В 1964-1988 гг. К. и Г. е. управлял архиеп. Кассиан (Ярославский). По его инициативе в 1981 г. учреждено празднование Собору Костромских святых. 1988-2015 гг. В 1988 г. в епархии праздновали 1000-летие Крещения Руси, в связи с чем в том же году епархии были возвращены 3 храма: Успенский собор в Кологриве, Воскресенская ц. в с. Воскресенском Островского р-на и Воскресенская ц. в с. Нежитине Макарьевского р-на. После ухода на покой архиеп. Кассиана (30 нояб. 1988) в сент. 1989 г. новым правящим архиереем стал еп. (с 1994 архиепископ) Александр (Могилёв). Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 19 марта 1990 г. епархии был возвращен Богоявленско-Анастасиин собор в Костроме, в стенах к-рого в 1925-1982 гг. размещался областной архив. После пожара 1982 г. в здании вели реставрационные работы, по завершении предполагалось устроить зал органной музыки. 17 авг. 1991 г. состоялось освящение Богоявленско-Анастасиина собора, ставшего новым кафедральным собором епархии, 18 авг. в собор торжественно перенесли главную святыню - Феодоровскую икону Божией Матери. На рубеже 80-х и 90-х гг. активно шел процесс открытия церквей: в 1989 г. были открыты 4 церкви, в 1990 г.- 30, в 1991 г.- 6, в 1992 г.- 13 церквей. Если на 1 янв. 1988 г. в епархии было 64 действующие церкви, то на 1 янв. 1990 г.- 71, на 1 янв. 1993 г.- 122 церкви. Весной 1990 г. еп. Александру удалось добиться возвращения Церкви мощей прп. Макария Унженского и Желтоводского, находившихся в запасниках музея в Юрьевце. 14 мая 1990 г. в музее мощи передали еп. Александру. 1 окт. 1990 г. в Костроме открыли Костромское ДУ (ректор в 1990-1996 - прот. А. Андросов). В 1996 г. ДУ преобразовано в Костромскую ДС (ректор в 1996-2010 - архим. Геннадий (Гоголев)). 27 марта 1995 г. к лику святых был причислен сщмч. Никодим (Кротков), ставший первым Костромским святым в XX в. (в 2000 Архиерейским юбилейным Собором включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской). 27 марта 2000 г. состоялось прославление Солигаличских новомучеников: прот. сщмч. Иосифа Смирнова, иерея сщмч. Владимира Ильинского, диакона сщмч. Иоанна Касторского и мирянина мч. Иоанна Перебаскина. 28 мая 2000 г. был прославлен как священномученик иерей Василий Разумов, 25 дек. 2003 г.- прп. Тимон Надеевский.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Остававшаяся в Ж. м. братия была изгнана, по рассказам местных жителей, неск. монахов нек-рое время жили в подклети Богородице-Рождественской ц. В 30-х гг. храмы обители использовались местным колхозом для хранения зерна, в 2-этажном братском корпусе была открыта школа. В 1947 г. в мон-ре разместилась машинно-тракторная станция, в храмах устроены ремонтные мастерские. Деревянная Введенская (бывш. Богородице-Рождественская) ц. в Брылеевой пуст. после закрытия Ж. м. была разрушена. Постановлением Совета министров РСФСР от 13 авг. 1960 г. Ж. м. получил статус памятника культуры республиканского значения, но в 60-90-х гг. здания мон-ря стояли заброшенными. 5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход в с. Борок возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) . Среди руин обители был совершен праздничный молебен. В крестном ходе принял участие и последний из оставшихся к тому времени в живых бывш. насельник мон-ря архим. Серафим (Борисов), много лет проведший в тюрьмах и лагерях. Указом архиеп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывш. мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в мон-рь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин). К 2009 г. в Ж. м. проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа). Арх.: ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Св. 1. 30. Л. 7-15; ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 1. Д. 3350. 783; Д. 4443. 789; Оп. 6 (доп.). Д. 175. 359; Оп. 13. Д. 26. 71; Д. 149. 379; Д. 177. 223; Д. 235. 488; Д. 3821-3825; Ф. 131. Оп. 1. Д. 82. 37; Д. 262-264; Ф. 203. Оп. 3. Д. 11. 259; Д. 36. 88; Ф. 702 [Иоанно-Предтеченский Железноборовский мон-рь].

http://pravenc.ru/text/182215.html

стене 1-го яруса колокольни близ главного входа в собор (см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 7-8). Стенопись собора выполнена в 2012-2013 гг. бригадой московских иконописцев под рук. В. И. Щербинина (1960-2017). Лит.: Исторические известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. М., 18872; Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895, 2006; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001. С. 10-11, 21; Костромские святыни/Сост.: иером. Харитон (Просторов), А. Семёнова. Кострома, 20042. С. 35; Александр (Могилёв), архиеп. Костромская Одигитрия: Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005. С. 5, 19; Монастыри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009. С. 10, 106-107; Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 1-2, 36-41; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель любви в Костромской земле: Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, С. 8, 42-43, 53; Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. Кострома, 2016. С. 7-8, 26, 66-72. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/2565360.html

В дек. 2000 г. согласно решению Архиерейского Юбилейного Собора РПЦ был образован Отдел по делам молодёжи Московского Патриархата, к-рый возглавил архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Он рассказал А. С. о деятельности отдела в межсоборный период. По благословению и при активной поддержке патр. Алексия в большинстве епархий РПЦ были созданы Епархиальные отделы по делам молодёжи; начался обмен опытом молодёжной работы. В числе успешно реализованных мероприятий и продолжающихся проектов архиеп. Александр назвал съезды и конференции православной молодёжи, православные детские и подростковые организации и лагеря, участие в фестивалях, паломничествах и праздниках совместно с зарубежными молодёжными объединениями, выпуск периодических изданий и методических пособий. Во время дискуссии по итогам доклада архипастыри говорили о проблемах, с к-рыми им приходится сталкиваться в практической деятельности в епархиях. Участники рабочей группы высказали единодушное мнение о необходимости оперативного обмена информацией о деятельности как Синодального, так и Епархиальных отделов по делам молодёжи. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации архим. Иоанн (Экономцев), кратко охарактеризовав деятельность отдела за десять лет его существования (с 1994), подробно ознакомил А. С. с успехами и проблемами, относящимися к межсоборному периоду. К 2004 г. состоялось двенадцать Международных Рождественских чтений, интерес к к-рым светских педагогов, учёных и деятелей культуры растёт с каждым годом. Большое внимание в докладе архим. Иоанна было уделено воскресным и православным общеобразовательным школам, детским садам: динамике их численности, распространённости по епархиям, специфике образовательных программ, подготовке педагогических кадров. В целях стандартизации учебного процесса архим. Иоанн предложил Свящ. Синоду принять ряд типовых положений, посвящённых статусу и работе православных образовательных учреждений для мирян. На рассмотрение А. С. докладчик представил проект поправки в Устав РПЦ, определяющей понятие православных учебных заведений для мирян и организацию их деятельности.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

14 мая 1941 г. назначен служить в кладбищенскую ц. св. царевича Димитрия «на поле» в Угличе. С апр. 1943 г. служил в ц. во имя арх. Михаила в с. Архангельском Угличского р-на. Жил в храме, в небольшой келье под колокольней, половину кельи занимала его б-ка. Под его руководством сложилась правосл. община. 3 июня 1948 г. пострижен в монашество с именем Кассиан в честь прп. Кассиана Учемского. Монашеский постриг совершил Ярославский и Ростовский архиеп. Димитрий (Градусов) в епархиальном доме в Ярославле. Весной 1949 г. К. возведен в сан игумена. В 1952-1953 гг. заочно окончил Ленинградскую ДС, а затем в 1953-1958 гг. заочно учился в Ленинградской ДА, окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о таинствах в творениях святых Отцов и Учителей Церкви II и III вв.». В 1956-1961 гг. был благочинным церквей Угличского округа. С янв. 1961 г. настоятель кладбищенской ц. св. царевича Димитрия в Угличе, в нач. марта возведен в сан архимандрита. 16 марта 1961 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I К. был назначен епископом Угличским, викарием Ярославской епархии. 26 марта 1961 г. хиротонисан во епископа в Троице-Сергиевой лавре . Хиротонию возглавил патриарх Алексий I. 14 мая 1963 г. К. назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским. 23 авг. того же года награжден правом ношения креста на клобуке. 20 мая 1964 г. назначен архиепископом Костромским и Галичским. В этот период в Костроме оставались действующими 3 храма, церковная жизнь продолжалась и в нескольких сельских приходах. Согласно отчетам уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Костромской обл., К. приглашал священников, в т. ч. заштатных, в свою епархию, уделял большое внимание совершению служб и произнесению проповедей на приходах (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 652. Л. 8; Оп. 5. Д. 94. Л. 19). В 1981 г. по инициативе К. было учреждено празднование Собору Костромских святых. 30 нояб. 1988 г. был уволен на покой по состоянию здоровья с назначением пенсии. Жил у дочери в Ярославле. 22 марта 1990 г. его отпевание в костромском Воскресенском кафедральном соборе совершили Ярославский и Ростовский архиеп. Платон (Удовенко ; ныне митрополит) и Костромской и Галичский еп. Александр (Могилёв ; ныне митрополит). В тот же день К. был погребен в Угличе, в ограде церкви св. царевича Димитрия «на поле», рядом с могилами родителей. Был награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени (21 авг. 1979), дважды - именной панагией (1975; 1986), медалью советского Фонда мира (3 сент. 1979).

http://pravenc.ru/text/1681271.html

После завершения срока ограничения прав проживания в 1932 г. прибыл в Москву. Лит.: Отъезд из Владикавказа смотрителя ДУ игум. Никодима//Владикавказские ЕВ. 1902. 19. С. 378-380; П. Новонареченный епископ//Псковские ЕВ. Ч. неофиц. 1907. 20. С. 513-516; Проводы бывш. ректора ДС архим. Никодима//Там же. 1907. 21. С. 535-536; Наречение и хиротония архим. Никодима во еп. Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Кишинев, 1907; Шереметевский В. В. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 447; Епарх. хроника//Саратовские ЕВ. 1917. 19/20. С. 655; Новый викарий Саратовской епархии - еп. Никодим Чигиринский//Там же. 16. С. 570; Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира. К., 1918. С. 31, 76-78; Записка «русских кругов» Киева//Монархия перед крушением, 1914-1917: Бумаги Николая II и др. док-ты. М.; Л., 1927. С. 285-293; То же//Дневники и док-ты из личного архива Николая II. Мн., 2003. С. 355-365; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 19942. С. 288, 291, 297-316; Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти (15 мая-19 окт. 1918 г.): Восп. М., 1995. С. 37, 43-44, 62, 64-68, 70, 72, 74, 76, 79, 83, 85, 92-94, 99-100, 105, 113; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.). М., 1995. С. 77-78, 84, 102. (МИЦ; 8); Скоропадський П. П. Спогади: Kih. 1917 - грудень 1918. К.; Филадельфия, 1995. С. 154, 156, 196, 353; Андрусишин Б. I. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр.: (Доба Дupekmopiï УНР). К., 1997. С. 15-19, 21, 24, 25, 26, 43-44, 56, 168; Зонтиков Н. А. Костромской святой XX в: К 60-летию кончины сщмч. Никодима (Кроткова), архиеп. Костромского и Галичского//Сев. Правда: Газ. Кострома, 1998, 25 авг. С. 5; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 97-125, 148, 180-184, 189-200, 243-245; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов по мат-лам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 662, 683, 687; Собор, 1918. Деяния. 2000. Т. 10. С. 108, 236-238; Т. 11. С. 163, 178, 181, 184, 185, 186, 189, 190, 226; Александр (Могилёв), архиеп. Сщмч. Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001; Булгаков С., прот. Из памяти сердца. Орёл, 2001. С. 89, 104, 105-106; Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сшмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 160, 255, 271, 278, 286; Митр. Антоний (Храповицкий): Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 гг. СПб., 2006. С. 70-71; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и арх. док-ты по истории РПЦ. М., 2006. С. 65, 66, 105, 239, 263, 356; Граф Келлер. М., 2007. С. 784-785; Свящ. Собор 1917-1918 гг. и мученическая кончина митр. Киевского и Галицкого Владимира//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ, 2008. Вып. 1(26). С. 108, 109, 111, 113,116, 117, 124; Гетман П. П. Скоропадский: Украина на переломе, 1918 г.: Сб. док-тов. М., 2014. С. 233, 238, 239, 243, 244, 254, 256-263, 265-274, 281-283, 285, 287, 288, 293, 298, 300, 722, 894, 1034-1035; Биогр. словарь выпускников КДА: 1819-1920-е гг. К., 2015. Т. 2. С. 143-144.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

28 июля 1946 г. в Воскресенском храме, возвращенном РПЦ, состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил еп. Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) . В 1964-1991 гг. Воскресенская ц. являлась кафедральным собором Костромы, здесь находилась главная святыня Костромского края - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В 1991 г., после того как кафедральным стал Богоявленско-Анастасиин собор одноименного костромского мон-ря, храм Воскресения Христова на Дебре вновь был утвержден приходским, но сохранил соборный статус. 7 мая 1993 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первой настоятельницей К. м. стала игум. Феофания (Ложкина). С 25 марта 2004 г. мон-рь возглавляет игум. Людмила (Охотникова). К нач. 2010 г. в обители проживало 18 насельниц, к кон. 2014 г.- ок. 10. При основании мон-рю был передан и после восстановления 8 авг. 2009 г. освящен Знаменский храм. 26 сент. 2001 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил восстановленную колокольню (автор проекта архит. Л. С. Васильев) Знаменской ц. С 1997 г. при К. м. действует Медицинский центр во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, включающий стоматологический и офтальмологический кабинеты. Имеется небольшая богадельня. К обители приписана находящаяся на Центральном кладбище Костромы ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перестроенная из здания ритуальных услуг (проект архит. И. Ш. Шевелёва) и освященная 27 авг. 1999 г. Среди святынь К. м.- чтимые списки чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и почитаемой иконы свт. Николая Чудотворца из Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Ист.: Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914; Ценности костромских храмов голодающим//Красный мир. Кострома, 1922. 10 мая, 15 июня; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 272.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

В 90-х гг. XX в. в подклете храма над местом погребения основателя обители установили раку. Н. канонизирован в составе Собора Костромских святых, празднование которому установлено в 2004 г., в 2005 г. память святого внесена в Православный церковный календарь (ПЦК. 2005. С. 125). До 2013 г. в богослужебной практике РПЦ почитались 2 разных святых: Никита, прп. Боровский, Радонежский, Серпуховский (пам. в Соборе Радонежских святых) и Н. (пам. в Соборе Костромских святых) (см.: ПЦК. 2012. С. 155; 2013. С. 147). В 2004-2006 гг. был восстановлен храм в крипте собора. 10 нояб. 2006 г. архиеп. Александр (Могилёв) совершил его освящение во имя вмч. Никиты, прп. Сергия Радонежского и прп. Никиты Костромского. Ист.: Баженов И. В. 42 старинных сборника костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. Кострома, 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских мон-рей и церквей XIV - нач. XVII вв.//РД. 1997. Вып. 1. С. 42-48. Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря. СПб., 1879. С. 16-17; Святые угодники Божии и подвижники Костромские: Их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 127-128; Смирнов С. К., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского//ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1902р; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. М., 1913; Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин мон-рь//Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001). Кострома, 2001. С. 5-8; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 221; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 106-107. Э. П. Р. Иконография Прп. Никита Костромской. Покров. Нач. XXI в. (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Покров. Нач. XXI в. (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) В иконописных подлинниках XVII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался вскоре после приезда на место ссылки - в с. Бирилюссы на р. Чулым Красноярского края. 18 окт. 1985 г. мощи В. были обретены и перевезены в Москву, в июле 1993 г. их перенесли в ивановский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь . В авг. 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание священноисповедника, общецерковное прославление В. состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г . Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по Вознесенской ц. г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за 1893); Ф. 432. Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д. 9139-П; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724. Ист.: Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Костромские ЕВ. 1889. 15. Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Там же. 1890. 15. Ч. офиц. С. 198. Лит.: Житие свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт. Василия, еп. Кинешемского// Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг.). Кострома, 1997. С. 20; Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 55-56, 254-255. Игум. Дамаскин (Орловский),Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150493.html

В нач. 1946 г. в Кострому прибыл назначенный на Костромскую кафедру еп. Антоний (Кротевич) , что означало фактическое восстановление епархии. На момент образования Костромской обл., 13 авг. 1944 г., в 16 (из 29) ее районах не было ни одной действующей церкви. В сер. 40-х гг. в епархии шел активный процесс их открытия. В 1945 г. открылось 18 церквей, в 1946 г.- 10, в 1947 г.- 3 церкви. К нач. 1947 г. в епархии насчитывалось 104 действующих храма, в 1945 г. их было 77. Епархия внесла посильный вклад в дело послевоенного восстановления страны. В 1947 г., к 30-й годовщине Октябрьской революции, церкви епархии собрали и внесли в Фонд народного хозяйства СССР ок. 350 тыс. р. Тем не менее процесс закрытия церквей в К. и Г. е. продолжился. В 1947 г. были закрыты 9 храмов (открыто только 3), в 1948 г.- 1, в 1949 г.- 8, в 1950 г.- 5, в 1951 г.- 3, в 1952 г.- 1, в 1953 г.- 2 храма. Упраздненная в 1949 г. в Костроме ц. Иоанна Богослова в Трудовой (бывш. Ипатьевской) слободе стала последним храмом Костромы, закрытым в советское время. В том же году была закрыта и открытая в 1946 г. Ризоположенская ц. в с. Озерки Чухломского р-на - преемница Авраамиевой Великой пуст., основанной в XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким). В 1951 г. был вновь закрыт Богородице-Рождественский собор в Солигаличе. К нач. 1954 г. в К. и Г. е. насчитывалось 80 церквей (в 1948 их было 99). С кон. 20-х гг. ХХ в. единственным местом в К. и Г. е., где верующие могли поклониться мощам святого, оставался погост Макарий-на-Письме Буйского р-на, где в подклете Преображенского деревянного храма под спудом покоились мощи прп. Макария Писемского. 8 авг. 1951 г. храм был закрыт, а входы в него и в подклет наглухо заколочены. Во 2-й пол. 40-х гг. в Унженском ИТЛ содержалось большинство арестованных служителей РПЦ. На 1 окт. 1949 г. там было 1876 священников (из 3523 находившихся в заключении в ГУЛАГе). В память об узниках Унжлага 30 авг. 2009 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил вблизи с. Тимошина Макарьевского р-на большой поклонный крест, изготовленный из рельсов лагерной узкоколейки.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010