 3368; Д. 5034; Д. 3540; Архив УФСБ Рязанской обл. Д. 5237; ГАРФ. Ф. 8419. Оп. 1. Д. 230. Л. 1 [опросный лист арестованного Политич. Красного Креста]; Архив УФСБ Тамбовской обл. Д. Р-13044; Архив УИН Минюста Республики Коми (г. Ухта). Д. 11231 П-41 [личное дело заключенного Пятницкого В. В.]; МП СКК. Оп. 54. Д. 1. Т. 2: Серафима (Розова К. А. ), схим. Архиеп. Вассиан (Пятницкий), 1879-1940 гг.: Личность. Жизнь, деятельность: Ист.-психолог. очерк. М., 1989. Ркп. Ист.: Опросный лист В. В. Пятницкого//ЦИВ. 1999. 2/3. С. 62-63; Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 385, 415. Лит.: Волков С. А. Возле монастырских стен: Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000 (по указ.); Иоанн (Снычёв), митр. Церк. расколы. С. 20-108; Из истории российской иерархии: Ст. и док-ты/Сост. П. Н. Грюнберг. М., 2002. С. 193. Ж. Р. Багдасарова, В. В. Марковчин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/149863.html

В своей жизни архиепископ Александр был прост, скромен и милосерден. Часто раздавал свои вещи неимущим вернувшимся из заключения священникам. Помогал семьям репрессированных, духовно укрепляя их. Был строгим постником и, поучая духовных чад, говорил: " Что от плоти убавишь - то душе прибавишь " . Спал не более 6 часов в сутки, свободное время посвящал молитве и чтению Святого Евангелия. При всем этом он не унывал и не падал духом, а призывал своих духовных чад к усилению молитв к Пресвятой Богородице как хранительнице Русской Земли и особо подчеркивал, что только ее молитвами и заступничеством живет вера православная среди людей. Строго запрещал православным посещать обновленческие храмы под угрозой отлучения, и сам отказывался идти с ними на любые контакты. К 1933 г. на всей территории Самарской епархии православная жизнь в храмах восстановилась. В городе передали православным Петропавловскую церковь, но Господь уготовал владыке новое искушение, проверяя его веру. Активная деятельность архиепископа Александра вызвала резкое недовольство обновленцев и их покровителей. В ГПУ стали поступать доносы на Владыку и особо активных священников и мирян. В 1933 г. за антисоветскую деятельность Владыка был арестован. Клеветники истолковывали призывы к стоянию за православие как призывы против Советской власти, богослужения в селах и проповеди Владыки как антиколхозную агитацию, крестные ходы как антисоветские демонстрации, тайные хиротонии и постриги как подготовку контрреволюционных кадров на случай интервенции. Клевета удалась, и Владыку с духовенством и мирянами ссылают на три года на строительство канала Волга-Москва. После окончания ссылки ему разрешили вернуться в Самару, где совместно с проживавшим в городе архиепископом Петром (Рудневым), архимандритом Палладием (Воробьевым) и несколькими священниками и мирянами создал тайную семинарию - " институт научного тайного духовенства " , где подготавливались кадры из интеллигенции для священства. По доносу 29 ноября 1937 г. был арестован вместе 26 священнослужителями и мирянами. Всем было предъявлено обвинение по статьям 58-10 и 58-11 - контрреволюционная деятельность и организация террористических групп. Владыка себя виновным не признал. 21 декабря 1937 г. его приговорили к расстрелу и 30 декабря 1937 г. расстреляли. Место погребения Владыки неизвестно.

http://pravicon.com/info-1698

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Политические процессы, массовые казни и ссылки АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Зверев (1881 – 1937), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Андреевич Вершинский (1873 – 1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Поспелов (1883 – 1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Сидоров (1867 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Александр (Трапицын), еп. Вологодский (Трапицын Александр Иванович; 29.08.1862, с. Волма Вятского у. Вятской губ.- 14.01.1938, Куйбышев), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых), архиеп. Куйбышевский, духовный писатель. Род. в семье священника. По окончании в 1888 г. КазДА со степенью канд. богословия за соч. на тему «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» получил назначение на должность надзирателя в Вятское ДУ. 23 февр. 1889 г. в кафедральном Всехсвятском соборе Вятки рукоположен во диакона, 26 февр.- во священника. В 1892-1897 гг. состоял депутатом от Духовного ведомства в Вятской городской думе, с 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального уч-ща, 27 мая 1896 г. введен в состав епархиального училищного совета. Определением Святейшего Синода от 3-12 сент. переведен инспектором в Вятскую ДС. В 1892 г. скончалась жена А. И. Трапицына, 26 февр. 1900 г. еп. Вятским и Слободским Алексием (Опоцким) он был пострижен в монашество. В 1901 г. командирован в г. Сарапул для ревизии духовного уч-ща. 28 июля 1901 г. указом Святейшего Синода назначен ректором Калужской ДС с возведением в сан архимандрита. 12 дек. 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, с 23 нояб. 1907 г. епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии. Сотрудничал с еп. Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского правосл. об-ва и в Миссионерском об-ве. С 29 мая 1912 по 1921 г. епископ Вологодский и Тотемский. В годы первой мировой войны организовывал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой. Участвовал во Всероссийском съезде представителей от мон-рей 1917 г. (см. Съезды монашествующих в России ) с правом решающего голоса и Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. В 1923 г. А. был арестован и приговорен к 6 месяцам принудительных работ. После освобождения назначен епископом Ульяновским, в 1928 г.- епископом Крымским. Летом 1928 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. В 1933 г. арестован ОГПУ в числе 10 священнослужителей и мирян Самары и обвинен в антисоветской агитации. Виновным себя не признал, приговорен к 3 годам ссылки на Урал, вернулся в 1936 г. 29 нояб. 1937 г. снова арестован в Куйбышеве и обвинен в антисоветской деятельности, виновным себя не признал. 21 дек. 1937 г. тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/64168.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010