Да не говорили так в нашей стране никогда, не относились подобным образом к чужой беде, просьбе, мольбе о помощи. Это не по-русски, а значит, и не по-человечески! Постылые слова эти, ведущие к погибели, попросту очередная постылая калька с чудовищного заокеанского: «It is your problem», что тихой сапой вошла в нашу жизнь и нагло втёрлась в нормальные людские отношения за последние два с небольшим десятилетия наряду со многими понятиями и нравами, чуждыми русскому духу, противными христианской вере. Интересно, были бы возможны все наши многочисленные славные победы в далёком (и не очень) прошлом, если б люди русские исповедали эту циничную формулу?! Апостол же взывает к нам с совершенно иным, только вслушаемся в это спасительное для всех нас: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал., 6:2). Да-да, тот самый величайший закон, равного которому никогда не было на земле до пришествия Спасителя и согласно которому: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин., 15:13). А ведь это – только вслушаемся! – вовсе не одолжить денег или в чём-то уступить, подсобить, но даже эта мелочь приводит нас подчас (признаемся честно!) в нешуточное смятение. Какая же воистину Небесная награда ожидает того, кто сумеет, найдёт в себе силы исполнить эту Божественную заповедь. И именно об этом слова Господа Нашего: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин., 15:14). Так вот привычное слово «начальник», как оказалось, значило поначалу вовсе не то, что теперь. И было оно наполнено высоким смыслом. Вспомним, начальником был прежде тот, кто шёл впереди войска, когда оно вступало в битву, принимая на себя самые сокрушительные удары противника. И никогда не тот, кто, привычно прячась за спинами своих подчинённых, списывает на них все неудачи общего дела. Не забывая при случае отметить собственные «выдающиеся достоинства». Для автора этих строк удивительными русскими начальниками на все времена были и остаются прежде святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской.

http://pravoslavie.ru/42847.html

Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует чрез них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному. разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно“ ( 1Кор. 12: 4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе“ ( 1Кор. 7: 7 ). 15) Сектант: Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. Объяснение православного: Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи – муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей“ ( Втор. 18: 22 ). Что касается причисления кого-либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей“ Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах“, и постоянными ходатаями за нас на небе пред престолом Божиим. 16) Сектант: Правоспавные особенно чтут св. Николая, а ведь он был человек жестокий, ибо известно, что он ударил Ария в лице. Объяснение православного: О необыкновенной доброте и «образе кротости“ св. Николая, о его помощи бедным и заступничестве пред сильными мира за слабых и невинно угнетенных знает весь христианский мир. Удар Арию нанесен был св. Николаем за дерзкую хулу еретика на Сына Божия. Вследсгвие ревности по Боге св. Николай не выдержал себя и ударил богохульника, за что и был лишен епископства, пока после покаяния святителя Сам Христос и Богоматерь не восстановили его в епископском достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Душевная буря, без сомнения, не раз поднималась в нем и всякий раз заглушаема была голосом разума, указывавшего на неизбежность предстоявшего шага. Но ограничится ли дело одним унижением? Не предстоит ли ему опасность лишиться жизни? Кто скажет, с какой целью хан вызывает его к себе? Может быть, он действительно желает насладиться видом славного русского князя, простирающегося у подножия его трона, желает поразить его блеском своего могущества, но возможно и другое предположение, на которое могла наводить Александра страдальческая кончина его отца. Но желают ли татары избавиться от храбрейшего русского князя, который один из всех князей мог с некоторым основанием надеяться на успех в борьбе с ними или, по крайней мере, не чувствовать себя в совершенной зависимости от хана? В предлоге для его убиения у татар недостатка не будет. Около этого же времени зверски умерщвлены были в Орде князь Михаил черниговский и боярин его Феодор за отказ выполнить языческие обряды. Если татары вздумают и Александра принуждать к тому же, может ли он колебаться в выборе между смертью и отступничеством? Среди подобных опасений и душевных тревог благочестивый князь, без сомнения, искал утешения и подкрепления в вере. Прибегая с молитвою к Богу, он по своему обыкновению изливал свою душу в словах псалмопевца, которые так хорошо подходили к его положению. Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня; Избавь меня от делающих беззаконие, Спаси от кровожадных, Ибо вот они подстерегают душу мою; Собираются на меня сильные Не за преступление мое и не за грех мой, Господи; Без вины моей сбегаются и вооружаются; Подвигнись на помощь мне и воззри. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сила – у них, но я к Тебе прибегаю, Ибо Бог – заступник мой!       ( Пс. 58 ) Господи, Боже мой! На Тебя я уповаю; Спаси меня от всех гонителей моих И избавь меня; Да не исторгнет он, подобно льву, души моей, Терзая, когда нет избавляющего.       ( Пс. 7 ) Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Загробное воздаяние . Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице Отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду в пламени сем ( Лк.16:24 ). В притче о богатом и Лазаре, предложенной сегодня в евангельском чтении, содержится учение о загробной жизни и решается смущающий многих вопрос: почему одним хорошо живется на этом свете, хотя они ведут жизнь беззаконную и нечестивую, другие, напротив, бедствуют и страдают, хотя стараются угодить Господу Богу подвигами благочестия и добродетели. Успокоительным ответом на сей вопрос служит судьба богатого и Лазаря. Оба они, как сыны избранного народа, происходили от Авраама по плоти, но только Лазарь сроден был Аврааму по духу, и однако же этот Лазарь был великим страдальцем, не имел приюта, покрыт был ранами и струпьями, терпел голод, жажду, холод. Ему худо жилось на свете, зато в загробной жизни он сподобился блаженства, которое состояло в том, что, как истинный сын Авраама по духу, он удостоился чести быть на лоне его, т. е. достигнуть утешения и радости в теснейшем общении с ним. Не такова была участь богатого. Тот, который непрерывно проводил жизнь в пирах и веселии, по смерти попал в ад и мучился в адском пламени. И поделом. По закону правды Божией, воздающий каждому по делам, ему надлежало подвергнуться казни, заслуженной им за нечестие. Он избежал ее в жизни настоящей, зато она постигла его в жизни загробной. Напрасно он, увидев Лазаря на лоне Авраамовом, возопил ему: «отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Отцу свойственно любить своих детей; но богатый был таким сыном Авраама, который не заслуживал его любви, ибо будучи сродным ему по плоти, он не был сроден ему по духу. Иудеи вообще любили хвалиться происхождением своим по плоти от Авраама и называть себя чадами его. К сожалению, они не были истинными его чадами, ибо Христос так сказал им однажды: аще, чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили ( Ин.8:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

– Зачем такую святыню потревожили ради меня? И вот, завязался спор возле умирающего Василия III, пришел митрополит, владыка, говорит: – Будем постригать в монахи. А бояре говорят: – Не надо, лучше будем его хоронить как царя! Митрополит и другие монахи говорят: – Нет, мы хотим, чтобы он как монах был похоронен. А он-то еще живой лежит. Он говорит: – Хочу монахом, монахом хочу!.. А бояре да князья: – Государь, мы тебя как царя хотим похоронить… Вы знаете, Александр Невский был похоронен как монах, не как князь. В свое время, когда большевики захватили Кремль, они бросились царские гробницы вскрывать, думали, там цари в золоте лежат, а они там лежат в монашеских одеждах: четки, куколи, истлевшие ткани… И вот, когда этот спор продолжался, митрополит Московский и всея Руси сказал этим князьям и боярам, которые не хотели пострига: – Вы хотите сосуд серебряный, а я хочу сосуд золотой. То есть, они хотели почесть царскую ему воздать, а митрополит ему небесную славу искал. Так вот и эти слова: «…пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» – о том, что Господь хочет, чтобы гонения еще были. Потому что Он хочет, чтобы к святым мученикам присоединилось еще большее количество людей, которые здесь называются «сотрудниками», «братьями» тех, которые уже умерли. Дело в том, братья и сестры, что многие люди стали святыми только через мученичество, а если бы не мученичество, то они попали бы в ад. Вспомните жизнь Вонифатия: пьянство и разврат, сожительство с христианкой Аглаидой, госпожой своей. А через мученичество обрел спасение великое. И вот то, что Андрей Кесарийский сравнивает мученичество с ангельским чином, свидетельствует о высоте этого служения. Итак, Господ попускает, чтобы были гонения, потому что многие из нас без гонений и не спасутся. Вы знаете, что в Писании сказано: «страдающий плотию перестает грешить» ( 1Пет.4:1 ) – есть такой текст в слове Господнем, поэтому и «сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Значит, чувство правды непременно будет когда-либо удовлетворено. А так как оно здесь, на земле, не всегда удовлетворяется, то, значит, еще будет время, когда последует такое удовлетворение. Следовательно, смертью существование человека не оканчивается: будет посмертная развязка того, что началось, но не кончилось на земле, – праведное воздаяние: праведнику по правде его, грешнику по делам его. Если несомненно есть Бог, то несомненно и то, что Он правосуден: неправосудный Бог не есть Бог, а если Бог правосуден, то Он непременно воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ). Если мы не видим такого воздаяния здесь, на земле, то непременно оно должно быть там, за гробом: Лазарь восприимет за терпение благая, а богатый за жестокосердие – злая ( Лк.16:19–25 ). Итак, совесть есть голос Божий, указывающий нам нравственный закон, одобряющий за исполнение его и обличающий нарушителей его и тем предохраняющий от будущего Страшного Суда и наказаний за преступление. Пренебрегать голосом совести – значит пренебрегать своим счастьем здесь, на земле, которым награждает человека спокойная совесть, и приготовлять себе то неизбежное наказание, которое ожидает в будущей жизни всех остающихся здесь не наказанными за грех и не удовлетворившими правде Божией покаянием и теми средствами, какие дарованы людям по милосердию Божию для очищения грехов. Братия, будем хранить совесть свою: нет лучшего покоя, как покой совести, – нет большего мучения, как мучение совести. Будем во всем поступать по совести, будем и повиноваться царским велениям не только за гнев, но и за совесть. Будем молиться за царя, и получим праведное мздовоздаяние за нашу молитву – тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:2 ). Откуда власть на земле? Слово в день коронования благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 14 мая 1902 года Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. ( Рим.13:1 ). Откуда власть на земле? – Оттуда же, откуда и на небе, где легионы Ангелов творят волю Владыки вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

И богатство не может помешать нам служить Господу Богу, если только мы сами захотим... Много ли из нас найдется таких богатых людей, каков был святой праотец наш Авраам? А он целую жизнь был богат, и целую жизнь служил Богу. Как же это было? Во всех действиях своих он показывал, что Господь посылает ему сокровища для того, чтобы питать нищих, помогать бедным, защищать сирот; целые дни сидел он при дверях своей палатки, в сладкой надежде принять к себе странника, осчастливить несчастного. И целую жизнь таким образом был богат, и целую жизнь служил Богу. Итак, смотрите: у Авраама богатство и у Иуды – золото; но первый с богатством восходит на небо, последний с золотом падает в бездну ада... Что же мешает и нам подражать Аврааму? Итак, богатство для христианина – не препятствие, а прекрасное средство служить Богу. Точно так же и всякая служба общественная нисколько не препятствует служить Богу, иначе Спаситель и не сказал бы: «воздадите убо кесарева кесаревы, и Божия Богови» ( Мф. 22:21 ). Славен был Давид, велик Езекия, знатны были и древние христианские благочестивые цари и князья, как Константин Великий и наши Владимир равноапостольный, Александр Невский, – и однако ж ни бремя государственных занятий, ни блеск двора – ничто не могло препятствовать им открыто служить Богу и молиться Ему... Прекрасные они были граждане на земле: прекрасные теперь граждане на небе! Так, братие, должно быть и с каждым из нас. Звание наше, какого бы рода оно ни было, с тем и дается нам Господом на земле, чтобы мы чрез него достигли звания Небесного. Господи, помоги нашей немощи! Сам Всесильный, дай нам силы, чтобы мы, служа царю земному, служили и Тебе, Царю Небесному, и несли звание земное так, чтобы чрез него достигали звания Небесного. Аминь. (Из книги «Минуты пастырского досуга») 241. «Я буду судить вас ... каждого по путям его» (Иез. 33:20) Говорит Господь во святом Своем Евангелии: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. И если... найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы, и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы; ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий». Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет... не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными ( Лк. 12:36–40, 42–46 ), с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 24:51 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч. «Иссахар» означает «награда». Это получающие великую награду за добродетельное житие на земле. Не видели ли уготавливающуюся им на небесах награду первомученик Стефан и апостол Павел ( Деян. 7:56 ; 2Тим. 4:8 )?! Не великой ли наградой было святому Сергию игумену Радонежскому обетование от Бога, что, как великое множество птиц, распространятся иноки его обители?! Велика награда небесная детей Божиих. Откр.7:8 Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. «Завулон» означает «жилище силы» или «благоухание». Это люди, ставшие жилищем Божией силы, как и Христос говорил, что «облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:49 ). Это ставшие, как говорит апостол Павел, «Христовым благоуханием Богу» ( 2Кор. 2:15 ). Не обителью ли силы Божией и духовным благоуханием в земной долине плача были многие монастыри, многие угодники Божии? Вспомним преподобного Серафима Саровского , который открыл Н.А. Мотовилову даже физическое восприятие благоухания и света Духа Святого. Это такие, о которых, как о Мардохее, может быть сказано, что он был «великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему» ( Есф. 10:3 ). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. «Иосиф» означает «приложение». Это те, кто вместе с Царством небесным получили многие земные блага по слову Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Так, Иосиф искал только верности своему Богу, а Бог дал ему быть вторым после фараона в Египте – величайшей державе того времени. Иные Христа ради оставляли все, что имели. Другие обильно благословлялись земными благами, стояли у кормила земных государств, оставаясь верными Христу. Таковы святая царица Елена, мать императора Константина, король франков Карл Великий, равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, благоверный князь Александр Невский, московская княгиня Евдокия (в монашестве Ефросинья), по смерти своего мужа Дмитрия Донского втайне под пышными княжескими одеждами носившая вериги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, с Богом, начинайте свое спасение: кто положил начало, тот сделал, говорят; половину дела. Начинайте теперь же, с этого дня, свое спасение, – Господь поможет вам. Помните, что страдания и лишения в этом веке ничего не значат в сравнении с той славой, которая уготована любящим Господа и страдающим за Него ( Рим.8:18 ). Господь, молитвами Пречистой Своей Матери и святых праведных богоотец Иоакима и Анны, да помилует и спасет всех нас! Слово учащимся в церковно-приходских школах перед началом молебна по случаю исполнившегося 25-летия существования церковных школ в империи Дети! Когда к Иисусу Христу приносили матери своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним, а апостолы не допускали приносящих, то Господь сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им ( Мк.10:14 ). Потом Он обнял их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:13–16 ). Видите, как Господь любит детей. Значит, и вас, дети, Он любит, когда вы приходите к Нему. Когда же вы бываете у Него? Тогда, когда приходите в церковь или когда усердно молитесь Ему дома. Вот и теперь вас допустили к Нему – сюда, в церковь , для того, чтобы вы помолились Ему и чтобы Он благословил вас. Он слышит детскую молитву и исполняет ее. Молитесь же, дети, усердно, молитесь, благодарите Господа за то, что Он сподобил вас учиться грамоте: чрез грамоту вы можете научиться всему доброму, полезному; грамота может провести вас и к Царствию Небесному. Вот за это вы и благодарите Господа. Помолитесь и за тех, кто вам дал возможность учиться грамоте. Прежде всего молитесь за государя нашего, который повелевает отпускать средства для содержания церковных школ, где вы учитесь; молитесь за всех начальствующих и учащих в этих школах. Ныне исполнилось двадцать пять лет с тех пор, как стали заводиться школы при церквях. Первый позаботился об открытии таких школ покойный теперь государь император Александр Александрович. Помолитесь о упокоении души сего царя, благодетеля вашего. Помолитесь также о упокоении и тех царских сановников, также усопших, которые любили церковную школу, много труда и старания прилагали, чтобы церковные школы множились и чтобы они не имели недостатка в средствах содержания и в учебных пособиях. Итак, все будем усердно молиться: и мы, и вы, дети, молитесь: нашу общую молитву услышит Господь и пошлет Свое благословение. Влияние школы. Речь при освящении дома градовоскресенской церковно-приходской школы, выстроенной братьями Кухтериными 45

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

князь Александр Невский сказал по этому поводу: «Не в силе Бог, а в правде». В чём же наша правда? в пьянстве? нищете (это в самой–то богатой стране мира)? безответственности? воровстве? «украшении» нашей истории — ГУЛАГе? в традиционном пренебрежении к отдельному человеку? Повторяю, я не придумываю эти «злопыхательские» вопросы; мне, как пастырю Церкви, постоянно задают их люди, наши молодые соотечественники. Как же теперь нам, оставаясь христианами, и в этом полагая главный смысл нашей жизни, послужить и нашему отечеству, беря пример с сонма праведников, в земле Российской просиявших? Может быть, возможно возвращение идеала Святой Руси в нашу жизнь? Здесь нужно осознавать, что этот идеал — вовсе не когда все стройно ходят крестными ходами, круглосуточно читая акафисты, но именно понуждение себя на исполнение заповедей Христовых. Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 24 — 27). Это основа всякого действия для христианина. Но именно здесь есть сложности. Христианство велит всё начинать с себя, созидать святость в себе; а вот с этим как раз у нас проблема. У нас «святость Руси» проявляется в ностальгировании по давно ушедшим временам, воспевании монархии и войн без трезвой и разносторонней их оценки (мифологическое сознание), и в традиционном поиске врагов. Почему так? Потому что искать врагов и бороться с ветряными мельницами гораздо легче, чем быть нравственным порядочным человеком, христиански созидающим свою жизнь. Подлинный патриотизм, подлинная любовь к родине должна проявляться в делах, не в словах. И дела эти не обязательно глобальные — «всех порвать на части, Господа хваля», как призывает певица Бичевская. Оглянемся вокруг себя. Вот наши подъезды — грязные, вонючие, изрисованные, с выбитыми стёклами, сожжёнными кнопками лифтов. Казалось бы, наш дом, чего уж ближе; нам дела нет. Мы будем сквозь горы мусора аккуратно пробираться к своим железным дверям и на кухне будем с горячностью говорить о кознях против России мировой жидомасонской закули–сы, о том, что Запад развращает нашу молодёжь… простите, но эта молодёжь — каши дети: откуда они научились гадить в своих же собственных подъездах? Закулиса растлила? Не мы ли сами превратили нашу жизнь в грязь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010