Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александр Куштский, прп. - житие Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский, родился около 1371 года в Вологде, в миру носил имя Алексей. Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха. Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь х молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий (+ ок. 1465; память 11 апреля). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь ревнителей крестного пути. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418 - 1425), своему бывшему игумену, который благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали татары, пятеро из них прискакали в Куштскую обитель. Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения Именем Живоначальной Троицы. По смерти князя Димитрия его вдова, княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, пожертвовала на поминовение мужа село в пользу обители. Однажды она пришла в обитель и вошла в храм, где преподобный Александр, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые, читал Псалтирь. Преподобный огорчился таким ее посещением и сказал: " Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством " . Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный благословил ее, но сказал: " Корми свою нищету в доме " . Возвратясь, княгиня занемогла и приехала просить молитв о выздоровлении. Но преподобный Александр прозрел ее кончину и сказал: " Пусть готовится к той жизни " . Спустя 20 дней княгиня Мария скончалась.

http://pravicon.com/info-1689

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игумены Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря в честь Вознесения Господня, основанного Е. Наиболее ранним источником сведений о Е. служит Житие прп. Александра Куштского, первоначальная редакция к-рого была написана, по мнению В. О. Ключевского , ок. 1575 г. С. А. Семячко, исследовательница Жития, считает, что редакция, в к-рой повествуется о Е. (ред. B), была составлена в 1-й трети XVIII в. Эта редакция послужила главным источником Жития преподобных Александра Куштского и Е., сохранившегося в единственном списке 2-й пол. XVIII в.- ИРЛИ (ПД). Древл. Оп. 23. 322. Л. 14-30 (др. источником данного текста было Житие прп. Кирилла Новоезерского; см.: Карбасова Т. Б. Литературные источники Жития Кирилла Новоезерского//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 365). Житие преподобных Александра Куштского и Е. было составлено в 1747 г. в Сянжемском мон-ре. О происхождении Е. ничего не известно (по предположениям авторов агиографических справочников XIX - нач. ХХ в., святой был уроженцем Вологды или Волока Ламского). Е. принял постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. Отсюда он, стремясь к уединенному житию, ушел на р. Кушту на вост. берегу Кубенского оз., где поселился в «пустыне», построив себе «келейцу малу». Через нек-рое время, уступив Куштскую пуст. пришедшему сюда прп. Александру Куштскому († 1439), также постриженику Спасо-Каменного монастыря, Е. перешел на место подвигов последнего на р. Сянжеме (ныне Сямжена), близ оз. Шиченгского. Согласно Житию прп. Александра, «округ же того места блата, идеже дебри, непроходимо человеки», но невдалеке имелись и крестьянские поселения. Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Икона. 3-я четв. XVIII в. (ЦМиАР) Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Икона. 3-я четв. XVIII в. (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/187778.html

Возможно после того, как в 1962 году была вывезена в Вологду деревянная церковь Успения Божией Матери, церковь святителя Николая прекратила быть памятником архитектуры. Возможно это случилось позднее, но со второй половины XX века до 2014 года она использовалась как баня и прачечная Усть-Кубинского психоневрологического интерната. К церкви была сделана деревянная двухэтажная пристройка, нижний ее этаж выполнял функцию предбанника, на втором этаже сушили выстиранное белье. В 2014 году Усть-Кубинский психоневрологический интернат был закрыт, баня-церковь осталась заброшенной. С тех пор к месту погребения преподобного Александра Куштского ежегодно стали совершаться крестные ходы из храма святителя Афанасия Александрийского и паломничества из Вологды и других городов. В 2015 году Александро-Куштский монастырь был приписан к Спасо-Каменному монастырю. В сентябре 2017 года на территории бывшего Александро-Куштского монастыря открыто архиерейское подворье «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь», началось восстановление церкви. В 2018 году была сломана деревянная пристройка церкви, на первом этаже разобрана печь с котлом, на втором – разобраны заложенные кирпичом окна. В 2019 году на втором этаже церкви были установлены пластиковые окна, на первом этаже разобраны перегородки советского периода, демонтировано межэтажное перекрытие, расчищены завалы после демонтажа и вынесено печное оборудование из нижнего алтаря церкви. В 2020 году восстановлено межэтажное перекрытие церкви, демонтировано и восстановлено межэтажное перекрытие паперти, проведено электричество и отопление. На втором этаже оштукатурены стены, сделаны полы и потолки и установлен иконостас. На первом этаже забетонирован пол. 22 июня 2020 года верхний храм был освящен малым чином в честь преподобного Александра Куштского, в нем совершена первая Божественная литургия, приуроченная к 600-летию Александро-Куштского монастыря. В 2021 году сделана новая внутренняя деревянная лестница в паперти церкви, на первом этаже разобраны заложенные кирпичом окна и оштукатурены стены, установлены деревянные окна, заложены дверные проемы на северной стороне церкви на первом и втором этажах.

http://sobory.ru/article/?object=61919

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 17.03.1371, Вологда - 9.06.1439, Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых). О жизни А. К. известно преимущественно из его жития, составленного предположительно иноком основанного А. К. мон-ря. Автор жития записал, что об А. К. он слышал «от отец своих» - монахов Савватия и Симеона, помогавших А. К. устраивать мон-рь. В нек-рых списках жития ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 300. Прим. 2) отмечены 20 чудес, совершившихся при гробе преподобного, последнее датируется 1575 г., на этом основании В. О. Ключевский считал, что житие было написано ок. 1575 г. Списков жития сохранилось немного, в основном XVII-XIX вв. (ГИМ. Увар. 422, XVII в.; ГИМ. Увар. 107, XVII-XVIII вв. и др.). Под 9 июня житие включено в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 677, 1627-1632 гг.). Кроме того, об А. К. сообщает также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). Алексий в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. к игум. прп. Дионисию Греку (1389-1418; пам. 23 мая) и через неск. месяцев был им пострижен в монашество с именем Александр. Афонский устав мон-ря способствовал подвижнической жизни А. К. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Ища уединения, А. К. удалился из мон-ря на сев. берег Кубенского оз., затем перешел на берег р. Сянжемы. Из-за близости своей кельи к деревням А. К. оставил и это место и ушел к устью р. Кушты. В 5 км от юго-вост. берега Кубенского оз. и в 4 км от с. Устья произошла его встреча с прп. Евфимием Сянжемским († 1465; пам. 20 янв., 11 апр.), к-рый уступил А. К. свою келью, а сам отправился на Сянжему, где построил ц. Покрова Богородицы и мон-рь. Вскоре на новом месте подвигов А. К. собралась братия. А. К. ходатайствовал перед Ростовским архиеп. Дионисием Греком (1418-1425), бывш.

http://pravenc.ru/text/64374.html

Успенский Александро-Куштский монастырь, в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Александро-Куштский мужской монастырь - один из самых ранних шатровых храмов, можно сказать, древнейший памятник деревянной шатровой архитектуры, дошедший до наших дней. Основан в 1420 году в болотистой глухой местности, на низком берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера, преподобным Александром Куштским, мощи которого покоятся под спудом в приделе его имени, над ним медная рака. Храм выгорел в 1519 году, но затем вновь был возведён с двумя церквями: Николаевской и Успенской. Главной церковью комплекса является Успенская. Монастырь был упразднен в 1764 году, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю. Никольский храм, где были погребены под спудом мощи преподобного Александра, обращён в приходской. Сейчас монастырь представляет собой небольшое здание: восьмерик на четверике с четырёхскатной крышей, увенчанной крестом. В настоящее время является действующим. Буквально в километрах пяти от села Чирково расположено поселение под названием Место Александрово. По грунтовке добираемся до Александро-Куштского Успенского монастыря. Основан он был в 1420 году преподобным Александром Куштским, выходцем из Спасо-Каменного монастыря при помощи князя Заозерского Димитрия Васильевича. Известно, что 1764 году обитель была упразднена и обращена в приход. В 1833 году вновь воссозданную Куштскую обитель приписали к Спасо-Каменному монастырю. В советские годы, конечно же, её разорили и закрыли в 1925 году, хотя община продолжала существовать до 1927 года. С 1939 по 2014 год в пустыни располагался Вологодский психоневрологический интернат

http://sobory.ru/article/?object=20096

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ († ранее 13.06.1436, г. Устюг), св. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), кн. заозерский, 4-й сын ярославского кн. Василия Васильевича, отец прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о Д. В. сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Не позднее 1391/92 г. в результате раздела владений покойного отца Д. В. получил Заозерье - земли, расположенные в Ярославском княжестве к востоку и югу от Кубенского оз., в нижнем течении р. Кубены. Центром его удела стало с. Устье на юго-вост. берегу Кубенского оз., рядом с местом впадения в него Кубены. В Устье располагался княжеский двор с ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. По-видимому, в 90-х гг. XIV в. установились связи Д. В. со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня мон-рем на Кубенском оз. , главными ктиторами которого в XIV-XV вв. выступали ярославские князья, и с игуменом обители св. Дионисием Греком (1389-1418). Д. В. активно поддерживал деятельность иноков Спасо-Каменного мон-ря по созданию новых обителей на его землях. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1400 г. Д. В. дал разрешение прп. Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , князь прислал людей для расчистки земли и постройки келий. В годы архиерейства свт. Дионисия Грека в Ростове (1418-1425) прп. Александр Куштский переселился из Спасо-Каменного мон-ря в устье р. Кушты, в 4 км от резиденции Д. В., где основал Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Князь дал подвижнику «потребная» на создание обители и Успенского храма, позднее супруга Д. В. св. кнг. Мария часто посылала инокам продовольствие. Обе обители, как подчеркивается в Житии прп. Иоасафа Каменского, получили от Д. В. вклады, в т. ч. села, деревни и земельные угодья. В Житии прп. Александра Куштского в редакции Четьих-Миней Германа (Тулупова) отмечено, что Д. В. наделил Куштский мон-рь также книгами (упом., в частности, Евангелие-апракос) и иконами (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1627-1632 гг.). Во владениях заозерского князя в кон. XIV - 1-й трети XV в. подвизались также ученик прп. Дионисия Глушицкого прп. Пахомий Святолучский, «иже бысть на Великом озере, чудотворец»,- в Никольском монастыре в местности Св. Лука (Лучица), преемник прп. Дионисия в управлении Глушицким Покровским монастырем прп. Амфилохий Глушицкий, постриженик Спасо-Каменного мон-ря прп. Петр Каменский, «иже бысть на Устье».

http://pravenc.ru/text/178193.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Александр, игумен Куштский (+ 1439) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 июня в день преставления Прп. Александр, в миру Алексий, был уроженцем города Вологды и поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском озере, при игумене Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился на реке Сянжеме, которая протекала в глухом лесу среди болот. Но и там нашли его миряне, и он ушел еще дальше — на реку Кушту, туда, где она впадает в Кубенское озеро. Там он нашел отшельника-инока Евфимия (память его 20 янв.). Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий ушел на Сянжему, а Александр остался на Куште. Рядом со своей кельей прп. Александр воздвиг большой крест. Вскоре к нему пришли два ученика, Савва и Симеон, которые и были его единственными сподвижниками до самой его кончины. Тогда бывший настоятель прп. Александра, архиепископ Ростовский Дионисий (память его 23 сент.), в епархии которого находилась пустынь, благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил его иконами, книгами и всей богослужебной утварью. Местный князь Димитрий Васильевич Кубенский и супруга его, княгиня Мария (родители прп. Иоасафа, память которого 10 сент.), благотворили бедной Куштской обители. Но во время набега татар князь Димитрий был убит при защите Ярославля; пятеро татар прискакали к пустыни прп. Александра, но преподобный спокойно вышел к ним навстречу, осенил их крестом, и татары упали мертвыми. Преподобный же воскресил их именем Святой Живоначальной Троицы и отпустил с миром. После этого овдовевшая княгиня Мария посетила Куштскую пустынь. Преподобный не ожидал ее, и, когда она вошла в церковь, он молился, полуобнаженный и терзаемый комарами. Сильно огорчился старец и сказал ей: «Не подобает тебе, княгиня, наблюдать втайне наше странничество!» Она же испросила у него прощения, и старец посоветовал ей не оставлять своего дома и у себя творить милостыню и кормить нищих. За 20 дней до ее кончины прп. Александр послал предупредить ее о ее грядущем исходе.

http://sedmitza.ru/lib/text/437306/

Перевод с иконы «Русские святые», написанной в 1814 г. иконописцем- старообрядцем Петром Тимофеевым, интересен тем, что в этой композиции представлено одновременно 189 святых Древней Руси. 67 В середине иконы изображены (сверху вниз): Святая Троица, крест и престол с орудиями страданий Иисуса Христа, пророк Самуил, София Премудрость Божия. 68 Вправо и влево от середины расположено по 11 рядов святых и подвижников, обращенных к центру иконы. Весь перевод разделен на 8 таблиц (Атлас,   224 – 231 ), каждая из которых публикуется в Атласе под собственным номером. Мы даем перечень всех персонажей иконы, начиная с нижнего ряда от центра вправо и влево. Атлас,   224 . Изображены справа налево: Антоний Печерский, Феодосий Печерский , Антоний Римлянин, Кирилл Белозерский, Зосима Соловецкий, Савватий Соловецкий, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий . Атлас, 225 . Изображены слева направо: Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Никон Радонежский, Кирилл Новоезерский, Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский , Антоний Сийский, Максим Грек . Атлас,   226 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Моисей Угрин, Алимпий Печерский, Иоанн Многострадальный, Марк Гробокопатель, Прохор Печерский, Исаия Печерский, Феодор Печерский, Василий Печерский, Агапит Печерский. 2-й ряд снизу: Авраамий Ростовский, Авраамий Смоленский, Макарий Желтоводский, Пафнутий Боровский, Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский, Кирилл Челмский (Челмогорский), Диодор Юрьегорский. 3-й ряд снизу: Даниил Переяславский, Амфилохий Глушицкий, Иринарх Ростовский, Герман Соловецкий, Трифон Печенгский, Варлаам Керецкий, Евфимий Архангелогородский, Мартирий Зеленецкий, Антоний Дымский. Верхний ряд: Александр Вологодский (Куштский), Корнилий Палеостровский, Паисий Галичский, Иринарх Соловецкий, Савва Сторожевский, Ферапонт Белозерский, Мартиниан Белозерский, Филипп Белозерский, Варлаам Важский. Атлас, 227 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Никита Столпник Переяславский, Макарий Калязинский, Михаил Клопский, Ефрем Перекомский, Савва Вишерский, Ефрем Новгородский (Новоторжский), Нил Столобенский, Савва Крыпецкий (Псковский), Никандр Псковский. 2-й ряд снизу: Дионисий Глушицкий, Корнилий Комельский, Павел Комельский, Александр Куштский, Григорий Пельшемский, Сергий Обнорский, Стефан Махрищский, Галактион Вологодский, Иоасаф Каменский. 3-й ряд снизу: Феоктист Новгородский, Козьма Яхромский (Владимирский), Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Михей Радонежский, Кирилл Астраханский, Авраамий Вологодский (Печенгский), Тихон Калужский, Стефан Вологодский (Комельский). Верхний ряд: Нил Сорский , Тихон Луховский, Арсений Новгородский, Сергий Валаамский, Герман Валаамский, Иаков Костромской (Любимоградский), Геннадий Костромской, Арсений Коневский, Савва Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Вологодская обновленческая епархия входила в состав Северо-Западного митрополитанского округа. Ее возглавляли: Корнилий Попов (кон. 1922-1923), «архиепископы Вологодские и Кадниковские» Иоанн Миртов (1923-1926), Александр Лавров (1926-1928), Александр Шубин (1927-1930), Павел Громов (1931-1933), Владимир Злобин (1933-1934), «епископ» Александр Самонов (1934-1938). В обновленческой епархии действовало Тотемское вик-ство. В годы Великой Отечественной войны в органы власти Вологодской обл. поступали многочисленные просьбы об открытии храмов. В 1942 г. в области открылась 1 церковь, в 1943 г.- 2, в 1945 г.- 3, в 1946 г.- 5 церквей. В 1945 г. на Вологодскую кафедру был назначен архиеп. Иустин (Мальцев). На территории епархии действовали 17 храмов. Жизнь в епархии активизировалась в 1949 г., когда Вологодским епископом стал Гавриил (Огородников) , укрепивший клир епархии за счет приглашения священнослужителей с высшим духовным или светским образованием и многолетним опытом церковной деятельности. Проводилась планомерная работа по подбору и направлению молодежи в духовные семинарии. Учащиеся в духовных семинариях помимо установленной стипендии получали регулярную материальную поддержку. Священнослужители выезжали в села, совершали богослужения, распространяли церковную лит-ру, организовывали беседы на религ. темы. В апр. 1956 г. еп. Гавриил через Патриарха ходатайствовал перед Советом по делам Русской Православной Церкви об открытии на территории Вологодской обл. еще 21 церкви. 1988-2005 гг. Успенская церковь в Спасо-Прилуцком мон-ре (перевезена в 1969 из Александрова Куштского мон-ря). 1-я четв. XVI в. (?). Фотография. 2004 г. Успенская церковь в Спасо-Прилуцком мон-ре (перевезена в 1969 из Александрова Куштского мон-ря). 1-я четв. XVI в. (?). Фотография. 2004 г. Активное возрождение церковной жизни на Вологодчине началось в 1988 г., открывались храмы, духовенство стало принимать участие в общественной жизни области. 3 июля Вологодский архиеп. Михаил (Мудьюгин) совершил местное прославление блж. Николая Рынина. 17 июня 1990 г. состоялся общегородской крестный ход. 29 янв. 1991 г. определением Свящ. Синода возобновилась монашеская жизнь в Спасо-Прилуцком мон-ре. В февр. того же года вышел в свет 1-й номер епархиальной газ. «Благовестник», издававшейся в 1991-1992 гг. совместно с вологодским отд-нием Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . 29 апр. 1988 г. из запасников Вологодского музея-заповедника РПЦ были переданы мощи прп. Феодосия Тотемского, в 1994 г. они были перенесены в Свято-Троицкий храм Тотьмы, в 2003 г.- в храм Рождества Христова Тотьмы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Александровское. Александро-Куштский монастырь. Церковь Александра Куштского и Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Александра Куштского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Вологодская область , Усть-Кубинский район, село Александровское, ул. Набережная Координаты: 59.588092, 39.703034 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь святителя Николая Чудотворца в Александро-Куштском монастыре была построена сразу после пожара, возможно в том же 1519 году. Церковь была однопрестольной, богослужения в ней совершались в зимнее время. Она просуществовала около 300 лет, до 1841 года. Впервые в документах эта церковь упоминается в Писцовом описании монастырских вотчин в Заозерской половине Вологодского уезда 1627 – 1630 годов: «В Закушской волости монастырь Александрова Пустынь на р. Куште – церковь холодная во имя Успения Пречистой Богородицы, в приделе престол преподобного Александра Куштского чудотворца, другая церковь тёплая, с трапезою, великого Чудотворца Николы, деревянная. А в церквах Божия милосердия образы, и книги, и ризы, и поникадила, и свечи местные, и сосуды церковные, и на колокольне колокола и всякое церковное строение монастырское». На 1833 год в Александро-Куштской «пустыни имеются две церкви и колокольня, строением деревянныя, из коих одна холодная Успения Божией Матери с приделом преподобного Александра, довольно крепкая; другая святителя Николая – ветхая. Утварью церковной, ризницею и книгами нужными для богослужения сия пустынь достаточна». Обеим церквам к тому времени было около 300 лет, поэтому сразу возник вопрос о строительстве новой каменной церкви. 16 февраля 1834 года было выдано разрешение на строительство новой церкви, 6 мая 1835 года выдана храмозданная грамота и утвержден план строения. В том же 1835 году церковь была возведена. Эта церковь сохранилась, в настоящее время действующая. Построена она не на месте старой деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, это подтверждается документами 1835 – 1841 годов: в эти годы в пустыни упоминаются три церкви – деревянная Успенская, старая деревянная святителя Николая и новая каменная двухэтажная святителя Николая. Новая церковь была построена рядом с деревянной церковью Успения Божией Матери, на месте разобранного ее правого придела, над могилой преподобного Александра Куштского. Верхний этаж церкви – летний храм, нижний – зимний храм. Место погребения преподобного Александра находится в нижнем храме у левой стены, рядом с солеей.

http://sobory.ru/article/?object=61919

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010