Закрыть itemscope itemtype="" > Человек дела, патриот России и малой Родины, боевой генерал Председателю правления МОО Брянское землячество «Пересвет» генерал-полковнику Михаилу Ивановичу Каратуеву исполняется 75 лет 05.11.2020 908 Время на чтение 3 минуты Сегодня исполняется 75 лет генерал-полковнику Михаилу Ивановичу Каратуеву, кандидату военных наук, доктору исторических наук, профессору, председателю правления МОО Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинг радской области «Пересвет». В связи с юбилеем Михаил Иванович был награждён губернатором Брянской области Александром Богомазом Почетной грамотой за активное участие в жизни МОО Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Пересвет» и плодотворное сотрудничество. По слову члена правления Брянского землячества «Пересвет» Александра Павловича Цыбульского, юбиляр — человек дела, патриот России и малой Родины, боевой генерал. Михаил Иванович особое внимание уделяет военной истории, прославлению русских героев. Под его руководством изготовлен и установлен на мемориале «Синявинские высоты» в октябре 2020 года обелиск брянцам, погибшим при обороне и прорыве блокады Ленинграда. Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Пересвет» и редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляют Михаила Ивановича с юбилеем, благодарят за сотрудничество и желают помощи Божией в его служении Отечеству. Каратуев Михаил Иванович родился 5 ноября 1945 года, город Потсдам, Германия в семье военнослужащего. Отец, капитан Каратуев Иван Николаевич (1923—1955 г.г), начал Великую Отечественную войну артиллеристом. Мать Мария Ефимовна (род. 1923 г.) военный медик, старший сержант медицинской службы. На момент рождения сына семья жила по месту службы родителей в Группе советских оккупационных войск в Германии, где и родился Михаил. Ввиду того, что органы ЗАГС в ГСВОГ ещё отсутствовали, ребенок был зарегистрирован в ЗАГС по месту прописки матери в городе Клинцы Брянской области и указан в документах родившимся там же. Жил в Потсдаме, после смерти отца и увольнения матери из армии жил в г.Клинцы. Там окончил среднюю школу.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/05/ch...

Вопрос: В настоящее время подвергается сомнению тот факт, что Александр Пересвет и Родион Ослябя были иноками. Некоторые утверждают, что на момент Куликовской битвы они даже не были христианами. Такое утверждение содержится в статье «Быль про “инока” Пересвета или как церковь к Русскому подвигу “примазалась”». Есть ли какое-то противоядие от таких нападок? Есть ли научные работы, подтверждающие позицию Церкви? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Перед нами небольшая заметка, в конце которой стоит подпись «Озар Ворон». Подлинное же имя автора – Лев Рудольфович Прозоров. Вопрос о том, были ли Александр Пересвет и Андрей Ослябя иноками Троице-Сергиевой обители, лишь повод. Цель автора – внушить читателю мысль, что Церковь и «церковники» не только не боролись с иноземным завоевателями, но даже помогали им. Известно, что всякая клевета исходит из демонического источника. Во время страшного нашествия, прокатившегося по стране в 1237–1240-х годах, Церковь вместе с князьями и воинами защищала свою землю. Без вести пропал в 1240 году во время штурма Киева митрополит Иосиф. Погибло много архиереев, священников и монахов. Огромное число храмов было разрушено или осквернено. Когда борьба закончилась, князья и Церковь стояли перед тяжелым выбором: либо признать завоевание реальным фактом, либо обречь людей на физическое уничтожение, призывая к дальнейшей борьбе. Дальновидную и мудрую политику повел тогда святой благоверный князь Александр Ярославич (Невский), который в 1242 году сопровождал своего отца великого князя Ярослава Всеволодовича в Орду. По смерти отца (1246 г.) он в 1247 году вместе с братом Андреем вновь отправился в Орду. На эту поездку он употребил два года и возвратился с ярлыком на княжение в Киеве и Новгороде. Затем, после очередной поездки в Орду, получил ханский ярлык на княжение во Владимире. Всего благоверный князь Александр Невский ездил в Орду четыре раза. Хватит ли дерзости у Льва Рудольфовича кинуть камень в великого защитника русской земли? За 188 лет (с 1242 г.

http://pravoslavie.ru/6989.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые защитники Руси 7/20 сентября - память прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380) 19.09.2018 999 Время на чтение 6 минут На рубежах России АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ (+8. IX.1380) АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ Во 2-й половине XIV в. на месте, избранном преподобным Сергием, святитель Алексий (Бяконт) учредил Московский Симонов монастырь. Вместе с Кириллом Белозерским и Ферапонтом под руководством игумена Феодора (+1394 г.), племянника Сергия Радонежского, там подвизались бывшие брянские бояре Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Московский великий князь Димитрий Иванович (1350-1389) перед сражением с темником Мамаем прибыл с соратниками в Сергиев монастырь помолиться и получить благословение св. Аввы. В залог предсказанной им Божией помощи великий князь упросил Преподобного благословить витязей Пересвета и Ослябю в русскую рать. Богу содействующу, Старец благословил их изготовиться на трудный подвиг приня тием великой схимы. Посвятив их, преподобный Сергий сказал: " Вот вам, други мои, нетленное оружие на враги!... " . А Димитрию рек: " Вот тебе, княже, мои оруженосцы!... " . Благословив схимников и великого князя с его соратниками, великий игумен воодушевил их: " Мир вам, мои возлюбленные! Мужайтесь, доблии воины Христовы! Пришло время постоять вам за землю Русскую... " . 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, татары числом до 120000 увидели русских (до 60000) на Куликовом поле у р. Непрядвы. С татарской стороны вперед вырвался на коне богатырь-печенег Челубей. Похулив русских и веру их, он угрожающе потрясал копьем, вызывая на единоборство. Из полка князя Владимира Александровича (Всеволожа) отделился Александр Пересвет, обратился к Димитрию Ивановичу: " Дозволь мне, княже! " . Потом, поклонившись на четыре стороны света, великому князю, также собрату Андрею Ослябе и прочим русским ратникам, сказал: " Простите меня, грешного, и благословите " . " Бог простит тебя, благословит и молитвами отца Сергия да поможет! " - был ответ.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Современный вид сени над захоронением прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби ЖМП 7 июль 2016 /  14 июля 2017 г. 14:30 Два бойца Состоявшийся в феврале Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением 1 благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место. Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать. — Ваше Высокопреподобие, сорок лет назад церковь Рождества Богородицы, в стенах которой мы беседуем, была компрессорным цехом столичного завода электротехнического оборудования «Динамо». От какого события ведет отсчет история ее возрождения? — Лично для меня такой точкой отсчета стало проходившее в сентябре 1980 года празднование 600-летнего юбилея победы в Куликовской битве. Я, в то время студент, пел в братском хоре Троице-Сергиевой лавры , который участвовал в праздничном богослужении в Успенском соборе. Немногие тогда поняли, что это торжество послужило своеобразной предперестроечной ласточкой. Но когда архидиакон мощным басом провозгласил «Вечную память» великому князю Димитрию (до канонизации святого благоверного Димитрия Донского оставалось еще восемь лет), воинам Александру Пересвету и Андрею Ослябе, мы почти физически ощутили единение Церкви и народа и осознали: у не справившейся с атеистической пропагандой советской власти впереди огромные проблемы. Однако у правительственного решения о воссоздании церкви Рождества Богородицы — поначалу в статусе музея-мемориала героев Куликовской битвы — была собственная предыстория. В ее начале — посещение завода «Динамо» знаменитым живописцем Павлом Кориным, воспользовавшимся своим депутатским статусом, чтобы осмотреть стены церковного строения. Увидев около бывшего храма рабочих, Корин спросил их, знают ли они, что здесь погребены герои нашего Отечества Александр Пересвет и Андрей Ослябя. «Какой храм? — недоверчиво посмотрели те на подозрительного гостя-интеллигента. — Здесь компрессорный цех!» По итогам этого визита Павел Дмитриевич составил открытое письмо, которое подписали многие известные люди. После этого союзный Совет министров своим постановлением 2 исключил прихрамовый земельный участок из заводской территории и распорядился отреставрировать саму церковь. А проект поручили разработать самым маститым на тот момент архитекторам-реставраторам Советского Союза Льву Давиду и Борису Могинову.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Карта и ближайшие объекты Построена в 1509 г. на месте деревянного храма, который был первоначально возведён в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. монахом этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1998 г. на этом месте восстановлен памятный крест. Около деревянного храма находились захоронения героев Куликовской битвы 1380 г. - монахов Свято-Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби, погибших в единоборстве с татарами. Гробницы их были затем устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 г.). В XVII в. монастырь упразднен, храм стал приходским. В 1703 г. на северо - востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 г. перестроена). В 1785-87 гг. сооружена новая, каменная, трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В 1870 г. в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено чугунное надгробие Пересвета и Осляби. В 1894 г. расписан главный храм. Главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы, приделы — преподобного Кирилла Белозерского (в правой алтарной части, известен с 1792 г.), благоверного князя Димитрия Донского, в трапезной — преподобного Сергия Радонежского (северный), святителя Николая Чудотворца (южный). Храм выстроен в русско-византийском стиле. Четырехугольный, бесстолпный, однокупольный с луковичной главой. В 1927 г. церковь закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г. снесена колокольня. В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С 1980 г. реставрировалась добровольцами, к 1988 г. отгорожена от завода. В 1989 г. возвращена РПЦ. В 1991г.  рядом с храмом построена каменная звонница.

http://sobory.ru/article/?object=03312

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович († не ранее 1549), дворянин на польской и русской службах, писатель-публицист. Биография О П., в частности об атрибуции его сочинений, историки и филологи писали неоднократно. Одни (Н. М. Карамзин, А. Н. Попов , А. С. Архангельский , А. Н. Пыпин , Н. С. Тихонравов , В. С. Иконников , Д. Н. Альшиц и др.) считали его вымышленным лицом, под к-рым скрывалась определенная группа или партия, оправдывавшая деятельность царя Иоанна IV Васильевича Грозного, в т. ч. post factum. Другие (Д. И. Иловайский и др.) полагали, что это реальный исторический деятель, некоторые (М. И. Соколов, С. А. Белокуров ) при этом ссылались на сведения из Описи царского архива. На страницах многочисленных трудов о П. (авторы - В. Ф. Ржига, Ю. А. Яворский, В. А. Келтуяла, А. А. Зимин , А. Л. Юрганов, К. Ю. Ерусалимский) реконструируется его биография. Ерусалимский выдвинул осторожную гипотезу о тождестве П. и первопечатника Ивана Фёдорова ( Ерусалимский. 2011), которую большинство исследователей не поддержали. Биография П. реконструируется по поданным им в 1549 г. царю Иоанну IV Грозному «Малой челобитной» и «Большой челобитной». Ряд исследователей считают, что именно П. упомянут в Описи царского архива, в которой содержатся сведения о том, что в ящике 143 хранился «черный список Ивашка Пересветова да Петра Губастого» (Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г./Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960. С. 31). Согласно «Большой челобитной» П., он принадлежал к роду Пересветовых, родоначальником к-рого был герой Куликовской битвы 1380 г., выехавший на службу в Москву брянский боярин прп. Александр Пересвет (см. Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские; о генеалогии Пересветовых см.: Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2015. Т. 2. С. 61-82). Обстоятельства жизни П. до кон. 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/2579994.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Певец в России – больше, чем певец» В Санкт-Петербурге прошел вечер памяти «брянского соловушки» Максима Трошина и автора пронзительной поэмы «Русский Крест» Николая Мельникова 16.05.2015 1143 Время на чтение 6 минут Брянщина, расположенная на стыке трех славянских государств – России, Украины и Белоруссии, в тяжелые «перестроечные» годы подарила нашей Родине двух удивительных поэтов, певцов «светло украшенной» древней Святой Руси, объединявшей некогда все три народа в единое православное царство. И оба поэта, озарив своим творчеством величие и убожество творящегося в наши дни, прочертив на небосклоне бытия яркий звездный след, зовущий народ поднять взоры горе, к Богу, быстро угасли под чьей-то злой рукой, не желавшей, чтобы они горели долее, чтобы их свет ширился и набирал силу. В этом году исполнилось 20 лет со дня трагической кончины русского барда, «брянского соловушки», поэта Максима Трошина (1978-1995) и 9 лет со дня безвременной кончины русского поэта, прозаика, режиссера и сценариста, автора пронзительной поэмы «Русский Крест» Николая Мельникова (1966-2006). Памяти поэтов и патриотов России был посвящен вечер, состоявшийся в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры 13 мая. В его подготовке приняли участие Брянское землячество в Санкт-Петербурге «Пересвет» и «Русская народная линия». Зал Святодуховского центра был полон, чувствовалось единение зрителей и выступавших на сцене, было понятно, что этот вечер собрал родных по духу людей, ценящих красоту русского слова, дорожащих подлинной народной традицией и своей православной верой. «Как древние иноки Пересвет и Ослябя положили души свои за други своя, за всю православную Русь на поле Куликовом, так и Максим Трошин, и Николай Мельников положил свои жизни за наш народ, наше общество, чтобы своим творчеством повернуть вектор развития от бездны безверия в высоту горнего мира, к Божественной силе Святой Руси» , - сказал, открывая встречу, общественный деятель, уроженец Брянщины Александр Павлович Цыбульский , благодаря инициативе которого появилась на свет книга «Русский крест» со стихами и прозой Николая Мельникова.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/16/pe...

Мы учились на подвигах отцов Памятник Пересвету в п.Борисоглебский рядом с Борисо-Глебским монастырём. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашей купли!». Такими словами провожал преподобный Сергий Радонежский монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю на Куликовскую битву, возложив на них схимническое облачение, заменившее воинские доспехи. Сегодня наши святые воины снова в боевом строю: ко Дню защитника Отечества их имена присвоены большим десантным кораблям Тихоокеанского флота ВМФ РФ. Помощник главнокомандующего ВМФ, начальник службы информации и общественных связей ВМФ Игорь Дыгало отвечает на вопросы корреспондента Православие.Ru . — Пожалуйста, несколько слов о назначении кораблей, названных в честь Пересвета и Осляби. — Это боевые корабли, предназначенные для высадки десанта — морской пехоты, а также техники. Недавно в ходе учений Тихоокеанского флота они отрабатывали высадку в довольно сложных условиях. — Каково, по Вашему мнению, значение присвоения имен святых русских героев нашим кораблям для поднятия духа команд? — За последние годы у нас появляется все больше кораблей, носящих имена славных сынов нашего Отечества, например, прославленных флотоводцев. На Северном флоте у нас есть корабль «Георгий Победоносец». Но это событие особенное, как в плане нравственно-патриотического воспитания людей, так и для всего Флота и страны в целом. Эту мысль просил меня передать наш Главнокомандующий ВМФ. Замечательно, что наши матросы могут теперь на вопрос: «с какого ты корабля?» отвечать не безлико: «с БДК-101» (большой десантный корабль), а «с корабля «Пересвет», «с корабля Ослябя». На флот приходят ребята со всех уголков России, и они потом будут рассказывать своим детям о том, как они служили на этих кораблях. Возьмем самое простое — у матроса будет дембельский альбом с памятными фотографиями о службе на большом десантном корабле «Пересвет», «Ослябя». — Планируется ли на кораблях ВМФ организация воспитательной работы с участием Русской Православной Церкви?

http://pravoslavie.ru/464.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помни своих лучших сыновей, Россия» Александр Цыбульский о вечере памяти русского патриота, талантливейшего поэта, прозаика, сценариста, уроженца Брянской земли Николая Алексеевича Мельникова 27.05.2016 1052 Время на чтение 8 минут 25 мая в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры по благословению преосвященнейшего наместника Лавры, епископа Кронштадтского Назария прошел вечер памяти русского патриота, талантливейшего поэта, прозаика, сценариста, уроженца Брянской земли Николая Алексеевича Мельникова. Итоги мероприятия подводит в интервью «Русской народной линии» один из его организаторов член правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге «Пересвет» Александр Павлович Цыбульский : Вечер удался. В зале царила дружеская атмосфера, собрались неравнодушные люди почтить память русского патриота, талантливейшего поэта, режиссера и сценариста Николая Алексеевича Мельникова в день десятилетия его кончины. Это дорогого стоит. В этот день собрались вместе люди-единомышленники. На вечере выступил народный артист России Александр Васильевич Панкратов-Чёрный, который лично знал Колю, когда тот еще будучи молодым человеком, появился на горизонте. Его первое стихотворение «Поставьте памятник деревне» стало классикой во многих местах России. Есть и другие его стихотворения, например, поэма «Русский крест». В свое время он был принят в Союз писателей России. Александр Васильевич Панкратов-Черный вспоминает дни, когда Коля только еще появился на поэтическом небосклоне. Он достаточно красочно показал атмосферу тех непростых для нашей страны лет. Уходила эпоха социализма-коммунизма, на смену ей приходило безвременье. Николай очень больно воспринимал ту тяжелую постперестроечную атмосферу. Ему было больно за страну. Произведение Николая «Русские мальчишки» повествует о Первой чеченской войне, нанесшей страшный урон и принесшей много горя нашим матерям, потерявшим своих молодых сыновей. Эти первые его стихи прошли через боль и кровь. Александр Васильевич донес впечатления о Николае, болевшего за страну и за умирающую русскую деревню. Зрители не хотели отпускать народного артиста. На вечере царила дружественная атмосфера, и заинтересованные люди пристально слушали и рукоплескали Панкратову-Чёрному.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/27/po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Московских святых (воскресенье перед 26 августа) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128869.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010