13(26).06.1928–1928: Герман Ряшенцев Вятская см. Кировская Гайсинская (обн.) 1924–1925: Иоаким Пухальский Гайсинская (укр.) 1927–1927 (?) Николай Борецкий Галицкая см. Львовская Гдовская 24 .01(06.02).1910 –25.05(07.06).1917: Вениамин Казанский 1917–1925: 30 .12(12.01).1925–12.1927: Димитрий Любимов Гдовская (иос.) 12 .1927–1934: Димитрий Любимов Гдовская (обн.) 21 .07(03.08).1926–1933: Николай Платонов Гельсингфорсская 1940–: Александр Карпин Гжатская 29 .03(11.04).1921–1923: Феофан Березкин 1923–1927: Феофан Березкин, паки Гжатская (обн.) 1923–1923: Феофан Березкин Глазовская 17(30).01.1905–1918: Павел Поспелов 1919–1921: Николай Покровский 1923–1927: Виктор Островидов 1924–1927: Симеон Михайлов 1926–10.1926: Мелхиседек Аверченко 02(15).11.1928–2.1929(?): Иоанн 22 .02(07.03).1929–1931: Авраамий Дернов 1931–1935: 09(22).05.1935–25.12(07.01).1936: Авраамий Дернов, паки Глуховская 14(27).09.1923–1923: Дамаскин Цедрик, в. у. Гомельская 13(26).01.1913–1922: Варлаам Ряшенцев , в. у. 1922–1924: 1924–03.1925: Никон Дегтяренко, в. у, 09(22).03.1925–04(17).03.1934: Тихон Шарапов 1926–1926: Варлаам Пикалов, в. у. 1926–1933: 1933–1933: Стефан Адриашенко, в. у. 17(30).12.1934–14(27).05.1935: Серафим Кокотов Гомельская (обн.) 1923–1923: Тихон Василевский 07(20).11.1923–01(14).05.1924: Пётр Сергеев 1923–1925: Константин Булычев, в. у. 05(18).07.1924–08(21).01.1925: Симеон Канарский 10 .1925–16(29).06.1926: Пётр Виноградов 1926–1929: 1929–1933: Досифей Степанов 1931–1935: Варлаам Покровский Гомельская (укр.) 1943–1943: Григорий Бартошевич Горийская 15(28).01.1912–12(25).03.1917: Антоний Георгадзе Горно-Алтайская и Горно-Алтайская (обн.) см. Алтайская и Алтайская (обн.) Городецкая 25 .04(08.05).1927–19.07(01.08).1929: Неофит Коробов Городнянская 1917–1922: Никифор Богословский Никон 1926–1927: Матфей Храмцев Горьковская 13(26).08.1910–28.03(10.04). 1918: Иоаким Левицкий 1918–03 (16).06.1922: Евдоким Мещерский 06 .1922–03.1924: 18(31).03.1924–14(27).04.1934: Сергий Страгородский 13(26).09.1929–29.01(11.02). 1934: Александр Похвалинский, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Крестоходы проследовали по улице Большая Покровская в кремль, где перед памятником основателям Нижнего Новгорода святому великому князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону у Михаило-Архангельского собора было совершено величание. Затем шествие продолжилось по Ивановскому съезду до храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Там  было совершено молебное пение этому святому. После молебна крестный ход проследовал по Нижне-Волжской набережной и Похвалинскому съезду до Благовещенского мужского монастыря, где его участников встретил настоятель обители архимандрит Александр (Лукин) с братией. Там также был отслужен молебен, после которого епископ Илия поблагодарил многочисленных участников крестного хода за совместную молитву, а протоиерей Александр Николаев обратился с пастырским словом: «Достоевский говорил, что пьянство уничтожает народную силу. В наши дни Церковь, понимая всю глубину проблемы, возносит молитвы о том, чтобы Господь дал нам великий дар трезвения. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что вино лишает ум человека трезвения, а святитель Феофан Затворник в своем толковании фразы " Не упивайтеся вином " из Послания апостола Павла к Тимофею говорит: " Где же человеку найти меру, чтоб не упиться. Лучше совсем не пить " . Далее он говорит, что вино разрушает ум и нравственную крепость, то есть человек теряет дар отличать добро от зла. Чтобы трезвиться, жить духовной жизнью, надо жить трезво. Всем желаю трезвиться, поскольку это единственно верный путь к жизни полноценной, радостной, во Христе». «Сегодняшний крестный ход был совершен в память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, погибшего от руки пустившегося в пьяный блуд царя Ирода, что является подтверждением того, к какой трагедии может привести недуг пьянства. Спаси и сохрани, Господи, весь наш род человеческий от этого страшного недуга, и от винопития, и от наркомании. Нам нужна здоровая молодежь: и юноши, и девушки. Это завтрашний день нашей Матери-Церкви и нашего Отечества. Святой пророк Божий Иоанн да сохранит всех нас в чистоте душевной и телесной», — добавил епископ Илия.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1932 и 1934 годах арестовывалась органами ОГПУ НКВД за " хранение золотой валюты царской чеканки " . Мученица Анисия (Масланова). Курская иконописная мастерская " Знамение " . 6 ноября 1937 года была арестована с группой священнослужителей во главе с архиеп. Александром (Похвалинским) . Была обвинена в " участии в контрреволюционной церковной повстанческой организации " . 22 ноября 1937 года она была допрошена следователем. - Вы арестованы как активная участница контрреволюционной церковно-фашистской организации. Материалами следствия установлены факты вашей подрывной деятельности. Признаете ли себя в этом виновной? - Виновной себя не признаю. - Отрицая свою вину, вы встали на путь обмана следствия, но этого вам не удастся. Предлагаю прекратить запирательство и дать правдивые показания. - Ни в каких контрреволюционных организациях я не состояла и антисоветской деятельностью не занималась. - Вы продолжаете лгать, следствие настаивает на даче правдивых показаний. - От следствия ничего я не скрываю и виновной себя не признаю. Большего следствию сказать ничего не могу. Из обвинительного заключения: " являлась активной участницей церковно-фашистской, диверсионно-террористической, шпионско-повстанческой организации, возглавляемой митрополитом Феофаном Туляковым , по заданию которого осуществляла связь между участниками а/с организации. Имея большие связи среди верующих, Масланова проводила а/с агитацию за выдвижение " своих " кандидатур в Верховный Совет СССР из числа активных церковников. Квартира Маслановой А.И. являлась местом для сборищ всех антисоветских элементов церковников, бродячих монашек - кликуш и беглого кулачества. Являясь церковной старостихой, Масланова обманным путем пролезла в члены профсоюза, получив членский профсоюзный билет как служащая Сов. учреждения, а также провела в члены профсоюза 6 монашек, обслуживающих церковь. Виновной себя не признала, но показаниями обвиняемых Тихонова и Лебедева изобличается полностью " . 3 декабря 1937 года особой тройкой при УНКВД СССР по Горьковской обл. приговорена к расстрелу.

http://drevo-info.ru/articles/11691.html

Андронников, в 1838 году в журнале " Сын Отечества " опубликовав статью Н. А. Полевой. Не обошлось и без курьезов. В 1841 году П.И. Мельников сообщал А. А. Красвскому: " Вот Вам свеженькая нижегородская новость: одна здешняя мещанка, называющая себя происходящею от Минина и живущая в дрянном домишке близ церкви Похвалы, где сначала был погребен Минин, вдруг начала распускать слухи, что к ней явился он, говорит с нею и требует, чтобы на месте ея дома построили церковь во имя Александра Невскаго, потому что на этом месте был похоронен и, хотя кости его положены были после в соборе, но " его прах истленный " лежит под ея подпольем. Весь город сбежался к ней слушать рассказы ея и смеяться над тем, как они говорили, будто Минин сказал ей: " а коли церкви не построют тебе мои нижегородцы, так пусть домишко каменной двухэтажный тебе выстроют " . Кажется, эта спекулянтка уже в остроге " . В 1855 году жительница Костромы Д.В. Никонова в память по мужу решила пристроить к Похвалинской церкви Никольский придел. Проект был заказан нижегородскому городовому архитектору Н. И. Ужумсаскому-Грицевичу. Он повторил формы уже существовавшего южного придела, и храм приобрел в результате пристройки в 1857 году симметричный вид. Правда, по утвержденному 21 июля 1856 года проекту видоизменялось и объемно-пространственное решение трапезной, получившей с запада барочной формы кровлю. Таким образом, хорошо сохранившийся храм остается редким ныне в Нижнем Новгороде образцом ярусной церкви первой половины XVIII столетия и одновременно историческим памятником, связанным с жизнью в его приходе великого гражданина России Козьмы Минина. http://www.hist.nnov.ru/jchurch/exec.html#41k13 http://www.nne.ru/parish.php?id=298 Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в прежнее время была деревянною и в 1678 г. уже существовала. В большом пожаре 1715 г. церковь эта сгорела. Каменная Похвалинская церковь построена недалеко от прежней (сажен на 50 к северу) в 1742-49 гг. пермских соляных промыслов секретарем Рогожниковым при участии некоторых других лиц.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Именовалась: Пинская и Туровская; Пинская и Новогрудская; Пинская и Брестская; Пинская и Лунинецкая; с 12.1948 – Пинская и Полесская; Пинская и Брестская; с 06.02.1990 – Пинская и Лунинецкая. 1345 имен епископов не сохранилось 08.09.1412 Иоаким (1458–1459) Вассиан I 02.1522 Вассиан II 10.1525 24.04.1528 Макарий I Москвитянин, Вассиан III (02.1540) 05.1552 в/у Андрей Русин, нареченный” 08.07.1576 09.05.1585 Кирилл III Терлецкий 08.07.1585 08.1595 22.10.1595 09.10.1596 Паисий Саховский (3.1603) 01.1621 08.09.1839 28.01.1840 10.1920 18(31)01.1922 04(17)10.1939 11(24)06.1940 02(15)06.1941 08.1942 14(27)02.1945 09.1945 17(30)12.1945 18(31)10.1950 18(31)10.1950 02(15)11.1952 Паисий II Образцов 02(15)11.1952 08(21)04.1959 26.07(08.08)1980 18(31)08.1980 18(31)08.1980 19.01(01.02)1984 10(23)03.1987 29.034(11.04)1987 30.03(12.04)1987 06(19)02.1990 Константин Хомич 06(19)02.1990 18.02(03.03)1990 19.02(04.03)1990 Пирятинская Основана ок. 1925 г. Именование – по г. Пирятин (Полтавская область УССР). Полтавское викариатство. Упразднена в 1927 г. 1925 Димитрий Галицкий Питтсбургская Основана в 1916 г. (местопребывание – в г. Питтсбург, США). Алеутское и Северо-Американское викариатство. Самостоятельная (?) в 1946 г. 17.08.1916 30.04.1917 Стефан Дзюбай 30.04.1917 12.1922 Вениамин Басалыга Пишпекская (см. Фрунзенская) Пишпекская, обн. (см. Фрунзенская, обн.) Повенецкая, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Повенец (Карельская АССР). Петрозаводское викариатство. 1926 Михаил Рыболовлев Подольская Основана в 1920 г. Именование – по г. Подольск (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1934 г. Возобновлена в 15(28)12.1958. Титулярная. 25.09(08.10)1920 29.12.1923(11.01.1924) 30.06(13.07)1927 Серафим Силичев 20.10(02.11)1927 05(18)05.1932 Иннокентий Летяев 19.09(02.10)1932 07(20)10.1932 Александр Похвалинский 07(20)10.1932 23.11(06.12)1932 Памфил Лясковский 01(14)05.1934 22.08(04.09)1934 Иоанн Соколов II 15(28)12.1958 17(30)06.1960 Иоанн II Вендланд 27.06(10.07)1960

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После закрытия Н. Б. м. при советской власти здание церкви использовалось сначала военным ведомством, затем - губ. музеем, после 1947 г. было приспособлено под планетарий, из-за чего был понижен центральный световой купол, а малые снесены. 27 дек. 2005 г. храм был возвращен РПЦ, начались восстановительные работы. В 2007 г. восстановлены все 5 глав, был демонтирован старый мраморный пол и устроен пол с обогревом. В храме установили фарфоро-фаянсовый иконостас, иконы для к-рого были выполнены в иконописной мастерской при соборе св. кн. Александра Невского в Н. Новгороде под рук. Я. К. Васильченко, стены и купола были расписаны мастерами из Владимира под рук. худож.-реставратора В. И. Некрасова. Купола и кресты церкви позолочены сестрами Серафимова Дивеевского жен. мон-ря. В ходе реставрационных работ в храмовых склепах обнаружены захоронения еп. Иеремии (Соловьёва) и архиеп. Макария (Миролюбова). Обретенные честные останки этих Нижегородских святителей были подняты и помещены на хранение в братский корпус мон-ря. 26 февр. 2006 г. отслужена 1-я Божественная литургия. В нояб. 2007 г., в день освящения храма, останки святителей Иеремии и Макария были перезахоронены в его приделах. В дек. того же года над местами захоронений святителей были установлены надгробия из белого мрамора: перед солеей сев. придела во имя вмч. Пантелеимона - над захоронением архиеп. Макария; симметрично в юж. приделе в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» - над захоронением еп. Иеремии. В 2008 г. церковь была отреставрирована по проекту архитекторов В. А. Широкова и О. Ю. Галая, в результате чего приобрела первоначальный архитектурный облик ( Дёгтева. 2009. С. 35-45, 75-93; Шумилкин, Шумилкина. 2012. С. 18-27). За оградой Н. Б. м., у самого конца Похвалинского съезда, над родником, находилась монастырская часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского. По легенде, митр. Алексий во время приезда в Н. Новгород именно здесь трапезничал и пил воду. Утверждалось, что часовня устроена самим святителем ( Храмцовский.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Государь Император повелел: «снестись о мещанке Лукиной с местным епархиальным и гражданским начальством; впредь же до объяснения дела жительствовать ей в Новгородском Св. Духове монастыре». О таковом Высочайшем повелении Обер-Прокурор уведомил Нижегородского Губернатора 16 и Преосвященного Иоанна Епископа Нижегородского 17 . В ответ на это сообщение Губернатор писал гр. Протасову, что муж и другие родственники Лукиной при допросе подтвердили все сказанное ею, а духовник ее священник Александр Казанский и благочинный Архангельского Собора священник Георгий Львов добавили еще, что кроме церкви и богадельни, упоминаемых Лукиною, Минин якобы приказывал ей просить о построении дома, с надписью на нем «Козьма Минин», для нее и для брата с семейством; благочинный же о. Львов добавил еще, что Лукина говорила ему, что будучи в доме Каменева и Серебренникова, по случаю принесения туда иконы Божией Матери Оранской, она стояла на молитве, очерченная меловым кругом, имея на себе крест с мощами – и в ту ночь явления не было. Нижегородский вице-губернатор, коему Лукина также рассказала о вышеописанных явлениях и коему сделалось известно, что сыновья ее собирают по сему случаю деньги, приказал ей не разглашать об этом, а сыновьям ее перестать собирать от простодушных людей деньги. После этого разговора, о видениях Лукиной слухов больше не было, а вице-губернатор полагает, что видения Лукиной внушены ей священником Похвалинской церкви о. Александром Казанским, который уже раньше был замечен в неблаговидных поступках. По прочтении этих бумаг, Митрополит Филарет собственноручно писал: Дело от полученных объяснений становится менее благовидным и более темным. Показание, что требовано построить дом Лукиной, а не богадельню, много изменяет вид дела: но против нескольких свидетелей, особенно важный свидетель, вице-губернатор говорит о богадельне и доме. В показаниях не доспрошено иное нужное. Например: кто такой Серебренников? Зачем была Лукина в его доме и молилась в меловом кругу? Кто сие вздумал и для чего? Духовные лица доносили ль в свое время Преосвященному о том, что знали? Если не доносили, почему? Если доносили: какие получили разрешения и наставления?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Да будут благословенны насадители и делатели его! И да почиет милость и благодать Твоя на тех, иже возрастили и возвращают, уготовлялись и предуготовляются в нем во спасение ближних и во славу Пресвятой Троицы. Аминь». В благодарную память за свою образование в Академии Он в июле 1879 года препроводил в Академическую церковь Иерусалимский крест с частицами Святых мощей, дарствованный ему Первосвятителем Киевским Митрополитом Филаретом. Сочинений Преосвященного Иеремии очень много, и они находятся в рукописях в Нижегородском Благовещенском монастыре, в Кавказской духовной семинарии, в Кавказской обители Иоанно-Мариинской, в Полтаве – при Архиерейском доме, в Орловской духовной семинарии и у родственника Преосвященного Иеремии, Нижегородской Похвалинской церкви настоятеля, священника Доримедонта Васильевича Покровского. Судя по оглавлениям рукописей, сочинения эти составят, если будут отпечатаны, богатый вклад в сокровищницу духовной литературы. Особенное внимание наше остановилось при чтении перечня рукописей Преосвященного, на оглавлении его рукописного сочинения: «Сокровищница сельских духовных уроков» (366 уроков). При составлении для поселян сей духовной сокровищницы, пишет Преосвященный, имелось в виду доставить им чтение простое, душеполезное, подручное, как в школах, так и в жилищах их, и желалось, чтобы из нее получались необходимые для христианина понятия о всех предметах веры и деятельности христианской. Посему изложенные в ней уроки большею частию заимствованы от вещей и слов, в житейском быту встречных и обычных и, кроме отдельных размышлений, содержат в себе поясненеия о Символе веры , десяти заповедей, о молитве Господней, о таинствах, о Божественной литургии, также сведения о соборах, о церкви и проч. Святые, живоносные источники, из которых взималось это пояснение, суть: духовное сокровище Святителя Тихона Задонского , от мира собранное, шестоднев Святого Василия Великого , Голгофские поучения, говоренные Святым Кириллом Иерусалимским , творения Святых Афанасия и Кирилла Александрийских и Святого Иоанна Златоуста , катехизис и зерцало православного исповедания Святителя Димитрия Ростовского . Дабы облегчить память и разумение, все предметы предложены в вопросах и ответах. Аще сокровищница эта удостоится издания в свете, то лепта от нее да будет в пользу бедных и немоществующих, по усмотрению церковных попечительств и начальства в Богохранимых паствах Нижегородской и Орловской. В сей да принадлежит оная уроженцам уездов – Елецкого и Ливенского. О сем прошу и молю. Паче же молю: «Да благословит и приимет Господь Бог сию скудную жертву. Аминь». Эта рукопись находится в библиотеке Нижегородской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Александр (Похвалинский), еп.Богородский, вик.Нижегородской епархии Родился 4.III.1865 в семье диакона. Окончил Нижегородскую Духовную семинарию. 26.II.1889 возведен в сан иерея. 26.VI.1922 хиротонисан во епископа Павловского, вик. Нижегородской епархии, без принятия пострига в монашество (остался в рясофоре). 26.IX.1929 – епископ Богородский, вик. Нижегородской епархии. С 1929 временно управлял Горьковской епархией за постоянным отсутствием митрополита Горьковского Сергия, как заместителя Патриаршего Местоблюстителя в Москве, поэтому и жил он в Горьком до II.II.1934 г. 2.Х.1932 – еп. Подольский, вик.Московской епархии. С 20.Х.1932 еп. Богородский, вик. Нижегородской епархии. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. В 1933 награжден крестом на клобуке. II.II.1934, согласно прошению, освобожден от управления Горьковской епархией с оставлением архиепископом Богородским. С 24.VII.1937 епархией не управлял. Год смерти неизвестен. Литература: «ЖМП» 1931, I, стр.5. - " - 1933, 16–17, стр.9· ФМП 4, стр.2. ФПС I, 142, стр.6. ФПС II, стр.3. ФПС IV, cmp.I. ФПС V, 7. ФАМ I, 7, cmp.I. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Похвалинский Александр Андреевич; 4.03.1865-11.12.1937), архиеп. Богородский, вик. Горьковской епархии. Род. в семье диакона. В 1886 г. окончил Нижегородскую ДС. 26 февр. 1889 г. был рукоположен во священника, впосл. пострижен в монашество. 26 июня 1922 г. хиротонисан во епископа Павловского, викария Нижегородской епархии. 12 апр. 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому). С 26 сент. 1929 г. епископ Богородский, викарий Нижегородской епархии. До 11 февр. 1934 г. временно управлял Нижегородской епархией и жил в Горьком, поскольку Нижегородский митр. Сергий (Страгородский), являясь Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, находился в Москве. 2 окт. 1932 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Возведен в сан архиепископа. С 20 окт. 1934 по 24 июля 1937 г. архиепископ Богородский, викарий Горьковской епархии. 3 нояб. 1937 г. арестован, 2 дек. 1937 г. осужден тройкой при УНКВД СССР по Горьковской обл., расстрелян. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 82; Дамаскин. Кн. 1. С. 58; Акты Святейшего Тихона. С. 416, 914, 939, 941, 959; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 46. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/64278.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010