Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Федорович Фигуров (1886, с. Шершово Нижегородского у. и губ.- 2.11.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи диакона. В 1906 г. окончил Нижегородскую ДС по 1-му разряду. В 1907 г. назначен законоучителем в Сормовское земское уч-ще. 23 авг. того же года назначен священником в с. Шершово. 9 сент. того же года Нижегородским еп. Назарием (Кирилловым ; впосл. митрополит) рукоположен во иерея. Трудами Н. в с. Шершове было построено здание церковноприходской школы. Он был депутатом епархиальных съездов, членом благочиннического совета, с 1914 г.- окружным противосектантским миссионером. Награжден набедренником (1910) и скуфьей (1914). 15 марта 1928 г. Н. арестовали. 18 мая того же года он был приговорен к высылке из Нижегородской губ. на 3 года; выслан в г. Бузулук Средневолжской обл. Досрочно возвращен из ссылки летом 1930 г. Служил священником в ц. Похвалы Божией Матери над Похвалинским съездом в г. Горьком (ныне Н. Новгород). 4 нояб. 1935 г. Н. был вновь арестован и 28 янв. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД за антисоветскую пропаганду к 3 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Карагандинском ИТЛ. 19 (по др. данным, 1) сент. 1937 г. был арестован в лагере. Н. обвинили в отказе от работы, участии в религ. собраниях и агитации среди заключенных. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 31 окт. (по др. данным, 30 нояб.) 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 0689. Лит.: Рыньков Вал. Вл., Рыньков Вл. Вал. Шаги веков: история сел: Горышкино, Тилинино, Шершово. Перевоз, 1999. С. 64-72; Циркулёва М. В. Справ. мат-л по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916-1939 гг. Н. Новг., 2011. С. 423-424. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/2565850.html

Нижний Новгород. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Похвалинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Похвалы Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1742 и 1749. Архитектор: Н.И. Ужумедский (расширение 1856-1858) Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Заломова, д. 21А Координаты: 56.320352, 43.982447 Проезд: Общественным транспортом: от остановки " Архитектурно-строительный университет " (26,41,43,45 маршруты автобуса; т5,т18,т19,т33,т37,т44,т57 маршруты маршрутного такси) 400 метров ходьбы по ул. Заломова вдоль откоса Похвалинского съезда, после д. 11 повернуть вправо во двор. От остановки " Вознесенская ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Общественным транспортом: от остановки " Архитектурно-строительный университет " (26,41,43,45 маршруты автобуса; т5,т18,т19,т33,т37,т44,т57 маршруты маршрутного такси) 400 метров ходьбы по ул. Заломова вдоль откоса Похвалинского съезда, после д. 11 повернуть вправо во двор. От остановки " Вознесенская церковь " (2,27 маршруты трамвая) 580 метров ходьбы прямо по Нижегородской ул., после д. 26 повернуть налево во двор. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одна из древнейших в Нижнем Новгороде, но прочно забытых церквей доныне стоит над Похвалинским съездом. Название ее и происходит от главного посвящения этого храма. В древности церковь располагалась на окраине города. В ее приходе находился двор великого гражданина России Козьмы Минина. На погосте своего приходского храма он и был погребен весной 1616 года. Древнее рубленое здание церкви многократно горело, вновь возводилось и перестраивалось после часто случавшихся в плотной, преимущественно деревянной городской застройке " пожарных зажиганий " , в том числе 25 июня 1715 года, когда храм был полностью со всей его утварью уничтожен огнем. Новую церковь прихожане срубили осенью того же года из леса купленного в Катунках амбара, но тогда же приняли решение отстроить храм каменным.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Господь сказал: «На кого воззрю? – Токмо на кроткого, смиренного и трепещущего словес Моих». В этих словах вижу тот источник милости, доброты, духовной твердости и мужества безбоязненного, которыми побеждали вы все козни врага князя тьмы и его сподвижников. Смотря на вас с той точки зрения, с которой Господь сподобил меня знать вас и близко следить за событиями жизни вашей, невольно вынуждаешься славословить Господа, Дивнаго во святых Своих, благословить духоносного угодника Его, преподобнейшего старца отца Серафима, и, благоговейно взирая на вас, избранницу их, молить Господа: да продлит Он дни жизни вашей и служения вашего во славу Его имени, на благопоспешение вверенной вам духовной паствы вашей. Испрашивая ваших святых молитв и благодатного благословения вашего, с глубоким сердечным уважением остаюсь всегда вам неизменно преданный слуга и послушник Петр Брянчанинов. Письмо Нижегородско-Похвалинской церкви священника отца Доримедонта Покровского: Ваше Высокопреподобие Всечестнейшая Матушка Игумения! Прошу ваше высокопреподобие от имени моего и Екатерины Васильевны и всего глубокоуважающего вас нашего семейства принять искренние приветствия и благожелания, которые мы всегда питаем касательно драгоценных дней ваших и вашего благополучия. Считаем себя счастливыми, что можем в настоящие минуты подтвердить наши чувства по случаю исполнившегося двадцатипятилетия служения вашего Серафимо-Дивеевской святой обители в сане игумении. Много трудов и забот несет лично каждый инок, а тем более тот, кто облечен властью; много скорбей и печалей бывает у каждой инокини, а тем более является их у тех, на кого десницею Всевышнего возложено попечение о спасении других, потому что таковые избранники живут не столько для себя, сколько для других, дабы непостыдно предстать пред Лице Праведного Мздовоздаятеля и с дерзновением сказать: Се аз и дети, коих вручил Ты мне, Господи! Не душистыми цветами устлано было и пройденное вами двадцатипятилетнее служебное поприще на процветание вверенной вам обители, на спасение других...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Икона Похвала Богородицы, пред которой читался в Царьграде акафист Богоматери, находится теперь в Афонском Дионисиотском монастыре, куда икона пожертвована императором Алексеем Комненом ктитору этой обители св. Дионисию. Икона прославилась чудесным истечением мира. Дважды (в 1592 и 1767 гг.) икону похищали, но оба раза она защитила сама себя, и грабители возвращали ее. Так, в 1592 г. морские разбойники, захватив икону, отплыли с ней в море. В первую же ночь плавания Богоматерь трижды являлась атаману шайки и говорила ему: «Зачем ты посадил Меня, лукавый человек, в темницу? Верни Меня в Мое жилище, где Я мирно пребывала...» Но разбойник не внял этим словам. Тогда разразилась страшная буря, и корабль погибал. Разбойник бросился к иконе и увидел ковчег ее разбитым на мелкие части, а икону увлажненной благовонным миром, омочившим и покровы иконы. Разбойник принял икону на руки, и буря вдруг утихла. Разбойники погнали корабль к монастырю и вернули ему икону. Многие разбойники бросили тогда свое злое ремесло. В Москве есть две чудотворные иконы Похвалы Богородицы. Одна в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другая в храме, посвященном этой иконе, у Каменного моста. В Нижнем Новгороде в Похвалинском храме также есть чудотворная икона Похвала Богородицы. Киево-Братская икона. Сведения о ней помещены под 6 сентября. В понедельник Светлой седмицы Икона «Сладкое лобзание» Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829—842). Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила ее в море. Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

http://sedmitza.ru/lib/text/440284/

В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. В 1897 году жители города Сызрани чествовали архимандрита Антония по поводу 35-летия служения в священническом сане. От лица городского духовенства и по резолюции Преосвященнейшего Никандра, епископа Симбирского и Сызранского, отцу Антонию был преподнесен юбилейный адрес и большой наперстный крест. За время настоятельства отца Антония монастырская служба и строения были приведены в образцовое состояние. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью. В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, принадлежала монастырю. На территории хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином. Выписывались в библиотеку и духовные журналы. При библиотеке находился архив, в нем хранились копии указов и грамот с 1776 года. Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. По древнему русскому обычаю усопших хоронили около церкви, а особо знатных и заслуженных людей - непосредственно в храмах. Так в Сызрани на территории монастыря у храма Феодоровской Божией Матери с западной и южной его сторон сложилось первое кладбище. Вероятно, строители крепости и монастыря были похоронены здесь. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души. Согласно архивным данным на кладбище погребены князь Михаил Владимирович Урусов и дочь его княжна Анастасия Михайловна Урусова; иерей Троицкой церкви Павел Алексеевич Репьев, иеромонах Иаков (Орлов), наместники Сызранского монастыря архимандрит Августин и архимандрит Антоний, первая настоятельница Сызранского Сретенского женского монастыря игуменья Мария, а также Сызранский городской глава Алексей Иванович Леднев и многие другие именитые жители города Сызрани. В Феодоровском храме в 1790 году была погребена девица из дворян Екатерина Ивановна Дмитриева, родная сестра поэта и министра юстиции Ивана Ивановича Дмитриева. Сделано это было по заслугам этого государственного деятеля, который являлся попечителем обители и способствовал возвращению монастырских земель, конфискованных во времена Екатерины II. В 1844 году в Феодоровском храме был похоронен первый управляющий Симбирской епархии архиепископ Анатолий (Максимович), в 1847 году настоятель Сызранского монастыря архимандрит Герман (Похвалинский).

http://sobory.ru/article/?object=07130

Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Часовня Алексия, митрополита Московского (старая). /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Алексия, митрополита Московского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1847. Год утраты:1923 Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Черниговская, 7в Координаты: 56.324591, 43.978517 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К Благовещенскому монастырю принадлежит каменная часовня. Она находится вне монастырской ограды, между монастырем и ярмарочным мостом на реке Оке. Основанная св. Алексием, который останавливался в этом месте на пути из Орды, по исцелении Тайдулы, часовня эта доныне называется Алексеевскою… Была ли перестраиваема эта часовня после св. Алексия до начала XVIII ст. – неизвестно. Только в 1725 г. прежняя часовня старанием архимандрита Лаврентия была перестроена, о чем свидетельствует надпись, высеченная на стенном камне этой часовни. Часовня эта была построена в византийском стиле, вероятно, по образцу первоначально основанной св. Алексием. В 1838 г. при посещении Нижнего Новгорода государем императором Николаем I, приходившая в ветхость часовня обратила на себя его монаршее внимание. Высочайше повелено было им составить на постройку ее проект. По новоутвержденному плану в 1846 г. нижегородский 1 гильдии купец Иван Вереников изъявил готовность устроить на свое иждивение Алексеевскую часовню. Она окончена постройкою в 1847 г. Обо всем этом значится на медной доске, которая прибита над входом в часовню. На доску сию перелита с летописного камня и прежняя надпись. В 1847 г. при преосвящ. Иакове, епископе Нижегородском и Арзамасском, часовня освящена архимандритом Благовещенского монастыря Аполлонием. Верх у часовни по прежнему остался шатровый. Вокруг нее перед входом перила с железною решеткою, в ней поставлены иконы греческого письма, а среди нее устроен бассейн с ключевою водою. В эту часовню, стоящую на прежнем Московском по Похвалинскому съезду ярмарочному пути, многие, особенно во время ярмарки, заходят молиться Богу и пить свежую воду из бассейна.

http://sobory.ru/article/?object=40735

канцелярия: 96-8-22. Нижегородская духовная семинария [ править править код ] Нижегородская духовная семинария Нижегородская духовная семинария — учреждение высшего профессионального религиозного образования, которое готовит священнослужителей Русской Православной Церкви по утвержденным Священным Синодом образовательным программам. " Нижегородская духовная семинария – старейшее учебное заведение Русской Православной Церкви, давшая без малого за три столетия своего существования нашему Отечеству тысячи священнослужителей – архипастырей, пастырей, миссионеров, ученых-богословов, проповедников и просветителей. Жизнь Нижегородской духовной семинарии протекает сегодня во всей полноте интеллектуальной и духовной деятельности. Центром ее является молитва и богослужение, одухотворяющее и осмысливающее процесс познания богословских истин и подготовки будущих пастырей Церкви. В Духовной школе всему определено свое место и время— учебе и отдыху, молитве и творческим занятиям, спорту и работе в библиотеке. " (с) митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, ректор Нижегородской ДС. Адрес : 603001 г. Нижний Новгород Похвалинский Съезд дом. 5. Телефон : 218-12-32. Николо-Угрешская духовная семинария [ править править код ] Николо-Угрешская духовная семинария Николо-Угрешская православная духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, имеющее целью подготовку духовенства для епархий Московского патриархата. Создана в 1999 году решением Священного синода Русской православной церкви по предложению патриарха Алексия II. Ректор — игумен Иоанн (Рубин). Учебно-методическая деятельность семинарии направлена на совершенствование учебного процесса в условиях ведущейся реформы духовных школ. Семинаристы проживают на территории монастыря, обеспечены питанием, комфортными условиями жизни и учёбы, стипендией. В семинарии ведется научная работа, ежегодно проводится ряд церковно-научных конференций и семинаров, преподаватели и студенты выступают на церковно-научных и богословских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Московской духовной академии, принимают участие в научно-богословских мероприятиях общецерковного и епархиального уровней.

http://azbyka.ru/palomnik/Православные_д...

- За чаепитием слушали наставленческие речи митрополита Сергия и только, содержание их я не помню. - Когда у вас еще были подобные сборища? - Общие богослужения бывали и в Спасской церкви в 1937 году - службы проходили в полном составе всего Спасского причта, кроме того, тут присутствовал митрополит Феофан и его секретарь. В числе Спасского причта были священники Виноградов, Руновский, я, Сахаровский, и диакон. После этого общего богослужения никакого чаепития не было, все разошлись по домам. - Расскажите о своей проповеди антисоветского содержания, которую вы произносили в Великом посте в 1936 году. - Проповедей в данное время я вообще не говорю, и во время Великого поста не говорил. - Что вы еще можете показать? - Больше ничего показать не смогу, записано с моих слов верно и мне прочитано. 27 августа 1937 года состоялся очередной допрос отца Петра, во время которого следователь вновь пытался добиться от священника признательных показаний и получить улики против других священнослужителей и мирян. - Что вам известно о тайном монашестве в г. Горьком? - О тайном монашестве я ничего не слыхал. Мне известно, что в г. Горьком остались монашки Крестовоздвиженского монастыря, которые после закрытия последнего перешли в приход Похвалинской церкви. Эти монашки, не имея у себя одного определенного духовника, ходят по всем церквам, в частности и в Спасскую. Лично я исповедовал этих монашек, но их я знаю как верующих и духовным их отцом не являюсь. По фамилиям я их тоже не знаю. Никакого пострижения в монахини я не делал, так как на это не имею права - Что вам известно о фактах пострижения в монахини? - Таких публичных фактов пострижения в монахини я не помню, возможно, что пострижение в монахини производилось негласно, но кто этим занимался, я не знаю. - Как часто эти монахини бывают у вас на исповеди? - На исповеди монахини бывают по три раза в год. Причем, так как они не имеют определенного духовника, то бывают и у меня, и у других священников. Их бывает примерно человек девять-десять. По именам и фамилиям я их не помню.

http://drevo-info.ru/articles/13677663.h...

Сама икона, положенная на аналогии, украшена серебряною чеканною ризою. Крест сей приложен купцом Голохвастовым, по устройству должен принадлежать к XVII в. - Икона Похвалы Пресвятой Богородицы. По преданию, икона сия во время пожара осталась невредимою и найдена была в пепле после того, как церковь деревянная сгорела со всем своим имуществом. Самая церковь нынешняя стоит не на том месте, на каком стояла прежняя деревянная. Икона Похвалы Богородицы доселе в большом уважении у граждан, притекавших к ней во время холеры. На ней теперь сребропозлащенная риза, переделанная в 1844 г., весом в 21 ф. 5 зол. Жемчуга всякого сорта общим числом 66 золот., кроме алмазной вставки из 3 камешков и жемчужной богатой короны из 1400 жемчужин. На иконе повешены панагия на финифти с изображением Божией Матери, осыпанная кругом жемчугом, и небольшой сребропозлащенный крест под чернью с 7 частицами св. мощей. По письму икона Похвалы Богородицы должна принадлежать, по крайней мере, к первой половине XVII ст. Из надгробных памятников замечателен один - создателю Похвалинской церкви Григорию Семеновичу Рогожникову. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н. К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. Район Нижнего Новгорода, где расположена ныне существующая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, стал заселяться в XIV - XV веках. В XVII столетии данная территория входила в состав Телячей слободы, населенной государевыми ямщиками. Точное время появления здесь деревянной церкви во имя Похвалы Богородицы не установлено. Нижегородский историк Н.И. Храмцовский сообщал в середине XIX века, что церковь упоминается в Переписной книге Нижнего Новгорода 1678 года. Вслед за ним это же повторил составитель справочника по нижегородским церквам М. Добровольский. Однако обращение к данному источнику показывает ошибочность этих сведений – в Переписной книге нет указаний на ее существование.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Были очевидны случаи, когда враг нашего спасения, как бы воплотившись в непотребные сосуды, готов был поглотить вас, но Господь поддерживал вас во всех напастях и искушениях и сохранил вашу драгоценную жизнь, как некогда св. праведного пророка Даниила, брошенного по навету клеветников в ров голодных львов... Приветствуя вас с настоящим великим событием в жизни и деятельности многознаменательного пройденного вами поприща, молим Господа, да продлит Он, Милосердый многополезную жизнь вашу на многие и многие годы, да ниспошлет Он вам крепость сил телесных и мир душевный на долгие дни. Господь Бог, положивый в Своей власти времена и лета, да будет с вами всегда в неистощимых щедротах милости Своей, а по отшествии из сего мира да вселит вас в небесные Свои обители и венчает вас венцом небесным. Вашего высокопреподобия слуга и Серафимо-Дивеевской обители послушник священник Нижегородской Похвалинской церкви Доримедонт Покровский. Закончилась трапеза следующей юбилярше сказанной матерью казначеей Еленой речью: Высокопочитаемая и Всечестнейшая и крепколюбимая Мать Игумения Мария! Зачиная и устрояя обитель Дивеевскую, приснопамятный основатель ее старец Серафим говорил присным своим: «На двенадцатой только начальнице девице Елисавете Ушаковой устроится все и будет монастырь в Дивеевской обители моей Серафимовской пустыни». И не идет мимо глагол Святого! Пятьдесят три года прошло со блаженного успения основателя старца, и, неисповедимыми судьбами никогда не преходящего Божия определения, не только воочию всех исполнилось предречение святого, но ныне даже сретаем, торжествуем и празднуем мы двадцатипятилетие свыше благословенных праведных трудов игуменства твоего; из токмо малого числа убогих келий умиленно зрим воистину величественное возникновение обширной тысячесонмной обители, все полно расцветшей благоустроением своим, велелепотою храмов и служений своих в прославление Пресвятой Троицы! Дивятся чуждии, не зная, что добре ведомо всеми нами; и, в сознании всеполнейшего токмо убожества нашего, благоговейно чудяся, вопрошаем смирение твое: Како возмогла ты велие сие устроити?! – непрестающими скорбями, безропотно крепким терпением, непрерывною молитвою, безустанным трудом твоим и достойно чрез то заслуженным благословением благодати Богоматерней! Что же возможет немощь сирот Серафимовых, в трапезе уважения заслугам твоим и немолвствовании благоговения – любви Святыни твоея, изрещи тебе, достодолжно воздав смиренномудрию твоему! Да украсит тя Господь от Сиона за благоукрашение обители сея! Да превознесет и возвеличит он смирение твое и да укрепит силою правящей благодати Своея правоправящую мышцу игуменства твоего на премного многая лета! Да даст ти по сердцу твоему, да исполнит вся прошения твоя и да возрадуется и лишше – вечно отныне да радуется душа твоя о Господе! И да будеши ты день от дне и лета в лета благословенна! Со Христом ты мать наша ныне и присно – с Ним да будеши и во веки! Надежда на скорое открытие мощей о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010