Тайная тайных Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина «Тайная Тайных» – древнерусский вариант памятника, пользовавшегося исключительной популярностью во всей средневековой Европе и известного там под заглавием «Secretum Secretorum». Сочинение это восходит в конечном счете к арабскому оригиналу VIII–IX вв. и представляет собой собрание житейских наставлений по различным вопросам – от политики до алхимии, которые будто бы были преподаны Аристотелем его ученику Александру Македонскому. Арабский текст «Secretum Secretorum» известен в двух редакциях – полной и краткой. В отличие от большей части европейских переводов, которые берут начало от полной редакции через посредство латинского перевода Филиппа Трипольского, древнерусский вариант наряду с неполным кастильским и еврейским происходит от краткой редакции. Некоторые особенности древнерусской версии памятника позволяют связать ее с еврейским переводом «Secretum Secretorum», сделанным аль-Харизи в XII–XIII вв. К числу следов еврейского оригинала, сохранившихся в русском тексте, относятся, во-первых, оставшиеся непереведенными еврейские слова; во-вторых, указания при главах на дни недели – характерная черта еврейских текстов (параши-гофтары); наконец, подразделение глав на «врата» (на «врата» делится и «Логика» Моисея бен Маймонида, также переведенная с еврейского). Вместе с тем в древнерусском тексте «Тайной Тайных» имеются отдельные чтения и даже целые разделы, не находящие аналогии в других версиях сочинения. Этим определяется значение русского варианта памятника не только для истории литературы Древней Руси, но и для реконструкции его утраченного оригинала. Точной датировке перевод не поддается. Считается, что он сделан либо в конце XV, либо в начале XVI в.; во всяком случае к середине XVI в. он уже существовал. По мнению некоторых исследователей, именно «Тайная Тайных» называется в «Стоглаве» «Аристотелевыми вратами» и упоминается в числе еретических книг. Идеи, сформулированные в этом произведении, оказали влияние на памятники русской публицистики XVI в. В частности, многие советы политического характера, которые дает Аристотель своему ученику, повторяются в сочинениях Ивана Пересветова («Сказание о Магмете-салтане», «Большая челобитная»). Высказывались предположения о влиянии «Тайной Тайных» на политическую концепцию князя А. М. Курбского. Обнаружено также заимствование из памятника в первом послании Ивана Грозного беглому князю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас имеют значение споры, на тему смирения и лжесмирения. Потому что последнее, на мой взгляд и приводит к тем обстоятельствам, в результате которых становятся возможными подобные злодеяния. Ну, стал бы преступник расстреливать священника в Храме, если бы при каждом Храме были свои военизированные отряды православных бойцов, которые бы в любой момент могли бы снести башку любому воину Ислама? Кто-нибудь вообще бы решился на такое преступление зная, что в ответ на него православное население России устроит такие погромы и беспорядки, что последствия их будут видны даже с МКС, прямо из космоса? Мы, православные - не умеем защищать свою веру. Свои святыни. Своих священников. Вот и получаем то, что получаем. А ведь наши предки, вели себя совсем по-другому. Вспомним хотя бы Илью Муромца, или Пересвета. Какой героизм, какая отвага, какое мужество, какая реальная сила! А ведь оба они, вообще были монахами. А мы, являясь сегодня мирянами, непомерно далеки от них, в проявлении этих благородных качеств. Поэтому и стреляют всякие мрази, по нашим священникам прямо в Храмах. И будут стрелять дальше, если мы не опомнимся... r.B . Angelina 20 ноября 2009, 13:51 Spasibo za statju. Upokoj Gospodi dushu o. Daniila. A vot kstati po povodu zemnogo i nebesnogo Otechestva polnostju s nim soglasna. Галина Александрова 20 ноября 2009, 13:46 На последнем занятии отец Даниил опять нам рассказывал о гонениях на христиан. Он читал и объяснял послание Св.ап.Павла. И опять подчеркнул о нашем временном здесь проживании и о стремлении жить ради Царствия Небесного. Он ЗНАЛ, что говорил. И за это ему отомстили. Его обличающие слова и прямота были для многих " неудобоваримы " . Предостережения о " волках в овечьих шкурах " и подмене истинного Слова Божьего стало нам его последним наставлением. Тяжко и больно терять таких людей на земле. Но надежда на то, что он обрел теперь постоянное место, свой Дом во Царствии Небесном-будет утешением. Прими, Господи, нашего батюшку Даниила в Царствие Свое! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32775.html

Богатырская любовь Весть о гибели самолета, упавшего в красивой Карелии, вдруг неожиданно открыла для меня другую весть. Рядом с нами живут богатыри, те самые, о которых слагались легенды и песни. Слава о них шла из уст в уста. За их поступки и дела помощи ближним и Отчизны ради. Мне всегда казалось, что богатыри – физически крепкие люди, с окладистой бородой, как на картинах Васнецова. Не обязательно на владимирских тяжеловозах, но обязательно в кольчуге и при сабле. Таков был мой стереотип представления этих людей, о которых читал сказки и которых видел в фильме «Александр Невский». И вдруг – они рядом. Живут в одном измерении, времени, и есть возможность даже с ними говорить. Только... сложи руки на благословение, и их богатырская рука коснется твоей головы. Неожиданностью стало для меня то, что эти самые богатыри – хорошо знакомые священники, у них нет сабли и кольчуги, и они вооружены только крестом, молитвой и верой. Они продолжатели традиций богатыря Пересвета – монаха, бившегося за Святую Русь с Челубеем, тюркским богатырем из войска темника Мамая. Традиций богатыря, принявшего вызов и смерть, по благословению святого Сергия Радонежского. Я попытался посмотреть в интернете упоминания этого слова – богатырь – и обнаружил два поселка в Смоленской и Самарской областях, несколько сел на Украине. Сорт яблок. Но оказывается, что богатыри живут рядом. И их не надо искать – они живут среди нас. И продолжают славные подвиги предков. Причем они никак не отличаются внешне от других людей, просто они богатыри внутри, дух в них богатырский. Хотя один из них физически очень похож на богатыря с картины, а другой – тихий, тонкий и всегда улыбчивый. Разные по физической фактуре, но крепкие духом, практически босиком пошедшие в огонь. В людскую беду, которая всегда объединяла людей на Руси. Будь то пожары, глады и моры, болезни. Люди сплачивались вокруг общего горя. И всегда были люди, которые первыми шли на поле брани, битву с врагом или вытаскивание из пожара детей и стариков. Никогда не оскудевала земля Русская силой богатырского духа. Не скудеет и сейчас.

http://pravoslavie.ru/47412.html

Любить народ и бояться Бога - вот глубинная заповедь. Пусть ею руководствуются сегодняшние губернские лидеры. Пусть будут они плоть от плоти народной. Пусть желают своему народу счастья и благоденствия. Пусть стремятся превратить свои губернии в лучшие земли России. И тогда у них будет успех. Такими мечтателями являются Калужский губернатор Анатолий Артамонов и Белгородский губернатор Евгений Савченко. Таким губернатором является Александр Богомаз. Благодаря их трудам будут опровергнуты унылые кликушеские предсказания либеральных паникёров. Новая реальность России - это сто центнеров зерновых с гектара, это люди, очнувшиеся ото сна, начинающие новое освоение гигантских русских земель в двенадцати часовых поясах. Брянская мечта - это не просто урожаи, могучие трактора и комбайны. Здесь возвращается полям урожайность, а людям пассионарность. Русские - пассионарный народ. Иначе бы мы не выиграли войны и не улетели в космос. Арктика и Дальний Восток сегодня, как и ранее, манят к себе русских романтиков, землепроходцев, «героев длинной воли». Это обетованные земли, в которых русскому человеку чудились райские смыслы, чертоги справедливости и благодати. И они шли и идут на мерцание Полярной звезды, на туманные всплески великих океанов в поисках не хлеба насущного, а высших духовных откровений. Брянская земля, которая многим казалась безнадёжно потерянной, бывшая до недавнего времени едва ли не чёрной дырой, брянская земля - обетованная. Её нужно увидеть, узнать, какая она восхитительная и несравненная. Прекрасны эти реки, на которых селились древние славяне. Восхитительны леса, в которых в годы войны бушевало партизанское восстание. Как белоснежны и божественны церкви и монастыри, соединяющие небо и землю таинственным световодом! На Брянщине родился Пересвет, на копье которого сверкает русская победа. Здесь родился великий Тютчев - этот праведник русской поэзии. Прикоснуться душой к земле, поцеловать её, уверовать в неё как в единственную, ненаглядную - и она, обретённая тобой, станет обетованной землёй.

http://ruskline.ru/opp/2016/dekabr/20/br...

За сотни лет до Великой Отечественной - от Пересвета и Осляби, Александра Невского и матроса Кошки, а, может, задолго и до них - русский человек (необязательно русский по крови, а представитель любой другой национальности - живущий на нашей земле и говорящий на нашем языке) жертвовал собой ради защиты своей родной земли, своего дома и семьи - своей Родины. Нет, я - не сторонник самопожертвования ни на войне, ни в мирной жизни. Считаю, надо делать все возможное и невозможное, чтобы перебороть любую напасть, в том числе и победить врага, но, главное, - остаться живым. Потому что жизнь каждого человека принадлежит не только ему одному, но и его родным и близким... Но, понимаю, бывают такие мгновенья, когда ничего больше не остается, когда " на миру и смерть красна " . Не я это придумал. Не мне судить тех, кто жертвовал собой ради своей страны, ради Победы. Но оскорбить их подвиг тоже невозможно позволить. Могу только склонить голову перед погибшими. Вечная им слава и вечная память! Про " бездарных полководцев " говорить не буду. Победителей не судят, хотя кому-то очень неймется. Одно только хочется вспомнить, как во время операции " Багратион " Константин Рокоссовский решал, как ему перебросить танки в тыл армии Хайнца Гудериана. А это сорок четвертый год, Белоруссия, лето, болота - танки через болота не ходят. Это все знают. И Рокоссовский знает, и Гудериан. Но, если это знает Гудериан, надо сделать, чтобы они все-таки прошли через болота. И танки прошли. По гатям, по поваленным деревьям... Их протащили буквально на руках. Только в назначенное время они оказались в назначенном месте - там, где их враг не ожидал и не мог ожидать. Решили исход сражения. А кто-то там говорит про " бездарных полководцев " ? Да, они руководили фронтами, армиями, дивизиями и полками - бойцами не в белых перчатках, не со стеком под локтем. И Победа им и всем нам не с неба упала, завоевана не на паркете, не без крови и не без огромных потерь - очень дорогой ценой. Но это была война, самая страшная, какую знало человечество, а со стороны гитлеровцев - еще и война на истребление нашего народа, нашей страны. Нелепо полагать, что на ней должно и могло быть, как в некоторых старых советских, " отлакированных " цензурой и ГлавПУром " киношках " . Правда, какой бы она ни была суровой, не терпит лжи и недоговорок, а тем более лицемерия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Слет военно-патриотических и казачьих молодежных организаций прошел в Ленобласти июля 2014 Шестой слет военно-патриотических и казачьих молодежных организаций имени святого князя Александра Невского прошел с 30 июня по 2 июля в учебном центре Военной академии связи на территории поселка Сертолово. Он собрал 80 юных участников из города и области. Слет организовал епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Молебен на его открытии отслужили сотрудники отдела протоиерей Димитрий Василенков и иеромонах Леонид (Маньков). " В этом году многие впервые принимают участие в военных сборах и среди вас много маленьких. Мы хотим вас хорошо подготовить, чтобы вы через год могли уже полноценно участвовать в большом слете и не выглядеть бледно. Да пребудет Божие благословение на вас " , - напутствовал ребят отец Димитрий. Программа слета была насыщенной и разносторонней. Команды соревновались в знании истории Отечества, медицинской, строевой, боевой и физической подготовке, показали навыки в сборке-разборке автоматов, военной топографии, стрельбе по мишеням. Даже самая юная, шестилетняя участница не побоялась взять в руки оружие и несколько раз попала в цель. Ребята побывали в настоящих БТР, освоили навыки управления  учебным " Камазом " , посмотрели познавательный  мультфильм " Пересвет и Ослябя " , снятый при поддержке Московской Патриархии.  В сборах участвовало немало девочек, в том числе 13-летние троюродные сестры Алина Романова и Юля Кориченко из отряда " Приморск " .   " Мне здесь не трудно, я привыкла к военным условиям: у меня папа и дядя военные. Думаю, что слет полезен не только парням, в девочках тоже должна быть хоть капля мужества, чтобы, например, защищать младших братьев и сестер. И вообще это закаляет характер " , - рассказала Алина. За каждое задание участник слета получал экзаменационную оценку, как настоящий курсант военного образовательного учреждения. " Здесь серьезный уровень физической и военной подготовки. Все это - что мальчикам, что девочкам - придает уверенности в себе, они становятся раскрепощенными и храбрыми " ,  - рассказал командир отряда клуба " Невская станица " Дмитрий Кропотов.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

— Как же «утилизировать» старую элиту? — История показывает, что альтернативы «естественному» пути нет. А он пролегает через культуру, образование, воспитание, создание таких условий, в которых воспроизводство негативных групп будет невозможно или хотя бы сильно затруднено. История говорит нам, что хоть ивано-грозненские, хоть петровские, хоть ленинско-сталинские силовые «перекройки» элит дают краткосрочный эффект, при этом имеют слишком большую историческую цену. Я думаю, здесь дело даже не в эволюционном пути, а в формировании целого набора политик: культурной, государственнической, образовательной, социальной. При этом должен жестко работать и закон, что происходит у нас не всегда и не в полной мере. Хотя мы и весьма продвинулись в этом направлении за последние годы. Нужно помнить, что Государства без Права не бывает, а права не существуют без обязанностей. — Не кажется ли вам, что главная проблема русских после демографии — потеря культурной самоидентификации? Возможна ли общая идеология для столь разобщенного народа, почти превратившегося в «население»? — Мы пережили по большей части свой принципиальный цивилизационный кризис в 90-х и выходим из него в отличие от других цивилизаций. И национальная идея у нас есть: продолжать дело наших отцов, дедов — строить, защищать и развивать тысячелетнюю русскую многонациональную цивилизацию. Я считаю, что мы вступаем в очередной долгосрочный период развития, и у нас есть шанс сделать его масштабным и долгим. — Осознанная идеология этому поможет? — Безусловно. Но мы не должны устраивать сами себе идолов. Никита Михалков в нашем с ним разговоре как-то сказал: «Вот интересный мы народ — русские, и того у нас нет, и сего у нас нет, но не приходим от этого в ступор, а так: нет, да и хрен с ним». Здесь есть глубокое народное понимание, что нужно сущности отделять от «мнимостей». Все наши герои — от Пересвета и Осляби до Александра Прохоренко и Романа Филиппова — демонстрируют способность русского человека отдать свою жизнь за то, что будет после него, когда его самого уже не будет. Это и есть корень русской идеологии и главная загадка русской души.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/30/kultur...

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая. Кондак 13 О Всепетая Мати Сладчайшаго Искупителя нашего Господа Иисуса Христа! Вонми гласу молебному, Тебе пред святою иконою Твоею нами смиренно возносимому, и матернею молитвою Твоею к рождшемуся от Тебе Святых Святейшему Слову от всякия избави напасти и вечныя муки всех имя Твое молитвенно призывающих и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа. (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)   Комментарии Всего комментариев: 607 2015/07/11, 14:09:39 Матушка – Богородица, Дева – Святая Мать Ты научи, взываю я, Матерью как мне стать? Где обрести любви ключи, за дар Бога благодарить? Не откажи, молю, научи Матерью как мне быть! Даруй для сердца мудрость, в любви детей воспитать В пути материнства на помощь хочу Твою уповать. Я немощна , Господи Боже, силу дай чудо хранить И научи, как любовь Твою славить, благодарить. Лариса 2015/07/11, 07:54:42 Пресвятая Богородица! Спаси и сохрани семью нашу от нападок диаволольских, умоли Господа Бога нашего о чуде воссоединения р.Б. Татианы и р.Б.Вячеслава и дочери нашей р.Б. Ирины. Благодарю тебя за все и прошу простить все наши грехи вольные и невольные. Спаси Господи! р.Б. Татиана 2015/07/11, 04:53:27 Пресвятая Богородица,Царица Небесная!прости нам грехи наши вольные и не вольные! Умоли Сына Твоего Бога нашего Иисуса Христа о прощении грехов.р.Б.Марины.Даруй здоровья моим родным р.Б.Максиму, р.Б.Валерию в р.Б.Александру.Исцели душу и тело,р.Б.Марины. Прости нас.Во имя Отца и Сына и Святага Духа.Аминь! р.Б.Марина 2015/07/10, 21:45:49 Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая! О Всепетая Мати Сладчайшаго Искупителя нашего Господа Иисуса Христа! Вонми гласу молебному, Тебе пред святою иконою Твоею нами смиренно возносимому, и матернею молитвою Твоею к рождшемуся от Тебе Святых Святейшему Слову от всякия избави напасти и вечныя муки всех имя Твое молитвенно призывающих и о Тебе благодарно зовущих Богу!О Пересвятая Богородица Троеручица испроси нам грешным р. Наталии и р. Максима у Бога наше мирное житие,быть в паре,укрепление в вере православной, прощение грехов. Избави нас от бед душевных и телесных,от диавольских наветов, страстей,пороков, от одиночества, колдовства.Помоги нам вступить в брак.Моли Бога о нас р. Олега, р.Галине. Укрепи в вере, даруй здравие душевное.Благослови нашу семью, даруй мир, спокойствие и материальное благополучие. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!!!.

http://isihazm.ru/?id=427&c_pid=6

И нам стоит подумать о том, как вести себя во время эпидемии. Во время любой эпидемии очень важно избежать заражения – Вы никак не поможете остановить чуму, если сами станете ее жертвой. Как в данном случае работает эпидемия? Отметим некоторые ее черты – общие для всех эпидемий такого рода. Для этой эпидемии характерно разрушение представлений о добре и зле. За счет чего оно происходит? Прежде всего, за счет того, что конфликт изображается как конфликт между добром и злом. Подчеркнем еще раз – чем больше человек воспринимает конфликт как этический, тем менее этичен он сам. В борьбе добра со злом добру позволено абсолютно все. Воины света имеют право на все – именно потому, что они воины света. Любые разговоры на тему «а хорошо ли мы поступаем» выглядят не просто предательскими, а иногда даже непонятными – мы же воины света, как вообще какие-то наши действия могут оказаться неправильными? Ведь «хорошим» человека делает не то, что он добр, честен и разумен, и не желает ближним своим мук и смерти, а то, что он сражается на правильной стороне. И если он просто сидит в кресле за монитором, то заявить свою верность правильной стороне можно только всячески изъявляя ненависть к ее врагам – то есть как раз желая своим ворогам мук и смерти и выражая откровенное ликование и одобрение, когда эта смерть их постигает. Какие могут быть ограничения? Заповеди Божии? Ну, так воины света – они же все Пересветы с Ослябями, Александры Невские и Дмитрии Донские, Жанны д’Арки или панфиловцы, как минимум, все сплошь святые и герои – им можно было сражаться, вот и мы сражаемся, мы святые. А святым все можно. При этом оппоненты изображаются нелюдью, по отношению к которой не существует и не может существовать никаких моральных ограничений. Это грязь, которую надо смести с лица земли, наводя чистоту (высказывания с одной из сторон). Это вредные паразиты, по отношению к которым надо применить «меры санитарно-гигиенического характера» (с другой). Одесса, 2 мая. Фото АР Поэтому любимый образ обеих сторон – Гитлер. Люди, которые метали коктейли Молотова в дом Профсоюзов в Одессе, кричали проклятия «Путлеру» – подразумевая, что он есть Гитлер сегодня, их самих, в свою очередь, постоянно именуют фашистами.

http://pravmir.ru/epidemiya-zombi-kak-iz...

  …не только черкесов и генуэзцев привёл Мамай, не только литовцы с ним были в союзе, но и князь рязанский Олег. (И Олега тоже понять бы надо: он землю свою проходную не умел иначе сберечь от татар. Жгли его землю перед тем за семь лет, за три года и за два.) – «Не соединился с Москвою один потомок Святослава черниговского, Олег рязанский: более других князей русских он был настращён татарами; ещё недавно княжество его подверглось страшному опустошению от не очень значительного отряда татар, а теперь Мамай стоит на границах с громадным войском, которого пограничная Рязань будет первою добычею в случае сопротивления. Не надеясь, чтоб и Димитрий московский дерзнул выйти против татар, Олег послал сказать ему о движениях Мамая, а сам спешил войти в переговоры с последним и с Ягайлом литовским. Говорят, будто Олег и Ягайло рассуждали так: „Как скоро князь Димитрий услышит о нашествии Мамая и о нашем союзе с ним, то убежит из Москвы в дальние места, или в Великий Новгород, или на Двину, а мы сядем в Москве и во Владимире; и когда хан придёт, то мы его встретим с большими дарами и упросим, чтоб возвратился домой, а сами с его согласия разделим Московское княжество на две части – одну к Вильне, а другую к Рязани и возьмём на них ярлыки и для потомства нашего“».   …по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом… – Куликовская битва началась поединком татарского и русского богатырей. Оба погибли.   В прошлом веке… – Здесь – в XIX веке.   Не отсюда ли повелась судьба России? Не здесь ли совершён поворот её истории? Всегда ли только через Смоленск и Киев роились на нас враги?.. А вот – никому не нужно, никому невдомёк. – По обстоятельствам 1960-х гг. актуальным было предупреждение о восточной угрозе, и А. С. не обошёл её: «Я знал, где поставил там антикитайскую мину, и на неё-то больше всего рассчитывал».   Брюки офицерские диагоналевые… – Здесь диагональ – плотная ткань с рубчиками, идущими по косой линии.   Мы решили пробыть тут день до конца и ночь: посмотреть, какова она, куликовская ночь, опетая Блоком. – В цикле Александра Блока «На поле Куликовом» (1908) из пяти стихотворений центральное – это: В ночь, когда Мамай залёг с ордою Степи и мосты, В тёмном поле были мы с Тобою, — Разве знала Ты? Перед Доном тёмным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей. С полунóчи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать. И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли. Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой. И с туманом над Непрядвой спящей Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моём плече. И когда, наутро, тучей чёрной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010