В 1933 году был разрушен Петропавловский собор - памятник храмоздательной деятельности митрополита Ионы Сысоевича. Прошло время, и на его месте выросли архитектурные шедевры новой культуры - гаражи из силикатного кирпича и ржавого железа, принадлежавшие частникам и находившемуся здесь предприятию. В 1930-х годах строители новой жизни разрушили колокольню и ограду со святыми воротами. Оставшиеся четыре угловых башни, игуменский корпус и церковь Похвалы Богородицы использовались под жильё для горожан. С течением времени до неузнаваемости была обезображена территория обители и Похвалинский храм, в котором был устроен цех по разливу газированной воды, называвшийся в народе " Пивзавод " . Воистину, " в начале XXI века некогда цветущий монастырь представлял скопище различных пристроек, помоек, свалок и помоек " . Со второй половины 1990-х годов в день памяти преподобного царевича на месте разобранного собора, где под спудом покоились его мощи, стала совершаться молитва. 13 июля 1999 года здесь был установлен поклонный крест с иконой святого Петра Ордынского. 13 июля 2003 года был совершён молебен и крестный ход, возглавляемый правящим владыкой - архиепископом Ярославским и Ростовским. В эти годы территорией, где находился разрушенный Петропавловский собор и сохранившийся храм Похвалы Пресвятой Богородицы, владело муниципальное предприятие " Ростовагропромэнерго " . В 2004 году его признали банкротом. Тогда конкурсный управляющий, зная заинтересованность верующих в этом месте, предложил выкупить уцелевший храм и прилегающую территорию. Это было сделано благотворителем, который в данном случае следовал примеру основателя монастыря преподобному Петру, выкупавшему место для обители у князя. После этого в мае 2005 года был основан приход. Вскоре, 13 июля, в день памяти святого царевича Петра, была отслужена первая литургия. Она прошла в уцелевшей трапезной части Похвалинского храма. Ныне, ежегодно в этот день совершается крестный ход вокруг монастыря. Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2010 года церковный приход был преобразован в мужской монастырь. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " , - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019

http://sobory.ru/article/?object=03270

Он был тёплым и двухэтажным. Освятил его митрополит Иоасаф Лазаревич. В 1861 году в Похвалинской церкви появился придел во имя трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В XIX веке в монастыре отстроены в камне колокольня, настоятельский корпус, братские кельи, ограда с угловыми башнями. Петровская братия всегда оставалась немногочисленной, а сам монастырь не относился к числу особо посещаемых и знаменитых. Он как бы остался в тени древнего и знатного Авраамиева монастыря, расположенного неподалёку. Главной святыней обители являлись чудотворные мощи преподобного Петра царевича, покоившиеся под спудом в соборе. Также здесь хранились чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии, святителя Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского - апостольское благословение основателю монастыря, что на Афонской горе, " в дар и в благословение " была прислана икона Божией Матери " Скоропослушница " . Сохранились свидетельства монастырской летописи начала ХХ века о случаях чудесной помощи преподобного Петра. В ней записаны исцеления от расслабления тела (паралича), немоты, падучей болезни (эпилепсии), больных ног. Сохранились воспоминания от одного особенно выдающегося случая. Его поведала девушка, приехавшая в обитель из Вятской губернии. У неё отнялись ноги, В приходской её церкви была икона преподобного царевича Петра, перед которой по просьбе этой девушки был отслужен молебен. Ей стало легче, но болезнь не отступила совершенно. В ночь на 21 сентября 1909 года ей явились святые Пётр Ордынский и Авраамий Ростовский. Преподобный Пётр, взяв её за руку, сказал: " Когда получишь исцеление, тогда иди с миром ко мне в Ростов " . Исцелённая так и поступила. Удивительно в этом случае и то, что явление ростовских угодников болящей произошло в день святителя Димитрия Ростовского. В конце 1928 года Петровский монастырь был закрыт. Община его сначала перешла в находящийся рядом и ещё действующий Авраамиев монастырь, а после его закрытия - в Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=03270

Поинтересовался, а как с этим обстоит в России? Подобных примеров не нашёл, но обнаружил массу акций вандализма в отношении памятников эпохи царизма, культовых и гражданских сооружений, проведённых при Ленине и ленинцами после него. Роясь в этом каменном и бронзовом мартирологе, наткнулся на описание взрыва Спасо-Преображенского храма в Нижнем Новгороде в 1929 году. Так ведь там же, в подполе, покоился прах Козьмы Минина! Гражданский соратник князя Пожарского, управлявший делами 2-го ополчения, скончался через три с половиной года после освобождения Москвы от поляков. Повторяю: тому ровно 400 лет(!). Так почему же так бесчувственна Россия к печальному юбилею великого защитника земли русской? А, понимаю, не до него нам, особенно коммунопатриотам. Ведь на Украине опять Ленина обидели. А кто такой Минин? Величина в отечественном пантеоне героев, конечно, заметная, но не сравнивать же с Гением всего человечества (по совместительству назначенным Вождём мирового пролетариата). Притом, была у Минича «червоточинка». Вместо того чтобы по освобождении Москвы гордо удалиться к себе в мясную лавку и, как прежде, обвешивать покупателей, народный герой принял из рук нового царя презренную всем трудовым народом дворянскую грамоту и занялся эксплуатацией беднейшего крестьянства дарёной ему вотчины. Словом, герой героем, а поди ж ты, мироедом стал. Значит, и находиться ему во всероссийском пантеоне по чину после всех тех российских дворян, которые перекрестились в марксисты для борьбы за рабочее дело. Те после смерти кремлёвскую стену в Москве заслужили. А главнейших из них - даже мавзолей. Ради него бронзовых Минина с Пожарским передвинули с видного места Красной площади (напротив Сенатской башни) на скат кремлёвского холма, в тень Василия Блаженного. Мешали старые истуканы пирамиде с мочёными мощами, понимать надо. Судьба захоронения четырёхвековой давности меня заинтересовала. Поделюсь своими открытиями. Сначала прах преставившегося думного дворянина Кузьмы Минича Захарьева Сухорукого погребли на погосте приходской Похвалинской церкви. Спустя 56 лет нижегородцы решили, что спасителю Отечества приличествует лежать в кремле, и перенесли гроб в подпол Спасо-Преображенского собора в усыпальницу удельных князей. В 1838 году почти на том же самом месте, когда обветшавшая от древности постройка была снесена, поднялся новый кафедральный собор. Гробы известнейшего нижегородца и правителей некогда независимого от Москвы княжества были бережно перенесены в подцерковье, при этом соратник князя Пожарского удостоился через несколько лет художественно исполненной гробницы в виде часовни на столбах, украсившей интерьер собора. Любоваться часовней и преклонять колени перед прахом того, кого Сталин в своё время назовёт в числе «наших великих предков», можно было до 1918 года, пока большевики не решили: «Будя, насмотрелись! Закрываем! Опиум для народа таперича будем раздавать по карточкам в избах-читальнях».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Нижний Новгород. Неизвестная часовня при подворье Серафимо-Понетаевского монастыря. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не ранее 1876. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Нижний Новгород, Похвалинский съезд Координаты: 56.324642, 43.97965 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Серафимо-Понетаевского женского монастыря, находящегося недалеко от Саровской пустыни, располагалась напротив Похвалинского элеватора и Алексеевской часовни. В памятной книге Нижнего Новгорода на 1896 г., составленной Андреем Петровичем Мельниковым, об этой часовне есть следующие сведения: «Часовня эта замечательна не древностью, а превосходной архитектурой; она построена в начале семидесятых годов архитектором Л.В. Далем, в стиле XVII века; в настоящее время, впрочем, она испорчена пристройками; в ней находятся две превосходные иконы работы академика П.С. Сорокина, руководившего, в своё время, иконописными мастерскими Понетаевской общины». Нижегородцам той поры был хорошо известен и прекрасный хор часовни Понетаевского монастыря, который приглашался с иконой Знамения Божьей Матери по домам обывателей для служения всенощных бдений и молебнов. Эта икона была написана одной из монастырских сестёр, Клавдией Войлошниковой, в 1879 г., через несколько лет она была прославлена как чудотворная, ей приписывались многочисленные исцеления от болезней. Пришедших в начале ХХ века к власти революционеров не интересовали ни религия, ни искусство, поэтому в сохранившемся протоколе заседания Президиума Нижгубисполкома от 13 апреля 1923 г. можем прочитать: " Оглашается доклад губотдела управления об обследовании бывших домовых церквей и часовен, находящихся при различных общественных и государственных учреждениях Николаевского правительства: …часовни при подворье Арзамасского Понетаева монастыря " Решено: " Ввиду того, что существование означенных церквей и часовен противоречит декрету об отделении церкви от государства, и что в повседневной жизни верующих граждан в исполнении их религиозных обрядов не вызывается необходимостью, т.к. вблизи перечисленных домовых церквей и часовен имеются функционирующие церкви, - перечисленные в докладе губотдела управления церкви и часовни закрыть. Видимо, вскоре после закрытия последовало и разрушение часовни.

http://sobory.ru/article/?object=35385

Лихое наступление вынудило поляков отступить. В военном отношении это была решающая атака всей войны! И возглавил ее Минин. Любопытный факт: незадолго до смерти князь Дмитрий Пожарский принял монашескую схиму под именем… Косма! Трудно отказаться от предположения, что он тогда вспомнил своего соратника, человека, который, собственно говоря, и предложил Пожарского на должность воинского начальника ополчения. 6. Думный дворянин Вскоре после венчания на царство наш первый самодержец из рода Романовых Михаил Федорович пожаловал Минину вотчины и чин думного дворянина. Он заслужил спокойную зажиточную жизнь. Но не стремился к покою. Минин принимал активное участие в политике. Жил в царских палатах, неустанно заседал в думе… М. И. Скотти «Минин и Пожарский» Царь видел в нем надежного и деятельного сановника, доверял Минину, свидетельство чему — важные поручения. Во время паломнической поездки царя в Сергиев монастырь Минин оказался в числе тех, кому Михаил Федорович доверил беречь Москву… 7. Последний поход В 1615 году восточные рубежи царства потрясали волнения среди татар и черемисов. Минин был послан на розыски. А скорее всего — сам напросился на службу. Он неплохо знал Поволжье и со времен ополчения умело приводил в чувство горячие головы. Минин вместе с князем Ромодановским возглавлял царский отряд. Он провел следствие. Надо думать, виновные не сумели скрыться от Минина. А на обратном пути, в 1616-м, он тяжко заболел и уже не встал. Его похоронили на погосте приходской Похвалинской церкви. 8. Спасо-Преображенский собор Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе Память о герое не стерлась. В 1672 году его прах перенесли в Нижегородский кремль, в Спасо-Преображенский собор. Митрополит Нижегородский Филарет отслужил панихиду. В середине XIX века обветшавший собор разобрали, построили на его месте новый. Могилу Минина заботливо сохранили. В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля. Кстати, Минину принадлежал надел земли и на территории Нижегородского кремля… 9. Первый памятник Москвы

http://pravmir.ru/10-faktov-o-kuzme-mini...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В мае 1685 года была дана царская грамота на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Строителем монастыря был старец Кирилл. Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир , который находился в 8 верстах от Сызрани . На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. Началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов. В 1711 году настоятель игумен Михаил основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь . В 1834 году наместником монастыря стал архимандрит Герман (Похвалинский) . Под его руководством велось широкое капитальное монастырское строительство, начавшееся с ограждения территории в границах жалованных земель. Было возведено здание Сызранского духовного Правления, а также построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом в Феодоровскому храму. Самый же больший вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его правления было построено большинство построек.

http://drevo-info.ru/articles/18724.html

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Данилов монастырь — православный мужской монастырь в Переславле-Залесском. В обители находятся мощи преподобного Даниила Переяславского. Содержание История [ править править код ] Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. В 1530—1532 годах в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Ивана Грозного — в монастыре был возведён Троицкий собор; старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником (крёстным отцом) ребёнка. Обитель серьёзно пострадала в Смутное время: «Въ Переславл стояли и люди, Сапга съ товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и мohacmыpckiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крпости, изодрали», - записано в грамоте царя Михаила Федоровича в Данилов монастырь от 7123 года (1615). Значительный ущерб был нанесен и монастырским вотчинам: крестьяне убиты, дома разграблены. С XVII века основатель обители инок Даниил чтится Русской Церковью в лике преподобных (память — 7 апреля по Юлианскому календарю). Его мощи, обретённые в 1652 году, открыто почивали в Троицком соборе монастыря. Церковное почитание преподобного Даниила привлекло к монастырю внимание паломников. Разбогатевшая обитель заново отстраивается во второй половине XVII века. Крупнейшим благотворителем стал дипломат боярин И. П. Барятинский, который пожертвовал в обитель свыше 20 тысяч рублей и был погребён у северной стены настоятельских покоев в 1701 году. Троицкий собор был во второй половине XVII века расписан артелью костромского изографа Гурия Никитина. Похвалинская церковь с трапезной палатой и настоятельскими покоями, выстроенная в 1695 году, выделяется необычными архитектурными формами. В 1667—1669 годах настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненный в паперти собора. В начале следующего столетия монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Вот описание пути, приведшего одну молодую девушку через участие в работе подобного кружка к серьезной духовной жизни. Февральская революция застала дочь инженера Веру Ловзанскую в Астрахани, где она училась в гимназии. Ее вызвала директриса и сказала, чтобы девочка срочно шла домой (она жила через реку, на Форпосте, и директриса опасалась беспорядков в городе). Вера благополучно добралась домой, никакой «революции» не заметив, в их стороне стояли казаки, и все было спокойно. Но когда после пришла в гимназию, то подружки удивили ее речью, доселе неслыханной. «Теперь свобода, а тебя по-старинному воспитывают. Теперь все можно и родителей слушаться не обязательно». «А я слушала их и ничего не понимала. Какая свобода? Швобода!» Вернувшись с родителями домой, в Нижний Новгород, она продолжила учебу в Институте благородных девиц. После Октябрьского переворота, когда средние учебные заведения превратились в школы второй ступени, детей перед началом уроков (вместо молитвы и «Боже, царя храни») сразу же начали заставлять петь «Интернационал», что их неприятно задевало. Отец ее, Василий Николаевич, церковь посещал раз в году, мачеха, обремененная большой семьей, несколько чаще. Религиозным воспитанием дочери специально не занимались, однако она сама, по непонятному влечению сердца, регулярно бегала в «домашний» приходской храм Похвалы Пресвятой Богородицы на Похвалинском съезде или в женский Крестовоздвиженский монастырь. Ей было лет шестнадцать, когда она узнала, что Евдоким организовал пастырские курсы для народа. «Я тоже стала ходить на них, – вспоминает она, – на Серафимо-Дивеевское подворье, а потом стала посещать здесь храм преп. Серафима. Однажды пошли туда с Марусей Метелевой (худенькая, бледная, модно одетая, интеллигентная девушка), смотрим – справа от входа какие-то стоят девушки рядами, лет по двадцать. Узнаем; оказывается, это христианский кружок, организованный Евдокимом и притом – «закрытый». Туда входили только два его иподиакона и эти рафинированные интеллигентные барышни. Держатся замкнуто, собираются где-то у Евдокима. Нам, конечно, завидно, что, мол, закрытый.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Жилые помещения монастыря в 1920—1930-е гг. занимали частные квартиросъёмщики, производившие в качестве оплаты необходимый внутри строений ремонт. В феврале 1929 года Лазарь Каганович объявил духовенство политическим противником ВКП(б), готовящим контрнаступления на мероприятия Советской власти. Как следствие этого, через несколько месяцев были закрыты отдел древнерусского искусства музея в Похвалинском корпусе и действующая Тихвинская церковь над воротами монастыря. Именно тогда металлическая рака с мощами игумена Даниила поступила на хранение в Переславский музей. Серебряной раки к тому времени уже не существовало — её и ещё более 150 предметов забрали в казначейство в 1923 году, когда проводилась компания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Летом 1930 года дошла очередь до монастырских колоколов. Их металл должен был стать частью базы для развития промышленности страны. И Рудметаллторг произвёл съёмку всех колоколов Троице-Данилова монастыря. В качестве памятника истории оставили лишь колокол 1692 года изготовления, принадлежавший Даниловской обители. А через год по директиве городского Совета рабочие разобрали ограду с башнями XVII века. Почти одновременно оказалась без купола церковь Похвалы — размещавшееся там военное ведомство приступило к капитальным переустройствам. В Троицком соборе рабочие заготконторы, чей склад там находился, на паперти в южном окне разобрали кирпич, разрушили стены и вставили дверь. В знаменитые же фрески XVII века кругом вбили доски. Стремясь прекратить разрушения, директор музея К. Иванов незамедлительно заявил протест в районную прокуратуру и в народный суд. Во второй половине 1930-х большинство построек Данилова монастыря занимала на договорных условиях машинно-тракторная станция (МТС). Договор с музеем не только не позволял менять что-либо в монастыре, но и обязывал МТС производить там ремонт. Видимо, для учреждения это было обременительно, и поэтому в 1937 году на заседании Переславского РИКа постановили «возбудить вопрос перед комитетом по охране памятников старины при Президиуме ВЦИК об исключении Данилова монастыря из списков памятников старины и передаче его для учреждений МТС». К счастью, в этом вопросе МТС потерпела неудачу. В дальнейшем большинство построек монастыря занимала заготконтора. В 1947 был занят лагерем военнопленных, в 1950-х военной частью. Военнопленные лагеря (главное отделение находилось в Даниловом монастыре) работали на фабриках 5, «Красное эхо», «Новый мир», строили шоссе Москва—Вологда, Дом культуры фабрики на Народной площади, работали в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, на торфопредприятиях и др. В монастрые организуются своя пекарня, а также портновская, столярная, часовая, механическая и сапожная мастерские.

http://sobory.ru/article/?object=00434

После того как в город пришла одна из грамот архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия и Авраамия Палицына, призывавшая к освобождению Русской земли от иноземцев, Минин обратился к нижегородцам с призывом: «Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов... дворы свои продадим, жен и детей заложим и будет бить челом, чтобы кто-нибудь за истинную православную веру и был бы у нас начальником... Если мы на это поднимемся, многие к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев». Народ откликнулся, и Минин взял на себя сбор средств для ополчения. Возглавил же его князь Дмитрий Пожарский. В период движения к Москве, боев за ее освобождение и до созыва Земского собора 1613 Минин входил в состав Совета всей Земли, созданного в Ярославле и выполнявшего функции русского правительства. В боях за Москву в августе 1612 г. Минин проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. После избрания на царство Михаила Федоровича Романова (1613) Кузьма Минин за сои заслуги перед Отечеством был пожалован чином думного дворянина и одарен вотчинами. Скончался Козьма Минин в Москве в 1616 г. Тело его было привезено в Нижний Новгород и погребено на погосте приходской Похвалинской церкви. Через некоторое время прах его был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору первым нижегородским митрополитом Филаретом. Позднее останки еще несколько раз перезахороняли. В 1962 г. они были положены в кремлевском Михайло-Архангельском соборе - храме-памятнике ополчению начала XVII в. Сегодня мы также вспоминаем генерал-лейтенанта Ивана Семеновича Дорохова (1762-1815). Он учился в инженерном кадетском корпусе. В 1794 г. Дорохов находился в Варшаве, когда 6 (18) апреля там вспыхнуло восстание. Имея при себе всего роту гренадер с 1 пушкой, он в продолжение 36 часов держался против нападений, а затем, пробившись сквозь окружавшие его толпы, соединился с главными русскими силами. При штурме Праги он был в числе первых, ворвавшихся на неприятельскую батарею.

http://ruskline.ru/history/2015/05/21/et...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010