Во многих справочных пособиях саддукейство представлено как чисто политическая партия, что, конечно, имеет основание в вышеизложенном, однако тот же Иосиф Флавий рассуждает несколько иначе: «Саддукеи… совершенно отрицают судьбу и утверждают, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния, ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека, и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону. Точно так же они отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние. Фарисеи сильно преданы друг другу и, действуя соединенными силами, стремятся к общему благу. Отношения же саддукеев между собой суровые и грубые; и даже со своими единомышленниками они обращаются, как с чужими " … «По учению саддукеев, души людей умирают вместе с телом; они не признают никаких других постановлений, кроме постановлений Закона. Они считают даже похвальным выступать против учителей своей собственной философской школы. Это учение распространено среди немногих лиц, притом принадлежащих к особенно знатным родам. Впрочем, влияние их настолько ничтожно, что о нем и говорить не стоит. Когда они занимают правительственные должности, что случается, впрочем, редко и лишь по принуждению, то саддукеи примыкают к фарисеям, ибо иначе они не были бы терпимы простонародьем». Итак, одним из центральных мест учения саддукеев являлось отношение к Закону. Саддукеи были строгими ревнителями Пятикнижия, в котором видели все необходимое для развития как духовной, так и материальной жизни. Все многообразие устного Закона, выразившегося в так называемых преданиях старцев, было ими отвергнуто, как не имевшее основания в книгах пророка Моисея. Для иллюстрации религиозного консерватизма саддукеев очень показателен случай, произошедший в I в. до Р.Х. Во время праздника Кущей царь-первосвященник Александр Яннай, саддукей по убеждению, отказался исполнить обряд возлияния воды на алтарь, так как это не было оговорено в Моисеевом законодательстве. Поданную ему в серебряной чаше воду он, вместо того чтобы возлить на алтарь, вылил на землю. Народ, возмущенный этим, начал бросать в первосвященника яблоки, которые держал во время молитвы в руках. Разгневанный царь приказал вооруженной страже усмирить взбунтовавшийся народ. Вспыхнувшим конфликтом была начата уже упоминавшаяся война саддукеев и фарисеев, окончившаяся полной победой первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСА Гераса [греч. Γρασα; совр. Джараш, Иордания], один из крупнейших городов Десятиградия . Г. стоял на международном торговом пути с севера на юг (т. н. царская дорога), примерно посередине между Мёртвым и Галилейским морями, в 30 км от р. Иордан. Через город протекает небольшая р. Иавок (у античных авторов Золотая река, совр. Эз-Зарка). В НЗ имя Г., возможно, косвенно звучит в производной форме в ряде греч. рукописей в рассказе о чуде исцеления Христом бесноватых из «страны Герасинской» (Мк 5. 1; Лк 8. 26, 37 - по NAG). Др. версии прочтения этого топонима - Гадара и Гергеса - возникли из-за близости написания топонима в греч. языке и расположения этих городов в одной зоне, восточнее Иордана. Из Г. был родом древнегреч. математик и философ неопифагорейского направления Никомах (ок. 1-й пол. II в. до Р. Х.). Юж. тетрапилон на Кардо Максимус в Герасе Юж. тетрапилон на Кардо Максимус в Герасе Г.- один из самых широко известных памятников археологии эллинистическо-рим. эпохи, сыгравший значительную роль в развитии изучения Св. земли. Г. развивалась как греч., а затем как рим. колония со смешанным эллинистическо-араб. населением. Согласно письменной традиции, Г. основал Александр Македонский как поселение ветеранов; известна надпись, упоминающая македонян в числе первых поселенцев. После того как Заиорданье было отторгнуто от Египта Селевкидами, Г. нек-рое время называлась Антиохией-на-Хрисорроасе в честь одного из Антиохов, III или IV: надписи, в т. ч. на монетах, составлялись здесь от имени граждан «...города антиохийцев, ранее жителей Герасы». Во время землетрясения в Иерихоне (31-30 гг. до Р. Х.) Г. сильно пострадала, но была быстро восстановлена. В эпоху Маккавеев ее захватил Александр Яннай (ок. 85 г. до Р. Х.) ( Ios. Flav. De bell. I 4. 8), а затем Помпей (63 г. до Р. Х.), после чего Г. вошло в Десятиградие (созданное римлянами для прикрытия юж. границы империи) как город-гос-во. В I Иудейскую войну (66-70 гг. по Р. Х.) Г. наряду с др. сир. городами разграбили евреи в отместку за убийства, учиненные римлянами в Кесарии Приморской (Ibid. II 18. 1); позже ее захватили римляне по приказу имп. Веспасиана (Ibid. IV 9. 1). В нач. III в. имп. Каракалла наградил Г. почетным титулом Colonia Aurelia Antoniniana.

http://pravenc.ru/text/164537.html

12 Сувгъа чомуп, Ягьия оьзлени Аллагьгъа тапшурсун деп, ону янына ясакъ жыйывчулар гелелер. Олар Ягьиягъа: – Устаз, биз не этейик? – деп сорайлар. 13 – Сиз тийишлисинден артыкъ ясакъ талап этмегиз, – деп жавап бере Ягьия олагъа. 14 Бир-бир асгерлер де огъар: – Биз не этейик? – деп сорайлар. – Биревню де гюч булан яда къоркъутуп затын алмагъыз, алагъан алапагъызгъа рази болуп яшагъыз, – дей Ягьия олагъа. 15 Халкъ Месигьни къаравуллап токътап тура. Барысы да Ягьияны гьакъында: «Бу Месигь сама тюгюлмю экен?» – деп ойлашып турагъанда, 16 о олагъа булай жавап бере: – Мен сизин, сувгъа чомуп, Аллагьгъа тапшураман. Амма менден де къудратлысы гележек. Мен Ону багъынчагъына да гелмеймен. О сизин Аллагьны Ругьуна ва отгъа чомажакъ. 17 Иннырын тазаламакъ, будайын жыйып, беженине тёкмек учун, Ону къолунда кюреги бар, къувугъун буса сёнмежек отда яндыражакъ. 18 Шолай сёзлер булан о халкъгъа дагъы да хыйлы яхшы насигьатлар бере. 19 Ягьия пайхаммар Гьирод гьаким оьзюню агъасыны къатыны Гьиродиядагъа уьйленгенин ва оьзге бары да писликлени аян эте. 20 Оьзю этген бары да писликлеге бирдагъыны къошуп, Гьирод Ягьияны туснакъгъа салмагъа буйрукъну берген.   Сувгъа чомуп, Ягьия Исаны Аллагьгъа тапшура 21 Бютюн халкъ йимик, Иса да, сувгъа чомдуртуп, Оьзюн Аллагьгъа тапшурта. Иса дуа этеген заманда, кёк ачыла. 22 Аллагьны Ругьу гёгюрчюндей Ону янына геле ва кёкден: – Сен Мени сююмлю Уланымсан, Сенде Мени къуванчым! – деген бир сес чалына.   Исаны тайпа-тухуму 23 Иса Аллагьгъа этеген къуллугъун башлагъан заманда, О отуз яшында бола. Адамлар токъташдырагъанына гёре, Иса – Юсупну уланы. Юсуп буса Гьелини уланы. Ону къалгъан тайпа-тухуму: 24 Маттат, Левий, Малик, Яннай, Юсуп, 25 Маттатия, Амос, Нагьум, Гьесли, Наггай, 26 Маттат, Маттатия, Шимий, 27 Реса, Зерубабил, Шалтыйыл, Нери, 28 Малик, Адди, Косам, Элмадам, Эр, 29 Ешия, Элиезер, Маттат, Левий, 30 Симон, Ягьуда, Юсуп, Елгьаким, 31 Малия, Минна, Маттата, Натан, Давут, 32 Есей, Обед, Боаз, Салимон, Нагьшон, 33 Аминадав, Админ, Арам, Гьесрон, Перес, Ягьуда, 34 Якъуб, Исгьакъ, Ибрагьим, Терагь, Нагьор, 35 Саруж, Рев, Пелег, Эбер, Шелагь, 36 Кайнан, Арпахшад, Сим, Нугь, Ламегь, 37 Матусалагь, Энош, Иеред, Магьалалел, Кайнан, 38 Энос, Сет, Адам – Аллагь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

97 Это был праздник суккот (кущей). Вначале он был праздником урожайного цикла, праздновался семь дней после уборки урожая. Затем иудейское жречество придало ему иное символическое значение. Праздник был связан с преданиями об исходе евреев из Египта, по которым странствовавшие по пустыне евреи жили в шатрах. В последний день праздника совершается торжественное богослужение (этот день называется «радость Торы»). 102 Рафия – приморский город на юго-западе; Газа – древний филистимский город, часто упоминаемый в Библии; Анфедон – приморский город к северу от Газы. (Перев.) 103 По «Иудейским древностям» (XIII, 13, 5), восстание началось в праздник суккот, когда Александр Яннай в Иерусалимском храме был забросан лимонами возмущенным народом. Очевидно, причиной этого восстания (как и последующего) послужил все увеличивавшийся налоговый гнет, связанный с широкой завоевательной политикой этого иудейского царя. Неудачи в ней привели в дальнейшем к еще более мощному народному восстанию. 106 Антиох XII Дионис (87–84 гг. до н.э.) вовсе не был последним из Селевкидов. После него правил еще Антиох XIII Азиатский. 64 год до н.э. был датой окончательного покорения Селевкидского государства римлянами. 108 Птолемей, сын Менная, был тираном Халкиды (области в Келесирии), Арета был правителем набатеев, обитавших к востоку от Иордана. 112 По Страбону (География, XVI, 749), Тигран II увез с собой в качестве пленницы Клеопатру, дочь Птолемея Фискона, и затем казнил ее. Клеопатра была замужем за несколькими из последних селевкидских царей. Римский полководец Лукулл вторгся в Армению после разгрома им Митридата Понтийского, которому Тигран II предоставил убежище. 114 Идумея находилась к югу от Иудеи. В результате завоеваний Иоханана Гиркана идумеяне (эдомиты) были иудаизированы, им были навязаны еврейские религиозные законы. 116 Гней Помпеи (106–48 гг. до н.э.) к этому времени приобрел в Риме репутацию выдающегося полководца. Он подавил восстание Сертория в Испании, участвовал в подавлении восстания Спартака, всего за 40 дней очистил Средиземное море от пиратов, разгромил понтийского царя Митридата VI Евпатора, подчинил Риму правителя Армении Тиграна II. В результате его завоеваний на востоке в римские провинции были превращены Понт, Вифиния и Сирия, а Армения признала вассальную зависимость от Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. На Аристобула немедленно после описанного события напало раскаяние в совершенном братоубийстве, а затем он впал в болезнь. Рассудок у него помрачился от постоянно испытываемого позыва к тошноте, а внутренности его жестоко болели, так что он даже харкал кровью. И вот однажды один из малолетних прислужников, вероятно по божественному предопределению, вынося кровь Аристобула, поскользнулся на том самом месте, где был убит Антигон и где еще виднелись следы преступления, и пролил кровь. Видевшие это подняли крик и завопили, что слуга умышленно пролил тут кровь [царя]. Тогда Аристобул справился, в чем дело, но не получая ответа, тем более заинтересовался причиной крика, как то совершенно естественно у людей, видящих в молчании признак особенного несчастья. Когда же приближенные царя ввиду угроз его сказали ему всю правду, Аристобул, мучимый угрызениями совести по поводу вины своей, разразился потоком слез и громко застонал: «Итак, Господь Бог не забыл такого нечестивого и дерзкого поступка моего, и вот меня сейчас постигает кара за убийство родного мне человека! Доколе же, бестыжее тело, удержишь ты в себе душу, запятнанную кровью брата и матери? Почему ты не выпускаешь ее, но по частям приносишь мою кровь в жертву убитым?» Это были его последние слова, с которыми он умер, успев процарствовать один только год 856 . Правда, он выказывал себя другом греков, но зато он оказал и большие услуги своему отечеству, ведя войну с Итуреей и присоединив значительную часть этой страны к Иудее, причем принудил тех из итурейцев, которые захотели остаться в своей области, принять обрезание и жить по законам иудейским. По природе своей он был человеком мягким и очень застенчивым, как о том свидетельствует от имени Тимагена и Страбон, говоря: «Этот человек был мягок и принес иудеям большую пользу, потому что расширил область иудейскую и поселил среди своего народа часть итурейцев, принудив их принять обряд обрезания». Глава 12 1. После смерти Аристобула жена его, Саломея, носившая у греков имя Александры, освободила из оков братьев своего покойного мужа (мы уже выше упомянули о том, что он их держал в темнице) и объявила царем Янная Александра, который был к тому лицом наиболее подходящим, как по возрасту своему, так и по порядочности. Этому Яннаю пришлось с первого же момента своего рождения навлечь на себя ненависть отца своего, так что он, вплоть до его смерти, не смел никогда показываться отцу на глаза. Причиной этой ненависти, как говорят, послужило следующее обстоятельство: Гиркан больше всех других детей любил Антигона и Аристобула. И вот, когда он во сне однажды увидел самого Предвечного, то спросил Его, кто из детей будет его преемником. Господь Бог указал на Янная. Тогда Гиркан, огорчившись, что именно этот сын его станет наследником всех его благ, распорядился, когда Яннай родился, отдать его на воспитание в Галилею. Однако предсказание Предвечного Гиркану оправдалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Традиционным методом казни в их среде было побиение камнями. Тем не менее, распятие использовалось еврейскими тиранами хасмонейского периода. Согласно Иосифу Флавию Александр Яннай распял 800 евреев в один день во время восстания против переписи в 7 г. н.э. [iv] В конце I в. до н.э. римляне применяли эту казнь как официальное наказание для людей, не являвшихся римскими гражданами, за определенные правонарушения. Первоначально распятие было не методом казни, но только наказанием. Более того, таким образом наказывались только рабы за определенные виды преступлений. Деревянный столб, называвшийся furca (вилы) или patibulum (шейная колодка, виселица), помещался на шею раба и привязывался к его рукам. Раб должен был проходить через строй рабов, говоря о своем проступке. Это шествие рассматривалось как искупление и унижение. Позднее раба стали обнажать и бить бичом, усиливая тем самым наказание и унижение. Еще позднее вместо того, чтобы прикреплять веревками руки к деревянному брусу, раба стали привязывать к вертикальному столбу.       Поскольку основной целью этой практики было наказать, унизить и напугать непокорных рабов, то такое наказание не было неизбежно связано с умерщвлением раба. Только в более поздний период, в I в. до н.э., распятие превратилось в метод казни за определенные виды преступлений. Использовавшееся изначально как метод наказания рабов, позднее оно стало применяться для наказания пленников, повстанцев и беглецов, особенно в период войны и восстания. Пойманные враги распинались массово. О числе жертв восстания Спартака в 71 г. до н.э. говорит тот факт, что римская армия выставила по дороге от Капуи в Рим 6000 крестов, или 6000 распятых повстанцев. После подавления римлянами относительно небольшого восстания в Иудее в 7 г. н.э., вызванного смертью Ирода, Квинтилий Варус, римский легат Сирии, распял в Иерусалиме 2000 евреев. В течение взятия Иерусалима Титом в 70 г. н.э. римские солдаты распинали около 500 евреев в день на протяжении нескольких месяцев.

http://bogoslov.ru/article/645201

Для большей части средневек. периода характерно бытование Е. я. как литургического и письменного, как языка лит-ры, науки, философии, предположительно как разговорный Е. я. применялся ограниченно в утилитарных целях, таких как частная переписка, торговая и проч. деловая документация. По свидетельству некоторых путешественников, Е. я. как разговорный был распространен в отдельных общинах ( Saenz-Badillos. 1993. P. 203), наиболее вероятно использовался для взаимопонимания представителями общин, говорящими на разных языках. Лист из Мишне Торе. 1471/1472 г. (Lond. Brit. Lib. Harl. 5698 (Vol. 1). Fol. 11v) Лист из Мишне Торе. 1471/1472 г. (Lond. Brit. Lib. Harl. 5698 (Vol. 1). Fol. 11v) Поскольку Е. я. почти не функционирует как разговорный, а культивируется прежде всего как литературный, в этот период нельзя говорить о значительных языковых изменениях. Большинство авторов, пишущих на Е. я. в средние века, ориентируются на нормы древнеевр. языка, библейского или раввинистического. Инновации, как правило, не затрагивая структуры языка, связаны с теми или иными лит. движениями, такими как вост. пиют, или ограничены развитием и расширением лексического фонда для выражения новых понятий, в основном научных и философских. Мн. новые явления в лексике и грамматике не получали широкого распространения. Такая мозаичная картина развития языка не в последнюю очередь связана с отсутствием доминирующей лит. традиции, как это было в библейский и отчасти в мишнаитский периоды; в то же время условия для целенаправленного возрождения языка и появления единой нормирующей инстанции, такой как Ваад ха-лашон в XIX в., еще не сложились. I. Язык восточного пиюта. В широком смысле термин «пиют» (   - поэзия) означает литургическую евр. поэзию, создававшуюся после Библии и Кумрана вплоть до периода гаскалы. Однако в творчестве ряда авторов, работавших преимущественно в Палестине в V-VIII вв. (Иосе бен Иосе, Яннай, Элеазар Калир и др.), сложилась особая лит. традиция, называемая «восточный пиют». Язык произведений этих авторов (пайтаним) определяется в основном нормами написания раввинистического Е.

http://pravenc.ru/text/187295.html

Молитвы на разные случаи В иудейской традиции существует множество молитв, к-рые читаются по разным поводам. В Мишне и Талмуде приводится более сотни благословений, которые произносятся в различных жизненных ситуациях. Основные из них вошли в состав молитвенников. К числу наиболее древних и важных относятся чинопоследования, связанные с засухой (Мишна. Таанит. 2. 1-5), и молитвы перед отправлением в путешествие (древнейшая содержится в 4Q158; стандартная: Вавилонский Талмуд. Берахот. 29b; формула, читаемая при вхождении в город и исхождении из города: Вавилонский Талмуд. Берахот. 60a). Гимнография Литургическая поэзия занимала важное место в богослужении периода Второго храма. В первую очередь она была представлена псалмами и библейскими песнями. Часть из них несомненно использовалась в храмовом богослужении. В Кумране помимо канонических псалмов найдены по крайней мере 15 апокрифических (11QPsa; 4QPsf; 4Q522; 1QPsb; 11QapocPs), часть к-рых впосл. помещалась в христ. переводах Библии (напр., Пс 151; Сир 51. 13-30). По модели библейских псалмов написаны «Благодарственные гимны» (1QH, или Hodayot). Раввинистическая гимнография (пиют, от греч. ποιητς) возникла в III-IV вв. Ранние тексты в основном анонимны. Древнейшим из сохранившихся является гимн из папируса Lond. Brit. Lib. Orient. 9180A (III в.), посвященный то ли разрушению храма, то ли празднику Шавуот ( Boer. 1951). С кон. IV в. появилось множество гимнов, написанных разными стихотворными размерами, с акростихами и проч. Первый пайтан (автор пиютов), известный по имени,- Йосе бен Йосе, составивший алфавитный гимн (Авода) на Йом Киппур. Классическим периодом в развитии палестинского пиюта стали VI-VIII века. Считается, что стандартную форму пиюту придал Яннай, составивший более 800 гимнов для суббот и праздников (самые известные - в жанре керовот и кедуштаот). К числу крупных палестинских гимнографов принадлежат Шимон бар Мегас, Элеазар ха-Каллир (Киллир), Йоханнан ха-Кохен и др. Их сочинения остались в составе богослужения даже после вытеснения 3-летнего палестинского цикла чтения Торы, ориентируясь на к-рый, они составляли гимны (изд.

http://pravenc.ru/text/1237769.html

Конкретных фактов из истории Набатейского царства сохранилось мало. Из 2 Макк 5. 8 известно, что ко двору Ареты I бежал изгнанный из Иудеи первосвященник-эллинизатор Ясон (168 г. до Р. Х.). Арета I назван другом Иуды Маккавея и его брата Ионатана Хасмонея (1 Макк 5. 24-28, 15. 22; ср.: 2 Макк 12.10-12). Вероятно, именно он обозначен в надписи из Халуцы как «А[ре]та, царь набатеев (      )» ( Starcky. 1966. P. 904). Руины Ободата Руины Ободата Арете II не удалось ок. 100 г. до Р. Х. помешать иудейскому хасмонейскому царю и первосвящ. Александру Яннаю захватить Газу ( Ios. Flav. Antiq. XIII 12. 2 Это привело к нарушению контролируемой Н. караванной торговли между Петрой и Газой и к запустению на определенное время набатейских поселений в Негеве ( Negev. 1969. P. 5-10). Ободат I нанес в кон. 94 г. до Р. Х. сокрушительное поражение Александру Яннаю близ Гадары в Гавланитиде; Яннай потерял всю армию и «едва спасся оттуда бегством в Иерусалим» ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 5 ср.: Idem. De bell. I 90), где против него вспыхнуло народное восстание, которое возглавили фарисеи. На это поражение иудейского царя, вероятно, намекает автор кумран. Комментария на Книгу прор. Аввакума (1QpHab. 11. 8-15 - Tantlevskij. 1995. P. 9-12; Idem. 1997. P. 329-338). Ободат I продолжил политику освоения Негева, и, вероятно, именно он построил там г. Ободат (совр. израильский Авдат) ( Negev. 1986. P. 56-60). Этот царь был обожествлен и почитался как «бог» (  ) (Ibid .; Idem. 2003. P. 101-105; Healey. 2003. P. 164-167). В Петре, напр., существовало культовое сообщество (  ) почитателей «бога» Ободата ( Шифман. 2007. C. 30; ср.: Ball. 2016. C. 74-78). О Раббиле I ничего не известно. Его преемнику Арете III удалось на время присоединить к Набатее Дамаск, где он чеканил монеты по местному стандарту ( Starcky. 1966. P. 907-908). Ок. 82 г. до Р. Х. Арета III разгромил Александра Янная в битве при Адиде в Шефеле, однако впоследствии Яннаю удалось восстановить положение и укрепиться на юго-восточном побережье Средиземного м., а также в Юж. Сирии ( Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 2-5 В 72/71 г. до Р. Х. Арета потерял Дамаск. Он вмешался в междоусобную борьбу за власть в Иудее между Гирканом II и Аристобулом II, сыновьями Александра Янная, и вместе с Гирканом осадил Иерусалим, в к-ром находился Аристобул (канун Пасхи 65 г. до Р. Х.). Однако по требованию римлян осада была снята; Аристобулу же это дало возможность атаковать Н. и разгромить их у Папирона в Иорданской долине ( Ios. Flav. De bell. I 114-130; Idem. Antiq. XIV 2. 1-3 Когда Арета III узнал, что рим. проконсул Марк Эмилий Скавр предал огню набатейские поселения в области Петры, он счел за благо признать рим. верховенство ( Ios. Flav. Antiq. XIV 5. 1

http://pravenc.ru/text/2564566.html

В древности дело обстояло иным образом, и распятие было широко распространенным способом казни, применявшимся к особо тяжким преступникам. О нем говорят многие литературные источники, а также сохранившиеся артефакты. Изданная в 2015 году подборка выдержек из древних авторов, посвященных теме распятия, содержит триста сорок одну цитату из греческих, римских, иудейских и иных источников. 444 1. Распятие в древнем мире       О распятии упоминают греческие поэты, философы и историки разных эпох, включая эллинистический и римский периоды. 445 В Древней Греции распятие воспринималось как варварское иноземное изобретение. 446 Геродот повествует о том, как персидский царь Дарий, завоевав Вавилон, «приказал распять около трех тысяч знатнейших граждан». 447 Судя по свидетельству историка, распятие на кресте или на столбе в качестве вида казни применялось многими персидскими правителями. 448 Тем не менее и греческие правители не гнушались этим варварским способом казни. Согласно римскому историку Руфу, после завоевания Тира Александр Македонский выразил свою ярость тем, что «две тысячи человек, на убийство которых уже не хватило ожесточения, были пригвождены к крестам на большом расстоянии вдоль берега моря». 449 Наибольшее распространение распятие получило в Древнем Риме. 450 Римляне использовали этот вид казни по отношению крабам: Цицерон называет его «жесточайшей и позорнейшей казнью, предназначенной для рабов» (servitutis extremum summumque supplicium). 451 Самый известный случай массовой казни рабов через распятие связан с восстанием Спартака: после подавления восстания шесть тысяч рабов было распято вдоль Аппиевой дороги. 452 Свободных граждан казнили более гуманными способами, хотя из этого правила были исключения (так, например, Цицерон обличал Берреса за то, что тот распял на кресте римского гражданина). 453 В военное время распятие использовалось как средство для поднятия духа римских воинов и для устрашения врагов. 454 В сочинениях Иосифа Флавия казнь на кресте упоминается в общей сложности девятнадцать раз. 455 Он рассказывает о казни через пригвождение ко кресту двух тысяч восставших иудеев римским полководцем Публием Квинтилием Варом, захватившим Иерусалим после смерти Ирода Великого в 4 году до Р.Х. 456 В другом месте Флавий повествует о том, как Александр Яннай, иудейский царь из династии Хасмонеев, в 88 году до Р.Х., взяв город Вефом, отвел в Иерусалим захваченных в плен иудеев и «учинил над ними ужасное дело: находясь со своими наложницами в уединенном уголке и пируя там с ними, он велел распять около восьмисот иудеев и перерезать на виду их всех жен и детей». 457 Таким образом, не только римские правители и полководцы, но и иудейские цари не гнушались казнью своих соплеменников через распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006