Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Александр Невский (+ 1263) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 30 авг. в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого — родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Надо считать особым счастьем для Руси, что после разгрома ее татарами и битвы на Сити (см. житие св. блгв. князя Георгия Всеволодовича — 4 февр.) вел. князем стал отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» — за нее он и положил душу свою, отравленный татарами. Мать князя Александра — княгиню Феодосию — народ прозвал за ее милосердие и христианскую кротость «святой княгиней». Князь Александр родился в 1219 г., когда отец его был князем Переяславским. Рано в то время начинали воспитание княжеских детей: уже в трехлетнем возрасте их передавали в мужские руки для обучения ратному делу, «сажали на коня», причем совершался целый религиозный обряд, так называемые «постриги». Но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых — вот книги, на которых воспитывались дети всех состояний; к ним прибегал и в зрелом возрасте русский человек, ища утешения и помощи. С детских лет юных княжичей начинали брать в походы под руководством опытных бояр.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

Александро-Невский собор в Софии, Болгария ЖМП 8 август 2021 /  10 сентября 2021 г. 18:00 Память русского святого на Болгарской земле КАК ТРИ АЛЕКСАНДРА ПОСТРОИЛИ В СОФИИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР  Юбилейный год благоверного князя Александра Невского - прекрасный повод для воспоминания и осмысления культурного наследия, связанного с именем этого связанного. XIX век можно было бы назвать золотым веком русского церковного зодчества; он ознаменовался и целым созвездием храмов, центральные престолы которых освящались во имя святого благоверного князя.  PDF-bepcuя. Только в череде самых масштабных сооружений стоят: собор святого Александра Невского в Париже (архитектор Роман Кузьмин, 1859–1861); войсковой собор святого Александра Невского Кавказской армии в Тифлисе (архитектор Давид Гримм, 1866–1897, разрушен); войсковой собор святого Александра Невского в Батуми (заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Баку (архитектор Роберт Марфельд; заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Ростове-на-Дону (архитектор Александр Ященко, 1891–1908, разрушен); собор святого Александра Невского в Варшаве (архитектор Леонтий Бенуа, 1894–1912, разрушен); собор святого Александра Невского в Ревеле (архитектор Михаил Преображенский, 1895–1900); собор святого Александра Невского в Царицыне (архитектор Александр Ященко, 1901–1918, разрушен); собор святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (архитектор Александр Померанцев, 1913–1917, разрушен). Как видно из этого перечня памятников зодчества, наиболее значительных по размерам и роли в истории русской архитектуры, большинство из них утрачены в годы богоборческой власти и нуждаются в изучении и воссоздании. Поэтому роль Александро-Невского собора в Софии уникальна. Там сохранились в перво­зданном виде не только архитектура, но и богатейшее внутреннее убранство, монументальная живопись и иконы, создававшиеся болгарскими и русскими художниками.

http://e-vestnik.ru/analytics/hram_alexa...

Закрыть itemscope itemtype="" > В памяти восемь веков 23.11.2020 498 Время на чтение 6 минут Источник: Православное Завольжье Покровские чтения – это не просто теоретическая конференция или отчетное собрание. Это место живого общения педагогов-единомышленников и всех, кто болеет душой о христианском просвещении. А с живым общением в этом году все непросто. Поэтому организаторы чтений очень переживали: состоятся ли они? Помогут ли педагогам открыть для себя что-то интересное и новое? Такой близкий образ святого Много раз убеждалась: где есть искреннее желание многих людей сделать что-то доброе, будет и результат. Все было сложно, но благодаря современным средствам связи и стремлению людей все получилось. А еще благодаря благодатной, как отметил Епископ Пахомий, теме. «Благоверный князь Александр Невский – один из тех святых, чье имя на слуху. Почему-то из сонма русских святых кто-то становится не только национальным символом, но и по-настоящему близким человеком», – отметил архипастырь в своем докладе на пленарном заседании. В этом году в зале всего несколько человек, остальные – участники онлайн-конференции в Zoom. И доклад владыки, и обсуждение транслируют в социальные сети. Участники чтений по всей епархии размышляют о наследии благоверного князя. «В каждую эпоху русские люди видели в облике святого что-то свое. Точнее, каким-то удивительным образом князь Александр становился своим для каждой эпохи, продолжая свое служение народу и Отечеству», – говорит Епископ Пахомий. Его выступление продолжает рассказ об участии хора мальчиков «Музыкально-эстетического лицея имени А.Г. Шнитке» Энгельсского района в I Международном православном детско-юношеском фестивале-конкуре «Александр Невский», который проходил в городе Переславле-Залесском – на родине князя. Этот фестиваль стал культурным событием в жизни хорового коллектива, и вместе с тем он дал возможность юным хористам совершить настоящее паломничество. «Ребенку важно услышать про личный опыт веры. Сегодня я многое для себя открыла, будет, о чем с сыном поговорить. Про Переяславль-Залесский обязательно почитаем, посмотрим», – говорит после окончания пленарного заседания Наталья Александровна Гужева. Она воспитывает одиннадцатилетнего сына, и тема чтений тронула ее до глубины души. Ведь для ребенка важен яркий рассказ о личности, а не сухие правильные фразы. Детям о князе – с любовью и по-настоящему

http://ruskline.ru/opp/2020/11/23/v_pamy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наследники Невского 12 сентября - перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского (1724) 11.09.2016 2061 Время на чтение 9 минут Святой благоверный князь Александр Невский.Худ.П.Корин В финале историко-биографического фильма «Александр Невский» (1938), рассказывающем о великом князе Александре Ярославиче Невском, под командованием которого русские воины смогли победить в битве с ливонскими рыцарями Тевтонского ордена в 1242 году на Чудском озере, новгородцы бурно отпраздновали победу. Во время застолья Александр Ярославич, давая напутствия отпущенным кнехтам, так перефразировал Евангелие от Матфея: «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!» Эти слова великого русского воина и святого актуальны и сегодня. В 2007-2008 годах Фонд «Андреевский флаг», в пресс-службе которого я работал, проводил Международную духовно-просветительскую программу « Под звездой Богородицы » - восемь крестных ходов, посвящённых воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии. В марте 2007-го, перед началом программы «Под звездой Богородицы», я с группой сотрудников Фонда совершил паломничество на специальном автобусе по маршруту Москва -Псков-Москва. Мы побывали в древней обители - Спасо-Елизаровском монастыре на Псковщине. Пять столетий назад его игумен старец Филофей написал послание великому князю Василию III, в котором развил уже высказанную им ранее пророческую идею о том, что «Москва - это Третий Рим». На станции Дно, где в марте 1917 года был разыгран трагический фарс с отречением Святого Царя-Мученика от престола, совершили молебен ему и установили большой деревянный поклонный крест. И вот мы в скорбном молчании стоим у монумента «Купол» в деревне Черёха Псковской области, призванного увековечить память о подвиге наследников святого благоверного князя Александра Невского - 84-х воинов 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не судите Патриарха, да не судимы будете 03.03.2016 2409 Время на чтение 12 минут Понять действия Святейшего Патриарха Кирилла можно через почитаемых им святых - противников папства Ровно четыре года назад я стал одним из многочисленных авторов Русской народной линии и написал свою первую статью о Владимире Владимировиче Путине . Сегодня я как руководитель региональной общественной организации «Русская община Калининградской области» дерзну изложить свои мысли о Предстоятеле Русской Церкви, правящем архиерее Калининградской епархии Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Для начала приведу высказывания самого Патриарха. Из ответов митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопросы зрителей проекта «Имя Россия» об Александре Невском: «...Святой благоверный Александр Невский очень мне близок. Мои детство и юность прошли в Петербурге, где почивают мощи святого Александра Невского. Мне посчастливилось иметь возможность часто прибегать к этой святыне, молиться святому князю в месте его упокоения. Во время учебы в Ленинг радских духовных школах, которые находятся в непосредственной близости от Александро-Невской лавры, все мы, тогдашние студенты, явно ощущали благодатную помощь, которую Александр Невский оказывал тем, кто с верою и упованием призывал его в своих молитвах. У мощей святого князя я получил рукоположение во все степени священства. Поэтому с именем Александра Невского у меня связаны глубоко личные переживания...» «...Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, не посягая на нашу национальную идентичность. Но когда опасность возникла с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь - никакого компромисса. Когда Папа Римский пишет письмо Александру, пытаясь обратить его на свою сторону, Александр отвечает твердое «нет». Он видит опасность для русского образа жизни, русских культурных ценностей, русского сознания, он встречает закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву...».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть День памяти героев Ледового побоища Также сегодня мы чтим память архитектора И.Е.Старова, адмирала Д.Н.Сенявина, скульптора И.П.Мартоса, публициста С.Н.Глинки, богослова В.В.Болотова, психиатра В.П.Сербского, героя Ф.Ф.Сорокина и конструктора В.Г.Грабина 18.04.2024 5 Время на чтение 14 минут Фото: culture.ru Сегодня Святая Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси (1652), мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303), преподобного Пуплия Египетского (IV), преподобных Феоны, Симеона и Форвина (IV), преподобного Марка Афинского (400), преподобного Платона, исповедника Студийского (814), преподобной Феодоры Солунской (892), священномученика Алексия пресвитера (1930), священномученика Николая пресвитера (1931). Сегодня день памяти воинов, павших в Ледовом побоище – под таким названием вошло в историю сражение, которое состоялось 5 апреля 1242 г. В этот день Св. блгв. Великий Князь Александр Ярославич Невский разгромил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Сражение состоялось в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Александр Невский расположил русскую рать в узкой южной части Чудского озера юго-западнее озера Вороний Камень и навязал врагу сражение в избранном месте, прикрывавшем пути на Великий Новгород и Псков. Войско противника – ливонские рыцари, рыцари и кнехты Дерптского и других епископств, датские крестоносцы – выстроилось «клином». Александр, ударив по неприятелю сбоку, смешал их ряды и разгромил. Русские войска одержали решительную победу: было убито 400 рыцарей и взято в плен 50, гораздо больше пало на поле сражения кнехтов, а также воинов из чуди и эстов. Разбитые рыцари бежали на запад; русские воины преследовали их по льду озера. Немцы вынуждены были отказаться от всех завоеваний в пределах коренных русских земель. На льду Чудского озера героические русские воины «остановили надвигавшуюся на Русь волну немецко-рыцарской агрессии, остановили многовековой немецко-рыцарский Drang nach Osten, приведший ранее к покорению и порабощению ряда народов Центральной и Восточной Европы». Победа Александра Невского навсегда спасла северные исконные русские области от вторжения католицизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Рязанской и Касимовской епархии), в Ряжском р-не Рязанской обл., первоначально жен. Основан как богадельня в кон. XIX в. прав. Софронием Ибердским в 23 верстах от г. Ряжска, в 3 верстах от сельца Щурова Ряжского у. на земле (17 дес.), пожертвованной крестьянином с. Мостье Е. Н. Родиным. 14 окт. 1897 г. указом Рязанского еп. Мелетия (Якимова) заведующей богадельней была назначена благочинная Колычевского Казанского жен. мон-ря Рязанской епархии мон. Ангелина. 13 июля 1904 г. по благословению Рязанского еп. Аркадия (Карпинского) в соответствии с указом Святейшего Синода от 3 марта 1904 г. богадельня была обращена в жен. общину, а указом Святейшего Синода от 7 марта 1907 г.- в жен. мон-рь. В память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи 17 окт. 1888 г. в железнодорожной катастрофе по благословению архиеп. Рязанского и Зарайского Феоктиста (Попова) в обители был построен двухэтажный каменный храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Престол на верхнем этаже был освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, на нижнем - в честь иконы Божией Матери «Знамение» (в воспоминание избавления от опасности 29 апр. 1891 в г. Оцу в Японии цесаревича св. мч. Николая Александровича (см. Николай II Александрович )). Храм был освящен 11 июля 1892 г. прот. из с. Ухолова Гавриилом Кудрявцевым. В 1892 г. при храме были сооружены небольшие постройки для богадельни. В нач. XX в. в мон-ре было 9 корпусов, в т. ч. 3 каменных, баня с прачечной, амбар, деревянный сарай. В одном из кирпичных домов располагалась трапезная с кухней, куда был проведен водопровод. В 100 саженях от храма и жилых построек в 1892 г. было устроено кладбище. В 1907 г. в мон-ре был оборудован скотный двор с каменным домом, каретным сараем и каменной конюшней и др. хозяйственными постройками. В 1909 г. недалеко от скотного двора был сложен новый кирпичный ледник.

http://pravenc.ru/text/64498.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Александр Невский – вечно меняющаяся фигура русской истории " Окончательное развитие образа Александра Невского как могущественного императора происходит в эпоху петровских реформ " Источник:  Нескучный сад В истории России мало найдется людей, чью личность каждая эпоха открывает по-новому. Одной из таких вечных фигур российской истории смело можно считать Александра Невского. Святой князь скончался 14 ноября 1263 года в Городце и вскоре был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. Практически сразу, задолго до его общероссийской канонизации в 1547 году, началось его почитание во Владимиро-Суздальской Руси. Почти через 20 лет после его смерти появился первый литературный памятник, рассказывающий о подвигах Александра Невского. Это была " Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Олександра " , автор которой представил своего героя как идеального политика и православного святого. В полном соответствии с житийным каноном Александр сравнивается со святыми, библейскими персонажами и легендарными античными героями и императорами (последнее связано с тем, что перед нами не каноническое житие, а " повесть " – очень синкретичный жанр древнерусской литературы, свободно объединяющий различные формы повествования). Автор повести так характеризует идеал княжеской власти, воплощенный в святом Александре: " Князь благ в странах – тих, уветлив, кроток, съмерен, – по образу Божию есть, не внимая богатьства и не презря кров праведничю, сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбец, а не златолюбец, благ домочадцем своим и вънешним от стран приходящим кормитель " . Формула идеального правителя по-житийному абстрактна, и в дальнейшем ее постоянно уточняли в зависимости от того, когда и где писался очередной текст про Александра Невского. Столь же неконкретны и зарисовки княжеских добродетелей: он благочестив, с почтением относится к духовенству и закладывает несколько храмов, перед смертью принимает схиму, тем самым воплощая мечту своей жизни.

http://religare.ru/2_96650.html

Скачать epub pdf 44. Святой Александр Невский 164 , святитель Митрофан Воронежский, и святой мученик Феодор. Утверждённые в Боге «Дивен Бог во святых Своих» 165 . В день памяти святых угодников Божиих святая Церковь прославляет силу Божию, проявившуюся в их жизни и увенчавшую их святость и особой близостью к Богу. Благоговейно чувствуя эту святость и близость святых к Богу, мы в глубине своей души одновременно чувствуем в эти дни и свою греховность, и недостоинство перед Богом. Они-то (святые) угодили Богу. А мы? Они-то снискали милость Божию. А мы? Они-то успешно боролись с грехами. А мы? Так, сравнивая себя со святыми угодниками Божиими, мы без конца будем задавать себе своё унылое. «А мы?» От такого сопоставления можно было бы впасть в тоску, панику, грусть, уныние, если бы не сознание, что сила Божия, очистившая, просветившая, и утвердившая в Боге святых угодников, есть та же самая сила Божия, которая предназначена для каждого из нас. Она готова миловать, просвещать, умудрять и в Боге утверждать нас, как только мы серьёзно решимся сделаться достойными её. Объятия Отчие всегда открыты для нас, призывающая благодать Божия (принято благодать Божию разделять по её воздействию на человека на: 1) благодать призывающую, 2) просвещающую, 3) очищающую и 4) спасающую) всегда около нас. Эта благодать в день памяти святых призывает нас вникнуть в житие их, чтобы возревновать о подражании им. Святая Церковь чтит и прославляет ныне шесть угодников Божиих. Кратко рассмотрим житие трёх из них: мученика Феодора, святого Александра Невского и святителя Митрофана Воронежского под углом зрения их отверженности в Господе Боге. 1 . Мученик Феодор жил в 4 веке, во время ещё продолжавшихся гонений на христиан со стороны язычников. Ему было всего 15 лет, когда его подвергли мучениям, стойко и терпеливо им переносимым. Когда его спросили, как он чувствовал себя во время мучений, то он ответил: «Когда я утвердил себя в своей душе в терпении за Христа... то погасилось во мне чувство боли». Вот они – спасительные слова: «утвердился в терпении за Христа». – Страх и чувство боли от мучений погасились силой Божией, вселившейся в юного Феодора с того момента, как он утвердился в терпении и надежде на Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним! (Повесть о житии Александра Невского) «О великом князе нашем Александре Ярославиче, умном, кротком, мудром, храбром, тезоименитом царю Александру Македонскому, подобном сильному и храброму царю Ахиллу. Расскажем об его мужестве и житии о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием. Как мне, худому, грешному и недостойному, начать описание жития великого князя Александра Ярославича, внука Всеволода!? Но ведь я слышал и от отцов своих и сам был самовидец жизни его и рад поведать о святом, честном и славном житии его. Приточник говорит 427 : в злохитру душу не внидет премудрость, на высоких бо краех есть, при вратех сильных приседит. Но хотя я и груб умом, однако, по молитве святой госпожи Богородицы и поспешением св. князя Александра Ярославича положу начало. Этот князь родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого – от великого князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии. Так и пророк Исаия говорит 428 : тако глаголет Господь: князи Аз учиняю, священи бо суть; Аз вожу я воистину. Воистину, его княжение совершилось по Божьему изволению, и на нем почивало Божие благословение. Ростом он был выше других людей; его голос (гремел), как труба, среди народа. Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский царь поставил вторым (по себе) царем над Египтом. Сила у него – половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского царя Веспасиана, сына (преемника!) Неронова, покорившего землю иудейскую. Когда Веспасиан хотел напасть на город Иотапату, граждане, ополчившись, вышли и победили его полки, так что он остался один (пред врагами). Прогнав врагов до ворот и взяв город, он с укоризною посмеялся над своей дружиной: «Оставили вы меня одного!!» Так и князь Александр Ярославич, побеждая других, сам оставался непобедим». О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010