Обращая внимание на попечение Святителя Христова Николая о спасении душ человеческих, дивную помощь его находим в жизнеописании его. А именно, один бедный человек, обременённый большим семейством и не имея средств к жизни, помышлял уже отдать трёх дочерей своих на постыдное поругание. Узнав об этом, Святитель Николай тайно ночью повергает через окно в хижину его три узлеца с золотом, и этим спасает дочерей его от нравственной погибели. Много и других чудных дел милости являл сей святитель Христов невинно страждущим при жизни своей: одних – освобождал из темниц, других – спасал от напрасной смерти, иных – от потопления на море, являясь им в нужде скорым помощником, надёжным предстателем и заступником. Славна была жизнь сего Святителя, чудна и праведная кончина его: преставился святитель в глубокой старости 6-го декабря. Собравшиеся святители Ликийские, при многочисленном стечении народа, с честью и торжеством погребли тело святителя Николая в соборном храме Мир Ликийских, где он кончил свои земные подвиги веры и благочестия. Нетленные мощи святители покоились там в продолжении 744 лет до 1087 года, когда перенесены были из Мир Ликийских на запад в Италию – в город Бар, находившийся в то время в церковном управлении Константинопольских патриархов. Причина перенесения мощей Святителя Николая была следующая. Около этого времени, а именно, в царствование Византийского императора Алексея Комнина, турки – магометане, завоевавши восточную часть Византийской империи, овладели и опустошили Ликийскую область и главный город её Миры. Чтобы спасти нетленные останки Святителя, просиявшего на востоке в области Ликийской ещё при жизни своей, Господу угодно было, чтобы сей светильник мира оставался сокровенным в опустошённом городе, без подобающего почитания, и чтобы сей приснотекущий источник чудесных исцелений недоступен был для желавших почерпать из него благодатную помощь. Через несколько времени после нашествия сарацин, Св. Николай, в ночном видении, внушил одному благочестивому пресвитеру города Бар перенести сюда мощи его из Мир Ликийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Семенович Гривский (25 мая 1874 г., погост Болчино Порховского уезда Псковской губернии (ныне деревня Дедовичского района Псковской области) – 24 октября 1918, местность «Пески» близ г. Порхова Псковской губернии), священномученик (пам. 11 октября, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), священник. Из семьи протоиерея Симеона (Семена) Афанасьевича Гривского. Родной брат священномученика Никандра Семеновича Гривского . В 1899 г. окончил Псковскую духовную семинарию по второму разряду. С 12 октября 1899 г. служил псаломщиком в погосте Дубки Бежаницкого уезда Псковской губернии. 10 февраля 1900 г. переведен в церковь Рождества Христова в погосте Чирский Псковского уезда и губернии (ныне деревня Черская Паклинского района Псковской области) на ту же должность. В 1907 г. рукоположен во иерея к Никольскому храму в погосте Синяя Никола Опочецкого уезда Псковской губернии (ныне Красногорского района Псковской области). Около 1908 г. переведен в погост Подоклинье Порховского уезда Псковской губернии. До 1918 г. служил настоятелем в церкви Богоявления Господня, преподавал Закон Божий в земских школах уезда, в том числе в Подоклинье. Был членом правления Порховского духовного училища. Осенью 1918 г. был арестован большевиками и отправлен в тюрьму города Порхова. Чрезвычайной следственной комиссией Порховского уезда за «принадлежность к контрреволюционному направлению и погромные проповеди в церкви» приговорен к расстрелу. Казнен 24 октября, погребен в безвестной могиле. Постановлением Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. имя священникаАлександра Гривского включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Ист.: Епархиальные извещения//Псковские ЕВ. 1899. 21. С. 320. Лит.: Определения Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г.//ЖМП. 2003. 8. С. 7; Святые новомученики псковские: Жития священномучеников Псковской епархии XX столетия. Псков, 2004. С. 8-17; Синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. М.; Псков, 2005. С. 38-39.

http://pravenc.ru/text/2057072.html

30 сент. 1913 г. еп. Псковский и Изборский Евсевий (Гроздов) рукоположил Г. во иерея псковского храма Вознесения с приписными к нему Анастасиевской и Сергиевской церквами, оставив за ним преподавание в ДС. Г. продолжил дирижировать и хором певч. об-ва. После революции Г. служил в подотделе внешкольного образования Псковского гороно. 12 янв. 1919 г. на съезде учителей Псковского у. прочитал доклад «О музыкальном образовании». Местный ж. «Единая школа» напечатал его статью на эту тему, а ж. «Вольное искусство. Вольный Псков» - заметку «О народной песне». Летом 1919 г. он выехал в г. Печоры (эст. Петсери) Псковской губ., после чего не смог вернуться в Псков, потому что Печоры вошли в состав Эстонии. Нек-рое время он был регентом таллинского Александро-Невского собора, затем состоял священником Троицкой ц. в погосте Залесье, а в 1922 г. организовал Залесское культурно-просветительское об-во, руководил его певч. и муз. кружками, давал уроки пения в школах, в 1925 и 1927 гг. руководил курсами пения, организованными Русским учительским союзом. Его ст. «Певческие праздники» в газ. «День русского просвещения» от 3 июня 1928 г. стала толчком к их возрождению. В кон. 1927 г. переехал в Ригу. Г. участвовал в работе комитета по подготовке этих праздников, состоявшихся в Нарве (1935) и в Петсери (1937). С возобновлением в 1929 г. рус. певч. об-ва «Баян» был избран в его правление, руководил хором и возглавлял курсы грамоты с регентским отд-нием, а также был регентом приходского хора рижской кладбищенской правосл. Покровской ц. Рус. певч. праздник в Печорах 1 июля 1939 г. начался с чествования Г. Арх.: ГА Псковской обл. Ф. 39. Оп. 1. Д. 1241. Л. 131. Соч.: 1-й Всероссийский съезд регентов церк. хоров и деятелей на поприще церк. пения//Псковские ЕВ. 1908. 16; Нужды церк. пения в нашей епархии//Там же. 1909. 1; Средства к улучшению церковного пения в нашей епархии//Там же. 2; Духовное и церк. пение//Там же. 6, 9, 11; Годичный акт в Псковской епарх. Арсениевской псаломщической школе//Там же. 15; Муз. образование в духовной школе//Там же. 1910. 2; Организация скрипичного класса в духовных училищах//Там же. 3; О недостатках совр. церк. пения//Гусельки яровчатые. 1914. 7-11; Задачи муз. образования//Единая школа. 1919. 5; О народной песне//Вольное искусство. Вольный Псков. 1919. 6; Певческие праздники//День рус. просвещения. 1928. 3 июня; Школьный хор: Муз. хрестоматия из рус. нар. песен. Рига, 1928; Рус. хоровое пение//Рус. песня в Риге: К 75-летию рус. певч. об-ва «Баян» в Риге: Сб. ст./Ред.: А. Перов. Рига, 1939.

http://pravenc.ru/text/166479.html

Дамский комитет братства, находящийся в г. Каменце. 10. Полтавская – Спасо-Преображенское (Лубенское). Отделений 16 – в селах Дубенского уезда: Засулы, Волчек, Литвяки, Хорошки, Тишки, Лука, Ольшанк, Калайдинцы, Губское, Высший Булатец, Лукошье, Юсковцы, Моцковцы, Червки, Яблонов и Рудка 114 11. Рижская – Христа-Спасителя (в С.-Петербурге). Отделений 9: Эстляндское в г. Ревеле; Гривское в м. Гриве, Курлянд. губ.; Гольдингенское в г. Гольдингене; Феллинское в г. Феллине; Иеввенское в г. Ревеле; Вольмарско- Сергиевское в г. Вольмаре; Вольмарское-Всесвятское в г. Валке; Верроское в г. Beppo и Якобштадтское в г. Якобштадте 115 . 12. Санкт-Петербургская – Пресвятой Богородицы Отделений четыре. 13. Симбирская – Св. Николая (село Промзино) Одно отделение – в с. Большой-Кандарати, Корсунского уезда. 14. Тамбовская – Казанско-Богородичное В 1891 году открыты отделения братства во всех 12-ти уездных городах Тамбовской губернии. 15. Черниговская – Св. Михаила, князя Черниговского. Отделений четыре: в г. Стародубе,. г. Новозыбкове, пос. Клинцах и в Покровском единоверческом монастыре. 16. Камчатская – Пресвятой Богородицы Отделений четыре: в г. Хабаровке, в г. Владивостоке, в г. Николаевске и в г. Петропавловске, в Камчатке. 17. Тобольская – Св. Димитрия Солунского Во всех городах и селах епар¬хии, при каждой церкви. 18. Томская – Св. Димитрия, митрополита Ростовского Отделений восемь: в городах – Томске, Мариинске, Колывани, Каинске, Нарыме, Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Кузнецке. 111 Весьма примечательны в этом отношении действия недавно учрежденного Полтавского св. Макарьевского братства. Советом братства составлены: «Руководственные правила для церковно-приходских братств Полтавской епархии»; этими наставлениями в значительной мере, как надеется Совет, будут подвигнуты приходы к образованию церковно-приходских братств. Согласно § 6 устава Тобольского братства святого Димитрия Солунского это братство, по составу своему, разделяется на обще-епархиальное, на уездно-городские братства и на сельско-приходские. Обще-епархиальное (центральное) братство состоит из всех церквей, всех церковных принтов и всех церковных старост г. Тобольска. Братства уездно-городские составляются из церквей, принтов и церковных старост каждого уездного города Тобольской губернии, братства сельско-приходские – из церквей, принтов и старост каждого селения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Вместе со священником был арестован староста церкви Василий Федорович Чупров, который категорически отказался признавать себя виновным, отвергнув все предъявлявшиеся ему " факты " . Еще было арестовано трое крестьян. На следующих допросах отец Никандр показал: " Виновным себя я не признаю. Контрреволюционной группировки вокруг себя не создавал. Не препятствовал мероприятиям, проводимым советской властью. Антисоветской агитации не вел. Подготовку к взрыву государственных учреждений я не производил. Это сын взял на дороге подрывную машину, взял он ее в пьяном виде, а для какой цели, не знаю " . 13 февраля 1930 года ОГПУ приняло решение освободить ранее арестованных троих крестьян, " так как они являются середняками, в прошлом никакой собственности и принадлежности к бывшим людям не имели, а также, принимая во внимание, что их деятельность проводилась под влиянием священника " . В тот же день следствие было закончено. Священник Никандр, его сын Петр и староста храма Василий Чупров были обвинены в том, " что организованно противодействовали проводимым мероприятиям советской власти в деревне, и в частности проводимой сплошной коллективизации в Торопецком районе, с той же целью собирались в квартирах священника Гривского и других, где обсуждали планы антисоветских действий. В контрреволюционных целях подготавливали разрушение и повреждение общественных и государственных учреждений, в целях чего участником их антисоветской группы, Петром Гривским, была похищена подрывная машина " . 4 марта 1930 года тройка при ПП ОГПУ по Западной обл. приговорила отца Никандра, как " руководителя контрреволюционной группировки " , к десяти годам заключения в концлагере, а его сына Петра и старосту храма Василия Чупрова - к пяти годам заключения. Все они были отправлены в Соловецкий лагерь особого назначения . В 1932 году отцу Никандру, как инвалиду, было заменено заключение в лагере на ссылку до окончания срока. Ссылку он отбывал в городе Каргополе . В 1933 году Василий Чупров был досрочно освобожден, сын священника, Петр, был освобожден по окончании срока заключения.

http://drevo-info.ru/articles/13676883.h...

Ю.П. Спегальский Церковь построена в 1539 году на месте более ранней, деревянной, срубленной в 1488 году во время сильного мора (эпидемии). В 1639 году построен придел святой великомученицы Параскевы Пятницы. В 1745 году со своим причтом приписана к церкви святого Василия на Горке. В 1763 году в приходе было 154 прихожанина. По штатам 1764 года как городской церкви, имевшей в приходе более 20 душ, полагалось иметь священника, дьячка и пономаря, деньги от продажи свечей оставались на церковные нужды. В 1786 году церковь в документах указана как полуразрушенная от пожара, назначена к упразднению, в 1794 году приписана к Ново-Вознесенской церкви, оставалась приписной в XIX - начале XX веков. В 1808 году церковь предназначалась к сносу как совершенно ветхая, однако Святейший Синод снос церкви не разрешил. 8 апреля 1842 года протоиерей Николай Милевский обратился к псковичам с призывом восстановить один из древнейших храмов Пскова. В 1842-1843 годах церковь обновлена старанием старосты церкви, псковского купца Ладыгина на средства его свояченицы Наталии Михайловны Постниковой и прихожан. Тогда же был сделан новый иконостас, художником Денисовым написаны новые иконы. Обновлённый храм освящен 2 июля 1844 года как храм Святой Анастасии Узорешительницы. Звонница храма заменена колокольней с каменным крыльцом, пристроенным, по устному преданию, помещицей Валуевой в 1827 году. В документах начала XX века церковь названа по двум святым: Анастасии Римляныни и Анастасии Узорешительницы. С 1916 года здесь служили протоиерей Михаил Поспелов и священник Михаил Гривский. Сведения о них после 1917 года не выявлены. Церковь закрыта до Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки. Первое богослужение после многолетнего перерыва состоялось 4 января 2007 года, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы. Информация с сайта  Древний город Псков Церковь Анастасии Римлянки в Кузнецах расположена в центре, в историческом районе – Кузнечной слободе. Обиходные названия: церковь Анастасии Римлянки, церковь Анастасии в Кузнецах. Название церкви было дано в 1377 году. По легенде, ее построил Василий Дол в память о жене и дочери, которые носили одно имя – Анастасия. Это была церковь, которую построили за один день во время великого мора. Храм, который стоит сейчас, построен в 1539 году и освящен во имя святой Анастасии Узорешительницы.

http://sobory.ru/article/?object=00510

Дмитриевско-Гривский приход известен давно. До каменного храма в приходе были деревянные храмы, последний из которых разобран ещё в первой половине 18 века. Известно, что уже в первой половине 17 века здесь существовал приходской деревянный храм в честь Рождества Богоматери на Гривах. Найденный здесь полотняный св. антиминс, освященный в 1668 году, подтверждал древность прихода. Этот антиминс сохранялся при храме под престолом до 1857 года, а затем по распоряжению епископа Костромского и Галичского и указу Костромской духовной консистории, был доставлен местным священником в Костромскую епархию. Доказательством древнего существования прихода служили и вещи, сохранившиеся к 1903 году при храме: св. Евангелие, напечатанное в 1668 году; Триодь цветная, напечатанная в 1660 году; рукописный погребальник и молебник, написанный рукой Гривского попа Прокопия. Имелась при храме и копия метрических книг с 1790 года. Название своё приход получил от местности, на которой он был расположен. Местность состоит из двух возвышенных площадок, — одной узкой и крутой, а другой круглой и пологой, соединённых между собой хребтом или гривой менее сажени в ширину и обтекаемых с трех сторон извилистой рекой Нолей. К 1903 году Дмитриевский храм в селе Гриве находился в одной связи с каменной колокольней и имел три престола: в теплом храме — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах, — по правую сторону во имя св. великомученика Дмитрия Солунского, а по левую – во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. Внутреннее и внешнее состояние храма на протяжении многих лет поддерживалось благодаря усердиям самих прихожан. Однако вместимость храма была очень мала, а желающих помолиться с каждым годом возрастало. Особенно это ощущалось зимой, когда холодная половина храма закрывалась, а мужчины с заработков возвращались на родину. Церковный причт и прихожане давно уже были озабочены вопросом увеличения помещения храма. Тема была очень насущной, но приступить к осуществлению таких планов не могли из-за отсутствия финансовых средств.

http://sobory.ru/article/?object=31029

Священник Иоанн Георгиевич Горский (8 марта 1870 - 29 июня 1908) родился в семье дьякона погоста Матюшкино Опочецкого уезда. Скончался о. Иоанн в погосте Синяя Никола. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Верхний Мост Псковского уезда, надзирателем в Псковской духовной семинарии, рукоположен в сан священника в погост Малы Псковского уезда. С 9 ноября 1900 г. служил в здешнем погосте, за труды по должности он награжден набедренником. Священник Александр Симеонович Гривский (25 мая 1874 - 11 октября 1918) был родом из погоста Болчино Порховского уезда, сын священника. Их было трое братьев, все они стали священниками, все стали новомучениками в годы гонений на церковь. Его брат Никандр прославлен в Тверской епархии, брат Сергий расстрелян НКВД в 1937 году. Священник Александр после окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Чирски Псковского уезда. 10 мая 1907 г. он назначен священником в здешний погост, 24 июня 1907 г. в церкви Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря рукоположен в сан дьякона, 1 июля 1907 г. в Псковском Троицком соборе – в сан священника. Служил о. Александр около года, переведен в погост Подоклинье Порховского уезда. Здесь в начале осени 1918 г. его арестовала Порховская ЧК. Без суда и следствия священник расстрелян «за принадлежность к контрреволюционному направлению и погромную проповедь в церкви». Место захоронения неизвестно. Священник Иоанн Александрович Знаменский до назначения 28 августа 1908 г. в здешнюю церковь служил учителем в Островском уезде. Служил священник Знаменский здесь до 10 июня 1913 г., был переведен в погост Синское Устье Островского уезда. Священник Иоанн Александрович Скоропостижный служил с 1913 г. до 12 февраля 1915 г., переведен священником в погост Опоки Порховского уезда. Священник Евгений Ильич Бойков (2 января 1888 -?) был сыном учителя. После окончания Псковской духовной семинарии служил учителем в Псковской епархиальной Арсениевской псаломщической школе, затем рукоположен в сан дьякона, служил в церкви Новое Вознесение в Пскове. С 23 июня 1913 г. служил священником в погосте Синяя Никола, преподавал Закон Божий в земских училищах, был членом благочиннического попечительного совета. В годы советской власти священник Бойков был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Его жена Наталия Викторовна была лишена избирательных прав как жена служителя культа.

http://sobory.ru/article/?object=12681

Судьба священников Хвалынского, Гривского, Знаменского, Скоропостижного, Бойкова, Соловского, псаломщиков Кукина, Литвинского, Ястремского, Знаменского после 1917 года неизвестна. Приход составляли деревни: Аборино, Анкудиново, Аночкино-Турково, Ануфриево-Лоси, Аристово-Рогово, Астахново, Астратово-Бережани, Бакили, Баранкино, Бараново, Бахарево-Троичино, Белоглазово, Блонтово, Болотово, Большие Горки, Борисово, Брысково, Будки-Харкино, Букатиха, Буравцево, Вадотки, Вашково, Винокурово, Волково, Габоны, Гадово-Сусаны, Гарбовки, Глухово-Сергино, Голубово, Давыденково, Долги, Езупы-Игумнова Гора, Езупы-Станеево, Железово-Блины, Зарецкие Гарбовки, Зуево, Карпово-Пошитенки, Климово-Тарыни, Колтырево, Котяги, Куницыно, Курцево, Лупандино-Шилы, Лутково, Лыкарево, Лыкарево-Сластихино, Лысцево, Макарово-Рябы, Максины, Малые Горки, Марковы Горки, Масловка, Маслово-Разногузово, Мельницы-Громово, Минкино, Мышенково, Никитино-Беляи, Овсянки, Орлово-Сидоры, Осипово-Гришичкино, Осокино, Паново, Панфилово-Митяги, Парфеево, Пензево, Перлица, Петрухново, Поварово, Подвязье-Мамоны, Пидели, Псков-Еремеева Гора-Горки, Пустошки, Развалово, Сверболово, Селюги, Сидоровочка, Синьково, Смехино, Смиклы, Спицино-Жавры, Сусанны, Тарандино, Трешуты, Федосино-Мамоново, Федотково, Хабарово, Храмково, Шандино, Щербово. В 1914 г. в приходе проживали 3163 мужчины и 3288 женщин. Церковь была закрыта до Великой Отечественной войны. В 1941 г. член Псковской Православной миссии священник Владимир Толстоухов вновь освятил церковь в бывшем погосте Синяя Никола. Ныне деревня Синяя Никола Красногородского района. Церковь не действующая. Рядом с ней построена деревянная часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая. Освящение её состоялось в 2006 году. Делаются попытки восстановить церковь. Информация на сайте Псковской епархии. http://i-nventory.ru/index.php?id=551 Комментарии и обсуждение Храм уже во многом восстановлен и действует. С июля 2017 г. еженедельно по воскресеньям проводятся службы. 10 августа 2017.

http://sobory.ru/article/?object=12681

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Никандр Гривский священник 1940   Священник Никандр Гривский (в центре), рядом с ним его отец, дочь, сыновья и сестра Священник Никандр Гривский Священник Павел Холмский с детьми и Никандр Семенович Гривский (стоит) Храм Рождества Христова на погосте Почеп Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009