274; Т. 20. С. 355, 356; Т. 22. С. 507; Т. 23. С. 188; Т. 24. С. 207, 208; Т. 25. С. 332; Т. 26. С. 286, 287; Т. 27. С. 159, 290, 291, 361; Т. 28. С. 155, 156, 321). Весной 1493 г. началось строительство стен и башен, расположенных вдоль русла р. Неглинной, к-рое после неожиданной смерти Солари продолжил приглашенный из Италии в 1494 г. Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Карезано, или да Каркано). В 1495-1499 гг. он построил Троицкую башню, от которой через реку был перекинут каменный мост, завершенный мощным предмостным укреплением - Кутафьей башней. По-видимому, в эти же годы проводились работы по строительству Граненой (ныне Средняя Арсенальная), Конюшенной (ныне Оружейная) и Колымажной (ныне Комендантская) башен. Вскоре началось сооружение мощного рва, вырытого вдоль восточной стены М. К. Он был наполнен водой и, соединив р. Неглинную с Москвой-рекой, превратил М. К. в остров. Уровень воды поддерживался при помощи системы шлюзов. Все работы были завершены к 1516 г. Т. о., была создана самая мощная на тот момент в России крепость, к-рую никому не удавалось взять приступом; ее зубчатые стены являются своеобразным символом Москвы. Стены М. К. протянулись почти на 2,5 км (2235 м), охватывая территорию примерно треугольной формы площадью ок. 28 га. Высота стен в разных местах составляет от 5 до 19 м (самая высокая стена - восточная, к-рая обращена к Красной площади), толщина - от 3,5 до 6,5 м. Каждая из башен обладает присущим только ей неповторимым обликом и, за исключением двух, имеет собственное имя. По периметру расположены 18 боевых башен (еще одна башня - Кутафья - вынесена за пределы стен). На 3 углах крепости размещаются одна граненая и 2 круглые башни. Между ними на каждой из 3 сторон вначале располагалось по 5 башен. Шесть башен были проездными: 1 - с юга, 3 - с востока и 2 - с северо-запада. В 1680 г. в дополнение к прежним башням на стене была сооружена небольшая каменная Царская башенка. В кон. XVI в. вдоль рва у вост. стены М. К. были устроены 2 дополнительные невысокие стенки с зубцами, а с юга возведена 2-я дополнительная стена вдоль русла Москвы-реки.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

XV в. отправлявшиеся в Зап. Европу рус. посольства приглашали в М. иностранных специалистов: архитекторов, строителей, инженеров и др. В строительстве Московского Кремля участвовали итал. архитекторы : Аристотель Фьораванти , Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марк Фрязин (Марко Руффо), Алевиз Фрязин (Старый) (Алоизио да Карезано), Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, вероятно, наст. имя - Алоизио Ламберти да Монтиньяна (Монтаньяно)), Бон Фрязин. В М. работали иностранные врачи, мастеровые, ремесленники католич. вероисповедания. Строить храмы и открыто совершать богослужения католикам не разрешалось. Нек-рые из приехавших католиков переходили в Православие, но были и те, кто сохраняли католич. вероисповедание. Приехавший в 1490 г. в М. для устройства «органной игры» в великокняжеском дворце священник-августинец Иван Сальватор (Джованни Сальваторе) Фрязин перешел в правосл. веру, отказался от духовного сана и женился. Живший в 1508-1548 гг. в М. немец Николай Булев (Бюлов), бывш. врач папы Римского Юлия II и придворный врач вел. кн. Василия III, оставался католиком и призывал к унии Церквей. В XVI в. большая часть проживавших в М. иностранцев являлись протестантами. В 1517-1519 гг. М. трижды посещал посол вел. магистра Тевтонского ордена Дитрих фон Шёнберг, к-рый вел переговоры с вел. кн. Василием III о союзе против турок и о церковной унии, но успеха не достиг. В 1-й пол. 20-х гг. XVI в. в М. по торговым делам дважды приезжал генуэзец Паоло Чентурионе: в 1520 г. он привез вел. князю послание от папы Римского Льва X , но, как он рассказывал позднее, «повел переговоры с близкими к князю людьми о соединении обрядов той и другой Церкви» по собственной инициативе, а не по поручению папы. В февр. 1525 г. он прибыл с посланием папы Римского Климента VII , в к-ром затрагивались вопросы «соединения» Церквей и установления союзнических отношений (подробнее см.: Кудрявцев О. Ф. Несостоявшийся маршрут, или Рус. проект генуэзца Паоло Чентурионе (из предыстории открытия Сев.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Великая Александровская слобода, стоявшая на половине пути между Переславлем-Залесским и Троице-Сергиевым монастырём, известна с XIII столетия. Во второй половине XIV века в пяти верстах от неё появилась Новая Александровская слобода (за прежней после этого закрепилось название Старая Слобода), впервые упомянутая в завещании Дмитрия Донского от 1389 года. В 1504 году великий князь Московский Иоанн III завещал её своему сыну Василию, двумя годами позже занявшему великокняжеский стол. Богомольный Василий часто бывал " у Троицы " , а по дороге заезжал и в Александровскую слободу, где он, заядлый охотник, любил развлечься охотничьими забавами. Но не только охотой увлекался этот князь - он, подобно своему отцу, при котором на Русь приехали несколько выдающихся итальянских зодчих и буквально преобразился Московский Кремль, был великим строителем; поэтому не вызывает удивления тот факт, что именно при нём в Александровской слободе вырос величественный Покровский храм, возведённый в камне. Логично предположить, что в 1508 году Василий III " перебросил " одного из освободившихся итальянских зодчих, работавших тогда в Москве, в Александровскую слободу, где требовалось построить загородный терем и новый каменный храм. Но кто же это был - Алевиз Фрязин (Старый) или Алевиз Новый? Так, историк С.В. Заграевский делает выбор в пользу последнего. Прежде всего потому, что Алевиз Фрязин, судя по всему, " специализировался " на фортификации и гражданском строительстве и до 1519 года занимался исключительно Московским Кремлём. Алевиз же Новый искусно проектировал и храмы (Архангельский собор, храм Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре), и гражданские постройки (дворец в Бахчисарае). Более того, ансамблевость его архитектурного мышления очевидна, это вообще одна из особенностей дарования Алевиза Нового. А в Александровской слободе речь как раз шла об архитекурном ансамбле. На протяжении 175 лет Троицкий собор имел посвящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда состоялось переосвящение храма, в точности неизвестно; это событие могло призойти на временном промежутке с 1687 по 1727 год.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Один из венецианских мастеров, Антон Фрязин, поставил на Москве-реке стрельницу, а под нею вывел тайник; Марко Фрязин поставил стрельницу на углу, Беклемишевскую; Петр Антон Фрязин поставил две стрельницы, одну у Боровицких ворот, другую у Константиноеленинских, и построил часть стены от Свибловской стрельницы до Боровицких ворот и провел стену до Неглинной; в 1495 году великий князь велел сносить дворы и церкви за Москвою против города и заложил стену каменную не по старой стене, возле Неглинной; между стеною и дворами велено было оставить 109 сажен пустого пространства. В последний год жизни Иоанновой разобрали старый собор Архангельский и заложили новый, неизвестно, по плану какого архитектора. Мастера, выписанные было из Пскова для строения Успенского собора, не остались без дела и после приезда Аристотелева; они построили Троицкий собор в Сергиеве монастыре, соборные церкви в монастырях московских - Златоустовом и Сретенском, Благовещенский собор на дворе великокняжеском, церковь Ризположения на митрополичьем. В 1496 году поставлена была церковь Успения в Кириллове Белозерском монастыре, ставили пять месяцев, издержали 250 рублей; каменщиков и стенщиков было 20 мастеров, из них старший - Прохор Ростовский. Через семь лет после построения Успенского собора, в 1487 году, великий князь велел венецианскому архитектору Марку заложить большую палату на своем дворе, где стоял терем; в 1491 году она была готова - это была так называемая Грановитая палата, которая назначалась для торжественных приемов и собраний, а жил великий князь в старом деревянном дворце. Только в следующем, 1492 году он велел разобрать этот деревянный дворец и поставить каменный за Архангельским собором, а сам во время его постройки жил в доме князя Патрикеева; но в следующем же, 1493 году этот новый дворец сгорел, так что великий князь принужден был на некоторое время перебраться в домы простых людей к Яузе, к церкви Николы в Подкопаевом; наконец, в 1499 году он велел заложить дворец каменный, а под ним погреба и ледники на старом своем дворе у Благовещения и вести стену каменную от двора своего до Боровицкой стрельницы; строителем был мастер Алевиз из Медиолана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Только в XIX веке, когда Неглинную заключили в трубу, Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом. Петровский монастырь входил в число монастырей-сторож северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить монастырь почти заново. К тому же рядом расположился загородный великокняжеский дворец, и это, вероятно, ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Заказ на перестройку монастыря и строительство нового каменного собора явно был высочайший. О том свидетельствует, во-первых, имя приглашенного московским государем мастера, Алевиза Фрязина. А во-вторых, купол нового собора Петровского монастыря был увенчан подобием «древней короны греческих царей», как писал один старинный московский историк. Есть версия, что тогда же Петровский монастырь впервые был официально назван «Высоко-Петровским». В старину здесь проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте. В XVII столетии дважды в год, в семик после Пасхи и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы. А в конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682-1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином.

http://pravoslavie.ru/83.html

·  10. Благовещенский собор. Здание собора постройки 1397 г. было в 1482 году разобрано до цоколя, и на старом подклете выстроен новый пятиглавый храм, освященный 9 августа 1489 года. В 1564 году были надстроены четыре верхних придела с их главками, и пристроена вторая южная паперть. Три верхние придела: 1) Архангела Гавриила, 2) Собора Пресвятой Богородицы, 3) Входа в Иерусалим, сохранили древние иконостасы. Четвертый, св. Георгия, был переустроен в 1822 году и получил новое наименование Александра Невского. В 1837 году в первой южной паперти устроен придел Николая Чудотворца. 11. Зачатия Св. Анны, что в Углу. Зарядье, Кривой переулок. Упоминается уже под 1493 годом. Сложена из белого камня. Обновления были в 1547 и 1752 годах. Придел Екатерины Мученицы построен царем Алексеем Михайловичем в 1658 году. Другой придел Мученика Мины более древнего времени. Колокольня середины XVIII века. 12. Рождества Богородицы, в Рождественском монастыре. Построена неизвестно когда. Придел Сошествия Св. Духа пристроен в 1814 году, придел Димитрия Ростовского – в 1820 г. 13. Чуда Архистратига Михаила, на дворе Чудова монастыря. Старый храм был разобран в 1501 году: воздвигнутый на его месте новый освящен в 1503 году. В 1913 году 13 мая освящена новоустроенная в подклете церковь Патриарха Ермогена. Колокольня построена в 1779 году. ·  14. Николая Чудотворца, что в Мясниках. Мясницкая, 35. Древнейшая часть, Никольский придел, построена неизвестно когда. В 1705 году с юга пристроен обширный храм Сошествия Св. Духа и выстроена отдельно стоящая колокольня. В 1883 году с северной стороны пристроен придел Апостола Матфея. / 15. Архангельский собор. Выстроен в 1505–1508 годах на месте разобранного старого храма, стоявшего с 1333 года. Зодчим был фрязин Алевиз Новый. Контрфорсы с южной стороны устроены в 1772 году, северное крыльцо и югозападная палатка – в начале XIX века. – Над западным входом придел Покрова Пресвятой Богородицы. К юговосточному углу собора пристроен придел Зачатия Предтечи, к северовосточному – Мученика Уара.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

С тех пор княжеский двор на этом месте остался на века. В 1320-х годах он был с почетом предоставлен святителю Петру, Митрополиту Московскому, который перенес из Владимира в Москву митрополичью кафедру, сделав ее религиозной столицей России незадолго до того, как она окончательно стала столицей русских княжеств - в немалой степени благодаря поддержке Православной Церкви. Переехав в Москву, святитель Петр и сам поселился в Кремле - как известно, именно он основал здесь Успенский собор. А вот до того статус Всероссийской митрополичьей кафедры носила именно Предтеченская церковь. Так она короткое время побыла не только самым первым, но и самым главным храмом Москвы, а с ней - и всей России. Когда же после постройки Успенского собора митрополичий двор был перенесен ближе к нему, то старый двор у Предтеченской церкви опять вернулся во владение великого князя - и оставался великокняжеским двором до времен императора Николая I, построившего на том месте свой Большой Кремлевский дворец. Таким образом, этот древнейший " статус кво " сохранился и при императоре Николае, и при последующих государях, и в наше время. Деревянной Предтеченская церковь стояла до 1461 года. Только великий князь Василий II Темный приказал впервые выстроить ее каменной. В подклете храма княгиня хранила свои сокровища. Но и это здание церкви оказалось недолговечным, и вскоре было заменено другим после пожара 1493 года. Тогда, наконец, Предтеченская церковь обрела свой окончательный вид - в 1509 году придворный кремлевский архитектор итальянец Алевиз Фрязин выстроил новый каменный Предтеченский храм. Именно это сооружение дожило до XIX столетия и было снесено при строительстве Большого Кремлевского Дворца в 1846 году. Вскоре после постройки Алевизом каменного храма в нем произошли изменения. Придел первой, деревянной Предтеченской церкви был освящен во имя св. Варлаама Хутынского, и по всей вероятности, перенесен впоследствии в каменное здание храма. Однако предположительно в 1583 году он был переосвящен во имя св.

http://sobory.ru/article/?object=40755

Расстоянием одна башня от другой на выстрел из лука или пищали для того, чтобы они могли обстреливать. Под землею устроены были из кирпича и белого камня подвалы, ходы, спои и водные течи, по свидетельству летописи Крекшина, «осаднаго рода сиденья»; в первых хранились порох, пушечные ядра и другие военные снаряды; а последние проводили из реки воду в город. В 1508 году Алевиз Фрязин обложил кирпичем ров около стены; выкопаны пруды и устроена плотина. 1032 Так устроена и снаряжена была эта крепость, памятник военной Архитектуры XV века! Она называлась городом, каменными и большим городом (Bolsigorod), а после построения Китая, старым каменным городом и Кремлем, который составляет величественный памятник эпохи освобождения России от ига Монгольского и утверждение ее самобытности вместе с единодержавием. Судьба Иоанновых стен замечательна во многих отношениях от конца XV до начала XIX века, как увидим далее. Этой твердыни без осадных орудии не могли взять ни Магмет-Гирей в 1521 году, ни Девлет-Гирей в 1571 г., ни Казы-Гирей в 1591 году. Чужестранные путешественники, как очевидцы, оставили нам свидетельства, кои здесь повторим. Алб. Кампепзе в начал XVI века так отзывается о Кремлевской крепости: «она находится посредине города в виде отдельнаго, довольно большаго городка, и окружена твердыми степами и башнями». 1033 Современник Кампепзе, Павел Иовий Новокомский говорит, что «Неглинная при впадении своем в Москву образует полуостров, на конце коего стоит весьма красивый замок с башнями и бойницами, построенный Италианскими архитекторами, – «по образцу Миланской крепости,» прибавляет Гванини. По свидетельству Датского Принца Иоанна в 1602 году, «в самом замке, т. е. Кремле, огражденном высокими и толстыми стенами, было четыре башни четвероугольныя с воротами, в кои народ мог входить и въезжать со всех сторон». 1034 В таком положении находился старый большой город Кремль 1035 до самого нашествия Поляко-Литовцев! По сказанию Маскевича, они нашли на каждой башне и на воротах по 4 и по 6 орудий, кроме полевых пушек, коих так было много, что и перечесть нельзя. Он же упоминает о склепе в Цейгаузе, который служил пороховым погребом. 1036 Державшись там 19 месяцев, они привели крепость сию в оборонительное положение, окружили ее турами и острожками; некоторые ворота завалили; на башнях Кремлевских тогда развевались Польские знамена. С Деревянного и с Каменного большого города, также из под навесу у Земского двора наряд, т. е. пушки поставлены были по всем воротам и против ворот Кремля, 1037 по городовым воротам, стенам, у решеток стражи. При отбитии Кремля Русскими, с южной стороны часть стены и Петровская башня с церковью на ней были разрушены от пушечных выстрелов, в других местах стены и башни потерпели значительное повреждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕВИЗ ФРЯЗИН (СТАРЫЙ) один из итал. архитекторов и инженеров («мастер стенной»), работавших в Москве в 90-х гг. XV в. А. прибыл в Москву в 1494 г. во главе группы мастеров из Милана, с посольством Мануила Ангелова и Даниила Мамырева. Его отождествляют с пьемонтцем Алоизио да Карезано (Каркано) (Aloisio da Carezano (da Carchano)). В 1499 г. возвел на дворе вел. князя «полаты каменные и кирпичные, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещенья, да и стену каменну от двора... до Боровицкие стрельницы». Лит.: Cazzola P. Un artista piemontese alla corte di Ivan III?//Boll. della società piemontese di Belle Arti. N. s. 1964. Anno 18. Р. 160-168; idem. I «mastri friazy» a Mosca sullo scorcio del XV secolo (dalle Croniche russe e da documenti di Archivi italiani)//Arte Lombarda. N. s. 1976. N 44-45. Р. 157-172; idem. Mastry Frjazy di origine piemontese al Cremlino di Mosca//Boll. della società piemontese di Belle Arti. N. s. 1976-1977. Anno 30-31. Р. 93-101; Bussi V. Aloisio da Caresana. «L»Eusebiano», 1964; idem. Aloisio da Caresana: Nuove richerche//Le parocchie di S. Guiliano e S. Bernardo. Vercelli, 1970; idem. Storia di Caresana. Vercelli, 1975; Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV - начале XVI века по данным письменных источников: (Опыт составления словаря)//Реставрация и архитектурная археология. Новые мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 1]. С. 225-226. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64044.html

Например, почему к таковым отнесли «оценку результатов индустриализации»? В чём здесь трудность? Да, результаты индустриализации неоднозначны: с одной стороны, прогресс и преодоление экономической отсталости, с другой - дисбаланс в развитии отраслей экономики групп «А» и «B». И то, и другое - исторические факты, с которыми не поспоришь. Но неоднозначность явления - это не трудность, а диалектика. «Трудными» в нашем понимании являются такие вопросы, которые априори не имеют однозначного ответа и вызывают диаметрально противоположную интерпретацию (заведомо непримиримые точки зрения, по которым невозможен консенсус). К таким вопросам можно отнести, например, следующее: «Были ли неизбежными революции 1917 г., распад СССР ? Кто несёт главную историческую ответственность за их трагические последствия»? Было бы целесообразнее классифицировать «трудные вопросы» как неоднозначные и противоречивые. Во-вторых, стандарт (а, следовательно - учебник) не должен содержать двойных толкований и давать заведомо неверную интерпретацию исторических событий. В-третьих, на наш взгляд, должен быть расширен перечень дат. В проекте стандарта представлен усечённый вариант. В нём (на примере Древней Руси) отсутствуют такие события, как разгром Хазарского каганата (965 г.), печенегов (1036 г.), половцев (1111 г.). Но без них невозможно понять предпосылки стабилизации и внутреннего развития страны при Владимире Святом, Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. Или, например, указаны даты княжения Владимира Святого, но не упомянуты даты княжений всех его предшественников - надо их восстановить, пусть, и не маркируя в качестве основных событий. В-четвертых, нуждается в корректировке список терминов. Необходимо уточнить и дополнить их, установить градацию по важности. Конкретные примеры: упоминаются такие социальные категории, как «люди», «смерды», «закупы», «холопы», но отсутствуют «огнищане», «тиуны», «рядовичи», «серебряники». В-пятых, необходимо самым тщательным образом проанализировать перечень персоналий, составленный на сегодняшний день произвольно. Например, в него включён Всеслав Полоцкий, но не упоминаются Ярополк I, Семён Гордый и Иван II Красный; включены Юрий Дмитриевич и Дмитрий Шемяка, но не упоминается Василий Косой; включены митрополиты Пётр, Алексий и Иона, но не упоминается Исидор; включён Аристотель Фиораванти, но не упоминаются Алевиз Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и Алевиз Новый.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/22/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009