Сохранившиеся фрагменты и свидетельства античных любителей словесности позволяют судить о присущем стилю Агафона сгущенном преизбытке риторических приемов. 241 Адамантий (первая половина IV b.), греческий автор трактата по физиогномике. 173 Адриан (76 — 138), римский император. 72 Акиба (ок. 50 — 135), глава раввинской школы, виднейший авторитет талмудической учености, принявший сторону повстанцев Бар-Кохбы и казненный римлянами. 167 Апарих I (ок. 370 — 410), король вестготов, подвергший в 410 г. разгрому взятый им Рим. 19, 264 Александр Великий (356 — 323 до н. э.), македонский царь, завоевания которого знаменовали начало эпохи эллинизма. 10, 53, 95, 121, 137, 140 Александр Яннай (ум. 103 до н. э.), иудейский царь из династии Хасмонеев. 63 Алкуин (ок. 730–804), ученый и поэт при дворе Карла Великого. 215, 216 Аммиан Марцеллин (ок. 330 — конец IV b.), позднеантич-ный историк, антиохиец по происхождению, писал по-латыни. 121,254,291 Амфилохий Кесарийский, или Иконийский (ум. после 394), ранневизантийский проповедник и поэт, уроженец Кесарии Каппадокийской, епископ Икония, друг Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина. 236, 239 Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.), древнегреческий философ. 89 Анаксимандр (ок. 611–546 до н. э.), древнегреческий философ. 44 Анастасий (точное время жизни неизвестно и до сих пор составляет предмет гадательных гипотез), ранневизантийский церковный поэт, близкий Роману Сладкопевцу, автор кондака (см. Указ. терминов) «На усопших», пользовавшегося большой популярностью. 29, 189 Андрей Критский (ок. 660 — ок. 740), византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии — канона (см. Указ. терминов). Уроженец Дамаска, был монахом в Иерусалиме, диаконом в Константинополе, окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное его произведение — великопостный «Великий канон», состоящий из 250 строф, в которых неустанно варьируется одна и та же топика покаяния. Последовательная статичность манеры Андрея Критского и сопряженная с ней редукция повествовательно-наглядного элемента ознаменовали собой конец ранневизантийской эпохи гимнографического творчества, отмеченной именем Романа Сладкопевца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

859 Т.е. Клеопатрой III. 860 Т.е. таких, из которых каждый должен был вступить в бой с сотней противников. (Перев.) 861 Больше об этом Иосиф Флавий ни в одном из своих произведений не сообщает. 862 Речь идет о египетских иудеях. 863 Селевк VI Эпифан Никатор — селевкидский правитель в 96—95 гг. до н.э. 864 Антиох Х Благочестивый — селевкидский царь в 95—83 гг. до н.э. 865 «Эукерос» (др.-греч.) — «своевременный». 866 Именно об этом у Иосифа Флавия больше ничего не говорится. 867 См. выше, III, 10, 1. (Перев.) 868 Писидия — страна воинственных горцев (в горах Тавра). 869 По «Иудейской войне» (I, 4, 4), имя этого аравийского царя — Обеда. 870 В «Иудейской войне» (I, 4, 5) иные цифры: 1000 всадников, 8000 наемной пехоты и еще 10 000 сторонников из иудеев. 871 Фракийцы пользовались славой беспримерно жестоких. (Перев.) 872 Митридат II правил в Парфии со 124 по 88 г. до н.э. 873 Филипп I Филадельф был царем части Селевкидской державы в 94—83 гг. до н.э. 874 Антиох XII Дионис был одним из царей Селевкидского государства в 87—84 гг. до н.э. Правление нескольких царей в этой эллинистической державе было одним из проявлений охватившего ее кризиса. 875 Птолемей, сын Менная, был тираном Халкиды (области в Келесирии), Арета правил набатеями, обитавшими к востоку от Иордана. 876 Александр Яннай правил в Иудее со 103 по 76 г. до н.э. 877 Здесь, как и несколько ниже, в греческом тексте заметен пропуск. (Перев.) 878 Тигран Великий — правитель Армении (95—55 гг. до н.э.). Ему удалось захватить часть Месопотамии, Сирию, Киликию и Каппадокию. Он находился на селевкидском престоле с 83 по 69 г. до н.э. 879 Луций Лициний Лукулл — римский полководец, в 74—70 гг. до н.э. — проконсул Киликии и Азии, нанес решающее поражение царю Понта Митридату VI Эвпатору, а затем Тиграну Великому. 880 Митридат VI был тестем Тиграна Великого. Рим начал войну с Тиграном из-за его отказа выдать Митридата. 881 Речь идет о стране, располагавшейся на территории современной Грузии. 882 Александра (Саломея) правила с 76 по 67

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

В период войн Египта с Вавилоном (VII-VI вв. до Р. Х.) Г. выступает как вассал Египта ( Ahituv. 1984. P. 36). После разгрома египтян царем Вавилона Навуходоносором II при Кархемише (605) пророки начинают предрекать падение Филистии и Г. (Иер 25. 20; 47. 1 и 5), что и случилось в 601 г. ( Lipinski. 1972): царь Г. был захвачен Навуходоносором, и в 555-539 гг. до Р. Х. в Г. находился гарнизон вавилонян. После захвата Вавилона в 539 г. персид. царем Киром Г. отошла державе Ахеменидов (5-я сатрапия), где служила крепостью и центром международной торговли (ср.: Herod. Hist. 3. 5). В войне с Александром Великим Г. осталась верна Персии: после взятия в 332 г. Тира ему пришлось 2 месяца осаждать Г. После ее падения Александр заселил город окрестными племенами, создав здесь полис и обеспечив контроль над торговлей благовониями и пряностями. В дальнейшем Г. оказалась в фокусе борьбы Диадохов (323-301), переходя от Птолемея I (320) к Антигону, его сыну Деметрию Полиоркету и обратно. С 301 по 198 г. город принадлежал Египетской державе Птолемеев. В это время Г. становится крупнейшим торговым центром региона, что подтверждается нумизматикой: в III в. в Г. чеканили 8 различных типов монет. В кон. III в. Г. перешла в состав державы Селевкидов. При Антиохе IV Епифане (175-164) Г. переименована в Селевкию, получила статус полиса. Она осталась на стороне Селевкидов в войне Деметрия II (145/44) с Хасмонеями (1 Макк 9. 61-62; 11. 59; Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 5). Захват Идумеи Иоанном Гирканом I (ок. 125) поставил под угрозу автономию Г. В 103/2 г. Г. была военной базой Птолемея IX, правителя Кипра, для вторжения в Египет ( Ios. Flav. Antiq. XIII 12. 4). После провала вторжения Г. захватил Александр Яннай , казнивший городской совет и включивший Г. в свое царство (100/99). В 63 г. Г. была захвачена рим. полководцем Гнеем Помпеем. В 40 г. Г. была присоединена к царству Ирода , но он не смог установить здесь контроль до победы над Антигоном II (Маттафией) Хасмонеем (37). На следующий год вместе с др. территориями имп. Марк Антоний передал Г. Клеопатре VII, но в 30 г. Август вернул ее Ироду ( Ios. Flav. Antiq. XV 7. 3; De bell. I 20. 3). По смерти Ирода Г. стала полунезависимым полисом ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4). В 66 г. по Р. Х. город был разрушен зилотами (De bell. II 18. 1). После подавления восстания Бар-Кохбы (135), в к-ром Г. выступила на стороне Рима, она служила рынком для вывоза рабов-евреев.

http://pravenc.ru/text/161415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОР [евр.  ,   или   - круг, шар], в Библии город-порт в Ханаане, на побережье Средиземного м., к югу от г. Кармил (Кармель). Царь Д. был среди союзников Иавина, царя Асорского, потерпевших поражение в войнах от Иисуса Навина (Нав 11. 2). Д. упоминается в надписи фараона Рамсеса II (XIII в. до Р. Х.). В нач. XII в. до Р. Х. Д. был завоеван одним из «народов моря». Порт Д. и его правитель, принадлежавший к «народам моря», названы в описании путешествия Ун-Амуна в Библ (ок. 1100 г. до Р. Х.- ANET, N 26). Вероятно, Д. был захвачен израильтянами в правление Давида; относился к территории колена Манассии и Асира (Нав 12. 23; 17. 11; Суд 1. 27, 31; 1 Пар 7. 29), при Соломоне стал центром одного из районов, подчиненных Бен-Авинадаву, зятю и приставнику царя (3 Цар 4. 11). В 732 г. до Р. Х. Тиглатпаласар III, завоевав часть побережья от Кармила до Иоппии (Яффы), сделал Д. столицей пров. Дуру. Согласно надписи на саркофаге Эшмуназара II, в персид. период (VI-IV вв. до Р. Х.) входил во владения Сидона (ANET, N 662; греч. писатели полагали, что Д. был основан сидонянами). В эпоху эллинизма Д. считался неприступной твердыней ( Ios. Flav. Antiq. XIII 7. 2) и выдержал нападение Антиоха III (219 г. до Р. Х.). Спустя 80 лет узурпатор Трифон укрылся в Д., защищаясь от Антиоха VII (1 Макк 15. 10-15. 25); в кон. II в. до Р. Х. тиран Зоил владел Д. и Башней Стратона (см. ст. Кесария Палестинская ), пока их не отнял Александр Яннай. При Гнее Помпее Великом (сер. II в. до Р. Х.) Д. получил автономию и право чеканки собственной монеты, свидетельствующей о том, что в Д. почитали Геракла (как основателя города) и его сына Дора, Зевса, Афродиту (Астарту). В правление царя Иудеи Агриппы I (41-44 гг. от Р. Х.) в Д. также проживали иудеи. Закат города относят к нач. III в. по Р. Х.; в кон. IV в. Д. был заброшен, однако до VIII в. известно о существовании в нем христ. епископата. В эпоху крестовых походов на его руинах была построена крепость Мерль. Согласно Евсевию Кесарийскому, Д. располагался в 14 км (9 милях) севернее Кесарии Приморской ( Euseb. Onomast. 78. 9; 136. 16). Вероятно, Д. находится на месте Хирбат-эль-Бурдж, к югу от кибуца Нахшолим и севернее сел. Тантура; к северо-западу и к югу от телля сохранились остатки порта, а южнее - руины замка крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/180223.html

   001    002    003    004    005   006