Скачать epub pdf Июнь Благоверный князь Игорь 18 июня (5 июня по церк.кал.) Благоверный князь Игорь Черниговский вступил на престол в 1146-ом году. Киевляне, не любившие рода Ольговичей, изменили ему и выдали Изяславу, князю Переяславльскому, который и был провозглашен великим князем. Святой Игорь отказался от мирского образа жизни и в киевском Феодоровском монастыре принял монашество и схиму (с именем Игнатия). 19-го сентября 1147-го года толпа мятежников извлекла его из храма, когда он молился перед иконой Богоматери, зверски умертвила и влачила его тело по улицам Киева. Впоследствии, 5-го июня 1150-го года, мощи святого кн. Игоря, прославленные чудесами, были перенесены из Киева в Чернигов и положены в храме Преображения. “И с того времени, – по замечанию летописца, – стали праздновать память благоверного князя Игоря”. В “Иконописном подлиннике” говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом. Мученик Леонид (и иже с ним) 18 июня (5 июня по церк.кал.) Мученики Леонид, Маркиан, Никандр и другие жили в Египте. Они жестоко пострадали за Христа в своем отечестве при императоре Максимиане (285–305 гг.) и скончались в темнице, томимые жаждою и голодом. Тропарь: Мученик Твой, Господи, Леонид во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша. Мученики Александр и дева Антонина 23 июня (10 июня церк.кал.) Благочестивая дева Антонина происходила из подвластной Риму области – Фракии, ныне Болгарии. При императоре Максентии (305–312 гг.) Антонину привели к правителю, который уговаривал ее принести жертву идолам. После ее решительного отказа сделать это Антонину мучили и предали на поругание. 23-ех летний воин Александр, проникнутый пламенной верой ко Христу, решился освободить святую мученицу из места ее позорного заключения. Он вошел к святой деве и предложил ей свою одежду, надевши которую, Антонина беспрепятственно удалилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

25/8 Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1595). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Преподобных Афанасия, Железный посох (1388) и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8 В Тебе, мати, Известно спасеся... (общий преподобной жене). Кондак, глас 2 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/дольнюю сладость тщательно оставила еси 14 ,/и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая,/Христа бо ради Жениха твоего/о обручнице привременном небрегла еси. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Евфросиние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/на страсти вельми подвизался еси 15 в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником;/темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/Егоже действием светло украшен еси./Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш. Ин тропарь, глас 8 От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/мужески в пустыню вселился еси,/и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./Тем быв в Троице вселение,/чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/и исцеления всем подая обильно./Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже В чистоте жития источник слез твоих,/исповедания трудовныя поты совокупил еси,/и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне,/омывавши сугубстве, творящим любовию память твою,/скверны обоямы душевныя и телесныя./Сих ради, чада твоя суще, вопием ти:/моли, отче, Святую Троицу о душах наших. Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Александр Невский на Троицком пути Об открытии в подмосковном Пушкино памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому 27.02.2021 1213 Время на чтение 6 минут В подмосковном Пушкино открыт памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому. Какая благостная весть! Ведь своим названием город обязан Александру Невскому. После защиты русских земель от немецких и шведских рыцарей на северо-западе, Великий князь со своими дружинниками вернулся в родной Переславль-Залесский. А среди его витязей были сыновья Гаврилы Алексича, летописного героя, прародителя рода Пушкиных, который прославился в битве на Неве в 1240 году. Как известно, Гаврила Алексич изображен на левой части триптиха Павла Корина, написанного в годы Великой Отечественной войны, «Александр Невский». На полотне под названием «Северная баллада» он стоит, опираясь на меч на берегу северной реки, а рядом с ним жена, провожающая витязя на защиту Отечества. Летописцы отметили, что Гаврила Алексич в самый решительный момент сражения на коне вскочил на сходни вражеского судна, был сбит с конем в воду, но сумел выбраться из воды, вновь налетел на врагов и поразил «епископа и воеводу». Его отчество свидетельствует о том, что он был исконным новгородцем. Алекса – новгородская форма имени Алексей. По родословным преданиям Пушкиных, он внук Якова Ратшича, правнук Ратши. Это новгородские формы имен Яков и Ратибор. Сын Гаврилы Алексича Иван Гаврилович Морхиня был доблестный воин. Об этом свидетельствует и его прозвище. Морх – это украшение шлема в виде перьев птицы или конских волос. По родословцам он служил Великому князю Ивану Калите. Его родной брат Акинф именовался Великим. Но свою буйную голову храбрый полководец сложил бесславно. Это случилось в 1304 году в битве за Переславль-Залесский, который достался молодому князю Ивану Даниловичу Калите по завещанию от отца. Желая услужить Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, брату Александра Невского, Акинф Великий попытался «засесть» Переславль-Залесский, но потерпел поражение на поле брани. По преданиям его голова на кончике копья была доставлена Ивану Калите боярином Родионом Рябцем, сватом Акинфа Великого.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/27/al...

Петр Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества. ЖМП 7 июль 2020 /  17 февраля 2021 г. 15:00 Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре.  PDF-bepcuя. Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от  руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага. В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного.

http://e-vestnik.ru/culture/obraz_aleksa...

     В русской традиции издревле воинские подвиги, совершенные в защиту отечества, стояли в одном ряду с подвигами во имя веры и Христа. Положивший жизнь свою на поле брани «за други своя» в глазах соотечественников становился мучеником, принявшим от Бога небесный венец святости. Можно вспомнить древнерусские сказания о Мамаевом побоище, где описывается, как ангелы увенчивают венцами Небесного Царства множество погибших на Куликовом поле русских воинов. И в недавнем прошлом нашим святым подвижникам бывали подобные видения в годы Первой мировой войны и Великой Отечественной. А из XIX столетия звучат слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Тот истинно воин непобедим, которому венец мученичества за Веру, Царя и Отечество также любезен, как и венец победы» и «подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповеданием веры и правды, страданием и смертию за сие исповедание». В русской истории было немало полководцев — князей, военачальников, — для которых долг воина и долг христианина оказывались неразделимы. Немало из них и прославлено Церковью в лике святых. Но венец святого праведного адмирала Федора Ушакова в этом сонме сияет особенно ярко. По непобедимости, отсутствию поражений он стоит рядом с Александром Невским. Но победы Ушакова служили не выживанию страны и народа, они совершались в те времена, когда Россия восходила на пик своего державно-имперского величия. А значит, в них отсутствует тот привкус горечи и трагической героики, который присущ деяниям князя Александра Ярославича. По святости жизни, поглощенности верой, совершенной отдаче себя на волю Божью, аскетической суровости характера адмирал Ушаков ближе стоит к какому-нибудь преподобному, к монашескому подвижничеству. И такое соседство в его житии имеется — в лице родного дяди преподобного Феодора Санаксарского, настоятеля монастыря, рядом с которым отставной адмирал прожил последние годы и где был похоронен. Однако от Александра Невского Ушакова отделяют столетия и не особо знатное происхождение, а от монашеских подвигов — звание мирянина. И получается, что ближе всего Федор Федорович стоит к нам. К тем, кого отделяют от адмирала всего каких-то 200 лет, кто так же, как он, проводит свою жизнь в мирских трудах, отдает ее служению, притом не только воинскому, — отечеству, Богу, ближним.

http://pravoslavie.ru/107302.html

б) Разрушение памятником идолопоклонства, или бессилие язычества. При греч. императоре Феодосии (в IV в.) было издано повеление, чтобы в Александрии (в Египте) были разрушены все языческие храмы и идолы. Идол Сераписа, покровительственного божества города, был огромных размеров и украшен был драгоценностями и золотыми и серебряными плитами. В народе ходит верование, что если нанести ему оскорбление, то разрушится небо и земля, и многие смотрели с сильной тревогой, когда солдат, поднявшийся по лестнице, поднял свой топор против идола. Но когда увидели, что воин и безнаказанностью отрубил ему одну щеку и затем отсек одно из колен, то опасение исчезло. Голова бога была сброшена вниз из нее выскочила целая стая крыс, возбуждая отвращение и смех в толпе. Идол скоро был весь разрушен в куски, которые был унесены и сожжены. При обыске храма, сделано было открытие тех безобразий, которыми он осквернялся, и тех проделов, к которым прибегали жрецы, пользуясь доверчивостью богомольцев. (Касательно этого см. Dollinger, Heidenmh. и. Iuddent 644 – 48), и вследствие этого обнаружения, многие обратились в христианство. Языческая партия, однако же, начала ликовать, когда оказалось, что разлив Нила к том году не начинался дольше обычного времени. Обратились за советом к императору: «лучше, отвечал он, пусть Нил совсем не разливается, чем нам покупать плодородие Египта идолослужением». Наконец, река разлилась более, чем до обычной высоты, и язычники начали надеяться, что Серапис отмстит за себя наводнением; но они скоро разочаровались и в этом, увидев, что воды начали убывать до обычного уровня. Храм бога был разрушен, и на его месте была построена церковь , а другие здания Серапиума оставлены были в целости. Во исполнение повеления императора храмы были разрушены в Александрии и по всему Египту. Статуи были сожигаемы или расплавляемы, за исключением одной, которую, будто бы, Феофил, епископ александрийский, сохранил в качестве доказательства против язычества, чтобы приверженцы этой последней религии впоследствии не стали отрицать, что они поклонялись столь презренным предметам. (Сост. по «Истории христиан. церкви», Робертсона, т. I, стр. 261 – 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Помни о Боге и Он тебя не оставит Свидетельства воинов о помощи Божией на войне 17.02.2013 577 Время на чтение 6 минут В детстве, читая русские народные сказки и былины, я удивлялась невероятной силе и храбрости русских богатырей. Один мог целое войско поганых победить. Помните? «Увидал Илья Муромец под Черниговом несметное войско татарское. Осадил он Бурушку, вырвал дуб. Стал он дубом помахивать. Где махнёт - там улица, отмахнёт - переулочек. Много врагов перебил...» Правдивость написанного не подвергалась сомнению. Но, повзрослев, я решила, что такая силушка богатырская - преувеличение. Однако, прочитав вторую книгу Сергея Галицкого «Из смерти в жизнь...», поняла, что всё в былинах и сказках - правда и правдива русская пословица «И один в поле воин, если по-русски скроен». Русский дух и ныне помогает нам одерживать верх над врагом. Рассказывают Герои России полковник Александр Игоревич Пегишев и подполковник Александр Павлович Думчиков. А.Пегишев: - Так получилось, что наши две разведроты оторвались от остальных... Оказались почти на площади перед дворцом Дудаева... Из университета «духи» простреливали всю площадь... Как только стрельба утихла, мы внезапно для боевиков влетели на первый этаж через главный вход! Сопротивление чеченов было яростным! Их было в несколько раз больше, чем нас... Вдруг команда: «Срочно отходить!» Боевики били по отходящим... Я в горячке не сразу осознал, что получил одну пулю в колено, другую - в бедро. Бойцы уже далеко, я остался один... Смотрю: рядом лунка от разрыва мины. Залез туда. «Духи» меня заметили, поняли, что ранен, и решили взять живым. Но ничего у них не вышло: двоих я убил, одного ранил... А.Думчиков: - «Духи» под «Аллах акбар!» полезли из всех щелей! Я выстрелил из гранатомёта и вывалился из окна на площадь... Удар по ноге. Ранили... Добежал до угла... ранение в правую руку... тут в лопатку удар - получил ещё ранение в спину. Нашёл лист железа, на себя его натягиваю - вероятность попадания меньше...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прощай, Дорогой Друг! Памяти Игоря Евгеньевича Смыкова 16.11.2020 1004 Время на чтение 3 минуты В субботу, 14 ноября 2020 года, я поздно открыл интернет. И сразу увидел сообщения-некрологи и сразу от трёх человек, Леонида Решетникова, Владимира Лаврова и Петра Мультатули, о том, что – умер Игорь Смыков. Перекрестился, и пронзила мысль: «Лучшие уходят один за другим: митрополит Амфилохий, Владимир Осипов, и вот теперь Игорь Смыков…». Игорь Евгеньевич умер от остановки сердца (т.е. от т.н. «острой сердечной недостаточности») после тяжёлого ковида в Коммунарке. Господи, как много связано у нас, Хоругвеносцев, и у меня лично с Игорем Евгеньевичем. Ведь это через него и с ним, тогда поехал, тоже преждевременно ушедший от нас Юрий Агещев в Словению, Сербию и Черногорию, где в Цетиньском монастыре Игорь Евгеньевич и наградил владыку Амфилохия (Радовича) орденом «Царя Мученика Николая Второго Александровича», а Владыка в свою очередь через Юру и Игоря благословил меня носить орден «Саввы Сербского», которым был награждён мой прадед. И вот нет среди нас ни митрополита Амфилохия, ни Юрия Агещева, ни Игоря Смыкова… А ведь совсем недавно, 6 октября 2020 года, Игорь Евгеньевич также наградил меня орденом «Императора Павла Первого», а я его в свою очередь грамотой Союза Православных Хоругвеносцев. Вот её текст: Союз Православных Хоругвеносцев, Орден Побежденного Дракона, Святого Георгия Победоносца и Архангела Михаила, Свято-Сергиевский Союз Русского Народа НАГРАДНАЯ ГРАМОТА. За большой вклад в восстановление Самодержавной Монархии на родной многострадальной Русской почве, за беззаветное служение Потаенной Русской Державе – Царству не от мipa сего, за блаженное ругание всех видов фарисейства, за упорное и неотступное прославление Императора Мученика Павла Первого, за самоотверженную борьбу с тайной беззакония, за удаль, искренность и правду, за стояние в вере, брань за Господа нашего Иисуса Христа, за героическое несение меча Правды – Креста Господня и Непобедимой Его Хоругви, за неотступное стояние в Истине, а также за прославление Царя Иоанна Васильевича Грозного и Царского Друга Григория Ефимовича Распутина и за многолетнее почитание Царя Великомученика Николая Второго Александровича и Его Святой Семьи Господин Игорь Евгеньевич Смыков награждается Почетной Грамотой – с благодарностью и уверенностью в том, что сей доблестный рыцарь и истинный Воин Христов будет и дальше не щадя своих сил служить Русскому Неотмирному Царству и прилагать все силы в борьбе с врагами Церкви и Отечества вплоть до окончательного восстановления Русского Православного Самодержавного Царства – безсмертного и до днесь в потаенном прикровении пребывающего, Вечно Живого – Мистического Третьего Рима.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/16/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Александр Невский у истоков Союзного государства О юбилейном авторском проекте Галины Ананьиной «Супружества благословение» 21.11.2019 1520 Время на чтение 6 минут В этом году исполнилось 780 лет со дня венчания святого равноапостольного князя Алек­сандра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны, а также 20 лет договору о создании Союзного государства Белоруссии и России. К этой дате Женским православно-патриотическим обществом подготовлен юбилейный авторский проект «Супружества благословение» кандидата исторических наук, председателя Общества, члена правления Союза православных женщин Галины Ананьиной. Проект поддержан Постоянным комитетом Союзного государства Белоруссии и России. Ровно 170 лет назад, в 1849 году, архитектор Константин Тон закончил строительство Большого Кремлевского дворца, все пять его залов были названы в честь главных орденов Российской империи. Тронным был зал Андреевский. К нему примыкает зал, названный в честь ордена Святого Александра Невского. В 1866 - 1868 годах на торцовых стенах появились полотна академика живописи Федора Мюллера, среди которых «Брак князя Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславной». В 1239 году, когда Александру исполнилось двадцать лет, он женился на дочери полоцкого князя Брячислава – княжне Александре. Отец Александра - Великий князь Ярослав Всеволодович благословил молодых при венчании иконой Феодоровской Божией Матери, обретенной в том же году. Поскольку в крещении Ярослав Всеволодович носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской». У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб. Ее чудесное обретение связано с князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского. Князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

Закрыть «За землю Русскую!» Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» 4 2021 17.03.2021 800 Время на чтение 7 минут Обложка нового номера журнала «Родная Ладога», на которой представлена красочная репродукция картины Ф.Москвитина ( Москва ) « Князь Александр Невский выступает со своим войском на битву со шведами», свидетельствует о главной теме издания. От своего государственного становления и Крещения в православную веру наше Отечество, земля Русская, развернувшаяся на великой Восточно-Европейской равнине, подвергалась нападкам соседних миров. И монгольская Азия, и католическая Европа на протяжении веков чаяли территориальное и самобытное уничтожение Руси. Клич на спасение страны святого воина – князя Александра Невского актуален поныне, поэтому так широко и торжественно отмечается 800-летие этого святого защитника, давшего пример служения и спасения Руси-России. Новый номер журнала «Родная Ладога» посвящен достославной годовщине, которая заставляет вспомнить исторические события, понять религиозные и политические их подоплеки. Базовой является большая историко-богословская статья митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) «Защитник земли Русской князь Александр Невский (1221-1263): воин и святой». Митрополит Константин не только напоминает важные факты истории страны и вехи судьбы святого князя, но разъясняет их религиозные причины и исторические последствия. Подробно рассказывая о взаимоотношениях Руси с неуемным в своих геополитических претензиях Западом и о тяготах татаро-монгольского ига, Владыка Константин поясняет историческую ситуацию как следствие религиозных противоречий и приоритетов. «Душа Руси жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением русской жизни угрожало еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира на Востоке, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии коварного Запада». Митрополит подробно и понятно разъясняет, что эта агрессия была заведомо спровоцирована внедрением Западом в Символ веры неканонического дополнения « Filioque», что привело к разделению Церквей с последующим противостоянием двух мировоззрений: католико-протестантского и православного, русско-славянского.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/17/za...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010