В Доме ребенка при исправительной колонии Нижегородской епархии состоялось крещение детей 7 октября 2008 г. 16:36 На минувшей неделе в женской исправительной колонии города Нижнего Новгорода состоялось крещение детей, воспитывающихся в Доме ребенка, расположенного на территории учреждения. Таинство Крещения совершил настоятель нижегородского храма в честь Похвалы Божией Матери священник Александр Михайлов. Крестными восьми малышей стали заключенные колонии. После крещения священник рассказал мамам и восприемницам малышей о принципах христианского воспитания и призвал «любить своих малышей несмотря на трудности». Отец Александр Михайлов посещает женскую исправительную колонию уже больше двух лет. Во время еженедельных визитов он совершает богослужения в тюремном храме в честь преподобной Марии Египетской, общается с осужденными и особенно много времени проводит в Доме ребенка. С согласия мам отец Александр крестит детей  и старается причащать их не реже раза в неделю. Специально для этих целей Похвалинским храмом Дому ребенка была подарена купель. Как рассказала начальница Дома ребенка Марина Дещица, на сегодняшний день в учреждении содержится около 70 детей в возрасте до четырех лет. Для них создаются лучшие условия, и, что самое главное они не лишены общения с мамами, которые отбывают срок в этой колонии. Хорошо себя зарекомендовавшие женщины имеют возможность работать нянями в Доме ребенка и таким образом быть ближе к своим малышам. Сотрудники колонии много времени уделяют воспитательной работе среди матерей: беседы проводят врачи, психологи и священник. Дом ребенка на территории колонии явление редкое. Женских колоний, при которых воспитываются малыши, по всей России наберется не больше десятка, а в Нижегородской области она одна. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471110.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской (Горьковской) епархии, учреждено в 1929 г., титулярное, названо по г. Богородску (совр. Нижегородская обл.). 26 сент. 1929 г. епископом Богородским был назначен Александр (Похвалинский) , к-рый временно управлял Нижегородской епархией и жил в Н. Новгороде (поскольку Нижегородский митр. Сергий (Страгородский) находился в Москве). 2 окт. 1932 г. еп. Александр был переведен на Подольское вик-ство Московской епархии (затем возведен в сан архиепископа), епископом Богородским был назначен Памфил (Лясковский) . 20 окт. 1932 г. архиеп. Александр вернулся на Б. в., 3 нояб. 1937 г. он был арестован, 11 дек. расстрелян. После 1937 г. архиереи на Б. в. не назначались. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1, 5; Акты свт. Тихона. С. 914. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149555.html

патриарх Московский и всея Руси), Богородский еп. Александр (Похвалинский; кон. 1926 - 11 февр. 1934, до 26 сент. 1929 в сане епископа Павловского, 2-20 окт. 1932 в сане епископа Подольского, в. у.), митр. сщмч. Евгений (Зернов; 16 мая 1934 - 3 мая 1935), митр. Феофан (Туляков; 12 нояб. 1935 - 25 июля 1937), архиеп. Сергий (Гришин; между 16 дек. 1941 и 10 янв. 1942 - 20 мая 1942), архиеп. Андрей (Комаров; 28 мая - 13 июля 1942, в Горьковскую епархию не прибыл), архиеп. Сергий (Гришин; 13 июля 1942 - 14 окт. 1943 (повторно)), еп. Зиновий (Красовский; 2 февр. 1944 - 18 нояб. 1948, до февр. (3 янв.?) 1946 в. у. в сане епископа Лысковского), митр. Корнилий (Попов; 18 нояб. 1948 - 14 авг. 1961, до 25 февр. 1955 в сане архиепископа), архиеп. Иоанн (Алексеев; 14 авг. 1961 - 25 мая 1965), архиеп. Мстислав (Волонсевич; 25 мая 1965 - 14 мая 1966), архиеп. Флавиан (Дмитриюк; 7 июля 1966 - 3 марта 1977, до 25 февр. 1968 в сане епископа), митр. Николай (Кутепов; 11 июня 1977 - 21 июня 2001, до 25 февр. 1991 в сане архиепископа), архиеп. Евгений (Ждан; 21 июня 2001 - 11 окт. 2002, до 12 марта 2002 в. у. в сане архиепископа Тамбовского), Ветлужский (с 26 дек. 2002 Тамбовский) еп. Феодосий (Васнев; 11 окт. 2002 - 2 февр. 2003, в. у., ныне митрополит), митр. Георгий (Данилов; со 2 февр. 2003 до 24 февр. 2006 в сане епископа, до 18 марта 2012 - архиепископа). Монастыри и пустыни в границах Н. и А. е. до 15 марта 2012 г. (Кроме территории Лысковской и Лукояновской епархии; список действующих и упраздненных монастырей на землях последней см. в статье о ней - ПЭ. Т. 41. С. 718-721). Действующие: Печерский Вознесенский (мужской, в Н. Новгороде; основан в XIV в., уничтожен оползнем в 1597, восстановлен на др. месте в 1598, закрыт в 1924, возрожден в 1994), Благовещенский (мужской, в Н. Новгороде; основан не позднее кон. XIV в., закрыт в 1918, возрожден в 1993), Спасо-Преображенский (мужской, в Арзамасе; основан во 2-й пол. XVI в., закрыт в 1927, возрожден в 2005), Николаевский (женский, в Арзамасе; основан в кон.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 ноября (7 декабря) Священномученик Евгений Яковлев    Священномученик Евгений Никанорович Яковлев родился в 1856 году. В 30х годах служил священником в городе Горьком. Был арестован в ноябре 1937 года вместе с большой группой священнослужителей, в том числе священномучеником священником Василием Завгородним, а также мученицей церковной старостой Анисией Маслановой по следственному делу Богородского архиепископа Александра (Похвалинского), викария Горьковской епархии. Обвинялся в участии в «контрреволюционной церковной повстанческой организации». На следствии отказался подписать протоколы и признать свою вину. 2 декабря того же года приговорен Особой тройкой при УНКВД по Горьковской области к расстрелу. Казнен 7 декабря 1937 года. Погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище города Горького. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.   Игумен Дамаскин (Орловский)   Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1345/evgeniy/

Я имел счастье 24-го сего октября получить от его высокопреосвященства, высокопреосвященнейшего митрополита Филарета уведомление о том, что Государь Император, удостоив благосклонно принять поднесенный Его Величеству экземпляр составленного мною Указателя для обозрения Московской Патриаршей ризницы и библиотеки, всемилостивейше соизволил, согласно с ходатайством вашего сиятельства, пожаловать мне подарок в 429 рублей из духовно-учебных капиталов. Спешу выразить в сих чертах вашему сиятельству, на ваше благосклонное обо мне ходатайство пред Его Императорским Величеством, мою глубочайшую благодарность. С истинным к вам почтением и совершенною преданностью имею честь быть " … По поручению преосвящ. Евгения 345 , назначенного 13-го октября на Симбирскую кафедру, обращался я с просьбою к профессору Кап. Ив. Невоструеву о доставлении речей, говоренных при выносе и погребении преосв. Феодотия 346 , еп. Симбирского († 20-го августа 1858 г.). И вот какой получил от него ответ 25-го числа: «Действительно есть у меня три речи, говоренные при выносе и погребении тела высокопреосв. Феодотия: но оные сообщены священнику Похвалинской церкви, что подле новостроящегося храма Христа Спасителя. Потому не благоугодно ли вам будет, в исполнение воли его преосвященства, с прилагаемою при сем запиской моею послать к означенному священнику, который по ней и доставит вам требующееся». 27-го ч. писал я в Муром теще Прасковье Степановне Царевской: «Приношу вам мое усерднейшее, хотя и запоздалое, поздравление со днем вашего ангела. Извините, что не исполнил этого долга в свое время. При сем препровождаю к вам обещанную мною 2-ю часть моего ученого труда. Читайте сию книгу и изучайте наши письменные сокровища. К этим сокровищам в скором времени присоединится еще не мало таких же драгоценных сокровищ из Синодальной Типографской библиотеки, разбором коей я занимаюсь с двумя своими товарищами по академии. Много трудов, но не мало и утешения в этих трудах, по крайней мере нравственного, духовного. Впрочем, мои ученые труды не остались и без материального вознаграждения. Вам известно, что г. обер-прокурор Св. Синода принял на себя труд представить по экземпляру моей книги Государю Императору и Государыне Императрице, Государю Наследнику и Вел. Кн. Константину Николаевичу. На сих днях, именно 23-го сего октября, преосвященнейший митрополит формально уведомил меня, что Государь Император, за поднесенный Его Величеству экземпляр моей книги, всемилостивейше жалует мне подарок в 429 рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

м. Из них «под церковным погостом... и под домами священноцерковнослужителей» значилось «шестьсот двадцать одна сажень три аршина и шесть четвертей» (примерно 2 282 кв. м), а «прочая же земля – девятьсот восемьдесят одна сажень с аршином (примерно 4 466 кв. м) – заселена домами обывателей города». Здесь следует отметить, что сложившаяся к началу ХХ века вокруг Похвалинской церкви площадь (после засыпки оврага с восточной ее стороны) имела в плане конфигурацию неправильной формы, что можно объяснить сложностью рельефа, а также тем, что в полной мере не удалось упорядочить здесь (в соответствии с проектными планами) частную застройку. Последняя состояла из одно-двухэтажных каменных, полукаменных и деревянных домов. Над всей этой застройкой как раз и господствовала Похвалинская церковь, хорошо просматривавшаяся с прилегающих улиц и переулков. Эта архитектурная и градостроительная доминанта играла также немаловажную роль в формировании речного фасада города, что отражено на фотопанорамах М.П. Дмитриева рубежа XIX – ХХ веков. В советское время ситуация круто изменилась. В 1930-е годы богослужение в Похвалинской церкви было прекращено, а ее здание, лишившееся всех завершений, было в буквальном смысле обезображено (ему был придан «облик гражданского сооружения»). В послевоенные годы в нем помещалась ведомственная типография. О судьбе внутреннего убранства Похвалинской церкви практически ничего не известно. Установлено лишь, что наиболее чтимая икона Похвалы Пресвятой Богородицы сохранилась и сейчас находится в фондах Нижегородского государственного художественного музея. Большие изменения произошли в градостроительной ситуации в районе Похвалинской церкви. В связи со строительством в 1960-е – 1970-е годы жилого микрорайона старая малоэтажная застройка была ликвидирована, нарушена и старая планировочная структура улицы Заломова. Церковь оказалась как-бы «на задворках» пятиэтажных домов, которые к тому же перекрыли ее визуальную связь с окским берегом. В сложившейся ситуации она перестала играть роль архитектурной и градостроительной доминанты. Вместе с тем, самобытный образец провинциального культового зодчества XVIII века, каким является Похвалинская церковь, в 90-е годы ХХ столетия привлек внимание исследователей. В 1993 году на этот памятник архитектуры Ст. М. Дмитриевским был составлен паспорт. В 1994 году он выступил с докладом о Похвалинской церкви на Пятой Всероссийской конференции, посвященной проблемам исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России, проходившей в Нижнем Новгороде. Строительную историю церкви осветил (правда, с рядом неточностей) в своих работах Н. Ф. Филатов. В 1998 году, студенткой архитектурного факультета ННГАСУ А. Прозаровской был выполнен дипломный проект реставрации храма (руководитель – архитектор В.А. Каравашкин).

http://sobory.ru/article/?object=01865

Этот рисунок, хотя и не обладает точностью в деталях, важен тем, что сделан до перестройки храма, происшедшей в середине XIX века. Строительные работы тогда были осуществлены на средства проживавшей в Нижнем Новгороде костромской помещицы Д. В. Никоновой. Причиной перестройки стало ее решение устроить у Похвалинской церкви новый придел во имя св. Николая Чудотворца в память своего мужа – прапорщика Н. П. Никонова, умершего в 1855 году. Сохранились чертежи проекта, выполненные городовым архитектором Н. И. Ужумедским-Грицевичем, которые позволяют проследить ход проектирования. Первоначально (проект, утвержденный Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссией в июле 1855 года) предполагалось лишь устроить с обеих сторон колокольни дополнительные каменные помещения под караулки и забор вокруг церкви. Старая низкая караулка с южной стороны колокольни (она показана на гравюре Д. Я. Быстрицкого) подлежала сломке. Желание вдовы Никоновой устроить новый придел привело к переработке чертежей: с северной стороны трапезной появился дополнительный объем с полукруглой апсидой и завершением, аналогичным южному приделу (восьмигранник с главкой на барабане). Проект 17 ноября 1855 года был рассмотрен местной Строительной комиссией и в соответствии с действовавшими тогда правилами препровожден в Санкт-Петербург в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Там в апреле 1856 года он был еще раз рассмотрен II отделением Департамента проектов и смет, признан «в техническом отношении одобрительным» и 1 мая того же года окончательно утвержден общим присутствием указанного Департамента. Строительство и отделка приколоколенных палаток и придела в честь Николая Чудотворца завершились к концу 1858 года: 28 декабря состоялось освящение последнего. В результате реализации проекта здание церкви приобрело относительную симметричность. Следующий строительный период приходится на середину 90-х годов XIX века. 8 июня 1895 года Строительное отделение Нижегородского губернского правления на своем техническом заседании утвердило проект устройства крыльца у Похвалинской церкви18.

http://sobory.ru/article/?object=01865

«Конечно, здесь думаете вы успокоиться однажды, от пастырских трудов великих», спросил я Владыку, и сквозь его безмолвную улыбку видно было, что я отгадал тайную любимую мысль; но прежде еще предстоит окончить начатое им обновление обители, ибо тогда только будет упрочена она для мирного уединения. После краткого отдыха Владыка предложил мне посетить и другие монастыри Нижнего, и мы с большим трудом поднялись на гору, заслонившую от мира Печерскую пустынь. Следуя по окраине города, достигли мы, у бывшей Московской заставы, женского монастыря Крестовоздвиженского, который недавно перенесен туда, на городское кладбище, от берега Волги, потому что теснота и шум мимоходящих судов развлекали безмолвие инокинь. Одна благочестивая настоятельница, Дорофея, предприняла сие богоугодное дело, другая не менее ревностная, Вера, поныне управляющая обителью, довершила. Она встретила во вратах Владыку, со всеми сестрами, и показала ему новый придельным храм Честнаго Креста, готовящийся к освящению. Утешительно было видеть благолепие святилища устроенного малыми средствами, единственно по усердию Игуменьи и тех, коим она умела внушить свою ревность к святыне; благодарение Богу – не оскудевает назидательный пример сей в Православном отечестве нашем. Слышу, что предположенное освящение совершилось, и было весьма торжественно. Посетив все монастырские церкви, мы направились к мужеской Благовещенской обители и должны были опять спуститься к реке, внутри самого города, но уже на сей раз более устроенным путем, по так называемому Похвалинскому съезду, который прорезан в сердце горы. Нельзя не подивиться исполинским работам, которые в недавнее время совершены были в Нижнем, после благодетельного для него посещения Государя Императора, в 1834 году: с тех пор он быстро поднялся и стал на степень лучших городов наших. Царские палаты и собор, три взъезда на недоступные дотоле горы, Волжский откос с его садом и водопроводы, о коих прежде и не смели помыслить, все внезапно явилось и оживило древнюю столицу Князей Суздальских, которою оканчивались с этой стороны пределы Руси; немного далее уже начинались враждебные Орды, столь долго тяготевшие на рубеже нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

– Служил более пяти раз, последний раз служил 24 июня этого года/7 июля по новому стилю. – Вы присутствовали при служении Феофана? – Присутствовал, но служил с Феофаном настоятель церкви Тихонов, Каторжин. – Посещали ли вы Феофана на квартире, после того как он отслужит обряд? – Я Феофана посещал два раза на квартире, разговор был только на бытовую тему. Я ему пояснил о своей болезни, и митрополит Феофан давал мне советы лечения, других разговоров у меня с ним не было. – Кто посещал из попов Феофана? – Посещал Феофана благочинный Лавров Николай Иванович, священник Сергиевской церкви, Тихонов Константин Васильевич, протоиерей Предтеченской церкви, посещали его и другие. – Какие бывают разговоры при посещении Феофана, как в церкви, а также и на квартире? – Были ли разговоры Феофана как с попами, а также с другими посетителями, я не знаю, так как я в это время не присутствовал. – Поясните ваши связи и знакомых? – Из попов я бываю у Тихонова, своего настоятеля, и Троицкого Петра Николаевича из Похвалинской церкви, но посещаю их очень редко. Посещаю Смирнова Владимира Митрофановича, сына бывшего торговца, но это посещение заключается в том, что последний делал для церкви кое-какой ремонт, а также и другие работы. Больше я никого не посещаю, а также и меня никто не посещает, – отвечал престарелый священник следователю. Не получив нужных признаний, следователь в качестве доказательства вины отца Иоанна предъявил показания лжесвидетеля. Спустя пять дней в следственном деле появился протокол допроса одного нижегородского диакона, который дал про отца Иоанна следующие показания: – Лазарева Ивана Михайловича знаете? – Лазарева Ивана Михайловича я хорошо знаю, он является попом Предтеченской церкви, проживает в г. Горьком. – Что вам известно о контрреволюционной деятельности Лазарева? – Лазарева И. М. я знаю как отъявленного врага советской власти. Среди церковников своего прихода Лазарев ведет большую контрреволюционную работу, внушает церковникам ненависть к советской власти, высказывает контрреволюционные клеветнические суждения. Кроме этого, он высказывал пораженческие настроения, заявляя о неизбежности близкой войны с Японией.

http://drevo-info.ru/articles/13673074.h...

Первым строителем монастыря до переноса его в город Кашпир был старец Кирилл. Настоятелем вновь построенного монастыря в городе Сызрани был старец Филарет. Его сменил старец Корнилий I. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах XVIII столетия здесь, в этой тихой обители доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние 2 года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен. Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 года, когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Под его руководством велось широкое капитальное монастырское строительство, начавшееся с ограждения территории в границах жалованных земель. Было возведено здание Сызранского духовного Правления, а также построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом в Феодоровскому храму. Архимандрит Герман был награжден высокими наградами Российской империи: орденами святой Анны II и III степеней. Самый же больший вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В период его правления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный летний Вознесенский храм. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью.

http://sobory.ru/article/?object=07130

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010