Тридцатый день. Поучение 1-ое. Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в царствующий град Петербург. (О доблестях святого благоверного князя Александра Невского). I. В настоящий день мы не можем пожелать для всех ничего лучшаго, как той небесной славы, которую приобрел себе святый, достойно чтимый и ублажаемый ныне св. церковию, благоверный князь Александр Невский, живший в трудное время татарского порабощения России. Этому порфирородному праведнику удивлялись его современники, пред ним благоговеют потомки, честные мощи его прославил нетлением праведный Мздовоздаятель праведников, святая церковь причислила его к лику святых. Чем же стяжал себе такую славу св. Александр Невский? На это отвечает мать наша, православная церковь , в одном из своих песнопений в честь его. «Приидите вси российстии сыны», воспевает она, «восхвалите доброго начальника, власти» – «мудрого строителя, воины» – «доблестного воина, любители православия» – «твердого исповедника веры, изволением мученика». (Канон св. Александру Невск.). Вот цветы, из коих сплетен неувядаемый венец славы благоверного князя, святого Александра Невского. II. а) Итак, святый благоверный князь Александр Невский был прежде всего добрым и милостивым начальником. Призванный на дело служения своему отечеству во дни посещения его – во время татарского нашествия, благоверный князь явился в это время истинным хранителем и утешителем земли русской. Он хотя и болел душею по братиях своих, но не только не пытался идти войною против поработителей своих, а и удерживал народ от этого, заповедуя повиноваться им, «ибо Господь почтил их царством», внушал всем терпение в перенесении ниспосланного свыше наказания и покаяние во грехах своих, показывая собою добрый пример; людей бедных и нищих, томимых гододом, питал хлебом своим, утешал отчаявающихся; сам собирал дань для поработителей своих, дабы тем укротить жестокость и варварство их. Не раз путешествовал благоверный князь в орду для ходатайства за русский народ пред неверными, «ихже посла Господь на люди Своя ради грех их», а в последнее свое путешествие для защиты земли русской и окончил свою земную жизнь. Вспоминая о такой царственной доблести святого благоверного князя Александра Невского, помолимся ему, да почиет и на всех христианах православного царства дух пламенной любви к своему отечеству с готовностью положить жизнь свою на службе ему, в защите царя – помазанника Божия, св. церкви и всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дипломат, воин и святой. Как в России увековечат память Александра Невского 10 июня, 2021. Вероника Словохотова Итоги форума «История для будущего. Александр Невский» 8 июня в музее Отечественной войны 1812 года состоялся форум, посвященный 800-летию со дня рождения Александра Невского. На открытии пленарного заседания собрались ученые, политики и публицисты из России, Болгарии и Сербии. Особое внимание фигура князя привлекает общество в свете недавних споров вокруг памятника на Лубянской площади: на неофициальном голосовании в интернете Невский победил Феликса Дзержинского. В начале пленарного заседания Владимир Мединский зачитал обращение президента РФ всем участникам, организаторам и гостям форума, после чего модератор Петр Лидов-Петровский пригласил ученых и политиков выступить с докладами. Каждый спикер объяснил, в чем ему видится значимость фигуры великого князя и ответил на вопросы аудитории. Главную заслугу Александра Невского спикеры увидели в том, что он сохранил на Руси православие во время монголо-татарского ига и стал основоположником «евразийства» — пути, по которому пошла Россия и который стал по-настоящему осмысляться только с конца XIX века. В чем состоит его особенность, в частности, попытался объяснить сенатор Алексей Пушков. Господин Пушков отметил, что сегодня в нашей стране тема патриотизма вышла на первый план из-за сложных отношений с Западом. За уничтожением исторических памятников в США и установкой памятников в России он увидел две контрастные тенденции: глобализацию, которая предлагает переиначивать историю, и противоположную тенденцию, при которой страна стремится сохранить свою национальную идентичность. В завершение своей речи он высказал мнение, что человечеством всегда двигала идея, а в национальной идее России Александр Невский занимает ключевое место. С особым интересом публика встретила Петра Толочко — профессора, академика Национальной академии наук Украины. Он подчеркнул, что покоренная Ордой Русь оставалась единым целым: «И даже враги наши понимали, что Киев и все русское пространство — это русская земля». На вопрос Владимира Мединского о том, воспринимает ли современная историческая наука на Украине Невского как общего князя, профессор высказал собственную точку зрения.

http://pravmir.ru/diplomat-voin-i-svyato...

Закрыть itemscope itemtype="" > 12 сентября - вместе на крестный ход! В Петербурге в День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского пройдет молитвенное шествие по Невскому проспекту от Казанского собора к Александро-Невской Лавре 10.09.2018 964 Время на чтение 3 минуты «Дорогие петербуржцы и гости города! Приглашаем Вас 12 сентября (среда) 2018 года присоединиться к молитвенному шествию — крестному ходу — по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора к Свято-Троицкой Александро-Невской лавре! Праздник состоится в честь Дня перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Санкт-Петербург Петром I», - говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Исторически крестный ход был учрежден в 1743 году Императрицей Елизаветой Петровной. Традиция прохождения крестным ходом по главной магистрали Петербурга была прервана революцией и возродилась лишь во время празднования 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры — в 2013 году. Святой князь Александр Невский прославился как полководец, не потерпевший ни одного поражения, и как мудрый правитель и политик, который заложил основы дальнейшего развития России как великого государства. Орден Александра Невского — один из двух, задуманных самим Императором Петром I, он и сейчас является высокой государственной наградой. После крестного хода на площади у лавры состоится чествование кавалеров ордена Александра Невского. В 2009 году святой князь Александр Невский всенародным голосованием был выбран «Именем России». Александро-Невский крестный ход – одно из важнейших событий для всей Санкт-Петербургской митрополии. В 2018 году также отмечаются две памятные даты: 1030-летие Крещения Руси и 100-летие мученической кончины святых Царственных страстотерпцев — Императора Николая II и его семьи. Это история нашего государства, нашей Церкви, которая созидалась трудами прославленных христианских правителей, благочестивых подвижников, святых мучеников. Это наши корни, наши традиции, и сегодня очень важно не потерять то, что зародилось с таким трудом и сохранилось огромной ценой.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/06/12...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Петр (Котляревский) - настоятель Сретенского монастыря в 1738-1742 годы 13.11.2009 437 Время на чтение 6 минут Игумен Петр (в миру Прокопий Котляревский), " Полтавского уезда городка Великих Будыш козацкий сын " , родился в 1687 году. В монашество Прокопий пострижен в Рыхловском монастыре Черниговской епархии в 1710 году при игумене Дионисии (Добромильском) и нес там писарское послушание. Через два года он был посвящен в Чернигове митрополитом Сербским Нектарием в иеромонаха. Затем пришел в Москву в Богоявленский монастырь, но через два года вернулся обратно в Рыхловский монастырь, где прожил около двух месяцев. Из малороссийских монастырей набирали в то время монахов в Петербург в Александро-Невский монастырь. Иеромонах Петр (Котляревский), избегая этого, ушел в Иерусалим, но добраться до Святой Земли не смог из-за войны с Турцией. Много путешествовал по венгерским, итальянским, испанским, польским землям и вернулся в московский Богоявленский монастырь, откуда в 1718 году был направлен в Александро-Невский 12 января 1722 года иеромонах Петр (Котляревский) вместе с иеромонахом Герасимом пытались бежать в белороссийские монастыри. На наемных подводах из Московской ямской слободы они проследовали через Псков, направляясь к Невелю, за рубеж. В погоню за ними был послан подьячий Макар Назаров, который поймал их во Вдов-городе и 19 января вернул беглецов в Невский монастырь. По приказанию архиепископа Феодосия они были закованы в глухие кандалы и определены к " пилованью " дров. Назначен был каждому урок - по полсажени на день, как и всем обычным рабочим. Кормить их определено было после братии, от избытков братских, и содержать под крепким караулом в казенной Перед Пасхой 1722 года, 15 марта, не получая освобождения, иеромонах Петр (Котляревский) писал архиепископу Феодосию: " Приближающуся торжеству всемирному о избавлении рода человеческого, аз окаянный, что сотворю, окован сущий нищетою и железом? Да сподоблюся, по крайнейшему благоутробию Вашему, свободен бытии от уз и работы " . Освобождение было дано 18 апреля, со взятием письменного обязательства впредь подобного не

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2021 31 мин., 06.08.2021 На обложке: Павел Корин. «Александр Невский». ГТГ. Фрагмент. Фоторепродукция О. Игнатович/РИА Новости. Внизу страницы поверх репродукции надпись - НЕВСКИЙ — и уточнение темы: ПОЧЕМУ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ НЕ ПРИНЯЛ ПОМОЩЬ ЗАПАДНЫХ ПАРТНЕРОВ И НЕ ПОКОНЧИЛ С ОРДОЙ? (см. одноименный материал в разделе «Культура», С.58-65). Пролог : Давид Самойлов. Летний день ( «Наполнен яблоневым светом...»).Стихотворение, 1987//Фома. - – июль 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июль //Фома. - – июль 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 28 июля. День крещения Руси. [Существует миф о крещении Руси «огнем и мечом». Однако, как рассказал «Фоме» доктор исторических наук Сергей Алексеев, «ни один ранний источник о насильственном крещении не говорит. “Огонь и меч” нам известны только из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Но во-первых, “Иокимовская летопись” сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода. Во-вторых, “Иокимовская летопись” - источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения...»]. Ил.: Крещение Руси. Виктор Васнецов. 1885-1896. - С.4; 6 июля. День Владимирской иконы Божией Матери. [Икона в XII веке была прислана киевскому князю Мстиславу Владимировичу в подарок из Константинополя. Название - Владимирская - она получила после того, как ее перенесли во Владимир. В 1395 году икону снова перенесли, на этот раз - в Москву, которой угрожал монгольский завоеватель Тамерлан. По преданию, Матерь Божья явилась ему во сне, и хан увел свои войска от Москвы без боя. Знаменитый Сретенский монастырь назван так потому, что был построен на месте «сретенья» иконы — там, где москвичи встречали святыню из Владимира. Сейчас икона находится в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах]. Ил.: Владимирская икона Божией Матери. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-219-...

Колывань. Покровский Александро-Невский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Покровский Александро-Невский женский монастырь создан трудами и заботами архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Епископ Тихон, прибыв на Новосибирскую кафедру в 1990 году, проявил заботу об устройстве монастыря для монашествующих при Вознесенском кафедральном соборе. После долгих поисков выбор пал на Колывань, бывший купеческий город, отпраздновавший своё 200-летие в 1997 году и игравший в прошлом веке значительную роль в Сибирском крае. В 1960-е годы приход в Колывани, находящийся в небольшом полуподвальном помещении, был спасён от попыток закрытия благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II, в то время управляющий делами Московского Патриархата. В 1991 году, во время своего первого визита в Сибирь, в Новосибирскую епархию прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На праздник Вознесения Господня, 16 мая, Святейший Патриарх посетил Колывань и освятил закладной камень в основании жилого корпуса вновь создаваемой женской обители, а также большой деревянный крест, ныне расположенный в притворе храма во имя благоверного князя Александра Невского. 19 июля 1992 года, после завершения реставрации, Владыка Тихон совершил торжественное освящение храма, в котором уже трудились первые сестры. При храме был открыт женский монастырь. В августе того же года определением Священного Синода настоятельницей монастыря была назначена игуменья Надежда (Еремина). До этого матушка Надежда двадцать с лишним лет несла послушание в ризнице Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска и исполняла обязанности благочинной среди монахинь, имевших различные послушания в соборе. Трудно представить, что пятнадцать лет назад вокруг храма был только пустырь с жилым одноэтажным домом (бывшая церковно-приходская школа) и сараи. После выезда жильцов дом был переделан под келий для сестер, построены трапезная и швейная мастерская, возведена монастырская ограда. Поскольку насельники монастырей кормятся плодами своих трудов, надо было подумать о постройке хозяйственного двора с фермой и птичником, гаража, теплицы и других хозяйственных строений. С приходом новых сестер возросла нужда и в жилье - еще одном сестринском корпусе. Много трудов было положено на благоустройство и озеленение территории монастыря, восстановление исторической ограды вокруг храма.

http://sobory.ru/article/?object=19202

Невский Парклесхоз. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Оригинал сгорел в 1962 г. в Анхимовском Погосте близ Вытегры. В Невском лесопарке - копия, первое здание из предполагающегося собрания копий утраченных памятников. Деревянная Покровская церковь была торжественно заложена 14 ноября 2003г. митрополитом СПб и Ладожским Владимиром (Котляровым) и построена по образцу одноименной церкви Вытегорского погоста Олонецкой губ., 1708г. постройки, сгоревшей в 1963г. Проект храма выполнен известным архитектором Александром Викторовичем Ополовниковым, производившим в свое время обмер Вытегорской церкви. Освящение церкви, приписанной к Софийскому собору в Царском Селе, полным чином запланировано на престольный праздник 14 Октября 2007г. Подробнее об истории храма Вытегорского погоста и об этапах строительства храма в Невском лесхозе можно узнать на специально созданном сайте http://www.bogoslovka.ru. Двадцатипятиглавая Покровская церковь построена в 1708 году на Вытегорском погосте Олонецкой губернии, на месте упразднённого к тому времени Покровского женского монастыря (ныне село Анхимово Вытегорского района Вологодской области). По преданию, проект храма сделан Петром I, во время его поездки на волок между Волжским и Балтийским бассейнами (Мариинская водная система на этом месте построена спустя 100 лет, в 1810 году и реконструирована в Волго-Балт в 1964 году). В 1950-х гг. Покровский храм был обмерен группой архитекторов во главе с А. В. Ополовниковым, а вскоре, в 1963 году, он сгорел. В посёлке Невский Парклесхоз, находящийся на правом берегу реки Невы, в 19 км на юго-восток от центра Санкт-Петербурга, с 2003 по 2007 гг., т.е. спустя 300 лет с момента постройки оригинала, была построена копия этой церкви. При строительстве активное участие принимала архитектор Елена Александровна Ополовникова - дочь известного зодчего. Двухъярусный восьмерик храма под крещатой бочкой и четырьмя прирубами рублен " в обло " . Каждый прируб этой церкви покрыт двумя совмещёнными бочками, поставленными одна над другой, и обе несут на своих коньках по одной главе. Из этих глав и бочек складываются два нижних яруса композиции. Третий ярус также состоит из восьми бочек, завершающих каждую грань восьмерика. Четвёртый ярус образовывает крещатая бочка, поставленная на малый восьмерик и несущая на своих коньках четыре главы. И самый последний, пятый ярус создаёт центральная глава - самая верхняя и большая, венчающая всю композицию храма. Кроме этого, три главы поставлены на коньки бочек над алтарными прирубами. К трапезной примыкает крыльцо с двумя лестничными маршами. В интерьере храма воссозданы " небо " и тябловый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=06375

Сергей Фирсов: «Святой правитель Древней Руси» 23.08.2021 17:37:31 Александр Невский во все времена был примером для русских людей. Почитание святого благоверного князя началось сразу же после его кончины. Тогда же появилась «Повесть о житии Александра Невского». Однако отношение к святому менялось на протяжении веков. Постепенно из смиренного инока князь становится в общественном сознании святым во­ином и правителем. Как происходило прославление Александра Невского, какие предпосылки этому способствовали и почему возобладал внешнеполитический аспект личности святого князя, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Фирсов. ( 7, 2021 , PDF-bepcuя ). Сакрализация образа Великий князь Александр Невский, и это следует подчеркнуть, был признан святым намного раньше его официальной общероссийской канонизации. Сакрализация образа началась уже в конце XIII века. «Центром памяти» стал Боголюбский Рождества Богородицы монастырь во Владимире, где святой Александр Невский был погребен 23 ноября 1263 года, перед кончиной приняв монашеский постриг. Уже тогда он почитался в народе святым. Первая редакция Жития («Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Олександра»), как полагают исследователи, появилась спустя всего двадцать лет после его кончины 1 . Показательно, что в тексте хотя и не говорится о конкретных датах, когда произошло то или иное событие из жизни святого Александ­ра Невского, все они привязаны к церковным праздникам. Упоминается борьба со Швецией, Тевтонским орденом, Литвой, говорится о ­приеме великим князем папской делегации из Рима, о княжеских поездках в Орду. Вместе с тем агиограф молчит как об устроенном монголами погроме Русских земель, так и о том, что великий князь активно сотрудничал с ордынцами. Конечно, Житие — не биография, посему акцент делался не на исторических фактах как таковых, а на том общем, что характерно для признания христианина святым. Неслучайно поэтому подчеркивается благочестие великого князя, его почтение к духовенству, рассказывается об участии в закладке храмов и о принятии на смертном одре «ангельского образа» (иноческого пострига). Житие изображает его как копию первообраза святого правителя. О святом Александре Невском вспоминали прежде всего как о защитнике, надеясь на его теперь уже небесное заступничество. В тех условиях и в то время внешнеполитический аспект канонизации и почитания был явно вторичен.

http://radonezh.ru/2021/08/23/sergey-fir...

Ф.А. Москвитин. Перенесение мощей святого блг. князя Александра Невского императором Петром I в Петербург. 2000 г. ЖМП 7 июль 2021 /  20 августа 2021 г. 14:00 Святой правитель Древней Руси О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ КАНОНИЗАЦИИ И ПОЧИТАНИЯ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Александр Невский во все времена был примером для русских людей. Почитание святого благоверного князя началось сразу же после его кончины. Тогда же появилась «Повесть о житии Александра Невского». Однако отношение к святому менялось на протяжении веков. Постепенно из смиренного инока князь становится в общественном сознании святым во­ином и правителем. Как происходило прославление Александра Невского, какие предпосылки этому способствовали и почему возобладал внешнеполитический аспект личности святого князя, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Фирсов.  PDF-bepcuя. Сакрализация образа Великий князь Александр Невский, и это следует подчеркнуть, был признан святым намного раньше его официальной общероссийской канонизации. Сакрализация образа началась уже в конце XIII века. «Центром памяти» стал Боголюбский Рождества Богородицы монастырь во Владимире, где святой Александр Невский был погребен 23 ноября 1263 года, перед кончиной приняв монашеский постриг. Уже тогда он почитался в народе святым. Первая редакция Жития («Повесть о Житии и о храбрости благоверного и великого князя Олександра»), как полагают исследователи, появилась спустя всего двадцать лет после его кончины 1. Показательно, что в тексте хотя и не говорится о конкретных датах, когда произошло то или иное событие из жизни святого Александ­ра Невского, все они привязаны к церковным праздникам. Упоминается борьба со Швецией, Тевтонским орденом, Литвой, говорится о ­приеме великим князем папской делегации из Рима, о княжеских поездках в Орду. Вместе с тем агиограф молчит как об устроенном монголами погроме Русских земель, так и о том, что великий князь активно сотрудничал с ордынцами.

http://e-vestnik.ru/history/svyatoy_prav...

Александро-Невский монастырь под управлением архимандритов (1725–1742 годы) Глава первая. Александро-Невские архимандриты. Александро-Невский Монастырь в непосредственном ведении Святейшего Синода. Назначение Александро-Невским архимандритом архиепископа Феофана (Прокоповича) и его отказ. Архимандрит Петр (Смелич), «первейший архимандрит в Российской Империи; следственные дела и утрата первенства; назначение на Белоградскую кафедру. Архимандрит Стефан (Калиновский). Правовое положение Монастыря. Учреждение С.-Петербургской епархии. Через день после отрешения архиепископа Феодосия, 14-го мая 1725-го года, Святейший Синод, имея суждение о дальнейшей судьбе Александро-Невского Монастыря, объявил его «без бытности настоятеля принадлежащими непосредственно до синодального ведомства» и предписал Тихвинскому архимандриту Павлу взять у наместника и судии в Святейший Синод «с приходных и расходных книг и с прежних ведомостей о всем того Монастыря состояли обстоятельные на письме известия: колико во оном Монастыре денежные казны и всякого хлеба и материалов и в церковных ризницах всяких одежд и вещей и прочего ныне налицо обретается, и то все описать именно и, те ведомости взяв, подтвердить, чтобы то все объявлено было самою истиною, а наличное велеть хранить и смотреть, чтоб никакого напрасного истощения и похищения нигде ни от кого отнюдь не было» 1884 . 4-го июня судья Александро-Невского Монастыря Головачев «словесно доносил» Святейшему Синоду, что архитектор Швердфегер требует положенной ему по контракту выдачи 300-и рублей содержания за полгода, что контракт, оканчивается в декабре 1725-го года, что «при бывшем настоятеле, архиерее Феодосии» деньги эти он обыкновенно получал вперед и что «в посылаемых того Монастыря в вотчины указах и прочих письмах имя было писано его, Феодосия»; и «притом просил», «дабы учинена была резолюция», выдавать ли ныне деньги архитектору и «в указах и прочих канцелярских письмах, вместо того Феодосиева имени, как писать». Святейший Синод, «рассуждая о том, согласно приговорили: с выше помянутым архитектором учинить контракт, чтоб ему до окончания в том Монастыре всякого строения быть никуда неотлучно; а ежели от того станет он отрицаться, то заключить тот контракт с ним на 5 лет, или на 3 года, и по заключении того выше объявленные ему деньги, 300 рублей, выдать без умедления; а в посылаемых из Александро-Невского Монастыря в вотчины указах и в прочих канцелярских письмах писать, с будущего в тот Монастырь настоятеля, титул Ее Величества Государыни Самодержицы Всероссийской» 1885 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010