85. Примеры промыслительной попечительности Бога о людях I. Господь часто подает чудесную помощь Своим истинным рабам. Пророк Илия не имел для себя пищи в пустыне и нигде не нашел бы ее, потому что был голод. И – вот вороны приносят к нему каждый день хлеб и мясо, притом – в известные часы, утром и вечером! Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: Бог повелел им кормить праведника ( 3Цар. 17:4, 6 ). А сколько таких же чудесных примеров в житиях святых! Св. Александр Невский перед каждою войною просил Бога о помощи, призывая на помощь Божию Матерь и св. мучеников Бориса и Глеба. И – что же? Борис и Глеб видимо явились его воинам, обнадеживая победою. После этого он брал победу за победою. Но Господь помогает на войне только правой стороне, как и говорит тот же Александр Невский: «Враг силен; но не в силе Бог, а в правде» («Чет.-Мин.», 30 августа). II. Промысл Божий наказывает часто грешников. Когда дерзкие дети наругались над прор. Елисеем, в ту же минуту выбежали из пустыни две медведицы и растерзали дерзких ( 4Цар. 2:23, 24 ). В истории страданий великомученицы Варвары читаем: когда все уже разошлись по домам после казни ее, произнося ропот на бесчеловечие отца ее, Диоскора, и мучителя Мартиана, вдруг сделалась гроза и убило молнией этих двух злодеев. Молния и сожгла их, так что даже костей их не отыскали («Чет.-Мин.», 4 дек.). Подобным образом, после того как великомученица Евфимие была отдана на съедение зверям на зрелище, сделалась ужасная буря с землетрясением, и все разбежались («Чет.-Мин.», 16 сент.). Не напрасно же пророки Божии призывали небо и землю быть свидетелями злодеяний людей. Они говорили: «Ужасеся небо о сем» ( Иер. 2:12 ). Так слышим и в песни церковной: «Ужаснися, бояся небо! вся тварь содрагашеся страхом, зря Тя распинаема на Кресте!» III. Когда Бог готовит кого-либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природным умом, особенными знаниями и опытностью в жизни, – готовит поставить на высоком месте службы, церковной или гражданской: тогда ведет этого человека путем испытаний; например попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснение по службе. Такой путь жизни прошел Иосиф пред временем своего возвышение в Египте; тем же путем по воле Божией был веден Давид до своего воцарение ( Пс. 17:22, 26, 33 и др.); не иначе достиг возвышение Мардохей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас... Память 23 ноября/6 декабря Марина Михайлова   21:15 06.12.2023 1325 Время на чтение 7 минут Есть имена-символы. Случается порой, что имена известных личностей утрачивают связь со своими великими носителями и начинают жить своей собственной жизнью. Одно из таких имен русской истории - Александр Невский. Это имя русской славы, символ мужества и мудрости. Благоверный князь Александр Невский по праву считается одним из лучших правителей Руси. Он был не только горячо любим своим народом, им восхищались и враги. Рыцарь, пришедший с запада специально для того, чтобы посмотреть на Александра Невского, рассказывал, что прошел много стран и народов, но нигде не видал такого " ни в царях царя, ни в князьях князя " . Летописец свидетельствует, что хан Батый, увидавши князя Александра, сказал своим вельможам: " Все, что мне ни говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/12/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > И всё-таки Касимов! Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб Валерий Камшилов   Олег Романов   19:29 04.12.2023 33874 Время на чтение 8 минут Фото: предоставлено автором В конце минувшего года Касимовский историко-культурный музей-заповедник получил ответ на свой запрос от директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА) В.А. Аракчеева. Музейщики просили дать пояснение по поводу двух вопросов, вызывающих споры. Можно ли считать датой основания города Касимова (ранее Городец Мещерский) 1152 год или ориентировочно 1015 год, когда, как предполагается, жители были крещены святым князем-страстотерпцем Глебом Владимировичем? Есть ли основания считать местом кончины святого благоверного князя Александра Невского Городец Мещерский, а не Городец на Волге? И ответ эксперта был положительным. Подробнее об этих проблемах в публикуемом ниже материале.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

     Насколько реальна опасность такой глобальной катастрофы для родного Отечества в XXI веке, говорилось в целом ряде докладов участников Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Но во главу угла всех выступлений было поставлено главное: как мы можем сегодня, сейчас, в наши дни противостоять агрессивным попыткам политических врагов оболгать, очернить наше многовековое наследие. Как нам черпать силы и мудрость из того далекого XIII века, в котором святой благоверный князь Александр Невский сумел остановить экспансию с Запада и отстоять Православие, что позволило сохранить духовное единство и создало основание для будущего единства государственного Главный фронт на этой войне – пространство исторической памяти Тон конференции «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России» задал профессор Российского Университета дружбы народов, доктор исторических наук С.И. Реснянский, выступивший с докладом «Цивилизационный выбор России: духовно-нравственный образ Александра Невского или постмодернистская рефлексия культуры потребления». В Красном зале Храма Христа Спасителя собралось немало студентов, и утверждения, размышления профессора были прежде всего обращены к молодежной аудитории. Потому что, по его словам, мы видим, что в мире идет настоящая война духовных смыслов разной семантики с использованием так называемой мягкой силы. Этой «мягкой силой» заполнен интернет и всё медиа-пространство, а продуктом потребительской культуры становятся молодые люди, которых наш современник, итальянский мыслитель и писатель Умберто Эко назвал рецепторными типами, пожирателями видеороликов, рекламы, с внутренней пустотой в душе. И – с последующей оцифровкой самого человека. – Молодым людям пытаются привить чуждую матрицу инославных ценностей, и главным фронтом этой когнитивной войны является, как известно, пространство исторической памяти, – продолжил Сергей Иванович.      Он привел цитату из книги Николая Бердяева «Смысл истории»: «Свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннее событие в духовной действительности, как свою собственную свободу».

http://pravoslavie.ru/139572.html

Акатово. Троицкий Александро-Невский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1898. Ссылки:   Адрес: Московская область, Клинский район, село Акатово Координаты: 56.108568, 36.587912 Проезд: 1) От Клина поворот на кольцевую трассу А-108 в сторону Рузы, по ней до поворота налево на Николаевку и далее на развилке направо, к мосту через р. Нудоль, проехать Поджигородово и Тиликтино, в Тиликтино дорога сворачивает направо, по ней до указателя на Акатово; второй вариант проезда: свернуть с к ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1) От Клина поворот на кольцевую трассу А-108 в сторону Рузы, по ней до поворота налево на Николаевку и далее на развилке направо, к мосту через р. Нудоль, проехать Поджигородово и Тиликтино, в Тиликтино дорога сворачивает направо, по ней до указателя на Акатово; второй вариант проезда: свернуть с кольца после моста через Нудоль, в районе д.о. " Высокое " , налево по указателю «Пансионат " Чайковский " », около 2 км до поворота на Акатово 2) Из Москвы по Ленинградскому шоссе, перед Клином на светофоре по указателю на Фроловское поворот налево, далее всё время по главной дороге, до указателя на Поджигородово, по указателю поворот налево, держаться главной дороги до указателя Акатово, по указателю поворот направо, далее всё время прямо (после автобусной остановки прямо примерно 100 метров) 3)На электричке с Рижского вокзала до ст. Новопетровская,(садиться в последний вагон),перейти железнодорожные пути на автобусную остановку сесть в автобус 24 до села Акатово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан в конце 19 века клинским купцом Федором Захаровым (владельцем спичечных заведений в Спас-Нудольской волости) в память об отмене крепостного права. Поэтому обители было присвоено имя небесного покровителя Царя-Освободителя Александра 2 – святого благоверного князя Александра Невского. Для обители Захаров приобрел сельцо Акатово и пожертвовал 23 тыс. рублей, а также хозяйственные постройки.

http://sobory.ru/article/?object=08561

Александр-Невская лавра (1797–1913 годы) Глава первая. Новый период в жизни Александро-Невской обители Переименование Александро-Невского Монастыря Лаврой. Характер нового периода жизни обители. Царствования Императоров Павла I-ro, Александра Благословенного. Николая I-ro, Александра II-ro, Александра III-ro и Николая II-ro. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года и его значение для Церкви и Лавры. Соборные иеромонахи. Последние годы митрополита Гавриила. Наместники – архимандриты Иосиф (Чапужников) и Антоний (Знаменский) Высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I-ro, данным 18-го декабря 1797-го года, повелено Александро-Невский Монастырь «переименовать Лаврой со штатом наравне с Киево-Печерской и Троицкою Сергиевскою» 3871 . Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь до сего времени была полна внутренним, и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни обитель совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невской обители – до учреждения Святейшего Синода – были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись, по 10-и, 20-и, 30-и и более, для совершения Богослужения на кораблях, в новосозданном гением Великого Царя-Преобразователя Российском флоте, в госпиталях, в церквах возникавших в Западной Европе заграничных наших миссий. Александро-Невский Монастырь выростил у себя духовную школу, возведенную теперь на степень Академии. Обитель не мало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской Типографии книгами начального наставления о вере и добродетели. Наконец, из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок Монастырь вырос в целую обширную систему величественных и монументальных сооружений. Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Аннотация В данной статье на основе личностных характеристик святого князя Александра Невского, описанных в житийной литературе и других источниках, проводятся параллели со служением православных пастырей и светских руководителей. Автор рассматривает личность святого князя Александра как образец и пример для подражания церковных и светских начальствующих и обращает внимание на универсальные добродетели, которыми они должны обладать. Главным методом в определении богоугодного служения людям является избегание крайностей и стремление к святости, как у светских, так и у церковных руководителей. Святой благоверный великий князь Александр Невский, 800-летнюю годовщину со дня рождения которого мы отмечаем в текущем году, занимает исключительное место в исторической памяти русского народа, прежде всего как защитник православной веры и Отечества. Многочисленные попытки дискредитировать или принизить его значение в истории России и русского народа 1 не возымели успеха. Имя святого благоверного Александра Невского заняло первое место по итогам общероссийского голосования в рамках проекта «Имя России» в 2008 г., а его личность остается одной из самых притягательных в русской истории. К сожалению, попытки принизить высоту нравственного образа святого Александра предпринимались еще дореволюционными российскими историками, но получили достойное опровержение как в тщательном исследовании прот. Михаила Хитрова 2 , так и других авторов. В наше время мы являемся свидетелями продолжения духовного противостояния в борьбе за честь великого русского святого. На самом деле это важная часть общей борьбы за высшие смыслы и главные цели жизни российского народа и государства. Искренне выражая благодарность современным историкам-патриотам за профессиональное использование довольно скудных исторических известий о биографии князя в защиту его доброго имени 3 , хотелось бы сделать акцент на такой христианской добродетели, как доверие. Вслед за протоиереем Михаилом православный христианин призван верить и доверять тому, что «не обманывалось сердце русского народа, считавшего Александра своим ангелом-хранителем и горько впоследствии оплакивавшего его кончину как всенародное бедствие, не погрешила и Православная Церковь , причтя его по указанию свыше к лику святых» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Братчики и братчицы областного отделения активно ведут работу на территории трех епархий (Гатчинской, Выборгской и Тихвинской) расположенных в Ленинградской области в Волховском, Гатчинском, Приозерском, Выборгском, Всеволожском, Кингисеппском, Ломоносовском, Тосненском и других районах Ленинградской области, а также в пригородах Санкт-Петербурга городах Колпино, Ораниенбауме и Павловске. Наиболее значимые проекты, реализуемые отделением: Проект «Слава русскому оружию» (инициатор и руководитель проекта — директор Историко-культурного центра «Воронега» Н.А.Ванюшов. Проект посвящен изучению и сохранению памяти о битве при Воронеге, в которой в 1164 году на реке Воронеге у деревни Самушкино были было разбито шведское войско, пытавшееся овладеть Старой Ладогой. Проект «Памяти предков будем достойны» (инициатор и руководитель проекта — руководитель ОО ПП «Памяти предков будем достойны» П.В.Бабенко). Проект посвящен изучению и сохранению памяти о Спасителе Града Петрова в Отечественной войне 1812 года Петре Христиановиче Витгенштейне от французских захватчиков. Проект «Александр Невский. В глубину веков...» (инициаторы и реализаторы проекта — руководитель Музея Ижорской земли и города Колпино М.П.Смагина, а также соруководители В.А.Алексеева и Л.А.Бирюкова). Проект посвящен изучению и сохранению памяти о деяниях Святого благоверного великого князя Александра Невского. В рамках ранее прошедших Рождественский чтений его участники были приглашены на федеральный этап проекта, который прошел в Храме Христа Спасителя в городе Москве. Также его участники были приглашены с докладом в Общественную палату РФ. Проект «Александр Невский. В глубину веков...» предлагается к реализации как инновационный продукт по духовно-патриотическому воспитанию молодежи и школьников. Проект «Святые Лавры Руси Православной — Благодатное кольцо» (инициатор и руководитель проекта — директор Международного центра социально значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной — Благодатное кольцо» В.В.Березовский. Проект более чем актуален в настоящий момент и направлен на развитие исторически сложившегося духовного единства трех славянских народов России, Украины и Белоруссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/27/na...

В фойе духовно-административного центра Ташкентской епархии была представлена художественная выставка «Образ святого благоверного князя Александра Невского в миниатюрах Лицевого летописного свода», подготовленная Издательским Советом. Также в фойе центра камерный оркестр Ташкентской епархии «Consonanza» под управлением дирижера Кирилла Чахлова исполнил классические произведения, театральный художник, живописец, педагог О.Н. Малягина провела для детей художественный мастер-класс «Гармония радости». В конференц-зале духовно-административного центра центра прошла просветительская конференция «Образ святого благоверного Александра Невского в литературе и искусстве». Форум открылся литературно-музыкальной композицией, посвященной святому князю, в исполнении воспитанников воскресной школы при Успенском кафедральном соборе Ташкента и сводного архиерейского хора Ташкентской епархии. В конференции приняли участие руководители русского, украинского, белорусского, польского, туркменского, таджикского и казахского культурных центров Ташкента, воспитанники духовных школ Ташкентской епархии, прихожане, педагоги, студенты и многочисленные гости. Во вступительном слове митрополит Ташкентский Викентий отметил значение благоверного князя Александра Невского для Ташкентской епархии. По преданию, святой князь совершал свой путь в Каракорум через территорию современного Узбекистана, города Нукус, Хорезм, Ургенч и Сырдарья, а в XIX-XX столетиях в Ташкенте действовали три храма, посвященных благоверному князю. В своем докладе, посвященном обзору художественных и литературных произведений об Александре Невском, митрополит Калужский и Боровский Климент представил анализ почитания святого князя на протяжении столетий, а также обратил внимание участников конференции на использование образа Александра Невского в советском кинематографе и наглядной агитации в годы Великой Отечественной войны. Владыка Климент также обратил особое внимание на книгу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Александр Невский — Имя России», выпущенную Издательством Московской Патриархии , в которой рассказывается о жизненном пути и подвиге святого князя. В заключение митрополит Климент представил книгу «Александр Невский. Блистая славою на земле и на небесах» из серии «Святые России», подготовленную Российским фондом социально-культурных инициатив, и передал экземпляры издания для епархиальной и семинарских библиотек Ташкентской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5856322...

Вятка (Киров). Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье. Карта и ближайшие объекты Церковь Св. Троицы в слободе Макарьевской Вятского уезда Вятской губернии (ныне в черте города Кирова) - яркий памятник вятского барокко - была построена в 1768-1775 гг. на месте обветшавшего деревянного храма середины XVII века. Деревянная церковь имела один престол, освященный во имя преп. Макария Желтоводского (отсюда и название села - Макарьевское). Жители богатой пригородной слободы, стоящей на оживленной дороге из Вятки в Слободской, уже в то время могли позволить себе строительство каменного храма, что значительно повышало репутацию Макарья среди вятских сел. Своим обликом церковь настолько пришлась по душе вятскому народу, что впоследствии она служила образцом при постройке других сельских храмов. Заслуга в этом принадлежит строителям храма - артели каменщиков во главе с устюжанами Никитой и Данилой Горынцевыми. В 1772 году в храме была освящена теплая (зимняя) его часть, с двумя престолами - в честь иконы Пресв. Богородицы «Взыскание погибших» и преп. Макария Желтоводского. Главный Троицкий престол был освящен после отделки летнего храма и возведения иконостаса летом 1775 года. В 1880-е годы храм был отремонтирован, при этом с северной стороны к паперти храма была пристроена небольшая палатка, а старинная ограда храма была перестроена с нарушением стилевого единства. Но в целом дореволюционный ремонт Троицкой церкви был осуществлен с достаточно бережным отношением к старине, первоначальный облик храма не претерпел каких-либо существенных изменений. В 1940-м году храм был закрыт и превращен в сельский клуб. Уничтожены были церковные ворота (жемчужина вятского барокко) и многие детали интерьера храма. В 1975-76 гг. церковь была частично восстановлена силами Кировской научно-реставрационной мастерской, при этом фасадам храма была возвращена первоначальная полихромная окраска, остатки которой были обнаружены при реставрационных работах. В 1987 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, было принято решение о возвращении храма общине верующих. Троицкая церковь была восстановлена для богослужений в очень короткие сроки. Весь внешний декор Троицкой церкви (как и других старинных вятских храмов) выполнен из обтесанного красного кирпича. В 1988-89 гг. были восстановлены и старинные барочные ворота (по проекту арх. Е. Скопина).

http://sobory.ru/article/?object=05185

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010