С Кирилло-Белозерским монастырем связано имя преподобного Нила Сор-ского (t 1508). Он родом был русский. Жил сначала в Кирилло-Белозерском монастыре, потом предпринял путешествие по Востоку вместе со своим учеником Иннокентием, долгое время жил на Афоне. В это время он познакомился с творениями представителей исихазма: преподобных Исихия Иерусалимского , Исаака Сирина , Варсонофия, Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория, Нила и Филофея Синайских и других отцов. Но ему было недостаточно знать об этих подвижниках только по рукописям, он и сам последовал опыту своих наставников. Возвратившись на родину в 1490 году, он построил себе келью на реке Сора; здесь он продолжал изучать писания исихастов, в то же время устрояя по ним свою жизнь. Разделяя их идеи со своими учениками, преподобный Нил Сорский передал им извлеченные из святоотеческих писаний и из собственного опыта правила духовной жизни. Это «Предание ученикам о скитской жизни» представляет собой свод мнений отцов и учителей Церкви, но общая идея и систематизация принадлежит преподобному Нилу Сорскому . В своем труде преподобный Нил чаще всего ссылается на преподобного Григория Синаита (XIV в.), который «в приличное время возраста был хорошо образован во внешнем любомудрии» и «был весьма искусен в каллиграфии», которая составляла одно из важнейших занятий монахов в средние века, благодаря чему сохранились многие творения святых отцов 29 . Составляя устав скитской жини, преподобный Нил Сорский ссылался на личное изучение им устава в афонских монастырях. «… Якоже и самовидцы быхом во Святей Горе Афонстей и в странах Царяграда»,– писал преподобный Нил Сорский 30 . И если преподобного Антония Печерского называют основоположником иночества на Руси, то преподобного Нила по праву можно назвать зачинателем скитского подвижничества, введенного им на Руси по примеру афонских пустынников. Москва – «третий Рим». Освобождение Руси от татаро-монгольского ига (1380) облегчило поездки афонских подвижников в Москву. В княжение святого благоверного князя Димитрия Донского (1359–1389) в Москву прибыл свято-горский инок Дионисий. Получив от Великого князя Кубенский Спасокамен-ский монастырь, он строгой жизнью привлек к себе множество иноков; ввел в своей обители устав Святой Горы, украсил церковь иконами и библиотеку -книгами. Из его обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский. Во время правления Великого князя Василия Димитриевича (1389–1425) Дионисий был возведен на Ростовскую кафедру, которую и занимал около 7 лет (1418–1425) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

ЛЕОНТИЕВ, женский, бывший общежительным, в Кадниковском уезде, в двух верстах от Глушицкого Покровского монастыря. Он был основан в начале XV века Преподобным Дионисием Глушицким; но когда уничтожен, неизвестно. Здесь была церковь св. Леонтия, Епископа Ростовского. ПЕРСОВА пли ПЕРЦОВА пуст. муж. в Грязовецком уезде, в 35 верстах от Вологды. Основана была в 1499 году Преподобными Онуфрием и Авксентием. Она упразднена еще до 1764 года. Здесь находится церковь (обращенная в приходскую) во имя Живоначальной Троицы, в которой почивают под спудом мощи основателей обители, Преподобных Онуфрия и Авксентия. АРСЕНИЕВА пуст. муж., в 40 верстах от губернского города Вологды, на речке Масляне, впадающей в реку Вологду. Основана была в 1529 году Преподобным Арсением Комельским, который чрез год после того, поручив здешнюю обитель другому настоятелю, удалился на безмолвие в Комельский лес. – Церковь здешняя, по упразднении обители, обращена в приходскую села, называемого и ныне Арсеньева пустынь. РАБАНГСКИЙ, муж. в 32 верстах от губернского города Вологды, при реках Сухоне и Рабанге. Основан был в 1448 году Преподобным Филиппом, бывшим первым Игуменом этой обители, который и погребен здесь, но в котором именно месте, неизвестно. Монастырь упразднен в 1764 году и церковь Преображения Господня обращена в приходскую. УСПЕНСКИЙ-КУШТСКИЙ, муж. в 8 верстах от Спасокаменного монастыря, и в 45 верст. от губернского города Вологды, на восточном берегу озера Кубенского, при самом впадении в него речки Кушты. Основан в первых годах XV века, по желанию благочестивых князей Димитрия Васильевича Заозерского (отца св. Князя Андрея Вологодского), супруги его княгини Марии и князя Симеона Ярославского, которые пригласили для этого св. Александра (Куштского), спасавшегося в пустыне на реке Сынжеме. Здесь были две церкви: 1) Успения Божией Матери, построенная св. Александром, с пособием помянутых князей; 2) Николая Чудотворца, сооруженная уже по кончине Препод. Александра, по его завещанию, учениками его. В 1519 году обитель вся сгорела; после чего церкви Успенская и Николаевская с кельями были построены вновь. – В 1764 году, по упразднении монастыря, остававшаяся тогда одна церковь Николая Чудотворца обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи основателя, Преп. Александра. – В 3 верстах от этой обители, против села Ила, при деревне Чуриковой, находится древняя часовня, построенная на том месте, где были некогда дворы и терема князей Заозерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1-й половине XV в. основано восемь монастырей: Покровский Глушицкий на реке Глушице, в 45 верстах от Вологды преподобным Дионисием Глушицким в 1403 г.; Сосновский Предтечев – в четырех верстах от Покровского тем же преподобным Дионисием в 1420 г.; Леонтиевский женский – в двух верстах от Покровского тем же Дионисием; Нуромский Спасский – в 60 верстах от Вологды преподобным Сергием Нуромским (около 1408 г.), который пришел в Россию с святой горы Афонской и несколько времени был учеником преподобного Сергия Радонежского; Павло-Обнорский – в 56 верстах от Вологды (1414), преподобным Павлом Обнорским, тоже бывшим учеником преподобного Сергия Радонежского; Александров Успенский на реке Куште, в 40 верстах от Вологды преподобным Александром Куштским, постриженником Спасо-Каменного монастыря († 1439); Спасо-Евфимиев – в 120 верстах от Вологды преподобным Евфимием, сотоварищем Александра Куштского, и Лопотов Богородицкий – в 40 верстах от Вологды преподобным Григорием Пелшемским (в 1426 г.), который родом был из фамилии галичских бояр Лопотовых 2357 . IV Таким образом, мы насчитали более 180 монастырей, вновь возникших или восстановленных в два столетия монгольского владычества над Россиею кроме тех, которые продолжали существовать от прежнего времени. Но, как велико было число братий в каждом из этих монастырей – неизвестно. Знаем только, что в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре еще при самом преподобном Евфимии находилось 300 иноков, в чухломском Авраамиевом, также при жизни самого Авраамия, – сто человек, а из женских монастырей в московском Алексеевском подвизалось 90 черноризиц при знаменитой игуменье Иулиании († 1393) и в нижегородском Зачатиевском – 110 сестер во дни основательницы обители княгини Феодоры († 1377) 2358 . Кроме того, о некоторых мужеских монастырях, как-то: Троицком Сергиевом, Андрониковом, Симоновом, Голутвинском, Высотском, Кирилло-Белоезерском, Ферапонтовом, Спасо-Прилуцком, Валаамском, – встречаются общие выражения, что монастыри эти были велики или что в них находилось множество братства, вследствие чего некоторые из них, например Троицко-Сергиев, Кирилло-Белоезерский, Глушицкий и Снетогорский псковский назывались иногда лаврами. А были монастыри, или монастырьки, малые, в которых обитало по шести, по пяти черноризцев, даже по три и по два 2359 . После этого утверждать, будто во дни монгольского ига монашество необыкновенно усилилось в России, будто целые толпы поселян и горожан поступали в обители, увлекаясь выгодами монастырской жизни, есть дело совершенного произвола. Даже по числу монастырей если монгольский период действительно превосходит два предшествовавшие столетия Русской Церкви, зато далеко уступает последующим: так, в течение одного XVI столетия (по указателю к “Истории российской иерархии”) возникло у нас 100 монастырей, а в течение XVII вновь устроено 220.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобный Александр, игумен Куштский, юношей поступил в Спасо-Каменскую обитель на одном из островов Кубенского озера. Несмотря на молодость, он ревностно исполнял всякие послушания, боролся с плотью, смиряя ее постом, сон отгонял рукоделием, а душу очищал и возвышал долгими и пламенными молитвами. Такая жизнь стяжала ему славу. Но он, зная, как гибельна для человека слава, решился удалиться в уединенное место. Для этого много ходил по пустыням и, наконец, нашел такое место на устье реки Кушты, впадающей в озеро. Сюда по времени стали собираться к нему любители подвижнической жизни, воздвигли храм и устроили обитель. Когда узнал о подвижниках Заозерский князь Дмитрий Васильевич, очень обрадовался, особенно его супруга княгиня Мария, что в их владениях явились новые молитвенники. Князь и княгиня любили посещать обитель св. Александра и много благотворили ей. Святой имел дар прозорливости и чудотворения. В 1439 г. он скончался, будучи 63 лет. В настоящее время обитель св. Александра приписана к Спасо-Каменскому монастырю. Мученицы: Фекла, Марфа и Мария усечены мечом в 346 г. в Персии, во время гонения на христиан от царя Сапора II. 9 июня празднуется явление Коломенской иконы Пресвятой Богородицы. Прославилась эта икона в 1413 г. Она есть список с Колоченской, которая находится в Колочском монастыре, Смоленской епархии и которой празднуется 9 июля. 10-е число Священномученик Тимофей был епископом города Пруссы, в Вифинии. За святость жизни Он получил дар чудотворения. Еще прежде нежели сделался епископом обратил ко Христу множество язычников. В сане епископа мудро управлял ко спасению своей паствой. Император Иулиан заключил Тимофея в темницу, но он и из темницы распространял веру Христову. Тогда Иулиан приказал усекнуть его мечом. Мощи святого впоследствии перенесены были в Константинополь. Мученица Антонина дева пострадала в 313 г. во время гонения на христиан от царя Антонина. Чтобы отклонить ее от Христа, правитель Фист предложил ей высокое и почетное звание – жрицы языческой богини Артемиды; но когда она не послушалась, заключил ее в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

9. Четверг. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прав. Алексия Московского . Прп. Александра, игумена Куштского. Служба свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения шестеричной службы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, в соединении со славословной службой прп. Кирилла, игумена Белоезерского, и службой Октоиха (Б) , и порядок совершения полиелейной службы прав. Алексия Московского (В) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благий рабе верный...», «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и святителя на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-22/

553-558 558-559 559-594 594-595 595-601 АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила 601-605 605-606 АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде 606-607 АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря 607-608 608-610 610-611 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. 611-612 612-613 613-617 617-618 АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. 619-620 620-621 621-622 622-623 АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук 623-624 624-625 625-626 627-628 628-629 629-630 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны 631-635 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. 635-636 АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде 636-637 АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Эта скульптура служит лучшим подтверждением нашей мысли о влиянии украинской архитектуры на московскую XVII века. И особенно интересно для нас, что первые московские церкви стиля «ренессанс» – Иосифа Царевича в Измайлове (1678) и Покрова Пр. Богородицы в московском Новодевичьем монастыре (1688) имеют украинское традиционное «трехглавие» при вытянутом «троечастьи» плана. Блестящим представителем такого планового приема на Украине служит собор в Ромнах Полтавской губ. Три барочных купола возвышаются в направлении с запада на восток над притвором, средней частью и алтарной апсидой. Возможно, что такие тянутые пропорции в длину плана пришлись по вкусу москвичам, потому что напоминали общее теремное строение. Кроме такого, как бы базиличного типа, на Украине встречаются крещатые планы храмов, – напр. церковь в Судовцах Летического у. Подольской губ., которую принято относить к началу XVII века. На первый взгляд кажется правдоподобным, что московский Ренессанс заимствовал крещатый план у малорусских церквей того же типа. Однако возможность прямого заимствования опровер- —393— гается плановым приемом Борисоглебской церкви села, Зюзино Московского уезда от 1688 г. Эта трехглавая церковь при вытянутом «троечастьи», на подклете имеет в центре с севера и юга гранные аспиды, которые придали ей вид неравноконечного креста; ветви креста неодинаковы по своей ширине, на них водружен широкий восьмерик, подобно деревянной церкви в монастыре Александра Куштского Вологодской губ. Мне лично кажется, что такой конструктивный прием с апсидами на севере и юге плана преследует цели самые простые: широкий восьмерик на длинном и узком «троечастьи» не может быть особенно прочным и устойчивым. Необходимы контрфорсы с боков, чтобы диагональные грани восьмерика опирались не на две стороны прямоугольника, а на перекрестье. Это обстоятельство и позволяет рассматривать церковь в селе Зюзино, как переходную форму от украинского «троечастья» к крещатому плану большинства московских храмов стиля «ренессанс».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В старейший островной монастырь Русского Севера возвратили мощи святого Иоасафа Каменского 25 сентября, 2018. Новостная служба Преподобный спустя 124 года во второй раз возвратился в свою обитель для постоянного там пребывания 25 сентября. ПРАВМИР. В вологодский островной Спасо-Каменный мужской монастырь на Кубенском озере перенесли мощи преподобного Иоасафа Каменского. Мощи доставили в древнейшую обитель Вологодской епархии по воде в день памяти преподобного, сообщает сайт епархии. Ковчег с мощами в сопровождении клириков, монашествующих и верующих со всей Вологодской области из поселка Устье на катере привезли глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и правящие архиереи епархий Вологодской митрополии – епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий. На острове ковчег со святыней священнослужители принесли на руках в Успенский храм в восстановленной колокольне, где прошла служба. Глава вологодской митрополии назвал второе за 124 года возвращение мощей «историческим событием». Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь был основан b XIII веке. Он является  древнейшей островной обителью Русского Севера. Монастырь на островке, полностью окруженном водой и непроходимыми лесами, появился на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. В советское время монастырь закрыли и разорили. Его возрождение  началось в 1991 году. Святой князь Иоасаф – не единственный святой, подвизавшийся в островном монастыре посередине Кубенского озера. Со Спасо-Каменной обителью связаны жития 11 русских святых, в том числе таких известных, как основатель монастыря благоверный князь Глеб Василькович, святитель Дионисий Ростовский Святогорец, преподобные Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сямженский, родители преподобного Иоасафа благоверные князья Димитрий и Мария и другие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-stareyshiy-ostrovnoy...

Преподобный Димитрий, по свидетельствам, обладал редкой красотой. Как знаем мы из его жития, чтобы избежать соблазна и искушений, он закрывал лицо монашеским куколем. Есть такое предание. Одна знатная женщина, услышав о красоте и целомудрии святого, захотела взглянуть на его лицо. Подкралась к келье преподобного и через окно взглянула на игумена. Димитрий огорчился и с укоризной посмотрел на нее. Женщина в ужасе без чувств упала на землю. Братия просила игумена простить провинившуюся. Тот лишь мягко упрекнул ее: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?», затем благословил женщину и простил. Конечно, та сразу исцелилась. Преподобныи Димитрии Прилуцкии с житием, икона из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря. Дионисии. Около 1503 г Преподобный соблюдал очень строгий пост, иногда не ел неделями и даже по праздникам обходился лишь теплой водой с небольшой просфорой. Зимой и летом Димитрий ходил в заскорузлом тулупе из жесткой овчины, страдая летом от жары, а зимой — от холода. На теле носил тяжелые железные вериги. В конце жизни получил дар прозорливости. 3 Чем монастырь был схож с Троице-Сергиевой лаврой? Спасо-Прилуцкая обитель была первым на Вологодчине монастырем со строгим общежительным уставом, способствующим умному деланию и послушанию монашеским правилам. Димитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, организовал его по примеру Троице-Сергиевой лавры. Сам Спасо-Прилуцкий монастырь во время игуменства преподобного Димитрия также именовался лаврой. Современный вид монастыря отражает все стили строительства на Русском Севере с XVI по XVIII век включительно. Здесь есть даже деревянная церковь — образец древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере! Успенскую церковь первой половины XVI века перевезли в Спасо-Прилуцкий монастырь из Александро-Куштского монастыря. Фото с саита spas-priluki.ru Сюда, к своему наставнику и игумену, пришли из Переславля-Залесского многие ученики. Дело в том, что перед приходом на вологодские земли Димитрий Прилуцкий основал в Переславле Никольский монастырь и был там настоятелем. Избегая мирской славы, Димитрий вместе с учеником монахом Пахомием ушел из Переславля на север.

http://sever.foma.ru/spaso-priluckij-mon...

Arhiva La Mitropolia de Vologda a fost renscut vechea mnstire de clugri Spaso-Kamennyi 15 octombrie 2017 12:45 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия , было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) ( журнал ). Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье. 12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литию на могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин ушел из жизни и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет. В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5037608...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010