Подпишитесь на наш Телеграм Благоверный князь Александр Невский — может быть, нет в русской истории фигуры, более подходящей для иллюстрации отношений Православие/национализм, для иллюстрации того, как аутентично христианские образы/концепты меняются до почти полной противоположности. Иллюстрации того, как нечто изначально православное меняется до такого состояния, что ничего православного уже не остается. Чтобы понять этот процесс, мы собрали несколько материалов. Хороший старт для нашего дела — две небольшие лекции Романа Шляхтина из его курса «Больные вопросы русской истории»: «Князь Александр Невский как историческая личность» и «Александр Невский в русской культурной памяти» . Сначала кратенько о том, что современная историческая наука может нам поведать о князе Александре, затем — кратенько о том, как (кардинально) менялся его образ на протяжении веков. Шляхтин, в частности, рассказывает: «Житие не описывает Александра как супервоина: он описан как тихий, смиренный, милостивый. «Повесть о житии», написанная сразу после смерти Александра, подчеркивает черты не воина, а смиренного боголюбивого правителя. Но уже в Новгороде XV века, боровшемся с Москвой, пишется новое житие Александра, подчеркивающее заслуги Александра для Новгорода: здесь князь впервые становится лишь поводом для политической идеологии; князя поднимают на знамя уже вполне с политическими целями. Интересно, что в Москве XV века Александр (предок московских правителей) — не князь-воин, а монах-постник, чудотворец. Только в эпоху Ивана Грозного образ монаха-чудотворца сменяется образом святого великого князя, чья мирская/военная/политическая жизнь становится значимой сама по себе. Происходит раздвоение образа Александр: монах и воин. В эпоху Петра происходит окончательная подмена: император, ведя войны и основывая новую столицу на тех землях, где воевал Александр, делает Александра образом своей империи: основание Александро-Невской лавры в Петербурге и пр. Александр Невский приобретает имперский образ, ставится прообразом Петра. Петр — «живое зеркало Александра», как говорил придворный богослов Петра Феофан Прокопович. Александр полностью становится политическим символом — символом государства и войны» .

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

На главную страницу   Новый мученик за Христа воин Евгений       Оглавление   ·         Слово в день памяти новых мучеников и исповедников Российских. Протоиерей Александр Шаргунов   ·         Рассказ матери. Биография мученика воина Евгения. Любовь Васильевна Родионова   ·         Он выбирает крест. Беседа корреспондента радиостанции " Радонеж " Тамары Москвичевой со священником Владимиром Переслегиным, настоятелем храма Спаса Нерукотворного села Прохорово Московской области   ·         Постигнуть тайну Креста Христова. Слово на панихиде в день памяти мученика воина Евгения 23 мая 1999 года. Протоиерей Александр Шаргунов     Слово в день памяти новых мучеников и исповедников Российских Проповедь после Божественной Литургии   Протоиерей Александр Шаргунов   В праздник новых мучеников и исповедников Российских, который совпадает в этом году с Неделей о блудном сыне, мы снова молимся о том, чтобы Господь даровал Своей Церкви благодать покаяния на той же глубине, на какой явилась праведность ее святых. И мы вспоминаем не только тех, кто принял страдания в годы коммунистических гонений, но и тех, кто пострадал за Христа в наши дни. Мы знаем имена убиенного иеромонаха Нестора, убиенного иеромонаха Василия и других Оптинских иноков, убиенного архимандрита Петра и многих других невинноубиенных православных христиан, среди которых немало священников, монахов, девиц и детей. Сегодня я хотел бы выделить из этого сонма нового мученика и исповедника - воина Евгения, принявшего смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Мы слышали уже о других христианских мучениках чеченского плена - о убиенном протоиерее Анатолии, о трех юных солдатах, распятых в Великую Пятницу несколько лет назад, о других мучениках этой войны. И вот теперь - Евгений Родионов. Маленькая заметка о нем с опозданием в два с лишним года наконец появилась в патриотическом журнале. Промелькнул сюжет в телепередаче " Русского дома " - и все. Как будто ничего особенного не случилось, и можно забыть о нем. В то время, как вся Россия должна бы увидеть, что это ее национальный герой, в то время, как это событие должно быть поставлено посередине Церкви, на свещнице, да светит всем в нашем доме.

http://moral.ru/Eugen.htm

Дипломат, воин и святой. Как в России увековечат память Александра Невского 10 июня, 2021. Вероника Словохотова Итоги форума «История для будущего. Александр Невский» 8 июня в музее Отечественной войны 1812 года состоялся форум, посвященный 800-летию со дня рождения Александра Невского. На открытии пленарного заседания собрались ученые, политики и публицисты из России, Болгарии и Сербии. Особое внимание фигура князя привлекает общество в свете недавних споров вокруг памятника на Лубянской площади: на неофициальном голосовании в интернете Невский победил Феликса Дзержинского. В начале пленарного заседания Владимир Мединский зачитал обращение президента РФ всем участникам, организаторам и гостям форума, после чего модератор Петр Лидов-Петровский пригласил ученых и политиков выступить с докладами. Каждый спикер объяснил, в чем ему видится значимость фигуры великого князя и ответил на вопросы аудитории. Главную заслугу Александра Невского спикеры увидели в том, что он сохранил на Руси православие во время монголо-татарского ига и стал основоположником «евразийства» — пути, по которому пошла Россия и который стал по-настоящему осмысляться только с конца XIX века. В чем состоит его особенность, в частности, попытался объяснить сенатор Алексей Пушков. Господин Пушков отметил, что сегодня в нашей стране тема патриотизма вышла на первый план из-за сложных отношений с Западом. За уничтожением исторических памятников в США и установкой памятников в России он увидел две контрастные тенденции: глобализацию, которая предлагает переиначивать историю, и противоположную тенденцию, при которой страна стремится сохранить свою национальную идентичность. В завершение своей речи он высказал мнение, что человечеством всегда двигала идея, а в национальной идее России Александр Невский занимает ключевое место. С особым интересом публика встретила Петра Толочко — профессора, академика Национальной академии наук Украины. Он подчеркнул, что покоренная Ордой Русь оставалась единым целым: «И даже враги наши понимали, что Киев и все русское пространство — это русская земля». На вопрос Владимира Мединского о том, воспринимает ли современная историческая наука на Украине Невского как общего князя, профессор высказал собственную точку зрения.

http://pravmir.ru/diplomat-voin-i-svyato...

Земли Балканского полуострова осияны светом христианства еще с апостольских времен. Св. ап. Павел вместе со св. ап. и ев. Лукою и св. ап. Андрей Первозванный прошли с апостольской проповедью по дорогам как исторических, так и нынешних болгарских земель. На Балканах, на гору Афон вступила и сама Божия Матерь, которая благословила это место и тем основалась Святая Гора Афонская. Ученик св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Стахий основал епископскую кафедру в городе Византион. Еще во второй половине I в. по Р. Хр. в городах Балканского полуострова были основаны епископские кафедры. Св. ап. Пармен из Семи диаконов был замучен в эгейском гор. Филиппи. Св. ап. и св. Матфей проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). Св. ап. Карп из 70-и апостолов был Епископом во фракийском гор. Берое (Верея, Стара Загора), св. ап. Стахий из 70-и апостолов был Епископом гор. Византиона (Константинополя), св. ап. Андроник из 70-и апостолов был Епископом Паннонии. Апостольские мужи свв. Ерм и Урбан были соответственно один Епископом гор. Филиппополя (Пловдив), второй Епископом Македонским и т. д. В период раннего христианства вв., во времена гонений, пострадало много балканских мучеников за христианскую веру – свв. мученики Пасикратий и Валентин Доростольские; Исихий, Емилиан и Дасий Доростольские; Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников Филиппопольских; 38 мучеников Филиппопольских-Фракийских; мученицы Севастиана и Мелитина Маркианопольские (Девненские); Максим, Феодот и Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольские – Мизийские (Девненские); Адрианопольские мученики; муч. Александр воин Римский; муч. Ерм (или Евант) Рациарский (Арчарский); мученики Ермет (Гермет, Ерм), Аггей, Акт и Гага Бононские (Видинские); священномученик Филипп, Епископ Томский; 20 мучеников из гор. Томи; священномученик Епископ Александр, мученики Ираклий воин, мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские; муч. Амплий Одессоский (Варненский); священномученик Филипп, Еп. Гераклийский (Адрианопольский); мученики Ириней, Василий, Димитрий диакон и дружина его – Сирмийские (Сремские); мученики Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и Флавиан из Novia Dunum (Исакча); св. вмуч. Димитрий, со свв. мучениками Лупп и Нестор Фессалоникские (Солунские), свщмуч. Эразм Охридский; 15 свщмучеников Тивериопольских (Струмицких) и многие другие. (См. Приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта, 2019 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Содержание статьи «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Икона Божьей Матери «Феодоровская». История У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых. Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме. Читайте также : Икона. Как создается чудо Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

http://pravmir.ru/chudotvornaya-ikona-bo...

Адмирал Федор Ушаков — святой праведный воин Феодор После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. 5 октября, 2004 После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. Адмирал Федор Ушаков — выдающийся русский флотоводец, не потерявший в боях ни одного корабля. Об этом человеке мы подробнее поговорим в нашей статье! Адмирал Федор Ушаков (1745 — 1817) По благословению Блаженнейшего Владимира митрополита Киевского и всея Украины. Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими. В послепетровские времена дворянских юношей обыкновенно определяли в гвардию, служил в ней и отец святого праведного Феодор Игнатьевич, но после рождения третьего сына Феодора он был уволен от службы с пожалованием сержантского чина лейб-гвардии Преображенского полка. Вернувшись в родное сельцо, он сменил царскую службу на хозяйственные хлопоты и воспитание детей. День рождения будущего адмирала Российского флота — 13 февраля — приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), — а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского — великого воина в духовной брани. Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в лейб-гвардии Преображенский полк, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в Александро — Невском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, — и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги.

http://pravmir.ru/admiral-ushakov-fedor-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый фельдмаршал 02.07.2020 888 Время на чтение 66 минут Очерк деятельности Главнокомандующего в Русско-турецкую войну 1877 - 1878 г.г. на Балканском полуострове На Туркестанской выставке В.В. Верещагина в числе картин была одна: «Забытый», - это убитый русский воин, оставленный в степи. Государь Император Александр Николаевич нашел ее тенденциозной и выразил свое неодобрение. Верещагин ее уничтожил. В Петропавловском соборе, среди царственных могил, по­коится также «забытый русский воин», и это победоносный полководец, Генерал-Фельдмаршал, Великий Князь Николай Николае­вич. Цель настоящего очерка - нарушить это забвение. ВСТУПЛЕНИЕ Восточный вопрос. Его развитие до войны 1853-1856 г., включительно Начало возникновения восточного вопроса во всемирной истории определить трудно. Мнения историков в данном случае резко расходятся. Многие считают его началом крестовые походы, когда Европа, поднявшаяся на защиту Гроба Господня, двинулась на борьбу с Исламом. С течением веков борьба эта в большей степени пере­шла в руки Польши, стремившейся к освобождению славянских христианских народов на Балканах от ига турок. Но Польша впоследствии оказалась не в силах продолжать эту борьбу, и Россия, заместившая последнюю во главе славянства, приняла ее на свою долю. Таким образом, подчиняясь неизбежному ходу исторических событий, наследие крестоносцев перешло в наши руки. Спрашивается, что выдвинуло Россию на арену этой вековой борьбы? Многие историки приписывают это естественному стремлению к Черному мору Русского Государства и вытекающему из этого стремления возрастанию нашего влияния среди народов Балканского полуострова, связанных с нами религиозным и кровным родством. Первые признаки этого стремления относятся к древнейшим временам нашей истории, а именно к походам на Царьград Олега, Святослава и других. Рельефнее оно обозначилось, начиная с средины XVII века, т.е. как раз к началу окончательного ослабления польского королевства. В течение всей второй половины XVII века взаим­ные отношения Московского государства и Турции были враждебны.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Прежде всего, это пошло» «Ещенепознер» о Шмемане 07.12.2021 1165 Источник: блог автора Очень не хотел говорить об этом , но поскольку многие просили прокомментировать, молчать нечестно. Прежде всего, это пошло. Пошлая пародия на Тайную Вечерю. На этом уже можно было бы поставить точку. Мои умные знакомые, люди со вкусом, выключили передачу после первых пяти минут. У меня не идеальный вкус – я продержался больше часа. С самого начала признаюсь в любви к отцу Александру. Но любовь может быть зрячей. То, что в отце Александре Шмемане было драмой и болью, герои «ещенепознера» превратили в фарс. И писать об этом тоже больно. Поэтому ограничусь двумя наблюдениями. Стоит ли говорить о Шмемане с сигаретой и Агатой Кристи на диване после совершения Литургии как проявлении свободы? Драма Шмемана, открытая дневниками, как раз и заключается в разрыве между жизнью тонкого, проницательного, щедро одаренного прозападного интеллектуала и жизнью православного священника, живущего в Предании, и призванного покрывать чужое несовершенство не только благодатью Божией, но и собственным терпением. Это драма выгорания, драма несвободного, несчастного человека. Уместно ли превозносить выгорание? Поразило толкование на тропарь Кресту. Крест – это не просто орудие любви. Христианство не только о любви. Христианин это воин. «Образ солдата, воителя - один из центральных в посланиях апостола Павла “переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа” Тим. 3]. В образах чувственно постигаемой действительности описывается духовное оружие христиан, развертывая исходный тезис «оружие воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь Кор. 10:4]. «Облекитесь во всеоружие Божие» (panovplion облекшись бронею правды (qwvraka " dikaiosuvnh " ), «возьмите щит веры» (quvreon " pivstew " ), «и шлем спасения возьмите (perikefavlion " swthriva " ), и меч духовный (mavcairan pneuvmati), который есть Слово Божие» [Еф. 5: 11-17] (Чевела О.В. «Оружия воинствования нашего не плотские»: образ и понятие в зеркале литургической поэзии).

http://ruskline.ru/opp/2021/12/07/prezhd...

Закрыть Меч Евгения Вучетича 50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор  12.04.2024 40 Время на чтение 11 минут Источник: Камертон Сам мастер так комментировал свою приверженность образу меча: «Я только трижды обращался к мечу, — один меч подняла к небу Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете». Историческая последовательность была, конечно, иной. Сперва Евгением Вучетичем был воздвигнут Воин-победитель (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским), Родина-Мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963—1967 гг., с тем же Белопольским и группой), а мускулистая, античноподобная фигура перековывателя меча на плуг, оригинал которой установили у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, и копия теперь стоит в Москве у того здания Третьяковской галереи, что на Крымском валу, создана в 1957 г. Менее известен факт, что существует и третья, и тоже авторская, копия этой работы — в казахстанском Усть-Каменогорске, перед Центром семейного отдыха «Mesto». Вучетич. " Перекуём мечи на орала " . Третьяковка Если смотришь, к примеру, на Мамаевом кургане на фигуру Родины-Матери, взметнувшую руку с карающим мечом, то видишь небеса и вспоминаешь фильм про святого благоверного князя Александра Невского, сказавшего устами артиста Черкасова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит Русская земля!». Мы, советские люди, смотревшие фильм, тогда не знали, что слова про меч сценарист фильма взял из Евангелия от Матфея: «Взявшие меч, мечом погибнут». Вучетича критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию произведений огромного размера, а он не останавливался, не «западал» на критике. Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и в самом деле по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/12/mech_e...

Князь Владимир – воин, дипломат, святой? Каким изображали князя Владимира древнерусские летописи разных веков? 28 июля, 2021 Каким изображали князя Владимира древнерусские летописи разных веков? Креститель Руси, один из первых представителей династии Рюриковичей, проправившей Русью более семи столетий, герой летописей, литературы и фольклора. Кажется, о святом Владимире мы знаем всё. Представление это сильно изменится, стоит вчитаться внимательно. Начнём. Киевский, новгородский, московский? Сейчас это может показаться удивительным, но Владимир Святославич, ныне почитаемый как святой равноапостольный и входящий в Соборы киевских, галицких, псковских и волынских святых, канонизирован был далеко не сразу. Понятно, что первые несколько веков, пока Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриархата, «притормозить» процесс канонизации славянских равноапостольных могли греки.  Появление святых столь высокого ранга слишком уж поднимало статус едва-едва образованной епархии. Однако до нашего времени дошли сведения о стихийном почитании в домонгольском Киеве бабки Владимира – княгини Ольги. В те времена якобы существовала даже гробница с её мощами, позднее утраченная во время монгольского нашествия. А вот с Владимиром Святославичем ещё несколько веков всё было очень неопределенно. В «Похвале кагану Владимиру», вошедшей в состав «Слова о Законе и Благодати» середины XI столетия, митрополит Иларион называет Владимира «блаженным». Но разграничить здесь дань уважения правителю, ещё памятному живым свидетелям, и намёк на совершившуюся канонизацию весьма сложно. Летописи того времени факт прославления киевского князя тоже не упоминают. А вот все дошедшие до нашего времени Прологи и богослужебные книги XIV столетия уже содержат сведения о святом Владимире, единодушно помещая его память на 15 июля. Среди медиевистов бытует версия, что прославление святого могло состояться во времена Александра Ярославича, а как свидетельство чудесной помощи князя Владимира была воспринята победа русичей в Невской битве 15 июля 1240 года. Но это значит, что впервые киевский князь был прославлен как святой… новгородский.

http://pravmir.ru/svyatoy-vladimir-voin-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010