Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спасо-Каменный монастырь. Фото Алексея Южакова Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня , 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных. Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека , который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской , заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий , Александр Куштский , Пахомий Каменский , Евфимий Сянжемский - в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский , Христа ради юродивый.

http://drevo-info.ru/articles/25481.html

А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи преп. Александра положены были, по завещанию его, вне церкви, у южной стороны алтаря. Год спустя после его кончины, выросло над могилой его рябиновое деревцо. Отрок из поселян отломил ветку от этого дерева и внезапно разболелась рука его; родители привели сына на гроб преподобного и больной исцелился. С тех пор народ стал брать ягоды с дерева на исцеление себе. Особенно одержимые духами нечистыми исцелялись у гроба преподобного. 84 Сын благотворителей Куштской обители, князь Андрей Дмитриевич Заозерский, воспитанный с детства в страхе Божьем, оставшись сиротой и лишившись отцовского наследия, 85 рано почувствовал суетность мирской жизни. Он пришел к Спасу на Каменный остров и просил игумена облечь его в иночество. Молодость князя (ему было не более 20 лет), знаменитый род его и нерасположение великого князя к семейству князей Заозерских смущали игумена Кассиана. Он сказал юному князю: «Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани.» Князь Андрей отвечал ему: «Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего». Игумен, после многих увещаний, решился принять его в монастырь и вскоре постриг, назвав Иоасафом, именем царевича, который оставил царство для Христа. Юный князь-инок с радостью исполнял обеты иночества. С братиею имел он свидание только в храме; все время его посвящалось молитве и размышлениям о вечности; пост соблюдал он самый строгий. Чистый душой и телом, он еще на земле удостоился посещения небесного. Раз пел он псалмы в кельи и услышал голос, в ответ на молитву души его. Голос уверял: «Обширная пустыня, окружающая озеро, наполнится пустынниками, певцами славы Божьей и если они будут хранить заповеди Божии, все будет готово для их земной жизни». Князю Борису Васильевичу Ржевскому пришло на мысль посетить племянника и предложить ему денег с тем, чтобы построил себе свой монастырь: предложение приятное для самолюбия, но опасное для душевного спасения. Блаж. Иоасаф отвечал князю-дяде: «Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас и получишь щедрую награду от Господа». Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители, в последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении св. Таин. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. Не долгая, по богоугодная жизнь князя-инока прекратилась 10 сентября 1453 года. Девственное тело его положено было в храме Спасокаменской обители, и скоро стало источать чудесные исцеления. 86

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Эта Обитель, упраздненная в 1764 году, была с тех пор приходской церковью, но отец игумен Иона возобновил ее, воздвиг новую церковь , обнес оградой и собрал братию. В этой обители почивают под спудом мощи преподобного Александра Куштского: она находится в 8 верстах от Спасо-Каменного монастыря, при впадении реки Кушты в Кубенское озеро. В трех верстах от обители, напротив села Ила, существует древняя часовня, построенная, как думают, на том месте, где некогда была усадьба и терема князей Заозерских. Переведенный в Сямский монастырь, находящийся также близ Кубенского озера и в 60 верстах от Вологды, отец Иона восстановил и обновил его. Дотоле он находился в заведывании экономов архиерейского дома, которые довели его до совершенного упадка. Отец Иона обеспечил монастырь и на будущее время, приведши в известность его средства и лишив таким образом возможности во зло употреблять оные. Отсюда отца Иону перевели в Сосновецкий Глушицкий монастырь, которому он оказал еще большую услугу, чем предыдущим обителям: она была доведена до крайности; но Иона в короткое время обновил его, и также восстановил когда-то приписной к оной Глушицкий Покровский Старый, превращенный в приходскую церковь . Этот монастырь был основан преподобным Дионисием Глушицким на берегу реки, именуемой Глушицей. В прежнее время он был обширен и так многолюден, что именовался даже Лаврой, но впоследствии, при нашествии Литвы, он дважды горел и пришел в совершенное запустение, так что от прежнего его величия оставалась только одна древняя двухэтажная церковь , под которой почивают под спудом мощи преподобных игуменов: Макария, Тарасия и Феодосия. В этой обители после преподобного Дионисия игуменствовал преподобный Амфилохий; здесь жительствовал преподобный Григорий Пельшемский и принял иночество преподобный Стефан Комельский. Тщанием и старанием отца Ионы воздвигнут новый прекрасный каменный храм, построены кельи, уже не существовавшие, монастырь обнесен оградой и собрано братство. За все таковые услуги и был сделан отец Иона архимандритом, благочинным и награжден орденскими знаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Arhiva La Mitropolia de Vologda au avut loc solemnitile cu prilejul aniversrii a 600 de ani de la crearea Mnstirii Sfântului Alexandru de Kuta 23 iunie 2020 17:11 В Вологодской митрополии прошли торжества по случаю 600-летия образования Александро-Куштского монастыря . 22 июня 2020 года, в день памяти основателя обители преподобного Александра Куштского, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил чин малого освящения восстанавливаемого Никольского храма Успенского Александро-Куштского монастыря в с. Александрово Вологодской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Это богослужение в стенах храма стало первым архиерейским богослужением за почти три века. К праздничному дню на церкви установили небольшой купол с крестом и смонтировали иконостас. Чудесным образом была обретена историческая рака преподобного Александра Куштского, мощи которого под спудом хранятся у северной стены нижнего Никольского храма. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Успенский Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин, руководитель службы протокола главы Вологодской митрополии иерей Алексий Булеков, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), клирики Вологодской епархии. Богослужебные песнопения исполнил малый состав Архиерейского хора Воскресенского кафедрального собора г. Вологды под руководством Л. Балоновой. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия, владыка Игнатий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5654289...

С запада к ней примыкает крыльцо с двумя всходами на срубе. Датировка храма основана на косвенных данных и, вполне вероятно, что она относится только к центральному объему. Есть данные, позволяющие отнести сооружение боковых приделов к XVII столетию. Эту версию подтверждает и сама композиция храма, так как первые многошатровые церкви в России, судя по данным Писцовых книг, появляются не ранее 1619-1630-х годов (Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста). Следует отметить, что эти храмы не были многопридельными, как храм Рождества Пресвятой Богородицы В 1699 году церковь «перебрали», и именно тогда ее композицию дополнили боковые приделы, шатры, крыльцо и галерея. Во время реставрации, проведенной в 1968-1971 годы, ей возвратили облик конца XVII века. Следующий по времени пример - это галерея Георгиевского храма в селе Вершины (1672 год) Архангельской области. В 1960 году его перевезли в музей Малые Корелы. В 1969 году была выполнена ее реставрация под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею на консольных выступах и высокое крыльцо Очень близка по конструкции его обходной галерее такая же галерея, с севера, запада и юга окружающая нижний ярус уникального храма Рождества Иоанна Предтечи Ширкова погоста (1694 год), что в Тверской области. В центральных районах России наиболее характерными примерами использования консольных выступов под галереей можно назвать, например, церковь Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом Великим (1682 год) и храм во имя Собора Пресвятой Богородицы в селе Холм Галичского уезда (сейчас она находится в музее деревянного зодчества в Костроме). Наиболее ранние упоминания о последнем относятся к 1552 году Впоследствии церковь неоднократно поновляли и перестраивали (в 1652 году, затем - в XVIII столетии), поэтому точно определить время, когда были сооружены галереи на консолях, пока не представляется возможным В XVIII столетии использование опор-консолей мы во множестве встречаем в оформлении церквей Архангельской и Олонецкой губерний: уже упоминавшейся Вознесенской церкви села Конецгорье (1752 год), Введенского храма села Ростовское Архангельской области (1755 год), Успенской церкви в Кондопоге (1774 год) и многих других.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Определенное святоотеческое обоснование подобных символических изображений Единого Бога можно найти уже у псевдо-Ареопагита, писавшего: «Бог прославляется как “Ветхий Деньми”, потому что Он [есть. — д. Г. М.] и вечность, и время всего — прежде дней, вечности и времени, так как Он неизменен и неподвижен в движении и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе, как виновник вечности, времени и дней» (псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Перевод игумена Геннадия (Эйкаловича). Буэнос Айрес, 1957. С. 103). Одновременно с образом Христа «Ветхого Деньми» в тех же целях использовался и образ юного Христа «Еммануила» (по пророчеству Ис. 7, 14; 8, 8), поскольку, — по словам того же Ареопагита, — «в священных Богоявлениях мистических созерцаний Он выступает в виде старца и юноши: первый символизирует Его как Начальника и изначально Сущего, младший же — как нестареющего. Оба же поучают нас, что Бытие Его проходит все: от начала до конца. Или еще оба изображают божественное начало: старший — первичное во времени, а младший — изначальнейшее по счислению» (Там же. С. 104). Воспр. фрески в Охриде см.: Kunstdenkmaler in Jugoslawien. Band 1. Leipzig, 1981. Taf. 346. Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры… С. 150. В 1968 году икона поступила из Успенского храма Александро-Куштского монастыря в собрание Вологодского областного краеведческого музея. 126 х 102 см. Инв. 15321. Реставрирована в 1978 году В. Митрофановым (см.: Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII—XVIII веков. М., 1995. Илл. 152). См.: Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII—XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. С. 240— 241 (каталожный 106). На имеющейся фотографии буквы, взятые в квадратные скобки, не видны. Т.В. Николаевой надпись приводится целиком. Такой же ангельский образ Христа-Жертвы (“одесную Отца”) в алой одежде присутствует, например, в «Троице», представленной на новгородской «Четырехчастной иконе» (перв.

http://pravoslavie.ru/49214.html

В «Дозорной книге монастырских вотчин в Первой и Заозерской половинах письма и дозора Петра Васильевича Ушатова и подъячего Савина Нефедьева» в списке от 1615—1619 гг. упоминаются «вотчины монастыря Богородицы на Лысой Горе на реке Кубенке». Долгое время единственным действующим храмом в Кубеноозерье являлась Лысогорская Афанасьевская церковь в деревне Чирково, стоящая на поистине святом месте. Сейчас в устьянском селе Чирково находится действующий Свято-Афанасьевский храм с высокой, как свеча, трехъярусной колокольней,который был воздвигнут в 1861 г. во имя Афанасия Великого. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4876 Храм Афанасия Александрийского построен на берегу реки Кубены в деревне Чирково. В начале XV века на северо-восточном берегу Кубенского озера образовалось Заозерское удельное княжество. Первым князем Заозерского княжества стал представитель ярославского княжеского рода Дмитрий Васильевич Заозерский. Отец князя – великий князь Василий Васильевич Ярославский участвовал в битве на Куликовом поле. Василий Васильевич назвал своего сына в честь вмч. Дмитрия Солунского. Память этого святого отмечается церковью 9 ноября. Именно в этот день впервые прошла панихида по воинам, погибшим в Куликовском сражении. Князь Дмитрий Васильевич построил первую христианскую церковь в этих местах. Деревянная церковь в деревне Чирково была построена в честь небесного покровителя князя вмч. Дмитрия Солунского. Князь Дмитрий Васильевич и его жена Мария активно поддерживали деятельность Дионисия Глушицкого и Александра Куштского по основанию новых монастырей в крае. Князь выделял земли монастырям, оказывал помощь в приобретении икон и церковной утвари. Сын князя Дмитрий, преподобный Иоасаф Каменский (в миру – Андрей), в раннем возрасте принял монашеский постриг в Спасо-Каменном монастыре. При князе Дмитрии Васильевиче Заозерском на песчаном возвышении на берегу реки Кубены у деревни Чирково был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Место получило название Лысая гора. В честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских был основан второй храм монастыря. Князь Дмитрий Васильевич Заозерский погиб в первой половине XV века.

http://sobory.ru/article/?object=00252

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1260. Ссылки:   Адрес: Вологодская область, Вологодский район, озеро Кубенское, о. Каменный Координаты: 59.607545, 39.573975 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом. Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых – Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри. Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Изображение иконы Александр Куштский, прп. #17062 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Александр Куштский, прп. #17062 Эта страничка относится к разделу   Александр Куштский, прп. Скачать или распечатать изображение 17062.jpg 1121x1601, 1.79 MPix, 573 Kb. 9.5x13.6cm @ 300DPI (14.2x20.3cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (339) , (11) . в этом году (за прошлые годы с 2012-05-08) Происхождение изображения: Загружено 2012-05-08, анонимно. Описание: Святой Александр Куштский, прп. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Александр Куштский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-17062

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010