Иванов , Александр, священник Похвалинской церкви г. Нижнего-Новгорода. Доносит о видении мещанки Лукиной. Иерофей , архиепископ Фаворский, впоследствии патриарх Антиохийский, † 1885 г. Прибывает в Москву для сбора в пользу Антиохийской патриархии. Иларион (Боголепов) иеромонах и. д. инспектора Москов. духов. академии, † 1866 г. Ходатайство святителя Филарета о назначении его ректором академии. Иоанн (Доброзраков) архиепископ Нижегородский, а потом Донской, † 1872 г. Доносит Св. Синоду о видениях мещанки Лукиной. Иоанникий (Образцов) епископ Вятский, впоследствии Кавказский, † 1880 г. Представляет в комиссию духовных училищ отчет о постройке зданий Вятских училищ. Иосафат (Булгак) митрополит униатских церквей в России, † 1838 г. О надписи на памятнике его. Иосиф (Богословский) епископ Дмитровский, впоследствии архиепископ Воронежский, † 1892 г. М. Филарет ходатайствует о назначении его епископом Дмитровским; переводится на Оренбургскую кафедру. Иринарх (Попов) епископ Рижский, а потом архиепископ Рязанский, † 1877 г. Ходатайствует о воспрещении раскольникам заготовлять и продавать венчики. Исмайлов , Филипп Филиппович, прокурор Грузино-Имеретинской Синодальной конторы. Доносит о прибытии в Тифлис Иакова митрополита Сирийского народа. К Казанский Александр, священник, духовник мещанки Лукиной. Подозревается во внушении мещанке Лукиной объявить о видениях. Казанский , Н. секретарь Московской духовной консистории. М. Филарет ходатайствует об увольнении его от должности. Карасевский , Александр Иванович , испр. должн. обер-прокурора св. Синода, † 1856 г. Письмо М. Филарета к нему об увольнении за границу Фиваидского архиепископа Никанора; владыка посылает ему замечания на проект определения Св. Синода об исправлении чина исповедания и обещания архиерейского. Кашериновский , священник Подольской епархии. Изобличен в воровстве до посвящения. Кирилл (Богословский-Платонов) епископ Дмитровский, потом Подольский, † 1841 г. Жалоба о противозак. действ. его; проповеди его указом консистории предпис. церквам приобретать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Доме ребенка при исправительной колонии состоялось крещение детей Нижний Новгород, 6 октября 2008 г. На минувшей неделе в Женской исправительной колонии города Нижнего Новгорода состоялось крещение детей, воспитывающихся в Доме ребенка, расположенного на территории учреждения. Таинство Крещения совершил настоятель нижегородской церкви в честь Похвалы Божией Матери иерей Александр Михайлов. Крестными восьми малышей стали заключенные колонии. Хотя таинство проходило не в храме, а в игровой комнате дома ребенка, все было очень торжественно, сообщает сайт Нижегородской епархии . После крещения последовал разговор священника с мамами и восприемницами малышей, в котором священник рассказал им о принципах христианского воспитания и призвал «любить своих малышей не смотря на трудности». Отец Александр Михайлов посещает женскую исправительную колонию уже больше двух лет. Во время еженедельных визитов он совершает богослужения в тюремном храме в честь преподобной Марии Египетской, общается с осужденными и особенно много времени проводит в Доме ребенка. С согласия мам отец Александр крестит детей (специально для этих целей Похвалинским храмом Дому ребенка была подарена купель) и старается причащать их не реже раза в неделю. Дом ребенка на территории колонии - явление редкое и необычное. Женских колоний, при которых воспитываются малыши, по всей России наберется не больше десятка, а в Нижегородской области она одна. Как рассказала начальница Дома ребенка Марина Андреевна Дещица, на сегодняшний день в учреждении содержится около 70 детей в возрасте до четырех лет. Для них создаются лучшие условия, и, что самое главное, они не лишены общения с мамами, которые отбывают срок в этой колонии. Хорошо себя зарекомендовавшие женщины имеют возможность работать нянечками в Доме ребенка и таким образом быть ближе к своим малышам. Сотрудники колонии много времени уделяют воспитательной работе среди матерей: беседы проводят врачи, психологи и даже священник. Цель такой работы - чтобы у малышей, которые сейчас воспитываются в Доме ребенка и их мам было счастливое будущее. 6 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27831.html

В Доме ребенка при исправительной колонии Нижнего Новгорода состоялось крещение 10 детей 25 июня 2008 г. 15:02 24 июня настоятель нижегородского храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы священник Александр Михайлов совершил Таинство крещения над десятью детьми, воспитывающимися в Доме ребенка при женской исправительной колонии Крещение совершалось в одной из комнат Дома ребенка, воспреемницами новоокрещенных малышей стали осужденные колонии. Отец Александр посещает женскую исправительную колонию уже больше двух лет. Во время еженедельных визитов он совершает богослужения в тюремном храме в честь преподобной Марии Египетской, общается с осужденными и особенно много времени проводит в Доме ребенка. С согласия мам отец Александр крестит детей (специально для этих целей Похвалинским храмом Дому ребенка была подарена купель) и старается причащать их не реже раза в неделю. «Эти малыши как никто другой нуждаются в Божией помощи и защите, рассказывает отец Александр. Мы не всегда можем отследить их судьбу, но совершение над ними Таинств крещения и причастия дает мне уверенность, что Господь никогда не оставит этих детей». Дом ребенка на территории колонии явление редкое и необычное. Женских колоний, при которых воспитываются малыши, по всей России наберется не больше десятка, а в Нижегородской области она одна. Как рассказала начальница Дома ребенка Марина Дещица, на сегодняшний день в учреждении содержится около 70 детей в возрасте до четырех лет. Для них создаются лучшие условия, и, что самое главное, они не лишены общения с мамами, которые отбывают срок в этой колонии. Хорошо себя зарекомендовавшие женщины имеют возможность работать нянями в Доме ребенка и таким образом быть ближе к своим малышам. Сотрудники колонии много времени уделяют воспитательной работе среди матерей: беседы проводят врачи, психологи и священник. Цель такой работы чтобы у малышей, которые сейчас воспитываются в Доме ребенка и их мам было счастливое будущее. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/427680.htm...

Мануил (Лемешевский), еп. (закл.) Евсевий (Гроздов), еп. Николай (Ярушевич), еп. Григорий (Лебедев), еп. (закл., под следств.) Гавриил (Воеводин), еп. (закл., под следств.) ЛИПЕЦКАЯ Уар (Шмарин), еп. МОСКОВСКАЯ и Коломенская Викариатства: Богородское Бронницкое Верейское Волоколамское и Юрьевское Дмитровское Егорьевское Звенигородское Коломенское Можайское Орехово-Зуевское Подольское Сергиевское Серпуховское Вдовствующая с 1925 г. Платон (Руднев), еп. (закл.) Иоанн (Василевский), еп. Иларион (Троицкий), архиеп. (закл.) Герман (Ряшенцев), еп. (ссылк.) Серафим (Звездинский), еп. (удалён из еп.) Вдовствующая Филипп (Гумилевский), еп. Феодосий (Ганецкий), еп. Алексий (Палицын), еп. (закл.) Никита (Делекторский), еп. Вдовствующая Амвросий (Смирнов), еп. (ссылк.) Сергий (Гришин), еп. НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская Викариатства: Ардатовское Арзамасское Балахнинское Ветлужское Городецкое Керженское Лукояновское Лысковское Макарьевское Павловское Печерское Сергачевское Сергий (Страгородский), митр. Поликарп (Тихонов), еп. (неопред.) Михаил (Кудрявцев), еп . Вдовствующая Николай (Голубев), еп. Неофит (Коробов), еп. Павел (Волков), еп. (неопред.) Серафим (Юшков), еп. (неопред.) Александр (Щукин), еп. Вдовствующая Александр (Похвалинский), еп. Григорий (Козлов), еп. (закл.) Петр (Савельев), еп. НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская Викариатства: Боровичское Валдайское Демянское Кирилловское (Чере­по­вецкое) Маловишерское Старорусское Тихвинское Устюжинское Хутынское Череповецкое Арсений (Стадницкий), митр. (ссылк.) Никита (Стягов), еп. Иосиф (Невский), еп. (закл., неопред.) Тихон (Рождественский), еп. (ссылк.) Тихон (Тихомиров), еп. (закл.?) Кирилл (Васильев), еп. (закл.) или Серафим (Велицкий), еп. (неопред.) Иоанникий (Сперанский), еп. (ссылк.) Антоний (Демянский), еп. (неопред.) Феодор (Яцковский), еп. (закл.?) Алексий (Симанский), архиеп. Макарий (Опоцкий), еп. (закл.) НОВОСИБИРСКАЯ Никифор (Осташевский), еп. ОЛОНЕЦКАЯ и Петрозаводская Викариатство: Каргопольское Евфимий (Лапин), еп. (ссылк.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Печерская (в Эстонии) 25 .04(08.05) (?).1926–1933: Николай Булин, н у. 02(15).04.1933–1940: Николай Лейсман 25 .07(07.08).1943–1944: Пётр Пяхкель Пинежская 19 .03(01.04).1917–1920: Павел Павловский Василий Дохтуров Пинская 1918–1922: Пантелеймон Рожновский 1922–1922: Александр Иноземцев, в. у. 1922–: 1928–1931: Иоанн Пашин 1931–1941: 02(15).06.1941–08.1942: Вениамин Новицкий, в. у. 1942–1945: 14(27).02.1945–09.1945: Онисифор Пономарев. в. у. 17(30).12.1945–18(31).10.1950: Даниил Юзьвюк Пинская (обн.) Сергий Пирятинская 1925–1927: Димитрий Галицкий Питтсбургская 17(30).08.1916–30.04(13.05).1917: Стефан Дзюбай 30 .04(13.05).1917–1918: Евфимий Офейн Стефан Дзюбай, паки(?)] 1946–: Вениамин Басалыга Питтсбургская (заруб.) –1947: Вениамин Басалыга Пишпекская 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко, в. у. Пишпекская (обн.) см. Фрунзенская (обн.) Повенецкая (обн.) 1922–: Михаил Рыболовлев Подольская 25 .09(08.10).1920–1923: Пётр Полянский 1923–1926: 1926–30.06(13.07).1927: Серафим Силичев 15(28).10.1927–18(31).05.1932: Иннокентий Летяев 19 .09(02.10).1932–20.10(02.11).1932: Александр Похвалинский 20 .10(02.11).1932–23.11(06.12).1932: Памфил Лясковский 1932–1934: 14(27).05.1934–04(17).09.1934: Иоанн Соколов Подольская (УССР) см. Каменец-Подольская Подольская (обн,) 29 .05(11.06).1922–1922: Иоанн Альбинский Покровская 03(16).05.1931–03(16).09.1931: Серафим Зборовский 03(16).09.1931–14(27).10.1940: Павел Флоринский Полесская (заруб.) 03(04).1918–1919: Дионисий Валединский, в. у. 1919–1919: Пантелеимон Рожновский, в. у. 1919–1922: 1922– 1941: Александр Иноземцев Полонская 1923–: Максим Руберовский Полоцкая и Витебская см. Витебская Полоцкая и Витебская (обн.) см. Витебская (обн.) Полтавская 08(21).03.1913–1919: Феофан Быстров 1920–1921: Парфений Левицкий, в. у. 1921–1923: 1923–04(17).03.1927: Григорий Лисовский 05 .1927–25.04(08.05).1928: Дамиан Воскресенский 05(18).05.1928–21.03(03.04).1932: Сергий Гришин 30 .04(13.05).1932–27.05(09.06).1935: Николай Пирский 27 .07(09.08).1935–09.1937: Тихон Русинов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Под упр. еп. Павла в 1922 г. находились 20 приходов в Нижегородской губ. и Керженский Благовещенский жен. мон-рь. В февр. 1923 г. обновленческое ВЦУ объявило о созыве поместного собора. 20 марта того же года в с. Бор под председательством Керженского еп. Павла состоялось собрание единоверцев (21 община делегировала 37 представителей). Собрание должно было выразить отношение единоверцев к ВЦУ, выяснить положение единоверия среди церковных групп и его отношение к предстоящему собору. В резолюции съезда говорилось: «С получением своих единоверческих епископов все управление единоверческими церквами естественно переходит к ним, и, имея всю полноту иерархии, тем самым становятся самостоятельной церковью, независимой ни от ВЦУ, как неканонического учреждения, ни от епархиальной власти, ни от каких-либо других духовных начальств» (цит. по: Ашихмин В. А. История единоверческой церкви в Ижевске. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в.//Родники нашей памяти. Иднакар: Методы историко-культурной реконструкции. 2015. 2(27). С. 150). Собрание решило, что единоверцы свое присутствие на обновленческом соборе считают «ненужным и даже неуместным». Очевидно, в нач. марта 1923 г. еп. Павел порвал с обновленчеством (епископскую хиротонию Павла совершили признавшие обновленческое ВЦУ викарии Н. и А. е. Печерский еп. Варнава (Беляев) и Павловский еп. Александр (Похвалинский)). К 19 марта 1923 г. в юрисдикции еп. Павла находился Керженский Благовещенский муж. мон-рь под рук. архим. Иоанна (Братолюбова), ранее братия обители не признавала епископа. В резолюции патриарха свт. Тихона и Высшего Церковного Совета от 27 окт. 1923 г. в ведении Московской Патриархии как единоверческий викарий Н. и А. е. упомянут Керженский еп. Павел, в июле 1924 г. указом патриарха была утверждена экстерриториальная юрисдикция еп. Павла над всеми единоверческими общинами, к-рые к нему будут обращаться за архиерейским окормлением. 7 мая 1925 г. при участии 37 представителей от 25 приходов состоялось собрание единоверцев Нижегородской губ., на к-ром была принята резолюция об увеличении числа православно-старообрядческих епископов.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Таким образом, деревянная Похвалинская церковь была построена после 1678 года. Она располагалась между двумя оврагами: Студеной или Ступиной Горой (ныне засыпан) и еще одним, по которому в XIX веке был устроен Похвалинский съезд. Примерное местоположение деревянного храма М. Добровольский определил в 60 саж. (127,8 м) к югу от каменной. Эта церковь сгорела в большой пожар 25 июня 1715 года. В Археографическом списке Нижегородского летописца данное событие отражено следующим образом: «...Церковь Пресвятыя Богородицы деревянная совсем вся сгорела...». В дальнейшем приход и, соответственно, деревянный храм были восстановлены. По данным П. Тополева, ссылающегося на «заручные сказки священноцерковнослужителей», в 1722-1723 годах в приходе Похвалинской церкви числилось 133 двора, из них 65 были дворы ямщиков. Как явствует из прошения церковного старосты Федора Васильева «с приходскими людми» об освящении Похвалинской церкви, указ духовных властей о строительстве каменного храма вместо деревянного был дан в 1737 году. Но только к концу 1749 года «означенная церковь» оказалась «построена каменная и святыми иконами и протчим церковным благолепием убрана». В чем причина такого затягивания строительства, можно только догадываться. Впрочем, по сведениям архимандрита Макария, теплый придел во имя Александра Невского и Афанасия Афонского был освящен по благословению епископа Димитрия (Сеченова) протоиереем кафедрального Спасо-Преображенского собора Иаковом еще 23 ноября 1742 года. Возводилась церковь, по данным того же Макария, на средства губернского секретаря Григория Семеновича Рогожникова. Правда, исследователь тут же оговаривается, что «по другим записям она строена не им одним, но «тщанием Пыскорского монастыря секретарями Глушковым и Рогожниковым». Источник цитаты не указан. Г. С. Рогожников скончался 27 июня 1747 года на 55 году жизни и был погребен с северной стороны Похвалинской церкви, о чем свидетельствовала вставленная в стену плита. Более об этом «здателе» храма нам ничего неизвестно. Также нет сведений и о непосредственных участниках строительства Похвалинской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Однако всего годом ранше Петр I, как известно, специальным указом запретил по городам России, кроме Санкт-Петербурга, каменное строительство. Поэтому лишь после смерти императора, 29 октября 1737 года состоялась закладка храма с участием архиепископа Питирима. Строительство шло долго. Лишь спустя двенадцать лет, возглавлявший работы церковный староста Федор Васильев извещал духовную консисторию, что " Похвалинская церковь построена каменная и святыми иконами и протчим церковным благолепием убрана и ко освящению имеется в готовности " . 2 ноября 1749 года Нижегородский епископ Вениамин указал выяснить: достоверно ли " оная церковь построена по подобию протчих святых церквей и данного о строении тоя церкви указу... и ко освящению приличное все ль изготовлено: церковныя сосуды серебряныя ль, а по самой необходимой нужде оловяныя, из чистого олова, и олтарныя одежды и священническия облачения имеются шелковыя ль, и книгами всего ль церковнаго круга удовольствовано и, ежели та церковь окажется с помянутым удовольствием, то тое церковь по силе святых правил и церковному чиноположению освятить " . Все было найдено соответствующим требованиям, и в ноябре 1749 года храм освятили. Это была ярусная церковь с одним приделом с южной стороны. Над моленным полом (8,6 х 8,6 м) поднимались два световых восьмерика с небольшой луковичной главкой, а над приделом в честь Александра Невского пониженный световой восьмерик. Двухъярусная шатровая колокольня основывалась на западной стене трапезной и на двух отдельно стоящих пилонах. Особый интерес к церкви проявился в 1830 году, во время разразившейся в России холеры, когда из храма для прекращения этой страшной болезни неоднократно выносили икону Похвалы Пресвятой Богородицы, и никто из участников крестных ходов не погиб. Новый, уже чисто исторический интерес к храму был проявлен Николаем I в 1834 году, во время его круиза в Нижний Новгород, когда им было дано предписание о поиске потомков Козьмы Минина. Изыскания о роде К. Минина начал письмоводитель городской думы Б.

http://sobory.ru/article/?object=01865

В самом Н. Новгороде обители до кон. 10-х гг. XV в. принадлежала Благовещенская слобода, о чем можно судить по упоминанию в жалованной грамоте нижегородского кн. Александра Ивановича «людей монастырских в городе» (Там же. Ч. 1. 234. С. 205). Эта слобода, занимавшая часть города между Гребешковским и Похвалинским съездами, отошла от мон-ря при царе Петре I ( Храмцовский. 2005. С. 323). Три основных комплекса монастырских хозяйственных владений - Курмышский на р. Суре, Рознежский на р. Волге и Гнилицкий на р. Оке - развивались в XV-XVI вв., но в кон. XVI в. стали объектами притязаний со стороны соседних землевладельцев. Особенно острыми были конфликты 80-90-х гг. XVI в. в Курмышском у., поскольку настоятелям Н. Б. м. было трудно контролировать ситуацию в этих отдаленных владениях, к-рые к тому же разорялись в ходе черемисской войны. На запустевшие монастырские пашни, сенокосы и в особенности бортные леса вокруг с. Мигина и дер. Плотинское посягали и черемисы Ядринской вол., и рус. бортники, и дети боярские Остреневы, находившие поддержку у представителей местной администрации. По челобитьям благовещенских настоятелей (архим. Максима и строителя Симона) в разбирательство пришлось вмешиваться верховной власти: цари Феодор Иоаннович и Борис Феодорович Годунов направляли нижегородским, курмышским и ядринским воеводам грамоты с требованием расследовать тяжбы и защитить мон-рь от «обид» (АФЗХ. Ч. 3. 21. С. 40-42; 28. С. 50; 29. С. 51; 30. С. 51-56; 31. С. 56-62; 32. С. 62-64; 43. С. 76-77; 64. С. 108-111). Конфликты продолжались до Смутного времени и возобновились по его окончании, но Н. Б. м. сумел юридически сохранить права на курмышские владения и сдавал их в оброк в первые годы XVII в. ( Антонов, Маштафаров. 2001. 261. С. 465). В др. частях монастырской вотчины владельческие споры улаживались спокойнее и быстрее. В 1599 г. конфликт с ликеевскими бортниками окончился обязательством последних не посягать на монастырский лес в вотчине Рознежье на правом берегу р. Волги (АФЗХ. Ч. 3. 39. С. 72-73). Схожий конфликт на р. Оке в 80-х гг. XVI в. удалось уладить размежеванием монастырского гнилицкого бортного леса (Там же. 19. С. 38-39; 22. С. 42-43). 27 марта 1593 г. Г. И. Безделкин дал запись благовещенскому строителю Симону (Карпову) с обязательством «не вступаться» в монастырскую заводь Зверинец (на левом берегу р. Оки) (Там же. 27. С. 49-50). На р. Оке также сталкивались экономические интересы Н. Б. м. и Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , но настоятели обителей находили необходимые компромиссы (Там же. 40. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

34. Мнение Преосвященного Филарета о видениях Нижегородской мещанки Матрены Лукиной 25 Февраля 1842 г. В Ноябре 1841 года Обер-Прокурор Св. Синода вошел со всеподданнейшим докладом следующего содержания: мещанка г. Нижнего-Новгорода Матрена Лукина, прибыв в СПБург, объявила следующее: Прошедшею весною, когда в Нижнем-Новгороде празднуемо было бракосочетание Государя Наследника, утром на заре видела она во сне гражданина Козьму Минина, сидящего в ее доме. Он сказал ей, что пришел на свое место, ибо здесь он родился, здесь был дом его, отсюда он шел на защиту отечества и здесь же, после подвигов, скончался. Далее он требовал, чтобы она лично объявила о сем губернатору, для доклада Царю, дабы на сем месте воздвигнута была богадельня и подле оной, где лежали его кости, поставлен был храм во имя Св. Александра Невского с приделом Св. Козьмы и Дамиана. Три ночи повторялось ей тоже сновидение, а в четвертую ночь Козьма явился вооруженный мечем, грозил ей за неисполнение его приказания и объявил, что она ему племянница в десятом колене. Когда же она отвечала ему, что не смеет идти к губернатору, он приказал ей идти к духовнику и чрез него объявить о том Архиерею для доведения до сведения Царского. Исполняя приказание, она объявила все священнику Похвалинской церкви А. Иванову и в тот же день исповедовалась и причащалась. Священник чрез благочинного донес Преосвященному, а Преосвященный полицеймейстеру, который препроводил Лукину к исполняющему должность военного губернатора, но сей не захотел начинать дела, говоря, что оно касается духовной части. После сего Минин являлся Лукиной в течение 14 дней и сии видения, по приказанию Преосвященного, были записываемы благочинным. Наконец в Троицкую субботу явилась ей на заре икона Похвалы Пресвятой Богородицы и слышан был глас: «не убойся, раба Божия! Дух Святый вселялся в сии кости благоверного Козьмы; он у Престола Божия молит, да сохранит Господь Царский род, защитит от врага и утвердит Христианскую веру. Господь благословил Козьму прославить Имя Его в Нижнем граде. Пусть возьмут крест, обретенный другом его Пожарским. Сие явление не решится, пока не доложат о нем Государю». Ни священник, ни военный губернатор не поверили рассказу Лукиной, коей, после отказа последнего доложить Государю, явились преподобный Сергий и Козьма Минин, который сказал: «не печалься, раба Божия. Сии люди неверные не желают себе благодати Божией; иди сама к Государю». Три дня видела Лукина тоже самое, но идти не решалась. Наконец снова явились ей пр. Сергий и Козьма и сказали: «ежели не исполняешь воли нашей, то не владей ногами». С тех пор Лукина лишилась ног, а когда же дала обещание идти, то в тоже время исцелилась и прибыла в С-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010